Благоверный Олег брянский

Благоверный Олег брянский

Содержание

Преподобный Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский, князь

Минея. 20-е сентября. Святаго благовернаго князя Олега Брянскаго

Служба преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому

Текст службы утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал № 61).

Месяца септемврия в 20-й день

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 2:

Приидите, православных собори,/ восхвалим теплаго заступника Брянския земли,/ преподобнаго благовернаго князя Олега,/ измлада Христа Бога возлюбившаго,/ делами веры заповеди Его исполнившаго,/ монашеское жительство в пределех Брянских устроившаго/ и нам образ добродетели явившаго,/ празднственно почитающим святую память его.

Род правых благословится,/ рече праведный Давид./ Темже величаем днесь благовернаго князя Олега,/ прозябение благочестиваго корене князей Черниговских:/ Николы Святоши и Игоря страстотерпца,/ мученика Михаила и благовернаго Романа,/ сродника преподобныя Евфросинии Суждальския./ С нимиже ныне молися, преподобне,/ о спасении душ наших.

Егда бедство постиже землю Русскую/ и полчища агарянская разоряху ю,/ тогда, паче видимых, на невидимыя враги изшел еси/ и на молитвенней страже Отечества твоего стал еси,/ благоверне княже Олеже,/ воздевая преподобнеи руце к Богу,/ Единому спасти могущему/ и Спасу душ наших.

Первее в смиреннем сердцы обитель Богу сотворивый, преподобне,/ последи обитель первоверховных апостол во граде Брянске основал еси,/ идеже, добре во иноческих подвизех потрудився,/ нам мощи твоя честныя оставил еси,/ душею же во обителех Отца Небеснаго ныне ликовствуя,/ поминай верою и любовию воспевающих тя.

Богомудрый Петропавловския обители первоздателю,/ багряницу княжескую на власяницу иноческую вольне пременив,/ меч духовный мудре носил еси,/ Православие утверждая и вся душевредная посекая,/ ближним же и братии по образу Христову послужил еси,/ темже не престай присно покрывати/ град Брянск и обитель твою.

Слава, глас 8.

Подобен: О, преславнаго чудесе:

Преподобне княже Олеже,/ веры Православныя поборниче,/ благочестия истиннаго проповедниче/ и монахов известное правило,/ како славу мира сего презрел еси/ и узким путем Христу последовал еси?/ Темже и Господь нам тя дарова/ в скорбех скораго помощника/ и молитвенника тепла о душах наших.

И ныне, праздника.

Вход. Прокимен дне. Чтения три преподобническая.

На литии стихиры, глас 2:

Приидите, вернии людие,/ во обитель преподобнаго князя Олега/ и, духовный лик составльше, сице возопиим:/ радуйся, похвало наша и упование,/ и земли Брянския жертва Богу благоуханная,/ моли в мире пребывати всем,/ православно чтущим святую память твою.

Благоверия образ,/ в княжении милосердаго правителя,/ вдов и сирот предстателя,/ нищих питателя и скорбных утешителя,/ иноков правило и целомудрия забрало,/ богомудраго Олега воспоим./ Той бо, таланты богоданныя добре умножив,/ в радость Господа своего вниде/ и дерзновенно молится о душах наших.

Слава, глас 8:

На земли благочестно живя,/ в Горняя выну взирал еси,/ Олеже богоблаженне,/ ныне же с высоты Небесныя призри на нас,/ любовию тя призывающих,/ и споборствуй молитвами твоими,/ воинству же нашему победы на супостаты испроси,/ град твой и обитель, тобою созданную, от скорбей и бед лютых огради,/ молитвенниче наш усердный и скорый помощниче.

И ныне, праздника.

На стиховне стихиры, глас 4:

Мирския суеты Христа ради отрекся,/ первую в земли Брянстей обитель/ во имя первоверховных апостол основал еси,/ благоверный княже Олеже,/ та бо, яко камень краеугольный веры Православныя явися,/ на немже доныне утверждающеся,/ козни вражия заступлением твоим побеждаем.

Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

Мощи твоя честныя, преподобне княже Олеже,/ в годину безбожных гонений/ под спудом от поругания сохранишася,/ ныне же паки на свещнице обители твоея,/ яко богатое сокровище, нам явишася,/ освящающе и озаряюще благодатною помощию/ верою к ним притекающих.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

От юности разум богопросвещенный стяжав/ чтением Божественных словес и писаний отеческих,/ подвигом святых подражати навыкл еси,/ учение правды, яко питие,/ делание же заповедей, яко пищу духовную имея,/ темже Безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися.

Слава, глас 6:

Славу мира сего тленнаго/ непреложно отвергнув,/ о спасении людей, Богом ти врученных,/ сердцем отечески болезновал еси,/ молитвою же теплою/ милость Божию призывая/ и не себе угождая,/ апостольски ближних тяготы носил еси./ Темже достойно прославляешися,/ Олеже приснопамятне.

И ныне, праздника.

Тропарь, глас 8:

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне,/ славу земную, яко преходящу, оставил еси,/ и царство земное в ничтоже вменив,/ лику инок радостно причелся еси,/ и труды многими град Брянск, аки солнце, пресветло озарил еси:/ тем, быв Троицы украшение,/ моли, княже Олеже, Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тойже:

От юности Христа возлюбив всем сердцем, преподобне,/ славу земную, яко преходящу, оставил еси/ и, царство земное нивочтоже вменив,/ лику иноческому радостно приобщился еси/ и, многими подвиги благодать Святаго Духа стяжав,/ град Брянск, аки солнце, пресветло озарил еси./ Темже моли, княже Олеже, Христа Бога,/ спастися душам нашим.

На утрени

По 1-м стихословии седален, глас 7:

Подвигом добрым подвизався,/ сосуд, благодати Божия исполненный, явился еси, преподобне княже Олеже./ Темже и уготовася тебе венец правды от Подвигоположника Христа Бога нашего./ Мы же, чада твоя, любовию чтуще святую память твою, со умилением зовем:/ молися о нас, святче Божий,/ да слезами покаяния очистим души наша/ и дерзновение улучим в день страшнаго испытания.

Слава, и ныне, праздника.

По 2-м стихословии седален святаго, глас 8:

Течение земное добре скончав,/ веру соблюл еси непорочну, святе Олеже,/ темже прослави тя Бог в чудесех,/ Егоже моли даровати нам грехов прощение,/ воинству нашему на враги победу,/ плененным свобождение, миру умирение/ и христианом в Православии единение.

Слава, и ныне, праздника.

Величание:

Ублажаем тя,/ преподобне благоверне княже Олеже,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов/ и собеседниче ангелов.

Псалом избранный:

Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Сильно на земли будет семя его.

Закон Бога его в сердцы его и не запнутся стопы его.

Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему.

Божии державнии земли зело вознесошася.

По полиелеи седален, глас 4:

Красуйся и ликуй, земле Брянская,/ и да играют чада твоя в тебе,/ светло торжествующе в памяти преподобнаго князя Олега,/ общаго отца нашего и молебника,/ всех бо, притекающих к нему, утешает/ и во благочестии утверждает.

Слава, и ныне, праздника.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Яко добраго древа князей Русских благий плод,/ преподобне княже Олеже,/ стопам святых сродник твоих последовал еси,/ в княжении благоверие соблюдая,/ во иночестве добродетельми чистоту души являя,/ сего ради, яко имаши дерзновение ко Христу Богу,/ моли даровати Отечеству нашему мир/ и душам нашим велию милость.

Канон святаго, глас 4, егоже краегранесие: Заступника земли Брянския верою чтим.

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину/ невлажными стопами/ древний пешешествовав Израиль,/ крестообразныма Моисеовыма рукама,/ Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святый благоверный княже Олеже, моли Бога о нас.

Заступника теплаго Брянския земли, князей похвалу и монахов удобрение, преподобнаго Олега воспоим, той бо силою Креста страсти и безплотныя враги победил есть.

Ангельски на земли пожил еси, княже Олеже, благаго корене князей Черниговских доброплодная отрасль быв, и яко воевода Небеснаго Царя, Отечество наше ныне ограждаеши.

Смирению Царя царствующих подражая, власть и честь, славу и богатство Христа ради во уметы вменил еси, и слезами постническими велиарову гордыню потопил еси.

Богородичен: Твоего Печерскаго образа в пределы Брянския пренесение ведая и родителя своего от слепоты исцеление зря, князь Олег воспеваше благодать Твою, Пречистая.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/ Ты моя крепость, Господи,/ и прибежище, и утверждение.

Утвердил еси землю и люди твоя в вере Православней, преподобне, княжением благозаконным и подвиги монашескими.

Первую в земли Брянстей обитель основал еси, святе Олеже, яко камень краеугольный веры, во имя апостол первоверховных.

Нивы новонасажденныя делатель усердный явился еси, блаженне, темже доныне плодами трудов твоих освящаемся.

Богородичен: Источник исцелений близ Свены реки открыся чудотворная икона Богоматере. Еяже благодатию укрепляемь, князь Олег мир конечне оставил есть.

Кондак и икос праздника, глас 4.

Седален святаго, глас 8:

Смиренномудренно царства земнаго удаливыйся, во иноцех тезоименством царским наречен был еси, княже Олеже, во знамение уготованнаго ти Небеснаго Царствия, идеже ныне, яко царское священие, добродетели возвещаеши Христа Бога, Призвавшаго тя в чудный Свой свет.

Слава, и ныне, праздника.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте,/ Солнце Праведное,/ ста в чине своем,/ достойно взывающи:/ слава силе Твоей, Господи.

Крест свой взем, себе и мира отверглся еси, преподобне, и вся козни вражия силою возлюбившаго тя Христа победил еси.

Агарян древле и зловерных нахождение паче меча молитвою отражал еси, и ныне Отечество наше от злых заступлением твоим избави.

Земля Брянская красуется древом, тобою насажденным при исходищих вод Православия, питающим нас и покрывающим.

Богородичен: Егда иноцы созданныя тобою, княже, святыя обители принесоша от Киева икону Пречистыя, тогда сила Ея в чудесех явися.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет,/ в мир пришел еси,/ Свет Святый,/ обращаяй из мрачна неведения/ верою воспевающия Тя.

Меч Божий обоюдуострый именуем тя, святе, душевредная бо посекаеши: в княжении благоверием, во иночестве же преподобием.

Лице твое в час кончины просветися, богоблаженне Олеже, и яко благий раб и верный в радость Господа твоего вшел еси.

Избавляеши от бед в нощи греховней блуждающих, святче, неба церковнаго кроткая звездо и к Свету Невечернему путеводителю.

Богородичен: Благословенная Владычице, просвети нас светом Сына Твоего, якоже древле очи благовернаго князя Романа.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи,/ Церковь вопиет Ти,/ от бесовския крове очищшися,/ ради милости из ребр Твоих/ истекшею Кровию.

Русская Церковь днесь всех созывает к похвале угодника Христова, преподобнаго князя Олега, от земли Брянския Отечеству нашему возсиявшаго.

Явился еси, преподобне Олеже, Православныя веры правило, монахом образ, людем предстатель теплый, граду и обители твоей ограждение.

Наследие Небесное и чудес благодать, воздаяние от Бога приял еси, святе Олеже, темже не престай милостивно посещати тя почитающия.

Богородичен: Свенския иконы Богоматере явление чудное видев, блаже, купно со отцем твоим, освященным собором и людьми многими благодарение Богу возсылаше.

Кондак, глас 2:

Заступниче теплый Брянския земли,/ преподобне княже Олеже,/ купно со святыми сродники твоими/ Престолу Божию ныне предстоя,/ молитвами твоими Православие утверди,/ ереси и расколы разори,/ Отечеству нашему мир/ и душам нашим полезная испроси.

Икос:

Отверзи честная уста твоя, Олеже благородне, и тайно глаголи во ушеса сердец наших: како, трудом равноапостольнаго Владимира ревнуя, обитель первоверховных апостол во граде Брянске основал еси? Како, Николе Святоше и Игорю страстотерпцу подобяся, мира отверглся еси? Како, последуя прадеду Михаилу, безкровное мученичество в подвизех монашеских восприял еси и благочестие родителя твоего наследовал еси? О, цвете красный древа великаго князей Русских! Молитвами твоими Православие в земли нашей утверди, ереси и расколы разори, Отечеству нашему мир и душам нашим полезная испроси.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей,/ любовию благочестия паче,/ нежели пламенем, опаляеми, взываху:/ благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Княжение и род оставил еси, огнем любве Божия распалаяся и крепко подвизаяся в чине монашестем, блаже. Темже и ныне с преподобных лики радуешися.

Избавитися езера огненнаго Человеколюбца Бога моли, преподобне, почитающим любовию святую память твою и добродетелем твоим подражающим.

Якоже злато огнем, душу и тело искусив воздержанием и молитвою, преподобне, в порфире чистоты над страстьми водворился еси.

Богородичен: Вся окрестныя земли, елика виде исцеленныма очима князь Роман, обители Твоей, Владычице, дарова, сын же его себе самаго в жертву Сыну Твоему принесе.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил/ львов зияния в рове затче;/ огненную же силу угасиша,/ добродетелию препоясавшеся,/ благочестия рачители,/ отроцы, взывающе:/ благословите, вся дела Господня, Господа.

Елико велик в православном княжении был еси, толико в монашестем делании смирил еси себе, преподобне Олеже, темже и Бог тя превознесе и дарова ти чудес благодать.

Ревность велию показал еси ко благочестию, преизряден быв образ людем и учеником твоим, от младенства бо воспитався в законе Господни, чрез все житие волю Божию исполнити тщался еси.

Одеяния худость не омрачи девственныя красоты души твоея, блаженне, бдение же душевнеи твои очи просвети и труды тяжкия плоть твою духу покориша.

Богородичен: Юже древле избрала еси гору в пределех Брянских во обитель иноком и образом Твоим Свенским освятила еси, Пренепорочная, невредиму сохрани, да воспевается в ней Имя Сына Твоего во веки.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный/ от несекомыя горы, Тебе, Дево,/ краеугольный отсечеся, Христос,/ совокупивый разстоящаяся естества./ Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Чаянием будущих благ веселяся, тесным и прискорбным путем шествовал еси, воздержанию же, кротости, смирению и послушанию навыкнув, лику святых совокупился еси.

Трудолюбное по Бозе житие от юности возлюбив, преподобне княже, в меру возраста Христова достигл еси и, яко клас зрелый, в Небесныя житницы пожался еси.

Имамы святыя мощи твоя, богоносне княже, яко сокровище неистощимое и утешение велие душам и телесем нашим, темже тя величаем.

Богородичен: Мати Божия Пречистая, молитвами преподобнаго князя Олега и святых сродник его спаси землю Русскую и верныя люди Твоя утеши, иже Тя достойно величают.

Светилен:

Утреневав к Богу выну, тьмы вечныя избегл еси, преподобне княже Олеже, сего ради в час кончины лице твое просветися, и мощи твоя честныя доныне сияют нетлением и чудесы.

Слава, и ныне, праздника.

На хвалитех стихиры, глас 5:

Преподобне княже Олеже,/ Церкве Русския похвало преславная,/ града Брянска стено необоримая,/ Отечества нашего крепкое ограждение,/ ты, богоугодными и добрыми делы/ на свещнице княжения возсиял еси/ и, совершен быти хотяй,/ себе и мира отверглся еси/ и Царствия Небеснаго достигл еси.

Хвала Богу благодействующу,/ глаголал еси, святе Олеже,/ на смертнем одре возлежа,/ зрю уже брег моря житейскаго,/ имже доселе ношашеся моя утлая ладия./ Тем и лице твое радостию Небесною просветися/ и скорбь учеников утешением сим растворися./ Мы же, очима веры зряще нетленную красоту души твоея,/ похвальная ти воспеваем.

Богоносне отче Олеже,/ блажен град твой и обитель, созданная тобою,/ идеже подвизатися изволил еси/ и по смерти мощи твоя святыя оставил еси,/ к нимже припадающе, усердно молим тя:/ не отступай от нас духом,/ побори борющия ны видимыя и невидимыя враги,/ да присно о тебе Бога хвалим.

Слава, глас 6:

Яко заря утренняя/ в земли Брянстей возсиял еси,/ преподобне Олеже,/ князей Русских украшение,/ евангельски два поприща скончал еси,/ в княжении благоверием,/ во иночестве же преподобием,/ тем и сугубый венец от Господа восприял еси,/ Емуже тепле молися о душах наших.

И ныне, праздника.

На Литургии

Блаженны от канона праздника песнь 3-я и святаго песнь 6-я. Прокимен, глас 5: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 8: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. Стих: Божии державнии земли зело вознесошася. Евангелие от Матфеа, зачало 81. Причастен: В память вечную будет праведник:

Молитва

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, милостиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающая и служити тебе хотящая. Не отвержи требующих твоея помощи, но, яко благодетель и ходатай, моли присно Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит землю Русскую, в мире и благоденствии сохраняя ю, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление ко Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благочестие непоколебимое, любомудрие, кротостию растворенное; да дарует пастырем ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи; изряднее же вся чада Церкве Православныя чисты да сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских.

Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да, всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обрящем и, тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Олег Романович

У слова «Олег» есть и другие значения: см. Олег (значения).

Олег Романович

Дата рождения

Дата смерти

20 сентября 1307

Отец

Роман Михайлович Старый

Олег Романович (в крещении Леонтий; ок. 1245—1307 (по другим данным — около 1289 года) — князь брянский, сын Романа Брянского, внук Михаила Всеволодовича Черниговского.

Упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1274 годом как участник похода против Литвы. В 1286 году участвовал в неудачном походе отца на Смоленск. Оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, уступив свой престол брату Михаилу.

Канонизирован Русской православной церковью как святой благоверный Олег Брянский, память совершается 20 сентября (3 октября). 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены.

По предположению Л.Войтовича, у Олега была дочь (Ольга), выданная замуж за одного из смоленских князей (Глеб Ростиславич), в результате чего по смерти Олега и его братьев в Брянске утвердились потомки Глеба Ростиславича Смоленского.

Храмы Святого благоверного князя Олега Брянского

  • часовня Олега Брянского в д. Хотенка, Козельский район, Калужская область,
  • часовня Олега Брянского в ст. Воронежская, Усть-Лабинский район, Краснодарский край,
  • церковь Олега Брянского в г. Красноярск,
  • церковь Олега Брянского в с. Осташево, Волоколамский район, Московская область,
  • Крестильная церковь Олега Брянского в с. Лужки, Истринский район, Московская область,
  • церковь Олега Брянского в г. Новосибирск, в Октябрьском районе. Освящён храм 24 июня 2013 года, а 28 июня 2013 состоялось архиерейское освящение храма, которое совершил Владыка Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский. Ко дню освящения храма из Брянска привезли икону святого Олега Брянского с частицей мощей.
  • часовня Олега Брянского в с. Нижний Гумбет, Октябрьский район, Оренбургская область,
  • часовня Олега Брянского в г. Менделеевск, Республика Татарстан (не действует),
  • церковь Олега Брянского в г. Пятигорск,
  • церковь Олега Брянского в г. Харьков (Украина),
  • храм в честь благоверного князя Олега Брянского в г. Добруш (Беларусь, Гомельская область), строящийся,
  • Во имя святого освящён храм в городе Киев (Украина), построенный в 2009 году. Принадлежит к благочинию Юго-восточного округа Киева Киевской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Храм находится в Дарницком районе Киева, на улице Здолбуновская, 33а. Деревянную Свято-Олеговскую церковь начали строить летом 2009 года, строительство было завершено через 4 месяца. Освящён 26 октября митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. В дар общине храма митрополит Владимир преподнёс образ благоверного князя Олега Брянского с частицей его мощей.

Примечания

  1. Православие.ру. Благоверный князь Олег Брянский
  2. Патрыяршы Экзарх узначаліў урачыстасці з нагоды 20-годдзя з дня праслаўлення праведнага Іаана Кармянскага | Епархіі | Беларуская Праваслаўная Царква | Навіны | Афіцыйны партал Беларускай Праваслаўнай Царквы. church.by. Дата обращения 15 июня 2018.

> Литература

  • Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Ссылки

  • Житие на сайте Православие. RU
  • Войтович Л. В. Ольговичі. Чернігівські і сіверські князі // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  • В Киеве освятили три новых храма
  • Все храмы Олега Брянского

Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского

Преподобный благоверный князь Олег Брянский († 1331, память 20 сентября/3 октября)

Акафист благоверному князю Олегу Брянскому (новая редакция)

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как “погибель Русской Земли”. Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость “славы мира сего“, и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: “Не хочу я быть христианином только по имени, а

дела творить языческие”. Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. “Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного”, – эти предсмертные слова святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

“Род праведных благословится”, – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь страстотерпца Михаила, преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и богоугодное житие причислена к лику святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении – Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении – Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Память преподобного благоверного князя Олега издревле почиталась в Русской Церкви. В пергаментном синодике, рукописи XV— XVI веков Императорской Публичной Библиотеки, в Чине Торжества Православия в числе благоугодивших Богу провозглашается вечная память князю Олегу с одним его первым именем – Олегу Добрянскому.

Известно, что из благоговения к памяти святого князя-подвижника, Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились под спудом святые мощи благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В 1830 году братия Петро-Павловского монастыря была переведена в город Елец, и с 1-го августа 1836 года, по прошению Брянского городского общества, на месте мужского монастыря была учреждена женская обитель.

В 1893 году в Брянске возобновилось торжественное празднование памяти преподобного князя Олега. Местный краевед Павел Никитич Тиханов (1905) собрал и издал материалы для его жития. В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, сын которого был назван в честь святого Олега, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону “Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою”. 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон брянских святых, князя Олега и преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: “По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…”

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября – день памяти Брянского угодника Божия, святого князя Олега – не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех брянских храмах совершались торжественные Богослужения. В 1903 году, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября.

В 1923 году монастырь был упразднен. В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, совершено перезахоронение мощей преподобного князя Олега под алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Только в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение святых мощей. 10 августа 1995 года, по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, честные останки святого князя были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме обители.

По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года был возобновлен Петро-Павловский женский монастырь.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти преподобного князя Олега Брянского.

23 июня 2012 года в Соборном Кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из Соборного храма в честь Воскресения Христова в Брянский Кафедральный собор во Имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и Богослужение возглавил Епископ Брянский и Севский Александр. Во время Всенощного бдения раку с мощами святого священнослужители Крестным ходом с многочисленными богомольцами перенесли в Свято-Троицкий Кафедральный собор. Раку установили в центре верхнего яруса собора. По окончании Богослужения архиерей поздравил присутствующих с перенесением мощей святого, после чего все верующие смогли поклониться мощам преподобного Олега Брянского.

1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил пастырский визит на Брянскую землю с тем, чтобы освятить нововозведенный собор во Имя Святой Троицы. Перед началом Богослужения Святейший благоговейно приложился к мощам святого благоверного князя Олега Брянского. Установилась добрая традиция, согласно которой у мощей святого служится напутственный молебен для брянских призывников, которые просят у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.

Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, Богослужение в Кафедральном соборе начинается совершением молебна преподобному благоверному князю Олегу Брянскому у его святых мощей.

Брянщина. Именно здесь находится одна из самых известных достопримечательностей города — Кафедральный собор имени Святой Троицы, в коем находятся святые мощи Олега Брянского — одного из известнейших святых этой земли.

Житие преподобного

Исторически достоверных данных о Святом Олеге Брянском сохранилось не много. Известно, что князь Олег Брянский — внук известного великомученика Михаила Черниговского. Святой Олег Брянский, несмотря на то, что принимал вместе со своим отцом участие в битве против литовцев, не был тщеславным и сребролюбивым. Более всего его привлекала жизнь монаха-затворника.

Святой князь Олег Брянский

Жизнь благоверного князя Брянского пришлась на период, когда Русь находилась под гнетом татаро-монгольского ига. Неоднократно проявив себя, как хороший воин, князь Олег все же решил отказаться от мирской жизни и обрести себя в монашестве. Стоит отметить, что даже перспектива наследования власти князя Черниговского не удержала его, и Олег Брянский уступил правление своему брату.

После 1274 года князь Олег принял постриг в монахи, получив новое имя — Леонтий, однако другие источники содержат информацию о том, что в монашестве Олег был наречен именем Василий. До наших дней сохранился Петропавловский монастырь, именуемый некогда Брянским, выстроенный на средства Святого Олега и место его жизни после принятия монашества.

Интересно! За жизнь, проведенную в стенах обители, в иночестве, о святом сохранились воспоминания, как о монахе, отличающемся большой строгостью и сдержанностью.

Церковные архивы сохранили довольно мало сведений о жизни бывшего князя — остались известными лишь дата его смерти — 20 сентября 1307 года (3 октября по новому стилю), да информация о месте его погребения — соборный храм Петропавловского монастыря.

Подвиг святого князя

Для христианства духовным подвигом считается отречение человека от титулов и всевозможных мирских наград. Жизнь Святого князя Олега Брянского прямое подтверждение такого величайшего поступка во имя Господа, ведь отказавшись от довольно крупного княжества и управления им, он обрел большее — вечный приют в Боге и почитание среди людей.

Немаловажным моментом в жизни князя является и то, что все свои личные материальные средства он жертвовал на постройку монастыря, который заменил ему впоследствии на всю жизнь княжьи палаты.

Стоит заметить, что для жителей 18 века решение об отказе княжьего титула выглядело в глазах большинства людей нелепым и глупым, да в наше время не каждый человек, достигший продвижения среди властей сможет променять карьеру на участь отшельника. По этой причине, об отрекшемся от княжества Олеге Брянском уже при жизни говорили как о святом.

О чем молятся святому

Святой Олег Брянский — первый помощник человеку в тяжелейших жизненных передрягах. Но не только внешние обстоятельства судьбы человека способна улучшить молитва к этому святому, обращаются к нему в тех случаях, когда:

  • необходимо победить честолюбие;
  • искоренить эгоизм или гордость;
  • избежать ситуации вожделения.

Святой Олег Брянский является покровителем города Брянска

Преподобный Олег укрепляет в молящемся веру в Бога, помогает преодолеть соблазны этого мира и, выбрав верную дорогу, устремиться к духовности. Можно обращаться к Святому Олегу и тогда, когда необходимо вернуть внутренний покой и освободиться от разного рода страхов.

Важно! Обращаясь за помощью к святому, нужно помнить, что большое значение в выполнении молитвенных просьб играет наша вера и отношение к Господу. Если жизнь человека далека от Бога и в ней он руководствуется не духовными законами, то и молитвы такого человека не скоро будут услышаны.

В чем помогает

Олег Брянский, кроме того, что считается святым покровителем города Брянска, популярен во многих святых местах России — там часто можно встретить его икону.

По той причине, что при жизни Святой Олег всегда отличался особым смирением перед волей Господа, за помощью к нему обращаются те люди, которые ищут прежде всего духовной жизни, а также те, чьи близкие люди отдалились от Бога и им необходима помощь в возвращении к нему.

Хорошим помощником и заступником в жизни является святой мужчинам с именем Олег, потому часто у них в доме имеется икона святого князя Олега Брянского.

Почитание и мощи

Святой князь Брянский был причислен к лику святых практически сразу после смерти, его святые мощи находятся в одном из храмов Петропавловского монастыря. Патриарх Никон, исполненный особого благоговения к святому Олегу, добился того, что монастырь стал управляться Патриархом и получил степень ставропигии.

А в 1701 году деревянный храм, где хранились мощи святого, был заменен каменным, один из приделов которого освятили в честь иконы пресвятой Богородицы «Знамение», а другой — в честь апостолов Петра и Павла.

Икона преподобного Олега Брянского

Осенью 1893 года князем Константином была пожертвована монастырю икона «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца», а также позолоченная лампада и некоторые денежные средства, расходовать которые надобно было на елей, дабы лампада перед иконою была неугасимой.

Интересно! На одном из ранних иконописных изображений Святого Олега, находящегося также в стенах Петропавловского монастыря, князь представлен в монашеском одеянии и по иконописной традиции на одной из его ладоней держится храм, другая же рука святого указывает на эту церковь.

Такое изображение символически указывает любому прихожанину, обратившемуся в молитве к Олегу Брянскому пред его иконой, что пусть к спасению — церковь, как дом Бога и как место, где можно наполниться умиротворением и укрепиться в духе.

В 30-х годах 20 века с благословения Архиепископа Даниила мощи Преподобного Олега Брянского были перезахоронены, их новое место — подклет под алтарем Введенской церкви монастыря.

Перезахоронение необходимо было, прежде всего, по той причине, что о начале 20 века в истории России сохранились воспоминания как о времени безбожия и активной борьбы с церковью, в эти года были разорены многие храмы и обители, многие из святынь так и не были обнаружены в более позднее время.

Не лишним будет заметить, что место перезахоронения святых мощей князя Олега долгое время оставалось в секрете, по вышеперечисленной же причине. Лишь в 1995 году некая Мария Белова, бывшая когда-то старостой Введенской церкви, а в период перезахоронения обычной прихожанкой, открыла место, где находятся святые мощи.

Мощи святого Олега Брянского в соборе Святой Троицы

По благословению Архиепископа Брянского, а также благодаря стараниям протоиерея Георгия Козловского — священника Введенской церкви, святые мощи Олега Брянского были обнаружены и 10 августа этого же года были перенесены в храм, где по воскресеньям во время богослужений над мощами традиционно читается Акафист Преподобному Олегу.

В июне 2012 года мощи Олега Брянского были перенесены из Воскресенской церкви Петропавловского монастыря в Брянский Кафедральный Собор Святой Троицы.

День памяти

С 1900 года Брянской городской Думой установлен день памяти Святого угодника князя Олега — 20 сентября (3 октября по новому стилю). В стародавние времена в этот день даже была запрещена торговля, а во всех храмах Брянска проходили торжественные богослужения.

Святой благоверный князь Олег Брянский

Святой благоверный Олег Брянский

День памяти: 3 октября.

О чем просят святого благоверного Олега Брянского
Житие святого князя Олега Брянского
Подвиг святого князя-подвижника Олега
Мощи святого преподобного Олега Брянского
Молитвы святому князю Олегу Брянскому
Акафист святому князю Олегу
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ОЛЕГУ БРЯНСКОМУ

Святому Олегу очень полезно молиться о помощи в трудные времена, он является хорошим помощником в искоренении честолюбия, эгоизма, гордости, предубеждений и вожделений. Святой Олег Брянский помогает людям вновь обрести духовность и продолжить праведную дорогу, которая в конечном итоге приводит к Богу.
Люди, молящиеся пред иконой святого, достигают некогда утраченного внутреннего спокойствия, освобождаются от всех страхов и сомнений.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ОЛЕГА БРЯНСКОГО

В XIII веке, во время монголо-татарского нашествия, жизнь на Руси затихла, города и села были разорены или даже стерты с лица земли. Огромное количество людей было уничтожено или угнано в рабство.
В это время особенно проявились личные качества русских правителей-князей. Кто-то из них искал покровительства у захватчиков и любой ценой старался получить от них разрешение на княжение. А некоторые, как Михаил Черниговский, предпочел славу небесную и за свою верность Руси был замучен в Орде.

Святые князь Михаил и боярин Феодор

Известно, что находясь в Орде, хан потребовал от князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора поклониться идолам, угрожая, в противном случае, казнью. Окружавшие уговаривали князя уступить хану, сохранить свою власть и в дальнейшем послужить Руси, но князь Михаил отвечал:
«Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие».
Устояв перед этим огромным искушением, князь 20 сентября 1246 года претерпел мученическую кончину ради Христа.
«Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского и, возможно, ему тоже передалась стойкость деда и любовь ко Господу, к правде и справедливости.

К сожалению, до нас дошли лишь некоторые сведения из жития святого Олега. Например, из летописи известно, что в юношеском возрасте благоверный князь Олег в 1274 году, вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в военных действиях против Литвы.
После военного похода Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, благодаря стараниями которого был построен не один храм и монастырь.
Видимо, тогда уже святой Олег принял решение оставить мирскую жизнь и посвятить свою жизнь служению Богу на монашеском поприще.
Невзирая на блестящие перспективы жизни, в 1274 году Олег отказывается от наследственной власти великого князя Черниговского в пользу своего брата.
Уступив свой престол, он постригся в монахи с именем Василий (или Леонтий по другим источникам) в Брянском монастыре, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, который был построен на личные средства святого Олега.

Святой благоверный князь Олег Брянский, внук священномученика благоверного князя Михаила Черниговского, отличался глубоким благочестием и строгостью своей монашеской жизни.

В этом монастыре святой князь совершал иноческий подвиг и, согласно церковным архивам, скончался 20 сентября/3 октяюря 1307 года, и погребен в монастырском храме.
Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

ПОДВИГ СВЯТОГО КНЯЗЯ-ПОДВИЖНИКА ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Князь Олег Брянский был причислен к лику святых за глубокую веру в Бога. Он был наследником большого княжества, но решил, что служение Господу требует, чтобы он посвятил свою жизнь другому занятию, поэтому святой основал Брянский монастырь, где и провел свою жизнь монахом.
Подвиг князя Олега был в том, что он сумел проявить волю, отказался от власти и всех сопутствующих привилегий. В XIII веке (да и в настоящее время тоже) такое решение было совершенно непонятным для окружающих.

Оставить высокий пост и стать простым монахом – поступок решительный. Поэтому именины Олега считаются праздником кроткого, но стойкого человека, который способен на поступок с большой буквы. Святой был уверен, что физические блага не имеют такой ценности, как духовные. Поэтому монастырь был возведен на его собственные средства.

МОЩИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Вскоре после смерти князь Олег Брянский был канонизирован Русской православной церковью как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей Петропавловского монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петропавловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом).
В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Рака с мощами святого Олега Брянского

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петропавловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой».
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось:

«По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах …»

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября — день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега — не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта.
В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября / 3 октября.

В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей. По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме Петропавловской обители. В воскресные дни во время вечернего Богослужения перед мощами совершалось чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Перенесение мощей святого Олега

23 июня 2012 года Чудотворные мощи святого князя Олега Брянского из Воскресенского храма перенесли в Брянский Кафедральный Собор Святой Троицы.
Одна из первых и самых ранних икон мученика находится в Петропавловском монастыре города Брянска. Земляки гордятся святыней, и каждый год большое количество людей со всего мира съезжается в этот монастырь, чтобы помолиться пред святым ликом мученика. Традиционно на иконе изображен сам Олег Брянский в одеянии монаха. Иконописцы обычно изображают в одной руке монаха храм. Другой рукой Олег указывает на священную обитель, тем самым показывая людям, что церковь является домом Господа, где каждый сможет обрести спокойствие и поддержку.

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 3 октября.

Небесный покровитель Олега — именины по церковному календарю

Если вы Олег- Поздравляю! У вас есть Небесный Покровитель — Олег Брянский, которому следует обращаться и величать. День памяти 03.10 н.ст. (20.09 ст.ст.)

Олег Паладьев — международный эксперт

Благоверне княже Олеже, ты бо молиши за нас

Святой благоверный князь Олег Брянский — Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.
В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего», и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

«Род праведных благословится», — говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.
Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Создатели храмов и монастырей

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении — Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.
Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Погребение тела Святого Олега Брянского

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря. Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».
В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой». 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: «По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет:

  • совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа,
  • в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах
  • носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…»

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября — день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега — не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта.

Верный месяцеслов всех Русских Святых

В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября / 3 октября.
В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

Обретение честных останков Святого Олега

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. В воскресные дни во время вечернего Богослужения перед мощами совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.
Каждый день в семь часов утра у мощей Святого Олега служится молебен.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского — 3 октября.

Тропарь, глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Величание

Ублажаем тя, / благоверне княже Олеже, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Previous post: Next post:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *