Чистилище

Чистилище

Значения слова чистилище. Что такое чистилище?

Чистилище

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

ru.wikipedia.org

ЧИСТИЛИЩЕ. Учение Римско-католической церкви о чистилище состоит в следующем. Когда человек уже после крещения совершает грех и получает прощение или когда он совершает «простительный» грех, остающийся неотпущенным, он, как правило…

Энциклопедия Кругосвет

Чистилище — в католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай.

Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают.

Исторический словарь. — 2000

Чистилище (фильм, 1997)

«ЧИСТИЛИЩЕ», Россия, AGN COMPANY, 1997, цв., 115 мин. Военная драма. Чудовищно натуралистическая, стилизованная под хронику реконструкция боев за здание больницы в центре Грозного.

Энциклопедия кино. — 2010

«Чисти́лище» — фильм Александра Невзорова о начале первой чеченской войны. В центре сюжета фильма — бои за больничный комплекс в Грозном, занятый российскими солдатами во главе с раненым полковником Виталием Суворовым…

ru.wikipedia.org

Чистилище (фильм, 1999)

«Чистилище» (англ. Purgatory) — телефильм режиссера Ули Эделя, мистический вестерн. Банда БлэкДжека Бриттона ограбила банк, но им не повезло, так как во время ограбления в городок вошел отряд правительственных «синих» кавалеристов…

ru.wikipedia.org

Чистилище Святого Патрика

Чисти́лище Свято́го Па́трика (англ. St Patrick’s Purgatory) — пещера на острове Стейшн (Station Island) посреди Лох-Дерг в графстве Донегол, по легенде представляющая собой вход в другой мир, которую святому Патрику показал Христос.

ru.wikipedia.org

Чистилище святого Патрика

Чисти́лище свято́го Па́трика (англ. St Patrick’s Purgatory) — пещера на острове Стейшн (Station Island) посреди Лох-Дерг в графстве Донегол, по легенде представляющая собой вход в другой мир, которую святому Патрику показал Христос.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Чисти́лище, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова чистилище

Но остаться она должна в новом, модернизированном облике, пройдя чистилище реформ.

На самом деле я не верю в такую ​​схему: небо, ад и чистилище.

Этого демона трудно изгнать, так как его контракт и зарплата слишком большая, чтобы приютить в другое чистилище.

Режиссер будто жонглирует советскими намеками, в которых царство Аида перемещается в подземные склепы под Красной площадью, а чистилище по Жану Кокто становится репрессивной машиной.

Чистилище (пургаторий), согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от не искупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни.

Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей — временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные христиане считают, что всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – Об упокоении их душ.

Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Концепция Чистилища в «Божественной комедии» Данте

Три святые добродетели — так называемые «богословские» — вера, надежда и любовь. Остальные — это четыре «основные» или «естественные».

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III — любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV — недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII — чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам.

  • Предчистилище

    • Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

    • Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

    • Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

  • Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)

  • 1-й круг. Гордецы.
  • 2-й круг. Завистники.
  • 3-й круг. Гневные.
  • 4-й круг. Унылые.
  • 5-й круг. Скупцы и расточители.
  • 6-й круг. Чревоугодники.
  • 7-й круг. Сладострастники.
  • Земной рай.

Что говорит Библия о чистилище

В Священном Писании слово «чистилище» не упоминается ни разу. Нет его подробного описания, также, как нет точного описания рая и ада. Однако в Библии много раз говорится о таком состоянии души после смерти, когда она не попадает сразу в рай, а находится в состоянии покаяния за совершенное зло. Согласно Католическому вероучению, чистилище – это не место, а процесс очищения души от последствий грехов. Это учение основано на следующих текстах из Библии.

  1. Молитва и жертва за умерших описаны во второй книге Маккавеев (2 Мак.12,38-45). Вдохновенный автор хвалит Иуду за его веру в воскресение и за его заботу об очищении умерших от их грехов. II Книга Маккавейская входит в католический и православный канон, но не входит в канон протестантский и еврейский. Для наших отделенных братьев мы цитируем весь отрывок:

Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою, пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали.

Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесли жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.

  1. Согласно учению Иисуса Христа, существует возможность отпущения некоторых грехов после смерти. Иисус говорит, что грехи (за исключением греха против Святого Духа) могут быть отпущены «в сем веке, или в будущем».

Евангелие от Матфея 12, 31-32: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Евангелие от Марка 3:29: Kто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

  1. Чистилище в аллегориях:

Притча, где розга является синонимом справедливой кары и страданий. Слуга, который не поступал по воле Божьей, «бит будет много» после смерти. Ниже приведены цитаты из Библии, в которых говорится о посмертной расплате за грехи.

Евангелие от Луки 12, 47-48: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Евангелие от Матфея 18, 34: И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Евангелие от Матфея 5, 25-26: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

2 Послание Коринфянам 5, 10: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

  1. Очищение после смерти. Аллегорический дом – жизнь, построенная на фундаменте Иисуса Христа. Насколько ценно то, что построил каждый человек, откроется после смерти. Тот, кто строит не на Божьем фундаменте, может спастись, но «как бы из огня».

1 Послание Коринфянам 3, 10-15: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

  1. Аллегория трех дней тьмы в бездне, из которой можно выйти на небо:

Евангелие от Матфея 12, 40: Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Сравни: Послание к Римлянам 10, 6-7: А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть, Христа свести; или: «кто сойдет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести.

Сравни: 1 Послание Петра 3, 18-20: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Сравни: Евангелие от Луки 16, 19-26: Лоно Авраама — символ „гадеса” праведных и Бездна — символ “гадеса нечестивых”. На лоне Авраама находятся души, ожидающие Жертвы Христа: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое.

Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

  1. Первые христиане с надеждой принимали крещение за умерших предков:

1 Послание Коринфянам 15, 29: Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

  1. Надежда на Божие милосердие для умершего Онисифора:

2 Послание к Тимофею 1, 16-18: Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *