Благовещенский храм Тюмень

Благовещенский храм Тюмень

С 1839 г. Всехсвятская церковь была приписана к Тюменской Покровской (Ильинской) церкви. Причта по штату не полагалось, кроме старосты, ухаживающего за церковью. Богослужения проводились редко. В 1884 г. кладбище, где находилась Всехсвятская церковь, было закрыто, захоронение запрещено. Само кладбище долгое время оставалось без хозяина и служило объектом расхищения. Относительный порядок был наведен лишь в 1908 г.

В первые годы cоветской власти, с обнародованием декрета 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», храм Всех Святых, как и другие культовые учреждения, в обязательном порядке должен был зарегистрироваться в качестве религиозной общины (1923 г.). В период антирелигиозных гонений Всехсвятская церковь не избежала изъятия церковного имущества: из нее было вывезено более 12 кг серебряной утвари и два колокола весом 96 кг, находившихся у входа в храм.

В 1930 г. все культовые здания Тюмени, за исключением Всехсвятской церкви, были закрыты. Судьба Всехсвятского храма тоже была предопределена: его собирались отдать под школу. Но планам этим не суждено было сбыться, и церковь продолжала действовать.

В течение многих лет храм Всех Святых оставался в городе Тюмени единственным открытым местом общей молитвы.

При советской власти первым церковным старостой был избран Андрей Григорьевич Бояринцев. Во главе Церковного совета стоял протоиерей Николай Протопопов. В период антирелигиозного разгула (1927-1930 гг.) в списки неблагонадежных священнослужителей и их родных попали и отец Николай Протопопов с матушкой Лукией. Семья была лишена избирательных прав. Сам отец Николай в 1931 году был арестован властями как реакционер, репрессирован органами ОГПУ и скончался 4 мая 1932 года. Полвека спустя, в 1989 г., Николай Александрович Протопопов был реабилитирован посмертно.

С 1933 по 1937 гг. религиозную общину Всехсвятской церкви возглавлял Михаил Яковлевич Ханжин. Священником храма в этот период был о. Диоскор Татищев. Оба были осуждены «тройкой» Омского УНКВД и расстреляны.

В годы «ежовщины» Всехсвятская церковь испытала на себе давление обновленцев, в связи с агрессивной деятельностью которых храм был закрыт с 1940 г. по октябрь 1941 г. Внешне он почти не пострадал, за исключением того, что с него сняли крест. В начале 1942 г. власти дали разрешение на проведение Богослужений. Крест изготовили на заводе «Механик» и установили на праздник Крещения Господня. Тогда же в храме был установлен иконостас, привезенный из разрушенной церкви села Заводоуспенка. Все средства, собираемые в храме во время Великой Отечественной войны, распределялись следующим образом: для фронта, для обновления храма, на общую свечу и на становление Знаменского кафедрального собора.

Первым организатором восстановления храма Всех Святых был священник Александр Сычугов. Впоследствии он был настоятелем храма, имел церковные награды.

В эти же годы в храме служили священники отец Никифор и игумен Игнатий. Все они прошли ссылку и каторгу и были освобождены в 1942 году. В 1940-1950-е гг. в храме Всех Святых служил священник Матфей Пахомов. За усердное служение Церкви Христовой он был награжден крестом с украшениями, митрой и правом служения Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».

После войны настоятелями Всехсвятской церкви в разные годы служили протоиерей Трофим Гончаров (1954), протоиерей Иоанн Шиприкевич (1954-1958), протоиерей Александр Кузнецов (1956-1957), протоиерей Александр Зелинский (1958-1967), протоиерей Иаков Трофимлюк (1967-1968), иерей Иулиан Елисеев (1968), вновь протоиерей Иаков Трофимлюк (1968-1977), протоиерей Иоанн Петюк (1977-1982), иерей Иосиф (1983). В 1983-1988 гг. настоятелем Всехсвятской церкви являлся иерей Михаил Курочкин.

В 1980-е гг. вместо прежнего деревянного был построен большой каменный пристрой, в котором была выделена комната под крестильню, где предусматривалась первая в Тюмени купель для полного погружения при совершении Таинства Крещения. Здесь же было отведено место для продажи свечей, церковной утвари и литературы. Строительство шло с большим трудом. Только в 2002 г. Отдел по охране памятников культуры при администрации Тюменской области выдал официальное заключение о том, что пристроенная часть соответствует стилю храмового классицизма. Одновременно с пристроем были построены просфорня, ризная и прачечная.

В рамках подготовки к празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме производились ремонтные работы. Инициатива реставрации и составления проекта принадлежала игумену Евтихию (Курочкину), брату тогдашнего настоятеля храма. Была осуществлена замена иконостаса. Новый икостас из резного дерева с позолотой изготовили в Омске, а демонтированный перевезли в Абалакский мужской монастырь. Кроме того, была произведена замена крыши храма. На куполе были установлены барабан, маковка и новый деревянный крест, обтянутый медью, который был впоследствии позолочен.

В конце сентября 1989 года настоятель храма иерей Михаил Курочкин вышел за штат и перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви заграницей. В начале ноября того же года к обязанностям настоятеля приступил иерей Николай Морозов и вслед за ним – иеромонах Гедеон (Харон) (1989-1990). С 1993 года к служению в храме Всех Святых приступил диакон Виктор Гордеев, который несет свое послушание до настоящего времени. С 1995 года он проводит занятия в Воскресной школе для взрослых. Много трудов в деле благоустроения храма понес тогдашний староста Георгий Владимирович Санников. В настоящее время он в сане иерея является настоятелем Успенского храма города Ялуторовска.

В 1993-1997 гг. настоятелем храма был иерей Владимир Клюев, а с 1997 года – иерей (ныне протоиерей) Андрей Сбитнев. Начиная с апреля 2008 года, протоиерей Андрей Сбитнев совмещает обязанности настоятеля храма Всех Святых с должностью благочинного Тюменского благочиния.

В 1997 году в храме Всех Святых выделяется дополнительное помещение и открывается детская Воскресная школа и библиотека. В 1998 году начинает действовать детский хор. В этом же году впервые в Тюмени накануне праздника Рождества Христова на территории храма был сооружен Рождественский вертеп. В 2001 году построена детская Воскресная школа. В 2004 году в храме Всех Святых завершается строительство отдельного здания колокольни, в помещении которой начал свою работу Молодежный центр.

Вносятся изменения и в богослужебное расписание храма: вводится дополнительное чтение акафистов иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу, святителю Иоанну Тобольскому и Всем Святым. Стабильная работа храма, отсутствие выходных дней и обеденных перерывов способствовали увеличению количества прихожан. Во время архипастырских посещений с вопросами благоустройства и жизни храма регулярно знакомится Высокопреосвященнейший Димитрий, Митрополит Тобольский и Тюменский.

В январе 2000 года за храмом Всех Святых было закреплено окормление храма в честь святой великомученицы Екатерины в селе Созоново. С 2006 года к храму Всех Святых приписан храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Тюменском юридическом институте МВД России, а с 2007 года – храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского.

Духовенство храма в настоящее время: протоиерей Андрей Сбитнев — настоятель, иерей Антоний Сбитнев, иерей Николай Сушков, диакон Виктор Гордеев.

Памятник древнеполоцкой архитектуры XII века, стоявший в центре Витебска на левом берегу Западной Двины. Относится к шестистолпным трёхапсидным крестово-купольным храмам. Средний неф шире боковых. Снесён в 1961 г., воссоздан в 1990-е гг. из современных материалов.

Строительная история

Письменные источники не сохранили сведений о дате возведения витебской церкви Благовещения. Летописные источники XVI—XVII вв. — (хроника Стрыйковского, хроника Быховца) относят возведение церкви к XIV веку и связывают с именем князя Ольгерда. Предание, фиксированное в городской летописи XVII века, говорит о возведении храма Благовещения в Витебске в 974 году княгиней Ольгой одновременно с основанием города.
Первое обследование храма было осуществлено в конце XIX века А. М. Павлиновым, который выдвинул предположение о времени его возведения в рамках X—XII веков, более склоняясь к XI веку. Первая обоснованная датировка строительства храма выдвинута в начале двадцатых годов XX века Н. И. Бруновым (который отнёс её к XII веку) и не оспорена до сего дня. Результаты проводившихся археологических исследований (в 60 — 90 годы XX века) под руководством Г. Штыхова, О. Трусова, П. Раппопорта и Т. Бубенько, а также анализ и изучение архитектурных форм, строительной техники и Фрагментов фресок, дают основание датировать строительство церкви в пределах XII века и предположить участие в возведении храма византийских мастеров и использование византийского строительного опыта.
Церковь несколько раз перестраивалась. В 1619 году по приказу короля Сигизмунда III передана униатам. Церковь сильно пострадала во время Северной войны.

В 1714 году был произведён ремонт, а в 1759 церковь перестроена в стиле позднего барокко. В 1832 году церковь была возвращена православным и в середине XIX века перестроена ещё раз.
Церковь сильно разрушена во время Великой Отечественной войны, затем взорвана для устройства трамвайного разворотного круга в 1961 году (по заявлению руководителя Департамента культурного наследия Москвы Александра Кибовского с одобрением Н. С. Хрущёваа, по другим сведениям по решению городских властей), причём стены сохранялись на высоту до 5 метров. В 1968 г. археологом М. К. Каргером произведены раскопки и частичная разборка обломков. В 1977 году произведена консервация руин церкви.
В 1993—1998 гг. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы восстановлена в облике XII века по проекту архитектора Г. А. Лаврецкого с сохранением фрагментов оригинальной кладки (кладка стен — чередование доломитовых тёсаных блоков с двумя или тремя рядами плинфы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *