Что такое иконостас

Что такое иконостас

Значение слова Иконостас по словарю Брокгауза и Ефрона:

Иконостас (греч.) — более или менее сплошная, от сев. стены храма до южн., стена, которой отделяется алтарь от средней части в првсл. храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы. В этой стене три двери ведут в алтарь: посредине иконостаса, прямоперед престолом — «врата царские» (см.). влево от них — северныеврата или двери, вправо — южные врата, прежде называвшиеся также дьяконскими. Средние двери называются святыми, и не имеющим священного сана вход через них недозволен. И. бывает уставлен иконами, обыкновенно в несколько рядов. В нижнем ряду: на царских вратах находятся обыкновенно иконы Благовещения Пресвятой Деве архангелом Гавриилом, а также четырех евангелистов. направо от царских врат — иконаСпасителя, по левую их сторону — икона Божьей Матери с младенцем на руках. на сев. дверях — чаще архангелыГавриил и Михаил,иногда — пророки, св. диаконы или святители. Затем вправо от южн. дверей и влево от дверей сев. ставятся иконы наиболее чтимых святых, например святого, которому посвящен храм, или других, по усмотрению храмоздателей. Над первым нижним рядом икон в И. помещаются. непосредственно над царскими вратами — икона тайной вечери И. Христа, и по ту или другую сторону ее иконы главных праздников — событий из жизни И. Христа и Пресвятой Девы. В третьем ряду И.

ставятся: над иконою тайной вечери — икона И. Христа в царском или архиерейском облачении, с предстоящими в молитве пред ним Богоматерью и Иоанном Предтечей (она называется деисусом, см.). по ту и другую сторону этой иконы — иконы св. апостолов. B четвертом ряду И. ставятся иконы ветхозаветных праведников — пророков, с усвоенными каждому из них эмблемами. Верх И. увенчивается изображением распятия И. Христа. Впрочем,такоеустройство И. не всегда имеется в церквах. В древней Руси в церквах этот тип И. был господствующим, но по нужде число ярусов или рядов И. может быть уменьшено до одного ряда с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами. Устройство И. в виде сплошной стены — относительно позднего происхождения. в первые века церкви алтарь был весь видим присутствующим в храме и от средины церкви алтарь отделялся лишь решеткой. Да и ныне, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны по возможности во всем храме, Царские врата часто устраиваются решетчатыми, а весь И. редко доходит до потолка. обыкновенно сверху И. в приходских церквах большого размера оставляется более или менее открытое пространство. Н. Б.

Определение слова «Иконостас» по БСЭ:

Иконостас (от Икона и греч. stбsis — место стояния)
перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу — «местные» иконы, над ними рядами — «деисусный чин», «праздники», «пророки»),
подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а такжесимметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления(особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств). Некоторые И. 18 — начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.
Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72. Лазарев В.Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.
Иконостас Петропавловского собора в Ленинграде. Дерево. 1722-27. По рисунку И. П. Зарудного резьбу выполняли Т. Иванов и И. Телега.

Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — пишет священник Павел Флоренский. — Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого… Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий… Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти…»

Иногда говорят, что устроение иконостаса было трагедией православной церкви, иконостас отделил верующих от духовенства, стал причиной отчуждения иерархии от народа. Для каждого понимающего смысл иконы ясно, что это мнение глубоко ошибочно.

Иконостас не алтарная преграда, а метафизический проем в Царство Небесное. По ту сторону иконостаса — алтарь, где совершается главное христианское таинство, евхаристия — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Этот алтарь сам является зримым образом Небесного Царства и, смотря на иконостас, человек входит духовным взором в это Царство.

Нужно подчеркнуть, что это вхождение не символическое действие, а подлинно реальное, осуществляемое не телесно, но духовно.

Предназначение иконостаса состоит в зримом соединении молящихся в храме людей, составляющих земную Церковь, с Церковью Святых, равно участвующих в соборной молитве и совершении Таинств. Грешным очам несовершенного человека невозможно видеть ни Господа Иисуса Христа, ни Божией Матери, ни сонма святых, реально участвующих в священнодействии. Их образы являет иконостас, так что стоящий в храме человек видит перед собой тех, Кто незримо присутствует за богослужением.

Если в символике храма алтарь представляет собой Небо, то иконостас — зримый образ этого Неба, изображение Небесной Торжествующей Церкви. Это и определяет его структуру.

Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов.

Первый (нижний) ярус называется местным. В этом нижнем ряду имеются Царские врата и две так называемые диаконские двери, расположенные справа и слева. На створках Царских врат обычно изображается икона Благовещения и иконы четырех евангелистов. Реже — изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста — авторов двух Литургий, совершаемых в Православной Церкви. На диаконских вратах, которые называются еще северными и южными обычно помещаются парные иконы Архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия, реже ветхозаветные первосвященники Мелхиседек и Аарон. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя — Господа Иисуса Христа, слева — икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, в местном ряду обязательно находится храмовая икона, изображающая событие или святого, в честь которых освящен храм, и иные местночтимые иконы. Над Царским вратами помещается икона Тайной Вечери — знак того, что в алтаре совершается установленное на тайной Вечери Таинство Евхаристии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы..

Второй ярус называется деисусным чином. Русское слово Деисус — это искаженное греческое «деисис», что означает моление. В центре этого яруса находится икона Спаса на престоле или Спаса «в силах», справа от него (слева от зрителя) — образ Божией Матери, с другой стороны — образ Иоанна Предтечи. Эта композиция и называется Деисусом. Кроме того, в этом ярусе размещаются иконы апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа. Здесь же могут находится иконы Архангелов, святителей, преподобных, мучеников, молитвенно устремленных к Христу.

Третий ярус иконостаса называется праздничным и заполняется иконами двунадесятых и других почитаемых праздников.

Четвертый ярус называется пророческим. В центре этого яруса находится икона Богоматери с младенцем в Ее лоне или на коленях. По сторонам — иконы великих и малых пророков Ветхого Завета, предсказавших Боговоплощение за сотни лет до Рождества Христова. Здесь можно встретить образы пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Амоса, Малахии, Моисея, царей Давида и Соломона, других пророков.

Последний пятый ярус иконостаса называется праотеческим. Его центральным образом является икона Новозаветной Троицы или т.н. «Отечество». Вокруг нее размещаются иконы праведников Ветхого Завета, сохранивших веру в Единственного истинного Бога в окружении тотального идолопоклонства древности. В этом ярусе находятся изображения Сифа, Еноха, Иареда, Мафусаила, Ноя, других ветхозаветных праведников.

Пятый ярус иконостаса увенчивается Крестом. В некоторых иконостасах рядом с ним ставили иконы Страстей Христовых, которые образовывали дополнительный шестой «страстной» ярус.

Будучи образом Церкви, классический пятиярусный иконостас открывает пути домостроительства Божия, Его Промысл, осуществляемый в творении и истории мира.

Движение от верхнего яруса иконостаса к нижнему открывает пути Божественного откровения. Икона Троицы в этом отношении является образом Предвечного Совета Божественных Ипостасей. Праотцы и пророки Ветхого Завета являются носителями веры и надежды на грядущее явление Искупителя, которое является завершением Божественного Промысла о человеке. Все иконы тяготеют к главному образу — Христа из деисусного чина. Это тяготение является выражением единства Христа и Его Церкви. Как писал протопресвитер Григорий Флоровский: «…Христос никогда не один: Он всегда — Глава Своего Тела. Ни в православном богословии, ни в благочестии Христос никогда не отделяется от Девы Богоматери и от Своих «друзей», святых; Искупитель и искупление неразделимы…Конечной целью Боговоплощения было то, чтобы у Воплощенного было «тело», которое и является Церковь, новое человечество, искупленное и вновь рожденное в своей Главе». Деисусный чин, в этом смысле, является завершением исторического процесса, образом Церкви в ее эсхатологическом, приуготовленном к вечности состоянии.

В ответ на Богоявление снизу вверх идет восхождение человека к полному преображению в Вечности. Оно начинается принятием евангельского учения (евангелисты на Царских Вратах), через синергию человеческой воли и Божьего Промысла в Благовещении, участием в Таинстве Евхаристии (образ Тайной Вечери) и завершается соборным единением, образом которого также является деисусный ряд.

В своей классической пятиярусной форме иконостас появился далеко не сразу. В древних храмах алтарь был обнесен невысокой оградой, в центре которой находились врата. В средине 9-го века после победы иконопочитателей над иконоборцами на колонны по бокам этих врат иногда ставили иконы Спасителя и Божией Матери. Постепенно к ним присоединилась храмовая икона, затем другие местночтимые, иногда чудотворные иконы. Так постепенно сформировался местный ряд иконостаса. В некоторых храмах такие одноярусные иконостасы сохранились по сей день. Например в Кирилловской церкви и Владимирском соборе Киева в память о византийской старине установлены такие одноярусные иконостасы.

В древних храмах иконы ставились не только по бокам царских врат, но и над ними, точнее на архитрав, соединявшие эти колонны. Здесь центральной фигурой, конечно, был Спаситель, а по сторонам, молящиеся к нему Богородица и Иоанн Предтеча. Этот прообраз деисусного ряда, по мнению некоторых исследователей появился еще раньше местного.

Наличие иконостаса в любой Православной церкви обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: «Кому Церковь не мать, тому бог не Отец!»

Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва — это его личный разговор с Богом, но совершается он в присутствии всей Церкви.

Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику, — часто приходится молиться вне храма. Безусловна, такая молитва ничем не слабее церковного богослужения. Однако русскому человеку без церкви плохо. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен, появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.

Мастерская «Палехский иконостас» хорошо знакома читателям нашего журнала. В прошлом году мы побывали в гостях у гостеприимных палешан, увидели, как они работают, познакомились с историей и современностью этого уникального центра русской иконописи. Сегодня мы беседуем с руководителем мастерской, Анатолием Владимировичем Влезько, об одной из ее последних работ – убранстве храма во имя мученика Иоанна Воина.

– Чем для вас интересна работа над интерьером храма Иоанна Воина в Жадовском мужском монастыре Ульяновской области?

– Храм во имя святого мученика Иоанна Воина – крестильный. Когда нас пригласили поработать с ним, мы увидели, что архитектура здания отличается от классической: потолок плоский, не имеет традиционных арочных сводов. По центру – трапециевидный свод, переходящий в барабан. Такое строение не слишком благоприятно для создания церковного интерьера. Обычно храм устремлен ввысь, а здесь мы видим горизонтальное расположение, в которое трудно гармонично «вписать» иконостас, фрески… Так что эта церковь была для нас своеобразным вызовом.

– Вы благоукрашали храм полностью? Какой исторический стиль взяли за основу?

– К нашему приходу уже были смонтированы полы и крестообразная купель. Иконостас же, росписи, светильники, киоты, мебель выполнили мы. Благодаря тому, что мы полностью задумали концепцию интерьера, каждый элемент, будь то киот, иконостас, образ или светильник, дополняет другие, и вместе они составляют гармоничное целое.

Учитывая предназначение и архитектуру храма, мы предложили установить в нем одноярусный иконостас в византийском стиле. Иконы – довольно крупные для небольшого пространства, поясные. Двунадесятые праздники были написаны на стенах по периметру храма. Вместе с иконостасом и росписью было задумано и центральное паникадило в форме коптского креста. В него мы вставили красные лампадки, дарящие ощущение пасхальной радости.

– Византийский иконостас – это мрамор. Вы же, насколько я знаю, работаете с деревом?..

– Иконостас выполнен из дерева и выкрашен в цвет белого мрамора. Элементы декора имитируют розоватый мрамор. Их цветовая гамма гармонирует с росписями. Эта находка понравилась заказчику. Кстати, такое решение интересно и с экономической точки зрения. Стоимость мраморного иконостаса в два­три раза выше, чем цена иконостаса из дерева. Работа по камню очень дорогая, да и сам материал тоже. К тому же деревянный иконостас имеет меньший вес, нежели выполненный из камня, а значит, дает меньшую нагрузку на фундамент. Так что дерево, декорированное под мрамор, позволяет создать церковное убранство в византийском стиле там, где использование камня по каким­либо причинам затруднено.

– Как рождалась программа стенописи храма?

– Задумывая образный ряд росписи, мы думали о том, что хотелось бы сказать человеку, стоящему перед купелью, готовящемуся приступить к величайшему в своей жизни таинству. Мы хотели поддержать его, рассказать ему о величии Православной Церкви, ее святости, ее истории. В росписях представлен весь цикл двунадесятых праздников, напоминающих нам о земном пути Спасителя, в трапециях свода – образы евангелистов, в куполе – лик Христа. Это соответствует традиции построения программы росписи православного храма. Ключевая форма в интерьере – образ креста: это и крестообразная купель, и большой крест, венчающий собой иконостас, и светильник, выполненный в форме креста. Все это напоминает о жертве Спасителя. Распятие установлено на фоне овала, символизирующего пасхальное яйцо – знак Воскресения, к которому ведет Крест. Этот овал заполнен виноградной лозой с двенадцатью позолоченными резными гроздьями, которые символизируют двенадцать апостолов и слова Господа: «Я – лоза, вы же – ветви». Элементы декора, иконы, фигуры, написанные на стенах – крупные, не измельченные, что помогает создать ощущение монументальности и торжественности, невзирая на небольшой размер самого храма.

– Колористика стенописи довольно насыщенная…

– Византийский стиль вообще достаточно яркий, цвета глубокие: пронзительный синий фон, широкая цветовая палитра – все это говорит о полноте жизни. Мы работали акриловыми красками. Хочу отметить, что все цвета «живые», нанесенные лессировками по охристой подкладке. Это прием создает мерцание, объем, игру цвета и света.

– Много ли времени потребовалось на выполнение этого проекта?

– Мы выполнили эту работу в сжатые сроки. На росписи, изготовление светильников и на создание иконостаса ушло чуть более четырех месяцев. Начали работу в декабре, а уже 2 мая храм был освящен, и сейчас в этой церкви совершаются богослужения. Но работа над интерьером продолжается. Вокруг окон планируется расположить киоты арочной формы, с точеными колоннами под стать иконостасу. На горнем месте в алтаре перед окном будет установлен запрестольный киот с витражной иконой. В западной части храма разместятся лавки и столики для пеленания младенцев. Все это позволит создать цельный, гармоничный, законченный образ храма.

– «Палехский иконостас» вышел за пределы своего названия: создает не только иконостасы и не только в палехском стиле…

– Создание всего убранства одним подрядчиком становится все более востребованным. Заказчику удобно вести дела с одним подрядчиком, быть уверенным, что интерьер решен грамотно, в едином ключе. Получается цельно. При необходимости мы выступаем в роли подрядчика по созданию всего интерьера храма. Разрабатываем концепцию церковного убранства, выполняем эскизы. Своей мастерской выполняем настенные росписи, пишем иконы, создаем иконостас, киоты, престолы и прочие элементы интерьера из дерева. А для изготовления по нашим эскизам светильников, подсвечников, ограждений солеи и хоров, винтовых лестниц, витражей и мозаики привлекаем партнеров, в высоком качестве работы которых мы уверены. Так и в случае с храмом в Жадовском монастыре по нашим эскизам были выполнены центральное паникадило, бра и светильники в алтаре и притворе.

– Насколько я знаю, «Палехский иконостас» выполняет и отдельные работы?

– Мы предпочитаем подходить к церковному интерьеру в комплексе, но беремся и отдельно за выполнение настенных росписей, написание икон для уже существующих иконостасов и киотов и наоборот. Изготавливаем иконостасы или киоты в содружестве с другими мастерскими, которые пишут иконы. И это тоже интересно, потому что дает возможность к сотворчеству.

– Над чем трудитесь сейчас?

– В настоящее время у нас в работе иконостасы для храмов в Казани, Тольятти, Иркутске, п. Новобуреевский в Амурской области. Для некоторых из этих церквей мы будем делать интерьеры в комплексе.

– В этом году мастерская отметила свое восемнадцатилетие, по человеческим меркам – достигла совершеннолетия.

Можно ли подвести некоторые итоги?

– Мы продолжаем развиваться и совершенствоваться в выбранном направлении – церковном искусстве. Каждый проект – это всегда новая задача, которую мы ставим перед собой и которую нам интересно решать. Мы можем справиться с любым стилем. В мастерской накоплен большой опыт по созданию интерьеров и иконостасов различных направлений. А производственная и технологическая базы позволяют реализовывать проекты качественно и в сжатые сроки. Наши художники пишут во всех канонических стилях православной иконописи. В этом есть и историческая преемственность: мы уже рассказывали о самой крупной иконописной мастерской дореволюционного Палеха – мастерской Сафонова. Так вот, о его художниках говорили, что они могли «потрафить на любой вкус». Так происходит и сегодня. Отрадно, что в последнее время все чаще к нам в мастерскую приезжают заказчики. Это позволяет им познакомиться с нашими возможностями, увидеть выгодное соотношение цены и качества, убедиться в надежности выбранного подрядчика, а также участвовать в творческом процессе.

Беседовала Алина Сергейчук. Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Благоукраситель» № 45, 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *