Что такое гностик

Что такое гностик

Именем гностиков в первые века христианства называли по преимуществу тех религиозных философов, которые, по обычаю восточных религиозных мудрецов и греческих философов (в особенности греческих язычников, посвященных в таинства) различали веру от знания (Gnosis), обыкновенные верования, излагаемые для всех, – от высшего познания религиозных тайн, доступного лишь немногим посвященным или одаренным высокой силой ума. Гностицизм делился на разные секты, смотря по тому, какие идеи преобладали у тех или иных его учителей: восточные теософические или греческие философские. Большее влияние в гностицизме имели восточные фантастические представления. Гносис, «знание» высшей религиозной истины, имел во всех своих видах окраску политеистической мифологии, родственной язычеству.

Ни одна из гностических сект не доходила до единобожия в точном смысле слова, до понятия о едином боге, создавшем все по своей свободной воле и непосредственно, неограниченно правящей вселенной. Бог гностиков существо сокровенное и, собственно говоря, чуждое миру; до сознания о себе он достигает только посредством возникновения множества существа, истекающих из него (его эманаций). Эти существа делятся на множество степеней по градациям своего участия в божественной природе. Видимый мир, по учению гностицизма, не создан свободной волей этого бога; его создал из мертвой злой материи Демиург («Строитель мира»), божественное существо, подчиненное высочайшему богу. Человек тоже создан Демиургом. Над ним властвует слепая судьба, на его жизнь имеют влияние разные существа, владычествующие над пространством между землею и небом. Согласно гностическим теориям, человек не имеет свободной воли, потому он, собственно говоря, не грешит и не ответствен за свои поступки.

«Евангелие Иуды». Памятник литературы гностиков на коптском (древнеегипетском) языке. Рубеж III-IV веков

Материя у гностиков – источник зла; пока человек находится под влиянием материи, он остается в узах зла, он не спасен. Спасение совершается тем, что существа светлого царства (эоны) освобождают человека от материи, переносят его в царство света. Одно из таких существ, по учению гностицизма, – Христос. Он один из высших эонов, явившийся на земле для того, чтобы воспринять вселенную в полноту божественной жизни и превратить великое распадение, владычествующее во вселенной. Таким образом, Христос в гностицизме – существо мифическое и аллегорическое. Его человеческая природа, его страдание и смерть утрачивали в гностицизме то значение, какое имеют в христианстве.

Люди должны освобождаться от владычества тела аскетическим подвижничеством, окончательное освобождение от него дает им смерть. Сделавшись после смерти духовными существами, подобными ангелам, они входят с торжеством в царство света. Гностицизм не придавал большого значения ни церковным таинствам, ни священному писанию. На церковную веру он не нападал, находя, что она необходима для массы народа, неспособной понять духовной истины, но свое учение ставил гораздо выше этой веры.

Нравственное учение и образ жизни гностиков колебались между противоположными крайностями. Некоторые секты возлагали на себя строгое подвижничество, доходившее нередко до самоистязаний и добровольного предания себя на мученичество. Другие секты учили, что человеку, дух которого освободился от рабства материи, дозволительно все, освобождали себя от соблюдения всяких законов нравственности, предавались всяким излишествам чувственных наслаждений. Но при всех своих недостатках, главным из которых было стремление поставить узкую группу «просветлённых» вождей над тёмным «стадом» обычных верующих – гностицизм имел очень сильное влияние на ход религиозной жизни тех времен. Он был попыткой сближения веры с наукою; но это сближение он производил фантастически, часто прибегая к явному обману, и, не имея реальных основ, пал.

Гностицизм, дробился на множество систем.

В большей части из них коренной идеей было персидское представление (см. зороастризм, манихейство) о царстве света и царстве тьмы, в которых живут духовные существа, – в одной добрые, в другой – злые, ведущие между собою борьбу за владычество над видимым миром и над человеком. Так, например, в царствование Адриана гностик Сатурнин Антиохийский учил, что духи семи планет создали видимый мир и человека из материи, принадлежащей царству сатаны. Дух света из сострадания послал в видимый мир искру божественной жизни, но она не могли одолеть злых сил, пока наконец не явился Христос, облечённый призраком тела и не спас человечество, дав ему гносис и закон. Закон повелевает воздерживаться от всего, чем человек подчиняется материи. Поэтому сам Сатурнин воздерживался от брака, а многие из его последователей и от употребления мяса в пищу.

О других знаменитых гностических системах читайте в статьях Учение Василида, Учение Валентина, Карпократ, Ересь Маркиона, Офиты. Гностицизм оказал сильнейшее влияние на манихейство и на средневековые секты павликиан, богомилов, катаров, апостольских братьев. Близка к нему и иудейская философия Филона Александрийского.

>Слово гностик

Слово гностик английскими буквами(транслитом) — gnostik

Слово гностик состоит из 7 букв: г и к н о с т

Значения слова гностик.

Что такое гностик?

Василид гностик

Василид гностик — гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию (в 125—130 гг.), а под конец жизни посетил Персию. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Исидор, гностик

Исидор, гностик сын и приверженец Василида (см.), написал несколько сочинений, в которых объяснял и оправдывал учение отца своего. Из комментарий его к апокрифическим пророкам Пархору…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Сатурнин сирийский гностик

Сатурнин сирийский гностик — один из представителей сирийского гносиса; явился с своим учением в Антиохии около 125 г. Его система представляет строгое развитие дуализма с отрицанием всякого значения иудейства в деле освобождения добра от зла…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Гностицизм

Гностици́зм (от (др.-греч. γνωστικός) — «познающий») — условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное Генри Мором в XVII веке.А. Ф. Лосев называл докетизм гностиков «гибелью античной мысли».

ru.wikipedia.org

ГНОСТИЦИЗМ — совокупность религиозно-философских движений эпохи позднего эллинизма, выразившихся в ряде систематических учений, сформулированных во II в. и имевших следующие характерные черты: 1) дуализм…Адриане (117-138), в Антиохии учил др. гностик — Саторнил. Согласно сщмч.

Православная энциклопедия

Гностики (гр. gnostikoi), авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов…

Белкин М.В. Античные писатели. — 1998

Русский язык

Гно́стик, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Гностицизм

Гностицизм есть соединение, смешение языческих верований и идей с христианским учением. Он представляет собою смелую попытку дополнить христианство ценностями языческой культуры — восточными религиозными верованиями и греческой философией. Вследствие этого, все христианское в гностицизме извращалось, и спасительная сущность христианства оставалась для него сокрытою. Св. Ириней (I, 8, 1) такими яркими красками изображает это противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий «…как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: „Вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник”».

Представителей гностицизма делят на восточных, или сирийских, и западных — александрийских. К первым относятся — офиты, Сатурнил, Василид, Кердоп и Маркион, ко вторым принадлежат — Карпократ и Валентин. В восточном гностицизме более заметно влияние персидского живого дуализма; а в западном или александрийском явно проглядывает платонизм и отчасти — неопифагорейство.

Но системы восточных и западных гностиков имеют гораздо более сходства, чем различия. Общими признаками их являются — дуализм, демиургизм, докетизм и трихотомия. Основным признаком служит дуализм, а остальные производные.

Теоретические воззрения гностиков вращались около четырех главных предметов: Бог, материя, демиург и Христос. Практические или этические воззрения имеют своим предметом человека, его происхождение и судьбу.

Можно представить гностическое учение в следующей схеме:

Во главе всего гностики поставляют высочайшее существо, называемое различными именами, которыми хотелось выразить его абсолютность — особую возвышенность, всемогущество, несравнимость, неопределенность и самозаключенность.

Но перед глазами гностика лежал неустроенный, несчастный мир. Нужно было выяснить происхождение его. Этот мир, для гностика, казалось, никак нельзя признать созданием высшего Бога, ибо тогда в нем пришлось бы искать и источник мирового зла, неустройство. Нет, субстратом для мира может служить только материя, которую восточные, сирийские, гностики представляли в виде самостоятельного, живого, злого существа, а западные давали лишь как бы призрачное существование.

Однако, злая или инертная материя не могла сама собою произвести этот мир, где есть несомненно частицы высшего Божества. Выяснить происхождение такого мира, была самая трудная проблема гностицизма. При решении её пришлось выдумывать теогонию, создавать бесконечный мир эонов, пришлось прибегнуть к искусственному воззрению об ослаблении Божественного начала среди тех эонов или существ, которые наиболее удалены — в порядке создания — от первого начала, и, наконец, к решительно неверному утверждению о возникновении у последнего эона нечистого, ненатурального желания погрузиться в материю. Такое погружение частицы высшего Божества в материю не могло пройти бесследно для последней.

Первым плодом соединения эона с материей является демиург. Он-то и создает такой смешанный из духовных начал с материей мир. Но существо, отпавшее от высшей жизни и погрузившееся в материю, начинает тяготиться своим положением, раскаиваться в своем нечистом желании, низведшем его в материю, и желает вознестись и соединиться с высшею Божественною жизнью. Но оно уже не одно, дало искру жизни многим людям, которые также жаждут соединиться с первым божеством.

Однако, отпавший эон и человеческие души не могут своими силами подняться к божеству. Они нуждаются в спасении со стороны сильнейших, или могущественного существа. С другой стороны, и с точки зрения высшего божественного существа, нельзя примириться с таким порядком вещей, при котором частица высшей жизни заключена в материю и в ней страдает. И с этой стороны является нужда в спасении отпавшего эона. Для спасения, т.е. освобождения духовной искры из уз темной материи и души из лабиринта зла, снисходит на землю один из высших эонов — Христос, называемый также Спасителем, Иисусом. Это прекрасно и картинно выражено в одном офитском гимне. Христос принимает эсферическое, кажущееся тело, или, по другому представлению, соединяется с человеком Иисусом, или иудейским Мессией, при крещении и оставляет его снова при его страданиях. Рождение Христа, детство и Его земную жизнь гностики считали недействительными, кажущимися явлениями. За это в особенности сильно порицал Тертуллиан Маркиона. Главною задачею Христа было сообщить гносис, открыть «все тайны» (μυστηρια) и «сокровенныя святого пути» (τα κεκρυμενα της αγιας οδου) Небольшому Кругу посвященных, благодаря чему они могли бы с ясным сознанием стремиться к Божественной жизни, в высший мир, в плирому. Чрез это происшедшее в мире эонов расстройство жизни устраняется, и все приходит в первоначальную гармонию. Материя истребляется огнем, находящимся внутри её.

Этические воззрения гностиков обусловливались теологическим или догматическим учением о происхождении человека и его последней цели.

На человека гностики смотрели как на микрокосм, состоящий из души и тела, в нем отражались три принципа универса — Бог, демиург и материя, но в различной степени. Вследствие этого они делили людей на три класса:

Среди исповедников человеческих религий пневматики встречаются только среди христиан, хотя далеко не все христиане пневматики, большинство их психики.

Этические требования или практические правила относительно поведения людей у гностиков могли быть обращены только к психикам. Ибо лишь им возможно было выйти из неопределенного положения и приблизиться к плироме; тогда как пневматики по самой своей природе были назначены ко спасению, соматики обрекались на верную смерть.

Центральною проблемою гностической этики является вопрос об отношении к материи, плоти и её влечениям. Вопрос этот решается противоположно: одними в аскетическом смысле, другими — в смысле либертинизма. Оба решения исходили из дуалистического воззрения на мир и на материю тела, как источник зла или греха.

Иногда одна крайность переходила в другую. Так, например, свое основное требование, что нужно изнурять плоть (δει καταχρησθαι τη σαρκι) николаиты сначала думали исполнить путем строгого аскетизма, а потом сочли за лучшее достигать той же самой цели при помощи крайнего либертинизма.

Иудео- и языко-христианские искажения Христова учения не были в собственном смысле христианскими ересями. Они возникли на периферии христианства, так сказать, в пограничных его областях, соприкасающихся с иудейством и язычеством, и вышли из неправильно понятых взаимоотношений новой христианской религии к иудейской религии и языческой религии и культуре. Первою ересью возникшею внутри христианства, на его почве был монтанизм.

Гностики, их учение

Сергей Шестак

Глава из книги Сергея Шестака «Символ веры, история догматов Христианской церкви».
Гностики, их учение
По мнению Иеронима, Василид (р. 125/130) основатель гностицизма: «Василид же, от которого произошли гностики, жил в Александрии во времена Адриана». Согласно Епифанию, диакон Николай основатель гностицизма: «Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире, как плоды горести». Они – дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца. Учение Николая вызвало у Епифания тревогу, крушение. Он ощутил смрад, уязвление.
Кто основатель гностицизма, Василид или диакон Николай? Афанаситы объясняют различные мнения – разными «Апостольскими Преданиями». По моему мнению, Епифаний солгал, как Руфин и Феофан с крещением императора Константина.
«Как полагают многие известные исследователи (Ганс Йонас, Жиль Куиспел и др.), гностицизм – это отдельная мировая религия, сравнимая по историческому значению с христианством, исламом и буддизмом» (Афонасин).
Источник сведений о гностиках – рассказы афанаситов. Эти рассказы, как минимум, необъективные: гностики были идеологическими врагами афанаситов.
Согласно Иринею, гностик Керинф учил, что Бог иудеев, создавший Вселенную, – это некое низшее существо, которое ничего не знало о Боге. Некий Христос, сойдя на человека Иисуса в виде голубя, рассказал людям о настоящем Боге.
Ириней сознательно не объяснил, почему Керинф пришёл к этому выводу. Цель сочинения Иринея – выставить Керинфа глупым.
По мнению Керинфа, Бог должен быть всемогущим и всеведущим. А Бог иудеев знает не всё и ошибается. Доказательство Керинфа – иудейская книга «Бытие».
Бог иудеев сказал: «Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1: 3-4). Бог пришёл к выводу, что свет – хороший. Значит, Он знал о плохом свете. Следовательно, Бог иудеев создал хороший свет не с первого раза. Керинф считал, что Бог сразу делает всё хорошо: он всемогущий.
Бог иудеев, создавав Вселенную, решил отдохнуть. «К седьмому дню Бог окончил работу, которую делал, и стал отдыхать в седьмой день от всей работы, которую сделал» (Быт. 2: 2). По мнению Керинфа, Бог никогда не устанет: он всемогущий.
Бог иудеев не сразу понял, что Адаму понадобится Ева. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт. 2: 18). Если бы Бог иудеев был всеведущий, Он сразу понял бы, что Адаму понадобится Ева, и создал бы их одновременно.
Люди начали грешить. Бог иудеев раскаялся, что создал людей. «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (Быт. 6: 6). Бог иудеев ошибся, создав людей. Керинф считал, что Бог никогда не ошибается.
Бог иудеев утопил людей. А потом осознал, что поступил неправильно. «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8: 21). Бог иудеев опять ошибся, утопив людей. Кроме того, Он не сразу понял, почему люди грешат. Их топить не нужно было. Они грешат от юности своей.
Бог иудеев не соответствовал Богу, каким представлял Его Керинф. Вот почему Керинф решил, что некий Христос рассказал иудеям о настоящем Боге устами человека Иисуса, сойдя на него в виде голубя.
По моему мнению, пророк Моисей, автор книги «Бытие», сообщил людям, что знания и могущество Бога ограничены. Ограничены не на том уровне, как рассказано в книге «Бытие»: рассказ в книги «Бытие» – аллегория. Границы знания и могущества Бога – размер Вселенной и время её существования, которые имеют свои пределы.
«Не должно думать, что тварям нет конца (в том числе и звёздам. – С. Ш.), как этого желают некоторые, потому что где нет конца, там нет и никакого познания, и невозможно никакое описание.

Если бы это было так, то Бог, конечно, не мог бы содержать сотворённое или управлять им, потому что бесконечное по природе – непознаваемо. И Писание говорит: «Бог сотворил всё мерою и числом»» (Ориген).
Ориген высказал «оригинальную… странную мысль о Боге, как Существе самоограниченном по всемогуществу и всеведению… «Если бы могущество Божие было безгранично, то оно по необходимости не знало бы Самого Себя, потому что по природе безграничное непознаваемо»» (Поснов).
Епифанию не понравилось учение гностиков.
Что нужно сделать, чтобы наказать этих людей? Их нужно – оболгать. Язычники оболгали христиан Лиона (якобы ели своих детей, жили со своими родителями, как муж и жена). А Епифаний оболгал гностиков (якобы у них были общие жёны, и они пили менструальную кровь). Он указал на тайных гностиков, которые официально принадлежали к Церкви. Афанаситы репрессировали около восьмидесяти человек.
«…я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежат к Церкви. И разоблачённых изгнали из города, числом около восьмидесяти человек» (Епифаний).
Источник сведений о гностиках – их враги афанаситы. Репрессировав гностиков, уничтожив их книги, они рассказали об учении, моральном поведении гностиков так, что сразу понимаешь, что гностики – извращенцы, глупые, еретики.
«Ересиологи пользовались стандартным оружием, с помощью которого утверждается любая ортодоксия, – сначала опошлить, а затем растоптать, как безумный вздор то, что получилось… Ввиду всего этого с самого начала приходится настраиваться на то, что мы не найдём в работах ранних христианских авторов объективного описания гносиса… Распущенность еретиков, по Епифанию, не имеет пределов. Они забыли, что такое нормальный секс, увлекаются лишь гомосексуализмом, оральным сексом и онанизмом (одновременно)… А как же быть с такими еретиками, которые с моральной точки зрения безупречны? Например, в чём можно упрекнуть Секунда и его последователей, которые даже не пьют вина, или тем более последователя Валентина Птолемея? Его Послание к Флоре вполне этически выдержано и представляет собой замечательный образец морального наставления. В чём их-то упрекнуть?» (Афонасин).
По мнению Епифания, такие еретики – обманывали людей: они делали вид, что ведут воздержанный образ жизни.
Кто рассказал Епифанию, что гностики использовали сперму в своих ритуалах, говоря, что это плоть Христова?
«Гностические тексты, например, Пистис София (147; 251, 14-19) осуждают такое вульгарное понимание смысла «небесного семени». Здесь именем Иисуса осуждаются те, кто «смешивают сперму и менструальную кровь и едят её». Не мог ли Епифаний прочитать это и выдать желаемое за действительное?» (Афонасин).
Какие-то ненормальные люди смешивали и ели. Иисус осудил таких людей. «Фома сказал: «Мы слышали, что есть некоторые (люди) на земле, которые берут мужское семя и менструальную кровь женщины и добавляют их в чечевичную похлебку и едят это, приговаривая: «Мы веруем в Исава и Иакова. Достойно это или же нет?» Иисус… сказал Фоме: «Истинно говорю я: этот грех хуже всех грехов и всех преступлений»» («Пистис София», 147). Автор этих строк – гностик. Епифаний объявил, что это гностики смешивали и ели!
Епифаний не постеснялся поставить себя в один ряд с библейским Иосифом, братом Иуды, который был пращуром Иисуса Христа.
Бог помог Иосифу и Епифанию. Братья продали Иосифа в рабство в Египет. Епифаний добровольно приехал в Египет. Жена сановника Потифара пыталась соблазнить Иосифа. Женщины-гностики, – очаровательные внешне, безобразные внутри, – пытались соблазнить Епифания. Иосиф и Епифаний не соблазнились. Результат: Бог назначил Иосифа помощником фараона. А Епифания – епископом Саламина (Кипр).
Афанаситы не смогли уничтожить все книги гностиков.
Книга «Пистис София» написана на коптском языке, на котором разговаривали коренные жители Египта до завоевания этой страны арабами. Британский музей купил эту книгу у лондонского врача и библиофила А. Эскью в 1785 году. Как книга попала к Эскью – неизвестно. У селения Наг-Хаммади (Египет) были найдены в 1945 году гностическая библиотека. Сейчас эти книги хранятся в Каирском музее. Учёные предполагают, что библиотека была захоронена в 367 году – после того, как Афанасий Великий написал пасхальное послание, в котором осудил еретические книги. Епифаний, исполняя поручение Афанасия, разгромил гностиков в Египте. И в том же 367 году он стал епископом Саламина – по личному распоряжению Бога, как утверждают афанаситы.
Существовало много философских школ гностиков. «Гностические школы, говорит Ириней, «разрослись, как грибы»» (Афонасин). Учения гностиков разнились. Афанаситы уничтожили гностиков прежде, чем они успели привести своё учение к общим постулатам, как это сделали афанаситы на Вселенских соборах.
По мнению одного из исследователей библиотеки гностиков Фредерика Уиссе, «единственное, что объединяет трактаты из Наг-Хаммади – это аскетическая этика». Уиссе предположил, что гностики не были владельцами этой библиотеки. Владельцем библиотеки был некий учёный афанасит, который по какой-то причине интересовался гносисом. Аскетическая этика трактатов указывает на вкусы владельца, нежели доказывает, что Епифаний оболгал гностиков.
Не все исследователи согласны с Уиссе. «Между современными исследователями здесь разногласий и споров гораздо больше, нежели среди древних. Причём полемика ведётся иногда в духе лучших страниц Епифания» (Афонасин).
«О знаменитых мужах», 21.
«Панарион», 26: 1. Глава «О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси». Т. 1. С. 151.
«Некто Керинф, наученный в Египте, учил, что мир сотворён не первым Богом, но силою, которая далеко отстоит от этого превысшего первого начала и ни чего не знает о всевышнем Боге»… Христос, сойдя на человека Иисуса, рассказал о «неведомом Отце» («Против ересей», 1: 26).
Перевод «Нового мира». Синодальный перевод: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал».
«О началах», 2: 9, 1. С. 157.
Ориген сослался на книгу «Премудрости Соломона», 11: 21.
«Панарион», 26: 17. Перевод Е. В. Афонасина. «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства». С. 47.
Перевод Московской Духовной Академии: «…тогда же постарался указать их епископам того места, сделать известными скрытые в церкви имена, изгнать их из города человек до восьмидесяти имён, и очистить город от этих проросших в нём плевел и тернов» (Т. 1. С. 175-176).
Перевод А. Мома. http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
«Кроме этих, от вышеупомянутых симониан произошло ещё множество гностиков, появившихся как грибы из земли» (Ириней, «Против ересей», 1: 29, 1).
Цитата из книги Е. В. Афонасина «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства». С. 107.
Е. В. Афонасин сослался на книгу Wisse F. The Nag Hammedi Librari and the Heresiologists. – Vigiliae Christianae 25 (1971). P. 205-223.

ГНОСТИЦИЗМ — философское учение, утверждающее, что мир позна­ваем. АГНОСТИЦИЗМ — философское учение о непознаваемости мира.

Агностики(от греч. а — отрицательная приставка и gnosis — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим песси-иизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, — «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики(от греч. gnosis — знание) — это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно.

В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек — ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1248;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *