Благовещение пресвятой богородицы икона

Благовещение пресвятой богородицы икона

икона Богородицы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

7 апреля (25 марта по старому стилю)

Описание иконы Божьей Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»:

На иконе Божией Матери изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки.

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира: «Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария спросила Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением ответила: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 26-38).

Благовещение положило начало спасению рода человеческого, в лице же Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Заступницу и Ходатаицу за них пред Её Божественным Сыном. Хотя торжественное празднование Благовещения был введено в IV веке, иконы, изображающие эти события, появились в христианской Церкви гораздо раньше.

Существует несколько иконографических разновидностей образа. Смотрите ниже в списке икон Божией Матери:

* В КИЕВСКОМ варианте Дева Мария держит в руках веретено и прядёт

* В МОСКОВСКОМ варианте прядут девы или одна дева, сидящие у ног Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благовещение» молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов и об освобождении из заточения.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благовещение»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.

Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго.
Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Богородицы — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

(празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемыйобраз, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо».

В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского.

На иконе (229´ 144 см, с надставленными полями — 238´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке — жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы — образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.).

С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу — гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское».

Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето // ЧОИДР.

1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI ; Новгородская II летопись (под 1561 г.) // Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3).

Лит.: ЛёвшинА. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий(Миролюбов),архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; ИстоминГ. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; ПокровскийН. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; ТитовА. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; СмирновЯ. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; ЛазаревВ. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова,Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 4. С. 54-58. Илл. 19-21; GrabarA. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: . М., 1974. С. 32-36. Кат. № 4; ЛазаревВ. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. № 4; Древнерусское искусство X — нач. XV в.: Кат. собр. . М., 1995. Кат. № 7. С. 47-50; ЩенниковаЛ. А. Благовещение Устюжское // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; СмирноваЭ. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в. // ДРИ. СПб., 2002. Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

Л. А. Щенникова

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *