Что делать со старыми иконами

Что делать со старыми иконами

Что делать с иконами которым не молишься?

— Здравствуйте батюшка! Такой вопрос: «Большое количество икон в доме, как поступить с теми которым не молишься?

— Спасибо. Вы знаете очень интересный и практический вопрос, действительно часто так бывает в жизни, когда люди начиная свой путь в Церкви, человек накупает самых разных икон, эти иконы могут подарить и прочее… Но во всем должно быть чувство меры, даже в понятие красоты подразумевает чувство меры. Конечно здесь домашний молельный угол должен быть в определенном порядке, в определенной гармонии. И здесь, конечно, важна определенная мера.

Во-первых, это внешне выглядит красиво, ну и, наверно, во-вторых, икона должна собирать внимание человека, а не рассеивать его. И когда приходя к людям, видишь всю стену завешенную иконами, которые повешены беспорядочно, не имеющие ни общего стиля, ни идеи расположения, то эта стена разукрашенная иконами, получается не собирает внимание на молитву, а наоборот его рассеивает. Это явление тоже не правильное и не желательное.

Ну если хотите пример, то преподобный Серафим Саровский когда молился, как его часто так изображают, молился на камне, а перед ним на сосне висела маленькая икона Пресвятой Богородицы. Но ведь преподобный не увешивал всю сосну иконами со всех сторон, хотя у него была такая практическая возможность.

Но ему хватало этой одной маленькой иконочки, но это не лишило его высокой молитвы и христианского подвига. И поэтому дома молитвенное место должно быть выполнено с определенной стройностью, может даже со строгостью, и по крайней мере идейностью. И то, что не соответствует этому замыслу, этому порядку должно быть отставлено в сторону. Может быть хорошо когда есть отдельное помещение, где можно эти все иконы разместить, и даже если нет, то человек благоговейно соберет эти иконы в коробочку или на полку. И будет их хранить до необходимого случия. Потому что эти иконы могут быть необходимы другим людям, их можно подарить. Часто спрашивают иконы в тех местах, где не существует полноценного прихода. Храмы, которые существуют в сиротский домах, в исправительных учреждениях, в следственных изоляторах. Действительно там люди будут рады этой иконочкам, и действительно, эта икона сможет для кого-то быть тем окном в небо, которое поможет собраться человеку для своей молитвы. Поэтому эти иконы тоже могут найти хорошее применение. Что-же касается домашнего места молитвы, оно должно быть выполнено с определенной мерой, вкусом. Что-бы оно не рассеивало внимание молящегося, а наоборот его собирало и было действительно тем окном в вечность, каким и призвана быть икона.

>ВСЕ ВОПРОСЫ

Часто снятся усопшие. Значит ли это что-нибудь?

Некоторые вопросы об иконах и ответы

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?
Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.
Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.
Каким должно быть отношение к святыне?
Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20, 26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения.

Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.
К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?
К искажению духовной жизни как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет — доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

– Люди часто спрашивают, куда девать упаковки от сухариков (с иконой прп. Серафима), бутылки и пузырьки от освященного масла, пластиковые пакеты с изображением храмов, ветки вербы, пришедшие в негодность иконы и духовную литературу?

– Опытному христианину его благочестие подскажет, как правильно поступить, а неопытные правильно делают, что спрашивают.

Предметы, которые соприкасались с чем-то освященным или печатная продукция, которая содержит священные изображения или слова, требуют благоговейного отношения и особой утилизации. В церкви Всех Святых есть специальная печь для сжигания таких предметов. Но не надо думать, что уничтожать их можно только в церкви.

Св. апостол Петр пишет, обращаясь к обычным христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9). Это означает, что и миряне вправе пользоваться освященными предметами и их утилизовать при помощи 4-х стихий: огня, воздуха, воды и земли.

Органику (веточки вербы, крошки от просфор или куличей, маленькие иконы, печатные издания, исповедальные записки, в которых упоминается имя Божие и т.д.) сжигают, скорлупу от пасхальных яиц тоже нужно хотя бы обжечь. Все это можно делать на своем огороде, в определенном месте. А главное, – с благочестивым настроением. Нельзя при этом иметь в виду получение какой-либо практической пользы. Газеты с изображением икон, словами молитв не используют в хозяйственных целях. Их сжигают, но не как топливо, например, для мангала с шашлыками, а из благочестия. Потом золу нужно закопать в землю, где разложение будет завершено. Некоторые добавляют золу в горшки с комнатными растениями, это тоже непопираемое место. А крупные иконы, даже бумажные, лучше приносить в храм.

Пластик и стекло (пакеты, бутылки) не подлежат огню, их промывают водой, с которой уже обращаются как с освященной, например, выливают в цветы или другое непопираемое место. После чего пластик и стекло можно выкинуть.

– Как быть с нецерковной продукцией, на которой изображены храмы, например, с этикетками на бутылках с напитками или упаковками от постного майонеза?

– Это, конечно, издевательство над христианами. Надо стараться не приобретать такое. Кстати, сейчас на упаковках часто изображают храмы без крестов. Такие картинки можно выбрасывать, ничего страшного. Главное, не выкидывать изображение креста. Если на пакете фотография храма с крестом, то перед выбрасыванием вырезают крест, который можно сжечь.

– У одних людей нет благоговейного отношения к святыне, у других наоборот, благоговения много, но не хватает рассуждения, и они готовы завалить храм своим бытовым мусором. Есть ли четкие правила, как в каком случае поступать?

– Здесь невозможно сформулировать четкие правила. Смысл в том, чтобы христианин не оставался равнодушным, чтобы у него всегда как-то проявлялось благочестие к святыне. А благочестие – это выражение религиозного чувства человека, его любви к Богу. И, с другой стороны, оно как лакмусовая бумажка показывает духовное состояние человека в данный момент. Поэтому благочестие нельзя формализовать. Оно придет в свое время, если человек будет стараться узнавать веру и жить по заповедям.

Благочестие – это результат жизненного пути, нет смысла выражать его в сверхдолжных формулировках. Тем более что падшему человеку проще направить все силы именно на это внешнее делание. Чтобы показаться если не перед другими, то перед собой. Доказать самому себе, что «я уже настоящий христианин», вместо того, чтобы постараться увидеть свои недостатки, приобрести кротость и желание поучиться у других. Благочестие к святыне – великая вещь.

Помня о своих грехах, нужно рассуждать: «Хотя бы в этом я сделаю то, что должен».

– Сейчас у людей скапливается слишком много икон. Их дарят знакомые, священники раздают в благословение. В итоге, иконы уже не помещаются в Красном углу, непонятно куда их девать.

– Это – больная тема. Тот случай, когда предпочтительней меньше, да лучше. По моему убеждению, у иконы должна быть и материальная ценность. Вспомните, как раньше бабушки украшали иконы. Их было немного, но это были главные иконы, и они стояли на своем месте. Сейчас пришла дешевая и доступная красочная полиграфия, и некоторые стали относиться к иконам, как к ширпотребу.

Неправильно, когда в комнате, где живет молодая семья, дети пинают мяч, а рядом на булавочках вкривь и вкось висят иконы. Или когда на полке – множество икон, а самая главная – образ Спасителя – маленькая и неприметная. Она должна быть смысловым центром Красного угла. Хорошо, когда в каждом доме или комнате есть святое место. Православным христианам пора выработать качественно новое отношение к иконе.

– На большой земле среди православной молодежи популярны футболки с христианской символикой, высказываниями из Священного Писания (например, определение любви по апостолу Павлу). Это рассматривается как форма миссионерства. Как вы относитесь к такому явлению?

– Я пока такой моды не видел и поэтому не очень представляю. Но лично я бы выбрал другую форму проповеди. Согласно нашей русской православной традиции, ко Христу идут, не тиражируя слова про любовь, а когда люди видят в тебе эту любовь. В преподобном Серафиме все видели любовь и шли к нему тысячами.

Кроме того, существует опасность, что человек наденет на себя такую «православную» футболку, и вдруг поведет себя как-то неправильно. У него на груди написаны слова про любовь, а он, допустим, поругается с кем-то. Получится несоответствие, и вместо миссионерской проповеди – соблазн и искушение.

Думаю, что нам нужно держаться не за индустрию внешнего, а за реальный опыт Церкви. Чувство благоговения перед святыней – очень личное чувство, его тиражировать невозможно. Есть соблазн таким внешним проявлением благочестия показать себя лучше, чем ты есть. Православие учит смиряться, потому что человек в любой момент может показать свое истинное лицо, которое далеко от совершенства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *