Бытие 3 глава

Бытие 3 глава

Бытие, глава 3

Этот же отрывок в ESV | NIV | NASB | NKJV

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

предыдущая глава | следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете,но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?

Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Комментарии из Женевской Библии: Бытие 3 глава

3:1-24 Человек подвергается испытанию свободой выбора (см. ком. к 2,17). Это испытание происходит в рамках завета, основанного на делах: послушание дает им право жить с Богом, непослушание приносит смерть.

3:1 Змей. См. Введение: Трудности истолкования. Символ земной (не духовной) мудрости; змея самое «заземленное» животное, она простирается по земле всем своим телом и как бы сливается с ней. Иными словами, змея неотделима от земли и символизирует познание не столько добра, сколько зла. Образ змея олицетворение сатаны. См. статью «Сатана».

сказал змей… сказал Бог. Цель змея зародить сомнение относительно того, что все слова Бога подлинные, т.е. являются истиной. Жена стоит перед выбором ей надо выбирать из того, что сказано Богом и что сказано змеем. И она своей свободной волей склонится к тому, что сказал змей (ст. 6).

3:2 сказала жена. Жена представляет запрет более суровым, чем он был на самом деле. В сущности, она исказила слова Божии и говорила свое, поскольку в запрете, наложенном Богом, слов «не прикасайтесь» не было.

3:5 как боги, знающие добро и зло. Слово «знать» в Библии часто употребляется в значении «быть причастным» (напр.: 1 Пар. 28,9; Иов. 21,14; 24,1; 34,12; Ис. 1,3; 43,10; 45,4; Иер. 5,4.5; 31,34; Ин. 8,19; 10,15). Бог, в этом смысле, не знает зла, ибо Бог и зло несовместимы. Слова змея свидетельствуют о том, что он сам «не знает» Бога и не причастен к Его жизни.

3:6 дает знание. Характер этого «знания» жене известен не был. Именно в этом и заключалась притягательная сила дерева, которое сразу стало «хорошо для пищи… приятно для глаз и вожделенно». Следует, однако, отметить, что в словах змея была и доля правды: он сказал, что люди узнают не только «добро», но и «зло», т.е. им придется познать его, испытав на себе. Самое страшное зло уход от Бога и смерть. В этом смысле смерть не явилась наказанием она и есть то самое зло, которое человек захотел познать, хотя и был предупрежден Богом (2,17). См. статью «Грехопадение человека».

взяла… и ела… и дала также мужу… и он ел. Тем самым выбор был сделан в пользу змея.

3:7 открылись глаза у них. Люди лишились духовного видения. То знание, которое они обрели, не содержало в себе ни добра, ни мудрости, а лишь осознание греха и чувство отдаления от Всевышнего. В человека вошла смерть, через познание которой ему также предстояло пройти, поскольку он сам это выбрал.

наги. Слово, переведенное здесь как «нагой», имеет два значения: «нагой» (ст. 7) и «хитрый», «коварный» (ст. 1). Люди стремились стать мудрыми, но стали «нагими», т.е. утратившими то, что имели, и «хитрыми», или «коварными» (т.е. обрели те качества, которыми обладал змей). Обнаружив, что они теперь походят на змея, люди «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание», возможно, таким образом желая уменьшить или скрыть это сходство.

3:8 услышали голос Господа Бога. Человек бежит от голоса своего Творца. скрылся. Собственная совесть обличала людей, они больше не желали той близости с Богом, которой ранее наслаждались (Рим. 2,12-16). Изгнание людей из рая вполне соответствовало их же стремлениям.

3:9 где..? Этот риторический вопрос заставляет их выйти к Богу (4,9; 11,5).

3:10 голос Твой я услышал. С того момента, когда «открылись глаза у них» (ст. 7), человек уже не мог видеть Бога, он только слышит Его голос.

убоялся. Человек убоялся Бога, потому что стал «наг». Нагота, сблизившая человека со змеем, создала преграду между ним и Богом. Бог Сам устранит эту преграду (см. ст. 21).

3:11 не ел ли ты от дерева. Адаму предоставляется возможность для раскаяния. Но человек стал «нагим» и «хитрым». Наготу он прячет от Бога, прикрываясь хитростью.

3:12.13 Извращая истину, обвиняя друг друга и даже Бога, люди действовали в полном соответствии с обретенным «знанием».

3:14 проклят. Проклятие касается только змея людей Бог не проклинает, напротив, людей Он защитил Своим благословением еще при сотворении их (1,28).

ты будешь ходить на чреве твоем. Образное выражение, которое можно истолковать как «недалеко уйдешь, недалеко продвинешься в своей хитрости».

есть прах во все дни. Прах является символом крайнего унижения (Пс. 43,25; 71,9). Есть прах значит «постоянно испытывать поражение».

3:15 вражду положу. Положить вражду то же, что «воспрепятствовать дружбе», т.е. исключить всякую возможность взаимопонимания и соглашения.

между семенем твоим и между семенем ее. Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха (Ос. 13,14; Откр. 5,9).

поражать… жалить. Эти два глагола выражают контраст между тем, что сделает «семя жены» змею (поразит его) и тем, что сможет причинить «семени» змей (только ужалит).

в голову… в пяту. Христос обетованное «семя» поразил змея в голову, змей же пытается «ужалить» искупленных Христом, но может сделать это только в пяту, поскольку, ходя на чреве своем (см. ст. 14), выше пяты подняться не может.

3:16 умножая умножу скорбь твою. На женщину не ложится проклятие (см. ком. к 3,14), но ее скорбь об утраченном умножится физическими страданиями.

в беременности. Бессмертие заменяется рождением потомства, что дает начало истории искупления. Среди детей будут как избранные, так и нечестивые.

к мужу влечение… он будет господствовать над тобою. То же выражение почти дословно повторяется в ст. 4,7, с той только разницей, что здесь оно адресовано «жене», а во втором случае мужчине (Каину). Это дает основание предполагать, что в данном случае речь идет не только о взаимоотношениях между супругами, но и о чем-то еще, не менее важном.

Поскольку в 4,7 понятия «влечение» и «господство» связываются со грехом, можно соотнести символы «жена» и «муж» с понятиями «внешнего» и «внутреннего» человека (Рим. 7,22; 2 Кор. 4,16; Еф. 3,16). Тогда в этом стихе открывается еще одно его значение: Бог заповедал «внешнему человеку» (жене) направлять свое влечение не к миру (и змею), а к «внутреннему человеку» (мужу), который и должен господствовать. По этому же принципу строится и брак в его земной форме.

3:17 проклята земля за тебя. Проклятие, навлеченное Адамом, не может пасть на него (см. ком. к 3,14), оно падает на землю.

со скорбью. Сам по себе труд это не проклятие, а благословение, данное Богом (2,15); проклятие, лежащее на самой земле, делает труд на ней горьким и тяжелым.

земля. Нормальные взаимоотношения человека с землей, заключавшиеся в его владычестве над нею, в корне изменились; вместо того чтобы подчиняться человеку, земля сопротивляется ему (2,7 и ком.). Вся земля, «вся тварь», погубленная в результате такой дисгармонии, жаждет воскресения и восстановления (Рим. 8,20-22).

3:18 терния и волчцы. Многое из того, что сейчас «произрастает» на земле, не было изначально сотворено Богом, а возникло в результате перерождения, вызванного павшим на землю проклятием.

3:19 прах ты. См. ком. к 2,7.

в прах возвратишься. Физическая смерть одновременно является и наказанием, и благословением (см. 2 Кор. 5,1 8).

3:20 Ева. В переводе с еврейского «жизнь». матерью всех живущих. Т.е. всего человечества.

3:21 одежды кожаные. Теперь люди перестали быть «нагими» т.е. отныне они могут уже не скрываться от Бога (см. 3,8 и ком.).

одел. Бог Сам устранил преграду, созданную людьми, которая препятствовала (или им так казалось) их общению с Богом.

3:22 стал как один из Нас. Для истолкования этого стиха, сопоставим его с Иов. 1,6: «И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана». Если ст. 3,22 подразумевает подобную же ситуацию, то слова «один из нас» могут относиться к сатане (змею), поскольку из духовных существ он единственный знал зло. Таким образом, Господь сказал, что человек стал походить на этого «одного», знакомого со злом, на сатану.

жить вечно. Ничто, привнесенное в человека не Богом, искажающее образ Божий и не позволяющее человеку быть подобием Божиим, не может жить вечно.

3:23 выслал… возделывать землю. До этого человек возделывал «сад» (2,15), а землею «обладал» и «владычествовал» над творением (1,28).

3:24 на востоке. См. 2,8 и ком.

Херувима. Один из ангельских чинов (см. Исх. 2,18).

← Бытие 2 • Бытие 4 →

Толкование Библии, Книга Бытие 3 глава

2. ИСКУШЕНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ (глава 3)

Быт. 3:1-7. В этих стихах отражено как историческое грехопадение человека, так и «прототип» искушения, и, следовательно, содержится исчерпывающий «материал» для изучения искушения как феномена, ибо истоки греха не следует искать ни в обстановке, ни в наследственности.

В первых двух главах Бытия записано сказанное Богом; теперь же «заговорил» змей (дьявол; Откр. 20:2). Слово Бога — источник жизни и гармонии; лживое слово змея — причина хаоса и смерти. Истина старше лжи; вначале было слово Божие, потом — сатанинская ложь.

В евр. тексте очевидна связь — посредством игры слов — между Быт. 3:1 и 2:25: Адам и Ева были «наги» (аруммим); змей был хитрее (арум — проницательнее, хитрее) других. Их нагота говорила о том, что они не знали зла, не видели расставленных для них ловушек, и поэтому сатана пустил в ход свою хитрость, чтобы воспользоваться их чистотой и наивностью.

Хитрость (здесь в значении и «проницательности», «утонченности») не является злом сама по себе (ведь одна из целей Библии состоит в том, чтобы сделать таковыми верующих: например, Прит. 1:4, где слово арма — «хитрость», «проницательность» переведено как «смышленость»). Однако змей употребил это свойство в злых целях.

Итак, искусителем был сатана, явившийся в образе змея; в этом содержится намек на то, что искушение не приходит открыто, но маскируется; оно возникает неожиданно и может прийти от «подчиненного» (человеку положено было владычествовать над «пресмыкающимися по земле»; Быт. 1:28).

В 3:1-7, по-видимому, налицо и полемический элемент: ведь змею поклонялись язычники. Бывший в их понимании символом жизни, он был на самом деле причиной смерти. Божественные «свойства» (обещание змея в 3:5) не даются посредством языческих верований и почитания их символов. Это путь смерти, а не жизни.

Ева либо не знала Божьего повеления достаточно хорошо, либо не старалась запомнить его. В противоположность ей Христос одержал победу над сатаной благодаря точному знанию Божьего слова (Матф. 4:4,7,10). (Таблицу «Искушение сатаною Иисуса и Евы» в толковании на Матф. 4:3-11.) Ева пренебрегла данными ей привилегиями и неточно пересказала змею как запрещение (в сторону преувеличения) Бога, так и предупреждение Его о наказании (в сторону смягчения его); это видно при сопоставлении ее слов (Быт. 3:3) с «заповеданным» Богом в 2:16-17. Выслушав Еву, сатана бесцеремонно «отменил» обещанные наказание и смерть (3:4). Сатана — лжец от начала (Иоан. 8:44), и это было первой его ложью людям: грешить можно, это сойдет вам с рук. Между тем, грех карается смертью (Быт. 2:17).

Кроме того, искуситель «поставил под сомнение» характер Бога, намекнув на то, что Он из ревности удерживает людей от достижения ими своего предназначения (3:5). Вкусив плодов с запретного дерева, они станут, как боги. Здесь евр. Елогим, означающее «Бог», но неизменно употребляемое во множ. числе. Буквально оно выражает понятие «сил», «властей», и именно так передано в Септуагинте — как «боги». Но правильнее было бы перевести его как «Бог», хотя бы потому, что Адам и Ева знали лишь одного, истинного, Бога; при таком переводе, кроме того, полнее выражается идея противопоставления Бога и людей, которым свойственно дерзостное стремление к «самообожествлению».

Итак, по словам сатаны, Бог знал, что люди, если вкусят запретного плода, то станут равными Ему. И вот он, искуситель, обещает им обретение божественного свойства — способности познания добра и зла.

На этом дело дьявола было закончено. Женщина была оставлена во власти своих природных желаний и физических влечений. Слово «вожделенно» (нехмад, стих б) этимологически связано со словом, которое появится позже, в заповеди Десятисловия: «Не желай» (тахмод; Исх. 20:17). То, что Ева увидела «на практике» (хорошо для пищи приятно для глаз, и сулит получение знания, а потому — вожделенно) и толкает человека «переступить границу», коль скоро ему кажется, что «преграда» (наказание) — удалена.

Последствия, конечно, не оправдали ожидания. Обещание Божественной проницательности не осуществилось. Ева и Адам — оба ели, и открылись глаза у них, но это лишь навлекло на них беду. Им стало неловко в присутствии друг друга (наступили недоверие и отчуждение) и неловко перед Богом (страх охватил их, и они пытались спрятаться от Него). Обещанное дьяволом никогда не исполняется. Мудрость никогда не достигается непослушанием Божьему слову. Как раз наоборот: «начало мудрости — страх Господень» (Прит. 1:7).

Быт. 3:8-13. Остальная часть главы подразделяется на три части: а) встреча с Господом, при которой два грешника, услыхав голос Его, испугались и попытались скрыться между деревьями рая (стихи 8-13); б) предсказания Господа относительно изменения положения как змея, так и женщины и мужчины (стихи 14-19); и в) изготовление Господом одежды для людей — как предвозвещение нового Порядка вещей (стихи 20-24).

Наказание и как часть его — неизменные теперь заботы о выживании — вот последствия греха. Вместо жизни, мужчина и женщина получили смерть; они имели радость — обрели скорбь; на место изобилия пришли скудость и тяжелый труд; вместо совершенного общения, уделом их стали отчуждение и разлад.

Лейтмотивом третьей главы являются смерть, тяжкий труд, пот, прах, тернии, древо, борьба и семя (потомство), и все они прослеживаются до Христа, все тесно связаны с темой Спасителя. Он — другой Адам, понесший на Себе проклятие человеческое; в тяжком борении источал Он кровавый пот, и венец на Его челе был сплетен из терниев; распятый на древе, Он принял смерть, как бы приобщился к праху.

Быт. 3:14-19. Бог говорил к змею (стихи 14-15), к Еве (стих 16) и к Адаму (стихи 17-19). Обращаясь к змею. Он а) провозгласил, что, ползая на чреве и питаясь прахом, змей будет служить человеку постоянным напоминанием об искушении и грехопадении, и б) Бог дал понять, какая власть стоит за змеем, и объявил, что между силами сатаны и человечеством будет вестись постоянная борьба.

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Потомством («семенем») жены явился Каин, потом — все человечество в целом, а потом Христос и все, кто в Нем. Под «семенем» змея (сатаны) подразумеваются все бесы и все, кто служат его царству тьмы, все те, чей «отец — дьявол» (Иоан. 8:44). Сатана будет постоянно приносить вред человечеству (жалить его в пяту), но Семя, Христос, нанесет последний, решающий, удар (Он поразит его в голову).

Затем Бог сказал жене, что она в страданиях будет вынашивать и рожать детей. И муж ее, которого она толкнула на грех, будет господствовать над нею, но, несмотря на то, что он явится, таким образом, источником ее «болезней», она будет испытывать к нему непреходящее влечение.

Адаму Бог сказал, как трудно ему будет добывать себе на жизнь (3:17-19). Смертью окончится его существование — он возвратится в землю, из которой взят и снова станет прахом. Таков финал его мечтаний о «божественном статусе».

Все эти кары составляют справедливое возмездие. Адам и Ева согрешили, «вкусив» запретного плода, — и им предстояло страдать ради «вкушения» своей повседневной пищи; Ева толкнула мужа на грех, и ей, которая «повела его за собой», предстояло подпасть под его господство.

Гибель, которую змей навлек на род человеческий, обернется его собственной гибелью.

Но одновременно Бог милостиво позаботился о падших людях. Они будут умирать, чтобы не жить вечно в постигшем их греховном состоянии, но так как от них будут рождаться дети (стих 16), то род человеческий не угаснет. Конечная победа придет через Христа — Семя (Гал. 3:16) жены (сравните с «родился от жены» в Гал. 4:4).

Как бы ни старались люди избавиться от господства мужчин в обществе, от тяжкого труда, от родовых болей и смерти — все это и многое другое будет продолжаться, потому что грех живет в людях и в мире.

Быт. 3:20-24. В этих стихах нельзя не заметить как веры Адама, так и заботы Бога о падших людях. Последнее, как уже было сказано, проявилось прежде всего в том, что Господь лишил их физического бессмертия. Что же до веры Адама, то она явствует из имени, которое он дал своей жене: Ева (что значит «жизнь», или точнее — «производительница жизни»). Адам, следовательно, смотрел вперед, в будущее, руководствуясь перспективой жизни, а не смерти. Вера Евы проявится позже, когда она скажет о первенце своем Каине, что «приобрела человека от Господа» (4:1).

Все последующие отношения Бога с людьми, ставшими грешниками, уходят корнями в тот первый поступок Адама и Евы, совершенный ими в ослушание Творца. Однако Бог есть Бог спасения, о чем свидетельствует и тот факт, что Он Сам сделал одежды кожаные Адаму и жене его. С этой целью «в жертву» было принесено животное или животные, и впоследствии жертвоприношениям животных в Израиле предстояло сыграть особую роль в осуществлении Божьего плана освобождения людей от проклятия: за жизнь уплачивалось жизнью. Грешник должен умереть! (Иез. 18:20; Рим. 6:23).

И все-таки он будет жить, если поверит в Господа, Который по Своей воле сделался грешнику заменой! «Кожа», которой Господь прикрыл наготу Адама и Евы, постоянно напоминала им о заботе Небесного Отца. Существует явная параллель между этим и тем, чему предстояло совершиться в будущем, когда по наступлении «полноты времен» Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в «одежды» праведности (Рим. 3:21-26).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *