Четвероевангелие аверкий таушев

Четвероевангелие аверкий таушев

Учебное пособие по Новому Завету, принадлежащее перу архиепископа Аверкия (Таушева) остается и по сей день одним из лучших руководств для начального ознакомления с Четвероевангелием. Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований, сделала этот учебник незаменимым не только для учащихся, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.

Ахриепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) – архиепископ Сиракузский и Троицкий Русской православной церкви за границей, богослов, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания («Четвероевангелия») и других трудов.
Родился в Казани в дворянской семье, которая в 1920 году вынуждена была эмигрировать в Болгарию. В 1930 году окончил богословский факультет Софийского университета.

В этот период на Александра оказали большое влияние архиереи Серафим Соболев и Феофан Быстров. Благодаря последнему, юный богослов утвердился в мысли о принятии монашества.
В 1931 году, после переезда в Карпатскую Русь (сегодня это Закарпатская область Украины) Александр был пострижен монашество с именем Аверкий и рукоположен в сан иеродиакона, а спутя год – во иеромонаха. В этот период молодой священнослужитель занимался миссионерской деятельностью, окормлял русских эмигрантов Карпатской Руси.
В 1940 году иеромонах Аверкий вынужден перебраться в Белград из-за оккупации Карпат венгерскими войсками. В Белграде митрополитом Анастасием (Грибановским) он был назначен священником Свято-Троицкой церкви. В 1944 снова вынужден эвакуироваться. На этот раз – в Австрию. С этого времени и по 1951 год, будучи уже архимандритом, отец Аверкий окормлял русских Германии и Австрии, преподавал в гимназиях, на курсах сестёр милосердия, читал лекции.
В 1951 году по приглашению архиепископа Виталия Максименко архимандрит Аверкий переехал в США и поселился в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилля. В том же году будущий архиерей начал преподавать Новый Завет, гомилетку и литургику в джорданвилльской семинарии, а спустя год, стал ректором этого учебного заведения. В период его ректорства Свято-Троицкой духовной семинарии города Джорданвилля был прислвоен статус университета штата Нью-Йорк. Благодаря архимандриту Аверкию, преподавательский состав семинарии обогатился такими выдающимися лекторами, как протопресвитер Михаил Помазанский, иеромонах (а в позже — архиепископ) Алипий (Гоманович), архимандрит Константин (Зайцев), Николай Дмитриевич Тальберг и др.
В 1953 году отец Аверкий был рукороложен во епископа Сиракузского, викария Восточно-Американской епархии. В 1960 году он становится настоятелем Свято-Троицкого монастыря, а через год – архиепископом Сиракузским и Троицким. С 1964 года становится постоянным членом Архиерейского Синода РПЦ(З).
Архиепископ Аверкий был ревнителем чистоты православной веры и национального самосознания. Эта ревность отражена в многочисленных проповедях, словах, письмах, статьях и докладах в период с 1956 по 1976 год. Часть гомилитического и публицистического наследия архиепископа Аверкия вошла в сборник под названием «Современность в свете слова Божия». Его проповеди написаны ярким живым языком, логически последовательны, динамичны.
Скончался 10 апреля 1976 года, оставив после себя богатое литературное наследние. Похоронен в Троицком Соборе Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.
Труды:

• Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Джорд., 1956. М.; СПб., 1995п. 2 ч.;
• Руководство по гомилетике. Джорд., 1961. 4 т.;
• Провозвестник кары русскому народу: (Еп. Феофан Затворник). Джорд., 1964;
• Св.

Марк Ефесский. Джорд., 1964;
• Истинное Православие и современный мир. Джорд., 1971; Высокопреосвященный Феофан, архиеп. Полтавский и Переяславский. Джорд., 1974;
• Современность в свете Слова Божия. Джорд., 1975–1979. 4 т. М., 1998р;
• Завет великого князя Владимира русскому народу. М., 1991;
• Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991;
• Семь Вселенских Соборов. М.; СПб., 1996 п;
• Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., 1997.

Скачать книгу Архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие» в формате doc. / fb2.

Архиепископ Аверкий

Руководство к изучению

Священного Писания

Нового Завета

Четвероевангелие

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности. Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности. Главное — угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея.

Исцеление бесноватого и обличение фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников — мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном.

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

Последние дни земной жизни Спасителя.

Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма. Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Желание эллинов видеть Иисуса Христа. Великий вторник. Засохшая смоковница. Беседа со старейшинами. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир. О дани Кесарю. Посрамление Саддукеев. О наибольшей заповеди. Обличение книжников и фарисеев. Лепта вдовицы. О Втором Пришествии. Притча о десяти девах. О Страшном Суде. Великая среда. Решение первосвященников убить Христа. Великий Четверток. Тайная Вечеря. Омовение ног. Господь объявляет о предателе. Установление таинства Евхаристии. Спор о старшинстве. Прощальная беседа. Продолжение прощальной беседы. Первосвященническая молитва. Моление о чаше. Взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников. Отречение Петра. Великая Пятница. Приговор Синедриона. Погибель Иуды. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие. Покаяние благоразумного разбойника. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Погребение Господа Иисуса Христа.

Воскресение

Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне.

Оглавления по темам: Избранные беседы Иисуса Христа. Чудеса Христовы. Евангельские притчи. Указатель по главам и стихам.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель.

(Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31).

Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего, сообщаемого им, и указывает цель написания Евангелия: Знать твердое основание христианского учения. К этой цели ап. Иоанн Богослов в 31-м стихе 20-й главы своего Евангелия добавляет: «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанн. 20:31).

Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых и потому не мог быть очевидцем всех событий — таких, например, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, — то он, несомненно, значительную часть своего Евангелия писал со слов очевидцев, то есть на основании предания (вот где видна важность предания, отвергаемого протестантами и сектантами). При этом совершенно несомненным представляется то, что первым и главным очевидцем наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром замечает дважды, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (Луки 2:19 и 2:51). Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них — Матфей и Иоанн — были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, — апостола Петра.

Святой апостол и евангелист Иоанн был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Его родители были, по-видимому, не бедны, потому что его отец имел у себя в услужении работников (Мк. 1,20). Подобно многим другим апостолам Иоанн не получил какого-либо серьезного образования, так как при общении сразу было видно, что это человек простой и некнижный (Деян. 4,13). Тем не менее, написанные им Евангелие, три соборных послания и Апокалипсис отличаются исключительной глубиной и мудростью, показывающими, что научен он был не от человеков, но от Бога.

Первоначально Иоанн, будущий любимый ученик Христов, был учеником Иоанна Крестителя. При этом, нося то же имя, Иоанн Богослов имел в себе и того же духа ревности о Боге. Предтеча крестил народ, т.е. очищал его от грехов, через исповедь и омытие водой. Иоанн Богослов вместе со своим братом Иаковом тоже хотели очистить мир от греха. Очистить не водным крещением, но огненным. Так, когда Иисус путешествовал в Иерусалим через Самарию, в одном из селений Господа не приняли. Иоанн с братом просили Его позволить им низвести огонь с неба и попалить нечестивых людей. Но Христос запретил им, сказав, что они не знают какого они духа и что Он пришел «не погублять души человеческие, а спасать» (Лк. 9,51-56).

На первый взгляд, Иоанн с Иаковом хотели сделать именно то, что собирался сделать и Сам Господь. Действительно, не Сам ли Иисус говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12,49)? Однако, что хотел сказать этим Господь и что Он хотел сделать, стало понятно лишь в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. Этот благодатный Огонь пришел к тем, кто хотел Его принять, а не к тем, кто не ведал что творил (Лк. 23,34); и Он животворил, а не убивал.

Когда Иисус начал Свое благовестие о Царствии Божием, Иоанн был одним из первых пришедших к Нему людей. В соответствии с преданием Церкви, именно он вместе с Андреем, услышав, что Креститель назвал Иисуса «Агнцем Божиим» (Ин.

1,35), пошел за Христом. Пошел, хотя до этого слышал от того же Иоанна Крестителя, что этот Агнец Божий «берет на себя грех мира» (Ин. 1,29) и, наверное, понимал, что такое следование за Христом сулит ему не только радость.

Позже Иоанн вместе с братом был призван Самим Господом и стал ближайшим Его учеником. Лишь он, Иаков и Петр были свидетелями чуда воскрешения дочери Иаира (Мф. 9,18-26; Мк. 5,21-43; Лк. 8,40-56), Преображения Господня (Мф. 17,1-13; Мк. 9,2-13; Лк.

9,28-36) и моления Иисуса в Гефсиманском саду (Мф. 26,36-46; Мк. 14,32-42; Лк. 22,39-46). Он же был среди избранных апостолов во время беседы о Втором Пришествии (Мк. 13,3). А на Тайной вечери он был так близок ко Христу, как ни один другой из учеников. Евангелие сообщает нам, что он «возлежал у Него на персех», т.е. «у груди» (Ин. 13,23-25).

Иоанн был непосредственным свидетелем, очевидцем всех этих событий. Тем не менее, как ни странно, о воскрешении дочери Иаира, Преображении, Гефсиманском борении сообщают нам синоптические Евангелия, авторы которых не были непосредственными участниками этих событий, а Иоанн почему-то об этом умалчивает. Вполне возможно, что он был очевидцем и других событий, явленных лишь избранным из избранных. Но мы о них ничего не знаем, т.к. Иоанн о них молчит.

С другой стороны, Евангелие от Иоанна повествует о событиях, в которых вообще ни один из апостолов участия не принимал. Так, беседа с одним из начальников иудейских Никодимом и беседа с самарянкой проходили без свидетелей и узнать о них Иоанн мог лишь непосредственно от Самого Иисуса. Из этого можно сделать вывод, что Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет не о том, что он видел, а о том, что слышал. Слышал от Самого Господа.

Евангелие от Иоанна называют «Евангелием духовным» (1, стр.33). В то время как синоптические Евангелия повествуют, главным образом, о событиях земной жизни Господа, Иоанн свое Евангелие прямо начинает с изложения учения о Его Божестве и далее речь идет не столько о мирской повседневной жизни, сколько о взаимоотношениях человека с Богом и с Тем, Кто послан Богом.

Жизнь мира сего легко наблюдать, в ней не трудно участвовать, особенно если вполне согласиться с теми «правилами игры», которые мир предлагает. Жизнь мира очевидна. Другое дело жизнь духовная. Наблюдать ее практически невозможно. Но «глас хлада тонка» (3 Цар. 19,12) можно слышать.

Бог Слово воплотился и жил среди людей. Его можно было не только слышать. Иоанн в своем первом соборном послании пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни … возвещаем вам …» (1 Ин. 1,1-2). Но, хотя апостолы видели Христа своими очами и осязали своими руками, тем не менее, Слово дается «слышащему». Речь при этом может идти не о простом слышании, не о том, что лежит на поверхности и очевидно, а о том, что воспринимается более не умом, но сердцем, духом.

После Воскресения Христос, встретившись со Своими учениками, говорит Петру: «иди за Мною» (Ин. 21,19). Петр пошел, но, увидев идущего за ним Иоанна, говорит «а он что?» Петра удивило, а, может быть, и соблазнило то, что Иоанн пошел за Христом без приглашения, самовольно. Но так ли это? Далее мы узнаем, что Иоанн следует за Христом потому, что Господь этого хочет. Иоанн «услышал» не высказанное вслух, почувствовал в себе призыв Господа и последовал за Ним. И это слышание куда важнее той очевидности, которую мы воспринимаем, слушая лишь то, что говорится нам явно.

В синоптических Евангелиях мы встречаем много притч, содержание которых очень просто и понятно. Однако, настоящий смысл оказывается сокрытым. И лишь, кому Сам Господь открывает этот смысл, те и становятся по-настоящему «слышащими», т.е. понимающими именно то, что Господь хотел сказать. Интересно в связи с этим, что Евангелие от Иоанна притч практически не содержит. Если синоптические Евангелия говорят о жизни мира сего, жизни, которая есть лишь подобие настоящей жизни в Царствии Божием, то в Евангелии от Иоанна Господь прямо говорит ученикам о том, что «едино есть на потребу» (Лк. 10,42).

Замечательно, что огромное богатство смысла Иоанну удается передать, пользуясь лишь очень скромными языковыми средствами. Подсчитано, что словарь Евангелия от Иоанна содержит всего лишь 1000 слов, тогда как у Луки – более 2000 слов, у Матфея приблизительно 1700, а у Марка 1350 слов (2, стр.18).

Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малоазийских епископов (1, стр. 32). Целью его написания было желание дополнить повествование первых трех евангелистов и эта дополнительность прослеживается во многих отношениях. Так, например, синоптические Евангелия рассказывают о событиях, происходивших прежде всего в Галилее, а Евангелие от Иоанна повествует о том, что происходило в Иудее.

В Иудею люди собирались прежде всего на праздники, так как только в Иерусалиме находился единственный Храм. То есть внимание Иоанна обращено прежде всего на события связанные с праздниками, тогда как синоптические Евангелия более говорят о жизни повседневной. Вообще, похоже, что Галилея есть своеобразный символ обычной повседневной жизни, а Иудея – образ жизни особенной, посвященной Богу. Именно в последней мы обретаем свои главные праздники. Но здесь же находится и место страдания. Стремимся мы туда, естественно, на праздник, а попадаем часто на Голгофу.

Дополнительность Евангелия от Иоанна проявляется и в том, что здесь дается как бы другой взгляд на уже известные из других Евангелий события. Там, где у синоптиков действуют ученики, у Иоанна главным действующим лицом часто оказывается Сам Иисус. При входе в Иерусалим в синоптических Евангелиях Христос посылает за осленком Своих учеников, а у Иоанна Сам Господь находит осленка и Сам садится на него. В других Евангелиях хлеб на Тайной вечери Иуда берет своей рукой, а у Иоанна Господь Сам подает ему кусок. Также и предательство Иуды выглядит иначе. У синоптиков Иуда предает своего Учителя целованием, а у Иоанна Сам Господь выходит навстречу ищущим Его и Сам предает Себя в их руки. Синоптики видят то, как поступают люди; Иоанн же в происходящем видит действие Бога.

Именно, прежде всего в Евангелии от Иоанна говорится о Божестве Иисуса. При этом главным свидетелем выступает Он Сам. Кто, кроме Сына Божия, может сказать о себе: «прежде нежели был Авраам, Я есмь»? (Ин. 8,58) Кто, кроме Вседержителя, если он, конечно, не сумасшедший, может сказать: «Все, что имеет Отец, есть Мое»? (Ин. 16,15) На вопрос «кто же Ты?» Иисус прямо отвечает: «от начала Сущий» (Ин. 8,25).

Уже этих «внутренних» свидетельств вполне достаточно, чтобы узнать в говорившем Того, Кого иудеи уже знали как своего Бога. Но Христу недостаточно того, чтобы Его только узнали. Ему нужно, чтобы Его еще и поняли. Поняли гораздо глубже, чем раньше.

Ранее было сказано, что в Евангелии от Иоанна нет притч. Это не совсем так. То, что сообщает о Себе Господь когда говорит: «Я есмь …» — это тоже притчи. Притчи, в которых нет ничего сокрытого, нет ничего недосказанного, однако понять их ничуть не проще, чем понять притчи, рассказанные в синоптических Евангелиях.

Действительно, что сказано в семи «Я есмь»?

1) «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6,35)

2) «Я есмь свет миру» (Ин. 8,12)

3) «Я есмь дверь овцам» (Ин. 10,7)

4) «Я есмь Пастырь Добрый» (Ин. 10,11)

5) «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11,25)

6) «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6)

7) «Я есмь истинная виноградная Лоза» (Ин. 15,1)
Все слова хорошо известны и понятны, однако догадаться, что хотел сказать Иисус, сравнивая Себя с хлебом, светом, дверью, лозой … отнюдь не просто. То же можно сказать и о всем Евангелии от Иоанна в целом.

Список литературы:

1) Архиеп. Аверкий «Четвероевангелие» М. Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999г.

2) Георгий Чистяков, прот. «Над строками Нового Завета» М. «Истина и Жизнь», 2002 г.

3) «Синопсис. Пособие для изучения Четвероевангелия» Сост. св. Александр Союзов. Клин, «Христианская жизнь», 2002 г.

4) «Четвероевангелие. Толкование и руководство к изучению» Сост. М. Барсов М. «Лепта» 2002 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *