Булгаков Михаил афанасьевич фотографии

Булгаков Михаил афанасьевич фотографии

Интересные факты из жизни Булгакова (6 фото)

15 мая 1891 года появился на свет один из самых читаемых писателей современности Михаил Афанасьевич Булгаков. Его жизнь была насыщена событиями с головокружительными взлетами и громкими падениями. Одно время он мог ходить, как нищий, а уже на следующий день выглядеть богачем, проходя по улочкам в сопровождении прекрасных спутниц. Предлагаю вам узнать несколько интересных событий из жизни великого писателя.

О продаже души

Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.

Дача Булгаковых в Буче, август 1913. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, первая жена Татьяна.

Отсутствующий персонаж

В 1937 году, в годовщину смерти А.С.Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич.

Клад Михаила Булгакова

Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.

История Воланда

Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?»

В первой редакции произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане.

«Собачье сердце» и русская революция

Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков — аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. д.

Прототип Бегемота

У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.

Иван Васильевич: назад в будущее

Еще в 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и переносит в современный мир (т.е. 1934 год) Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадают двойник Ивана Грозного управдом Бунша-Корецкий и жулик Жорж Милославский. Современники Булгакова замучали автора просьбами об изменениях и переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и Иосифа Сталина.

Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили (по крайней мере, в СССР).

Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком.

Кстати, американскому зрителю фильм тоже знаком, но под измененным названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back to the Future»).

Значимые цитаты Булгакова

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.

Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.

Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.

Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные.

На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

На свете существует только две силы: доллары и литература.

Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.

>Михаил Булгаков, биография, новости, фото

Биография Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков – гениальный литератор и великий мистификатор, написавший «Дьяволиаду», «Белую гвардию», «Ивана Васильевича», «Дни Турбиных», «Бег», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту» и множество других уникальных произведений. Многие из них были экранизированы на родине писателя и за рубежом. Писатель Михаил Булгаков Драгоценным заветом его творчества ряд критиков считает стремление дать возможность читателям почувствовать себя созидателями своих судеб. Для этого право выбора поступка он предоставлял главному персонажу, а финал произведений оставлял открытым, либо заканчивал их гибелью героя.

Детство

Будущий «мистический сочинитель» родился 15 мая 1891 года в Киеве, в обеспеченной интеллигентной семье Афанасия Ивановича, сначала доцента, а затем профессора городской духовной академии, и Варвары Михайловны, дочери протоиерея, преподававшей в гимназии. Семья Михаила Булгакова (будущий писатель за мамой) Миша был старшим из семи их деток, рос смышленым и очень способным ребенком. После ухода из жизни главы семьи в 1907 его родной брат Петр, служитель церкви в Токио, привез к ним с целью получения русского образования двоих сыновей. Вскоре с ними стала жить еще и дочь кузины отца Иларии, приехавшая в Киев для учебы. В итоге 38-летней матери приходилось справляться с десятью детьми. Она прививала им стремление к знаниям, сплоченность, трудолюбие. Домашний спектакль Михаила Булгакова Атмосфера в их семье была творческой – они нередко устраивали домашние оркестры, ставили спектакли под руководством Михаила. Старший сын прекрасно пел, писал рассказы и стихи, играл на рояле. В 1909 году он окончил элитную Первую киевскую гимназию и стал студентом университета, выбрав будущей профессией медицину.

Практика

Когда началась Первая мировая война, юноша трудился в госпитале, потом добровольцем ушел на передовую, участвовал в Брусиловском прорыве, приобретал врачебный опыт в Каменце-Подольском и в Черновцах.
В 1916 он получил высшее образование (диплом с отличием) и трудился земским лекарем в деревне Смоленской губернии, проводя хирургические операции в одиночку в условиях нехватки лекарств и инструментов. Он описал впоследствии рабочие ситуации, происходившие тогда с ним, недавним студентом, вынужденным самостоятельно справляться с тяжелыми болезнями, в цикле рассказов «Записки юного врача». Некоторое время ему довелось поработать также в Вяземской городской больнице. Михаил Булгаков в молодости Однажды после контакта с больным дифтерией ребенком и приема противодифтерийного препарата, вызвавшего болезненную реакцию, он сделал себе инъекцию морфия. И в результате 26-летний эскулап уже не мог отказаться от этого «чудо-лекарства». К счастью, жена вскоре заметила его пагубное пристрастие и помогла отказаться от наркотика, постепенно уменьшая принимаемые им дозы.

В 1918 он вернулся в Киев, открыл частную практику и лечил венерические недуги. В городе постоянно менялась власть – попеременно приходили большевики, петлюровцы, войска Деникина, гетмана Скоропадского. Врачи были необходимы всем, и в 1919 Булгаков был мобилизован в Украинскую армию, потом служил в формированиях Красной, а с осени оказался на Северном Кавказе в рядах Добровольческой. После войны Михаил Булгаков бросил врачебную практику Военные невзгоды его измотали, и он подал рапорт о переводе его в резерв по состоянию здоровья. В начале 1920 во Владикавказе он дебютировал в качестве журналиста новой газеты «Кавказ». Белая армия и ее сторонники тогда покидали родину. Он бы тоже уехал, но заболел тифом и позже неоднократно упрекал жену, что не решилась вывезти его за рубеж больного.
После установления власти большевиков он был назначен начальником литературного отдела ревкома. Для местного театра им были написаны комедия «Вероломный папаша», юмореска «Самооборона», пьеса о «туземной жизни» «Сыновья муллы», имевшие успех.

Литературная деятельность

В 1921 Михаил перебрался в столицу, где сотрудничал с рядом журналов и газет. В том же году в берлинском просоветском печатном органе «Накануне» была опубликована его сатирическая повесть «Похождения Чичикова». В 1923 он стал членом Союза писателей, спустя год создал социальную драму «Дьяволиада».
В период 1924-1928 гг. появились «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Багровый остров», «Бег». Тогда же, с триумфальной постановки драмы «Дни Турбиных», очень понравившейся Сталину (он посетил спектакль 14 раз), писатель начал сотрудничать с МХАТом и работать над своим главным трудом – «Мастер и Маргарита» – уделив его созданию 12 лет, т.е. весь остаток жизни. Отказано ему было также в печати прозаических произведений, включая откровенно антисоветское «Собачье сердце». В отчаянии он написал письмо Сталину, где выразил убежденность в необходимости свободы массовой информации и настоятельно попросил позволения выехать за границу или зарабатывать литературным творчеством.
После этого при содействии главы государства его взяли в МХАТ ассистентом режиссера. На сцене этого драмтеатра он поставил Гоголя и Диккенса, сыграв в «Пиквикском клубе» роль судьи, одновременно трудился над романом «Мастер и Маргарита», утопией «Адам и Ева», драмой «Последние дни», пьесой «Александр Пушкин», комедией «Иван Васильевич», ставшей впоследствии основой для популярного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Михаил Булгаков во времена работы во МХАТе В 1936 он представил на суд зрителей «Кабалу святош» по своей пьесе «Мольер». Премьера прошла с триумфом, но после разгромных рецензий в прессе постановку сняли с репертуара, а ее создатель перешел на работу в «Большой театр», где в качестве литературного консультанта занялся написанием оперных либретто.

Личная жизнь Михаила Булгакова

Михаил был истинным ценителем женской красоты. Первый раз он женился, будучи студентом второго курса, на недавней гимназистке Татьяне Лаппе. Мать была против чрезмерно ранней для того времени женитьбы и корила сына за легкомыслие. И действительно этот брак оказался недостаточно прочным. Они расстались из-за нового увлечения драматурга. Михаил Булгаков и Татьяна Лаппе Вторую избранницу Любовь Белозерскую Булгаков встретил в 1924 на одном из вечеров, проходивших в редакции издания «Накануне». Она была бывшей женой журналиста Ильи Василевского, эмигрировавшей с ним в Константинополь, модной и утонченной, в прошлом балериной, выступавшей в парижских театрах. Михаил Булгакова и Любовь Белозерская В 1925 они поженились, но в 1929 в семейной жизни начались сложности. Писатель познакомился на масленицу у общих друзей с Еленой Шиловской (в девичестве Нюрнберг, по первому мужу Нееловой), супругой военачальника и матерью двоих сыновей. Вначале она стала подругой второй жены литератора и его любовницей, а в 1932 Михаил развелся с Любовью и сразу же заключил брак с Еленой. Она стала его последней любовью, музой, другом, литературным секретарем и сделала все для издания его произведений. Михаил Булгакова и его третья жена Елена Интересно, что у всех трех жен драматурга также было по три брака. Причем у первой спутницы жизни он стал первым супругом, у второй – вторым, у третьей – третьим. Считают, что это обстоятельство заставляет задуматься о присутствии мистики не только в творениях драматурга, но и в жизни.
Детей у Булгакова не было, однако усыновил сына Шиловской от предыдущего брака. Его потомки и являются в данный момент законными наследниками писателя.

Смерть

В 1939 году драматург завершал работу над либретто оперы Глиэра «Рашель». Музыку к нему писал Исаак Дунаевский, они подружились. Кроме этого, он интенсивно трудился над пьесой о юности Сталина. Вождь ее одобрил, но, вопреки ожиданиям, постановка и печать произведения оказались под запретом. Михаил Булгаков перед смертью Это обстоятельство серьезно подкосило здоровье автора. Его настигла наследственное заболевание почек. Для снятия сопутствующих болей он вновь начал принимать морфий, что послужило слухами о его болезни из-за пристрастия к наркотикам. Некоторые недоброжелатели даже утверждали, что его недуг был следствием связи с нечистой силой – многим показалось странным, что Булгаков умер сразу после окончания работы над «Мастером и Маргаритой». Могила Михаила Булгакова В марте того же года великого литератора не стало. Тело его кремировали и прах похоронили на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *