Чин присоединения к православной церкви

Чин присоединения к православной церкви

ЧИНЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Отделившиеся от истинной Церкви религиозные общества не в одинаковой мере отчуждены от нас. Одни ближе к Православию по своему вероучению, другие дальше. У одних сохраняется апостольско-епископское преемство, у других нет. Наконец одни проявляют некоторые симпатии и даже тяготение к Православию, другие явно враждебны к нему.

В связи с этим и присоединение инославных к Православной Церкви совершается не одинаково.

Существует несколько чинов присоединений:

1) после оглашения через крещение с последующим далее миропомазанием и причащением (1-й чин)

2) через миропомазание с последующим причащением (2-й чин)

3) через причащение (3-й чин).

Во всех случаях присоединяемый должен хорошо знать основную разницу между Православной Церковью и тем религиозным обществом, которое он оставляет. Этому должны способствовать предварительные беседы; в них должно быть обращено внимание на самое существенное в Православии.

Присоединению предшествует отречение от заблуждений и раскаяние в содеянных грехах).

Отречение от заблуждений бывает только тогда, когда налицо догматические заблуждения.

Во всех случаях вполне согласной с церковной традицией была бы подготовка к присоединению постом и молитвой.

Присоединение по 1-му чину

По первому чину т.е. через крещение присоединяются в Православную Церковь:

1. Все некрещеные, независимо от того, к какому религиозному обществу они принадлежали;

2. Крещеные в таких религиозных обществах, где отрицается троичность Лиц или где Сын и Дух Святый считаются неподобными Отцу (крайнее арианство), (2 Вселенский собор, 7-е правило).

3. Крещеные не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или не в три приема (погружения), а как-нибудь иначе (2 Вселенский собор, 7-е правило).

4. Имеющие внецерковное, еретическое крещение, если Церковь по каким-либо еще причинам (кроме указанных выше) найдет нужным проявить особую строгость и отвергнуть это крещение; такими причинами могут быть: особая враждебность данной ереси к Церкви, к ее таинствам, и даже то обстоятельство, что крещение совершается в данном религиозном обществе мирянами (1 прав. Вас. Вел.; см. еще «Журнал Московск. Патр.» за 1954 г. №7 стр. 43-44).

Указанные выше в пункте 1, 2 и 3 категории еретиков обязательно подлежат православному крещению при вступлении в Церковь. Что же касается пункта 4, то здесь возможно и снисхождение. За указаниями в сомнительных случаях надо обращаться к епископу.

Как совершается присоединение по 1-му чину?

Об этом ясно говорится в 7-м правиле 2-го Вселенского собора;

Кандидат присоединяется к оглашаемым, проходит подготовку и потом крещается в обычном порядке. Вслед за крещением, само собой понятно, совершается миропомазание, а затем и причащение.

Присоединение по 2-му чину

По второму чину, т.е. через миропомазание принимаются в Православную Церковь:

1. Инославные христиане, имеющие крещение, признанное Церковью, но не миропомазанные;

2. Миропомазанные в таких обществах, где нет апостольско-епископского преемства (украинские «самосвяты» — липковцы);

3. Миропомазанные в таких ересях как арианство (даже умеренное) и македонианство, где апостолько-иерархическое преемство существует, но догмат о Св. Троице искажен: признается лишь подобосущие Трех Лиц и отрицается полное Их равенство и единосущие (2 Вселенский собор 7 правило, Трулльский собор 95 правило).

4. Миропомазанные в Церкви, но потом впавшие в грех отречения от Христа и паки возвращающиеся в Церковь (Большой Требник, глава 97-98); это касается только отрекшихся от Христа, а не тех, кто переходит из Православия в другое христианское исповедание.

По второму чину, через миропомазание надо принимать лютеран, баптистов и всех вообще протестанто-сектантов к какой бы разновидности они не принадлежали, т.к. у них таинства миропомазания вообще нет. Над присоединяющимся сектантом миропомазание не совершается только в том случае, если некогда ранее этот человек принадлежал к Православной Церкви и там уже получил миропомазание.

Если бы в Православие переходил католик или армяно-григорианин почему либо еще не миропомазанным, — и его надо принимать по этому чину.

Как теперь совершается присоединение по 2-му чину?

Порядок его изложен у нас в Большом Требнике (105-106 гл.) и в «Книге чинов присоединений» в общем сходно (порядок этот надо заметить, не особенно древний).

После предварительной беседы об истинах веры присоединяющийся исповедуется в своих грехах («Разрешительная» молитва тут не читается).

После этого совершается у дверей церковных последование, во время которого присоединяющемуся предлагаются вопросы, и он, отвечая их, отрицается от заблуждений своего прежнего исповедания, и исповедует Православную веру. Отрицания произносятся или в общих выражениях, например: «Отрицаюся всех заблуждений лютеранских…» или совершаются отрицания с изложением каждого заблуждения (Никольский). Затем присоединяющийся вводится в церковь, здесь молитвы и особая «разрешительная» молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царства Небеснаго апостолом Своим вручивый…»

Вслед за этим совершается таинство миропомазания. Начинается оно возгласом: «Благословенно царство…», «Царю небесный». Следует великая ектения. Молитва миропомазания: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю, источниче благих…» Совершается самое миропомазание с произнесением слов «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Помазываются как обычно, чело, очи, нос, уста, перси, руки и ноги. В случае же приближения кончины, достаточно помазывать миром только одно чело (Нечаев, п. 1915 стр. 251). Следует молитва: «Господи Боже наш, сподобивый совершенна показати раба твоего…» После этого мокрой губкой стираются места, помазанные миром. (В древности этого не было). Главопреклонение. Сугубая ектения. Опуст.

За литургией совершается причащение новоприсоединенного.

В случае приближения смерти весь этот, довольно продолжительный, чин сокращается, а причащение (после миропомазания одного лишь лба) совершается по чину причащения больного.

Чин миропомазания отрекавшихся от Христа совершается по 98 главе Большого Требника.

Надо заметить, что богословы западного уклона возражают против этого последнего чинопоследования на том основании, что миропомазание не повторяется.

Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель… или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святого Духа, аминь. И погружаешь его конечно. Затем взяв от купели, даешь его восприемнику

(200-е правило Номоканона при Большом Требнике (с частичным переводом)).

Всякий же иной способ Крещения, отступающий от указанной формы (например, единократное погружение или произнесение других слов, вместо имен Лиц Пресвятой Троицы), не признается законным (7-е правило II Вселенского Собора; 95-е правило Трулльского Собора; 49-е и 50-е Апостольское правило).

Впрочем, Православная Церковь не отвергает силы Крещения через обливание (вместо погружения), и допускает его совершение в исключительных случаях, например, при крещении больных, которые не могут подняться с ложа или быть погруженными в воду без опасности для их жизни.

Недопустимо и ничем не обосновано отстранять от участия в Таинстве Крещения матерей крещаемых детей по прошествии периода т. н. «сорокодневного очищения».

Силы Таинства Крещения не может заменить собой никакое другое Таинство, например, Миропомазание или Причащение. Поэтому, если кто-то из верующих (или младенцев) принимает, по недоразумению, Святое Причащение еще до Крещения, то Крещение для него не только не может быть отменено, но подобный случай должен быть признан особым указанием Божьим к немедленному Крещению (1-й канонический ответ Тимофея Александрийского).

Крещальная литургия

Согласно церковной традиции, в день принятия Крещения или на следующий день новокрещеным необходимо причаститься на Божественной литургии:

Святое Крещение прежде Божественныя Литургии должно быти, да причастится отроча на Литургии… занеже с Литургией должно быти. Имя же отрочате во крещении нарицается

(208-е правило Номоканона при Большом Требнике).

Этому требованию наилучшим образом соответствует Крещение во время Крещальной литургии.

О чинопоследовании Крещения в случае смертельной опасности

Текст молитвы на освящение воды при крещении «страха ради смертна» в современных Требниках обрывается без славословия и прошений о крещаемом. Согласно указаниям древних рукописей Требника после слов «…и страшное сопротивным» необходимо дочитывать молитву водоосвящения из Последования Чина Крещения, начиная со слов «Да сокрушатся под знамением…» и до славославия «Яко тебе подобает слава…».

Приложение 2.Список источников и литературы для организации курсов оглашения

Источники

1. Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. — М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Крондштатского, 2011. — 160 с.

URL: http://missia-dpcentr.narod.ru/vopros_otvet.pdf

2. Каноны, или книга правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. — СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000. — 432 с.

3. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. URL: http://www.mospat.ru/index.php? mid=340

4. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1909451.html

5. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

URL: http://www.mospat.ru/index.php? mid=91

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Отдел внешних церковных связей, 2001. — 127 с.

7. Последование Крещальной литургии. — М.: ПСТБИ, 2002.

8. Требник митрополита Петра Могилы.

— К.: Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, 2004. Т.1.

Древнейшие катехизические источники

9. Апостольское предание сщмч. Ипполита Римского // Отцы и учители церкви III в. Антология. В 2 т. — М., 1996. Том 2.

10. Постановления апостольские. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. — 237 с.

11. Учение двенадцати апостолов (Дидахэ) // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский Совет Русской православной Церкви, 2003. — 672 с.

Огласительные поучения святых отцов

12. Августин Иппонский, свт. Об обучении оглашенных.

13. Амвросий Медиоланский, свт. О Таинствах.

14. Афанасий Великий, свт. Слово на святую Пасху и к новопросвещенным в Субботу.

15. Василий Великий, свт.

Беседа побудительная к принятию Святого Крещения.

Слово 1-е о Крещении,

Слово 2-е о Крещении,

Слово 3-е о Крещении.

16. Григорий Богослов, свт. Слово о Святом Крещении.

17. Григорий Нисский, свт.

Большое огласительное слово.

К приходящим ко Святому Крещению, Слово в день Богоявления.

18. Григорий Палама, свт.

Беседа о том, что Крещения недостаточно для спасения человека.

Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения.

19. Дионисий Александрийский, свт. Пять посланий о Крещении.

20. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. — Тверь: Герменевтика, 2006. — 252 с.

21. Киприан Карфагенский, свт. Письмо к Фиду, о крещении детей.

22. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. — М: Благовест, 2010. — 352 с.

23. Марк Подвижник, преп. Ответ недоумеющим о Святом Крещении.

24. Прокл Константинопольский, свт. Тайноводство ко Крещению.

Учебные пособия по катехизации (оглашению)

25. Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. — М., 2007.

URL: http://www.cdrm.ru/project/29-11-07/doc-58.htm

26. Зозуляк Ян, прот. Катехетическая миссия Церкви. — К.: Пролог, 2008. — 158 с.

27. Левшенко Борис, свящ. Катихизис. — М.: ПСТБИ, 1997

28. Малков П. Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. — 320 с.

29. Пархоменко Константин, свящ. Таинство вхождения в Церковь. — СПб: Издательский дом «Нева», 2002, — 480 с.

30. Рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования».

URL: http://www.otdelro.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=116:l-r-&catid=29:2009-11-20-11-29-04&Itemid=76

31. Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», 24 июня 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *