Что делают в кадетском корпусе

Что делают в кадетском корпусе

Кто такие кадеты? Почему это звание вызывает негативные эмоции у старшего поколения? Кадеты появились, после того, как в начале 90-х отказались от тех молодёжных движений, которые были в Союзе. Кадетов начали ставить выше или наравне с суворовцами, не смотря на то, что кадеты даже не знали, кто они есть на самом деле. Многие спонсоры кадетских корпусов — это репрессированные в Советском Союзе военные, генералы, также кадеты пользуются поддержкой церкви и храмов.
Большинство первых кадетов было детьми состоятельных родителей, которые, купив новую форму, отдали своих детей в кадетские корпуса.

Простые рабочие просто не могли должным образом обеспечить своего ребенка необходимыми для учебы материалами и формой. Кадетов ставили выше суворовцев и нахимовцев, убеждая их, что они являются гордостью отечества. Кадетов решили учить совсем не так как в советское время, решить то решили, но как быть с преподавателями?

Ведь почти весь преподавательский корпус учился и воспитывался в советском союзе и знания у них были советские. Они продолжали учиться по советским учебникам истории, тогда о каком новом обучении могла идти речь? Кадеты даже не представляли, что их ждёт в будущем, но как не странно с каждым годом количество поступающих в кадетские корпуса увеличивается. Суворовцы и кадеты довольно сильно отличаются между собой. Выпускникам кадетских корпусов никаких льгот на поступление в военные ВУЗы не предоставлялось, а в наше время из-за ЕГЭ шансы равны, как у выпускников кадетских корпусов, так и у обычных школьников.

Содержание

Так в чем же смысл?

Но не так молодые люди хотят получить военную специальность, сколько получить качественное образование, которое могут дать в кадетских корпусах. Ведь одно из достоинств дореволюционных кадетских корпусов, созданных в 1732 году генерал-фельдмаршалом фон Минихом, это великолепное образование. Корпуса тогда называли «Рыцарской академией». Но сейчас под названием кадетских корпусов не всегда скрывается сам кадетский корпус, бывают случаи, когда руководители обычных образовательных учреждений для привлечения новых учеников меняют вывеску с «общеобразовательной школы» на «кадетский корпус».

К сожалению, по современным стандартам преподаватели должны уметь и фехтовать, и галантно танцевать, и предмет свой хорошо преподавать, но, к сожалению, таких учителей мало и во многих учебных заведениях для кадетов ученикам приходится потом сравнивать себя с учениками других общеобразовательных школ, и они зачастую думают, что же отличает их кроме формы и фуражки с золотой кокардой? Да и вопрос о том, кто такой кадет, остается для них открытым.

Потом в отчётах руководства таких «общеобразовательных» корпусов пишут, что у них прошли стрельбы, кадеты изучают этикет и проводят балы, строятся храмы для кадетов во дворах школ, а на самом деле мы видим, что стреляют они из деревянных винтовок сделанных на уроках труда, балы «проводятся» в залах, в которых и находиться-то опасно, а к храму, который построен на пожертвования, подъезжает священник на крутой иномарке. После всего этого невольно задаешься вопросом о том, кто же такие кадеты и зачем они вообще нужны?

В отличие от Суворовских и Нахимовских училищ, у кадетских корпусов до сих пор нет никакой законодательной базы. Можно сказать, что основная задача наших кадетских, как и многих молодёжных движений — это присмотр за молодёжью и ограничение её от различного рода экстремистских организаций, попав в которые, молодые люди могут не только испортить свою молодость, но и всю оставшуюся жизнь.

Кадетская школа: чем она отличается от обычной и стоит ли отдавать ребёнка в кадеты

Современное школьное российское образование предлагает много форм организации учебного процесса. Наряду с новаторскими подходами, есть те, что были восстановлены из старого забытого прошлого. Так, кадетские школы существовали в России ещё до революции. Успешно функционируют они и сегодня. Несведущий человек, услышав о таких заведениях, может представить себе что-то вроде казармы, «армии в миниатюре». Так ли это? Чем кадетская школа отличается от обычной?

Чем отличается кадетская школа от обычной

В кадетском корпусе ребята также получают общее образование, однако это учебное заведение имеет массу отличий от обычной школы:

Кадетские школы от департамента — это средние общеобразовательные учреждения, в которых наряду с общими предметами дети изучают предметы военной подготовки. Они бывают двух видов: школы-интернаты и обычные школы.

  • В школах-интернатах дети находятся пять дней в неделю, а выходные проводят дома.
  • А в кадетские школы дети ходят так же, как и в обычные общеобразовательные. Существуют школы смешанного обучения, а также раздельного — для мальчиков и для девочек.

Кадетские учебные заведения бывают двух типов — школы и корпуса. Первые принадлежат департаменту образования, вторые — министерству обороны. Кроме того, бывают кадетские классы, открытые при обычной общеобразовательной школе.

Кадетские школы от департамента также бывают двух типов: школы-интернаты, где дети находятся пять дней в неделю, а на выходные отправляются домой, и обычные школы, где после уроков и дополнительных занятий ребёнок идёт домой.

В кадетских корпусах же ребята живут постоянно домой можно попасть только в увольнительные.

Кадетские корпуса — это школы-интернаты с проживанием и питанием

Поступить в кадетскую школу может не каждый ребёнок: необходимо хорошо сдать экзамены по общеобразовательным предметам, нормативы по физкультуре, пройти собеседование с психологом на стрессоустойчивость. Хотя есть и льготники (например, дети военных, погибших при исполнении воинского долга и пр.). Если же поступает будущий первоклассник, то необходимо заключение медицинской комиссии о состоянии его здоровья и беседа с психологом.

Кадеты обязательно носят форму. Есть повседневная, парадная, для кадетского духового оркестра. Форма каждой школы имеет свою символику, отличительные знаки.

Ученики обязательно носят форму с символикой своей школы, причём она бывает повседневной, парадной, для духового оркестра

Школьники обязательно изучают азы военного дела:

  • строевая и огневая подготовка,
  • военный устав,
  • ориентирование на местности,
  • медицинская подготовка и пр.

Обязательная часть программы — изучение азов военного дела

Есть летняя практика, где закрепляются полученные знания (строевая подготовка, полевые учения), отрабатывается спортивное мастерство. Кроме того, ребята наводят порядок в училище, готовят его к новому учебному году. Длится практика обычно две недели (первая половина июня).

Всё здесь происходит по режиму, конкретному распорядку, поддерживается строгая армейская дисциплина. Например, дети строем ходят в столовую, дежурят. Дежурный, например, перед уроком готовит класс и сдаёт рапорт учителю. Есть определённая культура обращения, например, педагог обращается к ребёнку «Кадет Попов».

В дни воинской славы, памятные даты России ребята обязательно несут вахту возле военных памятников (в том числе Вечного огня).

В кадетских школах и корпусах есть традиция — ребята дают клятву кадета (подобие военной присяги). Ученик даёт обещание выполнять свои новые обязанности, служить Родине и при необходимости защащать её. Это происходит всегда в торжественной обстановке (в военном музее, возле памятника и пр.). Клятва символизирует, что ученик становится самостоятельным человеком, несущим ответственность за свои поступки.

Летом кадеты обычно отправляются в специально организованные лагеря, например, палаточные. Там они, наряду с отдыхом на природе, отрабатывают полученные военные знания, выполняют боевые задания.

В школе традиционно обучаются ребята одного пола (есть специальные кадетские школы и для девочек). Однако есть исключения — школы, где вместе находятся и мальчики, и девочки, например, это Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова в г. Волжский Волгоградской области. Если мы говорим о кадетском классе в общеобразовательной школе, то там вместе учатся и мальчики, и девочки.

В кадетской школе обучаются только дети одного пола

Планка успеваемости здесь более высокая: культивируются высокие оценки, учиться на «тройки» стыдно.

Многопрофильность (нет гуманитарного, естественно-научного, физико-математического уклона). В кадетской школе углублённо изучают иностранный язык, математику, физику, историю, занимаются исследовательской работой, в основном, в области экологии, валеологии (например, разрабатывают способы усиления охраны окружающей среды, обеспечения безопасности здоровья).

После уроков кадеты обычно не идут домой, а проводят время в секциях и кружках по интересам (робототехника, авиомоделирование, творческие занятия и пр.). Из-за такой загруженности на занятия с репетиторами и подготовку к экзаменам в старших классах у кадетов свободного времени почти нет.

После уроков ребята занимаются по интересам в разных секциях, кружках, например, по робототехнике

Жёсткий отбор учителей, большой конкурс на место. Педагог кадетской школы должен пройти специальное тестирование по своему предмету, а также другие ступени отбора (например, предпочтение отдаётся специалистам с категориями, победителям различных конкурсов).

В старших классах организуются выезды в военные училища, знакомство с их бытом.

Что касается возраста поступления в кадетскую школу, некоторые из них набирают детей с 7 лет (то есть они будут первоклассниками). Но большинство родителей предпочитают отправлять туда школьников после окончания начальных классов в обычной школе. А, к примеру, директор Первого Московского кадетского корпуса вовсе советует делать это после 6-го класса, чтобы сам ребёнок был уверен, что хочет быть кадетом, был мотивирован.

Это возраст, когда ребёнок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребёнка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.

Преимущества и недостатки обучения в кадетской школе

Исходя из отличительных признаков кадетской школы, очевидны её преимущества:

  1. Всегда высокий профессиональный уровень педагогов.
  2. В кадетских школах и классах царит дисциплина и культ высоких оценок. Поэтому ребята дополнительно мотивированы на успешную учёбу.
  3. Выпускник получает блестящее разностороннее образование (объективно это подтверждают более высокие баллы по ЕГЭ), имеет прекрасную физическую форму.
  4. Почти стопроцентная гарантия поступить на бюджетные места в патронажные профильные вузы (связанные с силовыми структурами). 80% выпускников как раз и выбирают высшие заведения, связанные с армией, силовыми структурами, тем более что там им предоставляются льготы (например, образовательный комплекс заключает договор (соглашение о сотрудничестве) с профильным министерством или силовым ведомством).
  5. Однако кадеты-выпускники имеют высокие шансы поступить и в другие вузы (ведь они в большинсве своём хорошо подготовлены по различным предметам, особенно по истории, математике, иностранному языку).

    Выпускники кадетской школы без проблем поступают в лучшие вузы страны, в большинстве своём в военные учебные заведения

  6. Ребёнок учится самостоятельности, ответственности за свои решения, поступки, закаляется его характер. Ребята учатся содержать в порядке свои вещи.
  7. Развивается чувство патриотизма, уважение к героям своей Родины (этому способствует глубокое изучение родной истории).
  8. В процессе обучения ребята постоянно заняты, за ними осуществляется присмотр. Для этого в кадетской школе есть специальные сотрудники — воспитатели. Они контролируют, как дети делают домашнее задание, проводят консультации для слабоуспевающих учеников. Таким образом, родители не будут переживать, что ребёнок по вечерам гуляет в подозрительной компании. У кадетов просто другие интересы.
  9. Обучение в кадетской школе бесплатное (все расходы, в том числе на питание, учебники и пр. осуществляются из государственных средств).

Между тем нужно упомянуть о моментах, которые для многих детей и родителей окажутся недостатками кадетской школы:

  1. Попасть туда не так просто, ведь требования для поступления довольно высокие.
  2. Требуемая стрессоустойчивость есть далеко не у всех.
  3. Даже если ребёнок прошёл все необходимые экзамены, психологические тесты, не исключено, что он будет тосковать по дому. Конечно, по выходным школьника могут посещать родители, но если школа находится в другом городе, посещения не будут слишком частыми.
  4. Если решение поступить в кадетскую школу всё же принималось родителями (ведь это престижно), то у самого ребёнка нет высокой мотивации к учёбе (ведь, возможно, он вовсе не мечтает посвятить свою жизни карьере военного).
  5. Не каждый ученик выдерживает довольно жёсткие условия, высокий уровень подготовки. Поэтому школьника могут отчислить из кадетской школы за неуспеваемость, невыполнение нормативов, или его родители сами примут такое решение (и ребёнок пойдёт учиться дальше в обычную школу).
  6. Ограничение кругозора, нет свободы действий: так, ребёнок не может после уроков пойти в кино, купить мороженое и пр. (это допускается только в старших классах). Отсюда снижается настроение.
  7. Изолированность от прежних друзей также может ухудшить эмоциональное состояние.
  8. По отзывам родителей, в кадетских корпусах не обходится без дедовщины.
  9. Однополое образование. Отсюда неумение общаться с противоположным полом, возможные проблемы в личной жизни в будущем.

    Однополое образование в кадетской школе может провоцировать проблемы с общением с противоположным полом

style=»text-align:justify;»>Видео: один день из жизни кадетов

Видео: будни кадетского корпуса

Это амурский кадетский корпус, единственное подобное учебное заведение на Дальнем Востоке. Уже 3 года подряд оно получает самые высокие оценки со стороны минобороны и образования. Воспитанники являются победителями в смотре курсантов кадетских учреждений нашей страны.

Видео: кадетский корпус для девочек (Кузбасс)

Кадетская школа — это, конечно, интересно и престижно. Но не стоит спешить определять туда своё чадо, ведь все дети разные. Даже если школьник подходит для кадетского корпуса по всем параметрам (состояние здоровья, успеваемость и пр.), нужно взвесить все плюсы и минусы этого учебного заведения и обязательно психологически готовить к нему ребёнка (при условии, что он сам хочет стать кадетом).

> Детство, отданное кадетству

Распорядок дня

Распорядок дня в кадетских корпусах — 1-м, 2-м и Павловском в Петербурге и 1-м и 2-м Московских — был четко регламентирован.

Вот как описывает кадетский день Л.И. Януш: «В 5 3/4 утра раздается унылый звук рожка или дребезжит барабан. Это дается повестка, по которой должны встать, умыться и одеться дежурные и дневальные кадеты… Не хочется вставать и начинать снова все то, что делал вчера, неделю… годы тому назад… Но вот слышен голос дежурного офицера… и все проворно начинают одеваться, оправлять свои постели и бегут умываться… После осмотра офицер командовал — «на молитву»… Затем строем шли в столовую пить чай, сбитень или молоко с кислыми булками… После завтрака строем возвращались в ротное помещение и садились в аппликационной комнате за приготовление уроков… От 8 до 11 часов утра было два полуторачасовых урока. Такие продолжительные уроки были очень утомительны…

В 11 часов утра раздавался давно жданный, радостный сигнал — «отбой», означавший конец уроков. Придя в роту, мы прятали в свои ящики принесенные из классов книги и тетради… Уложив книги, мы мыли руки, чистились, строились, подвергались новому осмотру и получали по маленькому ломтю черного хлеба с солью. Затем начинались разные ротные занятия; три раза в неделю бывало фронтовое учение и по одному разу — гимнастика, танцы и словесное учение…

К 1 часу дня оканчивались телесные упражнения. Помывшись, строились к обеду, куда шли, как и всюду, строем… После обеда была рекреация до вечерних уроков, начинавшихся в 3 часа… После вечерних уроков нас приводили в роту и приказывали сесть в аппликационной комнате за приготовление уроков… В 8 часов нас вели к ужину. После ужина до 9 часов, т.е. до вечерней зари, мы были совершенно свободны. Это было самое беззаботное время буднего дня, время самых веселых и шумных игр и возни… Вообще, игры были довольно грубы и жестоки. В 9 часов вечера трубили или били в барабан зорю… Раздевшись, шли в умывальни чистить сапоги, пуговицы, платье, а потом умываться. Спать полагалось… также по установленной форме — лежа на правом боку и скрестив на груди поверх одеяла руки»1.

Питание в кадетских корпусах было организовано не слишком благополучно. Вот как об этом вспоминают бывшие выпускники: «Кормили нас хотя и не совсем хорошо… однако мы не очень голодали. Правда, не раз попадались в супе… тараканы и червяки, а масло имело запах свечного сала; но в такой массе трудно требовать постоянной чистоты и аккуратности»2. «Кормили нас хорошо, но без всяких затей»3.

Наказания

Кадеты, случалось, относились неприязненно и даже враждебно к начальству. Виной тому были слишком суровые, по их мнению, приемы воспитания. «Воспитательные меры, необходимые для достижения порядка, определялись характером того времени. Строгость и спасительный страх считались лучшими средствами насаждения доброй нравственности»4. Один из мемуаристов вспоминал, что «розга в то время в корпусах настолько была обыкновенным делом, что вряд ли кто-либо ее избегнул, почему она и не считалась позорной или обидной…»5 Розгами наказывали как за малые проступки, например, неопрятность в одежде, так и за большие: курение, грубость к офицерам, классную драку6.

А еще кадета могли посадить в карцер, лишить одного или нескольких блюд за обедом, права на отпуск. Также наказывали надеванием серой куртки, что считалось особенно позорным, или исключали из корпуса, выпуская в армию унтер-офицерами. Так, на 14 415 выпущенных с 1825 по 1856 г. в офицеры приходилось 1517 кадетов, отправленных в армию нижними чинами7, то есть 10,5%.

Суровость порядков не была исключительно отечественным явлением. Например, в датском кадетском корпусе в то время царили «спартанская обстановка, скудное питание, жестокая муштра. Палочная дисциплина была призвана либо сломать, либо закалить будущих офицеров. Телесные наказания считались лучшим воспитательным приемом»8.

Ближе всех к воспитанникам корпусов были ротные офицеры. Одних командиров кадеты любили за справедливость и гуманность, других, наоборот, недолюбливали или даже ненавидели в зависимости от свойств характера. Так, в Новгородском корпусе Брянов и Назаров, как вспоминал выпускник А.Ф. Петрушевский, «были образцами ротных командиров; кадеты их любили и уважали… оба беспристрастны и справедливы — качество, которым кадеты очень дорожили»9. В журнале «Исторический вестник» за 1901 год рассказывается, что воспитанники 1го Московского корпуса хорошо относились к поручику М.П. Некрасову. А «злого и мстительного» капитана Черкасова в 1м кадетском корпусе кадеты ненавидели. Другому офицеру, Кропотову, за исключение из корпуса своего товарища кадеты отомстили тем, что травой написали на стене «подлец Кропотов» большими буквами. Дело исключенного было пересмотрено. Кадета приняли снова в корпус, а начальство сделало Кропотову взыскание10. Властью над кадетами обладали также унтер-офицеры и фельдфебели, назначенные начальством в каждую роту из старших воспитанников. Зачастую они были еще строже, чем корпусные офицеры11.

Бывший воспитанник 2го Московского корпуса так описывает атмосферу в заведении: «Строгость, граничащая с жестокостью, а то и переходящая в нее; полный произвол, отсутствие желания вникнуть в причины неуспешности… воспитанников… резко бросающаяся в глаза несправедливость… невежество офицеров и т.п. недостатки наших руководителей не могли не отразиться на наших к ним отношениях. Поэтому нельзя удивляться тому, что мы относились ко всему начальству со злобою и слепой ненавистью, побуждавшими в каждом действии начальства видеть несправедливость, злой умысел, намеренное угнетение…»12 Но, по воспоминаниям другого воспитанника, «корпус все же давал образование, формировал характер, приучал к исполнению своего долга, корпус внушал любовь к Отечеству… Корпус прямо служил своей задаче, внедряя любовь к военному делу»13.

Дедовщина

Суровые воспитательные меры порождали грубость нравов среди кадетов. В николаевское время срок обучения в кадетских корпусах варьировался от 7 до 9 лет. Поступали в корпуса в возрасте 10-12 лет. Большинство выпускалось в 18-20 лет, хотя встречались и выпускники более старшего возраста. Иногда бал правили воспитанники старшего возраста, которые плохо успевали в учении и потому были оставлены в корпусе. Они были небрежно одеты, старались избегать встреч с начальством, курили, частенько отбирали еду у младших воспитанников. «Старый кадетский дух, — вспоминал Н.А. Крылов, впоследствии земский деятель, — в строевых ротах главным образом поддерживался смешением всех возрастов в младших классах. Двадцатилетние молодцы в классах рядом сидели с двенадцатилетними кадетами, зубрили ту же таблицу умножения и внушали ухарство, молодечество и правило «один за всех, и все за одного»14.

Однако к концу 1840-х гг. директора стали принимать меры к уничтожению в корпусах духа «старого кадета». Большую роль в этом процессе сыграло начало военных действий в Венгрии, что позволило сделать несколько усиленных выпусков кадет старшего возраста юнкерами в армию15.

Преподаватели

Общая цель обучения была масштабна. «Предполагалось, что будущий военный должен знать все хотя бы настолько, чтобы мог, в случае надобности, продолжать дальнейшее изучение известного предмета; цель, бесспорно, прекрасная, но достигалась она с большим трудом»16, — вспоминал воспитанник Дворянского полка А.М. Миклашевский. «Находить тогда порядочных учителей, — писал окончивший 2й кадетский корпус Л.И. Халютин, — и особенно за то незначительное жалование, которое полагалось в корпусе, было очень трудно»17. Это приводило к тому, что «умственное развитие кадетов было весьма ограниченно; учились многому, но мало что вполне усваивали».

Отношение кадетов к учителям, преподававшим в корпусах, было неоднозначным. По рассказам Л.И. Януша, «стоило только преподавателю быть живым, преданным науке человеком, и кадеты горячо отзывались к нему, усердно следя за его преподаванием, исполняя все его требования и вынося из корпуса и солидные знания, и благодарные воспоминания о нем»18. Учитель русского языка в Полтавском корпусе Корженевский старался приобщать воспитанников к хорошей, добротной литературе. Любим был преподаватель механики и фортификации Де-Шарьер, который хорошо относился к кадетам и мастерски преподавал19. Преподаватели точных и естественных дисциплин пользовались уважением кадетов как хорошие специалисты в своем деле.

Во всех корпусах плохо преподавались иностранные языки — и французский, и немецкий. «Можно сказать, — продолжает Л.И. Януш, — что иностранным языкам не только не обучались в корпусе, но даже забывали их и те кадеты, которые знали их до поступления в корпус, если не занимались самостоятельно»20. Преподавание военных наук сопровождалось стремлением внушить воспитанникам уверенность в себе, в своей армии и стране, но не учитывались те проблемы, с которыми воспитанники могли реально столкнуться на службе. «Нам преподавали, что вооружение русских войск есть самое усовершенствованное во всем мире, — вспоминал Н.А. Крылов. — Нам говорили, что обмундирование русского солдата приноровлено для похода под экватором и под полюсом… что солдат может обойти кругом земного шара и нигде не почувствует недостатка в пище, одежде и обуви»21.

Летние лагеря

После экзаменов летом для кадетов наступало так называемое лагерное время, когда все они с офицерами во главе собирались за пределами города для занятий фронтовым учением. Устраивалось это для того, чтобы познакомить воспитанников с бытом походной жизни. «Предстоящие два месяца жизни на свежем воздухе, — вспоминал А. Заилийский, — при несколько большей свободе ожидались всеми с нетерпением»22. В лагерное время кадетам предстояло усиленно учиться строевым и ружейным приемам, а также заниматься топографической съемкой местности. Маневры «очень занимали кадет, — писал Д.А. Скалон. — Несмотря на утомление, мы с удовольствием принимали в них участие»23.

Для столичных корпусов место лагерной стоянки было устроено в Петергофе, где император Николай I часто посещал их и наблюдал за учениями. По отзыву одного из выпускников, «он обращался с нами как с детьми; мы привыкли всегда окружать его, не робея, подбегали и шутили с ним, забывая его величие и его сан… между нами не было тогда ни одного, который бы хотя на минуту задумался пожертвовать жизнью для него и за него»24. Кадеты провинциальных военно-учебных заведений могли видеть императора гораздо реже, всего несколько раз за все обучение, и вследствие этого отношение к нему их было даже более благоговейным.

Вспоминает А.Ф. Петрушевский: «Государь Николай Павлович поражал нас своим величием, приковывал к себе глаза своей красотой; он казался как бы другой расы, чем все прочие… Все его движения, жесты, разговор, даже шутки носили на себе ту же печать… Мы инстинктивно понимали, что государь может все, но в этом не видели ничего для себя опасного или устрашающего»25. По приказу наследник престола Александр Николаевич «совершал с кадетами походы, маневрировал с ними, стоял на аванпостах, проводил ночи на бивуаках»26.

К главному начальнику военно-учебных заведений великому князю Михаилу Павловичу кадеты относились с большим уважением и боялись его. Вот мнение М.Я. Ольшевского: «Ретивый служака, знаток службы в том виде, как она тогда понималась и требовалась, великий князь был взыскателен, строг и грозен. Личный его характер поддерживал его репутацию: горячий, вспыльчивый, самовластный, великий князь был очень скор в решениях и поступках». Но при этом, как вспоминал тот же А.Ф. Петрушевский, кадеты скоро уяснили, что под грозной наружностью великого князя скрывалась доброта и любовь к воспитанникам27.

Выпускников военно-учебных заведений в ежегодном пополнении офицерского корпуса вплоть до середины 1850 гг. было сравнительно немного (около 20%), но они хорошо проявили себя в боевых действиях. Например, в Крымскую кампанию 1854-1855 гг. среди погибших офицеров доля выпускников военно-учебных заведений составила 7%, зато 40% имели боевые награды28. А это значит, что подготовка офицеров в николаевское время все же отвечала задачам своей эпохи.

1. Януш Л.И. Полвека назад // Русская школа. 1907. N 9. С. 97-104.
2. Воспоминания бывшего воспитанника 2го кадетского корпуса // Военный сборник. 1861. N 7. С. 155.
3. Шомпулев В.А. Спартанское воспитание кадет старого времени // Русская старина. 1913. N 2. С. 432.
4. Януш Л.И. Полвека назад // Русская школа. 1907. N 9. С. 46.
5. Шомпулев В.А. Спартанское воспитание. С. 433.
6. Несколько заметок о Втором кадетском корпусе // Военный сборник. 1862. N 4. С. 400.
7. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993. С. 106.
8. Власов Н.А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. СПб., 2018. С. 10.
9. Петрушевский А.Ф. Из моих воспоминаний // Русская старина. 1907. N 1. С. 145.
10. Крылов Н.А. Кадеты сороковых годов // Исторический вестник. 1901. Т. 85. С. 953.
11. Бооль В.Г. фон. Воспоминаний педагога // Русская старина. 1904. N 5. С. 389.
12. Януш Л.И. Полвека назад // Русская школа. 1907. N 9. С. 112-113.
13. Семевский М.И. Полоцкий кадетский корпус // Русская старина. 1885. N 12. С. 703.
14. Крылов Н.А. Кадеты сороковых годов. С. 957.
15. Бооль В.Г. фон. Воспоминания педагога // Русская старина. 1904. N 5. С. 387.
16. Миклашевский А.М. Дворянский полк… С. 116.
17. Халютин Л.И. Воспитание в кадетском корпусе за полвека назад // Современник. 1858. N 10. С. 630.
18. Януш Л.И. Полвека назад // Русская школа. 1907. N 7-8. С. 221.
19. Там же. С. 220.
20. Там же. С. 219.
21. Крылов Н.А. Кадеты сороковых годов. С. 963.
22. Заилийский А. Кадетская юность… // Отечественные записки. 1862. N 12. С. 606.
23. Скалон Д.А. Воспоминания // Русская старина. 1908. N 4. С. 186.
24. Воспоминания бывшего воспитанника 2го кадетского корпуса. С. 162.
25. Петрушевский А.Ф. Из моих воспоминаний // Русская старина. 1907. N 5. С. 336.
26. Ольшевский М.Я. Первый кадетский корпус в 1826-1833 гг. // Русская старина. 1886. N 1. С. 92.
27. Петрушевский А.Ф. Из моих воспоминаний. С. 337.
28. Подсчитано по: Ляшук П.М. Мартиролог офицеров Российской армии, погибших при защите Севастополя и Крыма в 1854-1855 гг. Севастополь, 2008. Вып. 1; Симферополь, 2011-2015. Вып. 2-3.

Всё что надо знать о кадетских корпусах и классах

15 апреля начинается прием заявлений в кадетские корпуса и школы, в нахимовские и суворовские училища. В них подростки получают самое современное образование и подготовку к военной профессии, всегда востребованной в России.

15 апреля начинается прием заявлений в кадетские корпуса и школы, в нахимовские и суворовские училища. В них подростки получают самое современное образование и подготовку к военной профессии, всегда востребованной в России.

КТО ТАКИЕ КАДЕТЫ?

Слово «кадет» в переводе с французского значит «младший».
Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка — который — готовится — стать – офицером».

Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.

Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.

«Повелеваю учредить школы, — говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, — чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».

ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО – ЭТО НАВСЕГДА

Многие родители обеспокоены тем, что большинство ныне существующих профессий через десятилетие исчезнут.

По некоторым пессимистичным прогнозам, вскоре в России останутся только две профессии – специалист по IT и водитель троллейбуса.

На самом деле в России всегда будет востребована профессия военного.

Служба в Вооруженных силах, высокооплачиваемая работа в МЧС, престижная государственная служба – все эти дороги открыты для выпускников военных вузов.

А к поступлению в них готовят кадетские корпуса и школы.

Главная цель кадетского образования, как подчеркивают руководители школ и педагоги, – воспитать у детей и подростков патриотизм и вырастить их в стремлении служить Отечеству.

Первый Московский кадетский Корпус дает обобщенный портрет своего выпускника: «Это — юноша, свободно и красиво общающийся на родном языке, социально и физически развитый, способный грамотно оценить окружающую действительность, делать обоснованные выводы, принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с заданными жизненными целями в интересах своих, своей семьи и своего Отечества».

В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ УЧАТ ТОЛЬКО МАРШИРОВАТЬ?

Нет. Сегодня предметы военного профиля входят в программы кадетских училищ и корпусов только на уровне программ дополнительного образования.

Кадеты учебных заведений Минобороны, например, обязательно изучают историю родов войск, к которым относится училище или корпус.

Но на первое место для них выходит образование в современных формах, отвечающих вызовам времени.

Например, кадеты Екатеринбургского суворовского училища (г. Екатеринбург) помимо английского и немецкого изучают китайский язык.
В структуре Минобороны существует Кадетская школа IT технологий Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Многие родители слышали и о Московском военно-музыкальном училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, в которое надо выдержать большой конкурс.

В 2010-х годах в стране были созданы Президентские кадетские училища (ПКУ), оборудованные по последнему слову техники (см. список ниже).

Некоторые из них оснащены 3D центрами, лабораториями робототехники и программного обеспечения.

В ПКУ Владивостока и Севастополя делается упор на изучение иностранных языков, технические дисциплины и естественные науки. В Краснодарском Президентском кадетском училище в приоритете физико-математическое направление подготовки, лингвистика и спорт.

Кадеты Оренбургского президентского училища могут заниматься в конструкторском бюро, секции робототехники, фото- и видеостудиях, специализированных классах-лабораториях физики, химии, биологии.

Разнообразны и формы занятий современных кадет: лекции, научные семинары, интеллектуальные игры.

Кстати, во всех ПКУ подросткам на время учебы выдают личный ноутбук.

Президентские кадетские училища (ПКУ) Министерства обороны РФ:

Оренбургское президентское кадетское училище

Ставропольское президентское кадетское училище

Краснодарское президентское кадетское училище

Тюменское президентское кадетское училище

Кызылское президентское кадетское училище

Петрозаводское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса Минобороны РФ:

Кронштадтский морской кадетский военный корпус

Санкт-Петербургский кадетский военный корпус

Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус

Омский кадетский военный корпус

Кадетские школы Минобороны ПФ

Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры

Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного

Суворовские училища:

Екатеринбургское суворовское военное училище

Санкт-Петербургское суворовское военное училище

Казанское суворовское военное училище

Московское суворовское военное училище

Тверское суворовское военное училище

Ульяновское гвардейское суворовское военное училище

Уссурийское суворовское военное училище

Северо-Кавказское суворовское военное училище

Пермское суворовское военное училище

Тульское суворовское военное училище

Нахимовские училища:

Нахимовское военно-морское училище

И его филиалы во Владивостоке, Севастополе, Мурманске

Для тех, кто хочет стать военным музыкантом:

Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М.Халилова

Только для девочек:

Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации

Каждое из этих учебных заведений курируют руководители Минобороны РФ.

Например, Московское военно-музыкальное училище и Кадетская школа IT технологий Военной академии связи находится в подчинении у начальника Генерального штаба вооруженных сил РФ и первого заместителя министра обороны РФ, а Президентские военные училища курирует статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ.

ПРАВДА, ЧТО В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ХУЛИГАНЫ?

Напротив, их гораздо меньше, чем в обычной школе. Отправить своего трудного подростка на перевоспитание в кадетский корпус – заветная мечта многих родителей. Но часто эта мечта оказывается невыполнимой: кандидатов с поведенческими аномалиями просто отсеивают во время приема.

Для поступления в кадетское учебное заведение Минобороны необходимо собрать множество справок от врачей, учителей и психологов (об этом см. ниже). Проверка проводится серьезная, и если у подростка есть проблемы, это становится ясно при поступлении.

Дисциплина у кадет строгая, распорядок дня жесткий. И – никакой дедовщины.

Все кадетские школы и корпуса Минобороны действует в режиме пансиона. В них установлен следующий распорядок дня:

  • 6.30 – подъем;
  • 6.30 – 6.45 утренний туалет;
  • 6.45 – 7.00 – проверка и утренняя зарядка;
  • 7.00 – 7.30 – уборка комнаты;
  • 7.30 – 8.00 – завтрак;
  • 8.00 – 8.30 – подготовка к занятиям;
  • 8.30 – 11.40 – занятия в классах;
  • 11.40 – 12.20 – обед;
  • 12.20 – 14.00 – занятия в классах;
  • 14.00 – 14.30 – свободное время;
  • 14.30 – 16.30 – самостоятельные занятия (спорт, дополнительные дисциплины);
  • 16.30 – 17.00 – полдник;
  • 17.00 – 19.30 – самостоятельные занятия;
  • 19.30 – 20.10 – ужин;
  • 20.10 – 20.40 – прогулка;
  • 20.40 – 21.00 – свободное время;
  • 21.00 – 21.30 – самоподготовка;
  • 21.30 – 22.00 – вечерняя проверка и отбой.

Детей и подростков, которые живут в интернатах кадетских училищ и корпусов, отпускают домой на субботу и воскресенье.

Для увольнительной у кадета не должно быть проблем с успеваемостью. В противном случае он будет оставаться в интернате и заниматься все выходные.

Впрочем, раз в три недели кадетам все равно положена встреча с семьей, даже при плохих оценках.

МОЖНО ЛИ СТАТЬ КАДЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ?

Конкурс в кадетские учебные заведения Минобороны составляет несколько человек на место. Обучение в них престижно, и они принимают школьников со всех концов страны. Например, среди 780 учеников Ставропольского президентского кадетского училища есть подростки из Астраханской, Воронежской, Московской, Ростовской, Ульяновской областей, Камчатского, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев.

Однако в России кадетские учебные заведения находятся не только в структуре Минобороны. Они есть у МВД, ФСБ, МЧС.

В топ кадетских школ Москвы входит федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации». В ней готовят к военной службе в войсках национальной гвардии РФ.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА КАДЕТСКИХ КЛАССОВ?

Для родителей главное, что кадетские школы и классы есть в структуре Департаментов образования.

Они более доступны для любой семьи как по месту жительства, так и по требованиям к здоровью детей и подростков.

Такие классы формируются в рамках профильного обучения на базе общеобразовательных школ. Правила для них устанавливают три стороны: сама школа, ее учредитель (региональный или муниципальный Департамент образования) и силовое ведомство или вуз, с которым школа и Департамент заключают договор сотрудничества.

В рамках партнерства «школа-вуз», «школа – силовое ведомство» создаются программы профильного кадетского образования, устраивают военно-спортивные мероприятия.

С 1 сентября 2014 года только в Москве было открыто 72 класса кадетского профиля.

Особое внимание в них уделяют военной истории России, спорту и формированию активной гражданской позиции.

При этом кадеты занимаются танцами и психологией, осваивают иностранные языки.

Они учатся полный день: утром у них – школьные уроки, во второй половине дня – военная подготовка, дополнительные занятия, спортивные состязания. У подростков нет свободной минуты даже для того, чтобы посидеть в интернете, не говоря о том, чтобы встретиться с приятелями на улице.

В случае успешной учебы более половины выпускников кадетских классов поступают в выбранные военные или гражданские вузы. Некоторые, благодаря взаимодействию «школа-вуз», могут получить специальность прямо в школе.

Обычно задачу создания профильных кадетских классов решают только крупные и сильные школы. В Москве им ставится условие: иметь в одной параллели не менее трех обычных классов.

Для того, чтобы работать по кадетскому профилю, у школы или образовательного комплекса должны быть хорошо оборудованные спортивные, тренажерные и танцевальные залы, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и т.п.

Общеобразовательные кадетские школы с годами накапливают собственные традиции. Для них очень важно осознание преемственности. Некоторые считают себя продолжателями и наследниками исторических кадетских корпусов.

Например, кадеты государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус»позиционируют себя как наследников традиций Первого Московского императрицы Екатерины Великой кадетского корпуса (1778 – 1919 гг.).

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОТ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?

В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.

Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища — не проходят программ среднего профессионального образования.

Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.

«Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.

Есть два принципиальных отличия школ с кадетскими классами от корпусов и училищ Минобороны.

Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).

А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.

Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.

Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.

Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.

Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.

В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.

Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.

График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.

Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.

СКОЛЬКО СТОИТ УЧЕБА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ?

Нисколько. В кадетских учебных заведениях Минобороны и силовых ведомств государство оплачивает все: военную форму, обучение, питание, жилье, занятия спортом.

В Москве кадетские корпуса Департамента образования относятся к казенным (то есть на 100% финансируемым государством) учреждениям. Поэтому в них ученики бесплатно получают все — включая форму и дополнительные занятия. Однако так бывает не везде.

В кадетских школах и классах некоторых регионов России, родителям надо будет заплатить за форму и за определенные дополнительные занятия для своего ребенка.

Отнеситесь к этому с пониманием: отправляя ребенка в кадетский класс общеобразовательной школы, вы принимаете на себя ряд обязательств.

Одно из них — покупка или пошив красивой (и порой недешевой ) формы военного образца.

Впрочем, у многих кадетских школ есть сильные спонсоры, которые берут на себя эти расходы.

Кадетская школа 1785 » Таганский Кадетский Корпус»

В КАКИЕ ВУЗЫ МОЖНО ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ?

Училища и кадетские корпуса Минобороны заточены под определенный военный профиль.

Например, суворовские училища готовят школьников к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Нахимовские – к морской карьере.

Таким образом, при выборе кадетского училища Минобороны родители 11-летнего ребенка уже определяют для него профильный военный вуз.

В Кадетских корпусах, относящихся к Департаменту образования г. Москвы, кадеты могут получить военную профессию в школе, через сетевых партнеров.

Выпускники общеобразовательных кадетских школ поступают как в военные, так и в гражданские вузы. Например, 60% питомцев Первого кадетского корпуса Москвы учатся в военных вузах и академиях, 40% — в гражданских.

Важно помнить, что свидетельство об окончании кадетского класса – это плюс для приемной комиссии любого вуза.

При равных баллах ЕГЭ такого абитуриента зачислят охотнее: у кадет хорошая физическая подготовка, они дисциплинированы, стрессоустойчивы и умеют работать в команде.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАЧИСЛЯЮТ В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?

В кадетских учебных заведениях Минобороны учатся семь лет. Поэтому зачисляют в них тех, кто закончил начальную школу и успешно поступил в пятый класс.

В военно-музыкальное училище им. Халилова, в Кадетскую школу IT технологий Военной академии связи и Кадетскую спортивную школу Военного института физической культуры принимают после 9 класса.

Обязательно посмотрите на сайте Минобороны подробную информацию о сроках поступления в каждое училище.

Список учебных заведений Минобороны для школьников – , а ссылки на их интернет-страницы – .

Кстати, по этому адресу вы сможете изучить и страницы военных вузов, к которым «привязаны» выбранное вами училище или корпус.

Муниципальные школы, принадлежащие Департаментам образования, формируют кадетские классы в 5-м или в 7-м, реже – в 10 классах.

Список школ соответствующего профиля находится на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.

Если нужные вам образовательные организации не выделены в отдельную группу («кадетские школы»), просмотрите общий перечень школ вашего города, муниципалитета, района.

Ищите описание нужного вам профиля: «у школы есть кадетские классы», «профиль – военно-патриотическое воспитание» и т.п.

В некоторых регионах России можно найти общеобразовательные школы, которые принимают в кадетские классы даже выпускников детского сада.

Впрочем, это, скорее, исключение, чем правило.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?

Да, это возможно. Некоторые родители делают это в 6 или в 8-9 классах.

Помните, что такой перевод осуществляется при наличии свободных мест.

Кроме того, подросток должен соответствовать требованиям, предъявляемым к здоровью, учебной и физической подготовке кадета.

Не откладывайте свое решение: далеко не все школы готовы принимать в кадеты десятиклассников, а в 11-м классе перевод уже невозможен.

Дело в том, что выпускник не успевает за один год освоить программу профильного кадетского образования.

КАКИЕ СПРАВКИ О ЗДОРОВЬЕ НУЖНЫ ДЛЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?

Программы дополнительного образования для кадетских школ и классов включают много спортивных и военно-спортивных мероприятий. Все они требуют высокого уровня физической подготовки.

Поэтому у вас попросят справку о соответствии вашего ребенка 1-й или 2-й группе здоровья.

1-я группа присуждается детям без явных физических недостатков, редко болеющим, с устойчивым нервно-психическим развитием. Ко 2-й группе относятся здоровые дети, часто (3-4 раза в год) болеющие, имеющие небольшой переизбыток или недобор веса и отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы.

Для определения той или иной группы здоровья необходимо пройти комплексное медицинское обследование.

В общеобразовательных школах с кадетскими классами требования к здоровью не такие жесткие, как в кадетских корпусах или училищах Минобороны.

Однако вы должны будете собрать все необходимые медицинские справки, а вашему ребенку при поступлении предстоит сдать тесты на физическое развитие.

КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ СДАЮТ В КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ?

Чаще всего кандидатов ждут: вступительный диктант по русскому языку и контрольная по математике. Некоторые кадетские учебные заведения вводят экзамен по иностранному языку. Заранее уточните это на официальном сайте выбранной школы.

Иногда вступительные испытания для 11-летних кадет заменяют предварительными летними сборами: тогда становится ясно, кто из них способен выдержать нагрузки, а кто нет.

Экзамен по физической подготовке опирается на нормы для своего возраста.

В некоторых случаях приемные комиссии рассматривают только оценки по физкультуре и грамоты за победы на спортивных состязаниях.

Иногда школы даже устраивают полноценные состязания для будущих кадет: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание.

Вот приблизительный набор документов для кандидата, который отправляется поступать в кадетский класс общеобразовательной школы:

— паспорт или свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования, медицинская книжка (амбулаторная карта), выписка о результатах окончания предыдущего учебного года, заверенная печатью школы (или результаты независимого тестирования по конкретным предметам), портфолио (грамоты, дипломы, спортивные достижения), подлинники документов, подтверждающих льготы при зачислении (если они есть), справка от педиатра о допуске к сдаче нормативов по физической культуре, письменные принадлежности, спортивная форма.

Тот, кто хочет стать кадетом после 9 класса, должен приложить к пакету документов результаты ОГЭ.

Те, кто поступает в московские кадетские школы после 7 или 8 классов, могут подтвердить свои учебные достижения с помощью независимой диагностики школьных результатов в Московском Центре качества образования (МЦКО) Департамента образования города Москвы.

МЦКО предлагает специальное тестирование для поступающих в кадетские классы.

ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ПОСТУПИЛ В КАДЕТСКИЙ КОРПУС МИНОБОРОНЫ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Прием документов в кадетских учреждениях Минобороны начинается с 15 апреля и заканчивается 10 июня.

Прежде всего, вам нужно собрать объемный пакет документов.

В нем должны быть: заявление от родителей (законных представителей), написанное на имя начальника училища (срок подачи — с 15 апреля до 1 июня), заверенная копия свидетельства о рождении (для тех, кто старше 14 лет — заверенная копия 2, 3, 5 страниц паспорта).

Кроме того, ваш ребенок должен сам написать автобиографию, рассказав о своих достижениях (см. портфолио) и о том, чего он ждет от учебы. Этот документ составляется на имя начальника кадетского училища, школы или корпуса.

Затем подбирают документы об учебе: портфолио с дипломами, грамотами, наградами и любыми достижениями, копия личного дела со школьной печатью, выписка с отметками за первые три четверти и текущие оценки за четвертую четверть учебного года, заверенные печатью школы, общая характеристика, подписанная классным руководителем и директором школы.

Завершается пакет документов характеристикой с обоснованием целесообразности поступления в кадетское училище, подписанной педагогом-психологом и директором школы.

Далее необходимо собрать документы от врачей: копию медицинского страхового полиса, копию медицинской карты с историей болезней, заверенную печатью поликлиники, заключение врача об отсутствии ограничений для занятия физкультурой, заключение о группе здоровья, копию истории развития ребенка и оригинал выписки из нее, сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров (на учете не состоит) для поступающих после 9 класса, копия сертификата о профилактических прививках.

Плюс к этому – выписка из домовой книги с места проживания (регистрации), справка с места вашей работы или службы или другой документ, характеризующий вашу трудовую деятельность.

И еще — отчет об антропометрических данных вашего ребенка (рост, размер одежды, обхват груди, обхват бедер, размер обуви и головного убора).

А в завершение — четыре фотографии размером 3×4 см. с местом для оттиска печати в правом нижнем углу.

Сможет ли кто-нибудь собрать все это за несколько дней?

Поэтому всю последнюю четверть перед поступлением в кадетское училище Минобороны родители посвящают собиранию справок и подготовке портфолио своего ребенка.

КТО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ?

Для поступающих в кадетские учебные заведения Минобороны предусмотрено немало льгот.

Перечислю лишь некоторые из них.

Среди льготников: дети-сироты, дети военнослужащих, проходящих военную служб по контракту, дети военнослужащих, отслуживших 20 и более лет, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и прокурорских работников, погибших при исполнении обязанностей, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Каждая льгота должна быть подтверждена пакетом документов.

Если вы предъявите его, вашего ребенка не освободят от вступительных испытаний, но он пройдет по конкурсу с более низкими баллами.

А теперь учтите, что в кадетских школах и классах Департаментов образования все эти льготы не действуют!

Администрация общеобразовательных школ может пойти вам навстречу только в порядке исключения.

Для этого нужно заблаговременно выбрать несколько кадетских школ, связаться с их администрацией и обсудить вопрос льгот для поступления и учебы вашего ребенка.

В Москве это легко сделать в письменной форме. Зайдите на сайт выбранной школы и воспользуйтесь интернет-формой «Задайте вопрос директору».

Когда идет прием документов в кадетские классы, представители школьной администрации оперативно отвечают на все родительские вопросы.

Впрочем, лучшее начало для кадета – не добиваться льгот, а смело отправиться на вступительные испытания и продемонстрировать на них достойные результаты.

Удачи!

Светлана Кириллова

Фото: http://ввко.рф, https://samddn.ru, https://ilovemoscow.livejournal.com, http://www.ogirk.ru/, Кадетская школа 1785 » Таганский Кадетский Корпус»

Кадетские классы: дети в форме

А вот кадетские классы в обычной школе, которые в этом году выросли как грибы, — это явление совершенно новое. Идея создать специализированные военные классы возникла в 2014 году, к празднованию 70-летия Победы. Годовщину победы отметили, а идея эта не только не изжила себя, но и, как мы видим, нашла горячую поддержку и у школьного руководства, и у родителей, и у детей. Чтобы открыть кадетский класс, школа должна подать заявку и получить одобрение от департамента образования. Для этого должно быть соблюдено множество условий: «Во-первых, в параллели седьмых классов должно быть, как минимум, три общеобразовательных класса, помимо кадетского. Обязательно наличие определенного материально-технического оснащения: большие спортивные залы, тренажерный зал, танцевальный зал, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и так далее», — рассказывает Наталия Зиновьева, директор московской школы № 2100, где кадетский класс появился одним из первых в Москве. По наблюдениям педагога, попадая в кадетский класс, дети меняются: «Форма обязывает, звание кадета обязывает», причем это дисциплинирует не только их самих, но и других детей в школе. «Когда они видят дисциплинированных подростков, и сами подтягиваются».

Как правило, набор в кадеты ведется с 7 класса, но есть школы, где кадетское образование начинается еще в 5 классе. Классы бывают смешанные, а бывают только для мальчиков или для девочек. Для того чтобы стать кадетом, ребенок должен быть здоров и неплохо учиться — нагрузки в классах огромные, и физические, и образовательные.

Главный упор в кадетских классах делается на историю — углубленное изучение этого предмета обязательно. Что дальше, зависит от школы. Но как правило, это математика, физика, обществознание и иностранный язык. Важное отличие кадетского класса от обычного в том, что учеба здесь длится до самого вечера — после уроков кадеты строем идут в столовую (где им положена увеличенная порция обеда и полдник), а потом на строевую подготовку. Отчеканив шаг, взвод (именно так, а не класс, и руководит им не староста, а командир) идет на самбо, потом на танцы, потом, например, на курсы военных переводчиков, а потом еще и стрелять в тире. И только получив команду «вольно, разойдись», уходят из школы. Домой, как правило, кадеты попадают не раньше 7 вечера. Кроме того, постоянно участвуют в общегородских патриотических акциях, а патриотические мероприятия нынче случаются нередко.

Понятно, что такая жизнь подходит далеко не каждому ребенку и не каждой семье. И дело тут даже не в нагрузках, а в том, что, учась в обычной школе, дети живут, практически, военной жизнью. Кадеты всегда ходят в форме: хоть ее и разработано три комплекта — повседневная, парадная и полевая, — но все равно это строгая униформа, исключающая любые проявления индивидуального стиля. Родители пишут на форумах, что даже обувь, как правило, покупают черную, одинаковую для всего класса. Во-вторых, всюду ходят строем: их день начинается с построения и заканчивается строевой подготовкой.

Но главное, военное воспитание — это особый вид мышления. Есть шанс, что добившись успеха в строевой подготовке, ребенок перестанет находить общий язык со сверстниками, да и с семьей.

Тем не менее недостатка в желающих попасть в кадетские классы нет. Правда, как правило, такое решение принимают родители. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, если есть цель и дальше получать военное образование, но нет достаточной мотивации, чтобы бросать общеобразовательную школу и переходить в кадетский корпус. Во-вторых, кадетские классы выбирают семьи, которые хотят, чтобы их дети воспитывались в патриотическом ключе, и те, кто мечтает о «мужском воспитании». Вот, например, что пишет на родительском форуме мама, отдавшая своего сына-семиклассника в кадеты: «У нас такой конкурс был огромный. Все хотят, чтоб из мальчиков мужчину сделали, чтоб маменькиным сынком не стал, дисциплину привили».

В-третьих, в кадетский класс с его строгой дисциплиной идут дети, которые сами привыкли к порядку, и обычная школьная атмосфера им мешает. «Я тоже думаю о том, чтобы перевести сына в кадетский класс, — рассказывает Ольга про своего сына, который сейчас учится в обычном 4-м классе. — У меня мальчик усидчивый, правильный, а другие дети — хулиганы. Хочу, чтобы не было дурного влияния».

Ну и, наконец, обратный случай — самый парадоксальный, но при этом самый распространенный тип кандидата в кадетский класс — ребенок, которому нужны строгие рамки и контроль. «Моему мальчику нужна строгая дисциплина. Мы работаем целый день, не можем его контролировать, а он приходит из школы и целый день слоняется по улице или играет в компьютер. А здесь я знаю, что он целый день под присмотром и занимается делом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *