Брат иисуса христа

Брат иисуса христа

Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа

«Братья и сестры» Господа, именуемые в Евангелии совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточных народов того времени (как это и теперь еще сохраняется в жизни арабского народа, живущего в Палестине и Малой Азии), «братьями» называются не только родные братья, но и двоюродные и троюродные и вообще близкие родственники.

Родных братьев у Господа не могло быть т. к. Божия Матерь имела Единственного Сына, Господа Иисуса Христа и именуется Святою Церковью Приснодевою, потому что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества Христова осталась такою же, так как Она дала обет (обещание) Богу никогда не вступать в брак. Св. Иосиф был мнимым Ее мужем, был только обручником — хранителем Ее девства. Значит, «братьями и сестрами» Господа по плоти могут доводиться Ему братья двоюродные или троюродные и то только лишь по линии женской, т. е. по линии Его Пречистой Матери; потому что кровного (по плоти) родства по линии мужской ни с кем Спаситель иметь не может, ибо у Него не было отца по плоти.

В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся «братья Иисуса», хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13, 54-56). Много писалось о «братьях Господних», много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности.

Если эти «братья» Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями: Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее «сестрою Матери Его» (19, 25).

Но эти «братья» Господа могут быть и мнимыми «сводными» братьями по мнимому отцу Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака, (т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» (Матф. 13, 54-56). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» (7, 3). Известно также, что указание на то, что «братья» Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание.

Это древнее продаже не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его (Матф. 27, 56; Иоан. 19, 25); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что «братья» Господа были Ему троюродными братьями по плоти.

Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем.

В «Житиях Святых» (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичества предписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и «восставит семя (потомство) брату своему» (Второз. 25, 5-6). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов…» (Лук. 3, 23).

Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь (церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.

По кончине же жены своей Саломии, Иосиф жил в вдовстве продолжительное время, проводя дни свои в чистоте.

Во Св. Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, праведен сый»… (Матф. 1, 19).

И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцев и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была такая честь, — сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине он был достоин такой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего Девства. И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и как своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который явился ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу, добывая Им пропитание от трудов рук своих. Скончался Св. Иосиф ста десяти лет.

Братья Иисуса упоминаются в нескольких стихах Библии. Матфея 12:46, Луки 8:19, 3:31 говорят, что мать и братья Иисуса пришли к нему. Библия рассказывает нам о том, что у Иисуса было четыре брата: Иаков, Иосиф, Симон, и Иуда (Матфея 13:55). Кроме того, Библия говорит нам, что у Иисуса были сестры, но мы не знаем их имен (Матфея 13:56). В Иоанне 7:1-10, его братья пошли на праздник, в то время как Иисус остался позади. В Деяниях 1:14, говориться что Его братья и мать молились с учениками. Позже Галатам 1:19, упоминает о том, что Иаков был брат Иисуса. Самым естественным заключением из этих отрывков является, что у Иисуса были кровные братья и сестры.

Некоторые католики утверждают, что эти «братья» были двоюродными братьями Иисуса. Однако в каждом случае употребляется конкретное греческое слово «брат». Хотя слово может относиться к другим родственникам, его нормальным и буквальный смыслом является “родной брат”. В Греческом есть слово для двоюродного брата, но оно не используется. Кроме того, если бы они были двоюродными братьями Иисуса, почему так часто о них пишется что они были вместе с Марией, матерью Иисуса? В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства.

Другой римско-католический аргумент заключается в том, что братья и сестры Иисуса были дети Иосифа от предыдущего брака, прежде чем он был женат на Марии. Существует целая теория о том что Иоси был значительно старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Проблема с этим состоит в том, что Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он был женат на Марии. Если у Иосифа было по крайней мере, шесть детей, прежде чем он женится на Марии, почему же они не упомянуты в путешествие Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)?

Не существует библейского основания полагать, что эти братья и сестры были кем то, кроме фактических детей Иосифа и Марии. Те, которые выступают против идеи о том, что у Иисуса были братья и сестры, делают так не от чтения Писания, но от предвзятых концепций о постоянной девственности Марии, которая сама по себе явно не Библейская: «и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.» (Матфея 1:25). У Иисуса были братья и сестры, которые были детьми Иосифа и Марии. Это четкое и недвусмысленное преподавание Божьего Слова.

Могла ли Божья Матерь иметь детей кроме Иисуса?

Николай Павлович Кормаков

Дорогой друг!
Ты пишешь: «Почему в Евангелии подчеркивается, что Иисус — первенец? Я слышал, что споры идут и по сей день — были ли дети у Марии ещё или нет?».
Слово «Первенец» используется здесь потому, что для «закона» это было очень важно. Мы теперь мало придаем этому значения по отношению к своим детям, т.к. сейчас уже живем во времени действия благодати, а не закона. Для первенца же имеются определенные обетования, а также многие предписания «закона», например, чтобы он посвящен был Господу, чтобы он был наследником отцовского достояния и т.д. Чтобы подчеркнуть это, и употребляется в Евангелии этот термин по отношению к Иисусу Христу, единственному ребенку Девы Марии. Кстати, думаю, использовано это слово, возможно, и для того, чтобы указать наступление времени безверия, когда, только глядя на это слово и забывая об остальных свидетельствах слова Божьего, многие люди будут утверждать, что Божья Матерь, подобно другим еврейским женщинам, имела много детей.
Дева Мария на предложение Ей Архангела Гавриила о воплощении-рождении от Нее Бога в людской мир, недоумевая, восклицает: «Как это может быть, если я мужа не знаю?!» (Лк.1,34).
Как такое может сказать лицо женского пола, даже если бы она была еще совсем маленькой девочкой? Ведь Ангелом не сказано было, когда это должно произойти, поэтому каждая девочка согласится на то, что у нее когда-нибудь может родиться сын. Однако Пресвятая Дева утверждает, что это невозможно. Почему? Она еврейка, а у евреев здоровая женщина обязательно должна была родить детей. Случаи назорейства (обет целибата) были для мужчин, в истории же евреев не было случая принесения Богу подобной жертвы от женщины. Кроме того, к тому времени Дева Мария обручена была уже с Иосифом на замужество. Как такие слова могут исходить из уст обрученной мужу девицы? — Противоречие и закону и естественному ходу событий при сложившихся обстоятельствах!
В ближайшее время Иосиф собирался ввести «Обрученную ему Деву» (Лк.1,27), «Марию, жену свою» (Мф.1,20) в дом свой. Когда же таковое может сказать замужняя женщина? — только, когда это невозможно: например, по болезни или по какой-то причине, не позволяющей физический контакт с мужем. Первое отпадает, т.к. Дева Мария была здорова, значит остается второе. Какова могла быть причина, не позволяющая физического контакта глубоко верующих и подчиняющихся закону жены с мужем? — только обоюдный обет Богу девственной жизни в супружестве. Т.о. естественное размышление приводит нас к убеждению в том, что Пресвятая Дева еще задолго до замужества отдала Богу Cебя в жертву, посвятив Ему Свое девство. Бог принял эту жертву, т.к. Архангел Гавриил не только не перечит этому восклицанию Пресвятой Девы, но и объясняет Ей, что Бог, не нарушая Ее обета целомудрия, совершит это силой Святого Духа при Его сошествии на Нее. То, что Пресвятая Дева с уверенностью говорит таковое ведующему даже о тайных делах человека небожителю, убеждает нас в мысли, что вести бесполую супружескую жизнь решился также и Иосиф, т.е. это было обоюдным решением мужа Иосифа и жены Марии: «праведника» (Мф.1,19) и Святой Девы (Мф.1,23).
Читая внимательно Евангелия, видим, что до того, как Иисус вышел на проповедь, о Его братьях и сестрах умалчивается. Ну, а как можно было бы умолчать об этом в повествовании, что когда Иисусу было уже 12 лет, то они ежегодно ходили в Иерусалим (Лк.2,41-51): это что? — оставляя других детей, кроме Иисуса, дома?
Второе несоответствие этому ложному мнению (о том, что у Марии с Иосифом были общие дети): если в первые 12 лет у Девы Марии с Иосифом не было еще детей, а появились они потом, то значит старшему из других, как минимум, шестерых детей их (четыре сына и минимум две дочери) было не более 17 лет, когда Иисус вышел на проповедь. Из Евангелий ясно, что Мать Его последовала за Ним. А как таковое было бы возможно для матери еще шести несовершеннолетних детей?! (не говоря уже о том, что по еврейскому закону, а Дева Мария его соблюдала, таковое было бы вообще невозможно!).
Еще один существенный момент: братья с сестрами в сопровождении Девы Марии пришли забрать с собой Иисуса (Мк.3,32), о Котором говорили, «что Он вышел из Себя» (Мк.3,21). Это кому в голову бы пришло в качестве физической силы для охраны сильного взрослого мужчины брать с собой шестерых малолетних детей?
Еще один момент: иудеи в Назарете, рассуждая об Иисусе, говорили: «Не Иосиф ли это сын?» (Лк.4,22), «и сестры Его не все ли между нами?» (Мф.13,56).

Ежели бы это были Его родные сестры, то старшей из них было бы не более 12 лет. Слова же «сестры Его все между нами» говорят о том, что они уже были замужем, а это для законопослушных евреев было бы невозможно в таком возрасте. Кроме того, слова «и сестры Его разве не ВСЕ между нами?» указывают, что сестер было по-меньшей мере три, т.к. о двух особах никогда не говорят «они все между нами» — скорее: «обе здесь». А если так, то младшей из сестер было бы меньше 11 лет, а значит она ни коим образом не могла быть отделена от матери, даже если и была бы обручена с кем-либо от детства. Если же допустить, что сестры были старше братьев, то старшей из них (учитывая, что их было не меньше трех) было бы было не более 17 лет, значит младшей было бы не более 14 лет, что также мало для замужества. Братьям же тогда, даже если они разнились одним годом, было бы от 13 до 9 лет. Выходит, что «Иаков младший» (Мк.15,40), как называет Евангелие старшего брата Иисуса (Мф.13,55) (чтобы отличить его от ап.Иакова, брата ап.Иоанна, среди апостолов, старшего его, как по избранию, так, возможно, и по возрасту) и брат его ап.Иуда (Деян.1,13; Иуд.1,1; Гал.1,19) не позднее, чем через 3 года, были поставлены Господом апостолами, что невозможно, т.к. им к тому времени было бы не больше 16 и 12 лет.
Еще один момент: Иисус, Который очень любил детей, как бы мог позволить Себе таскать за Собой Своих малолетних сестер и братьев в течении трех с половиной лет, подвергая их, кроме всего прочего физической опасности, ведь иудеи, чтобы навредить Ему были готовы на все.
И, наконец, совершенно необъяснимым фактом для мнения о существовании родных «братьев и сестер» Господа Иисуса Христа является препоручение Им Своей Матери в опеку ап.Иоанну. Как Господь, пришедший «не нарушить, а исполнить» (Мф.5,17) закон, данный Им когда-то Израилю через Моисея, мог его нарушить, отдав при живых братьях и сестрах их родную мать в другую семью?
Думаю, что можно и более привести аргументов против мнения о «родных» братьях и сестрах Иисуса Христа, если заняться этим серьезно. Я же здесь сообщил лишь то, что первое пришло мне на ум.
Безусловно важным аргументом является догмат Католической церкви «О Непорочном Зачатии» Пресвятой Девы Марии Богородицы.
Сама Пресвятая Дева, явившись в Лурде (25.03.1858), на вопрос девочки Бернардетты о том, каким образом она может убедить своего священника в верности явления ей Пресвятой Богородицы, ответила: «Я есть Непорочное Зачатие».
«Новая Ева», — называет Деву Марию Богородицу вся Святая Вселенская Церковь, а как можно было бы так Ее называть, если бы Божья Матерь уступала бы первозданной Еве в непорочности материализации тела? «Непорочное Зачатие» есть эквивалент имени «Новая Ева».
Кстати, и другое имя Ее есть «ПрисноДева», что значит «Никогда не нарушимые Девство, Чистота и Целомудрие», а, следовательно, — «Никогда не нарушимая Непорочность», ибо как можно было бы называть Ее ПрисноДевой, если бы Она была зачата с печатью порочности греха, вошедшего в мир через первородного человека, (называемым современной теологией «первородным грехом»), т.е. если бы существовало хоть мгновение, когда тело Ее было порочным, а значит не в полной мере девственным?.
Ну, а если Матерь Божия есть ПрисноДева, ПрисноНепорочная, то Она никоим образом не могла бы, оставаясь Таковой, давать миру детей с порочностью греха, соединяясь телесно с мужчиной, зачатым с грехом, вошедшем в природу его через первородного человека.
Самым важным, однако, аргументом в том, что Божья Матерь родила единственного ребенка, Которым есть БогоЧеловек Иисус Христос, Сын Божий и Бог, сотворивший небо и землю, есть Предание и вера Святой Церкви, выраженная в Ее догматах, а также свидетельство Святого Духа верою в сердце любящего Божью Матерь человека.
Да, есть и думающие иначе. По моему личному опыту мнение у этих людей есть ложный догмат, внедренный в их сознание их духовными авторитетами и бесконтрольно принятый ими на веру. Жаль мне их, ибо сами себе таким образом закрывают дары благодати. Да просветит их Господь!
Хочу сделать одно важное замечание относительно способа получения выводов, подобных вышеприведенным.
Однажды мой добрый друг задал мне хороший ВОПРОС: «Читая статью: <Могла ли Божья Матерь иметь детей кроме Иисуса?>, мне невольно подумалось, как одни и те же, написанные черным по белому слова, люди могут читать по разному. Фразу: <вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою> я воспринимаю так, как написано. Ты же в них видишь иной смысл и вкладываешь другие понятия».
ОТВЕТ: Ты прав, когда читается нечто как повествование, то так, как это читаешь ты, читает каждый человек, в том числе и я. Но когда человек хочет исследовать некий фрагмент из прочитанного, то он читает его несколько раз вместе с сопутствующими ему местами, стараясь то, на чем заострил свое внимание, увидеть в контексте с другими частями всего повествования. Таким вот образом получаются следствия не только из самого текста, но, как говорят, и то, что сквозит между строк.
Вот, например, в указанном тобою отрывке: ведь Божья Матерь вместе с братьями и сестрами Иисуса Христа не просто так пришли, чтобы поговорить с Иисусом, а потому что люди «говорили, что Он вышел из Себя» (параллельное место в другом Евангелии). Учитывая то, что иудеи сговорились против Иисуса, легко можно понять, что интрига эта была их делом. Если бы это мнение устоялось в народе, Иисуса Христа можно было бы объявить умалишенным и насильно изолировать от общества, как это делается и сейчас повсеместно. Таким образом, выявляется мотив этого действия («пришли поговорить с Иисусом») со стороны ближайших родственников Иисуса Христа: они хотели Ему сообщить об интриге иудеев и, взяв Его в круг семьи, оградить Его от неожиданной насильственной изоляции со стороны иудейской власти.
Истинен Бог.

© Copyright: Николай Павлович Кормаков, 2011
Свидетельство о публикации №211040601350

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Николай Павлович Кормаков

Рецензии

Написать рецензию

Статья абсолютно нелогичная и изобилует неадекватными рассуждениями
«Т.о. естественное размышление приводит нас к убеждению в том, что Пресвятая Дева еще задолго до замужества отдала Богу Cебя в жертву, посвятив Ему Свое девство. Бог принял эту жертву, т.к. Архангел Гавриил не только не перечит этому восклицанию Пресвятой Девы, но и объясняет Ей, что Бог, не нарушая Ее обета целомудрия, совершит это силой Святого Духа при Его сошествии на Нее. То, что Пресвятая Дева с уверенностью говорит таковое ведующему даже о тайных делах человека небожителю, убеждает нас в мысли, что вести бесполую супружескую жизнь решился также и Иосиф, т.е. это было обоюдным решением мужа Иосифа и жены Марии: «праведника» (Мф.1,19) и Святой Девы (Мф.1,23)»=================
Чушь. Как и остальные выводы статьи, притянутые за уши, причём, ослиные..Удобные для лапши…Бедный Иосиф!:))
Ув. сторонники такой идеи, подумайте вот, о чём: кто даёт обет девства, тот НИКОГДА НЕ СОЗДАЁТ семьи! Просто не вступает в брак! Брак — это сожительство, физическое сожительство мужа и жены.
Иисус «таскал» за собой мать и сестёр, и, поэтому, они не могли быть малолетними, но должны были быть взрослыми, старше Иисуса, иначе, не выдержали бы тягот «таскания»=== С чего Вы взяли?! Они просто были свидетелями его служения, того, что Он ходил взад-вперёд в период служения. С какой стати им «таскаться» за Ним по пятам, отказавшись от жизни в своём обычном доме? ….
«Сёстры его все между нами» значит, они все уже были замужем»==== Зачем собаке пятая лапа, ув.автор? Зачем делать абсолютно неоправданные выводы? «Сёстры Его все между нами» означает «мы знаем его сестёр», в контексте «откуда же у Него все его чудодейственные способности, мы же знаем его семью, почему же Он отличается от них?» — вот, что означают эти слова «сёстры его все между нами», а не то, что они все между нами замужем…
Поручил Иоанну стать сыном Марии вовсе не значит, что все его братья и сёстры на тот момент, когда Иисус это говорил на Кресте, были уже умершими, и некому было за матерью ухаживать..Нет. Но Он соединил их, Иоанна и Марию в ДУХОВНЫХ узах, как духовно мать и сына, чтобы Иоанн утешил Марию, её сердце, в сыновней любви, после скорбной потери. Кроме того, мы знаем, что Иоанн прожил долгую жизнь и пережил всех апостолов и многих христиан- первых учеников, ставших жертвами гонений церкви..Может быть к тому времени, братья и сестры по крови Иисуса тоже были бы убиты в гонениях, и только Иоанн мог бы досмотреть Его мать, когда все остальные уже были убиты, до её естественной смерти..
И прочие прочие странные измышления статьи…как и сами басни про Марию. Никакой ни логики, ни опоры на Евангельское учение.
«Синдром Девы Марии» http://www.proza.ru/2017/07/20/423
Наталия Кобилева Христианская Ст 13.10.2017 19:27 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Дорогая Иисусу Христу, Наталия!
Посылками рассуждений в этой статье служит лишь слово Божие, предоставленное Библией, вы же подключаете иные посылки, предоставляемые вашим менталитетом и вашими знаниями.
Особенно ярко выступает у вас предрасположение, выявляющее себя негативными эмоциями. Видно, что вы не утруждали себя усилием понять приводимые рассуждения, но находились под влиянием воззрений, принятых ранее на веру.
Да будет благословен Господь Бог и Спаситель наш, Иисус Христос, с Пресвятой Своей Матерью, Марией, ныне и во веки!
Николай Павлович Кормаков 20.10.2017 16:54 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Николай Павлович Кормаков

26 декабря по ст.ст. / 8 января по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества2. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер.

Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе — Иакова, а по закону — Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. — Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь3. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, — сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл «безвестные и тайные премудрости» (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет4, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле5, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

1 Память праведных Давида царя, Иосифа обручника и Иакова брата Божия совершается в неделю по Рождестве Христова, которая посему и называется неделей Богоотец. Если эта неделя случатся 1 января, т.е. по отдании Рождества Христова, то служба упомянутым святым отправляется 26 декабря.

2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило «восстановить семя брата своего».

3 Здесь кстати будет заметить, что в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и св. Фамарь (под именем Тамары). Очевидно, предание, сохраняемое Грузинскою церковью, сходно с тем известием, по которому Фамарь могла быть и дочерью Иосифа, и впоследствии мироносицею, вместе с сестрою своею, Саломиею (другою дочерью праведного старца).

4 Это предание о 110-летнем возрасте прав. Иосифа сходно с известием, что он преставился 111-ти лет, о чем мы находим упоминание в апокрифической «Истории плотника Иосифа».

5 Шеол — ад, жилище мертвых.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:

Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *