Что такое праведность

Что такое праведность

♦ состояние совершенства и безгреховности

А. Темы в Библии

ПРАВЕДНОСТЬ как тема послания к Римлянам:

Рим 1:17

Б. Праведность человека

1. Сами по себе люди неправедны

♦ никто не праведен:

Пс 13:1–3; Пс 52:2,4; Рим 3:10–12,23

♦ наша праведность как запачканная одежда:

Ис 64:6

♦ мы заслуживаем гнев Божий:

Рим 1:18; Еф 2:3

2. Бог дает нам праведность

а.

Примеры из Ветхого Завета

♦ Аврам:

Быт 15:6

♦ Давид:

Пс 31:1,2; Пс 102:18

♦ Исаия:

Ис 45:8,24; Ис 46:13; Ис 61:10

б. Праведность верующих во Христа

♦ Бог провозглашает нас праведными:

Рим 3:21,22; Рим 4:1–8; Гал 3:21,22; Флп 3:8,9

♦ Бог вменяет нам праведность через Христа:

Рим 4:11,22-24

♦ Его праведность — дар:

Рим 5:17

♦ мы становимся праведными перед Богом:

2Кор 5:21

3. Верующие называются праведными

♦ в Ветхом Завете:

Пс 1:5,6; Притч 10:3,6,7,20–22; Ис 26:7; Ос 14:9

♦ в Новом Завете:

Мф 25:37,46; Евр 12:23; Иак 5:16

4. Обязанности относительно праведного образа жизни

♦ быть орудием праведности:

Рим 6:13,18,19

♦ стремиться к праведности:

Мф 5:6

♦ выказывать праведность:

Мф 5:20; Ам 5:24

♦ держаться праведности:

Ис 51:1; 1Тим 6:11; 2Тим 2:22

♦ облечься в праведность:

Еф 4:24; Еф 6:14

♦ искать праведности:

Мф 6:33

♦ являть плоды праведности:

Ос 10:12; 2Кор 9:10; Евр 12:11

♦ жить для праведности:

1Пет 2:24

♦ делать все по правде:

1Ин 2:29; 1Ин 3:7

♦ избегать греха:

2Кор 6:14,15

5. Слово Божие учит праведности:

2Тим 3:16,17

6. Последняя ступень праведности

♦ небеса — дом праведности:

2Пет 3:13

♦ мы получаем венец праведности,

2Тим 4:8

♦ см. оправдание

В. Праведность Бога

1. Бог Отец

♦ Бог праведен:

Пс 7:10; Ис 45:21; Иер 12:1; Ин 17:25

♦ Его деяния всегда праведны:

1Цар 12:7; Пс 144:17; Иер 9:24; Мих 6:5

♦ Он судит по правде:

Пс 9:5; Пс 97:9; Иер 11:20

♦ Его заповеди светлы, повеления праведны, истинны:

Пс 18:9; Пс 118:138,160; Рим 1:32; Рим 7:12

♦ Его правда пребывает вовек:

Пс 110:3; Пс 111:3

2. Праведность Иисуса

а. Ветхозаветные пророчества

♦ Его имя «Господь — оправдание наше»:

Иер 23:6; Иер 33:16

♦ Праведник:

Ис 53:11

♦ Солнце правды:

Мал 4:2

♦ облечен в праведность:

Ис 11:5; Ис 59:16,17

♦ любит праведность:

Пс 44:8

♦ судит праведно:

Пс 71:2; Ис 11:4

♦ царствует по правде:

Ис 32:1; Зах 9:9

б. Утверждения Нового Завета

♦ Праведный:

Деян 3:14; Деян 7:52; 1Ин 2:1

♦ исполнил всякую правду:

Мф 3:15

♦ жил праведно:

Рим 5:18; 2Кор 5:21; 1Пет 3:18

♦ наша праведность:

1Кор 1:30

♦ любит праведность:

Евр 1:8,9

♦ праведный судия:

2Тим 4:8

3. Верующие — праведность Божию

♦ признают:

Езд 9:15; Дан 9:7

♦ видят:

Мих 7:9

♦ проповедуют ее:

ИОВ (еврейский איוב, греческий ‘Ιώβ, латинский lob) Многострадальный, библейский праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Книга Иова состоит из 2 частей: прозаическая повествовательного обрамления (пролог — главы 1-2; эпилог — глава 42, стихи 7-17) и ритмизированных поэтических глав. В прологе описывается непорочный, честный и богобоязненный житель земли Уц Иов, которого с дозволения Бога испытывает сатана, пришедший предстать пред Господом между «сынами Божиими» (Иов. 1:6). Праведный Иов обрекается на горе и страдание: гибнут его 10 детей и всё имущество, сам он поражён мучительной болезнью (1:13-2:10). При этом сатана выступает не как противник Бога, а как враг и обвинитель человека. Он заявляет, что Иов чтит Бога не бескорыстно, а лишь потому, что Бог помогает ему (1:9-10), стоит отнять у праведника имущество, детей и здоровье, и он проклянёт Бога (1:11, 2:5). В поэтической части книги представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ ему Бога. Иов жалуется на свою участь, обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14-30, 16:1-5), утверждает свою непорочность (главы 23, 27, 31), требует суда с Богом (9:29-35, 16:21-22). Он обвиняет Господа в несправедливости Его кар (глава 10), теряет веру в воздаяние за добродетель (глава 21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (глава 24). Друзья Иова утверждают принцип высшей справедливости: Бог наказывает грешников и вознаграждает праведников (4:7-9). Страдания Иова и его нежелание признать свою неправоту склоняют друзей к мысли, что сам Иов — великий грешник (глава 22). Бог, вступивший в спор, не объясняет Иову причину его бедствий, но показывает несоизмеримость человеческого страдания и величия Творца мира, частью которого является человек (главы 38-41). Иов берёт назад свой вызов, «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6). В прозаическом эпилоге книги Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях (42:10-17) и порицает его друзей за то, что те говорили о Нём «не так верно, как раб … Иов» (42:7). Иов упоминается также в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Коране (суры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встречается в апокрифическом «Апокалипсисе Павла» (главы 27, 49). Существует также апокрифическое «Завещание Иова», написанное на греческом языке.

Реклама

День памяти в Русской православной церкви — 6(19) мая, в Римско-католической церкви — 10 мая.

Прозаические и поэтические части Книги Иова представляют собой, по заключению современных исследователей, независимые, но инкорпорированные одно в другое, литературные произведения. Особенностью книги являются слова (свыше 100), встречающиеся только в ней. С одной стороны, язык книги (особенно в диалогическом дискурсе) демонстрирует значительное влияние арамейского языка, что позволяет говорить о составлении повествования на севере Палестины или даже о его переводном характере. С другой стороны, имена друзей Иова, отражающие их происхождение, — Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин, Софар Наамитянин — могут указывать на связь поэтической сюжетной основы с Эдомом (территория к югу, юго-востоку от Мёртвого моря). Земля Уц отождествляется с Эдомом также в Плаче Иеремии (4:21). Ключевые сюжетные звенья Книги Иова демонстрируют влияние древнеперсидской (сюжет о сатане), а также древнеегипетской и вавилонской литературных традиций (фигура праведника, сюжет испытания праведника). Большинство современных исследователей датирует прозаическую часть Книги Иова временем до 6 века до нашей эры, поэтический текст — между 6-4 веками до нашей эры. Главы 28 и 32-37, возможно, являются позднейшими вставками.

Книгу Иова комментировали и исследовали ещё в древности; к ней обращались богословы, философы, писатели (Ефрем Сирин, Григорий I Великий, Августин Блаженный, И. В. Гёте, А. С. Пушкин, С. Кьеркегор, Н. А. Бердяев, М. Бубер и др.). Насчитывают свыше 30 интерпретаций только основной темы этой книги, среди которых: судьба Иова — пример терпения для всех страдающих, особенно невинно; страдание праведника является средством очищения души; праведник страдает за коллективный грех всего народа; оправдание Бога (теодицея); указание на то, что Бог стоит выше любой этики; Бог испытывает людей, чтобы дать возможность им проявить себя, а затем воздать им; утверждение существования провидения и предопределения; описание духовной эволюции через физическое и интеллектуальное страдание в новую идентичность личности; аллегория страданий еврейского народа в египетском плену; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.

Иконография. Наиболее ранние изображения Иова встречаются в росписях синагоги в Дура-Европос (245-256). В дальнейшем история Иова, провозвестника воскресения, служившего образцом веры и терпения, иллюстрировалась во всех видах христианского изобразительного искусства: в скульптуре (саркофаг Юния Басса, 359, музеи Ватикана; фасад северного трансепта собора в Шартре, начало 13 века), в миниатюре (Евангелие Раввулы, 586, Библиотека Лауренциана, Флоренция; «Слово Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; «Иов и утешители», миниатюра «Часослова Этьена Шевалье» Ж. Фуке, 1452-60), в монументальной живописи (фреска Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде, 1125, витражи капеллы Сент-Шапель в Париже, 1239-1248, и Руанского собора, 13 век). Обычно Иова изображают сидящим на гноище, с обнажённым телом, покрытым язвами, в окружении троих друзей, упрекающих его. Сцены из жизни Иова включались в ветхозаветные циклы росписей (фрески Бартоло ди Фреди в Колледжата, СанДжиминьяно, 1367). История Иова представлена Т. Гадди в пизанском Кампосанто (середина 14 века). Икона Иова начиная с 17 века встречается в праотеческом ряду русских высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря, 1652). Согласно иконописному подлиннику 17 века, Иов был «сед, брада Николина. На главе шапка… а шуба на нём княжеска». Житийные иконы Иова крайне редки («Житие праведного Иова», 19 в., ГИМ). В эпоху Возрождения Иов среди других святых предстоит Богоматери . В 15-16 веках Иов почитался в Западной Европе и как покровитель музыки и изображался в компании музыкантов, утешающих его своей игрой («Алтарь Иова» А. Дюрера, 1504, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Музей Вальраф-Рихард-Людвиг, Кёльн); согласно легенде, он расплатился с ними кусочком своей кожи, который чудесным образом превратился в золотую монету (миниатюра, иллюстрирующая поэму «Девять чтений из Иова» П. Нессона, 15 век, Национальная библиотека, Париж). В 17 веке сюжеты из жизни Иова были популярны в живописи барокко: картины «Многострадальный Иов» Х. Сегерса (1-я половина 17 века, Национальная галерея, Прага); «Жена, насмехающаяся над Иовом» (Ж. де Латура, около 1635, Департаментский музей Вогезов, Эпиналь) и др. Романтичным пафосом проникнуты иллюстрации к Книге Иова У.

Блейка (1818-25, акварель).

Праведность

(Righteousness). Словами «праведный» и «справедливый» обычно переводится евр. saddiq, первоначально означавшее «прямой», «правый «. Ему соответствует греч. dikaious так в греческом обществе называли все то, что соответствовало законам и социальным нормам. Производные существительные от этих прилагательных sedeq (sedaqa ) и dikaiosyne. Глаголы sadak и dikaioo означают «поступать справедливо», «быть праведным», «отстаивать» или «оправдывать» (в юридическом смысле «объявления правым» и «отношения как к правому»).

В ВЗ. Бог Израиля открывает ся как Бог праведности, Который всегда справедлив в своих суждения и делах (Быт 18:25; Втор 32:4; Пс 10:7; Дан 9:14). В.з. концепция праведности тесно связана с идеей БогаСудьи (Пс 9:8; 49:6; 142:2): Бог судит беспристрастно; Он не обеляет виновного и не бросает праведного. Судьи Израиля призваны следовать Его примеру (Исх 23:7; Втор 1:1617; 10:1718; Пс 97:9). Так, справедливость Бога открывает ся в наказании Им грешников и непокорных (Неем 9:33; Пс 7:917; Плач 1:18; Дан 9:14). Еще более явственно о справедливости Бога свидетельствует то, что Он освободил свой народ от врагов и угнетателей (1 Цар 12:611; Пс 9:79; 50:14; Ис 46:1113). БогСудья приходит спасать бедных и угнетенных, освобождая их от несправедливости и восстанавливая их права (ПсЗЗ:1622; 71:14; 82; Ис 11:4). Более того, Он обходится с ними как с правыми, поскольку они правы по отношению к своим грешным угнетателям (Пс 75:11; 142:13,1112). Тем самым справедливый суд Бога часто выражается в Его спасительных действиях. Справедливость многократно увязывается, причем самым тесным образом, с Божьим спасением, милосердием и любовью, особенно в Пс и Ис (Пс 39:10; 84:910; 97:23; Ис 45:84; 46:13; 51:5; Иер 9:24).

Подчеркивание Божей справедливости, обретающей форму спасения, еледует понимать в контексте Божьего заветас Израилем. Бог по своей милости заключил завет с Авраамом и его наследниками, и справедливость (праведность) Бога проявляется в том, что Он неуклонно соблюдает завет (1Пар 16:1617,35; Ис 46:913; Иер 33:2536). Завет не избавляет греховный Израиль от Божьего суда, но после наказания Бог освобождает свой народ и тем самым свидетельствует о своей справедливости (урок Вавилонского пленения). Бог оправдывает народ завета, объявляя его праведным, не потому, что евреи твердо соблюдали закон, а в силу того (или на том условии), что их раскаявшиеся души преданы Ему и стремятся соблюсти Его завет (Быт 15:6; Пс 31:1011; 102:1718; Ис 50:8; 53:11). Суд или наказание Божье, т.о., и акт справедливости, и дар милости.

Современные ученыебиблеисты, опираясь на ВЗ, часто слишком подчеркивают милосердие в праведности Божьей, упуская из виду ее юридическикарающий аспект. Праведность БогаСудьи столь же явно проявляется в наказании нарушителя закона, как и в освобождении оправданного. Следует, однако, заметить, что в ВЗ преобладает позитивный аспект Божьей праведности, в то время как наказание теснее связано с понятием Божьего гнева.

Вершина этого позитивного аспекта находит выражение в теме Мессии, Который станет истинно справедливым царем Израиля и приведет его, как и все народы, к окончательному осуществлению справедливости Божьей (Пс 71; Ис 9:7; 11:35; 42:6; Иер 23:56; 33:1516; Зах 9:9).

В НЗ. Значительная часть НЗ показывает, что Иисус из Назарета несомненно Мессия, и, т.о., божественная цель справедливости и спасения обрела в Нем средоточие. Отсюда неудивительно, что праведность оказывается тесно увязанной с н.з. темой Царства Божьего (Мф 5:10; 6:33; 13:43; Рим 14:17). Праведности и Царству приготовил путь Иоанн Креститель, а осуществил их Иисус (Мф 3:15; 5:1720; 21:32; Деян 3:14,2526).

Иисус говорит о лжеправедности тех, кто превозносит свою нравственность, полагая себя праведным и оправданным (Мф 23:28; Лк 16:15; 18:9). Он учит, что истинное оправдание получат те, кто признает свои грехи и вверит себя Богу (Мф 5:36; Мк 2:17; Лк 18:14).

Ключевым здесь оказывается особое толкование «праведности», к-рое во всей полноте изложил ап. Павел. Следуя учению Христа, ап. Павел объясняет, что всякий, кто ищет праведности исполнением дел закона, не может быть оправдан в глазах Бога, поскольку всякий человек грешник и не способен достичь Божьего уровня праведности (Рим 3:910,20,23; Гал 2:16). Т.о., праведность Божья представляется как дар, крого мы не заслуживаем (Рим 3:24; 5:1517). Это благодатное провозвестие, в к-ром Бог называет праведным того, кто уверовал в Иисуса Христа (Деян 13:39; Рим 3:22; 5:1,18). Бог возвещает о прощении грехов оправданного как о результате искупительной смерти Христа, так что наряду с грешниками Бог сам оказывается оправданным (Рим 3:2526; 5:89; ср. 1 Ин 1:9; 2:2).

Однако в НЗ ясно указывается, что всякий провозглашенный праведным по вере должен, по вере же, стремиться исполнять дела праведности и возрастать в праведности дарами благодати Божьей (Рим 6:1218; Еф4:24; 5:9; Флп 1:11; Евр 11; Иак 2:1726; 1 Пет 2:24; 1 Ин 2:29). Своей благодатью Богприводит оправданного к высшей праведности (Гал 5:5; Евр 12:23; 2 Пет 3:13) в день Христов, когда Бог судит весь мир (Лк 14:14; Деян 17:31; 2 Тим4:8).

Т.о., как в ВЗ, так и в НЗ божественная справедливость (праведность, правда) находит выражение в гневе и суде над нераскаявшимися грешниками (2 Фес 1:59; Рим 2:59; Откр 19:2) и достигает победы через любовь, в спасении от греха всех тех, кто кается и провозглашает исполнение Божьих обетований во Христе.

Теологические концепции.

В систематической теологии праведность (справедливость) рассматривается, прежде всего, как атрибут Божьего бытия (один из моральных и сообщаемых человеку атрибутов) и затем уже как атрибут человека, сотворенного по образу Божьему.

Божественная праведность (справедливость) . Праведность есть атрибут Божий, благодаря к-ром у нам открывает ся в Божьей природе вечная и совершенная моральная норма истины. Праведность тесно связана с Божьей святостью (нравственным совершенством), с одной стороны, и нравственным законом (волей) Бога как выражением Его святости с другой. Хотя библейский лексикон не делает различий между «праведностью» и «справедливостью», теологи часто относят первое понятие к собственно божественному атрибуту, а второе к действиям Бога по отношению к Его творениям. Т.о., справедливость Бога находит воплощение в том, как Он управляет вселенной с помощью различных законов и наделяет ее различными правами, в соответствии с иерархией существ, сотворенных Им. Это т.н.» законодательная справедливость «, но существует еще и «распределительная справедливость», в рамках крой Бог устанавливает законы и наделяет каждого положенными ему правами, иначе говоря, обращаясь к каждому сотворенному Им существу в соответствии со значением и местом его в мироздании. Распределительная справедливость по отношению к творениям, крые несут в себе нравственное начало, выражается в наказании за грех и непокорность (наказывающая справедливость) и в награждении за добро и покорность (вознаграждающая справедливость, Рим 2:511).

В систематической теологии гармония Божьей любви и справедливости рассматривается гл. обр. в рамках учения об искуплении Христовом. На кресте Бог исполняет требования собственной справедливости по отношению к нашему греху, так что в искупительном акте Христа Божья священная любовь выступает как высшее проявление наказывающей справедливости и одновременно как высшее проявление прощающей милости.

Человеческая праведность. В вероучительном плане праведность человека можно определить в четырех категориях. (1) Изначальная праведность. Бог сотворил человека праведным, высоконравственным (Еккл 7:29; Быт 1:31), но человек из этого первоначального состояния впал в состояние греха. (2) Христова праведность. Со времени Адамова грехопадения Христос единственный Человек, Который абсолютно исполнил нравственный закон Божий и сохранил праведность (Мф 5:17; Ин 8:29,46; Евр 4:15; 1 Пет2:22). Поскольку Христос Богочеловек, Его праведность обладает бесконечной ценностью, неся спасение всем верующим. (3) Вмененная праведность (оправдание). Бог, оправдывая верующего, провозглашает его праведником, что составляет шаг ко спасению. Протестантская теология настаивает, что спасаемому вменяется Христова праведность (записываемая на «счет» верующего); католическая теология учит, что Бог оправдывает верующего в соответствии с праведностью, накопленной заслугами Христа и поддерживавмой добрыми делами. (4) Восстановленная праведность (освящение). Объявленный праведным, верующий возрастает в подобии Христу (будучи восстановленным в образе Божьем) и обретает праведность в реальном нравственном смысле, т.е. освящается. Большинство теологов считает, что освящение процесс постепенный, не завершающийся в земной жизни.

См. также: Изначальная праведность; Освящение; Оправдание; Бога, атрибуты.

Оцените определение:

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Праведность в Библии

В своей жизни я часто встречал христиан, страдающих от самоосуждения и чувства вины. Когда-то я и сам пережил подобное, и все эти чувства мне прекрасно знакомы. Однако я не буду здесь рассказывать о своих личных переживаниях. В Библии ясно говорится, что «если сердце нас не осуждает, то мы можем со всей уверенностью приходить к Богу» (1 Иоанна 3:21, перевод «Слово Жизни»). Аналогично можно сказать, что если наше сердце осуждает нас, то мы не можем со всей уверенностью приходить к Богу.

Любой болезни противодействует определенное лекарство, способ лечения. Виновности и осуждению противопоставляется праведность. Праведность и осуждение — противоположные друг другу понятия. Если человек праведен – значит, он невиновен, а если он виновен – то он не праведен. Одно исключает другое. Кроме того, способ приобретения праведности одновременно определяет, каким образом праведность может быть потеряна. Например, если бы кто-то для обретения праведности перед Богом должен был совершать определенные дела, то несовершение этих дел, очевидно, повлекло бы за собой потерю праведности, что, в свою очередь, сделало бы этого человека неправедным, виновным в преступлении и достойным осуждения. Что же сказано в Библии относительно праведности? Каким образом человек становится праведным перед Богом? Вероятно, вы часто слышали ответ: «совершая добрые дела». Но этому ли учит нас Библия? НЕТ! «Евангелие» означает «благая весть» и отрывок, приведенный ниже, как раз заключает в себе эту благую весть. Давайте прочтем:

Римлянам 3:20-28
«…потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание ДАРОМ, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? дел? Нет, но законом веры. ИБО МЫ ПРИЗНАЁМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРАВДЫВАЕТСЯ ВЕРОЮ, НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ ЗАКОНА».

Этот отрывок, как и многие другие отрывки Нового Завета, несет в себе настоящий переворот. «Евангелие» означает «благая весть», и весть в только что прочитанном нами отрывке – поистине благая! Эти стихи с самого начала дают нам ясно понять, что человек никак не может получить оправдание, т.е. стать праведным, соблюдая Моисеев закон (включая 10 заповедей, которые также являются частью этого закона). В Библии ясно говорится, что добрые дела – даже такие, например, как соблюдение всех 10 заповедей, хотя они и составляют лишь малую часть всего закона, – не могут сделать нас праведными перед Богом. Дело не в том, что добрые дела не угодны Богу; дело в том, что нам бы их никогда не хватило, чтобы достичь праведности, к тому же их предназначение совсем не в этом. Мы не можем заслужить праведность перед Богом добрыми делами. Если ваша праведность опирается на ваши дела, то это вовсе не праведность, а лишь личные заслуги, успокаивающие на какое-то время вашу совесть, но не имеющие никакой силы в глазах Бога. И если, в результате, вас гнетет чувство вины и осуждения, то это потому, что вы знаете, что ваших дел недостаточно, и вы думаете, что это влияет на отношение Бога к вам. Возможно, вы даже слышите Его гневный голос, укоряющий вас за ваши проступки и неудачи: «Как ты только мог?! Ты не оправдал Моих ожиданий. Ты виновен». Дорогой брат или сестра, это – не голос Бога. Бог никогда не ожидал, что ты станешь праведным добрыми делами. Напротив, Он дал тебе праведность даром («получая оправдание даром, по благодати Его» (Римлянам 3:24)) в тот самый момент, как ты уверовал в Его Сына. Ты УЖЕ праведен! Праведность не достигается постепенно, а дается нам в момент уверования в Господа Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых. Это – ДАР, а не награда, заслуженная делами («человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28)).

О том же самом говорится в отрывке 2 Коринфянам 5:21:

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, ЧТОБЫ МЫ В НЕМ СДЕЛАЛИСЬ ПРАВЕДНЫМИ ПРЕД БОГОМ».

В первой части отрывка говорится о действии и о совершившем это действие, тогда как во второй части показан результат действия и те, на кого оно направлено. В чем заключается действие? В том, что Бог отдал Своего Сына за нас, сделал Его, не знавшего греха, жертвой за наш грех. Каков результат этого действия? Для чего Бог совершил это? Для того, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом! Таким образом, наша праведность зависит не от наших дел, а исключительно от того, что совершил Господь Иисус Христос. Он совершил все необходимое, отдал Себя за нас, чтобы мы стали праведными. А поскольку Его дело завершено полностью, значит и праведность получена нами во всей полноте. Здесь уже ничего не убавишь и не прибавишь! И вновь в отрывке Римлянам 8:29-30 нам говорится:

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Кто оправдал нас?

Кто сделал нас праведными? Не мы своими добрыми делами, а Бог! Обратите внимание на использование прошедшего времени в этом отрывке: «а кого оправдал», — говорит Слово Божье. Наше оправдание – уже свершившийся факт. Нельзя воспринимать его как результат долгого процесса, во время которого мы своим поведением шаг за шагом достигаем новых этапов, или как постоянно изменяющуюся величину, зависящую от ежедневной оценки наших дел. Напротив, наше оправдание – это дар, данный нам через жертву Иисуса и доступный всем, кто уверует, что Он – Божий Сын. Веришь ли ты, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Мессия? Если так — значит, ты рожден свыше, ты – Божье дитя, ты спасен и праведен перед Богом независимо от твоих дел, и все эти утверждения истинны уже СЕЙЧАС!

1 Иоанна 5:1
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден».

Римлянам 10:9-10
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Иоанна 1:12-13
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Галатам 3:26
«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;»

Подведем итог: праведными перед Богом мы становимся автоматически в момент уверования, независимо от наших дел. И если мы как прежде испытываем чувство вины и осуждения, то эти чувства НЕ от Бога. Ведь Он Сам сделал нас праведными! А значит, осуждению не место в нашей жизни. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок, но реакцией на эти ошибки ни в коем случае не должно стать осуждение. Совершив ошибку, мы должны исповедаться перед Богом, искренне покаяться и продолжать свой путь веры.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Основы библейского христианского образа жизни

Хартвиг Хенкель

БОЖЬЯ ПРАВЕДНОСТЬ

Наибольшим препятствием для верующих в установлении живых отношений с Господом является чувство вины, недостойности и боязни Бога. Пока существуют эти барьеры, двигающая сила Божьей любви проистекать не может.

Решением этой проблемы выступает новозаветное учение о праведности. Жизнь в праведности приводит к правильной связи с Богом: мы знаем, что мы угодны Ему; мы стоим перед Богом без чувства греха, вины или неполноценности и можем безбоязненно наслаждаться Его любовью.

В Новом Завете встречаются два абсолютно противоположные вида праведности, которые обретаются разными путями и отличаются своими результатами:

1. Собственная праведность вменяется в заслугу за личные достижения и успехи.

Римлянам 4:4 «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу».

Римлянам 10:5 «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им».

Римлянам 9:31-32 Таким образом, жизнь, а именно: общение с Богом, становится результатом достигнутой нами праведности. Но, так как это требует слишком много усилий и энергии, а совесть постоянно осуждает нас за низкие результаты, погоня за далекой целью становится для нас нереальной. Напряжение, отсутствие радости и нарастающее ожесточение являются характерными признаками таких отношений с Господом.

2. В отличие от самоправедности, Божья праведность предлагается нам в качестве дара.

Римлянам 4:5 «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

Отказ от дел, направленных на то, чтобы угодить Богу, заслужить Его любовь или расположение, является наиболее ярким отличием библейского христианства от всех остальных религий, а также христианских религиозных традиций.

Вера в заместительную смерть Христа и Его жизнь, подчиненную Отцу, является единственной альтернативой нашим усилиям и делам. По вере нам вменяется послушание Иисуса и Его положение перед Отцом, так, как если бы мы достигли этого сами.

Филиппийцам 3:9 «И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере».

Римлянам 5:17 Дар праведности – это Божий дар, который обретается без всякой подготовки.

Вера, получившая этот дар, через исповедание ведет нас к новому опыту.

Римлянам 10:6 Ставший праведным по вере говорит.

Римлянам 5:1 Римлянам 5:9 1 Иоанна 1:7, 9 Мы оправданы по вере через кровь Иисуса. Мы верой призываем кровь Христа и исповедуем, что очищены от всякой неправедности. Мы не только обрели Божью праведность, но и стали ею, так как мы новое творение.

2 Коринфянам 5:21 «Ибо не знавшего греха Он соделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Ефесянам 4:24 «… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Как Иисус на кресте взял на Себя нашу неправедную природу, так мы взяли на себя Его праведную природу. Каждый, кто искренне и беспристрастно смотрит на библейские истины, придет к выводу, что христианин не должен сам достигать состояния безгрешности. Дарованная Божья праведность отнюдь не делает нас независимыми от Бога. Напротив, она углубляет наше сознание полной зависимости от Него. Если мы грешим, то только потому, что не используем силу благодати в нашей жизни.

Откровение 12:10-11 Сатана обвиняет верующих. Но они победили его кровью Агнца и словом своего свидетельства.

Наше исповедание, что мы очищены кровью Иисуса, является поражением сатаны.

Евреям 9:14 Кровь Христа может очистить нашу совесть от мертвых дел, которые делаются из страха или чувства вины, чтобы мы могли испытывать живые отношения с Богом.

Евреям 10:19-22 Свобода от осуждающей совести через кровь Иисуса дает нам дерзновение по отношению к Богу.

Жизнь, облеченная в Божью праведность, означает конец осуждению, чувству вины, недостойности и неполноценности, отвержению самого себя, самобичеванию, чрезмерному требованию к себе, страху перед ошибками или уже совершенными ошибками. Только так в нас может развиваться новый образ, новое творение.

Мы начинаем испытывать, что мы любимы, приняты, защищены, дороги и значимы. Мы можем верить, что Бог хочет иметь общение с нами. Подлинное переживание всего этого удовлетворяет наши глубокие потребности, которые сами по себе не являются чем-то превратным или предосудительным. Мы созданы так, что жить правильно мы можем тогда, когда чувствуем любовь и безопасность. Но Бог Сам должен удовлетворять эти потребности.

Исход 20:2-3 Люди, вещи или личные успехи не должны служить источником нашего удовлетворения и наполнения.

Познание Божьей праведности ведет к:

Римлянам 5:1 • миру;

Римлянам 14:17 • радости;

Римлянам 8:34-35 • Божьей любви;

1 Иоанна 3:19-22 Иакова 5:16 • вере в конкретные благословения;

Евреям 10:19 • дерзновению по отношению к Богу;

Притчи 28:1 • освобождению от страха;

Римлянам 3:26-28 • освобождению от гордости и ошибочной веры в свои способности или возможности;

Ефесянам 6:14 Исаия 54:17 • духовной борьбе.

» Назад

Праведничество как форма духовности 18.10.2013 05:42

Несомненно, решение насущного и сложного вопроса о едином определении духовности связано с неоднозначностью интерпретации корневого для данного понятия слова – «дух». Количество и качество толкований, оценок, характер восприятия указанной лексемы приводят нас к уяснению, как минимум, двух способов понимания: один наследует традицию классической спекулятивной философии (дух – «сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия» ), другой – согласован с религиозным типом сознания, с мыслью о бытии самостоятельной активной сущности (В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.) (Бытие гл.1, ст.1-2).

Автор современной научной статьи, посвященной определению понятия «дух», указывает на непопулярность указанного термина в новейшей философии . Словами Н.Н.Старыгиной, известного историка литературы, исследователя темы «праведничества», следует обозначить непреходящее значение результатов исследования форм духовности: «немодно, но и несуетно», «”старо”, но ведь и вечно» .

Отраженные в заглавии работы понятия (праведничество и духовность) могут соотноситься как универсальные категории – форма и содержание. Духовность, в таком случае, признается областью глубинного содержания человеческой личности; это «наличие духовных, интеллектуальных потребностей, интересов, идеалов» .

Духовности противопоставлена бездуховность. Согласно мнению Д.С.Лихачева, «лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру» . Академик сознательно выражает, реконструирует такую известную форму человеческого бытия и состояния личности, которая в современной науке может быть воспринята в качестве праведничества.

Отечественные мыслители, характеризуя особенности русской философской культуры, говорят о тесной связи этики и онтологии: «Русскому сознанию чуждо индивидуалистическое толкование этики: в нем речь идет не о той ценности, которая делает добрым, спасает или исцеляет лично меня, а о принципе, порядке, в конечном счете о религиозно-метафизическом основании, на которое опираются и жизнь всего человечества, и даже устройство всего космоса и благодаря которому человечество и мир спасутся» . Такой нравственно-философский синтез выражается в едином, не переводимом на иные языки слове «правда» – предданная глубинная первооснова индивидуального человеческого бытия и единственно возможный, истинный закон для всеобщего совершенного существования мира, его движения к идеалу в христианском духе. «Праведничество – социокультурный феномен, соединяющий в себе опыт напряженной духовной жизни, онтологической причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни» .

Таким образом, праведничество воплощает, проявляет духовность (идеалы, нравственность, интеллектуальные качества) личности, ощущающей свою связь с правдой мира, неотразимой истиной.

Однако, с точки зрения светского нерелигиозного сознания, неразрешимым остается вопрос о том, каким содержанием наполняется понятие «правда». Поэтому одновременно праведничество в науке следует понимать как этико-философскую оценочную категорию. Суть оценки заключается в признании нравственности, гармоничности человеческой личности, ее открытости, способности принять мир, выдержать бытие (по Гегелю) и т.д. Полноценный список необходимых признаков «праведничества» не может быть воссоздан по причине множественности пониманий центрального понятия – «правда».

Однако, при автономном бытийном (сознательном или бессознательном) проявлении личностью одного из указанных качеств или при соотношении этих качеств личности (или их совокупности) в сознании оценивающего с представлением об идеальности человеческого бытия происходит соприкосновение с универсальной сферой, областью неотразимой, самодостаточной, вечной истины. Изначально-житийное состояние соприсущности «мирам иным», устранение активной собственной воли определяется понятием «святость», которое «нельзя отождествлять с понятием нравственности» .

«Однако нравственность людей, неразрывно связанная с признанием Бога и бессмертия души, является выражением высшей духовности, той святости, которая имеет надмирный характер» . В точке пересечения нравственности, этики и святости как допустимого высшего уровня духовности заключается точка истинного понимания праведности – результата «поисков идеала» в русской культуры, в частности, литературе. По словам И. Ильина, «Русь именуется святою не потому, что в ней нет греха и порока; или что в ней «все» люди святые… Нет. Но потому что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её …» .

Литература

  1. Доброхотов А.Л. Дух // Новая философская энциклопедия: В 4 т.

    – М., 2010 Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/1032.html

  2. Ильин И.А. О «Богомолье» И.С.Шмелева // Шмелев И.С. Богомолье.– М.: Православное слово, 1997
  3. Курляндская, Г.Б. Онтология свободы в системе религиозно-философских взглядов Достоевского и Толстого.– Орел: ООО «Вариант», 2011.– 372 с.
  4. Львов М.Р. Толковый словарь антонимов русского языка.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2012
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М., 2007
  6. Старыгина Н.Н Лесков в школе.– М.: Владос, 2001
  7. Тарасов А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н.Толстого: Дис. … д.филол.н.: 10.01.01.– М., 2006
  8. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Франк С.Л. Русское мировоззрение.– М.: Наука, 1996

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *