Брюс мецгер

Брюс мецгер

Анри Дидон. Иисус Христос. — Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. С. 788—820.
OCR: Сергей Павлов, 2007.

Числа составляют существенный элемент истории. Устанавливая сходство и последовательность событий, они позволяют лучше понять их характер; а точно определяя промежуток, который отделяет то или иное событие от нашего времени, числа дополняют реальность существования известных фактов и личностей.

Когда воспоминание о человеке вызывается из далекою прошлого, первое, что забывается — это число. Можно представить себе физиономию человека, но не всегда возможно с точностью узнать число, когда он жил, подобно тому, как астроном не может вычислить расстояния от земли до светил, скрытых в неизмеримых пространствах Млечного пути. Люди, годы жизни которых мы не в силах определить, подобны звездам, которые мы можем установить на известной математической точке в необъятном небесном пространстве и проследить все фазы их развитая и движения.

У Христа есть свое историческое число; и первая обязанность историка, взявшего на себя труд описать Его жизнь — это точно и ясно установить его.

В существовании каждого человека всегда имеется три господствующих числа: день его рождения, вступления в общественную жизнь и день его смерти.

Этими тремя определенными числами также устанавливается общая хронология жизни Иисуса. Если можно удовлетвориться названными основными числами, которые, быть может, неточны только в отношении нескольких лет, что в сущности составляет очень немного, принимая во внимание такой продолжительный период времени, и чего вполне достаточно для подтверждения действительной истории Христа, — то достоверность событий неоспорима, и Евангельскому повествованию не остается желать ничего лучшего.

Об этих числах можно вкратце сказать так: Иисус родился во второй половине правления императора Августа и в последние года царствования Ирода.

Ему было около тридцати лет, когда Он принял крещение от св. Иоанна Предтечи.

На пятнадцатом году царствования Тиберия общественное служение Иисуса находилось в зените славы. Он умер в царствование Тиберия, когда Пилат был правителем Иудеи.

Вот краткое извлечение из Евангельских повествований, вполне ясных, подтверждаемых научно, основанных на всемирном предании и конкретно установленных историей. Но если нужно точно обозначить — что наука уже пыталась сделать — год рождения Иисуса (во время правления Августа и до смерти Ирода), год Его вступления в общественную жизнь (вычислить промежуток времени с этого момента до Его смерти) и определить строго год, месяц, неделю и день Его смерти, мы вынуждены вступать в область спорных между собой систем. Приходится без всякого возражения отрицать всевозможные умозаключения и ограничиться предположениями, имеющими более или менее положительные основания.

В течение трех веков громадные труды во Франции, Англии, Германии, Италии (Scaliger, De emendaitone temporum. — Longius, De annis Christi. — Kepler, De vero anno, etc. — Calvisius, Enodat. duarumquoest. circa aim. nat. Etminist. Christi.— Hervaert, Chronologia nova, vera, etc. — Petau, Doctrina temporum.— Usserius: Annales U. et. N. Test, et chronol. — Labbe, Concordia chronolog. — Tillemont, Memo ires pour servir a I’hist. eccles. —Lamy, Harmonia sive concord. Evangel. — Natalis Alexander, Hist, eccles. — Dom Calmet, Hist, de l’Anc, et du Nouv. Test. — Bible de Vence, Dissert, sur les annees de lesus Christ.— Larduer, Credibilit. of the Gospel. — L’art de verifer les dates. — Magnan, Problema de anno nativit.Christi. — Sanclemente, De vulg. oeroe emendat. — Ideler, Handbuch der matem. und techn. Chronolog. — Wieseler, Chronologische Synapse. — Patrizzi, De Evangel. — Memain, Connaissanse du temp, evangel.) были посвящены исследованию этой хронологической точности жизни Иисуса. Обращались за указаниями к языческим авторам, иудейским ученым, к памятникам старины, к надписям, к нумизматике, к астрономии, просматривали календари, отдавали этому целые жизни, истощали всю мудрость и силу гения для пояснения Евангельских документов: и в результате смогли создать лишь некоторые предположения, основанные на вероятности, разница между которыми ясно доказывает их неудовлетворительность.

Что касается точного определения года рождения Иисуса, то мнения колеблются между 747 и 751 гг. от основания Рима (8 и 4 гг. до Р. X.).

Начало общественной деятельности Иисуса одни относят к 26-му году Его жизни, другие — к 30-му и 31-му году; в определении продолжительности Его общественного служения также имеются расхождения: предполагают, что за это время прошло три или четыре Пасхи; наконец относительно года смерти Иисуса мнения колеблются между 29 и 34 или 35 годами Его жизни, как крайними пределами.

Это разнообразие мнений зависит некоторым образом от следующих причин: от неизвестности времени, когда была сделана по повелению Августа народная перепись и когда умер Ирод Великий; от разницы в толкованиях пятнадцатого года царствования Тиберия, тридцатого года жизни Иисуса, по свидетельству евангелиста Луки, и неизвестности праздника, упоминаемого в V гл. Евангелия от Иоанна; от разницы календарей, установленных новым летосчислением и астрономией, и, наконец, от взаимной зависимости основных чисел в жизни Иисуса.

Невозможно установить хронологически день рождения Иисуса, не определив дня Его смерти и Его вступления на поприще общественной деятельности. Эти числа имеют взаимную связь между собой; они вытекают одно из другого и одно другое поясняют. Может быть, нужны доказательства? Если Иисус, по формальному свидетельству св. Луки, имел от 30 до 31 года во время Своего крещения, в 781 г. от основания Рима, следовательно, нельзя допустить, чтобы год Его рождения приходился на 747 год от основания Рима. И если Он умер в Пятницу, в день Пасхи, в 783 году, нельзя допустить, чтобы Его общественное служение продолжалось дольше, чем три Пасхи.

Вина большинства систем и выводов по этому вопросу заключается в их разногласии — в том, что часто языческие документы противоречат Евангельскому тексту, да и сами Евангельские повествования не везде согласованы между собой. Например, повествование св. евангелиста Иоанна не совпадает со свидетельством св. Матфея и Луки, и наоборот; или же, желая избежать этого разноречия, они впадают в произвольное толкование, слишком быстрое на выводы и заключения.

Излагая наше мнение согласно с основными данными истории Иисуса, мы полагаем, что, основываясь на них, представим самое точное и строгое толкование Евангельских текстов и полнейшее согласование священных авторов и иудейских и языческих историков — единственных главных авторитетов по этому вопросу.

СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Название: Словарь Нового Завета. Мир Нового Завета. Том 1- 2
Под редакцией Крейга Эванса, Ральфа Мартина, Даниэля Рейда
Издательство: Москва: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея (ББИ ведёт свою историю от «Воскресного православного университета», созданного протоиереем Александром Менем)
Год: 2010
Страниц: 992
Формат: html
Качество: отл.
Серия или Выпуск: «Исследуем Писания»
Язык: русский
О книге: Аннотация: Словарь «Мир Нового Завета» посвящен как культурному ареалу, в котором возникло христианство, так и текстам Нового Завета, исключая Евангелия, которые рассматривались в первом томе двухтомного Словаря Нового Завета. Второй том содержит более сотни статей из четырех авторитетнейших словарей, подготовленных ведущими специалистами и изданных в США и Великобритании. Словарь поднимает проблемы текстологии, исагогики, экзегетики и герменевтики Нового Завета и предлагает современные решения. 23 сентября 2010 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Знаете ли вы, что: евангелисты Матфей и Лука заимствовали описание многих эпизодов у евангелиста Марка и еще из одного источника, ныне утраченного? Иисус и апостолы были евреями и исповедовали иудаизм? в США учрежден семинар, состоящий из авторитетных библеистов, которые пытаются оценить историческую достоверность каждого евангельского стиха? под «проказой» в Библии имеется в виду не проказа в нашем понимании, а болезни вроде псориаза, волчанки, стригущего лишая и парши?

библейская традиция, по мнению ряда исследователей, способна содержать самокритику?

Об этих и других интересных фактах, о выводах современных ученых и значении этих выводов для понимания христианства вы прочитаете в словаре «Иисус и Евангелия». Такое чтение будет равно полезно христианам и нехристианам: правильно ли христиане представляют себе истоки религии, которую они исповедуют? правильно ли нехристиане представляют себе истоки религии, которую они отрицают? не основаны ли эти вера и неверие на незнании?

Истинность той или иной религии/конфессии, истинность ее священных текстов и преданий — слишком серьезный вопрос, чтобы судить о нем походя, иногда — на основе малограмотных проповедей! Он серьезен, ибо от его решения зависят самые основы нашего мировоззрения, а значит, и наша судьба. Научная дисциплина «Экзегетика (т.е. толкование) Нового Завета» помогает ответить на него в его приложении к преданиям христианским. Словарь «Иисус и Евангелия» — прекрасное введение в эту сложнейшую область.
Глеб Ястребов

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
Москва, январь 2003 года

(ББИ ведёт свою историю от «Воскресного православного университета», созданного протоиереем Александром Менем)

Размер: 10.18 MB (10,670,956 байт)

Эссе 11

Хронология жизни Христа1

Р.Л. Томас

Перевод с англ.: А.В. Прокопенко

Хронология жизни Иисуса Христа таит в себе много неясностей. Принято считать, что Он родился примерно в 1 г. н. э. и умер около 30 г. Однако эти даты весьма приблизительны. Принятый в настоящее время григорианский календарь, ведущий отсчет времени от рождества Христова, с самого момента своего появления в 525 г. н. э. был неточен. При датах стали употреблять слова по Р. Х. и до Р. Х. («по рождеству Христову» и «до рождества Христова»), однако позднее выяснилось, что на самом деле Христос родился на несколько лет раньше 1-го года по Р. Х.!

Хотя с абсолютной точностью даты жизни Христа установить едва ли возможно, о хронологии некоторых евангельских событий мы все же можем узнать довольно много. В этой главе мы познакомимся с датировкой избранных событий, связанных с земной жизнью Господа.

Смерть Ирода Великого

Из Евангелия от Матфея 2:1 и Евангелия от Луки 1:5 явствует, что во время рождения Иисуса Христа Ирод Великий все еще царствовал над иудеями. Как стало известно из светских источников, Ирод умер в 4 г. до н. э., вскоре после 1-го нисана. Скорее всего, Иисус родился не более чем за два года до этого, поскольку, выведав от волхвов время появления звезды (Матф. 2:7), Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола «от двух лет и ниже» (Матф. 2:16). Следовательно, Господь должен был родиться где-то между 6-м и 4 гг. до н. э.

Перепись населения при кесаре Августе

Евангелист Лука в 1-2-м стихах 2-й главы относит рождение Христа к периоду правления римского императора Цезаря Августа и, похоже, ко времени правления Квириния Сирией. Впрочем, некоторые понимают последнее предложение в этих стихах иначе: не «…эта перепись была первая в правление Квириния…», а «…эта перепись была прежде правления Квириния…». Во время своего императорства (30 г. до н. э.-14 г. н. э.) Август учредил систему переписей населения, на которую как раз и ссылается 1-й стих 2 й главы. Иосифа и Марию привела в Вифлеем первая перепись во время правления Квириния (ср. Деян. 5:37, где, скорее всего, упоминается вторая перепись, состоявшаяся в 6 г. н. э.). Тогда и родился Христос.

Из документальных источников стало известно, что переписи проводились раз в четырнадцать лет, и известны даты некоторых переписей в близлежащем Египте.

Так что, отсчитав по четырнадцать лет от этих дат, мы обнаружим, что в Палестине народосчисление должно было проводиться в 8 г. до н. э. Но вполне вероятно, что из-за народных волнений в Палестине и Сирии перепись в этих регионах могла быть отложена на пару лет.

Мы знаем, что Квириний правил Сирией в 6 г. н. э., как раз во время очередной переписи, но это слишком поздно для даты рождения Иисуса Христа. Однако некоторые из обнаруженных археологами надписей позволяют предполагать, что Квириний мог стать соправителем Сирии гораздо раньше, около 8 г. до н. э. Возможно, по окончании срока правления Сенция Сатурния, Квириний просто сделался единоличным правителем и оставался на этом посту до 6 г. н. э.

Пятнадцатый год Тиберия кесаря

В Евангелии от Луки 3:1 сказано, что начало деятельности Иоанна Крестителя выпало на пятнадцатый год правления Тиберия кесаря. Поскольку Иоанн Креститель начал публичное служение немногим раньше Иисуса, эта хронологическая веха может оказать неоценимую помощь при определении границ служения Христа.

Тем не менее, при попытке соотнести этот год с современным летоисчислением возникают определенные трудности, так как правление Тиберия имеет два «начала». Сперва он стал соправителем со своим отцом Августом, незадолго до смерти последнего, а после смерти Августа в 14 г. н. э. он сделался единоличным властителем империи. Если Лука подразумевает первую дату, то пророческое служение Иоанна Крестителя должно было начаться в 26-м или 27 г. Если же имеется в виду вторая дата, то пятнадцатым годом правления Тиберия мог быть 28-й или 29 г. н. э.

Последняя дата выглядит более вероятной с точки зрения господствовавших в древние времена обычаев датировки событий, но первая лучше укладывается в библейские данные. В частности, 26-27 гг. н. э. больше соответствуют словам Луки о том, в каком возрасте Иисус Христос начал свое служение. К этому вопросу мы и обратимся.

«Лет тридцати»

Лука говорит, что, начиная Свое служение, Иисус «…был лет тридцати…» (Лук. 3:23). Хотя данное выражение достаточно расплывчато и может означать и двадцать восемь лет, и тридцать два года, обычаи тех времен и некоторые детали жизни Господа подсказывают, что в начале служения Ему было тридцать лет плюс-минус один год. Такой вывод согласуется и с характерным для Луки стремлением к точной передаче хронологических подробностей (ср. Лук. 1:5; 2:1-2; 3:1-2).

Если предположить, что Христос родился в 6 г. до н. э., то тридцатилетнего возраста Он бы достиг в 25 г. н. э. Если же Он родился в 5 г. до н. э., то Его тридцатилетие наступило около 26 г. н. э. Последняя дата предпочтительнее, поскольку Христос не мог быть распят раньше 30 г., как показано в Эссе 10, «День и год распятия».

Начало Христова служения вряд ли можно поместить после 27 г. н. э., поскольку в таком случае оценка Лукой Господнего возраста получилась бы слишком приблизительной, что для этого евангелиста не характерно. Более того, если служение Господа продлилось больше одного или двух лет, то едва ли оно могло завершиться к 30 г. н. э. И если оно не было более длинным, чем обычно предполагается, – порядка четырех или пяти лет, – то оно не могло бы продлиться до 33 г. н.

э., второй возможной даты распятия, обсуждаемой в Эссе 10.

Сорокашестилетняя реконструкция храма

В Евангелии от Иоанна 2:20 противники Христа упоминают строительство или, точнее, реконструкцию иерусалимского храма, затеянную Иродом Великим сорока шестью годами ранее. Имеется в виду реконструкция Зоровавелева храма. По светским источникам, Ирод начал эту работу в 20-м или 19 г. до н. э. Разговор Христа с противниками, описанный в Евангелии от Иоанна, произошел на первую Пасху после начала Его служения. Таким образом, фраза «сорок шесть лет» предоставляет нам дополнительную хронологическую информацию для определения сроков земного служения Господа.

Грандиозный строительный проект не был завершен до смерти Ирода (ум. 4 г. до н. э.). Более того, он все еще продолжался, когда происходила беседа Христа с иудеями в Иоанна 2:20. Строительные работы закончились лишь в 64 г. н. э.

Хотя предлагались разные истолкования слова храм и времени глагола строить, наиболее очевидное значение этих стихов, которое лучше всего подходит к контексту, таково: иудеи указывали на то, сколько времени прошло с начала реконструкции храма. Этот огромный срок они противопоставляли коротким трем дням, в течение которых храм обещал воздвигнуть Христос (Иоан. 2:19).

Отсчитав сорок шесть лет от 20-го или 19 г. до н. э., мы получим 26-й или 27 г. н. э. Таким образом, первая Пасха в земном служении Господа состоялась весной 27 г.

Протяженность служения Христова

Определившись с началом служения Христова, необходимо разобраться с его продолжительностью, прежде чем назвать более точную дату Господня распятия.

Некоторые настаивали на том, что публичное служение Христа длилось всего один год, поскольку в первых трех Евангелиях упомянута лишь одна Пасха, во время которой Он и был распят (Матф. 26:17-20; Марк. 14:12-17; Лук. 22:7-16). Однако принять эту точку зрения не позволяет Евангелие от Иоанна. Дело в том, что Иоанн упоминает о трех праздниках Пасхи, в которых принимал участие Христос после начала Своего служения (Иоан. 2:13; 6:4; 11:55).

Другие считают, что длительность Господня служения была немногим более двух лет. Они полагают, что первая и третья Пасхи в Евангелии от Иоанна обрамляют двухлетний промежуток. Однако для доказательства этой теории обычно меняют местами 5-ую и 6-ую главы Иоанна. Поскольку подобное вариантное чтение не засвидетельствовано ни в одном древнем манускрипте, теория двухлетнего служения достаточно слаба.

Попытки доказать, что служение Господа длилось чуть более четырех лет, обычно основаны на предположении, что были еще две Пасхи, о которых Иоанн не говорит прямо. Первый из «дополнительных» праздников размещается где-то между Иоанна 4:35, где мы видим наступление зимы после первой Пасхи (Иоан. 2:13), и Иоанна 5:1, где упомянут, скорее всего, Праздник кущей на следующую осень. Такое толкование выглядит вполне правдоподобным. А вот предположение о еще одной «дополнительной» Пасхе покоится на зыбких основаниях. Одни помещают ее перед Пасхой, упомянутой в Иоанна 2:13, другие – после Пасхи, о которой сказано в Иоанна 6:4. Впрочем, убедительных аргументов в пользу пятой Пасхи ни те, ни другие привести не могут.

Самая распространенная точка зрения гласит, что служение Христа продлилось чуть больше трех лет. С момента крещения Иисуса (Матф. 3:13-17; Марк. 1:9-11; Лук. 3:21-23а) до Его первой Пасхи (Иоан. 2:13) прошло несколько месяцев, во время которых Он странствовал по Галилее и Иудее. Первый полный год (между двумя Пасхами), также проведенный Христом в Галилее и Иудее, завершился Пасхой, не упомянутой в Библии. Этот праздник состоялся спустя несколько месяцев после слов Христа в Иоанна 4:35 и за шесть месяцев до Праздника кущей, упомянутого в Иоанна 5:1. Второй год, по большей части проведенный в Галилее, закончился Пасхой, о которой сказано в Иоанна 6:4. Последний год Своего служения Христос провел в Иудее, Перее и в окрестностях Галилеи. Этот год завершился Пасхой, упомянутой в Иоанна 11:55.

Итак, самые веские аргументы – на стороне точки зрения, что публичное служение Господа продолжалось немногим более трех лет. Она находит наилучшее подтверждение в Библии и сопряжена с наименьшими трудностями.

Распятие

Как показано в эссе «День и год распятия», 14 нисана (дата празднования Пасхи), в период с 26-го по 36 гг. н. э. лишь дважды выпадало на пятницу. Это оставляет нам лишь два варианта датировки распятия: 30-й или 33 г. н. э. Если выводы, сделанные в начале этого эссе, справедливы, то первая дата представляется более предпочтительной.

Заключение

Результаты нашего небольшого анализа можно представить в виде таблицы, в которую будут включены наиболее вероятные даты обсуждавшихся выше событий.

6 г. до н. э. или 5 г. до н. э. (конец года)(начало года) Рождение Христа
4 г. до н. э. (после 1 нисана) Смерть Ирода Великого
12 г. н. э. Начало правления Тиберия кесаря
26 г. н. э. (начало года) Начало служения Иоанна
26 г. н. э. (середина иликонец года) Начало служения Христа
27 г. н. э. 14 нисана Первая Пасха в служении Христа
28 г. н. э. 14 нисана Вторая Пасха в служении Христа
29 г. н. э. 14 нисана Третья Пасха в служении Христа
30 г. н. э. 14 нисана Распятие Христа

Хотя датировка некоторых событий и не лишена трудности, в настоящей таблице приведены даты, подтверждаемые наибольшим количеством свидетельств. Они позволят читателям Евангелий точнее представить, когда Иисус Христос жил, когда Он исполнял публичное служение и когда умер.

Библиография:

Hoehner, Harold W. Chronological Aspects of the Life of Christ. Grand Rapids : Zondervan, 1977. 11-63.

Ogg, George. Chronology of the New Testament // Peake’s Commentary on the Bible. Nelson, 1962. 728-729.

______. The Chronology of the Public Ministry of Jesus. Cambridge : Cambridge U., 1940. 3-201.

Статья переведена и опубликована на www.propovedi.ru с разрешения автора. Д-р Р.Л.Томас – старший профессор кафедры Нового Завета в семинарии «Мастерс», Сан-Вэлли, Калифорния (TheMaster‘sSeminary, SunValley, California).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *