Что такое лукавство?

Что такое лукавство?

Круг восьмой — Восьмой ров — Лукавые советчики 9. Прато — небольшой городок к северо-западу от Флоренции. Недовольныйее владычеством, он, как и все, стремится увидеть ее несчастной. 20. Когда припомню — казнь лукавых советчиков в восьмом рву. 26-28. Когда сокроет ненадолго взгляд солнце — то есть летом, и комары,сменяя мух, кружат — то есть вечером. 34-39. И как, конями поднят в небосклон… — По библейской легенде,пророк Илия, на глазах у пророка Елисея, был унесен в небеса на огненнойколеснице, влекомой огненными конями. Елисей назван здесь: » Тот, кто былмедведями отмщен», потому что, по той же легенде, медведи растерзалимальчиков, которых он проклял за то, что они смеялись над ним. 54. Где с братом был положен Полиник. — Когда враждующие братья Этеокли Полиник (см. прим. А., XX, 59) убили друг друга и тела их были положены накостер, пламя раздвоилось. 56. Улисс (Одиссей) и Диомед — герои Троянской войны, совместнодействовавшие и в боях и в хитроумных предприятиях. 57. Как шли на гнев — то есть как шли свершать дела, вызывающиенебесный гнев, или как шли, движимые гневом, на злые дела. 58-60.

Ввод коня — деревянного коня, в котором укрылись Улисс и другиегреческие воины и которого троянцы, проломив стену, ввели в Трою и темпогубили ее (Эн., II, 13-267). Из разрушенной Трои вышел Эней, родоначальникримлян. 61-62. Дейдамия — дочь скирского царя Ликомеда, возлюбленная Ахилла. Вдоме ее отца укрывался Ахилл, переодетый в женское платье, но Улисс и Диомедпри помощи хитрости обнаружили его и увлекли на войну против Трои (Ч., IX,39), где он и погиб. Безутешная Дейдамия пребывает в Лимбе (в сенях Ада)(Ч., XXII, 103-113). 63. Палладий — статуя Афины Паллады, охранявшая Трою и похищеннаяУлиссом и Диомедом (Эн., II, 162-170). 82. Мой высокий сказ — «Энеиду». 84. Где, заблудясь, погиб один из вас-то есть Улисс. Дантовский рассказо гибели Улисса восходит, по-видимому, к послегомеровской легенде,передаваемой Плинием Старшим (I в.) и Солином (III в.), согласно которойУлисс, по возвращении на Итаку, выплыл в Атлантический океан, основалЛиссабон (Улиссип) и погиб в бурю у западного берега Африки. Данте по-своемуперерабатывает это предание. 91. Цирцея (греч. — Кирка) — прекрасная волшебница, обращавшая людей вживотных (Ч., XIV, 42). Когда Улисс, плывя домой из-под Трои, после долгихскитаний пристал к ее берегу, она превратила его спутников в свиней, нозатем вернула им человеческий образ и, полюбив Улисса, целый год удерживалаего у себя (Метам., XIV, 242-440). 92-93. Вблизи Гаэты… — Гора Цирцеи (ныне Монте — Чирчелло) недалекаот того места, где Эней похоронил свою кормилицу Кайету, назвав этот край ееименем (Эн., VII, 1-24). Таково легендарное начало города Гаэты (лат. -Кайета) на Тирренском море. 103. Оба берега — Средиземного моря. Моррокко — Марокко. 104. Край сардов — Сардиния. 108-109. Где Геркулес воздвиг свои межи… — Античный миф рассказывает,что по сторонам Гадитанского (Гибралтарского) пролива Геркулес поставил двастолба, как предел для мореходов: это — мыс Кальпе (Гибралтар) наевропейском берегу и мыс Абила на африканском. 111. Сетта (лат. — Септа, ныне Сеута) — гавань у мыса Абила. 117. Мир безлюдный — области земного шара, покрытые Океаном. 126. Все время влево уклоняя ход — то есть держа путь на юго-запад отГеркулесовых столбов. 127-129. Я видел все светила другого остья — то есть южного небесногополюса, а наше остье заслонила морская грудь, то есть северный небесныйполюс скрылся за горизонтом. Следовательно, мореходы пересекли экватор. 130-131. Смысл: «Пять раз осветилась обращенная к земле сторона луны,то есть прошло пять месяцев». 133. Гора — Дантова гора Чистилища (см. прим. Ч., I, 4). 141. Как назначил Кто-то — то есть бог, возбранивший живым людям доступк горе Чистилища.


Лукавые люди были во все времена, есть они и сегодня. Лукавство может рядиться в одежды почитания, уважения, добропорядочности, но от этого суть не меняется. Задача лукавых уловить, уличить. И мы в молитве, обращаясь к Богу, просим избавить нас от лукавых. Бог с искренним поступает искренно, а с лукавым — по лукавству его (см.Пс.17:26-27).

Из Евангeлие известно, что перед Иисусом Христом во время его земной деятельности многократно возникали недвуcмысленные ситуации, из которых он всегда выходил победителем.
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф.22:15-22).

С чего начинают ученики фарисеев и иродиане своё обращение к Иисусу Христу? «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице…». Звучит угодливо красиво. И главное всё правильно: Иисус действительно был Учителем, справедливым и нелицеприятным. Далее мы читаем: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры?». Оказывается, даже за самыми хорошими, верными и правильными словами может скрываться самое настоящее лукавство, лицемерие и обман. В другом месте написано: «И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове» (Лк 20:20). Эти люди снова прикинулись иными, скрывая свои истинные намерения.

Они спрашивают Иисуса: «Скажи нам, как Тебе кажется: позволительно ли давать подать кесарю или нет?»(Лк,20.22) Естественно, что их не волновал сам вопрос. Их цель была — уловить Иисуса Христа в словах, и они просто выбрали для этого возникшую ситуацию.

Что же отвечает Иисус? «Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: «чье это изображение и надпись? Они отвечали;: кесаревы. Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове пред народом и, удивившись ответу Его, замолчали».(Лк. 20,24-26). Услышав это, они удивились и оставили Его, и ушли. Это был исчерпывающий ответ, и добавить к нему было уже просто нечего! Лукавые были посрамлены.

Апостол Павел писал Фессалоникийцам: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес.3:1-2).

Если мы ходим с Иисусом Христом, посещаем Церковь, регулярно исповедуемся и причащаемся, то Бог даст нам мудрости и свою Божью благодать, и рядом с нами останутся искренние, честные и справедливые люди, исполненные Духом Божьим и верой Христовой, а от лукавых Господь нас избавит.

А.Соколовский

The Wall Street Journal, США

У русских — какие-то несовместимые взгляды. У учеников престижной школы весьма любопытный набор героев: Сталин и Стив Джобс.

Джошуа Яффа (Joshua Yaffa)

В 2000 году, на заре путинской эпохи, социолог Юрий Левада опубликовал статью под названием «Человек лукавый». В ней он написал портрет особого российского вида — типа личности, воспитанной на смеси демагогии, безответственности и подозрительности. Этот тип появился во времена Советского Союза и в результате краха этой системы утратил ориентиры. Человека лукавого не очень-то одурачишь пропагандой: он знает слабости и недостатки государства. Но из-за этого человек лукавый не встает в оппозицию к системе власти. Он зависит от этой системы и ее исчезновения боится больше, чем тех трудностей, которые возникают в силу существования такой системы. Человек лукавый, пишет Левада, «не только терпит обман, но готов обманываться, более того — постоянно нуждается в самообмане для того же (в том числе психологического) самосохранения, для преодоления собственной раздвоенности, для оправдания собственного лукавства».

Хотя номинально тема книги Putin Country («Страна Путина») — промышленный город-миллионер Челябинск, расположенный к востоку от Уральского хребта и окруженный богатым регионом, где полно угольных шахт и густых лесов, более глубокая и более разоблачительная тема книги — это лукавый русский человек. Автор книги — Энн Гэррелс (Anne Garrels), долгое время работавшая корреспондентом NPR. Ее преимущество заключается в том, что наблюдения за Челябинском она начала в 1993 году, когда рана от распада Советского Союза еще не затянулась. Гэррелс ездила в эту область несколько лет, а один раз прожила там довольно длительное время, когда у Путина в 2012 году начался третий, чрезвычайно важный президентский срок.

Магнитогорск, Челябинская область

Во время своих последних поездок в Челябинск Гэррелс обнаружила, что город преображается — Москва была не единственным местом, ставшим намного красивее благодаря нефтяным и газовым деньгам 2000-х годов. У Chanel и H&M в Челябинске есть свои магазины, а приезжие могут выбирать место для проживания между Holiday Inn и Radisson. Челябинск — город-космополит, место, где происходит немало событий. Но он не склонен к либеральной политике и к оппозиционной деятельности. Отсюда и название книги.

По прошествии 15-ти лет пребывания Путина у власти в России осталось мало мест, незатронутых системой, которую он создал и которой теперь правит. Теперь вся Россия — «страна Путина». Гэррелс признается, что Челябинск она выбрала случайно — буквально ткнув много лет назад остро заточенным карандашом в карту. В определенном смысле это дает о себе знать, ибо в городе мало особенного.

Но именно из-за этого книга обладает особой ценностью. Такое может быть в России где угодно.

Что делает Челябинск привлекательным, так это его жители. В основном это приличные и несомненно интеллигентные люди. Они отстаивают свои достижения, с опаской относятся к неизвестному, они умны и хорошо умеют приспосабливаться к изменениям и новым временам. Короче говоря, это люди лукавые из статьи Левады. В начале книги Гэррелс знакомит нас с редактором журнала Ириной, которой за 30 лет, которая училась в Швейцарии, и у которой европейский гардероб. Но она «презирает, а то и открыто ненавидит» Запад. Ирина, пишет Гэррелс, похожа на многих в Челябинске. «Им надоело заниматься самобичеванием. Им досадно от того, что Россию считают клептократией под властью мафии, но они первые жалуются на коррупцию. Им больно от того, что Запад бьет их за грехи, особенно сейчас, когда они узнали про прегрешения самого Запада».

Чуть позже мы знакомимся с Натальей, которая в 1990-е годы отстаивала женские права, а сейчас сосредоточилась на вопросах рождаемости, которая в стране увеличивается, и работает членом политически лояльного горсовета. Ее интересы могут показаться реакционными, а порой и ограниченными, но для Натальи доля цинизма является признаком просвещенности, ибо чрезмерная искренность в ее глазах равноценна наивности. 1990-е, о которых российские политики и ученые говорили так много и так часто, что это превратилось в некую мантру, были в меньшей степени временем свободы и в большей — временем хаоса. «Я не хочу, чтобы то время повторилось…. Мы уничтожили столько же, сколько и построили», — говорит Наталья.

Пожалуй, наиболее показателен Александр, живущий в деревне в пяти часах езды от города. Он восхищается Путиным и созданной им системой, хотя и жалуется на повсеместную коррупцию, на плохое управление и на местную экономику, которой мешает развиваться ненасытное и властное государство. Критические высказывания Александра отражают критику тех героев книги, которые считают себя диссидентами и активистами, хотя сам Александр не относит себя ни к тем, ни к другим. «Он гордится Путиным, — пишет Гэррелс, — и между ним и теми, кто недоволен нынешним курсом страны, лежит непреодолимая пропасть».

Такого рода внутреннее противоречие характерно не только для Александра. Многие россияне, с которыми нас знакомит Гэррелс, придерживаются взглядов, которые кажутся несовместимыми. Она вспоминает один опрос общественного мнения, который показал, что две трети русских называют себя православными верующими, но при этом многие из них говорят, что не верят в Бога. Как-то раз автор побывала в престижной средней школе, и там ученики рассказали ей о весьма любопытном наборе своих героев, среди которых Иосиф Сталин, Стив Джобс, Билл Гейтс и Ганди. Поиски постсоветской идеологии в Челябинске и по всей России привели к странной мешанине. Здесь и преданность, и мистицизм, и недоверие, и фатализм.

«Страна Путина» дает осязаемое ощущение жизни в Челябинске, но она также может показаться неглубокой и несколько импрессионистской. Так, Гэррелс в одной из глав пишет, что местные женщины «совершенно не похожи на бабушек былых времен». Еще большее недоумение вызывают весьма сенсационные заявления, вываливающиеся из ниоткуда и ничем не подтвержденные. Например, это утверждение Гэррелс о том, что заключенных в Челябинске выпускают на свободу при условии, что они будут воевать на стороне пророссийских повстанцев на востоке Украины. В случае отказа, пишет она, их ждет новое наказание.

Западные глашатаи апокалипсиса уже много раз говорили о том, что путинская система должна вот-вот потерпеть политический крах: это было во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, после анти-путинских протестов в 2011-2012 годов и после 2014 года, когда западные санкции, низкие цены на нефть и падающий рубль столкнули российскую экономику в рецессию. Но та архитектура правления, которую построил Путин, не говоря уже о нем самом, оказалась весьма прочной в таких местах, как Челябинск. Для долговременного политического выживания Путину понадобится хотя бы пассивная уступчивость российских лукавых людей. Пока она налицо, и он ею пользуется.

Джошуа Яффа — журналист, работающий в Москве и пишущий для New Yorker. Он также является научным сотрудником фонда New America.

Сканворд 15×20

По горизонтали: Эстафетный отрезок. Место сражений гладиаторов. Мамаша ягнёнка. Телефонный возглас. Пресноводная рыба. Геодезический инструмент. Что-то с чем-то. Город в Боливии. Сорванец, малявка. Масличное растение. «Поцелуйный» церковный праздник. Частица вещества. Головной убор. Осёл и лошак или мул. Вечнозелёное тропическое дерево. Вечнозелёное хвойное дерево. Отсутствие света, мрак. Спутник Нептуна. Белковый катализатор. Объект паломничества верующих. Делитель раундов. Небольшой ресторан. Острая вирусная болезнь. Яблочный праздник у христиан. Музыкальное произведение. Немецкий автомобиль. Вьющаяся прядь. Любитель крови. Популярный напиток. Родной город д’Артаньяна. Провинция Испании. Карлик среди буйволов. Химический термин. «Много обещающие» карты. Действие, вводящее в заблуждение. Колющее оружие комара. Преграда, препятствие. Хлебороб из Спарты. Город в Южной Америке.

По вертикали: Искусственный мрамор. Мужчина на дамском содержании. Военное наступление. Древнерусский князь. Историческая область во Франции. Заблуждение. Ловушка для ветра. Инертный газ без цвета и запаха. Клеймо на золоте. Музыкальное произведение. Древнегреческий сосуд. Курс судна относительно ветра. Госпиталь в полевых условиях. Музыкальное произведение. Кипение страстей. Премия академии российского телевидения. Злое лукавство. Появление слепышей у Мурки. Стирание здания с лица земли. Сосуд терпения. Протока в пойме реки. Одноглазое зло. Город на реке Сомма во Франции. Часть христианского храма. Млекопитающее семейства кошачьих. Персонаж известной сказки. Латы на груди и спине. Бедствие в ванной. Поклажа на верблюде. Отсутствие смысла в бесконечной суете. Венгерская порода пастушьих собак. Команда собакам. Хмурое от туч. Сообщение, отчёт. Чёрная птица. Болезнь, нарушение развития костей. Река во Франции, приток Сены. Сетка для муки. Глаз из пословиц.

Ответы на сканворд:

По горизонтали: Этап. Арена. Овца. Алло. Омуль. Экер. Смесь. Уюни. Шкет. Подсолнечник. Пасха. Атом. Картуз. Ишак. Сандал. Кедр. Тьма. Тритон. Фермент. Рака. Гонг. Таверна. Корь. Спас. Соната. Ауди. Локон. Вампир. Пиво. Тарб. Толедо.

Аноа. Этил. Таро. Блеф. Хоботок. Завал. Илот. Пуно.

По вертикали: Стукко. Альфонс. Атака. Дир. Мен. Обман. Парус. Аргон. Проба. Опус. Арибалл. Галс. Лазарет. Романс. Накал. Тэфи. Ехидство. Окот. Снос. Чаша. Ерик. Лихо. Амьен. Алтарь. Оцелот. Золушка. Кираса. Потоп. Вьюк. Тщета. Пуми. Ату. Небо. Доклад. Ворон. Рахит. Марна. Сито. Око.

О сканворде: Сканворд без фото
Название сканворда: Этап
Размер сканворда: 15×20 клеток
Формат: A4
Оформление: Сетка сканворда в CorelDRAW 12 (.cdr), Ответы в Microsoft Word (.rtf)
Размер файла в архиве: 43 Кб, (.rar)
Скачать сканворд Этап

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *