Благословен грядый во имя господне

Благословен грядый во имя господне

Итак, Великий пост закончился, время прошло так быстро: 6 недель, как 6 дней. Вчера мы чтили память святого праведного Лазаря, которого Господь воскресил на четвертый день после его смерти, поэтому этот праздник называется Лазарева суббота.

Как Великий пост прообразует в миниатюре нашу земную жизнь, так и воскрешение Лазаря, которое мы воспоминаем после 40-дневного поста, прообразует наше воскресение после исхода из этой земной жизни.

Под Лазарем подразумевается весь род человеческий. Почему же Лазарь был воскрешен только на четвертый день? Господь наш Иисус Христос воскрес в третий день силою ипостасного Божества. Власти смерти нет над Богом, поэтому Он как бы сразу прошел эти три дня во имя Пресвятой Троицы: Бога Отца, Сына и Святаго Духа, и воскрес.

А нам, людям, еще предстоит потлеть в земле четвертый день, т.е. период от нашей смерти и до всеобщего воскресения. Вот такой Промысл Божий о Лазаре четырехдневном, а не трехдневном.

Заканчивая Свою земную жизнь, Господь научил нас и показал, как взойти в Царство Божие, т.е. возвратиться на нашу исконную вечную родину — на небо, для которого мы и сотворены. Господь проповедовал 3,5 года, исцелял недуги человеческие через покаяние и кормил людей не только хлебом насущным, которым насытил дважды 7 и 5 тысяч человек, но и духовной пищей, заботился и, что самое главное, воскрешал через веру в Себя для Вечной жизни. Как бы подводя итоги Своего мессианства на земле, Спаситель воскресил из мертвых четверодневного Лазаря, т.е. весь род человеческий.

И вот сегодня мы празднуем Вербное воскресенье. Господь входит во град Иерусалим, который прообразует Иерусалим Небесный. Столица Неба — Царства Небесного, называется Горним Иерусалимом, т.е. городом вечного блаженства. После всех дел, совершенных Иисусом Христом на земле по подготовке людей к принятию Нового Завета, Он показал путь: откуда пришел и куда идет, и за Ним устремился род человеческий. Большинство из тех, которые следовали за Спасителем в град Иерусалим, уверовали через Его проповеди и чудеса и стали свидетелями Его крестной смерти и Воскресения.

«Обрете же Иисус осля, вседе на не» (Ин. 12; 14). От Вифании, где жил Лазарь, друг Иисуса Христа, со своими сестрами, до Иерусалима было километров 25. Почему же Спаситель не прошел их пешком, ведь Он проходил большие расстояния по Иудее, делал длительные переходы, например, из Назарета через Самарию в Иерусалим, а тут Ему понадобилось осля, чтобы въехать в Иерусалим. Это было сделано промыслительно. Осленок прообразует языческий мир, все народы, кроме Израиля. Господь как бы «сел» на языческий народ так же, как «сел» на Своих апостолов, которые были люди не книжные, взятые из рыбаков. Один только апостол Павел, призванный после Воскресения Спасителя, был человеком ученым и грамотным по всем временам.

Господь наш Иисус Христос посеял Свое зерно на духовной целине, как люди обживают места, поднимают целину. Он сеял Свое учение о спасении в сердца людей, и это была благодатная почва, не засеянная бурьяном фарисейства и прочими антихристовыми безбожными учениями.

Так вот Он сел на осленка, под которым подразумевались языческие народы, еще не объезженные Истинным Богом, а ослица, прообразовавшая ветхозаветный Израиль, была привязана к забору, как евреи к закону Моисееву. Сколько в ветхозаветной истории было случаев, когда евреи отступали от Бога и устраивали поклонения идолам, за что Господь их неоднократно бил и наказывал. И вот привязали ослицу к ограде через Моисея, который был как бы скотником у словесного стада.

Посылая Своих учеников за ослицей с осленком, Господь сразу предупредил, что их хозяева будут вам возбранять. Поэтому израильтяне до сих пор возмущаются, и их берет зло, что Господь «сел» не на них — избранный народ, а предпочтение было отдано гоям-язычникам. Это они так рассуждают с лицеприятием и возражениями, которые продолжаются по сей день, а Господь смотрит не на лицо, а на сердце человека, поэтому и сел Он на чистую скотину — необъезженное осля, и въехал во град.

Когда народ услышал, что Иисус Христос направился в Иерусалим, многие вышли Ему навстречу и последовали за Ним. Шедшие впереди прообразовали пророков, ведь пророки жили до Христа и как бы шли впереди своими писаниями, предсказывая, что придет Мессия — Спаситель мира.

Захария, последний пророк, говорил об этом, царь Давид написал богодухновенную Псалтирь, пророк Исайя предрек: «Се Дева зачнет во чреве» (Ис. 7; 14), и было множество других свидетельств, т.е. ветхозаветные святые шли впереди Христа своими поучениями и предсказаниями, а рядом с Господом шли современники, которые уверовали в Него: апостолы и простой народ, олицетворившие собою весь род человеческий. Он и до сих пор идет за Христом — шествие в Иерусалим продолжается по сей день.

Преподав людям новозаветное учение, Господь, тем самым, отменил постановления Ветхого Завета. Всякие разговоры, что дохристианская религия действительна по сей день благодатна и спасительна, нужно отвергать напрочь. Поэтому ветхозаветная ослица и преследует сзади христианские народы, куда ей деться?! «Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути; друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути» (Мф. 21; 8).

Ветви, зелень — это символ веной жизни, которая и есть Сам Христос Спаситель. То, что люди постилали одежду — это прообразует наши тела, т.е. постилали человеческое естество, которое прославляет и поклоняется Господу и духом, и телом. Те, которые уверовали в Него, постятся и трудятся, страдают ради Христа на пути в Царствие Небесное.

Постилаемые ветви — это символ славы: в древнем мире, да и в наше время, лавровыми венками награждают победителей, это символ славы, чести и достоинства. И вот этим люди прославляли Господа: «Осанна в вышних» (Мф. 21; 9), т.е. восклицали: «Спаси, причисли нас к ангелам и святым».

«И вниде Иисус в церковь Божию и изгна вся продающыя и купующыя в церкви, и трапезы торжником испроверже и седалища продающих голуби» (Мф. 21; 12). И вошел Господь в храм Иерусалимский, и сделал все, как говорится в Евангелии, а затем сказал: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23; 38), т.е. вышел из ветхозаветного храма в прямом и переносном смысле, таким образом, Ветхозаветная Церковь и Закон были отменены.

Если бы этого не произошло, то зачем было приходить Спасителю, воплощаться от Пресвятой Богородицы, учить, страдать, умирать и воскресать? Господь не двуликий Ян, как мы.

Ветхозаветная церковь — это была первая фаза нашего спасения, прихожая Царства Небесного, это была подготовка рода человеческого к принятию Христа и Церкви Христовой. Ветхозаветное учение — это есть притвор, через который мы заходим в храм. В притворе мы не молимся, это еще не церковь, здесь место для оглашенных, а сама церковь — это и есть учение Христово.

Господь в Иерусалимском храме разогнал меновщиков и оставил нам от Ветхозаветной Церкви то, что нужно для нашего спасения. История дохристианской Церкви была выпестована и подготовлена Воспитателем рода человеческого для достойного принятия Христа в мир. Лучшие сыны Израиля ждали Мессию, суетились, вот, как мы суетимся, принимая архиерея: за несколько дней до его приезда чистим, наряжаемся, варим, печем, готовимся, чтобы подобающе встретить архиерея к службе. Так и ветхозаветная истинная религия: Пятикнижие, предсказания и увещевания святых пророков — все это было подготовкой израильского народа к принятию Христа. Поэтому и сказано было первосвященникам и фарисеям, отвергшим Спасителя, что оставляется дом их пуст, т.е. старозаветная церковь, синагога. И сегодня там обитает другой бог — сатана, с ним надо давно рассчитаться, закрыть синагоги и войти в Христианскую Церковь. Вот такой смысл сегодняшнего праздника и Евангельского чтения. Господь сошел на землю, чтобы взять нас за руку, и повести за Собой в Царство Небесное, как родители берут детей, когда уводят их домой с прогулки. Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер)

Весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря.

Надо было встретить со славой невиданного миром Чудотворца, сотворившего такое неслыханное чудо.

Народ, бывший в подчинении у римлян, не мог приготовить пышного триумфа, и торжественный вход Господа Иисуса в Иерусалим носил совсем иную печать, чем триумф римских императоров и полководцев.
Эта святая печать была за сотни лет предсказана пророком Захарией, так говорившим:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.

9, 9).

Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал:
«Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Господа Иисуса Христа встречали не как царя славы земной, а как духовного Царя.
Ему кричали «Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели Спасителя и вождя к высшей славе.

Казалось бы, радостью должно было наполниться сердце Господа Иисуса, а Он, глядя на Иерусалим со спуска горы, плакал, и обильные слезы струились по ланитам Его.
Он, Всеведущий Сын Божий, знал, что неверный народ еврейский уже через пять дней будет кричать пред Понтием Пилатом: «Распни, распни Его!»

Пред Его духовными очами развернулась страшная картина тягчайшего наказания, которому подвергнет Отец Его Небесный этот жестоковыйный и неверный народ за убийство Его.
Он видел неописуемые ужасы осады и разрушения Иерусалима римскими полководцами Веспасианом и Титом, и в слезах говорил Он:
«О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!
Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду.
И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 42-44).

Видано ли было когда-нибудь на свете, чтобы царь, которого торжественно встречал народ, обливался слезами?
А ведь Иисуса встречали именно как Царя.

Страхом и злобой наполнились сердца врагов Его, и они сказали Иисусу:»Слышишь ли Ты, что кричат Твои ученики? Запрети им».
Они не понимали того, что если ученики замолчат, то камни возопиют, как сказал им Иисус.

Пришли к Иерусалимскому храму, и здесь внезапно плачущее и кроткое сердце Иисусово наполнилось царственным гневом.
Как смеют осквернять храм Его продажей животных и разменом денег?! Бичом изгнал Он торжников из храма и опрокинул столы менял.

Но тут Его окружила толпа страдальцев и больных. И опять гнев Его сменился кротостью и милосердием – и Он исцелил всех.
Этим делом милосердия закончился Его Вход в Иерусалим.

В благоговении и священном восторге склоним свои головы пред Спасителем и Царем нашим.
Не забудем никогда Его слов, обращенных к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему».

Не забудем и Его священного гнева, сменившего Его слезы, и подумаем, не урок ли это и для нас, среди которых тоже немало жестоковыйных.

Разве мало в жизни нашей дней посещения Божьего, которых мы не замечаем и не сознаем, что они служат к миру и спасению нашему?

Многократны и многообразны дни посещения нашего Духом Святым.
Когда нужно бывает остановить нас на кривых путях наших, Он останавливает нас тяжелой болезнью, потрясает смертью близких и любимых людей, подвергает бесчестью или разорению имущества; смиряет нашу гордость публичным унижением и оскорблениями.
А более близких Ему и достойных Он останавливает даже Своими тихими речами во сне и наяву.

Это ли не дни посещения нас Его, служащие к миру и спасению нашему?!
И как часто, вместо исправления путей своих, мы ропщем на Бога за эти посещения
! Это первый урок для нас.

А второй урок, преподанный Господом изгнанием торжников, состоит в том, что даже в глубокой печали и горьких слезах мы внезапно должны воспламениться гневом, если увидим или услышим поругание святыни.

Тогда внезапно печаль наша должна смениться священным гневом и, не думая ни о какой опасности, даже опасности жизни нашей, должны мы смело и без страха встать на защиту святыни.

Но часто ли бывает так?
Не гораздо ли чаще низкое малодушие овладевает нами, и не смеем мы слова проронить пред дерзкими богохульниками и кощунниками?

Великий день Входа Господня в Иерусалим да напомнит нам Его слезы и священный гнев, да не забудем никогда Его горьких слез и слов, обращенных не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас!

Да поставим целью жизни нашей последование Христу, ибо Сам Он сказал:
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).

Последуем же за Христом, идя чрез тесные врата по узкому пути – и упокоимся там, где сияет вечная слава Святой Троицы.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *