Что такое монастырский устав

Что такое монастырский устав

Возникновение

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет) в 318 году. Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов» для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени: «василианские монастыри».

К прочим древнейшим монастырским уставам относятся:

  • Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (в 12 книгах);
  • Устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино, в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия, лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение.

Иерусалимский и Студийский уставы

Феодор Студит

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

  • Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного, написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века.

    На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

  • Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания».

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

>См. также

  • Богослужебный устав
  • Rule of St Benedict
  • Carmelite Rule of St. Albert

Монастырский устав Информацию О

Монастырский устав
Монастырский устав
Монастырский устав Вы просматриваете субъект
Монастырский устав что, Монастырский устав кто, Монастырский устав описание

Внутренний устав

Внутренний строй монастырской жизни идет с строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самаго древняго подвижничества святых отцев церкви. На знаменитый Валаам, по образцу которого устроен здешний монастырь, неоднократно обращали внимание даже иностранцы:
«По уставу здешняго монастыря настоятель и братия тщательно исполняют Христовы заповеди, хранят церковныя предания; неопустительно посещают храм для участия в богослужении и отправлении вместе правила молитвеннаго.
Строго запрещается братии принимать в келлии кого-либо из мирских людей. Даже и родственников.
Без нужды братия не ведут разговоров между собою, а с мирянами — тем более.
В обители все общее, никто ничего своего не имеет; при вступлении в монастырь деньги и вещи, если таковыя имеются, сдаются на хранение настоятелю, а в случае ухода из обители возвращаются по принадлежности, но при пострижении в монашество все поступает в пользу монастыря.
Без благословения настоятеля ничего не делается, так: запрещается своевольно писать письма и принимать их от кого бы то ни было, ходить в лес, на гору, на реку и т.п.
Денег на руки братия ни от кого не принимает, а указывает на кружку «в пользу обители» ; если кто, например, из богомольцев настойчиво вручает деньги, то брат берет их и опускает в кружку.
При встречах с настоятелем и иеромонахами братия подходят под благословение; при встречах друг с другом приветствуют: младшие старших — словами » благословите», на что последний говорит: «Бог благословит», равные — «Спасайся, брат!» При разставании один говорит «прости», другой же отвечает: «Бог простит». При входах в келлию настоятеля или кого-либо из братии, пред дверьми келлии творится молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» и не иначе входят туда, как услышав ответное «аминь».
Постороннему наблюдателю, не знакомому с монастырскою жизнию, приходится видеть некоторые особенности в здешнем храме против приходских; в обители насельники в праздники и воскресные дни за богослужением не делают земных поклонов, при входе в церковь и выходе из нея братия долго молятся и творят молитвы.
Праздники Господские, Богородичные и в честь Св. Угодников, а равно воскресные дни и царские праздники благоговейно чтутся в обители. Из Св. Угодников Божиих иноки особенно чтут память Святителя и Чудотворца Иркутскаго Иннокентия, Небесного покровителя всей Сибири, и стремятся распространить Славу Его Св. имени среди здешняго пришлого из России населения, не знающаго своего новаго Заступника и молитвенника.

В последнее время насельники обители, умиляясь, благоговеют пред новым Угодником Божиим, Св. Преподобным Серафимом Саровским; между здешней обителью и Саровом есть неразрывная духовная связь, а именно: в Валаамском монастыре Общежительный устав был введен Саровским старцем о. Назарием по примеру Саровской пустыни, а в здешней обители устав полностью взят с Валаама; если уж сердце всякаго истинно-православнаго человека переполнено радостию, что Господь в наши дни прославил чудесами дивнаго старца Серафима, то что сказать об иноках «Новаго Валаама», духовно-родственных Саровской пустыни?!
Уставом монастыря для всех насельников определяются общие труды, общая молитва, общая трапеза, одинаковая для всех одежда и все прочее.
Посты в обители соблюдаются во всей строгости, по уставу. Во все четыре поста братия говеют, — в св. четыредесятницу, Рождественский пост — по два раза. На первой и Страстной седмицах Великаго поста пища предлагается один раз в день, при чем в некоторые дни горячая, а в остальные — квас с черным хлебом в назначенном количестве, — чаю же совсем кроме субботы не полагается.
При соблюдении поста братия обители руководствуется святоотеческими наставлениями, между прочим и наставлениями Св. Старца Серафима, который говорит: «Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Не разумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом…
В разсуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными, — это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа…
При всем том святые постники, к удивлению других, не знали разслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.» (Житие Преподобнаго Отца Нашего Серафима Саровскаго Чудотворца, стр. 307.)

Устав Афонского Пантелеимоного монастыря

Прежде чем знакомить читателя с уставом Афонского Пантелеимоного монастыря, расскажем о монастырских правилах вообще. В афонских монастырях и в наше время строго соблюдаются святоотеческие правила монастырской жизни. Прежде всего, игумен избирается только братией. Совершенно не допустимо, чтобы он был назначен кем-либо из вне. Игумен обязательно является и духовником монастыря, и только он может принимать исповедь. Поэтому послушания, полученные от игумена, братия воспринимают не как распоряжения начальства, а как благословение духовника. В то же время не допускается, чтобы власть была сосредоточена в одних руках. Почти все вопросы игумен решает совместно с собором старцев, который заседает регулярно раз в неделю или чаще. В некоторых случаях игумена могут и переизбрать, например, если он уклонился в ересь, нарушил монастырский устав, совершил нравственное падение, допустил серьезную финансовую ошибку, часто отъезжает из монастыря, не исповедует братию и если его дела противоречат монашеским правилам и учению святых отцов. Монахи молятся в храме в месте с игуменом на всех службах суточного круга. Исключения допускаются только ради самых необходимых послушаний. Трапеза считается продолжением богослужения, и на ней также должны присутствовать все братия вместе с игуменом. В келиях держать съестные припасы не разрешается. Денежными средствами распоряжается собор старцев, монахи же не имеют никакой личной собственности. Если монах имеет в чем-либо нужду, то из монастырской кассы предоставляется все необходимое.

В русских монастырях сейчас, к сожалению, порядки во многом не соответствуют святоотеческим правилам. Что же прежде и более всего нужно сделать, чтобы поднять монастыри на желательную высоту? На этот вопрос дает прекрасный ответ святитель Игнатий Брянчанинов: «Для учреждения, поддержания и исправления монастырей необходимо, чтобы во главе их стали достойные мужи, изучившие Священное Писание и писания святых отцов, образовавшие себя по ним, стяжавшие знание деятельное, живое, привлекшее в себя Божественную благодать». Из жития святых мы видим, что на должность настоятелей назначались исключительно иноки высокой по добродетели жизни. Такие настоятели старались вести по своим стопам и вверенное их попечению братство, не гнушаясь в то же время, как преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, самыми тяжелыми монастырскими работами. Их высокий иноческий дух давал им правильное духовное ведение: они видели ложь далеко за пределами собственных монастырей и вступали с ней в непримиримую борьбу, не взирая на сан и социальное положение носителей зла. Современные русские монастыри, в большинстве своем, склонили выю под узурпировавшую наше государство еврейскую власть и, получая иудины подачки, закрывают глаза на творимые ею бесчинства, чем весьма смущают православно верующих людей.

+ + +

великомученика Пантелеимона на Святой Горе Афон

(перевод с греческого)

И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры,
или отца, или матерь, или жену, или чада, или
села, имене Моего ради, сторицею приимет, и
живот вечный наследит (Мф. 19, 29).

Статья 1

Наш священный русский киновийный (общежительный) монастырь во имя святого великомученика Пантелеимона является самоуправляемым, согласно установленному порядку Святой Горы.

Статья 2

Игумен с собором старцев (герондией) составляют высшую власть нашей священной киновии.

Статья 3

Игумен, избираемый братией, является пожизненным духовным отцом и начальником киновии.

Он должен справедливо решать все духовные и церковные вопросы монастырской жизни (как, например, церковный порядок, пища и посты, духовные наказания и т. п.), руководствуясь церковным типиконом, обычаями монастыря и личной духовной жизнью.

Статья 4

В избрании игумена тайным голосованием принимают участие все члены братии, которым исполнилось шесть лет со дня пострига. Порядок избрания определяется установившимися в нашей киновии обычаями и соответствующими статьями Устава Святой Горы.

Статья 5

Игумен должен быть пострижеником нашего священного монастыря.

Статья 6

Собор старцев состоит из двенадцати членов и игумена как его председателя.

Статья 7

Члены собора старцев называются проистаменами (предстоятелями). Новые проистамены избираются пожизненно собором старцев по предложению игумена или других членов собора старцев.

Статья 8

В собор старцев может быть избран только тот, кто нес послушание в монастыре не менее десяти лет с момента пострига. Предпочтение отдается обладателям церковного и гуманитарного образования, имеющим административные способности и опыт.

Статья 9

Собор старцев собирается по приглашению игумена и эпитропов регулярно каждую субботу, а чрезвычайно – всякий раз, когда возникает необходимость. Решения заносятся в протокол. Для образования кворума требуется 2/3 членов, то есть восьми членов и игумена.

Статья 10

Собор старцев обсуждает и принимает решения большинством голосов по всем важным вопросам, в том числе требующим денежных затрат. Важными считаются: а) назначение служителей на ответственные послушания; б) договоры с предпринимателями относительно рубки лесов и продажи пиломатериалов; в) значительные закупки продуктов; г) заключение договоров и предоставление займов; д) командирование братии из Святой Горы по делам монастыря; е) строительство и ремонт зданий; ж) переписка с церковными и государственными властями.

Статья 11

Члены собора старцев обязаны регулярно являться на собрания, кроме случаев болезни или нахождения в командировке. Систематически не приходящие на собрания после первого и второго замечаний, записываются в протоколе собрания, исключаются из собора старцев временно или окончательно по его решению.

Статья 12

Проистамены должны быть во всем образцом и примером истинного члена киновии, посещать храм и приходить на общую трапезу, кроме случаев серьезной болезни или другой уважительной причины. Они также должны с готовностью принимать на себя, насколько могут, возлагаемые на них собором старцев послушания. В ином случае они порицаются согласно решениям предшествующей статьи.

Статья 13

Исполнительная власть монастыря состоит из игумена, которому помогает эпитропия (попечительская комиссия из трех человек), с которой он сотрудничает во всех вопросах административного и хозяйственного характера.

Статья 14

Эпитропы (члены эпитропии) выбираются советом старцев на один год согласно обычаю монастыря на своем заседании 8 января каждого года после предложения игумена или прочих членов собора старцев. Предпочитаются самые способные, опытные и образованные. Разрешается переизбрание одного и того же лица на следующий год.

Статья 15

Эпитропы собираются ежедневно в игуменском (соборном) зале и совместно с игуменом обсуждают все имеющиеся вопросы. Если случается дело, требующее решения собора старцев, или возникает какое-либо несогласие или сомнение, то принимается решение, обсуждать это на соборе старцев. В ином случае сразу принимаются решения, которые выполняются эпитропией.

Статья 16

Эпитропия несет ответственность за верное и своевременное исполнение решений собора старцев.

Статья 17

Большая печать монастыря хранится в кассе игуменского зала, ключи от которой находятся у игумена и одного из эпитропов.

Статья 18

Кроме общих обязанностей административного характера, первый и второй эпитропы одновременно исполняют и обязанности казначеев. Они имеют ключи от малой казны (кассы), находящейся в соборном зале, получают деньги и производят оплату платежей текущих расходов в рамках, определенных собором старцев. Все поступления и выплаты должны обязательно осуществляться в соборном зале монастыря.

Статья 19

Третий эпитроп выполняет обязанности эконома, и под его непосредственным контролем находятся монастырские рабочие, вьючные животные и другие средства перевозки. Он также следит за огородами, виноградниками и другой монастырской собственностью; проявляет особую заботу о лесе монастыря. В этом ему помогает лесничий из монастырской братии.

Статья 20

Антипросопос (постоянный представитель) при Священном Киноте избирается собором старцев 8 января каждого года из проистаменов монастыря. Он должен владеть греческим языком и соответствующим образованием, чтобы как следует исполнять свои обязанности. Чрезвычайный представитель избирается собором старцев из своих членов всякий раз после соответствующего указания Священного Кинота, когда речь идет о созыве двухгодичного или удвоенного священного собрания. В избрании чрезвычайного представителя предпочтение отдается уже работавшим в качестве постоянных представителей.

Статья 21

Антипросопос должен регулярно информировать монастырь о происходящем в Священном Киноте и о святогорских делах вообще. По экономическим вопросам и вопросам, касающимся нашего священного монастыря, ему необходимо предварительно запрашивать монастырь.

Статья 22

Секретарь назначается собором старцев из образованных и способных проистаменов или братий монастыря. Он считается постоянным, но может быть заменен после его отставки или по решению собора старцев. Секретарь составляет официальные письма монастыря, т.е. переписку со Священным Кинотом и Священными монастырями Святой Горы, Вселенской Патриархией и правительственными властями; ведет также переписку с предпринимателями и другими и другими лицами, составляет соответствующие соглашения; составляет и хранит списки монахов, удостоверения таможни, документы с полномочиями и тому подобное.

Статья 23

Все предусмотренные Уставом Афона казначейские и административные книги под наблюдением казначеев составляются особым казначеем, назначенным собором старцев из проистаменов или братии монастыря, имеющих соответствующие знания и опыт в бухгалтерских и административных делах. Казначей является постоянным, заменяется только после ухода в отставку или по решению собора старцев.

Статья 24

В конце каждого года казначеем составляется смета доходов и расходов на следующий год и представляется на утверждение собора старцев.

Статья 25

В начале каждого года казначеем составляется отчет о доходах и расходах монастыря за прошедший год, который с квитанциями платежей представляется на утверждение собора старцев.

Статья 26

Библиотекарь назначается собором старцев из простаменов или братии монастыря. Он должен добросовестно выполнять возлагаемые на него обязанности и отвечать за хранение в библиотеке рукописей и печатных изданий согласно соответствующему каноническому распоряжению о библиотеках и т. п.

Статья 27

Лекари назначаются собором старцев по предложению его членов или игумена. Они сохраняют свое служение до нового решения собора старцев. Частая замена лекарей считается нежелательной, как не содействующая интересам киновии.

Статья 28

Экономы монастырских участков на Святой Горе, Хромицы и Фиваиды, назначаются собором старцев; заменяются после их ухода в отставку или по решению собора старцев.

Проистаменос нашего подворья в Константинополе назначается собором старцев и должен быть рукоположенным.

Статья 29

Принятие послушников и постриг монахов осуществляется игуменом как духовным отцом после утверждения собора старцев. Запрещается вмешательство всякого иного лица.

Статья 30

К впавшим в погрешности дисциплинарного или иного характера игуменом или собором старцев прежде всего применяются вытекающие из обычаев монашеской жизни отеческие предостережения и наказания. К неисправившемуся применяется предусмотренная Уставом Афона судебная процедура.

Статья 31

Дикэос (исполняющий функции игумена) нашего скита Ксилургу во имя Успения Богородицы избирается пожизненно его братией и утверждается собором старцев монастыря. Ему принадлежит право пользования обрабатываемыми при ските участками, за исключением эксплуатации лесов, которая требует разрешения монастыря. Внутренняя жизнь упомянутого скита управляется его внутренним уставом, утвержденным монастырем и не могущим входить в противоречия с постановлениями Устава Афона.

Статья 32

Данный внутренний устав может пересматриваться по решению абсолютного большинства собора старцев после соответствующего предложения игумена или трех членов собора старцев.

Статья 33

Для непредусмотренных настоящим внутренним уставом случаев применяются соответствующие распоряжения Устава Святой Горы.

Статья 34

Настоящий внутренний устав, утвержденный собором старцев нашего священного монастыря и подписанный его членами, входит в силу с момента его утверждения Священным Кинотом Святой Горы Афон.

В священном русском монастыре 1 сентября 1947 года .

Игумен священного русского монастыря Святого Пантелеимона

(Архимандрит ИУСТИН со всею о Христе братией)

Члены собора старцев:

Санкционируется подлинность подписей начальником (проистаменом) нашей священной герондии через приложение монастырской печати и подписи игумена.

Игумен русской священной киновии

Архимандрит Иустин

Устав перепечатывается с сайта http://www.afon-oros.ru/ с согласия его создателей.

Здесь читайте:

Афон, Святой Афон — единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей.

Страхов Н.Н. Воспоминание о поездке на Афон.

Никольский Е.А. Краткое описание Святого Афона. (Описание первых лет XX века).

Обращение монахов с Афона. 7(20) – 13(26) февраля 2008 г.

“Избавительница”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Русском Пантелеймоновском монастыре.

“Закланная”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ватопедском монастыре.

Православные иконы.

Православные монастыри и храмы:

| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О |

| П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |

Устав Марфо-Мариинской Обители милосердия

I. Общие положения.

  1. Марфо-Мариинская Обитель милосердия имеет целью трудом сестер Обители милосердия и иными возможными способами помогать в духе православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби.
  2. Марфо-Мариинская Обитель милосердия учреждена ЕЕ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЫСОЧЕСТВОМ Великой Княгиней ЕЛИЗАВЕТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ в Москве, в принадлежащем ЕЕ ВЫСОЧЕСТВУ владении на Большой Ордынке.
  3. Круг действия Обители милосердия ограничивается на первое время городом Москвою, при увеличении же средств Обители милосердия, он может быть в последствии распространен и вне черты города.
  4. Обитель милосердия имеет свои храмы и при них на средства Обители милосердия содержится необходимый причт.
  5. По мере увеличения своих средств, Обитель милосердия, для наилучшего достижения своей цели, имеет право учреждать, с надлежащего разрешения, различные благотворительные и просветительные учреждения.
  6. Обитель милосердия пользуется самостоятельным управлением на основании сего Устава. Она состоит в ведомстве местного Епархиального Начальства, которому представляются ежегодные отчеты о ее деятельности и от коего зависит назначение ревизии имущества, отчетности и всего ходя дела Обители милосердия, согласно существующему Уставу.

II. Средства и капиталы.

  1. Средства Обители милосердия состоят
    а. из доходов от храмов, поступающих полностью на нужды Обители,
    б. из доходов от учреждений Обители милосердия,
    в. из пожертвований и
    г. из кружечного сбора.
  2. Все денежные средства Обители милосердия разделяются на:
    а. Специальные, куда поступают суммы, пожертвованные со специальной целью, а равно те суммы Обители милосердия, которые ею будут отчислены на специальные нужды; все специальные средства расходуются лишь на цели и нужды, для которых они были предназначены;
    б. текущие, расходуемые в пределах ежегодных смет на текущие нужды Обители милосердия и ее учреждений и
    в. запасные, куда поступает половина свободного остатка сумм на 1-ое января каждого года. Запасные средства могут расходоваться, лишь с разрешения Местного Епархиального Начальства, на экстренные непредвиденные надобности Обители милосердия. Запасные средства обращаются в Государственные процентные бумаги, хранящиеся в Государственном Банке; проценты же с них присоединяются к текущим средствам Обители милосердия.
  3. Обитель милосердия не иначе может продавать или закладывать свое недвижимое имущество, как с разрешения местного Епархиального Начальства.

III. Состав Обители милосердия.

  1. Обитель милосердия составляют: Настоятельница, Духовник, казначей, благочинная и сестры.
    1. Первой Настоятельницей Обители милосердия состоит пожизненно Учредительница Обители милосердия ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО Великая Княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЕОДОРОВНА.
    2. Следующая Настоятельница назначается согласно выбору ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Великой Княгини ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ, а все дальнейшие Настоятельницы избираются пожизненно общим собранием сестер Обители милосердия, при участии и под председательством Духовника, из среды своей по большинству голосов. Избранная Настоятельница утверждается в должности Митрополитом Московским.
    3. Настоятельница есть Начальница Обители милосердия. Сестры обязаны ей беспрекословным повиновением, равно и все служащие в Обители милосердия находятся у нее в подчинении. Настоятельница руководит всею деятельностью Обители милосердия, направляет работу должностных лиц Обители милосердия и сестер, снабжает, кого нужно инструкциями и правилами, решает все возникающие в Обители милосердия дела и вопросы, ведет от своего имени всю переписку по делам Обители милосердия и является по всем делам представительницей интересов Обители милосердия; в нужных случаях она выдает от имени Обители милосердия доверенности избранным ею лицам.
    4. Настоятельница избирает Духовника Обители милосердия и представляет его на утверждение Митрополита Московского; она назначает из среды сестер Обители милосердия казначею, благочинную и старших сестер на послушания, а равно определяет в учреждения Обители милосердия, там, где это будет нужно, должностных лиц по своему выбору. Настоятельница следит за испытанием лиц, желающх быть сестрами Обители милосердия. Настоятельница в праве, в случае необходимости, устранить и уволить всех должностных лиц Обители милосердия и исключить из числа испытуемых сестер лиц, недостойных носить это звание.
    5. Настоятельница, состоящая в должности, согласно пункта 12 сего устава, если обстоятельства того потребуют и явятся на то веские причины, может быть отстранена от должности Митрополитом Московским. Настоятельница может во всякое время отказаться от своей должности, и тогда она, по своему желанию, или переходит в разряд рядовых сестер, или может жить в Обители милосердия на покое до своей смерти.
    6. Для наилучшего достижения цели Обители милосердия Настоятельница может приглашать лиц посторонних, желающих помогать Обители милосердия своим трудом и принять участие в ее внешней работе. Настоятельница следит за их деятельностью, направляет и руководит ею. Эти лица женского пола, с разрешения Настоятельницы, имеют право посещать духовные беседы и медицинские курсы Обители милосердия. Лица, добровольно содействующие цели Обители милосердия и работающие под ее руководством, носят звание сотрудниц Марфо-Мариинской Обители милосердия, но в Обители жить не могут.
    7. При Настоятельнице и под ее председательством состоит Совет Обители милосердия; в состав Совета входят: Духовник, казначея и благочинная. В случае надобности Настоятельница имеет право пригласить в совет посторонних лиц; приглашенные лица пользуются правом совещательного голоса. На рассмотрение Совета Настоятельница передает: проекты смет, отчетов и изменение инструкций и правил распорядка внутренней жизни Обители милосердия, вопросы о посвящении сестер и увольнении и крестовых сестер, предложения о расходах из запасного капитала и о продаже или закладе недвижимого имущества и все вопросы, касающиеся изменений Устава Обители милосердия, ее закрытии и ликвидации ее дел. Совет собирается по приглашению Настоятельницы, по мере действительной надобности и во всяком случае, не менее одного раза в месяц. Решения принимаются Советом простым большинством голосов; при равенстве голосов, голос Председательницы даст перевес. В случае несогласия своего с заключением большинства Совета, Настоятельница представляет все дело на благоусмотрение Митрополита Московского.
    8. Духовник Обители милосердия состоит в то же время Настоятелем ее храмов. Духовник ведет беседы с сестрами Обители милосердия и дает им, в нужных случаях, поучения и советы. На Духовника ближайшим образом возлагается выяснение испытуемым, сотрудницам и сестрам Обители милосердия их духовных обязанностей, целей Обители милосердия.
    9. Казначея Обители милосердия есть помощница Настоятельницы. На ней лежит вся хозяйственная часть, ведение всех отчетных книг, производство всех текущих расходов, надзор за порядком и чистотою. При отсутствии или болезни Настоятельницы казначея вступает в отправление ее обязанностей. За отсутствием казначеи во всех нужных случаях ее заменяет благочинная.
    10. В сестры Обители милосердия принимаются лица, достигшие 21 года и до 40 лет, православные, грамотные, достаточно крепкого здоровья и желающие посвятить во Имя Господа все свои силы служению страждущим, больным и неимущим. Число сестер Обители милосердия зависит от ее денежных средств и от развития ее деятельности.
    11. Лицо, желающее поступить в число сестер Обители милосердия, подает о том заявление на имя Настоятельницы, с приложением подписки о согласии подчиниться испытанию, исполнять все установленные правила и о желании посвятить себя достижению целей Обители милосердия. Если лицо, подавшее заявление, подходит под условия, указанные в пункте 20 и собранные о просительницы справки окажутся благоприятными, то Настоятельница, при возможности и необходимости увеличить число сестер Обители милосердия, зачисляет просительницу в разряд испытуемых.
    12. Если желающей вступить в Обитель милосердия менее 21 года, но она отвечает требованиям Обители, то Настоятельница может ее принять в число учениц.
    13. Испытуемая остается в этом разряде неопределенный срок по усмотрению Совета Обители.
    14. Как сестры, так и испытуемые и ученицы исполняют все работы по Обители милосердия и всякие обязанности и поручения, возлагаемые на них Настоятельницей. Труд свой они несут бесплатно и всякое вознаграждение, получаемое ими за работу в качестве сестры, они обязаны полностью передавать Обители милосердия. Сестры, не могут принадлежать ни к каким организациям политическим или иным, и обязаны оказывать всем нуждающимся одинаковое участие.
    15. Если Настоятельница признает сестру испытуемую или ученицу не удовлетворительной, то может во всякое время уволить ее. Сестра испытуемая, если того потребуют семейные обстоятельства, могут оставить Обитель милосердия и вернуться к прежней своей жизни, а крестовые могут быть уволены только постановлением Совета Обители, утвержденным Высшим Духовным Начальством.
    16. Сестры имеют право на отдых и отпуск по усмотрению Настоятельницы. Заболевшие сестры пользуются лечением в больнице Обители милосердия; потерявшие работоспособность по старости или по иным причинам призреваются Обителью милосердия до смерти своей.
    17. Марфо-Мариинская Обитель милосердия имеет ввиду в будущем устроить свой скит вне Москвы, куда потрудившиеся сестры, по желанию и с согласия Совета Обители, могут удаляться и, постригшись в мантию, провести последние годы своей жизни в молитве и исключительном служении Богу.

IV. Права Обители милосердия

  1. Обитель милосердия имеет право принимать всякие пожертвования и приобретать недвижимые имущества путем купчих, дарственных записей и духовных завещаний, совершать всякого рода акты и заключать договоры.
  2. В отношении иска и защиты своих интересов Марфо-Мариинская Обитель поступает на основании действующих на сей предмет узаконений.
  3. Обитель милосердия имеет печать со своим наименованием.

Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительныхмонастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет) в 318 году. Новоначальному назначается испытательный срок в 10 дней и старец, который берет над ним шефство.

Получает новоначальный и новое монашеское одеяние. Он выполняет разные поручения и читает псалмы. В монастыре три общих молитвы в день и одна общая трапеза в полдень (кроме среды и пятницы, в которые предусмотрен пост). Монастырь возглавлял авва, а хозяйственной стороной ведал эконом.

Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов» для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени: «василианские монастыри».

К прочим древнейшим монастырским уставам относится сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских» (в 12 книгах); на его основе был составлен устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино, в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия, лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение.

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

Утвержден __________________________ от «__» __________ ____ г. __________________ N _____

УСТАВ ____________________ мужского монастыря

г. _______________

_____ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Мужской _______________ монастырь — это религиозная организация <1>, в которой проживает и осуществляет свою деятельность _______________ община, состоящая из лиц мужского пола, объединенных в целях совместного исповедания и распространения _______________ веры.

Местный <2> _______________ мужской монастырь, именуемый далее «Монастырь», является религиозной организацией, добровольным объединением граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образован и действует в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иными правовыми актами, регулирующими деятельность религиозных организаций.

1.2. Полное наименование Монастыря: ___________________________.

Сокращенное наименование Монастыря: ___________________________.

Наименование Монастыря на _______________ (иностранном) языке: _________________________.

1.3. Место нахождения Монастыря: ______________________________.

1.4. Вероисповедание: _________________________________________.

1.5. Монастырь является юридическим лицом, приобретает правоспособность в сфере светских отношений с момента его государственной регистрации <3>.

1.6. Монастырь действует в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

1.7. Порядок и правила приема граждан в Монастырь определяются внутренним Уставом Монастыря.

1.8. Монастырь несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Монастырь может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Монастырь открывает банковские, в том числе валютные, счета в банках и иных кредитных организациях.

Монастырь имеет бланк, штамп и печать со своим полным наименованием. Образец печати утверждается _________________________.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Монастырь образован в целях совместного исповедания и распространения _______________ веры.

2.2. При осуществлении своей деятельности Монастырь преследует следующие задачи:

— _____________________________________________________________;

— _____________________________________________________________;

— _____________________________________________________________.

2.3. Основные формы деятельности Монастыря: __________________________.

Монастырь вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

Монастырь пользуется исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые Монастырем, должны иметь маркировку с его официальным полным наименованием.

Монастырь вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

2.4. Монастырь:

— не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

— не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

2.5. При осуществлении деятельности Монастырь указывает свое полное наименование.

2.6. Монастырь совершает богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных Монастырю для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях Монастыря, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

2.7. Монастырь вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, а также в воинских частях.

2.8. Монастырь вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

2.9. Монастырь имеет право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

2.10. Монастырь, в соответствии со своим Уставом, имеет исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

2.11. Монастырь вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

2.12. Монастырь имеет исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

2.13. Монастырь, в соответствии со своим Уставом, вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.

Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между Монастырем и работником.

На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

Работники Монастыря, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МОНАСТЫРЯ

3.1. Монастырь создается не менее чем десятью участниками, достигшими возраста восемнадцати лет и постоянно проживающими в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, с благословления ____________________.

3.2. Монастырь создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

3.3. Монастырь обязан ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

4. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

4.1. Монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения — монастырские подворья, скиты, миссии, представительства, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения, необходимые для выполнения уставных целей и задач Монастыря.

4.2. Органом монастырского управления является _______________________. (указать наименование высшего органа управления) 4.3. _________________________ состоит из _____________________________ (высший орган управления) (указать лиц, входящих ___________________________________ в количестве ____ (__________) человек. в состав высшего органа управления) 4.4. _______________________ созывается Настоятелем или по распоряжению __________________ по мере необходимости, но не реже 1 (одного) раза в год. 4.5. ___________________________________ решает вопросы, переданные ему (высший орган управления) на рассмотрение ____________________ <4>, в том числе об:

— изменении Устава Монастыря;

— образовании исполнительных органов Монастыря и досрочном прекращении их полномочий;

— утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса, финансового отчета;

— реорганизации и ликвидации Монастыря.

4.6. Управление Монастырем осуществляет Настоятель, назначаемый ____________________ по представлению ____________________.

4.7. Настоятель:

4.7.1. Обеспечивает соблюдение правил внутренней жизни Монастыря в соответствии с нормами канонического права.

4.7.2. Председательствует на _________________________________________. (высший орган управления)

4.7.3. Решает вопросы управления Монастырем, действует без доверенности от имени Монастыря, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

4.7.4. Заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях.

4.7.5. В пределах, определяемых настоящим Уставом, решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом и средствами Монастыря, обеспечивает их сохранность.

4.7.6. Обеспечивает Монастырь необходимыми предметами богослужебного назначения и церковной утвари и другим имуществом.

4.7.7. Представляет ___________________________________________________ (указывается высший орган управления или надзорный орган) ежегодные отчеты о состоянии Монастыря. 4.7.8. Издает распоряжения, обязательные для всех насельников и работников Монастыря. 4.7.9. Решает иные вопросы, связанные с деятельностью Монастыря, в соответствии с каноническим уставом и настоящим Уставом. 4.8. _________________________________________________________________. (указать иные органы и (или) должностных лиц, входящих в структуру монастыря, порядок их избрания, срок полномочий, функции)

5. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО МОНАСТЫРЯ

5.1. В собственности Монастыря могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения его деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

5.2. Монастырь обладает правом собственности на имущество, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями, переданное Монастырю в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

5.3. Передача в собственность Монастырю для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

5.4. Монастырь может иметь на праве собственности имущество за границей.

5.5. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям Монастыря.

5.6. Монастырь вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые ему государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Монастырь вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЯ

6.1. Монастырь прекращает свою деятельность по решению:

— ____________________________________________________________________. (учредителя или органа, уполномоченного на то Уставом религиозной организации)

— по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

6.2. Деятельность Монастыря может быть приостановлена, Монастырь может быть ликвидирован в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

6.3. Ликвидация Монастыря проходит в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации для ликвидации религиозных организаций.

6.4. При ликвидации все имущество Монастыря, принадлежащее ему на правах собственности, в том числе храмовые здания, часовни, иные богослужебные сооружения, дома, строения, предметы религиозного почитания переходит в собственность ____________________. Имущество, полученное Монастырем от ____________________, переходит к ____________________.

6.5. При ликвидации Монастыря документы работников, нанятых по трудовым договорам (контрактам), передаются в установленном порядке на государственное хранение, а на священнослужителей и ____________________ передаются в ____________________.

6.6. Решение о ликвидации Монастыря направляется в регистрирующий орган для исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

7. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ МОНАСТЫРЯ

7.1. Настоящий Устав может быть изменен и дополнен в следующем порядке: _________________________.

7.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий Устав, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Информация для сведения:

<1> Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

<2> Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности могут быть также централизованными. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п. п. 2 и 4 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

<3> Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

<4> Полномочия высшего органа управления некоммерческой организации, в т.ч. религиозной, утверждены ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *