Ближний человек

Ближний человек

Кто такой ближний по Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет “ближним”.

“Помочь ближнему” – одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

  1. сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтяни));
  2. близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в одном ряду с родственниками;
  3. некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).

Материал по теме

Ближние: одного корня

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно.

Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

  • Shares

Бог в Библии множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям: братьям, сестрам и ближним. «Помочь ближнему» – одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось, кто такой этот ближний и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

  1. сосед (Втор.19:14; 27:17; Исх.11:2 (сосед-египтяни));
  2. близкий человек (Пс.37:12). В Книге Иова 19:13 и далее ближний стоит в одном ряду с родственниками;
  3. некий человек (Лев.20:10; Исх.21:14).
  4. Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх.11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),
  5. Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

Василий Юнак, «Твоя Библия. Вопросы и ответы»

Исходя из притчи о добром самарянине, мы можем смело заявить, что ближний — это всякий встречающийся мне на пути. Ближний — это тот, кто нуждается в моем внимании и в моей помощи. Ближний — это тот, кто в данный момент находится рядом со мной. Но здесь стоит сделать некоторую поправку в связи с развивающимся миром: если ближний — это тот, кто встретился мне на пути, кто находится рядом со мной, с кем я могу общаться, кто нуждается в моем внимании и моей помощи, то используя интернет, телефон и другие современные средства, которые делают расстояния бессмысленными, я признаю, что моим ближним является даже и человек, находящийся на противоположной стороне земного шара, но с которым я сейчас на связи. Например, в данный момент моим ближним являетесь Вы, потому что я сейчас общаюсь с Вами. И в данный момент Вы, в каком-то смысле, даже более ближний мне, чем члены моей семьи, которые в данный момент находятся в другой комнате и не нуждаются в сиюминутном моем участии и внимании.

Игорь Прокопов, церковь «Благовестие» евангельских христиан-баптистов. г. Минск

На основании притчи нельзя строить доктрины, но нужно помнить, что служители храма шли той же дорогой, что и многие – из Иерусалима в Иерихон. Можно сказать, что религиозная жизнь левита и фарисея – та же дорога в Иерихон, дорога в ад, потому что религиозные дела не могут примирить человека с Богом. А на примере самарянина показана Божья любовь, любовь Христа к нам.

Вам не кажется, что произошло необычное чудо? Самарянин оказал помощь еврею. Мы уже как-то вспоминали о конфликте между иудеями и язычниками: они не только не общались между собой, они ненавидели друг друга. Они были врагами. А самаряне для иудеев были дважды врагами, т.к. были полуевреями. Ни один иудей никогда бы не стал общаться с самарянином, не сел бы с ними за один стол. Многие иудеи каждый день молились так: «Господь, благодарю Тебя за то, что не создал меня женщиной, рабом и язычником». А здесь самарянин проявляет любовь к иудею, еврею. И любовь его жертвенна, бескорыстна, не требует ничего взамен — ведь этот избитый человек не мог расплатиться с самарянином. То же сделал для нас Христос: Он спас нас по благодати.

Божественная любовь самарянина жертвенна, она стоит денег, времени, сил, снисхождения и многого другого. Эта любовь не смотрит на национальность человека, его социальное положение. Она распространяется беспредельно – даже на врагов.

Законник, священник и левит – кто эти люди сегодня? Законник, наверное, – проповедник. Левит – руководитель музыкального служения. Священник – дьякон. Представьте, что все эти люди каждый день ходили в храм и вроде бы служили Богу. Но на самом деле они просто выполняли свою работу. Никто из них в жизни не делал самого главного: не любил Бога и не любил ближнего. Эта история напоминает всем нам, чтобы мы посмотрели на свою жизнь и подумали, чего в ней больше: религиозных дел или плода Святого Духа – любви?

Лэрри Ричардс, из книги «735 сложных вопросов Библии и ответы на них»

Учителя иудейского закона, как правило, считали, что заповедь Ветхого Завета «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18) — это повеление делать добро своим братьям-иудеям. Несмотря на то, что закон защищал чужеземцев и призывал иудеев относиться к ним также хорошо, он проводил четкую границу между обязанностями перед чужеземцами и перед своими братьями-израильтянами.

В истории Иисуса Христа понятие «ближний» включает также и чужеземцев; Христос хочет сказать, что любой человек в нужде — это наш ближний. Мы должны проявлять к чужим людям такое же понимание, сострадание и такую же любовь, какие мы оказали бы своей собственной семье.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Кто ближний мой?

В неделю 25-ю по Пятидесятнице – Лк 10:25–37 (зач. 53):

…Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.


Эта притча имеет красивое толкование. Под Иерусалимом разумеется Эдем, потерянный рай. Путник, идущий в низинный Иерихон, – потомки Адама и Евы в их историческом бытии на этой земле. Разбойник – враг рода человеческого, диавол. Священник и левит указывают на Закон Моисеев и ветхозаветное священство, которые сами по себе не могли избавить человека от греха, не были способны уврачевать раны, нанесенные диаволом. Самарянин – это сам Христос, происходивший из Галилеи, жителей которой, равно как и жителей Самарии, правоверные иудеи глубоко презирали. Постоялый двор – Церковь, хозяин постоялого двора – пастырь (епископ или священник). Два сребреника – учение Ветхого и Нового Завета (или две природы во Христе – божественная и человеческая). Ожидающееся возвращение доброго самарянина – второе пришествие Христа Спасителя. Всё это можно детализировать, для некоторых лиц, предметов и действий можно отыскать и другие, не менее впечатляющие и многообещающие толкования.

И всё-таки, как представляется, полезнее и правильнее будет обратить внимание прежде всего на сам сюжет, а также на тот вопрос, ответом на который и явилась притча. Законник спрашивает Христа: «Кто мой ближний?», подразумевая со своей стороны очевидный во все времена ответ: ближние – семья, родственники, друзья, соседи, люди своего круга. И уж, само собой разумеется, с точки зрения законника ближним может быть лишь правоверный иудей.

Но Христос вместо готового ответа по обыкновению предлагает собеседнику и всем слушателям притчу, в которой представлена необычная, но, судя по реакции законника, вполне правдоподобная ситуация: мимо израненного человека прошли священник (т. е., собственно говоря, жрец) и левит (храмовый служитель). Они не смогли и не захотели ничем ему помочь. Но лишь житель Самарии, сочетавший служение Яхве с поклонением ложным богам, оказал милосердие несчастному путнику. И на вопрос Спасителя: «Кто из этих троих – ближний попавшемуся разбойникам?», законник с неизбежностью отвечает: «Оказавший милость ему», имея в виду, конечно, самарянина, хоть он и не произнес это неприятное для иудея слово.

Обычно из этого ответа делают такой вывод: ближние – не только родственники и друзья. Ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, в общем-то, верно. Но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним-то оказался презренный самарянин, который хуже, чем язычник!

Так бывает и в нашей жизни. Мы ждем душевного участия от священника, порой надеемся на помощи от Церкви как от организации. Мы рассчитываем на поддержку со стороны единоверцев, которые все как один – благочестивые люди, читающие «духовную литературу». Но бывает так, что священник не может или не хочет услышать нашу боль. В ближайшем к нашему дому приходе заявляют, что не занимаются благотворительностью и кормить бомжей не намерены («здесь же батюшки обедают!»). Читатели духовной литературы как-то вдруг все исчезают из поля зрения (наверное, чтобы раздобыть еще больше душеспасительных книг). И человек остается один на один со своей болью, со своим горем, со своей бедой.

Но неожиданно приходит чаемая помощь. Впрочем, приходит она оттуда, откуда не ждали. Какой-нибудь наш сосед, имя которого мы едва ли помним, который не дурак выпить и посидеть в хорошей компании; или наша приятельница, которая ходит в неправильную церковь и потому не рассматривалась нами как тот, к кому можно обратиться; или вообще случайный, незнакомый нам человек – звонят, и приходят, и взваливают нас на себя, и несут. И правоверный православный обливается слезами благодарности и стыда – благодарности за ниспосланную Господом помощь и стыда за свое высокомерие и помраченность.

Но всех нас, и правильных, и неправильных, грешных и тех, кто без греха, эллинов и идуеев, возлюбил до смерти Милосердный Самарянин, осмеянный, поруганный и убитый, – наш ближний, спасший нас своим Воскресением от разбойника-диавола и открывший человечеству Небесное Царство.

Комментарии 3

фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии».

Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

В Ветхом завете слово «ближний» имеет несколько значений:

  1. сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтяни));
  2. близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в
  3. одном
  4. ряду с родственниками;
  5. некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий).
Но кто этот ближний?
Да любой человек, не только наши близкие.
Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их.

Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно.

Понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился,

перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

автор Богданова Ольга. ж.»Фома» № 11,2015

Ближние: одного корня

Притча о милосердном самарянине. Россанский кодекс, VI век. Фрагмент миниатюры

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. То есть, это все те, кто неслучайно или случайно оказался рядом с нами, особенно те, кто нуждаются в нашей помощи. Как сказал духовный писатель второй половины 19 века, протоиерей Иоанн Толмачев, «кто не помогает другому, потому что он иудей, турок или лютеранин, тот не христианин».

В Евангелии заповедь о любви к врагам тесно связана с заповедью о любви к ближнему:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 43-45).

То есть, с евангельской точки зрения невозможно любить ближнего, если ты ненавидишь своих врагов, потому что враги – тоже ближние. Это, конечно, может показаться очень странным, с точки зрения так называемого здравого смысла, или так называемой естественной жизни, но тем не менее, это так. Почему? Понять это поможет апелляция на этот раз к церковнославянскому языку. Интересно, что в нем русскому слову «ближний» соответствует вроде всем знакомое тоже русское, но непривычное в этом контексте слово «искренний». «Возлюбиши искреннего твоего» – вот как в церковнославянском, например, произносится заповедь «возлюби ближнего твоего».

Какой смысл в этом заключен? О чем говорит мудрость языка? Как сказано в знаменитом этимологическом словаре русского языка Фасмера, слово «искренний» произошло от слова корень: искренние, близкие – это те, кто произошли из одного корня, «кто одной крови». А ведь все люди с точки зрения Библии – действительно однокоренные друг другу, произошли от Адама и Евы. Поэтому даже смертельные враги – это ближние, которые, не сознавая этого, вцепились друг другу в горло и не понимают, что они на самом деле братья и сестры друг другу, напрасно терзающие друг друга словно звери.

Мировая история вся наполнена такими трагическими происшествиями и непониманиями, когда гуляющие на свободе страсти делают из людей врагов друг другу. Но, увы, этот архетип задало уже первое поколение потомков Адама и Евы, когда Каин убил своего брата Авеля. Оттого вся земная человеческая история с тех пор, несущая в себе последствия первого рокового грехопадения, стала великой трагедией, где братоубийство под видом убийства врага стало делом обыденным и привычным.

Советский солдат перевязывает раненого гитлеровца

Хотя, бывают и совершенно иные примеры, которые становятся светом миру. Важно то, что с христианской точки зрения ты не должен испытывать личной ненависти даже к врагам Отечества, сражаясь с ними. Известна фотография, на которой советский солдат перевязывает плененного и раненого гитлеровца. Рискнем сказать, что это был настоящий христианский поступок, хотя сам солдат и мог считать себя атеистом.

В нашем контексте и смысле искренность правильнее понимать не как откровенность и прямоту (зачем они, если в человеке все равно сохраняется неприязнь к кому-либо?), а как сочувствие к ближнему, как способность радоваться вместе с радующимися и скорбеть со скорбящими.

Кстати, о, том, что все люди братья и сестры, искренние друг другу существа одной крови, на мой взгляд, призван напомнить один церковный обычай – целование друг друга при приветствиях. Об этом повелел еще апостол Павел христианам Римской и Коринфской церквей: «Приветствуйте друг друга святым целованием» (Рим. 16, 1-16; Кор. 16, 20). Как и многие другие церковные установления и обычаи, это правило, которое может сначала показаться ненужной тягостной формальностью, на самом деле исполнено глубокого смысла – напомнить о том, что все мы родственники друг другу. Дело заключается тогда лишь в нашей способности увидеть его за ритуалом, почувствовать, а затем прочувствовать и понять его смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *