Брянск свенский монастырь

Брянск свенский монастырь

В четырех километрах от нынешнего Брянска, в старинном селе Супонево, на правом высоком берегу Десны, в живописной местности на правом высоком берегу реки Десны, против устья речки Свени, расположен Свенский Успенский мужской монастырь — один из самых древних и известных монастырей России.

Из истории Свенского монастыря

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника». Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы. Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния. При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви. 19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов. В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда… Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова. Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов. Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны. Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами. Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками. Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку. Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы. Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место. На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности. Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря. Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России». Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров. Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота.

И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию. Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой. Но не только этим был богат Свенский монастырь. Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч. Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни. На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие. В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей. Много было черных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. Если урон от польско-татарских набегов ХVI-ХVII веков компенсировался царским правительством и различными пожертвованиями частных лиц, то большевики, отдавая русские святыни «грядущему хану», в их восстановлении не нуждались. После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни. На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею. Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Прошли десятилетия. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

Сайт на реконструкции! Заходите чуть позже!

Год постройки: 1288
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Супонево, улица Фрунзе, 1.
Брянский Свенский Успенский мужской монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России.
Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская) и чудесным исцелением от нее Благоверного князя Черниговского Романа Михайловича от слепоты в 1288 году.
С переходом Брянска в состав Московского государства, Свенский монастырь, благодаря своему чудотворному образу и положению культурного центра в древней Брянской земле, быстро стал обителью незаурядной. При царе Иоанне Грозном в обители началось строительство каменных храмов вместо деревянных. С 1681 по 1786 год монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре и назывался Ново-Печерским (Свенским) монастырем, чтобы братия Лавры могла иметь в нем убежище во время нападений польско-литовских войск на Малороссию.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Преподобного Паисия Величковского. Среди них – иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие подвижники благочестия. Преподобный Моисей Оптинский был в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря.
После большевистского переворота обитель была разорена, из монастырских храмов уцелели лишь надвратные: в честь Сретения Господня и в честь Преображения Господня. Хранившаяся в монастыре чудотворная Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею, где пребывает и в настоящее время.


Брянский Свенский Успенский монастырь
(рисунок-реконструкция арх.Городкова на начало ХХ века,1974):
1 – Успенский собор (не сохранился),
2 – церковь Антония и Феодосия (не сохранился),
3 – церковь Сретения,
4 – церковь Преображения,
5 – колокольня (не сохранилась),
6 – домик Петра (восстановлен),
7 – жилые и хозяйственные постройки,
8 – предвратные башни,
9 – водовзводная башня.

Монашеская жизнь в Свенской обители возрождена с 1992 года. С 2010 года проводятся работы по восстановлению храма во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Начаты работы по восстановлению Успенского собора монастыря, взорванного в 1930 году. В настоящее время на территории монастыря восстановлен дом, в котором пребывал Петр I, построены братский корпус и водонапорная башня, возводится здание трапезной. В 2011 году монастырю возвращены и переданы прилегающие земли. Монастырь является одним из мест православного паломничества. Богослужения совершаются ежедневно, по монастырскому Уставу.

В 2011 году в Свенском монастыре Божественную Литургию в Неделю всех Святых, в Земле Российской просиявших, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Спаса Преображения
Церковь Сретения Господня
Церковь Антония и Феодосия Печерских
Колокольня
Ограда

Достопримечательности:
Дом, в котором останавливался Петр I
Святой источник
Андреевский луг
История монастыря
Икона Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская)
Частица дерева Закхея
Икона с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного

Дополнительно:
О церквах в пределах Орловского края во время зависимости его от Черниговской и Рязанской епископии до конца XV-го века
О монастырях в пределах Орловского края во время зависимости его от Черниговской и Рязанской епископии до конца XV-го века
О явленных и чудотворных иконах в пределах Орловского края во время зависимости его от Черниговской и Рязанской епископии до конца XV-го века
Священные древности в пределах Орловского края во время зависимости его от Черниговской и Рязанской епископии до конца XV-го века
О вкладе царя Иоанна Васильевича в Брянский. 1583 год
Вклады царя Иоанна Васильевича Грозного в Свенский Успенский монастырь
Выпись с писцовых книг Т.Г. Вельяминова и А.И. Колтовского с товарищами на вотчины Свинского монастыря в городе Брянск и Брянском уезде от 7 апреля 1595 года
Отписка брянского воеводы Н. Мещерского в Посольский приказ с вестями русских торговых людей о победах Богдана Хмельницкого и о желании украинского народа воссоединиться с Россией. 30 октября 1648 года
Роспись государства Московскаго градом. Середина — вторая половина ХVІІ века
Вкладные книги Брянского Свенского Успенского Новопечерского монастыря редакции 1649 и 1699 годов. А.М. Прокопенко
Акты о приписке брянского Предтечева Песоцкого монастыря к Новопечерскому Свинскому, 1680 год
Дело по доносу Брянского Свенского монастыря келаря Пафнутия с братиею на наместника тамошнего Иоанна, о деланных им неприличных иноческому чину поступках, разорении монастыря и прочего. 30 июня 1682 года – 28 февраля 1683 года
Редкие сведения о ратной службе крестьян Свинского монастыря Прикладнинской волости Брянского уезда (XVII век)
По ведению Правительствующего Сената, с препровождением указа об искоренении волшебников. 6 июня 1732 года
Книга записная сбора конских пошлин во время Свенской ярмарки в 1732 году
Расслоение крестьянства и работа по найму в вотчинах Свенского монастыря (20 — 60-е годы XVIII века)
Ведомость, какие и где напред сего в ведомстве Святейших Патриархов, а потом Святейшего Правительствующего Синода мужеские и девичьи монастыри по званиям. 1744 год
Новый и полный географический словарь российского государства или лексикон, 1788 года
Описание монастырей в Российской Империи находящихся. 1834 год
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. 1852 год
Военно-статистическое описание Российской Империи. 1853 год. Орловская губерния
О Свенской чудотворной явленной иконе Божией Матери. Орловские епархиальные ведомости, №6, 1865 год
Список населенных мест Орловской губернии по сведениям 1866 года
Церковно-приходская школа при Брянском Свенском Успенском мужском монастыре
Проект имеющего быть торжественного богослужения мая 3-го дня 1888 года в память чудного явления Святой Чудотворной иконы Печерской Божией Матери, бывшего в 1288 году и совершившегося шестисотлетнего существования Брянского Успенского Свенского монастыря
Брянский Свенский монастырь 1288-1888 годы, отец Архимандрит Иерофей, 1888 год
Рукописное евангелие будто бы гетмана Сагайдачного, 1890 год
Калужские Епархиальные ведомости, № 9, 1893 год
Свято-Успенский Свенский монастырь в Орловских епархиальных ведомостях
Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы. Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год
Православные монастыри Российской Империи, Л.И. Денисов, 1908 год
Православные русские обители, полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Дону, издательство П.П. Сойкина, 1908 год
Земля Брянская (Дороги к прекрасному). Цапенко М.П., 1972 год
Памятники земли Брянской, Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 год
Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998 год
Свенский Успенский монастырь «у града Брянска»
Седая Брянская старина, Я.Д. Соколов, 2000 год
Свято-Успенский Свенский монастырь, 2002 год
Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. 2011 год







Пятисотлетний дуб. 1980 г.

Свенский Свято-Успенский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Брянская митрополия, Брянская епархия, Благочиние монастырей Брянской Епархии

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Наместник:игумен Алексий (Тюрин)
  • Престольные праздники:
    • Успения Пресвятой Богородицы — Август 28
  • Краткая историческая справка:Брянский Свенский Успенский мужской монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская) и чудесным исцелением от нее Благоверного князя Черниговского Романа Михайловича от слепоты в 1288 году. С переходом Брянска в состав Московского государства, Свенский монастырь, благодаря своему чудотворному образу и положению культурного центра в древней Брянской земле, быстро стал обителью незаурядной. При царе Иоанне Грозном в обители началось строительство каменных храмов вместо деревянных. С 1681 по 1786 год монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре и назывался Ново-Печерским (Свенским) монастырем, чтобы братия Лавры могла иметь в нем убежище во время нападений польско-литовских войск на Малороссию. Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Преподобного Паисия Величковского. Среди них – иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие подвижники благочестия. Преподобный Моисей Оптинский был в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря.
    После большевистского переворота обитель была разорена, из монастырских храмов уцелели лишь надвратные: в честь Сретения Господня и в честь Преображения Господня. Хранившаяся в монастыре чудотворная Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею, где пребывает и в настоящее время. Монашеская жизнь в Свенской обители возрождена с 1992 года, наместником был назначен архимандрит Никодим (Ани-скин, †27.10.2010). В 2008 году состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие Архие-реи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии, а также Губернатор Брянской области Н.В. Денин и представители областной и городской администрации.
    С 2010 года при участии Губернатора Брянской области проводились работы по возстановлению храма во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые завершились в 2012 году.

    Начаты работы по восстановлению Успенского собора монастыря, взорванного в 1930 году. Была проведена большая подготовительная работа — по подготовке необходимой документации, привлечению специалистов-строителей, расчистке и укреплению фундамента. Финансируются работы за счет пожертвований граждан, предприятий и организаций. Строительные компании помогают строить собор, как деньгами, так и материалами, техникой. 109 грузовых автомобильных рейсов было сделано в белорусский Витебск, чтобы доставить в Брянск 570 тысяч штук кирпича. Сохраняя темп строительства 2012 года, полностью выложить стены возможно к концу 2014 года. Стены поднялись уже на 6–6,5 метров.
    В настоящее время на территории монастыря восстановлен дом, в котором пребывал Петр I, построены братский корпус и водонапорная башня, возводится здание трапезной. При содействии Губернатора и главы Брянского района, в 2011 году монастырю возвращены и переданы прилегающие земли.
    Монастырь является одним из мест православного паломничества. Богослужения совершаются ежедневно, по монастырскому Уставу.
    В 2005 году был составлен проект восстановления
    Успенского собора; тогда же началась разборка руин.
    26 июня 2011 года Литургию на руинах Успенского
    собора возглавил Патриарх Московский и всея Руси
    Кирилл, благословивший всех жителей Брянщины
    на восстановление разрушенной святыни. В конце
    того же года началось строительство.
    30 августа 2012 года, в день 200-летия празднования Свенской (Пе-черской) иконы Божией Матери, установленного в память избавления града Брянска от нашествия войск Наполеона в 1812 году, в возстановленном храме во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских была совершена первая Божественная литургия. Возглавил Богослужение и последовавший Крестный ход Архиепископ Люб-линский и Холмский Авель.
    Эта памятная дата ознаменовалась также возвращением Губернатором Брянской области Н.В. Дениным старинной иконы Божией Матери Свенская (датируемой 1805 годом) Брянской Епархии, ранее образ находился в Брянском областном художественном музейно-выставочном комплексе. На сегодняшний день новообретенный образ постоянно пребывает в стенах обители.
    30 августа 2014 года, в день празднования Свенской иконы Божией Матери, в восстановленном Успенском соборе была совершена первая Божественная литургия. В настоящее время в соборе ведутся отделочные работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *