Богородица и божья матерь одно и тоже

Богородица и божья матерь одно и тоже

Современный человек очень часто задается следующим вопросом: почему так много образов Девы Марии, ведь если человек один, то и святыня должна быть одна? Их действительно много – религиоведы говорят, что их число достигает 700. Чтобы разобраться с данным вопросом, нужно углубиться в исторические аспекты православной религии, которые способны осветлить данную проблему.

С давних времен многие государства ощущали свою тесную взаимосвязь с Девой Марией. К примеру, в Грузии святая вела проповедническую деятельность, всегда обещая им собственное покровительство и защиту. В районе горы Афон её считали пророком, поэтому иконописцы воссоздали в её честь множество образов. В европейских странах Богородицу издавна обожествляли, считая женщину одной из наиболее выдающихся святых. Но, конечно же, на Руси Деву Марию почитали особо. Этому свидетельство Десятинная церковь, которую построил князь Владимир. Почему именно она? Потому что святыня была названа в честь Пресвятой Богородицы (во время торжества Успения). С того времени в церковном календаре было утверждено новое светлое событие – Покров Девы Марии. Этим действием официально было признано покровительство святой над всеми православными христианами и русскими землями.

За время существования Руси в честь Матери Божией было придумано около сотни гимнов, а также написано множество икон. Большинство из них обрело мировую славу, так как были чудотворными (способствовали исцелению, вселению веры, счастья, жизненных сил и так далее). Нельзя не отметить в качестве примера Владимирскую икону Девы Марии и святыню под названием «Нерушимая Стена», которые на протяжении веков сопровождали государство, покровительствуя всех россиян.

Еще одна очень популярная икона в честь населенного пункта именуется Тихвинской (название пошло от города, где произошло её явление). Она покровительствует всех детей, потому находится в каждом доме. На Руси иконе всегда молились — для людей она служила даже книгой, с помощью которой они обучались религиозным основам. Именно отсюда и пошла традиция, писать различные святыни, в соответствии с тем или иным событием, которое связано с Богородицей.

Есть множество икон, которые связаны с благой вестью – это и день, когда женщине во сне явился ангел, сказав, что она станет первой женщиной, которая выносит дитя Бога. Есть святыни, которые непосредственно связаны с рождением Иисуса Христа, как Спасителя всего человечества. Чтобы целиком осветить фрагменты из жизни Девы Марии, во все века мастера писали иконы в её честь, давая шанс последующим поколениям увидеть святую на изображении. Есть еще яркий пример всепрощения Святой Марии, который удачно выражается в величайшем христианском творении «Нечаянная Радость». Его название – это память об исцелении и нечаянной радости отпущения грехов разбойнику, который искренне раскаялся.

Очень интересно, что иностранцев удивляет обилие разнообразных образов в доме русского христианина. Они считают, что одной иконы в домедостаточно. Может быть, Дева Мария более близка для людей, живших на территории тогдашней Киевской Руси. Наша душа больше нуждается в её покровительстве, а потому сердце христиан более открыто для того, чтобы впустить в него святую. Мы же должны осознавать — икона Девы Марии сама по себе настолько глубока, что оказывается одинаково близкой и доступной как обычной сельской женщине, не обученной грамоте, так и интеллектуалу-богослову, который во всём пытается найти скрытый подтекст. В этом и вся прелесть величайшей святыни.

Богородица, Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, Дочь праведных Иоакима и Анны. Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу их, когда, вися на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице св. апостола Иоанна Богослова. Во дни Ее земной жизни и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы живописный лик Ее.

Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание ап. Лука, бывший искусным врачом и художником, и, чтобы удовлетворить желанию первых христиан, он, как говорит предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: “Отныне ублажат Мя вси роди”. И присовокупила: “Благодать Родшегося от Меня и Моя с сими иконами да будет”. Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, воспевает Ей: “Первее написавшейся Твоей иконе евангельских тайн благовестником и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чествующия Тя, порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего содетельница” (Стихира на литургии службы Казанской иконе Богоматери).

Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее св. икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память бесчисленных Ее благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города, села и деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы величайшей святыни. Дивную картину для благоговейного взора представляют сами чудесные явления св. икон и чудотворения, совершавшиеся по молитвам пред иконами Пресвятой Богородицы.

От неистощимого источника св. икон Сама Небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

На иконах Пресвятая Богородица обыкновенно изображается с тремя звездами, из которых одна на голове и две на плечах, что означает: до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева.

Иконографические признаки: положение рук, поворот или наклон головы, соотношение образа Богоматери к образу Спасителя и другие детали — дают возможность определить наименование иконы.

Существует несколько типов икон Пресвятой Богородицы:

Оранта — с воздетыми руками;

Никопея — на престоле;

Одигитрия — с Иисусом Христом на руке;

Гликофилусса — Умиление;

Халкопратия — молитвенно обращенная к Спасителю.

Иконы Богоматери распространялись по самым отдаленным местам России и, в свою очередь, списывались и приобретали местные названия. Известно более 468 русских наименований икон Богоматери, из них многие чудотворные.

Богоматерь на православной русской иконе — не блондинка, не брюнетка, не молодая и не старая. Она — вечная. Западные Мадонны писались с живых людей — жен и подруг, — одна эта мысль для иконописца кощунственна.

По церковной символике, Богоматерь — Чаша, в которой воплотился Христос, и Ее иконы являются Пречистым Образом, перед которым преклоняются. Богоматерь чтится Заступницей, Покровительницей, Молитвенницей и Царицей Небесной. Акафист, посвященный Ей, называет Приснодеву благоуханным цветом, звездой пресветлой, Матерью Света, надеждой отчаявшихся, сокровищем мира, живоносным источником и многими другими поэтическими олицетворениями, которые, в свою очередь, вдохновили иконописцев на новые образы.

Прот. И. Бухарев

Богоматерь-Богородица (Qeomhtwr, QeotokoV, MaterDei, dei para, Unsere Liebe Frau, Heilige Jungfrau, Notre Dame, Madonna), Пресвятая Дева Мария (друг. форм. Мариам), Матерь Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Имя Ее несколько раз упоминается в Свящ. Писании (Матф. 1, 16, 18 — 25, XIII, 55. Марка III, 31 — 32. Луки I, 26 — 56, II, 1 — 40, 48. Иоан. XIX, 25-27. Деян. I, 12 — 14), но мы имеем из этого источника лишь весьма немногие сведения о жизни Б., так-так евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа. Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и во всяком случае отражают веру христианского общества с древних времен. Предание называет нам родителей Пресвятой Девы: Иоакима из Назарета, от колена Иудина, племени царского, и Анну из Вифлеема, колена Левиина, племени Ааронова. Эта благочестивая чета, прожившая до старости в горести безчадия, была утешена, по усердной молитве, предвозвещением архангельским, что от них родится благодатная дщерь. Далее, тоже благочестивое предание повествует, что св. Дева с четвертого года своей жизни, по обету родителей. отдана была во храм на воспитание, как посвященная Богу. На четырнадцатом году своей жизни она была обручена старцу Иосифу, из племени Давидова, и жили они в неизвестности в Назарете. Здесь Архангел Гавриил благовестил Святой Деве рождение от Нее Спасителя мира, как изложено евангелистом Лукою (I. 26 — 38), после чего Она три месяца пробыла у родственницы своей Елисаветы, уже зачавшей Предтечу Христова (Лук. I, 39 — 56). Между тем и Иосифу, обручнику Mapии, смущавшемуся о Ней, последовало откровение от ангела тайны воплощения, рассеявшее его сомнения относительно Mapии (Матф. I, 18 — 25). Далее, евангелисты упоминают о Пресвятой Деве при повествованиях о Рождестве Христа, обрезании Его по закону в восьмой день, бегстве в Египет и возвращении в Назарет, и еще при повествовании о беседе отрока Иисуса с мудрецами в храме. Повествуя о делах Христа со времени Его общественного служения, евангелисты упоминают немного раз о Богоматери. В Кане Галилейской она ходатайствует пред Сыном за новобрачных, не имевших вина, и Он, исполняя Ее просьбу, положил здесь начало своим чудесам. В Капернауме, во время сильного спора Христа с фарисеями в синагоге, 0на хочет видеть Его, чтобы охранить от опасности. На конец, мы видим Ее при кресте, когда Христос поручил Ее попечению своего любимого ученика. Не много событий рассказали евангелисты из жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии, и во всем покорной воле Всевышнего. Благочестивое предание говорит, что Богоматерь жила до 48 г., и в этом году почила при многих чудесных событиях, была погребена в веси Гефсиманской, но потом чудесно взята на небо. Предание приписывает ей и проповедническую деятельность. О фактических подробностях в этом случае затруднительно судить с несомненностью. Но мы имеем право утверждать, что Богоматерь была в тесном союзе с первою христианскою церковью, собранной в Горнице Сионской в ожидании Духа Утешителя, и, конечно, имела великое значение в первой христианской общине. Высокое почтение к Матери Божией в христианском обществе восходит к глубокой древности и несомненно, по свидетельству древних преданий. Но догматическое учение о почитании Богородицы вырабатывалось и определялось частнейшими чертами постепенно, как это было и с другими догматами. Неправые мнения, лжеучения и ереси заставляли церковных учителей точнее и определеннее изложить общецерковное учение о почитании Богоматери в тоже время, как шли споры о лице Иисуса Христа. В IV веке было неправильное мнение, основанное на произвольном толковании Матф. I, 25, что Пресвятая Дева, после бессемянного зачатия и рождения Спасителя, находилась в браке с своим обручником Иосифом, от которого были дети. Такого мнения держались, между прочим, строгие ариане: Евдоксий и Евномий. Православные считали такое мнение противным истинному христианскому чувству. Но уже св. Епифаний Кипрский людей, державшихся такого мнения в Аравии, так называемых антидикомарианитов (противников Марии), прямо зачисляет в разряд грубых еретиков. Блаж. Иероним также сурово порицает за такое мнение некоего Гельвадия. Собор иллирийских епископов за это же лишил сана Боноза, епископа сардийского. Монашество, развившееся в церкви с IV в., сильно ратовало за приснодевство Богоматери и это учение сделалось общим церковным учением. Великие отцы и учители церковные: Ефрем Сир., Григорий Наз., Амвросий Мил. и друг. превозносят Ее как чистейшую и святейшую всех, очищенную св. Духом от греховной скверны. Даже блаж. Августин свое основное убеждение, что никакой человек не может быть свободен от греха, не хочет прилагать к Mapии и из благоговения пред Нею отказывается рассуждать об этом вопросе. Но при этом нужно заметить, что церковь не признавала Ее свободною от первородного греха, как свободен от него безсеменно рожденный от Ее Иисус Христос. Высоко чествуя Богородицу, церковь осуждала и порицала суеверное чествование и языческое обожание Ее. Тот же св. Епифаний, осудивший антидикомарианитов, порицает и так называемых коллиридиан, простиравших свое почтение к Богородице, как Царице Небесной, до обожания, в роде служения Астарте, и выразительно говорит, что Богородицу надо чтить, но не боготворить. Решительное влияние на определение учения о почитании Богоматери имел исход несторианского спора, после которого название QeotokoV — Богородица, встречающееся еще у св. Афанасия Великого, было признано всеми и сделалось общеупотребительным. Православная церковь в согласии со всею древнею Вселенскою церковью чтит Богородицу святою и пренепорочною приснодевою; как к скорой помощнице и заступнице прибегает к Ней в молитвах; славит Ее за оказанные благодеяния; в честь Ее установила многие праздники и освятила многие храмы, имеет и чтит Ее чудотворные иконы. Церковь католическая в почитании Богородицы пошла дальше и установила новый догмат, которого церковь древняя не знала, а церковь православная отвергает. Еще в XII в. стало на Западе распространяться мнение о непорочном зачатии и рождении Богородицы, и лионские каноники в 140 г. установили праздник в честь непорочного зачатия. Доминиканцы порицали праздник и отрицали справедливость такого мнения. Но тем не менее уже в XIV в. как праздник, так и учение, благодаря главным образом францисканцам, были признаны в католической церкви повсеместно. Папы этому благоприятствовали и, наконец, Пий IX, при усердной помощи иезуитов, торжественно провозгласил непорочное зачатие Богородицы в Риме, 8 декабря 1854 г., в качестве обязательного для всех католиков догмата. И в практике католической относительно почитания Богоматери, особенно в средние века, было немало излишнего, иногда странного и даже просто нелепого с церковной точки зрения и дурно влиявшего на нравственность.

Эта практика нашла для себя осуждение иногда справедливое по содержанию, но очень резкое и глумительное по форме у Лютера и других реформатов XVI в. Вместе с нелепыми легендами и подложными святынями, реформаты отвергли благоговейное чествование икон и молитвенное призывание Богородицы, основав, впрочем, некоторые праздники в честь ее.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека без нарушения своей девственности. Этим именованием (принятым на III Вселенском Соборе в 431 г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть и совершенный Бог. Православная Церковь называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском Соборе в 553 г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества. О происхождении и детстве Богородицы канонические Евангелия умалчивают. Сведения об этом содержатся в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего». Согласно указанному источнику, Богородица происходит из царского рода Давида; Ее родители – праведники Иоаким и Анна, воспитавшие дочь в глубоко религиозном духе.

С трех лет Богородица воспитывалась при Иерусалимском храме (один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (4 декабря)), к 12 годам дала обет безбрачия, и для Нее нашли супруга – Иосифа Обручника, который стал хранителем Ее девства. После Благовещения (см. Лк. 1, 26-38) Ангел, явившись Иосифу, уведомил его о невиновности его обручницы, и с этого момента Иосиф становится охранителем Богородицы и Младенца-Богочеловека (см. Мф. 1, 19-24). На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 (14) октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон. Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление.

Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности, органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства Божией Матери.

Богородичная молитва так же известна, как и Господня. К ней прибегают при каждом удобном случае.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,
Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,
благослове́нна Ты́ в жена́х,
и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́,
я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.

История появления и распространения молитвы

Молитву «Богородице, Дево, радуйся» называют ангельским приветствием. Такими словами небесный посланник архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о скором рождении Спасителя. Само событие описал евангелист Лука. Молитву иногда называют «Ангельская весть».

Этот день празднуется православными христианами как Благовещение. В народных традициях в нем заложен большой сакральный смысл. С праздника начинается настоящая весна, благая весть пробуждает природу. В Благовещение Небеса открыты для молитв.

Текст молитвы появился в первые годы христианства и быстро распространился по странам, где исповедуют христианство. Всем известное «Ave, Maria» (перевод — радуйся, Мария) — это молитва на латыни. Она трогает за душу своей чистой небесной красотой даже души убежденных атеистов.

Пережила Богородичная молитва время забвения. А напомнил о ней мирянам Серафим Саровский. Именно он ввел в обиход правило ежедневного чтения молитвы. Святой чрезвычайно почитал Божью Матерь и основал обитель Богородицы – Дивеевский монастырь.

Молитва Матери со дна моря достанет. Это подтверждают многочисленные исторические факты. Когда Великая Отечественная война не щадила никого, выживали те бойцы, чья мать или жена вшивали в гимнастерки, шапки или вещмешки «грамотки» с текстом молитвы «Богородице, Дево, радуйся».

Мать Иисуса Христа почитается везде, но у россиян к Ней особое отношение. Богородица благоволит России и считается ее покровительницей – охраняет, защищает, выручает из бед, спасает от несчастий.

Кому и как помогает молитва в наши дни

Молитва «Богородице, Дево, радуйся» имеет колоссальную силу и способна помочь в любой сложной ситуации. Что бы ни происходило в жизни, нужно уповать на Деву Марию, и все трудности исчезнут, словно по волшебству.

Задумав что-то, загадав желание, нужно дать себе обет читать молитву определенное количество раз в течение определенного количества дней. Это будет определенный молитвенный труд, даже возможно подвиг. Зато потраченные усилия не останутся безответными.

Просьбу после прочтения излагают своими словами. В трудных жизненных ситуациях, например, во время операции или тяжелой болезни кого-то из близких, ее произносят постоянно, при любой представившейся возможности.

Под покровом Девы Марии оказываются все, прибегающие к Ней с молитвой. Обращаются к Пречистой Деве в минуты расстройства и уныния. Помогает Она избежать одиночества. «Молитву почитал, как с матушкой поговорил,» — считают в народе.

Помощь Матери Божьей последует очень скоро. Господь не может ни в чем отказать Своей Матери. Она – заступница и просительница для всех православных христиан.

Правила обращения к Богородице за помощью

Прочитав текст молитвы, можно просить Марию Деву о чем угодно. Если желаемое действительно необходимо, Богородица непременно откликнется и обязательно поможет.

Можно и нужно молиться Богородице за других людей. В первую очередь молятся за детей, своих родственников и благодетелей.

Отдельно вспоминают тех, кто находится в пути, и просят помощи во всех начинаниях.

Молитву читают, собираясь выходить из дома. Помогает обращение к Богоматери при семейных раздорах и прочих сложных ситуациях, когда необходимо примириться с врагами и усмирить недоброжелателей.

Прибегать к молитве надо со смирением, вниманием и усердием. Главное – проникнуться всей душой и не бояться своих чувств. Тогда Богородица лучше расслышит просьбу.

Получив желаемое, следует обратиться с благодарностью к Богу и Его Матери.

И нельзя гордиться, хвастаться своим молитвенным усердием, можно потерять все достигнутое.

Как правильно читать молитву

Поначалу трудно повторить молитву 150 раз. Поэтому процесс лучше разделить в течение дня на 15 раз по 10 повторений.

Но если в течение суток не находится достаточно времени, можно воспользоваться советом Серафима Саровского. Он рекомендовал трижды в день читать «Отче Наш», трижды «Богородицу Деву» и один раз «Символ веры».

Особо усердные молитвенники, монахи, отшельники исполняют специальное Богородичное правило, в которое входят и другие молитвы, отрывки из Евангелия, а также Акафист (восхваление, гимн). При этом вспоминают все этапы жизненного пути Божьей Матери от рождения до кончины.

В храмах молятся, стоя у любой или особо почитаемой в семье иконы с изображением Богородицы.

Текст и значение

Текст молитвы явственно разделяется на три части. Первую, как уже говорилось в начале, произнес архангел Гавриил. Это обращение к Деве Марии и оповещение о грядущем рождестве младенца Иисуса.

О том, что Богоматерь самая прославленная из всех земных женщин, свидетельствовала святая праведная Елисавета – будущая мать Иоанна Крестителя, родственница Марии, ей первой Мария сообщила радостное известие.

Очень важна последняя, заключительная часть. Это символ возможности искупления грехов, ибо само рождение Христа и его последующая земная жизнь об этом свидетельствуют.

Смысл и содержание молитвы настраивают на позитивный, радостный лад. Она заряжает энергией, укрепляет веру в Христа. И нет для человека лучшей заступницы и большей помощницы, чем Дева Мария.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,
Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,
благослове́нна Ты́ в жена́х,
и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́,
я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших.

На русском языке

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь съ Тобою; благословенна Ты между женами и благословенъ плодъ, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душъ нашихъ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *