Борьба со страстями

Борьба со страстями

Содержание

Проповеди прот. Сергия Филимонова

Дорогие друзья, проповеди загружены как аудиофайлы. Для прослушивания нажмите на значок треугольника.

Прот. Сергий Филимонов — настоятель храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры СПб (см. расписание богослужений).

Предыдущие проповеди >

Декабрь 2015 г.

27 декабря 2015 года на Воскресном молебне. О трудностях нашего жизненного пути.

«На все святая Воля Твоя, Господи!». Случаи проявления воли Божией в нашей жизни.

27 декабря 2015 года. Как прекратить духовную эстафету зла.

Духовная эстафета. Что такое цепная реакция зла и что с ней делать? Как прекратить распространение зла?

24 декабря 2015 года. Маленькое послушание как современный христианский подвиг.

Память преподобного Даниила столпника. Подвижники среди нас, кто они? Разнообразие подвигов перед Богом. Подвиг подвижничества ради Христа. Какой нам выбрать? Современное подвижничество.

20 декабря 2015 года на Воскресном молебне.

Уроки из жития св. мученицы Филофеи.

Чудо святой мученицы Филофеи. Уроки, которые можно извлечь из ее жизни.

20 декабря 2015 года. О дерзновении и благоразумии.

Память святителя Амвросия, епископа Медиоланского. О ревностном служении Богу в благодати Святого Духа. О дерзновении и благоразумии.

13 декабря 2015 года на Воскресном молебне. Уроки жизни подрастающему поколению.

Память священномученика Иоанна Честнова. Зло всегда возвращается к делающим зло. Народ всегда достоин той власти, что над ним стоит. О воспитании подрастающего поколения.

6 декабря 2015 года на Воскресном молебне. Святые заступники в нашей жизни.

«Промысел Божий и святые заступники в нашей жизни». Сила покровительства святых нашего города. Как нам жить и относиться к происходящим событиям.

6 декабря 2015 года. О трудном выборе в минуты испытаний.

День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Доверие Богу, готовность проявить самопожертвование, смирение и мудрость ради других в различных жизненных ситуациях. О вреде безрассудных поступков. Смиренномудрие перед лицом начальствующих и стойкость перед лицом смерти.

4 декабря 2015 года. Вхождение человека в церковь. Духовные закладки.

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии. Четыре составляющие момента вхождения человека в Церковь. Первые слова, что мы слышим в Храме. Обиды и недопонимание. Сложности воцерковления.

Ноябрь 2015 г.

29 ноября 2015 года на Воскресном молебне. Воля Божия и наше разумение.

На кого нам надеяться? Изменчивость мира в нашей жизни. Благословение священника и наше благоразумие.

29 ноября 2015 г. Об осторожности и благоразумии.

Память Апостола и евангелиста Матфея. Чудеса, явленные по молитвам апостола Матфея. Духовный взгляд на происходящие современные события. Благоразумие, жертвенность и наши амбиции.

26 ноября 2015 г. Как научиться подчинять свою волю воле Божией.

Память святителя Иоанна Златоустого, Архиепископа Константинопольского. Свойства проповеди в восприятия слушающими. Сила и свойства восприятия слова Божия. Безвестность или слава, на все Воля Божия.

22 ноября 2015 года на Воскресном Молебне для болящих. Испытание духовной прочности.

Память святителя Нектария Эгинского. «Проблемы наши Господь знает. Испытание духовной прочности».

21 ноября 2015 г. Наше предназначение в будущей жизни.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Наше предназначение в будущей жизни. Надзор и наблюдение Небесных Ангелов за нашей жизнью.

19 ноября 2015 г. Как мы живем?

Память преподобного Варлаама игумена Хутынского. «Как мы живем ?»

15 ноября 2015 года на Воскресном молебне. Современные события в свете духовного зрения.

Современные события в свете духовного зрения. Наша реакция и действия на различные события. Как донести Божий Мир до человека? О благоразумии.

15 ноября 2015 г. Как относиться к чужим несчастьям.

Причина и следствие происходящих в мире событий. Как нам относиться к несчастьям и горю, случающемуся с другими.

8 ноября 2015 г. О христианской осторожности в суждениях о других.

Память святого Великомученика Димитрия Солунского. Митрополит Сергий Воскресенский – страницы жизни. Защитник православия в эпоху гонений на Церковь. Грех осуждения и злословия в нашей жизни – его порочность и опасность.

7 ноября 2015 г. Внезапная смерть в нашей жизни и время на покаяние.

Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших воинов, павших за Отечество.

4 ноября 2015 г. Земная и небесная логика мышления.

Праздник обретения иконы Божией Матери в городе Казани. «Защита Божией Матерью всех с верою к ней прибегающих». О неправильном понимании заповедей Божиих. Помощь Божией Матери. Пример из жизни.

Октябрь 2015 г.

4 октября 2015 г. Сила Божия в немощи человеческой совершается.

Ожидания человеческие и чудеса Божии. Как преодолевать жизненные препятствия разумно. О действиях в экстремальных обстоятельствах. О призвании силы Божией в любых обстоятельствах.

Сентябрь 2015 г.

30 сентября 2015 г. Наши христианские имена как наше исповедничество.

Память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О значении основных христианских добродетелей, стоящих за этими женскими именами. Христианский смысл наших имен.

27 сентября 2015 г. Кто ходит во Свете, тот не споткнется.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Дела тьмы и дела света. Мы часто страдаем в нашей жизни от того, что ходим во тьме.

24 сентября 2015 г. Периоды нашего воцерковления.

Память преподобного Силуана (Афонского). Как избегать крайностей в духовной жизни. Три периода воцерковления.

21 сентября 2015 г. Святоотеческий путь и сердце человека.

Рождество Пресвятой Богородицы. Прикровенное действие святых Божиих. Страх Божий и благоговение – одно из условий обретения благодати. Все духовное должно быть внутри нас, а не в шуме внешних дел.

20 сентября 2015 г. Современная культура и духовная безопасность.

Память святого мученика Сазонта. Современная культура и духовная безопасность.

17 сентября 2015 г. Реалии жизни и наше предназначение.

Память святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Реальность жизни и наши возможности. Наше предназначение. Какой след мы оставим в истории?

13 сентября 2015 г. на Воскресном Молебне. О взаимных упрёках.

Взаимные упреки и взаимные конфликты, как сохранить мир в семье? Трудности семейной жизни, в какой плоскости решается конфликт ?

13 сентября 2015 г. Обязательно ли нам выполнять желания наших детей?

Память святых благоверных князей Петра и Февронии. Нужно ли нам всякий раз выполнять желание наших детей. Почему с самого раннего возраста мы попускаем нашим детям творить свои желания.

6 сентября 2015 года на Воскресном молебне. О святом преподобномученике Серафиме Жировицком.

Господь управляет нашими жизнями по Своему усмотрению.

6 сентября 2015 года. Сначала Божие, затем человеческое

Память Святителя Московского митрополита Петра, всея России чудотворца. Сначала Божие, затем человеческое. Почему страдает природа и Божия тварь.

Предыдущие проповеди >

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия.Вложите его прямо сейчас!
Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!

Убегать не от секса, а от блуда

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Библия призывает бежать от чего? От БЛУДА.

Она не призывает бежать от секса.

Бог дал половые отношения как прекрасный дар человечеству. И муж с женой пользуются им для неподражаемого соединения друг с другом, для этой крепкой близости, какая только возможно между двумя людьми. Брачное ложе должно быть у вас непорочно.

Брачное ложе должно быть праздником для супругов. Это чисто, свято и благо в глазах Божиих. Поэтому, жены, не бегите от мужей. Это грех, который как раз и толкает вас обоих на блуд.

Не бегите от брачного ложа – бегите от чего? Блуда! А с законным мужем не бывает у вас блуда.

Бегать блуда также означает не просто воздерживаться от половых актов с теми, с кем ты не женат. Это значит не искать полового удовлетворения нигде больше: ни в фильмах, ни в журналах, ни в книгах, ни в интернете, ни в клубах – нигде, кроме брака.

Царствия Божия не наследуют

Не внушайте себе, что «все так делают». Не оправдывайте себя: «Никого не касается, что я делаю за закрытой дверью». Во-первых, блудят не все – праведники не блудят. Во-вторых, вы никогда не сможете закрыть дверь перед Богом! Он все видит. А это очень опасно!

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9,10)

Почему не наследуют? Потому что это НЕ ХРИСТИАНЕ. Это не люди, которые веруют в Бога. Библия говорит:

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». (Еф.5:3)

Бог не говорит, что осужден на вечные муки всякий, кто хоть раз сделать что-то из этого. Нет. Но он говорит, что если вы спокойно к этому относитесь, если вы считаете это нормальным и продолжаете делать – не удивляйтесь, если однажды проснетесь и все, конец!

«Царствия Божия не наследуют».

СОВЕТЫ

Как на практике БЕГАТЬ БЛУДА

Мудрость и проницательность.

А не наивность!

Ты должен знать свои границы. Это серьезно. Ты должен знать, какую черту нельзя переступать ни в коем случае. Если тебя смущает присутствие мужчины – не оставайся с ним в одной комнате наедине.

Приобретай мудрость всем сердцем. Пусть она будет твоим наслаждением, твоим украшением!

И мудрость поможет тебе различить, где какие границы. Ты можешь не трогать мужчину, даже не сидеть с ним на одном диване. Но это не значит, что ты не блудишь с ним.

А потому вы должны возрастать в мудрости: различать, видеть заранее эти искушения. И волей, чтобы уходить от них.

Мудрость охраняет вас. Мудрость защищает вас! Это идет от страха Божия.

Держись подальше от сомнительных мест.

Дискотеки, бассейны, бани, шашлыки, бары, ночные клубы, вечеринки, корпоративы и пр. Это целая культура общества, где все пропитано развратом. Держись подальше. Тебе там нечего делать.

Есть два места, где больше всего искушение: путешествие и душепопечение. Вы легко попадаетесь в ловушку искушения. В дороге, в гостинице, на курорте вас никто не видит, никто не узнает.

Все, ловушка расставлена.

Также и с душепопечением. Вам кто-то открылся. Мужчина поделился, мужчина открыл сердце – вы становитесь к нему близки. Вы желаете знать больше, иметь его больше. Именно такие теплые отношения женщины с мужчиной опасны. Они не являются напрямую сексуальными, но напрямую ведут к ним. А мы, не видя опасности, считаем их совершенно нормальными.

Пасторы должны душепопекать мужчин, а женщины в церкви – женщин. Нельзя делать иначе, как бы нуждающийся человек ни настаивал на своем.

3. Не ищи оправданий.

Флирт – это блуд. Это легкое касание блуда, но на самом деле не бывает легкого касания. Если мужчина провоцирует вас, вызывает в вас ответную реакцию, придумывает вам встречи какие-то, предлоги для привязывания вас к себе – не оправдывайте его и себя.

Как это может выражаться? Множество слов в вашу сторону, комплименты. Слова о своем одиночестве. Физические прикосновения: обними меня, подержи меня за руку, поцелуй меня в щечку.

Ваша стрельба глазками, ваша «игривая» одежда. Там же и макияж. Все это вооружение достается вами из корзины с надписью «ФЛИРТ».

Честно смотри в глаза проблеме

Скажи сам себе: «Да, я блудник в сердце своем. Я слаб. Я легко искушаюсь».

Если ты честен с самим собой – тебе не страшно рассказать о проблеме наставнику. Или не страшно поделиться с людьми: я искушаюсь, я испытываю слабость в половых отношениях – и я хочу укрепляться Господом, чтобы оставаться верным Ему.

Я хочу Его силой побеждать свое искушение. Это будет хорошим свидетельством и ободрением окружающим. Потому что ВСЕ искушаются так же.

Не борись в одиночку

Нужна подотчетность.

Поделись с мудрым зрелым христианином. Попроси молиться.

Но самое сложное и правильное – создавать и поддерживать такие отношения, где у вас будет НАСТОЯЩАЯ ПОДОТЧЕТНОСТЬ.

Я помню, как мы однажды попросили человека найти себе такого наставника. Он пошел, нашел человека из другой церкви в нашем городе – доброго человека, сердечного. И спокойно стал как бы подотчетным ему. На деле это была фикция. Это был как раз НЕ ТОТ человек, чтобы быть ему подотчетным.

А кто ТОТ?

Это должен быть не «добрый», а «злой» человек. Ищите злого. Он скажет вам не в бровь, а в глаз. И он переживет все ваши обиды на него. Он дождется, когда вы переосмыслите все – и снова вернетесь к нему за советом.

Таким наставником была всегда моя мама. Это было как раз то, что нужно!

Кто знает вас как свои пять пальцев, кто мудр и сам борется с грехами (а не впадает в них, а потом борет, борет и борет). Кто любит вас и желает вам самого лучшего. Такой человек заставляет вас стать лучше. Он задает неудобные вопросы, обнажая вас. Вы сжимаетесь от страха и отвращения при мысли о том, что с ним надо поговорить. Он ждет. Но после каждого разговора вы чувствуете надежду! Вы как будто полечили зубы – теперь можно пожить еще немного! Вам хочется жить. Вы увидели, что можно жить лучше.

Родители, настоящие друзья и настоящий наставник скажут начистоту. И они любят вас. Если их нет – молитесь, чтобы Бог дал вам такого человека.

Вы не можете говорить себе – со мной Дух Святой сам работает! Нет! Дух Святой как раз и дал вам для этого церковь, семью. Людей. И мы должны увещевать друг друга. Мы должны!

Заметка:

Я слышу возражения: «У меня такой характер. Вот у тебя легкий характер, а у меня – нет». Это неправда. Ваш характер должен меняться. Ваша личность только выиграет от этого. Писание не дает других вариантов.

Проследите цикл похоти в своей жизни.

Это порочные круги, которые у вас всегда как-то одинаково начинаются и плохо заканчиваются. Например, такой: лень – желание развлечься – блудные мысли – поиск мужчины – флирт.

Или так: перестал читать Библию – неохота идти на собрание – переписываюсь с молодым человеком из мира – иду с ним на свидание – позволяю себе влюбиться – еще меньше хочется читать Библию и общаться с верующими – Бог кажется далеким и т.д.

· Следите за своим разумом. Уничтожайте сексуальные фантазии. Следить и за своими словами, и за мыслями. Некоторые искушения бывают настолько сильными, что за каким-то порогом наша воля уже сдается – и мы отдаемся чувствам безудержно. Запрещайте себе играть в сексуальные игры в уме, не позволяйте себе представлять себя и ЕГО вместе.

Охраняйте ворота своего разума. Как? Никакой порнографии, даже «безобидной» эротики, как говорят сегодня.

· Не увлекайтесь взором рассматривать мужчин. Не влюбляйтесь в актеров, певцов, спортсменов, проповедников. Они не ваши! И никогда не будут вашими. Это обман. И они ничем не лучше окружающих вас мужчин по сути. И если вас вводят в такие размышления всякие фильмы или телешоу – бросьте их смотреть. Читайте лучше книги! Читайте классиков хороших, читайте хорошую христианскую литературу. Ищите ее, покупайте – и увлекайтесь познаниями Бога.

· Ждите до брака. Даже за день до брака переспать – это блуд. Вот после свадьбы – не блуд, а за день до свадьбы – блуд. Такие правила!

Помните: наши мысли – это ткань, из которой сплетается наш характер и наша судьба.

Тяжесть блуда и его последствиях

В чем выражаются последствия блуда?

В помрачении ума, потери цели смысла жизни; развратный человек чувствует невероятное сопротивление греховной привычки, едва лишь он возжелает свергнуть с себя бремя убийственной страсти.

Потеря работоспособности, подверженность духу уныния и печали, неверие в идеал и высокую, чистую любовь; внутренний цинизм и опустошение, мертвенность сердца в отношении сострадания к ближним, отвращение к старикам, брезгливость в отношении к младенцам, дух убийства, проявляющийся в наклонности истреблять утробный плод преступной любви – далеко не полный перечень «греховного наследства», отягощающего совесть распутных людей.

– Как объяснить нецерковному человеку, чем опасен этот грех? Распространено следующее мнение: «А что здесь особенного? Ведь я никого не убиваю, и все по обоюдному согласию… Я хочу прежде нагуляться, а потом уже женюсь. Это все естественно…»

– Объяснять что-либо, касающееся нравственности, имеет смысл людям, тянущимся к добру, желающим обрести нравственный смысл бытия. Убежден, что «обезьянья» концепция происхождения человека возымела популярность именно у блудников, подспудно пожелавших свергнуть «иго моногамии» — то есть библейского богооткровенного учения о единственности брака мужа и жены, призванных в течение всей земной жизни оставаться вместе и не изменять друг другу.

По «обоюдному согласию» блудники убивают в себе дух жизни, бездумно и безумно расточают здоровье и те естественные дары, которые вложены Богом в наше естество для продолжения жизни и радости чадородия. Распутники убивают собственные души, добровольно отказывая себе в отцовстве и материнстве, калечат свои тела, создавая препятствия будущему деторождению.

Принося свою природу в жертву сладострастию, несчастные становятся повинными пред Создателем, сказавшим Адаму и Еве: «плодитесь и множитесь, и наполняйте землю». Живущие в грехе блуда убивают в себе самую способность любить, которая осуществляется в жертвенном служении семье и детям, в верности и преданности, в готовности прилагать все душевные и телесные силы для процветания семьи и воспитания детей.

«Злая жена достается мужу за грехи его молодости»

Желание «нагуляться» противоестественно, что доказывается теми «неприличными» болезнями, которые являются неизбежными и грозными спутниками сладострастников и часто сопровождают их по жизни, роют им могилу и накликают преждевременную смерть. Сегодня более чем очевидно, что само отсутствие мира в семье, неспособность создать в ней атмосферу любви и взаимного уважения – это наказание за распутство в молодые, «бесшабашные и безбашенные годы»… «Злая жена, – учит нас премудрый царь Соломон, – достается мужу за грехи его молодости»…

Большинство блудников и блудниц так и не преуспевают в позднем стремлении найти свою половину, обрекая себя на унылое одиночество, поскольку блуд приводит к чудовищному эгоизму — не лучшему помощнику в семейной жизни. Главное, что развратник становится неспособным к служению Богу, изгоняя из сердца спасительную благодать чрез осквернение телесных членов. Не забудем, что по закону Божию, наше тело – это сосуд, сокрывающий в себе бессмертную и разумную душу.

Блудник оскверняет Божий храм

Личность человека – это нерукотворенный храм Божества. Блудник оскверняет и разрушает Божий храм, предоставляя его во власть сатане – нечистому духу. Таким образом, нераскаянный развратник становится достойным кары и вечного возмездия. Ведь он не только сделал себя духовным «отстоем», но, подобно Печорину, стал разрушителем чужих судеб, обрекши жертв своего распутства на страдания.

– Почему блуд так распространен в обществе? Редко современное произведение обходиться без «постельных сцен».

– Сейчас в России принят закон о запрете «постельных сцен» во вновь создаваемых отечественных фильмах. Конечно же, по печальной пословице, «свинья грязь найдет». Но люди, не утратившие своего духовного «первородства и благородства» отвращаются от «постельных сцен», ибо у них под руками достаточно шедевров искусства. Настоящие мастера избегали изображения разврата, как явления, не совместимого с подлинной культурой и понятием красоты в искусстве.

Блуд распространен только среди блудников и развратниц. Истинные сыны и дочери России избегают этого явления во всех видах и образах. Я уже немолодой священник и знаю, что говорю, ибо нахожусь в самом эпицентре общения с народом, представителями всех возрастов и сословий.

Русский православный менталитет и наша культура отличались всегда ярко выраженным целомудрием (вспомним народные песни, национальную одежду, танцы). Представьте себе, что новое куртуазное произведение появилось у нас в переводе с французского только в ХVIII столетии! Это был труд поэта Тредьяковского «Поездка на остров любви». Незадачливый переводчик, угрызаемый совестью, собственноручно собрал все экземпляры только что напечатанной книги и торжественно сжег их на Кузнецком мосту в центре златоглавой столицы в порыве жгучего раскаяния!

– Создатели произведений с «постельными сценами» любят говорить, что «это реальность», и они просто показывают ее. «Вы должны видеть и знать, что бывает и так», – настаивают авторы.

– Создателям постельных сцен мы ответим вместе с М. Ю. Лермонтовым: «Есть высший Суд, он не доступен звону злата! А вы, наперсники разврата» трепещите, ибо приближается час возмездия!.. Ничто в этой жизни не проходит бесследно… И за все придется отвечать. Что здесь сеем, то пожнем непременно там…

Церковь на Седьмом Вселенском Соборе предала анафеме не только изготовителей порнографии, но и ее постоянных «пользователей»… Ведь разжигающие душу и тело изображения, служащие воспламенению похоти, обречены на сожжение в геенском огне.

Ясность ума и мирное сердце, гармония между душой и телом, радостная улыбка и приветливость, мудрое и веское слово, способность любить нежно и преданно, единомыслие в браке, здоровые и полноценные дети, раскрытие талантов и обретение счастья в призвании, креативные способности, долголетие, добрая слава при жизни и заслуженная любовь потомства – награда за целомудрие, за решимость хранить девство до брака, за верность в супружестве. И это вы называете «закомплексованностью и зажатостью»? Сомневаюсь.

Девушка может быть желанной, но не доступной

– Некая женщина идет на исповедь, рассказывает о своем блуде, но знает, что будет опять блудить. По ее словам, она ищет мужа, а претендент не согласится встречаться, если с ним не вступать в половые отношения.

– Ловелас не приходит на исповедь вовсе. Распутница боится даже тени, которая падает от храма Божия на мостовую. Другое дело – люди, принявшие решение вступить в борьбу с грехом блуда. Таких сейчас очень много. Ведь мы во многом жертвы безбожия, всегда порождавшего в истории человечества невиданный разврат и повреждение общественных нравов. Так было и во времена «Великой французской революции» 1789 года, и в 1917 году в России, и в ближайшие к нам исторические эпохи.

Девушка, желающая выйти замуж за «приличного» человека, а не «козлоногую сущность», умеет держать с молодыми людьми «дистанцию». Можно быть желанной, но недоступной. Кого бы мужчины хотели видеть в качестве своей невесты: нецелованный «аленький цветочек» или «потасканную эллочку-людоедочку»? Убежден, что большинство выскажутся за первый вариант.

А та, которая ищет мужа методом «проб и ошибок», постоянно скатывается, как известная горьковская героиня на самое дно жизни, превращаясь в старуху Изергиль XXI века, сидящую перед разбитым корытом своей никчемной жизни.

Многие наши современницы, может быть, поступают иначе, но большой вопрос, обретут ли они подлинное счастье с искателями сомнительных приключений, живущими без чувств, долга и ответственности в отношении жертв своих похождений?..

«Россия без веры станет местом сплошного совокупления»

– До революции люди были целомудреннее?

– И до революции, конечно, разврат имел место в жизни российского общества. Но не в таких размерах. И не во всех сословиях. Именно для того советская власть и устраивала «голодоморы» и «продразверстки», чтобы уничтожить патриархальное крестьянство, твердо державшееся нравственных устоев жизни. «Россия без веры станет местом сплошного совокупления», — пророчески писал Ф. М. Достоевский, оценивая в «Дневнике писателя», во что обойдется стране насильственно навязанный государственный атеизм. Дай Бог, дорогие друзья, нам не подбрасывать паклю и не подливать масла в огонь, и хранить себя от блуда!

– Я слышал, что некоторые толкуют Евангелие так, будто греховна только супружеская измена, и именно она называется блудом.

– Библейская заповедь «не прелюбодействуй» запрещает не только супружеские измены, но и блуд – беспорядочное совокупление лиц, не состоящих в браке. Так понимали седьмую заповедь все, всегда и везде. Интересующимся этим предметом напомню и слова Священного Писания Нового Завета: «Брак честен и ложе непорочно, а блудников и прелюбодеев судит Бог». (Евр. 13:4) «Братия, не обманывайтесь: ни пьяницы, ни сквернословы, ни блудники …Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9).

Отец Артемий Владимиров, журнал православной жизни «Нескучный сад»

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

О грехе блуда

Святые Отцы различали восемь основных грехов или страстей, как восемь источников, из которых истекают все наши грехи, душевные и телесные, во всем их многообразии. Здесь дана, скорее, не богословская, а аскетическая картина нашей греховности. Святые Отцы определили конкретные грехи для того, чтобы возможно было указать на средства борьбы с ними.

Согласно их учению, в действительности существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе, эгоизм и эгоцентризм. В этом – начало всех грехов. Некоторые богословы указывали три разновидности себялюбия: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но эта схема довольно-таки обобщенна и абстрактна, так что здесь нам трудно видеть лицо самого греха. И уже не богословы и теоретики христианства, а монахи и аскеты, главной жизненной целью которых было очищение своей души, выявили восемь главных врагов нашего спасения, восемь начальных страстей. Если человек не будет вести с ними борьбу, то они возобладают им, превратятся в грехи смертные, то есть навсегда отлучат человеческую душу от Бога.

Здесь я хотел бы поговорить об одной из самых лютых страстей, которая особенно тяжка, которая непрестанно восстает на человека. Блуд – он является как бы концентратом всех порочных наслаждений. Борьба с блудным похотением – самая тяжелая и жестокая, христианин ведет ее до самой смерти. Святые Отцы говорят: «Не верь своему телу до тех пор, пока оно не ляжет во гроб и гроб не забьют гвоздями». Естественное вожделение, естественное влечение к другому полу генетически вложено в каждого человека. Борьба с грехом блуда, как говорят святые Отцы, есть борьба с тем врагом, который сидит внутри нас.

Как обычно развивается эта страсть? Для ее развития нужен определенный образ. И поэтому чаще всего она начинается с образа. Первый этап – когда нечистый образ появляется в уме человека, как на кино- или телеэкране. Но это еще не грех. Это лишь повод ко греху, прилог, искушение, приманка диавола, которую он ставит перед нами. Человек ставит приманку, чтобы уничтожить какое-нибудь вредное животное, скажем, крысу. Крыса бросается на нее и гибнет. Вот так же и диавол предлагает нам приманку, обольстительный образ, внедряя его в наше сознание. Но мы можем внутренне отвергнуть этот образ, отключить от него свою волю. И тогда он останется внешним и чуждым для нас. Он становится нашим только в том случае, когда мы начинаем испытывать симпатию к нему и желание задержать его в нашем сознании. Если человек отвергнет страстный помысл или образ в самом начале, то выйдет из этой духовной битвы победителем.

Святые Отцы разработали учение о трезвении, контроле над своим сердцем. Этот контроль осуществляется посредством непрестанной молитвы, в свете которой человек видит зарождение помысла или образа в самом начале. Если у человека нет молитвы, он не может зафиксировать первый этап зарождения помысла (образа), фиксирует лишь последующие этапы, когда внутренним волевым усилием уже начинает удерживать этот помысл (образ) в своем сознании, созерцать его, любоваться и наслаждаться им. Поэтому святые Отцы заповедали иметь в своем сердце непрестанную краткую молитву – молитву Иисусову, которая высвечивает человеку его сердечные глубины. Можно для непрестанной молитвы выбрать также по своему усмотрению и какие-нибудь слова из псалма, краткую молитву «Господи, помилуй!» или же молитву «Боже, милостив буди мне, грешному!» Но Иисусова молитва значительно глубже. Она воистину всеобъемлюща. По выражению святых Отцов, она – «Евангелие, сокращенное в восьми словах».

Да, момент зарождения помысла (образа) – самое лучшее время для борьбы с ним, для его уничтожения. Помысл подобен растению: когда оно только пустило росток, его легко можно вырвать из земли, а когда укоренилось, и корни глубоко вросли в землю, тогда нужны большие усилия; если же этот росток превратился в дерево, то вырвать его почти невозможно, и человек уже не может бороться с грехом своими силами. Он должен прибегать к помощи других, к помощи своих наставников.

Итак, наилучший способ борьбы со сладострастным помыслом – это отвержение его в самом начале, на первом этапе – прилога. Однако и на последующих этапах христианин должен бороться с грехом. Пусть даже в этой борьбе допущены промедления и ошибки, надо продолжать борьбу и молить Бога о прощении содеянного мысленного прегрешения. В борьбе со страстным помыслом нужно использовать естественные силы человеческого гнева, то есть гневаться на диавола, греховный помысл и сам грех. Гнев дан человеку как оружие, как меч против врага. Этот меч мы употребили против самих себя и наших ближних. Но гнев может быть святым, праведным гневом, если мы научимся гневаться на демона и грех, возникающий в нашем сердце. Гнев имеет силу уничтожать. Если мы направляем его на своего брата, то становимся в известном смысле убийцами. Если же гневаемся на грех, то гнев разрушает его и очищает нашу душу. Итак, нужно научиться гневаться на нечистые помыслы. Святые Отцы учат: «Когда будет перед тобой нечистый помысл, сначала разгневайся на него, как на несчастье, которое может лишить тебя вечной жизни, а потом обратись к Богу с молитвой. Не рассматривай этот помысл. Не вступай с ним в беседу. Не опровергай словами то, что будет говорить демон. Гневом изгони помысл из своего сердца и затем обратись к Богу, чтобы Он очистил твою душу от осквернения».

Что еще требуется для борьбы с демоном блуда? Воздержание. Святые Отцы поставили блудный грех, эту болезнь, сразу же после чревоугодия, так как демон блуда тесно связан с демоном чревоугодия. Чревоугодие разжигает блудную страсть. Святые Отцы говорили: «Если ты хочешь бороться с блудом, не обуздав своего чрева, то это то же самое, что пытаться потушить костер, бросая в него ветки дерева». Как определить для себя норму в пище? Святые Отцы учат так: «Определи, сколько нужно тебе пищи для насыщения, затем съешь две трети от этого количества, а прочее оставь; или же вставай из-за стола, когда ты не чувствуешь еще полного насыщения, в то время, когда хочется тебе еще немного поесть. Это и будет твоя мера».

У святого Иоанна Лествичника мы читаем: «В укрощении чрева употребим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую». Нельзя сразу налагать на себя строгий пост, к воздержанию человек приучает себя постепенно. Кроме того, в посте вообще необходимо соблюдать меру. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что иногда чрезмерное пощение не укрощает, а, наоборот, возбуждает блудную страсть. Общее правило умеренности и воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Крайности с той и с другой стороны равно вредны – и неумеренная строгость поста, и пресыщение чрева. Монах так разумно должен вести дело пощения, как если бы имел пребыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби и потери, как могущий умереть каждый день. Поэтому, когда говорят о посте, имеют в виду разумное воздержание, а не доведение себя до болезненного состояния, которое нередко сопровождается внутренней гордыней и прелестью. Итак, будем помнить, что умеренное употребление пищи служит средством обуздания блудной страсти. Так же во время особенно сильного блудного возбуждения полезно пить мало воды, ибо чувство жажды в какой-то степени притупляет и ослабляет эту страсть. Отшельники не только пищу принимали мерой, но и воду.

Святые Отцы говорят: «Если ты свяжешь себя постом, то свяжешь беса блуда веревками, но для того, чтобы повергнуть его на землю, нужно смирение». Один из древних египетских подвижников, толкуя библейское повествование о том, как пророк и боговидец Моисей убил египтянина и закопал его в песок, говорит, что это – образ борьбы с блудным демоном. Песок – пустыня, место, где ничего не растет. «Зарыть египтянина в песок» – значит победить беса блуда смирением. Во время борьбы с блудной страстью христианин должен глубоко смирить свой дух, осознать, что он – средоточие греха и без помощи Божией не может бороться с сей страстью, но при этом не падать духом, а надеяться на помощь Божию и пребывать в молитве. Бес блуда связан с бесом гордыни. Иногда гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание.

Самым действенным средством борьбы с блудом является исповедь духовному отцу. Святые подвижники говорят, что бес блуда не терпит обличения. Он любит прятаться, скрываться в нашей душе, как скорпион в своей норе. Обличить блудного демона перед духовником, рассказать ему о своей брани значит тотчас получить облегчение. Однако сделать это необходимо с верой в молитву своего духовника. В Патерике есть рассказ о двух монахах, боримых бесом блуда. Они пошли к старцу и рассказали ему о своей брани. Один получил облегчение, а другой нет. И первый в ответ на жалобу второго спросил его: «А как ты открыл свою брань отцу?» Тот ответил: «Я пришел, рассказал ему, поклонился и ушел». Вопросивший сказал: «А я пришел к нему так, как пришел бы к Самому Христу Спасителю: с верой в то, что его молитвы отгонят от меня блудного беса. Во время рассказа об искушении я внутренне каялся и плакал, и когда вышел от него, почувствовал себя как бы заново родившимся». Поэтому, если вы открываете перед своим духовным наставником блудную брань, то это должен быть не простой сухой рассказ. Вы должны внутренне оплакивать свою греховность и верить, что за молитвы духовника Господь силен избавить вас от этой брани, уменьшить ее или же сделать вас в ней победителем.

Для того, чтобы успешно бороться с демоном блуда, мы должны стараться никого не осуждать, особенно тех, кто страдает от этой же страсти. Когда мы осуждаем других, то в это время подразумеваем, что на их месте не сделали бы того же самого и как бы внутреннее представляем себя победителем демона. И поэтому за осуждение других Господь иногда попускает нам такую же брань, и часто мы не выдерживаем ее и падаем. Одно из важнейших правил духовной жизни – не осуждать другого. Это значит не оправдывать его грех, но сострадать ему, как мы сострадаем больному. Один из святых говорил: «Когда я вижу согрешающего, или же узнаю о нем, то говорю себе: “Смотри, не сделай этого сам! Кто знает, что будет с тобой завтра?!”»

Еще одно из средств борьбы с демоном блуда – это разумное уединение, уединение в то время, когда он борет нас с особой силой. Кроме того, надо постоянно трудиться: блудный демон лютее всего нападает на человека, не занятого необходимым делом.

Святые Отцы говорят, что не следует слишком много заботиться о своей внешности. Вполне достаточно быть опрятно и чисто одетым. Сама мысль о красивой одежде, которая будет нравиться другим, содержит в себе тайный блуд. Святые Отцы не советуют вольно обращаться друг с другом. Один подвижник говорил: «Вольность – это начало блудного греха. Вольность в обращении похожа на ветер из пустыни, который сжигает и уничтожает посевы в том месте, где он пронесся». Писания святых Отцов учат, что в смехе и шутках также таится блуд. С аскетической точки зрения, смех и шутки оскверняют человеческую душу. Они уничтожают благоговение как сердечное расположение. Церковное Предание говорит нам, что никто не видел Иисуса Христа смеющимся или улыбающимся, равно как и Его Пречистую Матерь. А демона часто изображают хохочущим. Если бы мы понимали, для чего Господь дал нам земную жизнь, и чаще думали о том, что ожидает нас в вечности, – рай или ад, мы бы не шутили, не смеялись и не хохотали. Если бы мы знали, сколько греха сосредоточено в нашей душе, какое огромное море греха представляет из себя этот мир, нам было бы не до смеха. Но эта ужасная картина сокрыта от нас…

Святые Отцы заповедуют по возможности избегать общения с другим полом, так как это общение будет обязательно возбуждать в нас блудную страсть, явную или тайную. Некоторые заявляют: «Я разговаривал с женщиной и не почувствовал совершенно никакого вреда». Святые смотрят на это по-другому: человек получил вред, но сам этого не заметил. Один из подвижников писал: «Через несколько дней после разговора с женщиной я испытал нападение блудной страсти, и передо мной встал ее образ. Когда мы беседовали, мне казалось, что я бесстрастен. Но ее образ отпечатлелся где-то в глубине души и потом, во время брани, как приманка всплыл из глубин подсознания». Мы не знаем, что творится в нашем сердце. Все наши разговоры, встречи и впечатления – это семена, которые падают в сердечные глубины, а потом уже дают свои ростки. В общении с любой женщиной надо быть предельно осторожным, хотя бы нам и казалось, что мы не питаем к ней никакого нечистого пожелания. Также нужно всячески избегать излишнего общения, поскольку нередко мы хотим быть вместе с женщинами не ради какого-нибудь важного и неотложного дела, а для тайного внутреннего удовлетворения блудной страсти. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Не обязательно падение с женщиной: иногда само присутствие женщины уже дает человеку скрытое наслаждение».

В книге преподобного Иоанна Лествичника, великого игумена Синайской горы, мы читаем: «Бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает себя, наводит на инока крайнее благоговение и производит в нем источники слез, когда он сидит или беседует с женщинами, и подстрекает его учить их памятованию о смерти, о Последнем Суде и хранении целомудрия, чтобы они, окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку, как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению». Поэтому в общении с женщинами, даже когда священник наставляет их и ведет духовную беседу, обязательно нужна мера. Следует говорить кратко и ясно. Для тех, кто хочет исполнить наставления и спастись, не нужны долгие беседы. Им только надо узнать, что делать.

Обычно женщины, которые часто обращаются к своим духовным отцам и подолгу с ними разговаривают, повторяя непрерывно одно и то же, как бы пережевывая одну и ту же жвачку, на самом деле внутренне удовлетворяют таким образом свою блудную страсть. Тот, кто заботится о чистоте, говорит собранно и лаконично. В общении с женщиной, по учению святых Отцов, несмотря на всю доброжелательность и приветливость, необходимо соблюдать строгость. Никогда человек не должен думать, что победил блуд. В этом – одна из хитростей демона. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Лисица притворяется спящею, а бес – целомудренным; та хочет обмануть птицу, а сей – погубить душу. Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу и не надейся на него, пока не предстанешь Христу». Блудный демон может некоторое время не тревожить нас, чтобы мы подумали, что уже победили нечистую страсть, и потеряли осторожность. После этого он неожиданно нападает на нас, как на свою жертву, и застает, как правило, безоружными. Поэтому никогда не надо доверять себе и считать себя победителем в сей брани.

Преподобная Мария Египетская, жившая в Иорданской пустыне, много лет была борима бесом блуда через воспоминания о своей прошлой греховной жизни. Во время вражеских нападений она падала на землю и кричала во весь голос: «Боже, Сам спаси меня! Господи, я бессильна!» И за это смирение благодать Божия покрывала ее. Подвижница побеждала врага в этой жестокой, тяжелейшей борьбе. Итак, все мы должны помнить: победа над блудом – это победа благодати над демоном. Без истинного самопознания в духе сердечного сокрушения и глубокого смирения победить блудную страсть невозможно!

Попытаемся кратко суммировать все вышесказанное. Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *