Что посеет человек то и пожнет?

Что посеет человек то и пожнет?

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8).
Не обманывайтесь.
Дорогие друзья, в прочитанном нами тексте первое, на что я хотел бы обратить наше внимание, это слова «не обманывайтесь». Что они означают? Обманываться — это значит ставить самого себя в положение, заведомо не соответствующее действительности. Во многих областях нашей жизни нам свойственно обманываться.
Я приведу один пример. В той школе, где я учился, директором была очень властная жесткая женщина. Она была убежденной коммунисткой и создавала немало трудностей верующим детям. Через несколько лет после окончания школы я обратился к Господу, а еще через некоторое время я и еще один верующий молодой человек, с которым мы учились в этой школе, узнали, что Нина Михайловна (так звали нашего директора) заболела. Рак.
У нас появилось большое желание посетить ее и засвидетельствовать о Господе. Чудесным образом мы разыскали ее в онкологической больнице, рассказали ей, что мы — ее бывшие ученики. Мы попытались с ней поговорить о Боге. Нужно сказать, что первая наша встреча абсолютно не увенчалась успехом. Эта женщина беседовала с нами «по-директорски», свысока, и, в общем-то, мы не смогли с ней поговорить. Затем мы молились о ней, и через несколько месяцев вновь пошли навестить. Нашли мы ее в той же больнице. На этот раз у нас состоялась очень хорошая беседа. Она внимательно слушала, задавала вопросы, и в конце беседы мы спросили ее: в каких она отношениях с Богом. Мне хорошо запомнился ее ответ. Она сказала: «Сейчас мне некогда заниматься этими вопросами. Вот выздоровею, вернусь к работе, и тогда у меня будет время заняться этим». Эта женщина обманывала себя. Она уже никогда не выздоровела, она никогда не вернулась к своей работе, она так и умерла в этом состоянии — у нее не нашлось времени для самого главного.
В нашем тексте слово «обманываться» относится к будущему воздаянию, которое ожидает каждого человека от Господа. Бог говорит, что наступит день, когда каждый человек, как бы он ни жил, хорошо или плохо, получит воздаяние от Него.
Бог поругаем не бывает.
Следующее слово, на котором я хотел бы остановиться, это слово «поругаем». Каков его смысл? У человека порой возникает желание перехитрить Бога. Сегодня я буду жить так, как мне нравится, так, как я хочу, ну а потом как-нибудь разберемся. Мы знаем, что у людей, порой, получается обмануть, подкупить земные суды, когда виновный становится невиновным, а невиновного обвиняют. Хотелось бы сказать, что с Богом подобный номер не пройдет. Я приведу некоторые примеры.
Как-то нам довелось побывать в Каракалпакии (пустыня Средней Азии). В лепрозории (лечебно-трудовое учреждение для больных проказой), который мы несколько раз посещали, с одним из врачей у нас произошел интересный разговор о Господе. Я не хотел бы описывать его полностью, но одну деталь я хорошо запомнил.
Мы задали этому человеку вопрос: куда он пойдет после смерти? И он, практически, не задумываясь, ответил: конечно, в рай. Когда мы спросили его, а почему — в рай? Он рассказал нам следующую историю.
«В нашем народе есть такой праздник — Курбан Айт. Когда я умру, то мои близкие родственники на этот праздник принесут за меня жертву, и моя душа пойдет в рай». А до этого разговора он жаловался, что вокруг много несправедливости, их обманывают, обижают и т. д. Мы спросили его: «А вот у тех, кто обижает, наверное, тоже есть родственники, которые смогут принести за них жертву на Курбан Айт?» Он ответил: «Конечно, да». Мы говорим: «Вот и будете вы все вместе в раю наслаждаться». На что этот человек ответил: «Ну, нет, вот для этих так просто не пойдет». К чему я привожу этот пример? У человека возникает желание перехитрить Бога. И люди очень изобретательны в этом деле.
Еще один пример. Вспоминаю похороны одного неверующего человека, жена которого была искренней христианкой. Мы церковью помогали организовать и провести эти похороны, и один момент мне хорошо запомнился.
За день до похорон ко мне подошла родная сестра умершего, неверующая женщина, и задала следующий вопрос: «А Николай (так звали почившего) не покаялся у вас? Он не принял вашу веру?» Я ответил: «Нет, не покаялся». На что та сказала: «Ну, тогда нужно пригласить православного священника». Мне стало довольно интересно, и я спросил: «А для чего?» На этот вопрос я получил следующий ответ: «Он совершит отпевание, чтобы там (при этом она указала на небо) ему открылось». У человека возникает желание перехитрить Бога.
В этот день я специально узнал, сколько стоит этот обряд. Получилась довольно маленькая сумма. Когда мы проводили похороны, я привел этот пример и сказал людям: «Дорогие друзья, неужели вы думаете, что действительно все так просто: совершить отпевание, заплатить эту мизерную сумму, и в небе человеку открылись врата рая? Конечно, нет.

Сейчас мы живем на берегу большого озера. Вокруг нас очень много различного рода домов отдыха и пансионатов, и путевка на один день в пансионат стоит дороже, чем весь этот обряд. Не надо обманываться: Бог поругаем не бывает».
Покойника в гробу принято одевать в специальную «экипировку»: на лоб — листок: пропуск; специальное покрывало; в руках — крест и паспорт. Все это для того, чтобы в Царство Божие пропустили. Я обычно говорю: «Извините, с таким пропуском и паспортом не то что в Царство Божие, вас и на границе в Казахстан не пропустят». Возникает вопрос: от чего же зависит будущее воздаяние от Господа?
Что посеет человек, то и пожнет.
В этом вопросе действует закон сеяния и жатвы. Если мы сеем огурцы, то на этой грядке не вырастут помидоры. Если мы посадили тыкву, то арбуз не взойдет. Будущее воздаяние от Бога будет зависеть от того, как человек прожил свою жизнь. И не имеет значения: совершили отпевание или нет; принесли жертву на Курбан Айт или нет; дали пропуск покойнику в руки или нет. Что посеял, то и пожнешь.
В книге Откровения (20:11-15) о последнем суде записаны такие слова: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
На этом суде будут раскрыты книги. О каких книгах идет речь? Там будут раскрыты книги наших слов, там будут раскрыты книги наших дел, наших мыслей, тайных желаний и т. д. Перед Богом все будет обнажено и открыто, и каждый будет судим в соответствии со своими делами. И те, кто не был записан в книгу жизни, будут брошены в озеро огненное.
Что же мы можем сеять сегодня и на каких делянках? «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа, пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Возможны два посева: один посев в плоть, другой — в дух. Дорогой читатель, куда сеешь ты?
Давайте рассмотрим, что сегодня сеют в плоть? Зачастую, беседуя с человеком о Боге, можно слышать следующий ответ: «Я не украл и не убил. Значит, и не грешен и каяться мне не в чем». Действительно, Библия говорит, что убийство и воровство — это грех, но это далеко не полный список. В Библии (Гал. 5:19-21) мы читаем следующие слова: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, , ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Дорогой читатель, может, это твои посевы? Если да, то не обманывайся, таковые Царства Божьего не наследуют. Сеющие на этих грядках наследуют тление. И это тление касается жизни настоящей и будущей.
Думая относительно того, что относится к жизни настоящей, далеко за примерами ходить не надо. Сколько людей на наших глазах умерли раньше своего времени лишь из-за того, что не смогли порвать с каким то грехом: пьянством, наркоманией, блудом и т. д. Библия говорит нам: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Екл 7:17).
Но это тление относится и к жизни будущей. В Откровении (14:11) мы читаем следующие слова: «..и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя, ни днем, ни ночью».
Каков посев в дух? Людей, сеющих в дух, можно узнать по плодам в их жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Дорогой читатель, ответь сегодня честно сам себе: на какой делянке сеешь ты, в плоть или в дух. От этого зависит твое вечное спасение или смерть. Может быть, и у тебя сегодня есть грядочка плоти, где ты тайком ведешь посев. Никто не знает об этом — только ты и Бог. Но не обманывайся. Если это происходит с тобой, то и ты Царствия Божьего не наследуешь.
Что же делать, если я всю свою жизнь сеял в плоть? Есть ли сегодня какая-то возможность все изменить?
Благодарение Богу, такая возможность есть. Бог дает такую возможность в Своем Сыне Иисусе Христе. В Писании (Ин 3:16) записаны следующие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Простой пример. Когда человек тонет и у него нет сил справиться с водой, обычно в таких случаях бросают спасательный круг. Образно говоря, Иисус Христос — спасательный круг, посланный для нас с небес Богом Отцом. Кто чувствует свою нужду в Боге, но сам не может жить, как угодно Создателю, то необходимо ухватиться за Иисуса Христа верою.
Возможно, у кого-то возникает вопрос: неужели все так просто? Грешил всю жизнь, а тут ухватился за Христа верою и получил спасение? Дорогие друзья, нет, все далеко не так просто. Бог заплатил за твои и мои грехи. Пророк Исайя записал следующие слова: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас».
В этом великий смысл жертвы Иисуса Христа. Он пришел с неба, был безгрешен, добровольно взял на себя наши грехи, отдал Свою жизнь за твою и мою жизнь. И поэтому всякий, кто верит в святую жертву Сына Божьего Иисуса Христа, через эту веру получает прощение грехов и новую жизнь.
В одном из наших гимнов есть следующие слова:
Между небом святым и греховной землей
Пропасть злая лежит, разделяя собой.
Хочешь, верь, хочешь, нет, слушай слово Творца:
Крест — единственный путь от земли в небеса.
Старый крест не броский, но лишь в нем
Сила есть, сегодня может он
Исцелять разбитые больные сердца,
Каждому пришедшему открыть небеса.
Дорогой читатель, в эти радостные осенние дни, когда повсюду собирается урожай, хорошо будет, если мы поразмышляем и вспомним о том урожае, который ожидает нашу планету в день Божьей жатвы. С чем я предстану перед своим Создателем, какие посевы веду я? Сегодня мы еще имеем время все привести в порядок.

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Послание святого апостола Павла к Галатам

Глава 5

Увещание к сохранению христианской свободы (1-12). Нравоучительный отдел послания (13-26).

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

1-12. Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.

1. Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср. IV:9).

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

2. С полным сознанием своего авторитета (вот я, Павел, говорю вам), Ап. выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

3. С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать весь закон. — Еще свидетельствую. Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора (Деян XVI:4).

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

4. Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.

5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

5. В противоположность таким легкомысленным людям, Ап. указывает на себя и на других пребывающих в благодати Галатов, а также на прочих христиан. «Мы в духе (своем), в силу веры, ожидаем того, что составляет предмет нашего упования (elpiV — в смысле ожидаемого блага, как в Рим VIII:24; Кол I:5), который состоит в праведности». Так лучше перевести этот стих. Ап., очевидно, хочет сказать, что, в противоположность иудействующим, которые здесь, на земле, уже думали получить полное оправдание за исполнение закона, христиане еще только надеются на это оправдание. То оправдание, какое ими получено здесь, они считают далеко недостаточным. Только на последнем суде им, благодаря их вере, будет возможно получить полное оправдание (ср. 2Кор. V:10; Рим XIV:19).

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

6. Само по себе обрезание имело значение, но это было в Ветхом Завете, до Христа (Рим II:25; III:1; IX:31). Теперь же, для христианина, оно бесполезно, и если человек поступил в Церковь обрезанным, ему нечего гордиться пред христианином необрезанным. Также и необрезанный не может гордиться своим необрезанием. Для спасения нужна только вера, действующая через любовь. Последнее выражение Ап. прибавляет для того, чтобы показать, что и сама вера не послужит к оправданию человека на последнем суде, если она в этой жизни не обнаружила себя в соответствующих добрых делах (ср. Рим II:7).

7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.

7-8. Увещания Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русский перевод второй половины 7-го стиха, который не соответствует греческому тексту. Именно после слов «остановил вас» нужно поставить знак вопроса, и таким образом получится отрывочное предложение: «кто остановил вас (на вашем добром пути)?» Затем следующее предложение — тоже отрывочное: «истине (т. е. Евангелию) не покоряться?» Ап. выражает удивление, как это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину. Цан, на основании древних западных кодексов, считает возможным прибавить к этому выражению слова: «никого не слушайтесь, т. е. никого не слушайте относительно того, чтобы не покоряться истине». — Такое убеждение…, т. е. проявляемое вами послушание речам иудействующих происходит вовсе не от Бога, Который вас призывает. Призывание Богом верующих, которое Галаты услышали уже во время первой проповеди Евангелия (Гал I:6; V:13), по представлению Апостола, продолжается и в настоящее время (ср. 1 Сол V:24; Рим IX:11) и будет продолжаться через проповедников Евангелия (kalountoV — наст. время).

9 Малая закваска заквашивает все тесто.

9. Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. «Что же тут опасного? — говорили они. — Ведь лжеучителей так немного среди нас». Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви.

10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

10. Впрочем Павел питает уверенность, которую укрепляет в нем Бог (в Господе), что Галаты не станут мыслить иначе, чем как научил их Апостол. А так как они все же, очевидно, довольно снисходительно относились к иудействующим, то Ап. считает нужным сказать, что эти лжеучители, без исключения и без различия (кто бы он ни был), если они будут смущать Галатов, понесут наказание от Бога (ср. 2Пет. II:3; Рим III:8).

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

11. Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того они еще говорят, что и сам Ап. Павел по временам проповедывал тоже (Вместо: за что же гонят меня, братия… лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия… если я еще проповедую обрезание, то почему же меня гонят? Так устраняется (или должен бы устраниться) соблазн креста Христова). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея (Деян XVI:3) и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина (1Кор.VII:18), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников (Деян XXI:21-24). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из за его проповеди о кресте, т. е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср. 1Кор.I:23). Однако Иудеи, а также, по-своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Ап. не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?

12 О, если бы удалены были возмущающие вас!

12. Правильнее: «о, если бы уже прямо кастрировали себя смущающие вас»! (глагол apokoptein по-русски переведен неточно: удалены: он означает именно кастрирование ср. Втор XXIII:2; Иустин апол. I:27). Так как иудействующие слишком большую важность придают отнятию крайней плоти — делу чисто внешнему, — то пусть уж лучше они, подобно жрецам Цибелы, совсем отсекут свои мужские органы: тогда они для христиан покажут себя во всем своем заблуждении и не будут опасны как лжеучители — их поймут христиане вполне…

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

13-26. В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.

13-15. Только бы свобода ваша не была поводом — по греч. aformh, т. е. точкою опоры (ср. Рим VII:11). — Но любовью служите друг другу. Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. — Ибо весь закон… Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср. Рим XIII:8 и 10). — Друг друга угрызаете… Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

16-17. Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им ходить по духу, т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут совершат похоти плоти, т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. — Ибо плоть желает противного духу… см. посл. к Рим гл. VII ст. 15, 19 и сл.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

18. Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. «Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий» (Златоуст).

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

19-21. Против чего говорит Ап. — об этом нечего долго размышлять.

Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (fanera de estin). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. Апок XXI:8; Втор XVIII:10). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там — разногласия (dicostaViai ср. Рим XVI:17 и 1Кор.XI:18) и появляются борющиеся между собою партии (aireseiV — ср. ст. 15). При этом еще Ап. упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. — Предварял — т. е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. — Царствия Божия — см. 1Кор.VI:9 и сл. ; Рим VI:17; 1 Сол IV:1 и сл.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

22-23. Противоположные делам плоти добродетели Ап. рассматривает как единый плод духа, несмотря на их кажущуюся разнородность. Под духом можно разуметь здесь дух человеческий, но в тоже время проникнутый Духом Божиим. — Вера — здесь в смысле доверчивости в отношении друг к другу. — На таковых — т. е. для таких людей нет закона. И закон Моисеев не осудит таких людей, которые обладают всеми добродетелями и разве только в незначительных случаях не следуют постановлениям, существующим в известное время и в ограниченном пространстве (ср. Рим VIII:31-34). Ведь в любви, которою они живут, исполняется все существенное содержание закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

24. К счастью, Христиане (которые Христовы) не могут увлекаться делами плоти. Они ее распяли со всеми ее страстями и похотями, когда, в крещении, умерли со Христом.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

25-26. К таким совершенным христианам должны принадлежать и Галаты, которые в настоящем своем состоянии еще далеки от совершенства. Ведь они тоже умерли со Христом для дел плоти и начали жизнь духа. И эту жизнь они должны проявлять в надлежащих поступках. — Поступать должны. Здесь стоит глагол stoicoun = идти рядом, вместе, в противоположность тому хождению, которое обозначается глаголом peripateϊn (ст. 16), который может означать и хождение в одиночку. Если это принять во внимание, то можно сказать, что последующие увещания имеют в виду не личное духовное состояние отдельного христианина, а взаимные отношения христиан и церковно-общественную жизнь. — К стиху 26-му удобно можно отнести первое выражение стиха 1-го следующей VІ-й главы: «братья». Там есть свое обращение: «вы, духовные», а здесь это слово «братья» как нельзя лучше оттеняет призыв Апостола к воздержанию от всякого тщеславия, которое совершенно расстраивает правильные, братские отношения между христианами. «Оставьте тщеславие и взаимное раздражение и зависть, вы, братья» — так можно передать смысл 26-го стиха.

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ
Наша цель – донести Евангелие до ближнего окружения и даже до краёв земли, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе (К Колоссянам 1:28).
Совершенный человек – это, другими словами, зрелый человек. Зрелого человека отличает способность позаботиться о другом. Этим отличаются взрослые от детей. Дети по природе потребители, тогда как взрослые заботятся о детях.
В Послании к Галатам Библия ясно учит нас о том, что мы должны носить бремена друг друга. И большая часть Послания к Галатам – это обращение Павла к бывшим язычникам, то есть верующим в первом поколении, у которых в роду не было тех, кто бы знал Священные Писания, и они не понимали многих вещей о христианстве, которые знаем мы с вами. Они не понимали, что значит быть христианином. Их надо было наставлять в том, что надо помогать другим людям, друг другу, что надо жить по духу.
В этом Послании апостол Павел также говорит им о том, что мы спасены по благодати и что не нужно возвращаться к делам закона, чтобы получить спасение. Павел затрагивает эту тему, так как в то время в церковную среду проникало много ересей, в частности, что спасение возможно только в том случае, если ты исполняешь закон и делаешь обрезание. Это смущало и сбивало с толку многих новообращённых. Они начинали думать, что их спасение зависит от того, насколько хорошо они следуют букве закона. Подобные ереси мы можем встретить и сейчас в учении некоторых церквей.
Библия – это наш учебник, истина, которую мы открываем в Священном Писании, даёт нам правильное направление в жизни. Поэтому, открывая Писание, мы должны быть готовы всегда учиться! Святой Дух направляет нас, подсказывает, как поступить. Через смирение перед Божьим словом приходят изменения в нашу жизнь.
Послание Галатам 6:1
1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Здесь апостол Павел называет верующих духовными – что это значит? Духовный человек – это тот, кто руководствуется духом, а не плотью. Духовный значит не плотской. Нам необходимо стремится к тому, чтобы наши поступки соответствовали тому, что хочет дух. Когда мы приходим к Господу с покаянием и получаем прощение грехов и вечную жизнь, мы принимаем в свой дух Его жизнь – Святой Дух поселяется внутри нас и даёт нам способность поступать по духу, быть послушными духу. Теперь нам важно наблюдать за собой, какие решения мы принимаем: решаем ли мы руководствоваться не прежними принципами жизни, а новыми, библейскими?
В этом же стихе Апостол Павел советует нам остерегаться искушения. Потому что, когда мы начинаем помогать ближним, нам может начать казаться, что мы лучше других – ведь кто-то не помогает, а мы помогаем. Через это к нам может прийти гордость.
Послание Римлянам 12:3
3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Послание Галатам 6:2-4
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом…
Оба эти места Писания содержат предостережение нам, чтобы не начали думать о себе более, чем следует.
Чтобы понять ценность чего-то, мы сравнивать это с чем-то другим. Так мы пытаемся сравнивать себя с другими и всегда найдём, с кем именно нам надо себя сравнивать, чтобы возгордиться! Но нам не стоит сравнивать себя с людьми. Мы должны стремиться к Божьим стандартам – сравнивать себя со Христом! Имея такой образец перед глазами, становится ясно, что мы нуждаемся в том, чтобы расти и меняться! Конец гордости – приходит смирение, перед Богом и перед тем фактом, что мы нуждаемся в Его помощи.
Начав сравнивать себя со Христом, мы увидим не только каков Он и какие мы, но увидим также Его поступки. Он прощал, исцелял, вдохновлял, молился. Это поможет нам помогать друг другу с правильным отношением.
Сравним:
Послание Галатам 6:2
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
и
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
На первый взгляд здесь используется одно и то же слово, что создаёт видимость противоречия в этих двух стихах. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что эти два слова, переведённые как «бремя», в оригинале имеют разные значения.
Слово «бремена» из Послания Галатам 6:2 это по-гречески — βάρος, что переводится как: тяжесть, вес, груз, бремя, обуза. Этими значениями подчёркивается смысл чего-то, с чем человек не может справиться. Это же греческое слово используется в Книге Деяний.
Деяния 15:28
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…
Бывает, что Бог тебе показал, что какому-то человеку тяжело. Другим никому не показал, а тебе показал. Правильно будет помочь, потому что Бог именно тебе на это указал, и теперь это твоя ответственность помочь.
Далее слово «носите» из того же Послания Галатам 6:2. Носить – по-гречески βαστάζω, что означает носить, нести, уносить, терпеть. Иногда слово «терпите» следует понимать так: хотя бы просто ничего не добавляйте человеку к его тяготам, если вы не способны взять и помочь, снять чей-то груз. Иногда может понадобиться просто физическая помощь: у кого-то пожар, потоп, другие беды. Правильно помогать друг другу в трудностях – мы же одно тело! И здесь речь также может идти о духовной помощи.
Послание Галатам 6:2
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
А что за закон Христов? Любите друг друга, оказывайте помощь, проявляйте терпение…
Вернёмся к слову «бремя». Теперь нас интересует второй случай употребления этого слова.
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
В отличие от ранее рассмотренного варианта значения, здесь речь идёт об ответственности каждого человека. В этом стихе слово «бремя» – это неверный перевод греческого слова φορτίον, которое использовали в военном деле. Так называли рюкзак или ранец, который несёт солдат. Это его военная ноша, с которой он должен привыкнуть ходить. И здесь речь идет об ответственности, о личной ответственности за то, с чем тебе следует справляться самому.

В Евангелиях мы читаем, как Иисус обличает фарисеев за то, что они обременяли народ, добавляя дополнительные правила к тому, что людям и так было тяжело исполнять: ветхозаветный закон невозможно было исполнить! Его предназначением было указывать на непосильное бремя – на грех! Иисус пришёл, чтобы снять с нас это бремя греха. И мы должны поступать так же: стараться помочь тем, кому и так тяжело, а не нагрузить их ещё больше! Я и так знаю свои слабости – не надо мне на них еще указывать со стороны! Просто прости меня! По словам Павла Реннера, иногда бывает страшно встречаться с людьми, с которыми плохо расстались когда-то. Вместо того чтобы вспоминать старое, можно просто забыть всё, что было неверно в поступках другого, и простить его. Человек может уже раскаялся, и это теперь покрыто кровью Иисуса, а мы иногда достаем это снова из-под Его крови свои напоминанием.
Послание Галатам 6:5
5. ибо каждый понесет свое бремя.
В некоторых переводах здесь говорится, что каждый человек будет нести ответственность за своё поведение, за свои поступки. Если Бог показал тебе, что надо кому-то помочь, значит это твоя ответственность – помочь. Не думай, что тот и сам справится!
Мы нуждаемся друг в друге: люди рядом – и конфликты рядом!
В отношениях с людьми следуйте духу, а не плоти. Раз мы духовные, зрелые – то мы можем носить бремена друг друга. Это зрелость, и Бог от нас этого ожидает. Это процесс взросления, когда ты становишься способным помогать другим.
Деяния 20:35
35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
Слово «поддерживать» это греческое слово αντι-λαμβανω, что означает: помогать, принимать участие в ком-л., приходить на помощь (поддерживать, помогать, благодетельствовать; заниматься, предаваться, браться за что-либо). Этими словами рисуется картина большего участия в жизни слабых, чем просто поддержать, чтобы те не упали. Видишь, что человеку плохо – протяни руку и вытяни его! Павел говорит здесь христианам и служителям: «Идите, протяните руки и помогите тем, кто слаб!» Мы можем, раз Библия говорит это делать. Видишь человека – помогай. Бог указал тебе на это, значит это твоё – делай. Хорошо, когда люди активно участвуют в жизни друг друга.
Есть ли в твоей жизни люди, которым ты помогаешь? Если их нет – ищите!
ВОПРОСЫ:
1. Что такое зрелость?
2. Как я могу исполнить закон Христов?
3. Так кто же должен нести моё бремя? (Объясните кажущееся противоречие на примере двух различных значений слова «бремя».)

В послании к Галатам 5:22–23 написано: «А плод Духа – любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой» (тут и далее современный перевод Российского Библейского Общества). Плоды Святого Духа являются результатом Его работы в жизни христианина. Библия ясно дает понять, что каждый человек наполняется Святым Духом в момент принятия Иисуса Христа верой (Римлянам 8:9; 1 Коринфянам 12:13; Ефесянам 1:13–14). Одна из главных целей работы Святого Духа в жизни христианина заключается в изменении этой жизни. Святой Дух ведет в нас работу, чтобы мы соответствовали образу Христа, становились более похожими на Него.

Плоды Святого Духа находятся в прямом противоречии с проявлениями греховной природы. «Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, своекорыстие, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное. Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога» (Галатам 5:19–21). Этот текст в той или иной степени описывает всех людей, которые не знают Христа и, следовательно, не находятся под влиянием Духа Святого. Как наша греховная плоть производит определенные плоды, отражающие нашу природу (Галатам 5:19–21), так и Святой Дух производит плоды, отражающие Его природу (Галатам 5:22–23).

Христианская жизнь – это борьба проявлений греховной природы с плодами Святого Духа.

Будучи падшими человеческими существами, мы по-прежнему заключены в плоти, стремящейся к греху (Римлянам 7:14–25). Но приняв Христа, мы наполняемся Святым Духом, Который производит плоды и дает нам силу победить свою греховную природу (2 Коринфянам 5:17; Филиппийцам 4:13).

Христианину не всегда удается демонстрировать плоды Святого Духа. В этом и заключается одна из главных целей христианской жизни – постепенно позволять Святому Духу производить все больше и больше плодов в нашей жизни и побеждать греховные желания. Плод Духа – это то, что Бог желает видеть в нашей жизни, и с помощью Святого Духа это возможно!

К свободе призваны вы, братья

Дмитрий Бор

-«По чём расклад!» — громко произнёс толстяк, вылезая из машины, под козырьком гостиницы «Интурист». Фраза была произнесена не с целью, что-то узнать, а с целью обратить на себя внимание: «а вот он Я, тут».
— О-о-о, Димо-о-он! Рад тебя видеть, братан! – говорил толстяк, подходя ко мне.

Мы обнялись, как положено прикоснувшись щеками, друг к другу.
Вид у толстяка — был ещё тот. Кстати, из-за его формы и размеров, кликуха его была – Винни Пух. Тельняшка на выпуск, огромного размера; треники с вытянутыми коленками и тапочки домашние на босую ногу.
И не отпуская по одной руке, мы развернулись в сторону входа гостиницы. Разговаривая, в развязно-тактично-юморной манере друг с другом.
Под тельняшкой, на пояснице справа, у толстяка был «ствол», как раз под моей рукой.
— Всё воюете? – спросил я.
— Да так, на всякий случай, – ответил Винни Пух – С кем воевать то, кого надо, уже всех замочили. А это я так, для пантов.
Толстяк приехал не один и такая беседа, с небольшими изменениями происходила между нами каждый раз, когда моя работа, а работал я водителем в «Интуристе», совпадала с их приездом за данью с валютчиков и проституток.
— А мы как всегда с братанами за бухлом, жратвой и тёлками, – заржал, видимо от самому-себе понравившейся фразы, Винни Пух. – Свобода братан – это хорошо! – глубокомысленно заключил он, растянув своё лицо в балдёжной улыбке.

Вспоминая это, на ум приходят мысли: «Какая же всё-таки разница, между пониманием свободы Винни Пухом и тем, что хочет от нас Бог, обращаясь к нам словами Апостола:
13 К свободе призваны вы, братья, только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. 1 Пет.2,16; 1 Кор.8,9
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби твоего ближнего, как самого себя». Лев.19,18; Мат.5,43; Мар.12,31; Иак.2,8; Рим.13,8
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
Дела плоти и плод Духа (16-26)
16 Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного Духу, а Дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 1 Пет.2,11; Рим.7,23
18 Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом. Рим.6,14
19 Дела плоти известны; они – прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 1 Кор.6,9
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют.
22 Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, Кол.3,12
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Гал.2,20
25 Если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.Фил.2,3
(Галатам гл. 5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *