Что читать православному христианину

Что читать православному христианину

Что читают христиане?

02.09.2016

Знакомство с книгами во время учебного года зачастую жестко подчинено школьной программе: что задали по литературе, что нужно прочесть для докладов по истории, географии… Впрочем, уроки православной культуры, которые могут посещать четвероклассники в школе, могут внести новые ноты в этот несколько однообразный список или дадут возможность по-другому увидеть литературную классику и описания исторических событий. А что обычно читают православные христиане, что находится на книжной полке, а что – на тумбочке для чтения перед сном?

Однажды мальчику лет десяти-двенадцати подарили Библию, а потом его спросили: «Как звали двух первых апостолов?»

– Давид и Голиаф, – ответил Том Сойер к огорчению директора школы.

Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о чтении духовной литературы.

Если оставить в стороне вечные разговоры о том, что православные христиане Евангелию предпочитают Молитвослов и Акафистник, а книга «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) бьет рекорды продаж, переизданий и пиратских скачиваний, то можно серьезно поговорить о круге чтения православных христиан.

Для начала немного цифр. На одном из крупнейших российских треккеров (сетей, где люди обмениваются книгами, фильмами или музыкой) я посмотрел в разделе «Православие» лидеров по скачиванию. Разумеется, не все скачавшие прочитали или посмотрели фильм или книгу.

Я не знаю, христиане ли эти люди, но все-таки можно предположить, что материал, скачанный несколько тысяч раз, популярнее текста, который скачали всего десять раз.

Так вот.

Лидером по числу скачиваний стала книга «Несвятые святые» – 31 тысяча раз за несколько лет.

На втором месте по популярности – аудиоверсии Библии и Нового Завета, всего около 12 тысяч скачиваний с 2013 года.

На третьем месте – огромный сборник видеоуроков по «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, 8 тысяч раз с 2009 года.

Толкование на Апокалипсис священника Даниила Сысоева скачали 3523 человека с сентября 2012 года, а пятитомник Паисия Святогорца – 5379 человек с марта 2012 года.

Эти цифры и имена скорее свидетельствуют о том, что по представлению массового пользователя интернета нужно читать, чтобы узнать о православной вере.

Современное Православие ассоциируется с Евангелием, Законом Божиим, рассказами про подвижников второй половины ХХ века, старцем Паисием и священником, убитым в храме. Не самый плохой вариант. Если человек прочитает или прослушает все эти книги, то он сможет адекватно ответить себе и другим на вопрос «Почему я христианин».

Можно долго рассуждать на тему, что православные якобы мало читают Евангелие и сильно интересуются книжками и фильмами про конец света, про противостояние православных и католиков и «ересь экуменизма» (эти материалы часто скачивают), но все-таки это не лидеры.

Это радует. Я сам крестился в 90-е годы. Интернета не было, и я покупал много православных книг. Евангелие в разных переводах, митрополит Сурожский Антоний, творения святых отцов, акафистники, сборники молитв, жития святых, книги по истории Церкви, Сергей Нилус – вот лишь малая часть того, что читал подростком и юношей. Сейчас что-то из этого списка выпало.

По работе я читаю много текстов православных авторов, но самая интересная тема для меня — это жития святых и история Церкви. Святоотеческими текстами и Евангелием я пользуюсь, в основном, как источником цитат.

Исключение составляет лишь митрополит Сурожский Антоний, беседы которого много лет были моими настольными книгами, поэтому многие высказывания владыки я не воспринимаю как цитаты. Каким-то образом они стали частью моей жизни, руководством к действию.

При этом я не воспринимаю беседы митрополита Антония как книгу в том смысле, что на вопрос «что ты сейчас читаешь» я скорее отвечу списком книг по истории, журналистике, филологии, назову несколько десятков детективов, но владыку Антония называть не буду. С одной стороны, я не читаю его «сейчас». С другой – в любой момент, когда мне нужна помощь или ответ на сложный вопрос, или хороший пример для моего читателя, я найду ту или иную беседу этого человека и прочитаю ее, что называется «вне очереди».

Именно поэтому мои друзья-православные не будут называть Евангелие или творения святых отцов в списке последних прочитанных книг. Это больше похоже на молитвенное правило, и Новый Завет становится для христианина не только книгой, которую он знает и может пересказать ее содержание, но и книгой, которая в нем живет.

Я плохо себе представляю христианина, который ни разу не читал Евангелия и может перепутать апостолов Андрея и Петра с Давидом и Голиафом. Наверняка они существуют, раз Марк Твен придумал такой ответ, но это какое-то другое христианство.

С другой стороны, я не очень люблю, когда человек по любому поводу сыплет цитатами из Евангелия и всех приглашает на кружок по изучению Библии. Я ходил на несколько таких кружков, прочитал довольно много книг по истории создания или текстологии Нового Завета, но при этом не считаю, что христианин обязан знать назубок текст Евангелия или отличать пророка Осию от пророка Исаии.

Сам я Ветхий Завет так и не прочитал, за исключением псалмов, отрывков из Ветхого Завета, которые читаются на православном богослужении и первых глав книги Бытия. Разумеется, я этим не горжусь, но и не страдаю от того, что мои знания ветхозаветной истории ограничиваются «Детской Библией».

У каждого из нас в литературе, в науках, в молитве есть свои предпочтения, и нельзя превращать Церковь в клуб принудительного и обязательного изучения Библии или творений святителя Иоанна Златоуста.

Так что не стоит посыпать голову пеплом от того, что христиане на вопрос «что ты сейчас читаешь» отвечают не перечислением святоотеческих текстов и глав из Нового завета, а называют такие разные книги, как «Рассказы Ляо Чжая о необычном» Пу Сун Лина или «Владимир Ильич Ленин» Максима Горького.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Книги, спасающие душу. Любимые православные книги

Сергей Сизов Омск

Книги, спасающие душу… (Любимые православные книги)
Раньше я уж выкладывал список лучших русских книг-боевиков про спецназ и разведку. (http://www.proza.ru/2014/09/29/1028). Но в последнее время меня не покидает чувство вины: я рекомендовал интересные книги, но есть книги куда более духовно важные. Ведь, откровенно говоря, книги-боевики нынче я читаю очень мало.
Основное место у меня сегодня занимают книги духовного содержания, в которых содержатся ответы на важнейшие вопросы существования мира и человека. Только Православие, на мой взгляд, является носителем Божественной истины, поэтому только книги общепризнанных православных авторов я со спокойной совестью могу рекомендовать всем для спасения души.
Когда я задумывался об этом списке, понимал, что надо различать читателей, делающих первые шаги в познании православных истин и тех, кто эту стадию уже миновал. Себя я считаю всё ещё новоначальным. И в этой связи, конечно, сомневался: имею ли я право что-то предлагать. Но как, по словам Господа, всякий больной нуждается во враче, так и всякий больной, вероятно, имеет право поделиться радостью прочтений спасительных книг, которые могут помочь ещё кому-то. Я попытался собрать книги разного уровня, исходя из духовной пользы и собственного мироощущения. Никому не навязываю этот мой список. Он и не претендует на какую-то универсальность. Вполне понимаю его неполноту, но, поскольку у меня просят порой совета: какие духовные книги почитать, вот это именно то, что я сам читал и что рекомендую. Пусть каждый выберет то, что ему ближе и спасительней. Начните с того, на что откликнется Ваша душа, Ваша совесть, Ваше сердце.
ПЕРВОЕ. Основа основ христианства – это Евангелие (Благая Весть), т.е. Новый Завет Бога с человеком. Это Библия, Священное Писание.

Это самое первое, самое важное. С этого должен начать человек, желающий постигнуть основы Православия. И только изучив Новый Завет, переходить Ветхому. (Те, кто начинает с Ветхого, нередко не успевают дойти до самого главного и, сталкиваясь с трудностями в понимании, прекращают чтение). Новый Завет православному христианину нужно читать постоянно. И насколько же удивительно бывает, как вновь и вновь открываешь для себя новое в, кажется, уже давно известном тексте. Такова сила Божественного Откровения.
ВТОРОЕ- это святые отцы. Это Священное Предание.
Именно оно научат правильно понимать Святое Писание. Этого свершено не понимают протестанты и весьма поверхностно понимают католики. Убеждён: только глубоко изучив понимание различных положений Евангелия святыми отцами можно понять смысл христианства. Уже потом — всё остальное. Советы Святых Отцов о спасении воистину бесценны. Книги Нового Завета, как и труды святых отцов, желательно читать, совершив молитву.
Если текст Нового Завета сегодня легко доступен, известен всем и не очень велик по размеру, то писания святых отцов многочисленны и обширны. На чём же остановиться в первую очередь? И здесь мой ответ однозначен.
Самые лучшие труды святых отцов собраны в «Добротолюбие», многотомное издание, которое можно купить или скачать бесплатно. «Добротолюбие» (греч. — «Филокалия») — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма. Сборник составлен Макарием Нотарасом, митрополитом Коринфским и Никодимом Святогорцем и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году. Напомню имена великих святых, труды которых в включены в сборник: Святой Антоний Великий, Святой Макарий Великий, Преподобный Исаия Отшельник, Святой Марк Подвижник, Авва Евагрий, Преподобный Феодор Студит, Святой Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский, Святой Ефрем Сирианин, Святой Иоанн Лествичник, Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн, Преподобный Авва Дорофей, Святой Исаак Сирианин, Святой Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат, Феолипт, митрополит Филадельфийский, Святой Григорий Синаит, Никифор Уединенник, Святой Григорий Палама, архиепископ Солунский, Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы, Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Каллист Катафигиот, Диадох Фотикийский, епископ Фотики в Епире Иллирийском, Преподобный Иоанн Карпафский, Блаженный Авва Зосима (Палестинский), Святой Максим Исповедник, Блаженный Авва Фалассий, Святой Феодор, епископ Едесский, Преподобный Феодор, Преподобный Иоанн Дамаскин, Преподобный Авва Филимон, Преподобный Феогност, Преподобный Филофей Синайский, Илия Пресвитер и Екдик, Симеон Метафраст.
На русский язык переводили этот знаменитый сборник Святой Паисий Величковский, а позднее Святитель Феофан Затворник. Имеется и аудиоверсия «Добротолюбия» (http://azbyka.ru/audio/dobro.html). Выжимки содержатся в «Добротолюбии для мирян», но, на мой взгляд, это слишком усечённое чтение.
Другой безусловный отбор работ и наставлений Святых Отцов – это Отечники, Патерики (многие знают, что «патер» переводится с греческого как «отец») и Прологи.
Рекомендую «Отечник», составленный св. отцом Игнатием Брянчаниновым, а также «Скитский Патерик», «Древний Патерик», «Афонский Патерик», который также легко найти в сети. Например, вот эта ссылка: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh
Очень я люблю Отечники. Русские Отечники особенно интересны тем, что позволяют ближе узнать наших святых отцов (Киево-Печерский Патерик, Соловецкий патерик, Русский Афонский Отечник, Оптинский патерик и другие). Книги эти вполне доступны и очень познавательны.О Святых Отцах древности, их прозорливости, душеспасительных советах можно почитать книги блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный. Лимонарь или Синайский патерик», епископа Палладия Еленопольского «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов».
Но есть и знаменитые писатели среди святых отцов, на труды которых следует обратить внимание (частично эти труды включены в «Добротолюбие»). Это великие святые Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов и другие. Их книги заслуживают высочайшей оценки. Про каждого из них можно рассказывать много.
В России выпущено 12 томная «Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли». Эта антология собрала в себе душеполезные слова святых отцов, живших со II по XIX века. Она составлена по выборкам из творений 64 святых отцов и 30 патериков, подобранных по тематическим разделам в алфавитном порядке. В антологии святоотеческой мысли собрано около 386 тем, которые содержат в себе как чисто богословские проблемы, так и проблемы, касающиеся устроения жизни человека, спасения его души, нравственные вопросы, также и проблемы семьи, благочестия, воспитания детей, быта и другие. Такие книги можно читать бесконечно. Все 12 томов можно найти в интернете.
Среди великих православных книги нельзя не упомянуть труд Св. Иоанна Лествичника «Лествица». Назову также труд, который любят многие христиане за сочетание доступности и глубины: Авва Дорофей «Душеполезные поучения».
Из святых более позднего времени большой популярностью пользуются по праву труды двух жителей Святой Горы Афон: преподобного Никодима Святогорца (1749-1809) («Невидимая брань») и нашего современника Паисия Святогорца (1924 – 1994) («С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Семейная жизнь» и «Страсти и добродетели», «Духовная борьба»). Об афонских отцах рекомендую почитать ещё одну книгу преподобного Паисия Святогорца: «Отцы-святогорцы и святогорские истории».
(Если по каким-то причинам книги этих Святых Отцов читать трудновато, то ни в коем случае не следует унывать. Вы к этим книгам обязательно вернётесь. Начните тогда читать документальную художественную литературу, которая указана в пятом и шестом разделах этого списка).
Люблю я и православные притчи, которые научают нас жизни через очень интересные истории. Сам Иисус Христос давал мудрость через притчи и, таким образом, нас назидают и святые отцы. Есть книга, которая так и называется «Православные притчи», в которой собраны евангельские притчи с пояснениями святых отцов и притчи православных старцев и духовных писателей.
Среди великих русских святых, наших замечательных соотечественников, оставивших нам духовные наставления, нельзя обойти вниманием труды святых Киево-Печёрской лавры, и прежде всего, Антония и Феодосия Печёрских («Патерик Печёрский»), Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Оптинских Старцев. Многие вопросы жизни Православия рассмотрены именно у святых Игнатия и Феофана. В то же время мирянам удивительно близки и понятны поучения, составленные всенародными любимыми народными батюшками — святыми Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским.
Из святых ХХ века, написавших душеполезные труды, назову святого Луку Крымского (Войно-Ясенецкого) (1877 — 1961), оставившего нам замечательную книгу проповедей «Спешите идти за Христом».
ТРЕТЬЕ- это жития святых.
Собственно жития и труды святых отцов тесно связаны. Замечательные житии Антония Великого, Марии Египетской, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и др. Ну и конечно, упомяну наших родных русских святых, и особо, преподобного Сергия Радонежского, который хоть и не оставил нам духовных писаний, но вся его святая жизнь стала великим посланием нашему народу. Помимо официально жития, о жизни святого Сергия есть замечательная книга классика русской литературы Бориса Зайцева (Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский.).
Также следует обязательно изучить жизнь и подвиги других русских святых, и особенно, Антония и Феодосия Печёрских, Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Серафима Вырицкого, великих Оптинских Старцев. Есть фундаментальный многотомный труд, в котором рассказано о многих святых: «Жития Святых». Его автор Святитель Димитрий Ростовский.
ЧЕТВЁРТОЕ.Труды известных православных богословов и любимых народом батюшек.
Книг этих очень много. Блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII века) написал ряд книг, в которых даётся толкования на весь Новый завет, включая Послания апостолов. (http://azbyka.ru/otechnik/feofilakt_bolgarskij)
Не могу не сказать о замечательных книгах святителя Николая Сербского (Велимировича) (1880 — 1956). Рекомендую его книги: «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви», «Верую. Вера образованных людей», «Во что мы верим? Объяснение Символа веры», «Беседы на Евангелия». Сразу даю ссылку: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij
И ещё два замечательных старца. Всемирную известность получил преподобный схимонах Паисий Святогорец (1924 — 1994) — святой блаженный старец , один из самых уважаемых духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы. Его перу принадлежит интереснейшая книга «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Хорошо, что нашлись люди и записали беседы со старцем, которые составили целых шесть томов. Их можно найти здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/
Пожалуй, не менее знаменит в Греции и другой чудесный старец, труды которого тоже читают во всём мире — старец Порфирий — преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906–1991). Я испытал глубокую духовную радость, читая его книгу «Цветослов советов». Это сборник изречений старца Порфирия и рассказов о нём, извлеченных из разных публикаций его духовных детей. Изречения систематизированы по рубрикам «Брак», «Ссоры», «Любовь» и пр.
Вот два небольших отрывка из книги:
«— Моя дочь, Геронда, ведет греховную жизнь. Как мне ее спасти?
— Своей собственной святостью. Только так. Святость родителей спасает их детей».
«Иной раз лучше промолчать и не разбирать поступки других. Я вспоминаю отца Порфирия, который говорил: «Когда ты отругаешь виновного, то что он станет делать? Он не только не станет тебя слушать, но еще и будет стараться защититься и доказать тебе, что ни в чем не виноват. Душа его закроется еще больше. Но если ты не будешь его ругать, душа его смягчится, вы станете друзьями, и рано или поздно он придет и признает свою ошибку». Поэтому будем чаще обращаться к Богу с теми просьбами, какие мы хотели бы высказать ближним. Хотим, например, чтобы муж стал лучше, переменился, покаялся? Выскажем это Богу, а супруга будем продолжать любить»».
Не менее интересна и автобиографическая книга старца Порфирия («Автобиография). Обе книги есть здесь: https://predanie.ru/porfiriy-kavsokalivit/
Хочу напомнить имя святителя Василия (Преображенского) (1876–1945) и его удивительно глубокую книгу «Беседы на Евангелие от Марка». В этой книге даже много раз прочитанные слова Евангелия предстают перед нами в ещё более глубоком понимании.
Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881 — 1931) — богослов, философ и духовный писатель. Его перу принадлежат и великолепный рассказ о путешествии к отшельникам Абхазии «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор», и написанная в лагере книга «Преодоление земного притяжения.Диалоги о вере и неверии». В последней новоначальные христиане могут найти ответы на многие волнующие их вопросы.
Назову ещё нескольких авторов: митрополита Антония Сурожского (Блума), мемуары и богословские книги митрополита Вениамина (Федченкова), книги Святителя Николая Сербского (Велимировича). У святого Николая, в частности, есть небольшая книга, удивительно глубоко объясняющая молитву Господню («Объяснение молитвы «Отче наш»»).
Всем новоначальным рекомендую прочесть книги архимандрита Иоанна Крестьянкина («Письма и проповеди»), схиигумена Иоанна (Алексеева) «Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)».
Отец Александр Мень, как известно, написал большое количество богословских трудов. (Но некоторые из них всё-таки требуют определенной подготовки для понимания).
Для тех, кто более глубоко интересуется основами Православия рекомендую книгу русского профессора, вынужденного стать эмигрантом после революции, Георгия Александровича Знаменского (1890-1975) «Азбука православного вероучения».
Упомяну здесь и профессора Алексея Ильича Осипова, который, без сомнения, внёс большой вклад в просвещение миллионов православных через свои аудио и видео лекции. Среди его книг, особо рекомендую труд «Посмертная жизнь души».
Этой же теме кстати посвящён труд ещё одного удивительного православного писателя американца, принявшего православие, иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». И другие книги тоже очень интересны.
ПЯТОЕ. Иная духовная литература. Документальная проза, мемуары, публицистика.
Святые вожди земли русской
Творчество замечательного церковного писателя Евгения Поселянина (настоящая фамилия — Погожев) (1870-1931 гг.), начавшееся по благословению прп. Амвросия Оптинского и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Он был репрессирован и почти забыт, но сегодня его труды возвращаются к нам. Уже издано его 11-томное собрание сочинений. Отмечу здесь некоторые его труды: «Святые вожди земли русской», «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников», его перевод с церковно-славянского книги «Патерик Печёрский или Отечник», в котором описаны житие и советы самых первых русских святых.
Большое впечатление получил я от книг русского духовного писателя Сергея Нилуса «Святыня под спудом», «На берегу Божьей реки»и др. Он собрал удивительные истории из жизни монахов Оптиной пустыни и православных чудесах. Его книги, написанные накануне страшных революционных потрясений, свидетельствуют, во-первых, что революционные события готовились прежде всего распространением массового безбожия в России. (Не в последнюю очередь по вине правящего класса и так называемого «образованного общества»). Во-вторых, что сами революционные события и братоубийственная война предвиделись святыми отцами и понимались как часть роста сатанизма в мире.
«Материнский Плач Святой Руси. Воспоминания княгини Наталии Владимiровны Урусовой»
Сборник воспоминаний «Отец Арсений».
Борис Ширяев «Неугасимая лампада».
Архимандрит Тихон (Агриков). «У Троицы окрыленные (Воспоминания)».
Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые». Очень популярная и интересная книга, которая читается на одном дыхании.
Монах Меркурий. «В горах Кавказа».
Священник Ярослав Шипов. «Долгота дней», «Лесная пустынь», «Райские хутора».
Протоиерей Андрей Ткачёв. «Страна чудес и другие рассказы».
Протоиерей Николай Агафонов. «Непридуманные истории». «Преодоление земного притяжения» (первая из книг — мемуарного характера, вторая — художественная проза).
Протоиерей Александр Авдюгин. «Батюшковские рассказы».
Священник Александр Дьяченко. «Плачущий ангел».
Иеродьякон Никон Муртазов. «Рассказы».
Олеся Николаева. «Небесный огонь».
Нина Павлова. «Рассказы».
«Мечеть Василия Блаженного» (публицистика).
ШЕCТОЕ. Художественные произведения православного характера.
Начну с классики, с православного писателя Ивана Сергеевича Шмелёва («Пути Небесные», «Богомолье», «Лето Господне», «Старый Валаам»).
Очень рекомендую роман архим. Иоанна (Экономцева). «Свет Преображения. Записки провинциального священника».
Протоиерей Александр Торик написал серию замечательных книг о священнике Флавиане: «Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение». Его перу принадлежат и другие интересные книги: «Димон», «Русак», «Селафила».
И ещё одна книга, которая пользуется ныне популярностью. Юлия Николаевна Вознесенская «Мои посмертные приключения». Её с особенным интересом читают женщины.
Православные сайты, где можно скачать электронные и аудиокниги (назову лишь несколько):
http://lib.pravmir.ru/
http://azbyka.ru/ (разнообразные форматы)
https://predanie.ru
http://staroe.predanie.ru/lib/
Прошу Вас не как гордец, а как кающийся грешник: найдите время для спасения своей души!
Для самых начинающих (новоначальных) ещё раз скажу. Если у вас есть электронная книга, то скачайте и прочтите хотя бы рассказы батюшек для того, чтобы прикоснуться к нашей великой святыне — Православию.
17.10.2015, Омск
————————-
Это только предварительный список книг. Далее будет редактирование текста и пополнение списка. Буду рад Вашим советам и рекомендациям по пополнению списка.
Редакция 23.04.2018.

© Copyright: Сергей Сизов Омск, 2015
Свидетельство о публикации №215101700771

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Сизов Омск

Рецензии

Написать рецензию

Вы забыли включить в список еще одну православную книгу (видел на книжном рынке): «Остерегайся мыслей, ибо они могут быть от лукавого». Актуальная книга.
Алекс Савин 02.01.2019 20:37 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Сергей Сизов Омск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *