Что такое каббала

Что такое каббала

КАББАЛА (евр.) «Сокровенная Мудрость иудейских Раввинов средневековья, происходящая от более древних тайных доктрин, касающихся божественных предметов и космогонии, которые, после пленения евреев в Вавилоне, были объединены в теологию». Все труды, относящиеся к категории эзотерических, называются каббалистическими.

(Е.П.Блаватская «Ключ к теософии», «Теософский словарь»)

Каббала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока, через Веды, Упанишады, Учения Египта, Халдеи, Ассирии, Орфея и Пифагора и т. д. Во всяком случае, субстратум её тождествен со всеми другими системами. Основы Каббалы, именно, следует отнести к самым древним временам. В Тайной Доктрине Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о космогонии из Индии и от халдеев и египтян. Потому и Моисей, как еврей и ученик египетских жрецов, должен был знать о законе кармы. Также в той же Тайной Доктрине указывается, что еврейский народ — выходцы из Индии.

(«Письма Елены Рерих. I»)

КАББАЛИСТ. От qblh, Каббала, неписанная или устная традиция. Каббалист — это изучающий «тайную науку», тот, кто толкует сокровенное значение Священных Писаний с помощью символической Каббалы, и объясняет истинное значение посредством этого.

Танаимы были первыми каббалистами среди евреев; они появились в Иерусалиме примерно в начале третьего века до Христианской эры. Книги «Иезекиила», «Даниила», «Еноха» и «Откровение» Св.Иоанна — чисто каббалистические книги. Эта тайная доктрина идентична с тайной доктриной халдеев, и заключает в себе в то же самое время многое из персидской мудрости, или «магии».

История улавливает мимолетные проблески знаменитых каббалистов начиная с одиннадцатого столетия.

В средние века, и даже в наше время, имелось огромное количество наиболее ученых и интеллектуальных людей, которые изучали Каббалу (или Qabbaleh, как пишут некоторые). Самым известным среди них был Парацельс, Генри Кунрат, Якоб Беме, Роберт Флудд, оба Ван Гельмонта, аббат Иоанн Тритемий, Корнелий Агриппа, кардинал Николай Кузанский, Жером Карден, папа Сикст IV и такие христианские ученые, как Раймунд Луллий, Джованни Пико де ла Мирандола, Гийом Постел, великий Джон Рейхлин, д-р Генри Мор, Евгений Филалет (Томас Воган), эрудированный иезуит Афанасий Кирхер, Кристиан Кнорр (барон) фон Розенрот; затем сэр Исаак Ньютон, Лейбниц, лорд Бэкон, Спиноза и т.д., — этот список почти неисчерпаем.

Как отметил м-р Исаак Мейер в своей «Каббале», идеи каббалистов оказывали большое влияние на европейскую литературу. «Исходя из практической Каббалы, аббат де Виллар (племянник Монфокона) в 1670 г. опубликовал свою прославленную сатирическую новеллу «Граф де Габалис», легшую в основе «Похищения Локона» Попа.

Однако, среди них нет двух с одинаковыми мнением основательно происхождения Каббалы, «Зохара», «Сефер Иециры», и т.д. Некоторые доказывают, что она происходит от библейских патриархов, Авраама и даже Сета; другие — из Египта; третьи — из Халдеи. Эта система, несомненно, очень древняя, но подобно всем остальным системам, как религиозным так и философским, Каббала произошла непосредственно от первоначальной Тайной Доктрины Востока; через Веды, Упанишады, Орфея и Фалеса, Пифагора и египтян. Какой бы ни был ее источник, субстрат ее, во всяком случае, идентичен с субстратом всех других систем, от «Книги Мертвых» вплоть до поздних гностиков.

Лучшими толкователями Каббалы в Теософическом Обществе были: из ранних — д-р С.Пенкоуст из Филадельфии и м-р Дж. Фельт, а из последних — д-р У. Уинн Уэсткотт, м-р С.Л. Мак-Грегор Матерс (оба из Розенкрейцерской Коллегии) и немногие другие.

(Е.П.Блаватская «Ключ к теософии», «Теософский словарь»)

КАББАЛА (еврейский буквально — получение, предание), в иудаизме эзотерическая традиция с выраженными элементами мистики, теософии, теургии и магии. Для каббалы характерны созерцание, размышление, молитва, стремление постигнуть скрытый, «истинный» смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и процессов, происходящих в Божественном мире. Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Священного Писания, не входящих в Пятикнижие, а в эпоху после создания Талмуда (5 век нашей эры) — Устного Закона. Лишь с 12 века «каббалой» стали именовать тайное учение (еврейский — торат асод), имеющее преемственную связь с более ранней еврейской мистикой.

Одним из источников каббалы является ранняя еврейская мистическая литература, сложившаяся в 1-3 веках нашей эры в Стране Израиля и Вавилонии на основе интерпретаций 1-й главной книги Бытие — маасе брешит («дело Творения») и 1-й главной Книги пророка Иезекииля — маасе меркава («дело Колесницы»), или сифрут аэхалот («литература чертогов»). Центральная тема «литературы чертогов» — образы Бога, восседающего на небесном престоле, в видениях мистиков. Каббала унаследовала специфическую терминологию этой литературы. Другим важнейшим источником каббалы считается небольшое псевдоэпиграфическое произведение «Сэфер йецира» («Книга Творения»; написана между 2 и 6 веками), относящееся к литературе «дела Творения». Главная тема этого текста — описание процесса сотворения мира посредством 32 элементов мироздания: 22 букв ивритского алфавита и 10 первочисел (сфирот). Понятие «сфира» (единственное число от «сфирот») стало впоследствии одним из основных понятий каббалы, наделившей его новым смыслом: 10 сфирот приобрели значение ипостасей сокровенного Бога, каждая из которых наделена специфическими качествами.

Реклама

Формированию каббалы предшествовало появление в 12 веке на севере Франции и юге Германии еврейского эзотерического учения Хасидей Ашкеназ (немецкий хасидизм). Немецкие хасиды проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение, подчёркивали значение особой душевной настроенности в молитве (кавана). В созерцаемом ими тайном образе херувимов и восседающей на них Славы Божией усматривалось проявление скрытого, трансцендентного Божества. Хасидей Ашкеназ повлияло на создание так называемой практической каббалы и экстатического направления в еврейской мистике. На формирование каббалы оказали влияние гностицизм и неоплатонизм. Так, параллели с гностическими учениями обнаруживает мистика Божественной колесницы, а также определённый дуализм в представлении о Божестве и понимание зла как самостоятельной сущности, образующей мир, который является отрицательным отражением Божественного мира. Неоплатоническая идея эманации приобрела в каббале форму учения о происхождении ряда Божественных сущностей — 10 сфирот — из бесконечной неограниченной Божественной субстанции (эйн-соф). Однако если неоплатоническая эманация является непроизвольным процессом, то, согласно каббале, в ней присутствует волевое действие Бога.

Первым сочинением, содержащим отчётливо выраженные каббалистические элементы, считается «Сэфер абаир» («Книга блеска»), которая была составлена из более древнего материала не ранее 12 века. Это псевдоэпиграфическое произведение, приписываемое автору 2-й половины 1 века, состоит из небольших комментариев к Пятикнижию, сопровождаемых притчами, а также отрывков из книги «Сэфер йецира» и мидрашей. В «Сэфер абаир» описываются 10 Божественных изречений, которыми был сотворён мир. Первым каббалистом (в собственном смысле слова), повлиявшим на дальнейшее развитие этой традиции, считается Ицхак Слепой (1165?-1235) из Нарбоны (Южная Франция), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сэфер йецира». Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и о системе сфирот в частности не как о чём-то новом, требующем определения, а как о чём-то известном изначально. В то же время в Провансе (Юго-Восточная Франция) появилась группа каббалистических сочинений, самым значительным из которых является «Сэфер аийун» («Книга созерцания»). Важнейшими для этого круга текстов были идеи предвечной тьмы (бесконечного эйн-соф) и эманации света, Божественного имени, а также лингвистическая концепция сотворения мира и мистика молитвы.

В начале 13 века из Южной Франции каббала проникла в Каталонию (тогда христианскую часть Испании). В 1230-60-е годы в Жероне существовала школа каббалы, видным представителем которой был Азриэль из Жероны. Ему принадлежат многочисленные сочинения, в том числе о 10 сфирот и талмудических легендах. С этой школой связано также имя крупнейшего испанского раввина и каббалиста Нахманида. В Жероне, вероятно, была написана «Сэфер атмуна» («Книга образа») — анонимное сочинение, посвящённое сотворению и структуре мира. Согласно этой книге, мировой процесс аналогичен земледельческому процессу в Древнем Израиле: как в земледелии через каждые 7 лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет — юбилейный год, так и мир создаётся заново каждые 7 тысяч лет, причём каждый раз под влиянием одной из семи нижних сфирот, а по прошествии 49 тысяч лет наступает юбилейное тысячелетие, когда всё сущее исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику — третьей сфире бина (разум).

В середине 13 века в Кастилии в учении каббалы возникло гностическое направление так называемого левого столпа (братья Яаков и Ицхак Коэны), согласно которому существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. Эта группа каббалистов особое внимание уделяла демонологии; в их учении впервые появились сексуальные мотивы, впоследствии занявшие в каббале важное место. В 1250-60-е годы в Испании возникла школа экстатической, или пророческой, каббалы. Сторонники этого направления стремились достигнуть религиозного экстаза и состояния пророчества путём углублённого изучения, повторения и комбинирования букв имён Бога. Главным представителем этой школы был А. Абулафия, произведения которого отвергались многими каббалистами, видевшими в них угрозу традиционной молитве. Особое направление представлено Ицхаком бен Авраамом Ибн Латифом (1210-80), пытавшимся синтезировать идеи каббалы и философию, которые, по его мнению, обретают смысл лишь в единой системе.

Конец 13 — начало 14 века являются расцветом каббалы: в это время было написано наиболее важное каббалистическое сочинение «Сэфер азогар» («Книга сияния»), ставшее для каббалистов одной из священных книг наряду с Танахом и Талмудом. Традиционно автором «Зогара» считается раввин Бар Йохай Шимон (2 век), однако в подлинности его авторства возникло сомнение уже вскоре после появления книги. Долгое время автором основной части «Зогара» признавался кастильский каббалист Моше де Леон (умер в 1305). Современные исследователи видят в книге результат работы четырёх поколений авторов, создававших её в 1270-1310-х годах и использовавших при этом более ранние тексты. С литературной точки зрения «Зогар» представляет собрание мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединённых общей фабулой: герои «Зогара» — Бар Йохай Шимон, его сын Элазар и его ученики — странствуют по Стране Израиля. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути персонажи рассказывают мидраши каббалистического содержания о познании тайн Божества. Согласно «Зогару», библейское повествование нельзя понимать ни буквально, ни аллегорически — оно есть не что иное, как символическое описание процессов, происходящих в мире сфирот.

Основным тезисом «Зогара», как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект высшей, духовной, незримой реальности, одновременно символ и часть этой реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвящённым в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем. Главным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одна из основных идей каббалы — способность высшего и низшего миров влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Поэтому человек является активным сотрудником Бога, соучастником творения. Руководством человеку в этом сотрудничестве служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Священного Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества, но может постичь «облачения» (лэвушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно «каналами» (цинорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них. Стоящее выше всякого определения Божество обретает определённость в 10 сфирот, репрезентирующих Его атрибуты. Совокупность сфирот образует космическое тело первочеловека (адам кадмон), в котором заключены все потенции мирового бытия.

Порядок Божественной эманации, элементы которой обычно называются сфирот, таков: 1) кетер элйон (высший венец Бога); 2) хохма (мудрость), первое реальное проявление эйн-соф, содержащее идеальный план всех миров; 3) бина (разум), то есть Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму; 4) хесед (любовь, или милосердие Бога); 5) гвура (сила), или дин (суд), — источник Божиего суда и кары; 6) рахамим (сострадание), или тиферет (красота Бога), — эта сфира является посредником между двумя предыдущими, внося в мир гармонию и согласие; 7) нецах (вечность Бога); 8) ход (величие Бога); 9) йесод (основа всех действующих сил в Боге); 10) малхут (царство Бога) — воспринимающая, «женская» потенция, через которую Божественный поток передаётся низшим мирам. Эта сфира отождествляется в «Зогаре» с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.

Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, согласно каббале, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и существование сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков: умножение греха ведёт к изгнанию Шхины, с ней в изгнание уходит и народ Израиля; добрые дела — молитва и исполнение заповедей (мицвот) — приближают возвращение Шхины из изгнания.

Органы человеческого тела соответствуют 10 сфирот. Человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения с Богом. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа, согласно «Зогару», подвергается суду и направляется в ад, рай или же перевоплощается. После появления «Зогара» учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.

Каббалистическое творчество в Испании продолжалось в 14-15 века. Одно из направлений этого периода представлено учениками Шломо Адрета, исследовавшими тайный смысл каббалистических комментариев Нахманида к Торе. Основная тема «Сэфер аплия» («Удивительная книга»; 14 век) — мистический смысл заповедей. К началу 15 века исследования по каббале проникли в Италию, где они носили главным образом компилятивный характер.

После изгнания евреев из Испании (1492) группы каббалистов появились в Стране Израиля (преимущественно в Иерусалиме), в Польше, Малой Азии, Северной Африке и др. В каббале складываются два основных направления: «классическое», развивающее и систематизирующее теории испанской каббалы, и новое, возникшее в Цфате (Верхняя Галилея). Среди представителей цфатской каббалы — М. Кордоверо, Ш. Алкабец, И. Каро, И. Лурия. Учение Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой её демифологизации и подведения под неё философской базы. Одна из основных проблем, которые решал Кордоверо, — диалектика единства и множества, перехода от скрытого Бога к сфирот — сложному, хотя и Божественному, множеству. Учение Кордоверо не получило большого распространения главным образом из-за появления учения Лурии.

В основе лурианской каббалы лежали мотивы космической катастрофы («разбиение сосудов») и необходимости преодоления её последствий («исправление»), которые перекликались с представлениями современников Лурии о судьбе еврейского народа — его изгнании (галут). В лурианской каббале сотворение мира — основная тема каббалы предшествующего времени — уступило место эсхатологической теме восстановления пошатнувшегося порядка мироздания. Человек, исполняя религиозные предписания, становится активным и незаменимым участником процесса восстановления космической гармонии. Таким образом, галут — это не только наказание и испытание, но и миссия, порученная Израилю. Охватывая все стороны жизни, лурианская каббала вышла за рамки чисто спекулятивного учения. Не случайно именно в этот период каббала, являвшаяся до тех пор достоянием элиты, проникла в широкие круги еврейского народа. Лурианская каббала оказала огромное влияние на еврейские мистические учения и движения в последующее время, прежде всего на саббатианство и хасидизм.

Каббалистические центры в Польше прекратили существование с началом 2-й мировой войны. В Северной Африке и Йемене каббала изучалась вплоть до создания Государства Израиль и начала массовой эмиграции евреев из этих стран. Каббалистические школы действуют в современном Израиле.

Наряду с каббалой как спекулятивным учением существует практическая каббала, использующая магические практики с целью воздействия на высшие миры. Это достигается с помощью, прежде всего, сосредоточенного созерцания имён Бога для постижения их тайного смысла, особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Практическая каббала упоминается в различных каббалистических текстах, в частности в «Зогаре», хотя существовала задолго до появления каббалистического учения и, вероятно, была известна уже вавилонским гаонам (руководителям школ).

Несмотря на специфически еврейский характер каббалы, её влияние вышло за пределы иудаизма. В 15 век в Европе появилось движение, приверженцы которого утверждали, что истинный, скрытый смысл каббалы не противоречит христианству. Основоположником христианской каббалы был Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты (И. Рейхлин, П. Галатин, Ф. Джорджио и др.) видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. Крупнейшим каббалистом 17 века был протестант К. Кнорр фон Розенрот, составитель латинской антологии каббалистических текстов «Открытая каббала» (1677-84). Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали философы Г. Мор, Я. Бёме, Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Ф. К. Баадер, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг и др.

В 19 веке возникла школа научного изучения каббалы (А. Франк, А. Еллинек, Г. Грец, М. Штейншнейдер), однако современный историко-филологический подход к её исследованию сложился лишь после 1-й мировой войны. Основоположником этого подхода был Г. Шолем (1897-1982), впервые представивший еврейскую мистику в виде целостной традиции и проанализировавший основные её формы на основе изучения сохранившихся источников, прежде всего, рукописных.

Источн.: Раби Шимон: Фрагменты из книги Зогар / Сост. М. А. Кравцов. М., 1994; Сэфер азогар. Иерусалим, 1998-1999. Т. 1-20 (на языке иврит). http://www. Kabbalah.info/ PDF/idx_zohar.htm.

Лит.: Scholem G. Kabbalah.

Jerusalem, 1974; idem. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1987; Idel М. Kabbalah: new perspectives. New Haven; L., 1988; Каббала // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4; Liebes Y. Studies in the Zohar. Albany, 1993; Tishby I. The Wisdom of the Zohar. L.; Wash., 1994. Vol. 1-3; Тантлевский И. Книги Еноха. М.; Иерусалим, 2000; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2007.

На чём основано учение каббалы?

Учение каббалы основывается на древних рукописях, самой «старшей» из которых является «Сефер Йецира» (Книга Созидания), ей порядка 4000 тысяч лет. А главной книгой каббалы, на которой базируется всё современное учение, является книга Зоар (Книга Сияния), она написана около 2000 тысяч лет назад. Согласно каббале, Библия, а точнее Ветхий Завет, представляет собой закодированное послание, в котором скрыт ключ к пониманию смысла нашего существования и мирового порядка. И Зоар выступает в качестве ключа к этому шифру.

«Земля крутится по кругу как мяч. Некоторые наверху, а некоторые внизу. И все обитатели Земли выглядят по-разному. Различие внешнего вида населения мира напрямую зависит от различий космического воздуха и сил, которые существуют в семи основных географических зонах. И потому же – для обитателей одной части Земли светло, а другой – темно».

Зоар, Вайикра, том 14, п.141-142

Это строки из Книги Зоар, написанной в то время, когда учёным сообществом Земля считалась плоской, а о семи континентальных частях Света не было и речи. И это – лишь одна из бесчисленного множества загадок Зоара. На его страницах скрыты все тайны мироздания: от устройства Вселенной до анатомии человека. Физика, химия, медицина, астрономия, психология…

Почти две тысячи страниц арамейского текста – являются основой мудрости каббалы. Однако Зоар написан каббалистическим «языком ветвей», непонятным для рядового читателя. Каббалисты следующих поколений один за другим занимались расшифровкой сообщений Зоара. Самый ощутимый вклад в это дело внёс Рабби Ицхак Лурия (Ари) в XVI веке, поэтому часто можно услышать сочетание «лурианская каббала». Следующим важным звеном в цепочке каббалистов стал Рав Йегуда Ашлаг, который «перевел» труды Ари на доступный широкой аудитории язык. В 1922 году он открыл школу изучения каббалы, продолжением которой сегодня является Каббала Центр. Более подробно об истории каббалы и Каббала Центра здесь.

Каббала («полученное» от древних) – средневековое обозначение еврейского мистического учения о Боге, человеке и мире.

Истоки учения Каббалы

Начало Каббалы восходит ко временам гностицизма и неоплатонизма, расцвет же её совпадает с эпохой расцвета христианской мистики в Европе (XIII-й и следующие века). Еврейская мистика является такой же реакцией против законнического формализма и рационализма раввинских школ, как христианская – против схоластики и официальной ортодоксии. Ученые талмудисты, занимавшиеся практическими вопросами права и нравственности на основании Писания, нередко пытались еще проникнуть в сущность вещей, угадать тайну существа Бога, происхождения и переживания души. Располагая для решения этих вопросов только поэтическими рассказами Библии о мироздании (Бытие, гл. I) и о «колеснице» Божией (Иезекииль, гл. I), они углублялись в истолкование этих мест и, воспринимая теософские идеи Востока и александрийских школ, доходили до соблазнительных в религиозном смысле выводов. Раввины запрещали заниматься вопросами о том, «что наверху и что внизу, что было и что будет», а также публично объяснять главы о мироздании и о колеснице.

Предшественники Каббалы – еврейские мистические учения, передававшиеся тайно, полунамеками – нашли многочисленные отражения в разных местах апокрифической и талмудической литературы, у еврейско-александрийских философов и, наконец, в специально каббалистических произведениях, самый значительный образчик которых носит название «Книга Творения» и составлен не позже первой половины IX в. Неизвестный автор этой книги (каббалисты обыкновенно приписывают ее Аврааму) развивает в кратких и темных словах учение о таинственной связи, существующей между числами первого десятка и 22 буквами еврейского алфавита, с одной стороны, и миром, с другой. Другие каббалистические произведения той же эпохи, сохранившиеся частично или известные только по заглавиям, занимаются вопросами о строении Божества, о небесных палатах, об именах ангелов и способах пользоваться ими против болезней, врагов и сил природы. В этих произведениях уже намечено учение позднейшей Каббалы с её главными идеями и терминологией.

До XIII в. каббалистическая литература, в которой принимало участие много ученых и поэтов испанского периода еврейской литературы, обогащается еще новыми элементами, заимствованными из греко-арабской философии, а также ислама и христианства, и развивается в трех направлениях: метафизическом, этическом и магическом. В XIII веке появляется библия каббалистов – «Зогар» («Зоар» – «Сияние»), большое сочинение, содержащее множество нагроможденных без системы каббалистических учений. «Зогар» написан на арамейском языке и имеет вид комментария на Пятикнижие Моисеево. Он обнародован странствующим еврейским ученым Моисеем (Моше) де Леоном (ум. в 1305 г. в Испании), который приписал авторство его известному талмудисту II в. по Р. X. Симону, сыну Иохая. Но содержание Зогара, хотя обнаруживает и более древние части, все же не древнее XII века. Зогар быстро приобрел всеобщее признание, и отдельные места его введены даже в еврейский молитвослов. Это объясняется характером его каббалистического учения, жизнерадостным, поднимающим человека на необыкновенную высоту, делая его центром вселенной, имеющим власть влиять и на Божество. Зогар придает особенно большое значение молитве, как общению с Божеством, возносящему человека над всем земным, мелочным, и требует полного сосредоточения молящегося на мысли о Боге.

Моисей (Моше) де Леон, предполагаемый автор каббалистической книги «Зогар». Бюст в Гвадалахаре (Испания)

Автор фото — Sonsaz

Появление Зогара составило эпоху в истории Каббалы: каббалисты XIV и XV вв. повторяют на разные лады мысли Зогара, и Каббала достигает большой популярности. Успех Каббалы в XV в. в значительной мере объясняется бедственным положением испанских евреев, завершившимся изгнанием их из Испании в конце XV века. Много содействовала популяризации учения Каббалы мистическая проповедь палестинского ученого Исаака Лурии (1533 – 1572), привлекшего большое число учеников и приверженцев благодаря пропаганде последователя его Виталя (1543 – 1620). Учения Лурии оказали большое влияние на развитие религиозных обрядностей еврейства. Заинтересовался Каббалой и христианский мир, с одной стороны, в силу общего стремления эпохи к мистике, а с другой – для подтверждения истинности христианской догматики «древней» еврейской мудростью. Главными христианскими каббалистами являются Пико делла Мирандола (1463 – 94) и Рейхлин (1455 – 1522), специально для Каббалы изучавший еврейский язык. Вскоре после первого печатного издания «Зогара» (Мантуя, 1558) христианские ученые стали переводить отдельные части его на латинский язык, а в 1677 г. вышел перевод значительной части его («Kabbala Denudata», бар. Розенрота). Интерес к учению Каббалы в христианских кругах с этого времени уже не прекращался, и еще доселе ею горячо интересуются в кругах любителей оккультизма. В еврейских кругах особенное распространение получила Каббала в XVII веке в Польше, что и здесь, как в свое время в Испании, объясняется бедственным положением евреев (Хмельничина). Возникшее в XVIII веке движение хасидизма в значительной мере зиждется на Каббале.

Основы учения Каббалы

Учение Каббалы невозможно изобразить в виде стройной философской системы; разные сочинения, принадлежащие разным авторам и разным эпохам, по-разному излагают его. Только общие идеи или тенденции появляются всюду с некоторым постоянством. Они состоят в следующем.

Согласно учению Каббалы, Бог – источник жизни и творец вселенной; Он – бесконечность («Эн-Соф»), недоступная, непознаваемая. Бог осквернился бы, если бы имел непосредственные сношения с миром. Поэтому между Ним и миром находятся «сефироты», творческие метафизические силы. «Сефироты» – наиболее характерное учение Каббалы. Уже в «Книге Творения» встречается этот термин для обозначения творческих чисел первого десятка (от еврейского сафар – считать). Позднейшие ученые сближают «сефирот» Каббалы с 10 «сферами» Птолемеевой астрономии и считают их либо «орудиями Бога» или «каналами», чрез которые Его деяния передаются миру, либо частями Божественной сущности. Графически их изображают в виде дерева (arbor cabbalistica, каббалистическое Древо жизни), в виде лучей или же в виде членов «Адама Древнего», метафизического микрокосма. Названия «сефирот» таковы: 1. Венец, 2. Мудрость, 3. Разум, 4. Величие (или Любовь), 5. Сила (или Правосудие), 6. Красота (или Милосердие), 7. Победа, 8. Слава, 9. Основание, 10. Царство.

Десять сефирот, которые, согласно учению каббалы, составляют Древо Жизни

Эти 10 «сефирот» составляют «мир излучения» (ацилут), идущий непосредственно от Бога. Ниже «мира излучения» последовательно стоят еще три мира, для обозначения которых учение Каббалы воспользовалось тремя глаголами, обозначающими по-еврейски – «творить» (ср. Ис., 43,7): мир бериа, мир иецира и мир асия. Подобно «миру излучения», остальные миры также делятся на сферы, и всему, что имеется в более низком мире, можно найти параллель в мире более высоком.

Приверженец учения Каббалы хочет дойти до сущности вещей и мира посредством мистического погружения в бесконечность, духовного экстаза, восторженной молитвы. Он при этом хочет исполнить закон, как строгий еврей, и не только внешним образом, но с душой, отрешившейся от всего чувственного для соединения с Богом, возвратившейся от мира видимостей к вечному Бытию, своему началу. Дуализм духа и материи, света и мрака, добра и зла проходит чрез всю Каббалу.

На вопрос о смысле страданий праведников учение Каббалы отвечает учением о вечности душ и перевоплощении: душа существовала еще до рождения человека. Она терпит страдания, если ранее делала зло, будучи в другом теле. Эти и им подобные учения встречаем и у древних персов, у Филона, гностиков, мандейцев, неоплатоников; в Каббале они переплетаются с игрой чисел и букв, всякого рода магией, астрологией, хиромантией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *