Будьте совершенны как отец ваш небесный

Будьте совершенны как отец ваш небесный

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный»

Слово «итак» указывает, что теперь последует вывод из прежде сказанного. Иисус уже описал Своим слушателям бесконечную любовь и милосердие Божие и теперь призывает их к совершенству. Отец небесный «благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6:35), Он унизил Себя, чтобы возвысить тебя, и поэтому, говорит Христос, ты можешь уподобиться Ему и предстать без порока пред ангелами и людьми.

Условия для получения вечной жизни сейчас все еще те же, какие были в раю, а именно: совершенная праведность, согласие с Богом и полная согласованность с основами Его закона. В Ветхом Завете нам представлен тот же пример идеального характера, как и в Новом Завете, и это есть образец, которому мы можем уподобиться. В основании каждой заповеди, каждого божественного требования лежит определенное обетование; Господь принял все меры к тому, чтобы дать нам возможность уподобиться Ему, и Сам лично помогает в этом каждому, кто не сопротивляется и не отстраняет Его милости.

Господь возлюбил нас безграничной любовью, и в нас рождается любовь к Нему, когда мы познаем широту и долготу, глубину и высоту этой превосходящей всякое познание любви. Откровение красоты характера Христа, влекущей к Нему сердца, и познание Его любви к нам, когда мы были еще грешниками, смягчают и побеждают своенравное сердце; грешник изменяется и становится чадом Божиим. Чтобы искоренить грех из человеческого сердца, Господь действует не принуждением, а любовью. Ею Он превращает гордость в кротость, вражду и неверие в любовь и веру.

Иудеи старались собственными силами достигнуть совершенства, но все же не достигли своей цели. Христос уже говорил им, что со своей собственной праведностью они не могут войти в Царство небесное. В Своей проповеди Он описал плоды этой праздности и теперь одним коротким предложением указывает на ее источник и характер. Будьте совершенны, как Бог совершен. Закон есть только отражение характера Божия. Познайте в вашем небесном Отце совершенное откровение всех принципов, лежащих в основе Его правления!

Бог есть любовь. Как от солнца исходят лучи света, так от Него исходят любовь, радость и свет ко всему Его творению. Богу свойственно давать, и вся Его жизнь представляет собой проявление этой бескорыстной любви.

Он хочет, чтобы мы были так же совершенны, как Он. В нашем небольшом круге мы должны быть таким же светом, каким Он является для всей вселенной. В нас нет ничего собственного, поэтому мы должны отражать сияющий в нас свет Его любви. Совершая добро силой благодати, данной нам, мы можем быть совершенными в своем роде, как Бог в Своем.

Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Будучи детьми Божьими, мы должны быть причастны Его естеству и подобны Ему. Каждый ребенок живет благодаря жизни своего отца. Если же мы дети Божьи, рожденные от Его Духа, то мы живем благодаря жизни Божией. Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (1 Кол. 2:9), и «жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4:11).

Эта жизнь разовьет в нас тот же характер и те же дела, какие во Христе. Она приведет нас в полное согласие с каждой Его заповедью, ибо «закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8).

Любовью «оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу» (Римл. 8:4).

Велик Господь! К Нему сердца и руки! Ему хвалу гласит тимпана звон. Ему хвалу играйте, песен звуки! Велик Господь, и свят Его закон!

Н. Языков

Незабудка. Просящему у тебя дай!

Александр Григорьевич Раков

Александр Раков
ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ ДАЙ!
Я рассказал по телефону о случившемся со мной настоятелю храма прп.Серафима Саровского в пос. Песочный о.Игорю Филину и попросил объяснить произошедшее.
— Что можно сказать? Вот нередко мы вздыхаем, мол, хотелось бы узнать Промысл Божий о нас, чтобы не согрешать. Зачастую и отцам духовным задаём его. Такой вопрос, конечно же, задают духовные младенцы, потому что Господь от нас ничего не скрывает. Он всё время с нами говорит на языке обстоятельств нашей жизни. И всё, что от нас требуется — внимательнее относиться к тому, что с нами происходит, не забывать задавать вопрос: почему это происходит? Ибо порой, когда с нами случаются несчастья, мы начинаем сетовать, жаловаться: «За что мне это? Вот другие ещё хуже живут, а у них нет этих несчастий и болезней. За что?» Духовные отцы говорят, что надо задавать вопрос не «за что?», а «почему? для чего?» Ибо, как говорит апостол Павел, Бог хочет, чтобы всякий человек спасся и к познанию истины пришёл. Для понимания можно нарисовать мысленно такую картинку. Человек взывает: «Господи помилуй!» А Господь сверху смотрит на тебя и говорит: «Ну что же, чадо, Я готов тебя помиловать. Но все твои страстишки, греховные привычки растопырились во все стороны, как сучья, и не влезаешь ты в узкие врата, ведущие ко спасению. Но раз просишь, Я помогу. Тебе придётся потерпеть, поскольку Я буду эти сучки да колючки обламывать». Оттого-то св.отцы и предупреждают, что молясь: «Господи, да будет святая воля Твоя», добавлять: «А мне дай силы потерпеть». Ибо, как сказал Господь: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15.5). Мы, действительно, ничего без Бога не можем. И это осознание своей полной немощи, очень спасительно, потому что каждый наш вдох, всякая мысль, даже поворот языком — всё делается благодаря Господу, Который даёт нам силы, жизнь и разум. Другое дело, как мы этим пользуемся.
Итак, поговорим сегодня об одной страсти — о жадности, которая мешает нам наследовать Царство Божие. Значит, Господь будет обязательно нам помогать от неё избавиться. Например, сказано: «Просящему у тебя дай» (Мф.5.42). Заметьте, Христос не говорит — сколько дать, кому и за что? А как поступали святые? Прав.Иоанн Кронштадтский хоть и говорил, что милостынька должна согреться в руке, однако сам заходил в лавку зеленщика и менял крупные деньги на мелочь, дабы раздать всем просящим. Схимонах Иннокентий Сибиряков, когда был ещё мирянином-миллионером, никому никогда не отказывал в помощи. Так же поступал и свт.Филарет Милостивый. А как же быть с нами, которые не торопятся милостыню подавать? Господь посылает нам такие случаи в жизни, когда надобно подать милостыньку.
Я вспоминаю историю, произошедшую со мной, когда я делал первые шаги к Церкви. Отдыхая в Гаграх, я на Преображение Господне пошёл в маленькую церковь, в которой исповедовался накануне, и причастился. Иду счастливый домой, вдруг меня догоняет женщина и протягивает пять рублей — деньги в 1985 году немалые — и говорит: «Возьмите милостыньку». Как человек самодостаточный и неплохо в те времена зарабатывающий, я неприятно смутился: мне предлагают милостыню? И ответил, что не нуждаюсь. А она: «Я вас очень прошу — возьмите. Понимаете, подать некому». А надобно сказать, что местные абхазские милиционеры очень ревностно следили, чтобы нищих и попрошаек не было. Поняв, что у женщины потребность дать милостыньку, я взял деньги, спросил имя. Потом говорю: «Мария, я, вернувшись в Ленинград, закажу молебен о вашем здравии». Она в ответ: «Делайте, что хотите. Спасибо». И убежала. Вот какая потребность была у людей ещё не так давно — подать милостыню! А сегодня… нищих много, но среди них немало профессионалов-попрошаек, обманщиков, и мы не торопимся подавать. А тем не менее, мы должны исполнять заповедь «быть милостивым». Свт.Иоанн Златоуст сказал, что спасаться христианам надобно, подавая милостыню нуждающимся.
А вот другая история. Через два года после того, как я уверовал, я получил благословение быть при церкви, поэтому уволился с работы и решил поступать в семинарию. В семинарию меня не взяли. Как мне сказал нынешний архиепископ Арсений: «Чего ж ты хотел? Уволился с должности преподавателя института, будучи кандидатом наук, доцентом, вдруг уверовал и явился в семинарию?» — «Так что же мне делать?» — «Иди в какую-нибудь церковь, работай». А в это время Церкви передавали храм Владимирской иконы Божией Матери, что у Кузнечного рынка. И я поехал, я был безработным, и вопрос о хлебе насущном встал передо мной очень остро. Проезжая мимо Преображенского собора, я почувствовал, что надо зайти в храм, помолиться и попросить Бога, чтобы меня взяли на работу. Подхожу к собору, и тут ко мне обращается не очень трезвый мужичок: «Мужик, дай рубль». Для меня — безработного — рубль уже имел цену. До сих пор не понимаю, как у меня сорвалось с языка: «Бог подаст!» Гордость во мне взыграла: что значит – дай?! Ну, попросил бы, другое дело. Купил я в храме свечку, поставил, помолился и поехал во Владимирскую церковь. Вдруг меня, как обухом по голове, мысль: «Я только что просил у Бога помощи, а у меня просил человек, и я ему отказал… Вот и Господь теперь ничего мне не даст». Почувствовав весь ужас своего положения, взмолился: «Господи, я на обратном пути пойду в Преображенский собор, найду того нищего и дам ему рубль, только Ты уж не оставляй меня». Во Владимирском храме я переговорил с церковным старостой, получил надежду, что меня возьмут, как только закончится ремонт, и поехал обратно. Подбегаю к Преображенскому собору, вижу — в ста метрах от меня идёт тот нищий. Я кричу: «Эй, мужик, возьми рубль». Он остановился, посмотрел на меня вопрошающе, подумал и ответил: «Ну, ладно, давай твой рубль». Сунул деньги в карман и пошёл. Я возблагодарил Бога: «Господи, слава Тебе». К слову, во Владимирскую церковь меня не взяли, зато спустя короткое время взяли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, где могила блж.Ксении. Здесь меня — немолодого незнакомого человека — окружили любовью, накормили, обогрели, и настоятель о.Виктор благословил стать священником.
Расскажу ещё один случай, произошедший со мной в Греции. В 2002 году я, побывав на Афоне вместе с двумя моими прихожанами, решили посетить греческие святые места на материке. Нашим гидом должен был стать говорящий по-русски греческий монах – о.Прокопий. Он часто бывает на материке и возит паломников по святым местам. Стали мы ему звонить — трубку долго никто не брал, наконец, дозвонились. Он оказался занят — возил уже какую-то группу, и отказал нам. Едем мы в автобусе по Салоникам, вдруг кто-то говорит: «О, это же о.Прокопий». Мы подходим, здороваемся и я говорю: «Это я вам звонил вчера по поводу сопровождения по святым местам…» И чувствую, что в восторг мои слова монаха не привели. Но я был настойчив: «Вот видите, батюшка, Матерь Божия всё-таки устроила нам с вами встречу». Против воли Божией Матери ему возразить было нечего, и он согласился стать нашим гидом. Взяли напрокат машину, едем в Метеоры, я спрашиваю: «Отец, сколько мы должны будем вам?» Он ответил: «Я обычно беру 100 евро в день» — «Ого!», — подумал я про себя, ведь мы подряжались на три дня… А он вдруг говорит: «Лучше вы мне новый мобильный телефон купите, этот старый, плохо работает. Вы вот тоже не могли до меня дозвониться». Я обрадовался, поскольку как раз перед отъездом купил новый телефон. Надобно сказать, что в России мобильники раза в три дешевле, чем в Греции. Значит, я отдам ему свой, а, вернувшись, в Россию, себе куплю новый.

Вот как хорошо всё устроилось.
Мы три дня колесили по Греции. А когда вернулись в Салоники, я протянул свой новенький телефон в уплату. О.Прокопий покачал головой: «Не пойдёт. Тут нет греческого алфавита, как буду сообщения читать? Пойдём в магазин». Я вздохнул — в магазин так в магазин. Приходим — и он выбирает… самый дорогой телефон. И тут я почувствовал, что меня, как говорят в таких случаях, стала «жаба душить». Думаю: «Ну, надо же! самый дорогой выбрал. Нет, чтобы быть поскромнее». Он, видимо, прочитал это у меня на лице, стал успокаивать, мол, там какие-то скидки монастырские положены. Словом, купил я ему этот телефон, поскольку «договор дороже денег». Вышли мы на улицу, и я чувствую, что смотреть на него не могу, а надо было ещё в книжный магазин ехать, церковные книги купить. Он тоже чувствует неудобство, говорит: «Поехали в магазин». Я ему сухо: «Никуда мы не поедем, о.Прокопий. Времени нет, пора в гостиницу». Но он не отступает: «Так магазин по дороге». Приехали, магазин закрыт. Он настойчиво звонит, потом вышедшему хозяину долго что-то объясняет, и нам выносят искомую книгу. Едем дальше, он с воодушевлением: «Ну что, обедать пойдём»? А обеды, по договорённости, должны были быть за наш счёт. Я внутренне ойкнул: «Ещё и обедать!..» Отвечаю: «Нет, о.Прокопий, нам пора собираться — завтра самолёт. Вот только на рынок зайдём, ребята хотят подарки родным купить». Он кивает: «Я с вами, у меня там дело есть». Заходим в какой-то магазинчик, я жду, ребята рассматривают прилавок. Вдруг ко мне подходит работник магазина, говорит: «Вас просят выйти на улицу. Вас там ждут ваши знакомые». — «Нет у меня здесь никаких знакомых», — ворчу, но выйти пришлось. На улице — незнакомые мужчина с женщиной. Спрашивают: «Вы ничего не потеряли?» А надобно сказать, что когда я шёл по рынку, жаба жадности никак не отпускала меня, я понимал, что грешу, и взмолился: «Царица Небесная, прости мне мою жадность и нелюбовь к этому монаху. Помоги мне выйти из этого состояния». И вот сейчас я хлопаю себя по карманам и обнаруживаю, что в брючном кармане нет кошелька, где лежали все деньги, паспорт и билет на самолёт. Я представил, что мои спутники завтра улетят в Россию, а я пойду в консульство плакать у ворот и просить о помощи. А женщина уже протягивает мне моё портмоне, заглядываю — всё на месте. Я хотел их отблагодарить, но они будто растворились…
Вот так Матерь Божия облегчила мою совесть. Я понял, что случившееся — ответ на мою жадность. Я пожалел малость, а мог лишиться всего! С другой стороны, было ясно, что если бы я не пытался покаяться, обращаясь к Богородице, кошелёк с содержимым не вернулся бы ко мне. Ведь на рынке столько народу, есть и воры… Тут подходит о.Прокопий, начинает прощаться. Но я воспротивился: «Нет, отец, мы ещё не обедали. Пойдём-ка обедать, у нас отвальная». И я развернулся — набрал всяких вкусностей, вина, чем очень удивил о.Прокопия, поскольку всю дорогу старался экономить. Расстались мы друзьями.
Эта история была для очень назидательной и поучительной, я понял, что надо исполнять заповеди Божии, не потакать своим страстям, ибо Евангелие — это не просто вероучение, а руководство к действию, и помнить, как близко рядом с нами Господь.
«(Ибо) нищие всегда будут среди земли (твоей); поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15,11).
— Милый, дай хотя бы рублик:
Я три дня не ела.
Соберу на тёплый бублик –
Легче станет телу.
Дочка выгнала из дома,
Вишь, ей мать – помеха.
Посоветовал знакомый,
Чтобы жить с успехом.
Вот устроилась в подвале,
Там темно и сухо.
Ну, а что случится дале,
Где мне знать, старухе?
Протянул ей всё, что было
В узкую ладошку.
Дочь про мамочку забыла,
Выгнала с порожка!
Погоди, пройдёт удача,
Вышвырнет знакомый.
И по маме ты заплачешь –
Нет тебя греховней.
Материал для газеты подготовила Ирина Рубцова

Будьте совершенны, как ваш небесный Отец

Николай Стрельников 2

(Матф. 5, 48)
В чем совершен Отец Небесный?
И почему же, почему Он дарит
Свой завет чудесный,
Как бисер, каждому уму?
Зачем сей дар Он предлагает,
В него всей сущностью влюблён?
Каким желаньем Он пылает,
В нас не нуждающийся Он?
Ответ один, святой как детство,
И суть его совсем проста:
Труд совершенства – это средство
Увидеть светлость Божества.
Иль – тонкость, что одно и то же.
Так что за тонкость, в чем она?
И почему наш ум не может
В себе раскрыть ее сполна?
Одна причина: огрубенье
Им личностного бытия –
То вавилонское паденье,
Которого причина – «я».
Я – царь, я – император мира,
Во мне – и церковь, и трактир.
Пусть властвует моя секира –
За этим и пришел я в мир!
Возможно ли с такою спесью,
Все ею засорив глаза
И отдаваясь мракобесью,
Взлететь в святые небеса?
Возможно ли увидеть Бога,
Который выше всех высот,
Не видя ничего другого,
Как только свой орущий рот?
Поэтому Отец Небесный,
Смиренный, добрый наш Отец,
Препростотой Своей чудесной
Бросает зов для всех сердец.
Зовет к такому же смиренью,
Которое имеет Сам.
Зовет к любви и утонченью,
Доступным только небесам.
И лишь любовь и утонченье,
Что Богу вечному сродни,
Зрят вековечное значенье
Всех Божьих свойств и Божьи дни.
Поэтому дана задача:
Чтоб ум с Творцом общаться мог,
Он должен быть
(при всей отдаче!)
Таким же тонким, как и Бог.

© Copyright: Николай Стрельников 2, 2011
Свидетельство о публикации №111071106397

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Николай Стрельников 2

Рецензии

Написать рецензию

Святые строки…
Только настоящий Поэт, духовно испытавший параллельные миры, напишет такое…
Понравилась близость Поэта к Всевышнему.
Рабия Магомедова 09.03.2019 10:56 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Здравствуйте, Рабия!
Давненько не встречались в инете!
Большое спасибо Вам за тёплые строки отклика!
Пусть Ваш путь будет лёгким и радостным!
С уважением и радушием,
В.Н.
Николай Стрельников 2 10.03.2019 13:23 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Николай Стрельников 2

Просящему у тебя дай…

Знакомая ситуация – выходишь из храма, такая замечательная служба была, на душе так хорошо и радостно, а тут тебя уже встречает нищий в потрепанной одежонке с пропитым лицом и протянутой рукой – подайте, мол, Христа ради… Да еще и не один…

Зачастую мы относимся к нищим с раздражением, копаемся в карманах, ища мелочь, которую нам не жалко выбросить… Оправдываем себя тем, что это – спившиеся люди; дай им сколько-нибудь приличную сумму денег, они пропьют ее и принесут вред своей душе. Благое оправдание! Но и не дать вроде как нельзя. Христос ведь сказал: «Просящему у тебя дай» (Матф.5:42).

Вот и получается – и заповедь Христову мы якобы соблюли, и душе человека не повредили, и денежно не сильно потратились… Хорошо!? Нет, не хорошо. Плохо и неправильно.

Недаром после таких «благодеяний» совесть нас все-таки мучает, как будто не доброе дело мы сделали, а наоборот… В чем же дело?

А дело в том, что мы отнеслись к этому человеку бездушно. Без любви. Той самой, которую-то как раз, в первую очередь, нам завещал иметь ко всем нашим ближним, особенно к терпящим бедствия и лишения, Господь наш Иисус Христос. Сам Спаситель, изведав все возможные страдания, так проникся сочувствием к «слабым мира сего», что даже нарек их Своими «братьями меньшими» (Матф.25:40). И на Страшном Суде Он спросит нас о том, были ли мы милостивы к нашим ближним. Накормили ли голодного, одели ли нагого? Если от любви к ближним, во имя Божие, мы именно так и поступали – слава Богу! А если в нищем с протянутой рукой мы видели лишь некое раздражающее нас обстоятельство, омрачающее нам настроение – то стыдно и горько нам будет перед Христом в Судный день. И пойдут праведники в жизнь вечную, а мы…

Подготавливая огрубевшие и бесчувственные сердца людей к принятию Истинного учителя и Мессии, Иоанн Предтеча говорил кратко и ясно: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лук.3:11). Эти слова были сказаны для людей, еще не узнавших Христа Спасителя и не просвещенных светом Его спасительного учения. А мы, христиане, которые знаем Господа, каждый день ему молимся, читаем Евангелие и ходим в церковь… Мы так поступаем?..

Давайте задумаемся: у нас дома полно вещей, которые мы не носим из-за какого-нибудь пятнышка, или потому, что они вышли из моды, но и выкинуть эти вещи нам жалко. Вот они и висят без дела у нас в шкафу, а могли бы принести пользу нашим ближним, тем, у кого нет даже этого! Так почему бы не сделать добро людям? Хотя, еще не понятно, кому больше мы сделаем добра – им или себе, потому что каждый добрый поступок, идущий от сердца и сделанный во славу Божию, пополняет наш счет в «Небесном банке» — то истинное сокровище, которое нам завещал копить Спаситель, которое «ни моль, ни ржа не истребляют» (Матф.6:20).

Возвращаясь к нищим – да, многие из них спиваются. Да, многие единственное утешение видят в бутылке. Мы осуждаем их за это (и уже одним этим тяжко согрешаем!), а задумывались ли мы над тем, почему это так получилось? Знаем ли мы жизнь этого человека?.. Может, он не встретил в сложный жизненный момент на своем пути доброго к себе отношения, никто не поддержал его, когда ему было плохо, не проявил сочувствия. Может, его предали люди, в кого он когда-то безгранично верил и кому посвятил всю свою жизнь…

И вот, этот человек пришел в церковь. Вернее сказать, в церковную ограду. Может, даже не столько за подаянием «на бутылку» (хотя многие из нищих и от церковных-то людей уже не ждут ничего большего). Просто в душе у него, в подсознании даже где-то, теплится слабый огонек веры в то, что мы с вами – те, кто ходит в церковь – другие люди. Он где-то слышал, что Христос Бог повелел помогать нищим и несчастным. И он пришел к храму, в надежде, что христиане должны как-то отличаться от всех остальных людей, в них должно быть больше сочувствия…

Но увы, не всегда он встречает и здесь это сочувствие, «человечное» к себе отношение, а чаще то же, что и везде – осуждение и в лучшем случае высокомерную милостыню «с царского плеча» в виде жалких копеек, которые нам просто отягощают карман…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *