Богом данная макария фильм

Богом данная макария фильм

Сила Божия в немощах совершается.

Село без праведника не стоит. За этой истиной — многовековой опыт православного народа. Нам, простым смертным, все представляется, что святые праведники — это что-то вроде легенды. Но они жили и живут сейчас среди нас. Тихо творят свою непрерываемую молитву — за нас, за всю Россию. Их, по признанию праведницы Матушки Макарии, еще много, очень много, «…они в горах, в маленьких хатках, таких маленьких — только взойти: столик да иконка висит. Они — столпы от земли до неба!». Сама схимонахиня Макария — одна из них. Праведница, великая духовная труженица, избранница Божия.

Село Тёмкино Вяземского района. Глубинка Смоленской области. Здесь более полувека жила, служила Богу и людям старица Макария. Сюда приезжали к ней за исцелением от душевных и телесных недугов со всей России. Здесь окончился ее земной путь. Но люди приезжают и теперь.

…Ее могилка — самая первая от входа на сельский погост. На могиле — черная гранитная плита, большой крест. Цветы — очень много цветов! — и зажженные свечи. Я опустилась на колени, поставила свою свечу и припала головой к сыроватой и теплой земле. Я шептала ей горячие слова то ли молитвы, то ли жалобы, то ли оправдания. Я обращалась к ней, как живая к живой, уверенная, что Матушка слышит меня и возносит мои сумбурные излияния туда, где они могут быть приняты.

Летнее небо сияло над нами. Зеленела трава, счастливо и вольно щебетали птицы. У ограды остановилась машина. Вышла женщина средних лет, хорошо, по-городскому одетая. Явно ждет, чтобы самой подойти к могилке. Она приезжает сюда из Обнинска каждое лето, как приезжала к Матушке еще при жизни ее. Молитвами, освященной водой и маслицем да мудрыми наставлениями и немногословной душевной беседой лечила ее Матушка Макария от смертельной болезни. И вылечила. Как вылечила многих других, кто к ней обращался.

Держу в руках маленькую цветную иконку. Стараюсь разглядеть в написанных временем и жизнью чертах старицы голубоглазую девочку, бойкую и речистую.

Она родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово того же, Вяземского района Смоленщины. Явилась на свет в день, когда православные празднуют икону Божией Матери «Споручница грешных» и вспоминают деву — мученицу Феодосию. Вот уж истинно: ничто в мире случайно не совершается! При крещении девочку назвали Феодосией (так же звали и ее мать), что значит «Богом данная». Настоятель храма, где ее крестили, иеромонах Василий был наделен даром прозорливости. Передавая ребенка родителям, сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет»

Так и случилось.

Шустрая девочка и ходить рано начала, и лопотать. Но однажды посторонняя женщина, зайдя по делу в их дом и увидя бойкую девчушку, погладила ее по головке и спинке и сказала: «Какая маленькая, а уже ходит» Тут же у девочки подогнулись коленочки, она упала и уже никогда больше на ноги не вставала…

Много и часто встречавшийся с ней Г.П. Дурасов составил жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии на основе личных встреч, свидетельств знавших ее людей и ее собственных рассказов. И если вы прочтете его книгу «Богом данная» (издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 1994 г. и Воронеж, 2000 г.), ваша собственная жизнь станет глубже и богаче.

Очень рано проявилось ее избранничество. Когда малышку клали в колыбель, подвешенную к потолку, на лучке с полудня до трех часов дня зажигалась неизвестно откуда бравшаяся свеча. Видевшие это говорили: «Разве наши дети не такие же? А над ними не зажигается».

Однажды в дом зашел странный человек. Представился печником. «Нет, ты не печник, ты — батюшка, — сказала Феёнушка, как звали ее домашние. — Ты меня спаси, у меня ножки не ходят». «Терпи, так угодно Господу», — ответил он. Потом прочитал над нею молитву, а матери посоветовал больше к врачам не возить и в приют не отдавать. Уходя, велел девочке выучить молитву преподобному Тихону Калужскому. Так сам преподобный впервые явился Феодосии.

Когда ей было 8 лет, она, без всяких внешне видимых причин, погрузилась в летаргический сон, во время которого ее душа пребывала в раю — Ангел-хранитель показывал ей горний мир. В Небесном Царстве впервые встретилась с Матерью Божией. «Она там самая красивая из всех!» — рассказывала потом.

По благословению Царицы Небесной она получает дар

исцеления людей.

До одиннадцати с половиной лет ей являлись во сне небожители и учили ее, как освящать воду и маслице для целительства, какие молитвы при этом читать. Она все запоминала. И лишь тогда Царица Небесная разрешила ей принимать людей, исцелять их физические и душевные недуги.

Стали приходить люди из ближних и дальних деревень. Сначала просили вылечить больную скотинку. Потом стали просить полечить и их самих. И она помогала им, молилась за них, наставляла, как им самим молиться. Время было тяжелое, начиналась «безбожная пятилетка», шла коллективизация, рушили храмы, выкорчевывали из сознания людей веру. А в глубинке Смоленщины сохранение верующих и обращение к вере новых людей совершалось через таких благодатных людей, как избранница Божия юная Феодосия…

Путь избранника очень тяжел. Ему постоянно посылаются испытания. В них утверждается его дух.

Тяжелейшее испытание выпало девочке в годы войны. В августе 1941-го в деревню вошли немцы. Семья разъехалась кто куда. Феодосию оставили в пустом и холодном доме, без куска хлеба. Жители деревни привели к ней своих детей, а сами ушли в лес. 15-летняя девочка, практически беспомощная, оказалась одна с 36 детишками на руках. «Я зажгла 7 лампад и 12 свечей и начала молиться»… Никто их не тронул, а немецкий офицер дал ей «охранную грамоту».

Когда враг покинул деревню и жители вернулись домой, у Артемьевых поселился колхозный бригадир с семьей, а Феодосии сказал: «Ползи в Заголовку, там сельсовет, тебе помогут». Зимой, по снегу, ползла она в другую деревню. Но никто не хотел ее приютить — у самих было трудностей хоть отбавляй. Она осталась на улице и прожила там 700 (!) дней, укрываясь в стогах, а то и в снегу. Это невозможно вообразить! Случайно ее встретила 72-летняя монахиня Наталья, которая жила в селе Тёмкино. Она и приютила, обогрела несчастную.

В пятидесятилетнем возрасте девица Феодосия была пострижена в монахини под именем Тихоны, а еще через полтора года, в феврале 1978-го, она приняла великий ангельский чин — схиму — с именем Макария. И вскоре после этого ей вновь явилась Царица Небесная и сказала, что избирает ее на Подвиг. Отныне ей следовало брать на себя страдания и болезни всех людей, кто обращался к ней с просьбой об исцелении, вместив в свое сердце всю боль и скорбь России, и смиренно нести этот ни с чем не сравнимый по тяжести груз на своих плечах.

— Матерь Божия, зачем ты такую укрючину выбрала? — спросила схимница, имея в виду свою болезнь.

— Я все обошла и лучше тебя не нашла, — отвечала ей Царица Небесная. — Ты у меня совершенная!

…И после уже, до последнего дня жизни, своим близким, кто спрашивал Матушку о ее здоровье, она говорила: «Мне никогда не будет хорошо, мне хорошо не разрешено»

…От кладбища до дома, где Матушка прожила свои последние 20 лет, примерно полкилометра. В конце села, в тени липы — небольшой деревенский дом с палисадником. Входим в темноватые сенцы, из них — в прихожую, оттуда — в комнату, где праведница жила, молилась, принимала людей.

Небольшая металлическая кроватка с никелированной спинкой с шишечкой — такие раньше были во многих домах. На стенах — иконы, образки — много икон. Автор уже упоминавшейся книги «Богом данная» вспоминает: «На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая ссутулившаяся старица в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре — выражение внутреннего покоя».

Не счесть, не рассказать, сколько людей и с какими нуждами перебывало у нее. Еще нет и 7 утра, а во дворе первые посетители ждут своей очереди поговорить с Матушкой, попросить. О чем только не просят! За мужа помолиться — помер; за сына с невесткой; «коровка заболела, плохо доит»; за брата — «двадцать восемь лет ему, шестеро детей, не ходит он»… Сядет человек на стульчик около кровати или встанет на колени, а Матушка спросит: кто пришел, по какому делу? Выслушает, утешит, снабдит водичкой святой да маслицем освященным, объяснит, как пользоваться, как молиться да в какие часы водичку пить и маслицем больное растирать, отпустит со словами: «Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься».

Ей задавали много вопросов. Каждому она давала ответ по мере его духовной зрелости. «Хочешь, — говорила она, — благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: «Господи, прости и помилуй меня». Он, когда будет надо, благодать и пошлет». Всех она призывала молитвенно обращаться к Спасителю и Царице Небесной. Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: «Москва — город святой, отсюда православным нельзя уезжать». «Я боюсь спать, — признавалась она, — в такое тревожное время не спят. Незнамо что творится в нашей России». И, словно получив из горних высей ответ на свои молитвы, говорила: «Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия».

— Матушка, а не тяжело ли тебе нести такой великий крест? — спросят ее.

— Даже легко кажется, — ответит она.

Особая, удивительная сторона жизни Матушки — отношения с Царицей Небесной. Схимонахиня не только лицезрела Ее, но и беседовала с Ней.

Когда из дома Матушки Макарии идешь через двор к калитке на улицу, справа увидишь голубую дверь, обращенную на восход солнца. Через эту дверь и входила Царица Небесная в дом схимонахини. «Где Она пройдет, там цветы цветут, и где Она побудет, там цветы цветут. А здесь она проходит сквозь терраску, все двери Ей подчиняются, Она так и ходит, навещает».

Богородица беседует с Матушкой, наставляет ее, отвечает на вопросы, рассказывает, что делается в мире. Но главное — Она поддерживает, жалеет молитвенницу и напоминает ей о ее долге: «Матерь Божия, подыми меня с постельки», — просила схимонахиня. И слышала в ответ: «Время не пришло. Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу». Вопрошала: «А Россия-то будет? Будет ли Россия?» И получала ответ: «Россия многоправославна. Россия не погибнет!»

…Последние годы жизни Матушки Макарии были тяжелыми. Наваливались болезни, отступали силы, нарастала тяжелая и непонятная суета вокруг. На стыке двух великих недель — Неделе Всех Святых и Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших, 18 июня 1993 года, в 23.30 минут закончился земной путь схимонахини Макарии. Началась новая жизнь ее души. Последние ее слова: «Поститесь, молитесь, в этом спасение!»

Еще при жизни Матушка Макария как-то, глядя в оконце, сказала: «А здесь будет стоять храм». И вот в июле 2000 года, в день 7-й годо вищины кончины Матушки, точно на этом месте была заложена деревянная церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. «Не стоит село без праведника», — свидетельствует русская поговорка. И без храма село не стоит.

У схимонахини Макарии не было своих детей, но ей была дарована такая сила материнской любви ко всему живому, что рядом с ней человек чувствовал себя ее «детёнком» и с детским доверием приникал к ней. С этим чувством детской защищенности покидали и мы тихое святое жилище праведницы.

Дома я поставила купленную там кассету. Живой голос Матушки Макарии, слегка надтреснутый, но звучный и глубокий, казалось, пел прямо для меня: «Пресвятая Троица, помилуй на-а-с, Господи, очисти грехи наша-а, Святый, посети и исцели немощи наша-а, имени твоего ради-и…»

…Немощно было тело схимонахини Макарии, но высок и крепок ее дух, сильна и целебна ее молитва, велик ее Подвиг. Истинно: «Сила Божия в немощах совершается».

Схимонахиня Макария родилась в день Отдания Пасхи, когда Церковь празднует Икону Божией Матери «Споручница грешных» и вспоминает деву-мученицу Феодосию. Родилась вместе с братом-близнецом. Родители схимонахини Макарии, пятидесятилетние Михаил Артемович и Феодосия Никифоровна Артемьевы, жили в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии. Глава семейства Михаил Артемович был тогда старшим рабочим на железной дороге. Феодосия Никифоровна работала вместе с мужем на железной дороге. Кроме того, она занималась портняжным делом, шила одеяла, ткала холсты, и в дом к ней приходили с заказами много людей.

Крестили детей в церкви великомученика Георгия, что в селе Кулиши. Настоятелем храма тогда был иеромонах Василий, имевший дар прозорливости. Он хорошо знал семью Артемьевых. Иеромонах Василий сначала окрестил мальчика, дав имя ему Иван, а затем девочку и нарек ей имя Феодосия, что значит «Богом данная». Вынимая ребёнка из купели и подавая её крестной матери на пелёнку, сказал, что девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет.

Как только младенца Ивана окрестили, он умер. Семья Артемьевых была самой большой в округе: родители, четверо сыновей с женами и детьми, шесть дочерей, одна из которых была замужем, — всего двадцать человек.

С полутора лет у Феодосии заболели ноги, а с трёх она уже не ходила, а только ползала; в восемь засыпает летаргическим сном на две недели. После этого она получила дар исцеления. В годы войны девочка осталась на улице, где прожила 700 дней. Вскоре её подобрала старая монахиня, которая взяла девочку жить к себе в село Тёмкино. В 1946 году в возрасте 20 лет Феодосия постриглась в послушницы с именем Тихона в честь преподобнаго Тихона Медынского Калужского. Ещё через 30 лет постриглась в монашество. Через 2 года в 1978 году Тихона принимает высшую степень монашества — схиму под именем Макария.

Отошла в 1993 году, похоронена на сельском кладбище села Тёмкино, где она прожила 50 лет. За годы её жизни в селе множество людей побывали у неё, были люди и из округи, из городов, ехали, чтобы получить исцеление от физических и духовных болезней.

Спорные моменты биографии

Книга лично знавшего схимонахиню Г. П. Дурасова «Богом данная» критиковалась протодиаконом Андреем Кураевым за описание неправославных практик: борьбы с «порчей» и колдунами, визионерства, «заряжения» воды и т. п.; по его мнению, святость жития схимонахини Макарии нельзя исключить, но книга о ней написана в состоянии духовной прелести.

По данным из книги, неоднократно к старице Макарии приезжала мать первого космонавта Анна Тимофеевна Гагарина, бывал и сам Ю. А. Гагарин. Говорят также, что схимонахиня Макария оставила после себя множество пророчеств, в том числе эсхатологического свойства, предсказала три войны в Чечне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *