Бог не справедлив

Бог не справедлив

Боги и магия

В прошлой части статьи я рассказала о Славянских Богах справедливости, возмездия и мести. Но мне также близка и Северная Традиция, поэтому в продолжение я напишу о скандинавских Богах.

Тюр (Тир, Тиу, Тив) – бог-Воин и Судья, Бог Закона, следящий за соблюдением Космического Равновесия во Вселенной. Сын Одина и великанши, сестры Гимира. Тюр лишился руки, когда асы решили сковать огромного волка Фенрира волшебной цепью. По одной из версий, Тюр вложил свою руку в пасть Фенрира в знак отсутствия недобрых намерений. Когда волк не смог освободиться, он откусил руку Тюра.

Тюр — бог истиной веры (трота), и ему всегда можно доверять. Он знает мерувсех вещей и место каждой вещи в правильном и справедливом порядке. Он покровительствует правосудию и рациональному мышлению. Тиу-Тюр известен в некоторых скандинавских регионах под именем Улльр или Уллинн (либо – как одно из его воплощений).

Форсети, сын Бальдра и Нанны — Бог правосудия (др. -исл. Forseti, «председатель»), разрешающий споры и возвращающий согласие спорящим. В скандинавской мифологии бог из асов, разрешающий споры, председатель тинга (народное собрание).

Форсети был одним из мудрейших и красноречивейших асов. Он не был мстительным, поэтому его считали верховным судьей мира, он разрешал споры, которые завязывались между людьми и всеми существами из девяти миров. Именно с его помощью совершалась справедливость, но за нарушение и несправедливость карали иные боги. Верховный судья проживал в чертоге Глитнир, название которого переводится как «сияющий» либо «сверкающий».

Вали (Али, Боус, Бив) — в германо-скандинавской мифологии Бог мщения. Сын Одина и великанши Ринд, олицетворение увеличивающейся продолжительности дня (он рос так быстро, что полностью повзрослел за один день). Согласно пророчеству Ростьофа, Вали отомстил Хеду (слепой бог тьмы), за убийство (хотя и непредумышленное, его обманул Локи) своего брата Бальдра, убив его стрелой из своего колчана. Поэтому его представляют и ему поклоняются как стрелку.

Вали — бог, который несет справедливое возмездие за все проступки, которые только совершались как людьми, так и богами. О нем говорили мало, но именно его больше всего боялись те, кто совершал преступление.

Обращение к Высшим Силам (Богам, перечисленным мной или иным) – вещь очень эффективная, но имеет свои минусы. Во-первых, тот же пресловутый принцип доступа.

Ничего Никогда Не происходит Просто Так. Если мы думаем, что получили пинок незаслуженно, Высшие Силы могут с нами не согласиться. Они те, кто видят «изнанку ковра», скрытые, недоступные человеческому пониманию взаимосвязи между причиной и следствием, и могут посчитать, что на первый взгляд невинная жертва получила по старым заслугам, о которых давно и думать забыла. Или же получила авансом урок, задача которого не обидеть, а помочь «жертве» сделать нужные выводы, чтобы в дальнейшем избежать чего-то несоизмеримо более тяжкого… Словом, в этом случае, вы прОсите, делегируете просьбу на рассмотрение в высшую инстанцию, а уж как и в чью пользу она рассмотрит ваш «иск» — неизвестно.

Второй минус – эгрегориальный. Если вы христианин, например, то своей верой платите «дань» христианскому эгрегору, который, в свою очередь, берет вас под свою защиту. Но в христианстве месть не предусмотрена, все помнят, я думаю, как следует поступить в рамках этой конфессии, когда тебя «ударят по одной щеке». А вам вдруг справедливости захотелось. И вы изменяете родному эгрегору и тайком бежите к чужому, втайне надеясь, что там вам помогут, и никто об этом не узнает. Прям как муж от любимой жены сами понимаете, к кому. И если продолжать эту, надеюсь, всем понятную аллегорию, то с какой стати чужая женщина будет ублажать вас просто так? Другое дело – та, которая берет за свои услуги вполне конкретную цену. С эгрегорами та же схема (извините за пошлое сравнение). Хотите получить его помощь – извольте заплатить. И цена высокая — Вера (в первую очередь), надежда, любовь. И если вы способны хоть на час, но искреннее и всем сердцем отдаться чужому эгрегору, то вашу просьбу скорее рассмотрят и вполне возможно, удовлетворят. Хотя попытки усидеть на двух стульях и пользоваться преимуществами сразу нескольких эгрегоров, принадлежа каждому по чуть-чуть, редко приносят адекватные результаты. Эгрегоры и Боги защищают и слушают в первую очередь тех, кто «не изменяет» им с другими. Это жена долгое время может не подозревать о существовании конкурентки, но от Богов правды не скроешь.

Теперь плюсы.

Способ безопасен практически на 100%. Если вы во время призыва и общения с Авторитетами вы не допустите очевидного хамства, наезда, не предстанете пред Богом в пьяном или другом оскорбляющем его достоинство виде – вам ничего не угрожает. Боги снисходительны, понимая ваше незнание. Любят Вас изначально (не все, но некоторые) и многое могут простить. И прощают.

Боги никогда не позволят вам «зарваться». Бывает так, что обидели на 10 рублей, а наказывают на 100. Тогда как адекватное наказание – 40р (сам долг плюс проценты). В этом случае лишние 60 будут рассматриваться как нападение уже с вашей стороны, что повлечет за собой откат. Так вот Боги никогда такого не допустят, и накажут именно по заслугам.

И третий немаловажный плюс – сам факт общения с богом. Если правильно его пригласить, почтить, проявить должное уважение — он обязательно обратит свое внимание на вас. И обязательно вас ВЫСЛУШАЕТ. Многие, абсолютно непосвященные, в такие моменты ощущают факт ПРИСУТСТВИЯ. И это кардинально меняет их жизнь и приоритеты. Настолько меняет, что я даже не буду пытаться что-то вам рассказать. Просто попробуйте, и не обязательно для возмездия.

Ну и, чтобы полностью закрыть эту тему, скажу несколько слов о другом способе наказания – обращении за помощью к сущностям из Нижнего мира.

Соблюдая определенную процессуальность, этих существа можно призвать, и они непременно явятся на зов. В плане мести обращение к ним будет очень эффективным, так как имеет иную специфику, чем просьбу. В этом случае вы свой доступ к обидчику переподключаете на них, как некоторые продают свои долги коллекторскому агентству, а уж эти ребята, будьте уверены, обязательно заставят должника с лихвой расплатиться по счетам. Но этот способ довольно опасен, так как сам факт призыва открывает этим сущностям доступ к вам самим, поэтому не советую к нему прибегать неподготовленным людям.

P.S.: Хочу подчеркнуть, что я никого к мести (возмездию) не призываю, хотя в некоторых случаях кому-то (и мне в том числе) проще наказать обидчика и раз и навсегда закрыть тему, чем испытывать раздражение, снова и снова прокручивая факт несправедливости в свой адрес.

Удачи вам и правильных решений.

Одна из цитат, на которую опираются последователи лжеучения проф. Осипова, говорящего, что Бог не судит, не является правосудным, справедливым Судьей, а является «только Любовью», эту цитату приводят из труда «Слова подвижнические» святого Исаака Сирина:
«Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: «благ есть» к лукавым и нечестивым (Лк. 6:35). И почему именуешь Бога правосудным, когда в главе о награде делателям читаешь: «друже, не обижу тебе… хощу и сему последнему дати, якоже и тебе. Аще око твое лукаво есть, якоАз благ есмь»?(Мф. 20:13-15). Почему также человек именует Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читает, что при одном сокрушении, какое явил (сын, – отец) притек, и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим?708 Ибо никто другой сказал сие о Боге, чтобы нам сомневаться о Нем, но Сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем сие. Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер? А если так Он милостив, то будем веровать, что не приемлет Он изменения.» (св. Исаак Сирин «Слова подвижнические. Слово 90»)
Один священник, модератор форума Кураева, на основании в том числе этой цитаты так и утверждал мне, что Бог не правосуден, не справедлив; мол раз сказано у святого отца: «Не называй Бога правосудным», я так и поступаю, не называю Бога правосудным или справедливым Судьей. Такое примитивное и прямо еретическое понимание по этой цитате часто встречается у апологетов этого лжеучения, поэтому остановлюсь подробнее. Прежде всего нужно привести полный контекст данной цитаты, чтобы понять о чем здесь говорит преподобный:
«Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его – и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (см. Лк. 19:41)? И над нами во многом посмевается диавол,– за что же ненавидеть того, кто, подобно нам, осмеян и над нами посмевающимся диаволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности, подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его. Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных.
   Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен Ему, а взыскания Его не видно на тебе, и за малые дела, тобою сделанные, воздает Он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: «благ есть» к лукавым и нечестивым (Лк. 6:35). И почему именуешь Бога правосудным, когда в главе о награде делателям читаешь: «друже, не обижу тебе… хощу и сему последнему дати, якоже и тебе. Аще око твое лукаво есть, якоАз благ есмь»?(Мф. 20:13-15). Почему также человек именует Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читает, что при одном сокрушении, какое явил (сын, – отец) притек, и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим?708 Ибо никто другой сказал сие о Боге, чтобы нам сомневаться о Нем, но Сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем сие. Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер? А если так Он милостив, то будем веровать, что не приемлет Он изменения.» (св. Исаак Сирин «Слова подвижнические. Слово 90»)
   
Видно, что слово направлено к таким людям, которые ненавидя грех собрата: «если восстаешь на него ради Бога», при этом ненавидят и самого собрата: «И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его», то есть те люди, которые судят о грехах ближенго по невежеству, не различая гнева против греха от гнева против делающего этот грех: «Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных» и поэтому неумеющих правильно «судить дела грешных». Таким людям направлено увещевание преподобного: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах», то есть мол, «если ты считаешь что судишь так правильно, то это не так, дела твои говорят об обратном; ты, ненавидя собрата, не можешь иметь поэтому правильного суда о его грехах, и поэтому же ты не можешь называть Бога правосудным, так как это правосудие не познается на твоих делах». То есть видно, что в названии Бога правосудным преподобный отказывает не вообще всем, а только тем, которые судят неправосудно, несправедливо. Также он объясняет почему суд таковых неправилен, собственно потому что этот суд без милости, а без милости он, потому что они не имеют любви: «Но где же твоя правда, когда не имеешь любви?». И таковые, мало того, что судят несправедливо, так еще и аппелируют к суду Бога, говоря что их суд как бы отображает суд Бога, то есть как бы возражая: «Вот ты мне отказываешь в назывании Бога правосудным, но ведь и Давид называл его правосудным, я собственно следую ему». На что преподобный отвечает: «Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: «благ есть» к лукавым и нечестивым (Лк. 6:35)». То есть, не отрицая что Бог правосуден, справедлив (и как возможно это отрицать если в Писании как Нового и Ветхого Завета об этом сказано о Боге) св. Исаак говорит, что паче, то есть БОЛЕЕ Бог милостив, чем правосуден. И далее святой отец приводит примеры из Писания, где об этом говорится. Кроме того: «так как Бог милостив, а ты нет, то и суд твой не может отображать суд Бога, как ты пытаешься утверждать и ссылаться на суд Бога. Его суд праведен, потому что Он не только праведен но и милостив, а ты не милостив, поэтому не имеешь права поэтому примерять свой суд к Его суду и даже называть Бога правосудным, так как твой суд неправосуден и не имеет на самом деле никакого отношения к Его суду».
А что же делают последователи лжеучения проф. Осипова? Они выдирают из контекста эти слова «Не называй Бога правосудным» и совершенно не придают значения словам «ибо правосудие Его не познается на твоих делах» (вместе с более обширным контекстом) и тем самым везде распространяют эти нечестивые мысли, мол что «Бог неправосуден, несправедлив и вообще не Судия», тогда как в цитате, на которую они опираются, не говорится так, и совершенно другой контекст, не позволяющий делать такие богохульные выводы. А то что Бог справедливый Судья — этому например посвящен целый раздел св. Дионисием Ареопагитом «о Божественных именах»:
» 7. Также Бог воспевается как Справедливость — как всех по достоинству наделяющий, и благомерность, и красоту, и благочиние, и устройство, и все распределения, и порядки назначающий каждому в соответствии с поистине сущим справедливейшим пределом, и для всех и каждого из них являющийся Причиной самостоятельности. Ибо все божественная справедливость учиняет и определяет, все сохраняя беспримесным, с другим не смешанным, и всем сущим каждому подобающее даруя, в соответствии с принадлежащим каждому из сущих достоинству.
И если мы это говорим правильно, то те, кто укоряют божественную справедливость, сами не понимают, что оказываются виновными в явной несправедливости, ибо заявляют, что у смертных должно быть бессмертие, у несовершенных совершенство, у существ свободных в движении внешнее принуждение, у изменчивых тождественность, совершенство силы у слабых, что сущие во времени должны быть вечными, подвижные по природе неизменными, наслаждения временные вечными, и вообще свойства одних готовы передать другим. Следует знать, что божественная справедливость потому и является поистине истинной справедливостью, что всем дает свойственное им, в соответствии с достоинством каждого из сущих, и природу каждого сохраняет согласно ее чину и силе.

Эта божественная справедливость воспевается и как Спасение всех, потому что она поддерживает и сохраняет особые у каждого и несмешанные с другими сущность и чин, беспримесно будучи причиной свойственных всем особенностей поведения.»
P.S. Встречал в сети такой перевод этой цитаты: «Не называй Бога ТОЛЬКО правосудным (справедливым), ибо правосудие Его не познается на твоих делах». Понятно что этой заменой «правосудный» на «только правосудный» переводчик преследовал благую цель, чтобы вроде с одной стороны исключить возможность вообще вырывать из контекста выражение «Не называй Бога правосудным», так как неполучится уже утверждать, что Бог не Судия, если сказано «Не называй Бога только правосудным (справедливым)» пользуясь одним этим выражением. И с другой стороны, обращая внимание сразу же в этом высказывании, которое используется, что здесь говорится о суде без милости — «только правосудности (справедливости)». Но на самом деле здесь теряется связь с контекстом, потому что в контексте важно что человек (который судит без милости) признает Бога справедливым, и, судя без милости, поэтому не может называть Его справедливым. Здесь важный нравоучительный момент, когда признающий Бога правосудным и горящий поэтому судить ближнего, но по факту судящий без милости, преподобный таковому отказывает называть Бога правосудным, что неизбежно должно вызвать внимание этого человека к таким словам. А если заменить на «только правосудным (справедливым)», тогда этот человек, который судит без милости, скажет: «а я и не признаю Бога ТОЛЬКО справедливым, а значит эти слова не ко мне относятся». И еще потому что это понимание «только справедливый» является результатом ряда ложных высказываний и понимании о Боге, а не является каким то отдельным словестным определением, правильность которого отстаивается в полемиках, поэтому отрицание такого выражения будет искусственным и не принесет нужной пользы.

Протоиерей Алексий Уминский: Бог несправедлив? (+Видео)

Справедлив ли Бог? Над этим трудным вопросом размышляет протоиерей Алексий Уминский.

Вопрос о Божественной справедливости – сложный. Наверное, трудно назвать Бога справедливым. Даже невозможно. Божественной справедливости мы не замечаем. Да мы и не ищем у Бога никакой справедливости. Мы ищем у Него милости.

Там, где есть милость и любовь, не может быть справедливости. Справедливость должна быть на суде. Когда есть суд, рассуждение, когда каждому – по делам его, когда каждому – по заслугам его…

А вот у Бога справедливости просить невозможно. Даже царь Давид в своём псалме говорит: «Суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя» (Пс. 7:9).

Не «по Твоей правде», потому что перед правдой Божией никто устоять не может.

Поэтому мы не к справедливости Божественной обращаемся, а к Его безграничной милости и любви.

Считать, что Бог посылает нам скорби, несчастья и этим как бы воздает Свою справедливость – глубочайшая ошибка. Бог не посылает скорби, зло, болезни, несчастья. Как можно вообще так подумать, что Бог может послать кому-то несчастье! Это противоречит Его божественной природе.

Бог не радуется даже о страданиях грешников. Не нравятся Богу страдания даже самых-самых грешных.

И то, что происходит с людьми на земле в качестве наших скорбей и страданий, не является тем, что Бог нам посылает. Я бы сказал, что эти вещи в нашей жизни встречаются нами. Встречаются как последствия человеческой злобы и греха, которыми мир искажен.

Мир лежит во зле. Поэтому мир тоже к справедливости никакого отношения не имеет. Можно даже сказать, что справедливость – это категория почти неуловимая.

Это человеческая категория, выработанная нашими условиями. Что справедливо? Око за око, зуб за зуб? Это справедливо с точки зрения морали, когда ты не можешь требовать большего.

Если тебе выбили один зуб, значит, по справедливости, ты должен выбить не более одного. Если тебе выкололи один глаз, то по справедливости ты не можешь претендовать на то, чтобы вырвать у твоего врага два глаза.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Анны Гальпериной

Этой справедливости человечество ищет и добивается? Нет, все равно везде и всегда человек ищет милости, сочувствия, понимания. И в этом нет справедливости.

Есть жесточайшая несправедливость, которую мы видим вокруг себя, которая существует в государстве, в судах — в тех органах власти, которые должны были бы следить за справедливостью, но сами являются источниками несправедливости.

Здесь существуют наши внутренние критерии, про которые я бы сказал, что человечество больше стремится к тому, чтобы с каждым человеком поступали по совести. И тогда совесть может, в каком-то смысле, подтянуть человечество к понятиям справедливости, правды.

Крещение Христа на Иордане. Приходит толпа грешников: фарисеев, солдат… Толпа разных людей, по-разному согрешающих, по-разному требующих очищения. И приходит невинный Христос.

Остальные устремляются сюда, чтобы исповедовать свои грехи, то есть открыть свои болезни, свою несправедливость, свою неправду, неправедность. С тем, чтобы омыться в Иордане, получить прощение и приготовиться к пришествию Мессии.

Тут появляется Христос, который к ним вроде бы никакого отношения не имеет. Вдруг Он говорит Иоанну Крестителю, который отказывается Его крестить: «Оставь ныне, ибо так надлежит исполнить всякую правду». В чем же правда состоит? Правда Бога по отношению к этим людям?

Должник по правде должен отдавать долги, вор, украв, должен сидеть, и так далее – каждый должен как-то правде удовлетворить. Но разве Христос с этой правдой приходит в мир? Он берет всю неправду мира на себя. Он берет на себя все грехи мира как раз в этот момент, когда говорит, что Ему «надлежит исполнить всякую правду».

Можно ли Его обвинять в том, что он посылает нам страдания, несчастия, скорби?! И говорить, что через это Его любовь исполняется? По-моему, это величайшая ересь, которую только можно высказать.

Другое дело, когда нам в нашей жизни встречаются скорби, боль, страдания, несчастия, рядом с нами оказывается Христос. Если мы дадим Ему возможность присутствовать с нами в скорбях и болезнях, то Он тут же с нами и окажется и разделит с нами весь этот ужас в жизни, в мире несправедливом, в мире, который лежит во зле.

Мы встретили свое несчастье в искаженном злобой и грехом мире, и вместе с нами оказался любящий Христос. В этом Его милость. А может быть, и справедливость.

Несчастья и скорби встречаются в нашей жизни не потому, что кто-то их заслужил. Если бы было так, то Бога можно было бы назвать Богом справедливости.

Тогда злые люди должны были бы умирать от страшных болезней, а добрые должны были бы быть счастливыми, богатыми, очень здоровыми и вообще никогда не умирать.

Но так не может быть, потому что если бы была Божественная справедливость в этом мире, то спасения не было бы никому. Потому, что по справедливости, по правде, все очень грешные.

И наши добрые дела, добрые характеры являются, собственно говоря, не нашей заслугой, а часто просто Его дарами и милостью по отношению к нам.

Поэтому – мир несправедлив и в лучшем смысле этого слова, и в худшем смысле. В худшем – потому, что он лежит во зле, и здесь правит зло, неправда, несправедливость. В падшем мире – законы падшего мира.

С другой стороны – это благо. Бог милосерден, и поэтому Его любовь покрывает любую правду и любую справедливость. Потому что она выше и значительно лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *