Части тела на старославянском

Части тела на старославянском

Когда-то наши предки могли ругаться или выразить собеседнику своё к нему отношение, совершенно не используя лексическую привязку к половым органам, процессу деторождения или происхождения человека.

Многие из этих ругательств мы используем и сейчас.
Так уж вышло, что смысл некоторых уже извратился или изменился на противоположный.

Давайте посмотрим на истинные значения забавных и остроумных старых русских слов.
Ащеул – пересмешник, зубоскал.
Баба ветрогонка – вздорная (нар.)
Баляба – рохля, разиня (арх.)
Баламошка – дурачек, полоумный зряшный
Балахвостъ – волокита (о мужчине) (диал.)
Басалай – грубиян (от «баса» и «лай» – «красиво лаяться») (волог.)
Безпелюха – неряха, рохля, разиня (ур.)
Безсоромна баба – бесстыжая (нар.)
Белебеня – пустоплет (кур.)
Бзыря – бешеный повеса, шатун (нар.)
Бобыня – надутый, чванливый (тул., влад.)
Божевольный – худоумный, дурной (стар.)
Божедурье – природный дурак (стар.)
Болдырь – пузырь, надутый (нар.)
Блудоум – волокита, несмысел (нар.)
Блудяшка – гуляка (диал.)
Бредкий – говорливый, болтливый (от «бред»)
Брыдлый – гадкий, вонючий (стар.)
Буня – спесивый, чванливый (ряз., тамб.)
Буслай – мот, гуляка (др. рус.)
Валандай – бездельник, лодырь (север.)
Вертопрах – продувной ветрогон, гуляка (стар.)
Визгопряха – непоседливая девка (нар.)
Волочайка – распутная жена (олон.)
Вымесок – выродок (стар.)
Выпороток – недоносок (олон.)
Вяжихвостка – сплетница (орл.)
Глазопялка – любопытный (-ая) (моск., яросл.)
Глуподырый (глупендяй, глупеня) – глупый (нар.)
Грабастик – вор, грабитель (диал.)
Гузыня – плакса, рёва («разгузыниться» – расплакаться)
Гульня – непотребная, гулящая баба
Дитка – некошный, нечистый (кур.)
Дуботолк (Дроволом) – дурак (нар.)
Дурка – сумасшедшая, дура (укр.)
Елдыга – бранчливый (нар.)
Еропка – надутый, чванливый (тул.)
Ерохвостъ – задира, спорщик (нар.)
Ерпыль – малорослый, торопыга (пенз.)
Ёнда (Шлёнда) – непотребная баба (арх.)
Ёра – озорная, бойкая на язык (пенз., твер.)
Жиздорь – задира (раз.)
Загузастка – круглая, толстая девка или баба (нар.)
Задоръ-баба – бранчливая, бойкая (нар.)
Заовинник – деревенский волокита (нар.)
Затетёха – дородная бабища (нар.)
Захухря – нечёса, неряха, растрепа (кал., ряз.)
Кащей – жадный (стар.)
Киселяй – вялый (пск., твер.)
Колоброд – шатун, бездельник (нар.)
Коломес – вздор говорящий (нар.)
Колотовка – драчливая и сварливая баба (орл.)
Колупай – мешковатый, медлительный (нар.)
Королобый – крепкоголовый, тупой, глупый (нар.)
Костеря – брюзга, ворчун (нар.)
Кропот – ворчун (стар.)
Куёлда – сварливый (-ая), вздорный (-ая) (диал.)
Курощуп – бабник, волокита (нар.)
Ледаша детина – негодный, плохой (нар.)
Лежака – лентяйка (ворон.)
Лободырный – недоумок (нар.)
Лоха – дура (пск., твер.)
Лоший – дурной, плохой (костр.)
Луд – дурак (от «лудить» – вводить в заблуждение, обманывать) (др.слав.)
Любомудр – любящий мудрствовать, затейный (др.рус.)
Лябзя (лябза) – болтун, пустомеля (олон.)
Мамошка – публичная женщина (диал.)
Маракуша – противный человек (кандалакш.)
Межеумок – человек гораздо средний (стар.)
Михрютка – неуклюжий, неловкий (диал.)
Младоумень суще – глуп смолоду (др.рус.)

Мордофиля – чванливый дурак (стар.)
Моркотник – человек безъ понятия (лешукон.)
Москолуд – шутник, проказниъ, дурачек (от «маска луд») (др.рус.)
Мухоблуд – лентяй, лежебока (стар.)
Насупа – угрюмый, хмурый (диал.)
Насупоня – надутый, сердитый (нар.)
Невеглас – темный, невежа (др.рус.)
Негораздок – недалекий (пск.)
Неповоротень – неуклюжий (стар.)
Несмысел – глупец (стар.)
Нефырь – неугодный, непотребный (волог.)
Обдувало – обманщик, плут (стар.)
Облом – грубый, невежа (стар.)
Облуд – обманщик (др.рус.)
Огуряла – безобразник («огурство чинить всякое» – безобразничать) (др.рус.)
Окаём – отморозок (стар.)
Околотень – неслух, дурень (др.рус.)
Остолбень – дурак (стар.)
Охальник – безобразник (нар.)
Пеньтюх – пузатый, жопистый (твер.раз.)
Пехтюк – неповоротливый, обжора (пск., твер.)
Печегнётъ – лентяй (нар.)
Печная ездова – лентяйка (нар.)
Плеха – женщина легкого поведения (стар.)
Попрешница – спорщица (моск.)
Потатуй – потаковщик, потатчик, подхалим (др.рус.)
Похабник – ругатель, сквернослов (стар.)
Пресноплюй – пустобай, болтун (нар.)
Псоватый – на пса похожий (нар.)
Пустобрёх – болтун (нар.)
Пустошный – пустой, глупый, зряшный (диал.)
Пыня – гордая, надутая, недоступная (как правило о женщине) (кал.)
Пятигуз – ненадежный, попятный (нар.)
Развисляй – неряха, рохля, разиня (моск.)
Разлямзя – неповоротливый, вялый (пск.)
Разноголовый – неразумный, недогадливый (помор.)
Разтетёха – плотная, жирная девка, баба (нар.)
Растопча – разиня, олух (тамб.)
Расщеколда – болтливая баба (нар.)
Рахубник – безобразник (рахубничать – безобразничать) (сев.)
Рюма – плакса (от «рюмить» – плакать)
Свербигузка – девка непоседа (нар.)
Сдёргоумка – полудурок (нар.)
Сиволап – неуклюжий, грубый мужик (нар.)
Скапыжный – сварливый, вздорный (тарусск.)
Скоблёное рыло – с сбритой бородой (стар.)
Скаред – скупой, жадный (др.рус.)
Сквернавец (Сквернодей)- нехорошо, скверно поступающий (стар.)
Сняголовь (Сняголовый) – головорез, сорвиголова, лихой человек (Сняголовить – безобразничать, хулиганить) (вят., перм.)
Стерва – падаль, стервятина (др.рус.)
Страмец – срамец, безстыдник (стар., ур.)
Страхолюд – урод (нар.)
Суемудр – ложно премудрый (др.рус.)
Тартыга – пьяница, буян («тартыжничать – безобразить) (влад.)
Телеух – олух, глупый (перм.)
Тетёшка – гулящая баба (нар.)
Титёшница – баба с большими титьками (моск.)
Толоконный лоб – дурак (от «толокно»)
Трупёрда – неповоротливая баба (диал.)
Трясся – сварливая, вздорная баба (нар.)
Туес – бестолочь (иносказ.)
Тьмонеистовый – невежа (стар.)
Тюрюхайло – неряха (кур.)
Углан – повеса (вят., перм., каз.)
Урюпа – плакса, замарашка, неряха (нар.)
Фетюк – оскорбление в адрес мужчины
Фофан – простофиля, дурак (орл.)
Фуфлыга – прыщь, дутик, невзрачный маленький мужичек («фуфлыжничать» – шататься, жить за чужой счетъ) (нар.)
Хабалъ – нахал, смутьян, грубиян (олон.)
Хандрыга (ханыга) – праздный шатунъ (диал.)
Хмыстень – вор (моск.)
Хохрик – горбатый (нар.)
Хобяка – неуклюжий неловкий (тул.)
Чёртъ верёвочный – сумасброд (стар.)
Чужеяд – паразит, нахлебник (др.рус.)
Шаврик – кусок дерьма (моск.)
Шалава – дурак, глупый (перм.)

Шалопут – беспутный, ветрогон (стар.)
Шинора – проныра (кольск.)
Шлында – бродяга, тунеядец (смол.)
Шпынь голова – нечёсаный (нар.)
Щаул – зубоскал (др.рус.)

Развивайте свою речь и расширяйте русский словарный запас!

§14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ

(ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ)

Русский литературный язык является

единственным прямым преемником

общеславянской литературной тра-

диции, ведущей начало от перво-

учителей славянских.

Старославянизмы – это слова, заимствованные из старославянского (древнеболгарского) языка, первого литературного языка славян. В его основе лежат южнославянские говоры старой Македонии. На этот язык в ΙХ веке переводили священные тексты греческие монахи – братья Кирилл и Мефодий, создавшие славянский алфавит. Их миссия по созданию литературного языка для всех славян стала возможной благодаря тому, что в те времена славянская речь была относительно единой. Старославянский язык не существовал в виде живой народной речи, он всегда оставался языком Церкви, культуры и письменности.

Старославянизмам свойственны особые признаки, которые указывают на их происхождение.

Церковнославянизмы (южнославянизмы)

Русизмы

(восточнославянизмы)

1.неполногласные сочетания –ра-, -ре-,

-ла-, -ле-: град, брег, глас, млечный.

1. Полногласные сочетания -оро-, -оло-,

-ере-, -еле-: город, берег, голос, молочный.

2. Сочетания ра-, ла- в начале слов перед согласными: равный, ладья.

2. Начальные сочетания ро-, ло-: ровный, лодка.

3. Начальное : агнец, аз.

Начальное (я): ягнёнок, я.

4. Начальное (е): един.

4. Начальное : один.

5. Начальное (ю): юзы, юродивый.

5. Начальное : узы, урод.

6. Сочетание : хождение, надежда

6. Согласный : хожу, надёжный

7. Наличие согласного : помощь.

7. Согласный : помочь.

8. Сочетание ие: пиет, бытие, варение.

8. Буквенное сочетание ье: пьёт, бытьё, варенье.

9. перед (орфографически перед е, й: крыет, святый.

9. в этой позиции: кроет,святой.

10. под ударением после мягких согласных перед твердыми (орфографически е): несет, небо

10. в этой позиции (орфографически ё): несёт, нёбо.

2. Словообразовательные признаки старославянизмов

— Приставки без-, воз-, из-, низ-, пре-, пред-, раз-, со-, у-, чрез-: безгрешный, вознесение, извержение, извод, низвести, преддверие, препинание, разбрестись, расслабленный, соратник, уподобиться, чрезмерный.

— Суффиксы -ани(е), -арь, -(а)тай, -ени(е), -ец, -зн(а), -знь, -и(е), -ии(я), -(н)иц(а), -ищ(е), –(й)ц(а), -ни(е), -ость, -стви(е), -ств(о), -тель, -ть, -ч(ий), -ын(я), -ырь: величание, ключарь, ходатай, вскоре, тризна, неприязнь, братия, торжище, убийца, искренне, молитва, честь, певчий, милостыня, поводырь.

— Первая часть сложных слов: благо-, бого-, все-, добро-, долго-, едино-, зло-, живо-, лже-, мало-, миро-, ново-, присно-, сверх-, свето-, свято-, священно-, (не)удобо-, сердце-, суе-, тайно-, тре-, три-, храмо-: благодать, боголюбие, Вседержитель, добродетель, долготерпение, единомыслие, злопамятство, живодавец, маловерие, миролюбие, новопреставленный, приснопамятный, сердцевидец, суесловие, трезвонить, триединый, удобопонятный, храмоздательство.

— Вторая часть сложных слов: -борец, -верие, -давец, -датель, -действие, -детель, -зрачный, -любивый, -любие, -мудрие, -мудрый, -мыслие, -началие, -начальный, -носить, -носный, -ношение, -питие, -положение, -приимец, -приимный, -словие, -словить, -творение, -творить: иконоборец, Жизнодавец, суеверие, добродетель, миролюбивый, священноначалие, богоносный, крестоношение, чаепитие, ризоположение, странноприимец, благословить, стихотворение.

3.Морфологические и синтаксические признаки старославянизмов

Язык церковных книг, как язык письменный, имеет особые грамматические формы и обороты. Образцы их были усвоены русским литературным языком, и они проникли практически во все роды письменности. Сюда относятся причастия с суффиксами –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, которым соответствуют восточнославянские по происхождению имена прилагательные на -уч, -юч, -ач, -яч: лежащий – лежачий, сидящий – сидячий, колющий – колючий, дремлющий – дремучий.

Причастные обороты характерны для письменной, книжной речи. А.С.Пушкин по этому поводу заметил, что мы никогда не скажем: Карета, скачущая по мосту, но: Карета, которая скачет по мосту.

Причастия страдательного залога прошедшего времени на –т(ый): скрытый, забытый, омытый употребляются во всех стилях, соответствующие им причастия на –венн(ый) имеют ярко выраженный церковнославянский характер: незабвеный, омовенный, сокровенный. Славянизмами по происхождению являются и причастия на –ем(ый), -ом(ый), -им(ый): приемлемый, ведомый, неистребимый, терпимый.

В русской литературе встречаются и другие грамматические формы, свойственные старославянскому языку. Например, в «Пророке» А.С. Пушкина: гад морских (ср. гадов – форма родительного падежа множественного числа существительного). «Доктор Живаго» Б.Пастернака (ср. живого — форма родительного падежа единственного числа мужского-среднего родов прилагательного). Старославянским по происхождению является окончание –ый именительного падежа единственного числа мужского рода имён прилагательных. В русском языке ему соответствует окончание –ой: честный – честной, святый – святой ( по нормам русского литературного произношения окончание –ий/-ый должно звучать так, как если бы было написано «ой»). Русскому окончанию –ой родительного падежа единственного числа женского рода прилагательных в церковнославянском соответствует –ыя: Среди долины ровныя…(А.Мерзляков).

4. Семантические признаки старославянизмов

Христианство вошло в мир новыми словами и новыми смыслами, которые обогатили многие языки. Так, обыденные слова покой, мир, путь приобрели в русском языке иное, высокое содержание. В сравнении с русскими конкретными словами старославянизмы можно узнать по их отвлечённому значению (мечта, вселенная, истина), а также по отнесённости к религиозно-культовой сфере ( пророк, таинство, святой).

Благодаря своей книжности и архаичности старославянизмы со времён зарождения русской литературы активно «эксплуатируются» писателями в стилистических целях. Стилистические старославянизмы могут использоваться:

а) как средство создания возвышенной, торжественной эмоциональной окраски (И будет подвиг твой свободный Святыней памяти народной на все грядущие века (Н.Огарёв);

б) как знак христианской идеи (Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья (А.Пушкин);

в) как средство исторической стилизации (Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич – и вскоре новой брани Зарделась грозная заря (А. Пушкин);

г) в качестве средства создания юмора, иронии, сатиры (Первая, которая замыслила похитить бразды глуповского правления, была Ираида Лукинишна Палеологова. Никто не помнил, когда она поселилась в Глупове, так что некоторые из старожилов полагали, что событие это совпало с мраком времён (М.Салтыков-Щедрин).

У стилистических старославянизмов в современном русском языке есть соответствия: длань – ладонь, агнец – ягнёнок, несет – несёт.

Наряду с этим в русском языке существуют так называемые генетическиестарославянизмы – слова, обладающие фонетическими и грамматическими признаками славянизмов, но принадлежащие к нейтральному стилю. Вытеснив однокоренные русские слова, они стали общеупотребительными: плен – полон, враг – ворог, сладкий – солодкий. В других случаях генетические старославянизмы употребляются параллельно с русскими словами, но разошлись с ними в значениях: Млечный (путь) – молочный, страна – сторона, ограда – город.

К генетическим старославянизмам принадлежат также слова, относящиеся к специальной и книжной лексике: Рождество, вселенная, претерпеть, возбраняется.

Позвоночник, хрящ, ключица, лопатка

Из слов, обозначающих разные элементы опорно-двигательного аппарата, интересную историю имеют слова позвоночник, хрящ, ключица, лопатка. Позвоночник состоит из отдельных позвонков, как цепь из звеньев. Именно слову «звено» и родственно название позвоночник.

Слово хрящ в других славянских языках выглядит как хруставка, хрястка, хрустанец. В этих названиях видна связь с глаголом «хрустеть».

Сплетите пальцы между собой и резким усилием выгните их — слышите хруст? Присядьте — скрипят ли у вас колени? Этот звук производят суставы, места соединения — составления (отсюда и слово су-став) костей друг с другом, в которых много хрящевой ткани. У детей она эластична, поэтому звуков производит меньше. С возрастом хрящевая ткань твердеет, суставы становятся менее гибкими, и часто пожилые люди на вопрос: «Как жизнь?» иронично отвечают: «Скрипим!»

Слово ключица родственно и «ключу», и «клюке», и «клюшке». Все они обозначают предметы, так или иначе изогнутые. Ключица — кость, соединяющая плечо и туловище, напоминает латинскую букву S. Интересно, что клюкой в древнерусском языке называли не только палку для опоры с загнутым верхним концом, но и хитрость, изворотливость, обман.

Лопатка — это широкая, плоская кость, располагающаяся в верхней части спины и напоминающая своим видом маленькую лопату. С этим словом исторически связано название растения, имеющего широкие, плоские листья, — лопух.

Глаза, веко, ресницы

Теперь поговорим о внешности. Глаза… Откуда взялось это слово? В некоторых славянских языках слово «глаз» обозначает … булыжник, валун. В древнерусском языке «глазок» значило шарик. Учёные полагают, что первоначально слово «глаз» обозначало каменный шарик, бусинку или даже косточку ягоды. Потом оно стало употребляться вместо слова «око» в разного рода разговорных выражениях. Говорят же сейчас иногда: «Эй, ты чего шары выкатил?», имея в виду, что человек что-то пристально разглядывает. А «шары» по-древнерусски как раз и получались «глаза». Затем это слово окончательно вытеснило око, очи, оставив им только область поэзии.

Слово «веко» во многих славянских языках обозначает крышку. Веки действительно закрывают глаз, являясь его защитой. Дополнительно защищают глаз и «ресницы», чьё наименование родственно слову, встречающемуся в разных говорах русского языка, — «рясный», что значит «обильный, пышный, частый» (очевидно, в образовании слова «повинна» густота произрастания маленьких волосков — ресниц).

>Кожа

Интересно происхождение слова кожа. Оно оказывается связанным со словом «коза» и обозначало первоначально козью шкуру. Вот так!

Язык

«Язык» — слово многозначное. Помимо всем хорошо известного органа вкуса и речи, находящегося во рту, это слово обозначает и речь, и способность говорить. «Какой иностранный язык вы изучаете?», «Сколько стоит заливное из языка?», «Не могли бы вы помочь мне раскачать этот тяжеленный язык колокола?», «У вас что, язык отнялся?!» — во всех этих вопросах слово язык выступает в разных значениях.

Но был раньше у этого слова ещё один смысл, ныне совершенно забытый: «языком» называли народ, общность людей, говорящих на одном языке, понимающих друг друга. Отсюда пошло и слово «язычник» — «представитель нехристианского народа».

Любопытному читателю ещё о многом может рассказать этимологический словарь. Например, о том, что слова нога и ноготь — исторически родственные и происходят от общего слова, обозначавшего когда-то копыто.

Или о том, что шея названа так потому, что «сшивает» голову и туловище, а в родственном слове «шиворот» (употребляется только с предлогом за и в составе наречия шиворот-навыворот), «спрятаны» значения «шить, сшивать» и «вертеть».

Или о том, что исторически близкими оказываются слова «бровь» и «бревно». Словом, не забывайте при всяком удобном случае заглядывать в словарь – вы всегда найдёте там много интересного!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *