Что такое отчитка

Что такое отчитка

Отчитка — церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. В Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5, 1–13; Лк. 8, 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17),— с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов». Тем более что Крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением — явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем, как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, — и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В Требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. <…> Вместе с тем стоит сказать несколько слов о неправильном, почти магическом отношении к отчитке. Одна пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать. А на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают святую воду или принуждают пойти в храм, — но это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу: «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом — присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию: человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам — надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». <…>

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». <…>

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает, при полной внутренней решимости, жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при Святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель — смирение.

Если гордость приятна демонам — именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, — то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание — всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание — когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания наиболее опасен, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость.— В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». <…>

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям — это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора: либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Текст публикуется с некоторыми сокращениями

Валерий Духанин

Православие.Ru

Нереальная Реальность. Вычитка. Женщина у храма

Сержъ Одесский

После прошедших событий в Реальной-Нереальности и желания поменять что-то в этой жизни, из разговоров с людьми, священнослужителями, прочтениями прессы, и понимая на подсознательном уровне, я еще раз убедился в том, что не посещения бабок, ясновидящих и целителей, ни модная «кодировка» у парапсихологов, не может помочь в решении жизненных проблем, тем более, что церковь, не то, что запрещает, а настоятельно не рекомендует этого делать. Как говорят:
— Говори, что свинья, так и захрюкает! А если точнее: – По вере Вашей будет!
Так почему же так происходит?
Все просто – человек существо социальное и очень мнительное. Кто-то, предскажет или нагадает час и дату какого-то рокового события или смерти, и ты с неимоверным страхом ждешь его, самостоятельно, с полным рвением и убеждением сжигаешь себя изнутри. Не так ли? Что, у Вас или Ваших знакомых такое разве не наблюдалось. Проведите эксперимент: придите к неопытному врачу «троечнику» (не в обиду сказано медицинской педагогике) и если Вы, зная о своих болезнях и любовно не рассказав про них врачу, получили от него роковой диагноз, некоторое время понаблюдаете за своими впечатлениями, поживете со своими страхами от неверно поставленного диагноза, что вы ощутите. Даже ругая домашние растения – они начинают (непонятно почему-то для Вас) сохнуть и увядать. Не рекомендую проводить такие эксперименты, потому, что все наполнено невидимой энергией, причинно-следственной связью. Как говорится в пословице: — Нет дыма – без огня.
Церковь рекомендует: пост, исповедь, причастие, жить по заповедям… Но уверен, что вы согласитесь со мной, лень матушка или не желание, не принятие заставляют нам этого не делать. Однако напрасно. Конечно, учить легче, чем самому исполнять учение. Вот поэтому мы так и живем! Ведь запретный плод сладок!
Но, как говорят: — Пройдя и Крым и Рим, и осознав тщетность самостоятельных попыток, что-то изменить и я, с нескрываемым любопытством, все таки появился в православном Храме Серафима Саровского. Настоятель церкви — отец Пантелеймон, благословенный патриархатом и имеющий право производить «вычитку» страждущих мирян, в соответствующие дни и часы проводит ее. Наверно у многих посещение церкви, особенно впервые, вызывает определенное волнение, боязнь чего-то необычного.
Так и получилось, что, придя, в первый раз на «вычитку», пришлось наблюдать за тем, как молодая женщина лет 30-ти, во время молитвы резким мужским голосом, исходящего из ее нутра, зарычав начала быстро говорить:
— Прекрати! Прекрати молитву!, но не останавливая молитвы, и только после того, как ее опрыснув святой водой, батюшка приложил крест ко лбу и животу, она завизжав, успокоилась.

Через некоторое время, она вновь и уже подскочивши с лавки, изогнувшись назад дугой, как гимнастический обруч, грубым мужским голосом пронзительно завизжала:
— Остановись! Прекрати! Прекрати молитву!, и в оцепенении упала назад, на пол.
Батюшка молитву не приостановил, а после того как присутствующие подняли ее, приложил крест ко лбу и животу, от чего эта женщина зашипела, как будто бы к ней приложили раскаленный кусок металла, еще раз опрыснул ее святой водой, зашел за алтарь, где взял и возвратившись положил на ее грудь липовый Крест (дар храму одного народного умельца), который она обхватила онемевшими руками и в оцепенении держала до конца молитвы, не произнося более ни одного звука.
После молитвы отец Паньтелеймон сказал, что в торцах этого липового Креста умелец врезал кусочки святого Армавирского дуба со Святой Иерусалимской земли. И что это Крест, весящий всего граммов четыреста, для одержимых, в тех, вкоторых вселилась нечисть – весом с метровый кусок рельса. И что вселившееся в нее, управляя ее телом, всячески пытался остановить молитву во время «вычитки», потому, что эта молитва для него, как Божьей бич, как луч раскаленной солнечной плазмы — изгоняющий их из тела человеческого.
И если бы это был единичный случай! Кто, уверен, присутствовал при таком, даже при обычной молитве в храмах, не говоря о великих Христианских праздниках, когда от нечеловеческого визга и воя становится жутко, не по себе. Одержимые извиваются и приобретя непривычные формы своего тела, падают на пол церкви. Честно говоря, от такого спину пробирает ледяной холод, становится жутко, от того сколько нечестии вокруг.
Оказывается не все так просто в этой жизни.
(Думаю, что не многие Библейские притчи прочитали люди, но каждый раз открывая Ветхий завет (замечу недавно и не часто) и прочитывая сказанное и написанное тысячи лет назад Царем Соломоном, еще раз убеждаешься, что технический прогресс совершенно не изменил человеческие отношения. Лишь только отдалил от земли, природы и загнал человека в свое одиночество. Я уже не говорю о забытых, уничтоженных революцией и войнами, семейных традициях.)
И непроизвольно возникает вопрос, почему так — молодые, полные сил люди умирают, а немощные старики, увечные мечтают, молят Господа, что бы прислал им смерть, желая в ней найти успокоение душе, но Он не дает? Почему так? Для чего их тело и сознание мучается здесь, на земле? Наверно Ему так угодно? Наверно они или их предки в тех жизнях грешили? А возможно что бы в назидание это видели родственники и окружающие?
/После семи вычиток стало легче. Начали решаться вопросы и жизненные проблемы/…
Как-то при посещении Свято-Ильинского храма, перед входом церковь батюшка отвечал на вопросы женщин, вышедших после службы. Я подошел и с интересом внимал к его словам. Женщины спрашивали:
— Батюшка, а как часто и когда можно ходить на исповедь и причастие? Что это дает? Зачем это?
На что он им с благочестивым спокойствием отвечал:
— Необязательно ждать субботы, воскресенья или какого-то религиозного праздника! Случилась проблема (поссорились с соседями, родными, начальник заругал на работе, ну всяко бывает в этой жизни) приходите, исповедуйтесь, во всякое время суток, у любого батюшки, и Вам, вашей душе станет легче! Ну а вообще к исповеди и к причастию надо серьезно готовиться. Обязательно рекомендую Вам проходить причастие пять — шесть раз в год. Это дает серьезную защиту для Вас и ваших близких!…
Выйдя с храма после службы, я направился домой. Не доходя до перекрестка Пушкинской и Малой Арнаутской, я обратил внимание на группу людей. Миловидная пожилая женщина, с унылым взглядом, с крупицами слез на ресницах, горящих в молодости карих глаз, стояла у ствола многолетнего Платана, протянув руку для милостыни и тихо пела какую-то песню. Недалеко от нее, полукругом, остановились прохожие и внимательно слушали ее. Я тоже подошел поближе и услышал:
Подбитое крыло, подбитое крыло
Подбитое крыло не болит,
Подбитое крыло, подбитое крыло
И жить не дает и умереть не дает.
Подбитое крыло, подбитое крыло
И жить не дает и умереть !
Была у нас семья, счастливая семья,
Любимые муж и сыновья.
Но вдруг пришла беда, страшная беда
И забрала друга у меня !
И как теперь мне жить, и с кем поговорить
Людей так много близких и родных,
Но все же я одна, и все же я одна,
И подбиты крылья у меня !
Женщина приостановилась в пении, вытащив из кармана старенький носовой платок, смахнув глаза от слез, продолжила:
Подбитое крыло, подбитое крыло
Подбитое крыло не болит,
Подбитое крыло, подбитое крыло
И жить не дает и умереть не дает.
Подбитое крыло, подбитое крыло
И жить не дает и умереть!
Стоящие прохожие (человек восемь — десять) и молодежь, и более старшие возрастом не скрывая своих чувств, тоже вытирали, кто носовым платком, а кто просто ладонью, глаза от набежавших слез.
Я задумался: — Взгляните правде в глаза! Ведь Бог прислал сюда всех одинаковыми. Но почему все живут не одинаково? Почему все хорошо не живут вместе? Видимо, эта прекрасная в молодости женщина, с греческим утонченным лицом, много страдала в своей жизни? Хотя возможно должна была жить в царских хоромах или дворце султана! Но в этой жизни, на старости лет вынуждена стоить здесь, недалеко от православного храма с милостыней, и петь прекрасную, и в тоже время – грустную песню, которая неизменно затекает в душу прохожих, непроизвольно заставляя их плакать.
— Почему же так бывает в жизни?
10.03.2011 г.Одесса

© Copyright: Сержъ Одесский, 2011
Свидетельство о публикации №211033001757

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сержъ Одесский

Рецензии

Написать рецензию

Сержъ! Хорошо написано, и легко читалось!
Хорошо, когда, Бог, в душе человека находится!
Творч.удач!
Анатолий
Николаев 01.02.2015 11:04 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Анатолий и Вам удачи.
С уважением Сержъ!
Сержъ Одесский 01.02.2015 18:12 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Сержъ Одесский

В каких случаях отчитка приносит реальные плоды?

Вот история одного молодого человека. Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость — предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказать поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек — от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями — для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Отчитка — это не магия

Стоит сказать несколько слов о неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм — это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и стазы простым и нехитрым способом — присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию — человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам — надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению.

Отчитка не единственный способ изгнания бесов

Часто мы, к сожалению, не хотим осознать, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых тайн. Нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором — все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

У каждого демонского наваждения — своя причина и способ изгнания

Во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой.

Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель — смирение. Если гордость приятна демонам — именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, — то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Бес может овладеть телом, если человек освободил ум от страха Божия

Что касается собственно одержимости, то вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Беснование внешнее и внутреннее

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание — всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание — когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Второй вид пребывания — наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится невидимому врагу. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), — и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *