Человеческий эмбрион

Человеческий эмбрион

Зародыш (синоним эмбрион) — это организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери. Под зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками человека. После 8 недель развивающийся организм человека называют плодом (см.).

Эмбриональное развитие делят на ряд периодов.
1. Период одноклеточного зародыша, или зиготы, кратковременный, протекающий с момента оплодотворения до начала дробления яйца.

2. Период дробления. В этот период происходит размножение клеток, Получившиеся при дроблении клетки называют бластомерами. Вначале образуется кучка бластомеров, напоминающая по форме ягоду малины,— морула, затем шаровидная однослойная бластула; стенка бластулы — бластодерма, полость — бластоцеле.

3. Гаструляция. Однослойный зародыш превращается в двухслойный — гаструлу, состоящую из наружного зародышевого листка — эктодермы и внутреннего — энтодермы. У позвоночных уже в ходе гаструляции возникает и третий зародышевый листок — мезодерма. В ходе эволюции у хордовых процесс гаструляции усложнился возникновением осевого комплекса зачатков (закладка нервной системы, осевого скелета и мускулатуры) на спинной стороне зародыша.

4. Период обособления основных зачатков органов и тканей и их дальнейшее развитие. Одновременно с этими процессами усиливается объединение частей в единое развивающееся целое. Из эктодермы образуется эпителий кожи, нервная система и частично органы чувств, из энтодермы — эпителий пищеварительного канала и его железы; из мезодермы — мышцы, эпителий мочеполовой системы и серозных оболочек, из мезенхимы — соединительная, хрящевая и костная ткани, сосудистая система и кровь.

При изменении условий ход развития отдельных частей зародыша может измениться и зародышевые листки могут дать начало не тем органам и тканям, которые должны были бы развиваться из них в обычных условиях. Факторами, которые изменяют условия развития, могут быть окружающая среда (ее химизм, температура и др.), взаимодействие между частями (клетками, зачатками) самого зародыша, а также наследственность. Все эти факторы тесно связаны между собой.


Рис. 1. Схема ранних этапов развития зародыша человека: а — стадия внутренней клеточной массы; б — восьмидневный эмбрион; в — двенадцатидневный эмбрион; г — тринадцати,-четырнадцатидневный эмбрион. 1 — трофобласт; 2 — бластоцеле; 3 — полость амниона; 4 — клетки энтодермы; 5 — амнион; 6 — эмбрион; 7 — желточный мешок; 8 — клетки мезодермы; 9 — стебелек; 10 — ворсинка хориона; 11 —внезародышевый целом.


Рис. 2. Зародыш и его оболочки на ранних стадиях развития (а — в — последовательные стадии): 1 — хорион; 2 — аллантоис; 3 — желточный мешок; 4— амнион; 5 — внезародышевый целом; 6 — пупочный канатик; 7 — пупочные сосуды; 8 — полость амниона.


Рис. 3. Зародыш человека: а — к концу 4-й недели; б — к концу 5-й недели; в — к концу 7-й недели после оплодотворения.

У человека оплодотворение происходит в маточной трубе (яйцеводе). Процесс дробления совершается в течение 3—4 суток, когда зародыш продвигается по маточной трубе к матке. В результате дробления из поверхностных бластомеров формируется оболочка, участвующая в питании зародыша,— трофобласт. Центральные бластомеры образуют эмбриобласт, из которого развивается тело зародыша. В течение 4—6 суток зародыш находится в полости матки. С началом второй недели происходит погружение зародыша в стенку матки (имплантация). У 7,5 -дневного зародыша эктодерма образует амниотический пузырек, часть которого, обращенная к энтодерме, является эктодермой зародыша. В этот период зародыш имеет форму щитка (диска). Из него в полость бластоцисты выселяются клетки внезародышевой мезенхимы и заполняют ее (рис. 1). Вместе с трофобластом она формирует ворсинчатую оболочку зародыша — хорион (см. Послед). К концу второй недели энтодерма образует желточный пузырек. В результате обрастания мезенхимой амниотического и желточного пузырьков формируются амнион и желточный мешок.

«Внезародышевые» части играют важную роль в развитии зародыша. Желточный мешок у зародыша человека функционирует лишь на ранних этапах развития, участвуя в питании зародыша и выполняя кроветворную функцию. Аллантоис у яйцекладущих высших позвоночных выполняет роль мочевого мешка, у человека это пальцевидный вырост задней кишки, по которому прорастают кровеносные сосуды к хориону. Амнион — водная оболочка — образует вокруг зародыша замкнутый мешок, заполненный жидкостью — околоплодными водами. Он защищает зародыш от вредных воздействий и создает благоприятные условия для его развития (рис. 2).

На 3-й неделе развития на спинной стороне зародыша выделяется плотный тяж растущих клеток — первичная полоска, головной отдел которой утолщается и образует первичный (гензеновский) узелок. Клетки первичной полоски погружаются в первичную бороздку, проникают в пространство между эктодермой и энтодермой и дают начало среднему зародышевому листку.

На 3-й неделе закладываются спинная струна и нервная трубка.

На 4-й неделе зародыш обособляется от внезародышевых частей и в результате усиленного роста свертывается в трубку. Одновременно с этим дифференцируется мезодерма и образуются сегменты тела — сомиты (рис. 3, а). Параллельно с сегментацией совершаются начальные процессы органогенеза (см.) и гистогенеза. На 5-й неделе возникают зачатки рук, а затем и ног, на 6-й они разделяются на основные отделы, на 7-й появляются зачатки пальцев (рис. 3, б и 3, в). В возрасте 8 недель зародыш приобретает основные морфологические признаки человека во внешнем облике и во внутренней организации. Длина его (от темени до копчика) 4 см, вес 4—5 г. К концу 8-й недели заканчивается закладка органов зародыша.

Когда плод (эмбрион) становится человеком?


Между 18-м и 25-м днем со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребенка начинает биться сердце. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребенок двигает головкой, а в шесть недель — и всем телом, подобно уже рожденному ребенку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16- 20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе — сосет большой палец, реагирует на звуки, внешний шум может его разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям — ресницы. С 10-11-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма.

———
В конце 40-х гг. XX века, еще не существовало научного знания об эмбрионе. В то время думали, что нерожденный ребенок, плод — это нечто находящееся в матке. И считать или не считать его человеческим существом, единственной в своем роде личностью было вопросом веры. Отношение к нерожденному ребенку изменилось в 70-е гг., когда изучением плода занялась наука и результаты этого изучения сделались достоянием медицины. Открытия в данной области стали возможными благодаря внедрению новейших технологий, таких, как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и другие. Ультразвуковая интроскопия в реальном времени, т.е. получение изображения ребенка в движении, существует как метод клинического исследования с 1976 г. Ультразвуковой прибор работает настолько точно, что позволяет различить даже крошечные, открывающиеся и закрывающиеся во время сердечных сокращений сердечные клапаны. Эта совершенная аппаратура дает возможность родителям увидеть своего ребенка еще до рождения. Благодаря технологиям, приборам и оборудованию, применяемым современной медициной, мы убедились в том, что нерожденный ребенок — человеческое существо, еще один член человеческого сообщества, не отличающийся от других людей.
Мы утверждали, что с научной точки зрения невозможно доказать начало жизни с момента зачатия. Вопрос о том, когда начинается человеческая жизнь, — это вопрос теологический, юридический или философский, считали мы, только не научно-биологический. Это также излюбленная тактика групп, выступающих за проведение абортов. Они постоянно утверждают, что невозможно узнать, когда начинается жизнь, и что об этом мы вообще никогда не узнаем. Однако определить начало жизни мы в конце концов смогли. Оно начинается во время зачатия, и с этих пор плод является человеческим существом. Не существует ни одного такого прыжка, превращения из ничего во что-то, из несущества в существо. Жизнь является плавным спектром от своего начала до самого конца. А разрешение на аборты означает не что иное, как плановое, незапрещённое уничтожение человеческой жизни. Смертельное насилие — аборт — это непростительное зло. Я согласен, что нежелательная беременность — это очень сложная дилемма. Однако искать решение её в уничтожении жизни означает позорное одобрение насилия. Как учёный я знаю — не то, что верю, — я знаю: человеческая жизнь начинается с зачатия. Хотя я формально нерелигиозный человек, в глубине сердца верю в существование Бога, который призывает нас сказать этому прискорбному и невыразимо ужасному преступлению против человечества решительное и неоспоримое «Нет»!

Отрывок из документального фильма об абортах
доктора Бернарда Натансона «Безмолвный крик»
(полный текст)
см. также: фрагмен выступления доктора Бернарда Натансона

Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки — существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе.

Профессор Kафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ,
доктор биологических наук Д.В. Попов

Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — после 12 недель, в Швеции — после 20, во многих странах жизнь юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии Ждеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через три дня после рождения… Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? Кому верить? Или, может быть, французские дети начинают быть людьми через 10 недель после зачатия, маленькие датчане — через 12 недель, шведы — через 20 недель, а дитя Джеймса Уотсона сделается человеком только через три дня после рождения ?..
Сегодня это уже бесспорно установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки: мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. И вот, в этой одной микроскопически маленькой клеточке заложено уже все будущее человека: его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос — все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека — это пища, кислород и время. Это — все. Каждая такая клеточка — зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. Другого такого еще никогда не было в мировой истории; и сколько бы веков или тысячелетий эта история еще ни продолжалась — другого такого уже никогда не будет.
Как смотрит на этот вопрос Православная церковь? Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: «Умышленно погубившая зачатый, во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство», — пишет святитель Василий Великий (канон 2-й). О возрасте плода, как видим, нет ни слова: безразлично когда зачатый — хоть 10 недель назад, хоть вчера, хоть час назад, хоть минуту. В этом единомысленны все святые отцы, высказывавшие свои мнения по этому предмету. Назовем среди них, кроме святителя Василия Великого, еще таких столпов Православия, как святитель Григорий Богослов,святитель Иоанн Златоуст, святой Ефрем Сирин, преподобный Максим Исповедник.
С церковной точки зрения, человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Этими двумя вехами ограничивается лишь один из этапов человеческой жизни. Этому этапу предшествует внутриутробная жизнь, за этим этапом следует загробная жизнь.
Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки.
Ученые подсчитали, что если бы рост и развитие ребенка во все время беременности протекали так интенсивно, как в первые 7 недель — к моменту рождения вес новорожденного составлял бы 14 тонн — это вес двух слонов…
В 10-11 недель (к середине третьего месяца беременности) все системы органов человеческого организма полностью сформированы. С этого времени во Франции жизнь ребенка начинает охраняться законом. Законы других стран разрешают убивать этого уже сформировавшегося человечка. Почему? На том основании, что он, хоть и сформировался, но не успел еще окончательно развиться?.. Но развиваться он будет и после появления на свет еще ни много, ни мало 12-14 лет. Если можно убивать по этой причине: недостаточной развитости — тогда вместе с внутриутробными младенцами давайте разрешим убивать и всех детей до окончания подросткового возраста. Или введем градацию и в Уголовный Кодекс: за убийство трехлетнего ребенка давать меньший срок, чем за убийство десятилетнего — ибо тот менее развит… Дикость? А это не дикость: за убийство новорожденного младенца — в тюрьму, а за убийство внутриутробного младенца — оплачиваемый больничный, хотя и зародыш, и младенец являются людьми только потенциально. Мы чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка тайком выбрасывает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасывает свое дитя в мусорный ящик прилюдно, в медицинской палате, с помощью врачей.

В одном американском журнале рассказывалось о женщине, родившей 5-месячного ребенка и умолявшей врачей спасти ему жизнь. Вся больница была поставлена на ноги, чтобы ребенок выжил. Для спасения работали самые опытные врачи, были выделены большие денежные средства… И в этой же больнице, в тот же день и час — только в другой комнате — другая женщина абортирует своего 5-месячного ребенка. В одной комнате 5-месячный ребенок воспринимается как человек, а в соседней комнате такой же 5-месячный ребенок расценивается как кусок мяса.
На одной феминистской демонстрации за легализацию абортов женщины скандировали: «Все законы прочь от нашего тела!» Эти женщины очевидно считают, что аборт является их сугубо личным делом, а в такие дела никто не вправе вмешиваться. Таким женщинам нужно сказать: — Нет, аборт не является вашим личным делом. Это дело было бы Вашим личным, если бы касалось только Вашей личности. Но оно касается еще и другой личности — личности Вашего ребенка…

Представьте себе, что на Вас напал бандит и хочет убить. Подбегает милиционер, пытается защитить Вас, а бандит ему говорит: «А ну, отлезь! Убивать ее или не убивать- это мое личное дело. Ты не вправе вмешиваться в мои личные дела.» Станете ли вы вслед за бандитом уговаривать милиционера отойти и не вмешиваться?.. Почему же, когда убивают Вас — Вы взываете о помощи и признаете необходимость государственных законов, защищающих Вашу жизнь, а когда убиваете Вы — «все законы прочь» и «никто не вправе вмешиваться»?.. Вашу жизнь защищать надо — а жизнь беззащитного младенчика защищать не надо? Надо защищать и его жизнь!
Есть люди, считающие, что аборт все же нельзя приравнивать к обычному убийству — ибо внутриутробный младенчик никакая еще не «личность», а даже и нежизнеспособен.
Личность или не личность — это, конечно, вопрос веры, решаемый в зависимости от общефилософских и религиозных убеждений человека. Для атеиста и материалиста — впрямь не личность. Но при материалистическом расплывчатом понимании личности вообще трудно выяснить, когда человек ею становится — иной становится в 5 лет, иной в 25, а иной и всю жизнь проживет, да так и не станет… Христианская вера отвечает на данный вопрос однозначно: безспорно, личность! Как же не личность, когда у этого внутриутробного младенчика уже есть своя индивидуальная и безсмертная душа?! Да, мамочка- бессмертная душа! Которую, в отличие от тельца, ты ни расчленить, ни убить не властна. И которая будет предстоять на Страшном Суде перед Всевышним рядом с твоей, тоже безсмертной душой. «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)… Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это — ея сын, и сын узнает, что это — его матерь…» (св. Ефрем Сирин. Изд. 1900г., ч.4.стр.105, «О страхе Божием и о последнем суде»). Может быть, только тогда эта горе-мама вполне поймет весь ужас ею содеянного. «Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст Он (Судия) увидеть новый век, — пишет далее св.Ефрем Сирин. — Как она не дозволила ему (своему ребенку) насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он (Бог) лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешнюю. Таково воздаяние любодеям и любодейкам, которые посягают на жизнь детей своих.»
Что же касается «жизнеспособности», то следует уточнить: что понимать под термином «жизнеспособность». Если понимать способность к самостоятельному и ни от кого не зависимому существованию, так к такому существованию ребенок и после рождения явно не способен. И долго еще небудет способен. Попробуйте двухлетнего или даже пятилетнего малыша предоставить самому себе — проживет ли он самостоятельно, без посторонней помощи хоть неделю?..

священник Александр Захаров
из книги «Слово об абортах»

Моральный статус эмбрионов, преэмбрионов и плодов.

12Следующая ⇒

В основе спора сторонников и противников абортов, ле­жит, по сути, проблема природы и стату­са человеческого эмбриона. Констатированием фак­тов возникновения сердцебиения у плода или появле­ния биоэлектрических импульсов его мозга подчерки­вается лишь наличие у него отдельных качеств чело­века. Как потенциальный человек эмбрион обладает осо­бым природным (онтологическим) статусом, связан­ным со становлением биологической уникальности, предпосылок неповторимого склада характера буду­щего человека.

П.Д. Тищенко (2001) подчеркивает, что намеченные дискуссиями «за» и «против» аборта, различия в моральном и медицинском значении стадий внутриутробного развития эмбриона и плода, были конкретизированы технологиями экстракорпорального (в пробирке) оплодотворения и вынашивания недоношенных новорожденных. При этом автор, рассматривая аспекты дара существования (акта дарения жизни), говорит, что метафизическое членение акта дарения существования повторяет до некоторой степени аристотелевскую схему. Вначале творится «растительная душа», затем «животная» и только в момент рождения – «разумная». Одной из основных проблем является правовой и этический статус эмбриона. В каком возрасте нужно рассматривать эмбрион как личность, обладающую правами и защищаемую законодательством? При определении предельного возраста эмбрионов, допустимого для использования в эксперименте, ведущие эмбриологи называют, как правило, период от оплодотворения до 14 –го дня (начало формирования первичной полоски, элементов нервной системы) и 30-го дня развития (начала дифференцировки центральной нервной системы. Данный вопрос детально проанализирован Э. Сгречча и В. Тамбоне (2002), которые отмечают, что период 14 дней был впервые пред­ложен в 1979 году Совещательной комиссией по этике – Ethics Advisory Board(DHEW) в Соединенных Штатах, которая обосновала это тем фак­том, что 14-й день соответствует как раз времени имплантации плода в матку. Правительство Великобритании учредило в 1982 году Комиссию по изучению репродуктивной функции человека и эмбри­ологии, состоящую из 12 экспертов и возглавляемую философом Мэри Уарнок. Из доклада Уарнок следует, что возможно использовать человеческий эмбрион для экспериментальных целей в течение 14 дней с момента зачатия, из чего однозначно вытекает, что до наступления этой стадии эмбрион не признается человеческим индивидом и что он еще це­ликом зависит от жизни взрослого. Макларен, член Комитета Уарнок, утверждала в своей статье: «Момент, в который можно говорить о начале человеческого индивида во всей полноте, относится к стадии примитивной хорды в формировании эм­бриона». Согласно Макларен, первые 14 дней эмбрионального развития являются «периодом подготовки, во время которой формируются все защитные и питательные системы, необходимые для поддержания будущей жизни эмбриона», только «когда налажены системы поддержки, эмбрион может начать развиваться как индивидуальная сущность». С точкой зрения Макларен солидаризировался Гробстейн, который ут­верждает: «Человеческий преэмбрион обладает особой совокупностью ха­рактеристик, которые биологически отличают его от яйца, предшествующе­го ему, и от эмбриона, следующего за ним. Он является индивидом в генети­ческом, но не в морфологическом смысле». То же говорит и Форд: «Появле­ние примитивной хорды – это знак того, что сформировался и начал суще­ствовать эмбрион в собственном смысле слова и человеческий индивид. До этой стадии нет смысла говорить о присутствии подлинного человеческого существа в онтологическом смысле». Что касается примитивной хорды, следует припомнить вместе с А. Серра, что «она представляет собой лишь конечный пункт определенного, последовательного, организованного, непрерывного процесса, который начался с момента формирования зиготы. В период формирования питательных и защитных систем всегда наличествует

клетка или клетки, от коих берут начало те слои, которые образуют эмбриональную примитивную хорду. Она не возникает как бы извне и неожиданно и не отделена от всей совокупности процессов, которые берут свое начало от сингамии, она является продуктом этого процесса». Что же касается употребления термина «преэмбрион», то вот что пишет Серра: «Несомненно, допустимо, а порой, с терминологической точки зре­ния, которая всегда имеет практическую ценность, даже удобно вводить новые символы, чтобы подчеркнуть новые аспекты. Поэтому термин «преэмбрион»,предложенный Макларен и другими, может относиться лишь к раннему этапу развития эмбриона – от образования зиготы до образования эмбриональной примитивной хорды. Но было бы ошибоч­ным считать, что благодаря такому разделению единого процесса на два этапа каждый из них – и тот, на котором образуется зигота и примитивная хорда и последующий, продолжающийся уже после образования примитивной хорды, – представляет собой самостоятельный, никак не связанный с другим, про­цесс и что две структуры, – возникающая в ходе образования примитивной хорды и появляющаяся уже после образования ее – связаны с двумя различ­ными субъектами или что первая из них является структурой без субъекта». Не менее противоречивы суждения ученых о глубоком замораживании эмбрионов. Излишние эмбрионы, могут быть законсервированы и при необходимости повторной имплантации избежать стимуляции ооцитов гормонами. С согласия доноров таких эмбрионов они могут быть имплантированы другой женщине. Высказывается мнение, что эмбрионы, полученные от од-ной супружеской пары, не следует использовать для других супругов, с целью ограничения отлучения детей от своих генетических родителей, более того есть мнение, что сроки консервации и использования эмбрионов определяются исключительно по решению их владельцев. Все действия с эмбрионами должны находиться под контролем местных этических комитетов и экспертной ассоциации. Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. Эмбрион еще не яв­ляется нравственным субъектом, но все наши дейст­вия по отношению к нему подлежат моральным оцен­кам. С точки зрения морали, всякий аборт – в конечном счете зло и обязательно причиняет боль человеческой душе. «Декларация Осло о медицинском аборте», принятая ВМА (Осло, 1970), определила, что основополагающий моральный принцип врача – уважение к чело­веческой жизни с момента зачатия. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1487 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. БИЛЕТ 55 Безработные граждане: понятие, правила регистрации, статус безработного.
  2. Биохимия статуса и значение настроения.
  3. В зависимости от механизма уничтожения антигена различают клеточный иммунитет и гуморальный иммунитет.
  4. В нашей терминологии этому статусу соответствует командный рейтинг, но в отличие от феодальной системы, где он в точности известен лишь сюзерену, в племени его знают все.
  5. Ведение. Редокс-статус клетки.
  6. Включается ли в состав наследственной массы имущество, переданное гражданину во временное пользование в связи с его особым правовым статусом на льготных условиях?
  7. Вопрос 18. Понятие безработного, его правовой статус.
  8. Вопрос № 19. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
  9. Входит ли в состав наследственной массы административно-правовой статус учредителя юридического лица?
  10. Глава 3. Статус и полномочия членов Комиссии
  11. Глава XIV Поклоны, ссутуливание, их зависимость от социального статуса
  12. Граждане, имеющие статус военнослужащих


Поиск на сайте:


Посягательство на жизнь эмбриона

Киселева М., прокурор отдела Генеральной прокуратуры РФ.

Вопрос об ответственности за посягательство на жизнь эмбриона (плода) законодателями разных стран решен не одинаково.

По российскому уголовному законодательству жизнь эмбриона (плода) — объект таких умышленных преступлений, как незаконное производство аборта (ст. 123 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего прерывание беременности (ст. 111 УК), убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК).

В некоторых государствах аборты — вид убийства, например в Болгарии, Канаде, Тунисе, а в Китайской Народной Республике — лишь незаконное занятие врачебной практикой.

В исламском государстве Иран ответственность за причинение повреждений эмбриону (плоду) дифференцирована в зависимости от стадии его развития, а на поздних сроках беременности — и в зависимости от пола плода. Так, за повреждение спермы в полости матки виновный должен уплатить виру (материальное возмещение вреда) в размере 20 динаров, за повреждение зиготы — 40 динаров, за повреждение эмбриона на стадии формирования мягких тканей — 60 динаров, за повреждение эмбриона на стадии формирования костных тканей — 80 динаров, за повреждение эмбриона на заключительной стадии формирования мягких и костных тканей до появления «живого духа» — 100 динаров, за повреждение плода после появления в нем «живого духа» — полную виру, если плод имеет мужские половые признаки, или половину полной виры, если плод имеет женские половые признаки. При этом если беременность была многоплодной, то наказание назначается за каждый поврежденный эмбрион (плод) отдельно <1>.

<1> Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / Науч. ред. А.И. Ахани. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 225 — 227.

По-разному относятся законодатели и к вопросу ответственности самой женщины за прерывание беременности. В России женщина, беременность которой была незаконно прервана, не является субъектом преступления, а в Австрии, Алжире, Аргентине, Афганистане, Венгрии, Венесуэле, Индии, Иране, Испании, Канаде, Мексике, США, Таиланде, Тунисе, Швейцарии <2> и многих других странах за самостоятельное производство аборта беременной женщиной, дачу согласия на проведение операции или привлечение к прерыванию беременности другого лица женщина подлежит уголовному наказанию.

<2> Капинус О.С., Додонов В.Н. Незаконный аборт и современное уголовное право // Закон. 2005. N 10. С. 98.

Анализ законодательства этих стран свидетельствует о том, что ответственность для женщины, беременность которой незаконно прерывается, предусмотрена, как правило, в тех государствах, где незаконное производство аборта является тяжким преступлением, за совершение которого предусмотрены длительные сроки лишения свободы.

Споры и дискуссии о том, какой же должна быть ответственность за посягательство на жизнь эмбриона (плода), связаны в первую очередь с различным подходом криминалистов и законодателей к вопросу о моменте начала человеческой жизни.

Так, во многих учебниках по уголовному праву и комментариях к УК РФ начало жизни человека связывается с физиологическими родами <3>.

<3> См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 286; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Менеджер совместно с Юрайт, 2001. С. 317; Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Юрист, 2000. С. 29.

При этом А. Пионтковский полагал, что истребление плода не является убийством, потому что зародыш еще не стал человеком. Но причинение смерти рождающемуся ребенку, когда он еще не начал самостоятельной внеутробной жизни, следует рассматривать как убийство <4>.

<4> Пионтковский А.А., Ромашкин П.С., Чхиквадзе В.М. Курс советского уголовного права: В 6 т. Т. 5. М.: Наука, 1971.

С. 21 — 22.

Н. Беляев и М. Шаргородский определяли начало уголовно-правовой охраны жизни человека с момента появления в процессе родов какой-либо части тела ребенка вне утробы матери <5>. Н. Таганцев полагал, что жизнь ребенка начинается с момента отделения плода от организма матери, свидетельствующего о начале его самостоятельной, внеутробной жизни, а А. Красиков и А. Наумов предлагают считать началом жизни момент констатации живорожденности ребенка, т.е. не только отделение плода от организма матери (за исключением пуповины), но и наличие у него дыхания или сердцебиения, пульсации пуповины либо произвольного движения мускулатуры <6>.

<5> Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 3 / Отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1973. С. 480.
<6> Попов А.Н. Умышленные преступления против жизни: Проблемы законодательной регламентации и квалификации: Дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2003. С. 23 — 25; Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: В 3 т. Т. 2. Особенная часть. М., 2007. С. 50 — 53; Красиков А.Н. Преступления против личности. Саратов: Издательство университета, 1999. С. 18 — 19.

Таким образом, большинство ученых полагают, что плод в утробе матери — всего лишь часть организма беременной женщины.

Однако есть и другие мнения. Например, А. Попов убежден, что жизнь человека начинается задолго до рождения ребенка <7>. Действительно, эмбрион (плод) нельзя считать только частью тела беременной женщины, приравняв к органу или части органа материнского организма. Современные исследования показывают, что в течение первых двенадцати часов после проникновения сперматозоида в яйцеклетку происходит перемешивание отцовских и материнских хромосом, появляется зигота — новый, пока одноклеточный организм, генетический пол которого уже определен. Развитие основ нервной системы начинается с шестнадцати суток и полностью завершается к восьмой неделе. Зачатки органов зрения и слуха можно обнаружить уже у 22-дневного эмбриона. К концу третьей недели внутриутробного развития формируется сердце, в это же время начинается кроветворение, причем кровь плода не смешивается с кровью матери и может быть другой группы. На четвертой неделе появляются зачатки конечностей. К пятой неделе формируется желудок, а к десятой неделе — кишечник. Развитие молочных зубов начинается в конце второго месяца, а постоянные зубы закладываются в конце четвертого месяца внутриутробного развития. К сорока неделям полностью завершается дифференцировка легких, а к 12 — 14 неделе образуются наружные половые органы. К концу четвертого месяца полностью формируется кожа. К 36 неделе завершается развитие почек. Структура мозга младенца с 24 — 28 недель соответствует его структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. С момента своего формирования мозг участвует в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка.

<7> Попов А.Н. Указ. соч. С. 26.

Прерывание беременности при сроке свыше 22 недель может не вызвать гибели плода, так как зародыш к этому периоду уже настолько развит, что при особых условиях, с учетом достигнутого медициной уровня, он способен к внеутробной жизни.

Кроме того, сегодня ученые уже с уверенностью утверждают, что в утробе матери ребенок развивается не только физически. Исследования последних 25 лет показали, что физическое и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно с момента зачатия.

Появилась новая область знаний — перинатальная нейропсихология, изучающая нервно-психическое развитие человека во время его внутриутробной жизни и родов.

Если раньше врачи полагали, что плод глух, не имеет ни памяти, ни мышления, то теперь они констатируют, что с седьмой недели плод обладает тактильной чувствительностью, с четырнадцатой — реагирует на звуки, которые может улавливать извне. В это же время он может контролировать свое положение и получать информацию об изменении положения матери. Неродившийся ребенок выражает свои чувства движениями ручек, ножек, всего тела, изменением сердцебиения. Он уже обладает памятью и мышлением, реагирует на свет, тепло, шум, поведение и настроение беременной женщины, может чувствовать и переживать. В утробе женщины начинается и формирование характера будущего ребенка.

Таким образом, фактически жизнь человека начинается задолго до физиологических родов. Следовательно, дискуссии о моменте начала жизни, с точки зрения уголовного права, фактически являются спором о том, какой должна быть степень ответственности за посягательство на жизнь человека в разных стадиях ее развития (эмбрион — плод — ребенок). При этом вопрос о моменте начала жизни человека вообще не является предметом исследования права, поскольку право лишь формально отражает уровень развития конкретного общества, его нравственные и моральные ценности.

Здесь уместно отметить, что в нашей стране, несмотря на провозглашенный приоритет охраны жизни и здоровья человека, действующим законодательством за незаконное производство аборта без отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы даже не предусмотрено (ч. 1 ст. 123 УК).

Более того, тенденции реформирования уголовного законодательства свидетельствуют о том, что и это наказание может стать еще более либеральным. Министерством юстиции РФ предлагается ввести административную преюдицию за незаконное производство аборта, не повлекшего тяжкого вреда для здоровья женщины: за первое правонарушение лицо будут наказывать в административном порядке, а при повторном совершении — уже в уголовном <8>.

<8> Куликов В. Не судимы будете // Российская газета. Неделя. 2009. 11 июня. N 4930 (106); сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru/news_detale.php?id=5819.

Можно, конечно, придерживаться мнения, что небольшое число лиц, осужденных за незаконное производство аборта, свидетельствует об отсутствии преступности и возможности в связи с этим легализации деяния. Можно говорить о том, что «главный плюс новой системы — отсутствие у виновного судимости, которая становится клеймом на всю жизнь» <9>, если наиболее значимым социальным интересом является благополучие лиц, совершивших умышленные преступления.

<9> Там же.

Однако, на наш взгляд, государство должно охранять в первую очередь интересы законопослушных граждан и лиц, которым преступлением был причинен какой-либо вред. Поэтому за совершение умышленных деяний, посягающих на жизнь и здоровье человека, существенно затрагивающих интересы государства, не может быть предусмотрена никакая иная ответственность, кроме уголовной, поскольку в противном случае нивелируются провозглашенные ст. 2 Конституции РФ приоритеты и ценности.

Стадии развития эмбриона человека

До 8 недель беременности происходит развитие зародыша, закладка его органов, а после этого срока эмбрион имеет все основные органы, и в дальнейшем происходит только их развитие. Период до 8 недель носит название эмбрионального, а после 8 недель это уже не эмбрион, а плод, и начинается плодный (фетальный) период.

Начальные стадии развития человеческого эмбриона

Начальные стадии развития эмбриона можно проследить по дням. В первый день яйцеклетка в фаллопиевой трубе встречается со сперматозоидом и происходит первая стадия – оплодотворение. А уже на следующий день начинается стадия зиготы – клетки, имеющей в своей полости 2 ядра с гаплоидными наборами хромосом, после слияния которых образуется клетка с одним ядром и диплоидным хромосомным набором.

Через сутки после этого клетка начинает делиться – начинается стадия морулы или дробления, занимающая по времени до 4 дней. Каждая клетка делится до тех пор, пока не образуется однослойный шар из клеток с полостью внутри – бластула. Из ее клеток в дальнейшем образуются трофобласт (будущая плацента) и эмбриобласт (будущий ребенок).

Как раз к 7 дню бластула попадает в полость матки, где начинает выделять ферменты, необходимые для наступления следующей фазы – имплантации эмбриона, которая длится до 2 суток.

Эмбрион после имплантации

Как раз имплантация дает начало следующей стадии развития эмбриона – гаструлы. Однослойный шар клеток эмбриобласта превращается в двухслойный. Наружный зародышевый слой называется эктодермой и дает начало эпителию кожи и органам нервной системы. Это фаза дифференциации зародышевых листков.

Из внешнего слоя (энтодермы) в будущем образуются все эпителиальные покровы внутренних органов плода (желудка, кишечника, бронхов и легких), а также печень и поджелудочная железа. Эти два слоя изгибаются, образуя пузырьки (амниотический – будущие околоплодные воды и желточный – сначала для питания эмбриона, а потом как кроветворный орган).

С этого момента (который заканчивается к началу 3 недели беременности) наступает последняя фаза развития эмбриона – органогенез.

Незадолго до этого зародыш изгибается, его эктодерма покрывает эмбрион снаружи, а энтодерма оказывается внутри и сворачивается в трубку, образуя первичную кишку. Сам эмбрион полностью обосабливается от внезародышевых частей. Между амниотическим и желточный мешком образуется еще один слой — мезодерма, которая даст начало костям и мышцам плода.

После 4 недели начинают закладываться внутренние органы плода. На 6 неделе появятся зачатки конечностей, до конца 7 образуется сердце и его камеры, до 8 заканчивается образование всех внутренних органов, легких, половых органов. К 9 неделе все органы и системы сформировались полностью, а дальше будет происходить только их дифференциация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *