Благодатный огонь

Благодатный огонь

Пасха Христова

Пасха Христова — величайший христианский праздник, отмечаемый в Церкви Вознесения Христова (Храм Гроба Господня) в Иерусалиме в течение 20 столетий и знаменующий победу Иисуса над темными силами греха и смерти для возрождения жизни, искупленной и освященной благословением Господа.

В этот единственный в году день взволнованные прихожане с нетерпением ожидают, чтобы прикоснуться к великому чуду — сошедшему Благодатному Огню.

Схождение Священного (Благодатного) Огня в Иерусалиме в праздник Воскресения впервые описано в 4 веке Григорием Нисским, Евсевием и Сильвией Аквитанской, которые приводят факты, свидетельствующие о более ранних схождениях. Апостольские летописи рассказывают о Божественном Свете, осветившем Гроб сразу после того, как Иисус воскрес.

Сияние было замечено, как пишет историк Григорий Нисский, Апостолом Петром, чувственные очи которого и его высокий Апостольский ум внимали этому явлению. О Благодатном Огне свидетельствуют также мусульманские и католические исторические источники.

Храм Гроба Господня

Церемония Литании

Церемония Литании Благодатного Огня по традиции проводится накануне, за 24 часа до Православного Воскресения Христова (Пасхи), календарная дата которого отличается от даты, признанной другими конфессиями. Постоянные прихожане и туристы, совершающие паломничество, инословные христиане, а также мусульмане и атеисты собираются в Храме, где для обеспечения порядка дежурит наряд израильской полиции. В Храме и на его территории с площадью и анфиладами близлежащих зданий количество людей намного превышает допустимую вместимость внутренних и наружных помещений.

Свечи потушены, и Храм погружен в темноту, миссия которой — контрастировать с яркими всполохами Священного огня. Середину ложа Гроба венчает лампада, в нее налито масло, но огонь не горит. Подготовленную особым образом Кувуклию закрывает и опечатывает местный ключник мусульманин.

Хронология событий:

  • Выход процессии.
  • Выход православных молодых арабов.
  • Появление представителей иерархов.
  • Молитва Патриарха.
  • Трехкратный обход Кувуклии.
  • Закрытие дверей Храма.
  • Ожидание схождение огня.
  • Спуск Огня.
  • Православный патриарх раздает огонь прихожанам.
  • Выход Патриарха.

Появление православных молодых арабов

В 13:30 пополудни слышны звуки колокола и из патриархии выходит процессия. Спустя полчаса после того, как на Кувуклию наложены печати, в храме появляются представители православных молодых арабов, что является традиционным атрибутом празднования. Они, обращаясь к Деве Марии и Господу, молят даровать православным прихожанам Святой Огонь.

Их шумные и ребячливые восклицания неприемлемы для европейцев, однако, и для такого поведения находится оправдание, подкрепленное тем, что Господу оно угодно в такой же мере, как и тихая молитва.

Истории известны случаи, когда попытки запрета этих «дикарских» плясок приводили к явлению противоположно обратному схождению огня.

Появление иерархов и обход Кувуклии

Наконец, в Храме появляются представители иерархов от каждой конфессии. Процессию замыкает православный Патриарх Иерусалимский или Константинопольский. Его сопровождает армянский Патриарх со священнослужителями. Маршрут «крестного хода» — священная роща, где Христа предал Иуда, место, где он подвергся избиению римскими легионерами, Голгофа и камень Помазания.

После трехкратного обхода Кувуклии Православному Патриарху помогают разоблачить ризы, проверяя его таким образом на отсутствие предметов, предназначенных для разжигания огня. В период турецкого владычества контроль этой процедуры поручали турецким воинам, которые, угрожая ятаганами, способны были пресечь малейшую попытку внесения или зажигания огня.

Тем не менее история не располагает фактами о том, что кто-нибудь был замечен в этом. В наши дни патриарх в Храме Гроба Господня подвергается осмотру еврейских полицейских.

Закрытие дверей Храма

За Патриархами Православным и Армянским закрывают дверь, налагают восковую печать и опоясывают дверь красной лентой; свет гасят и в Храме воцаряется аура тревожного ожидания, когда исповедуясь, люди находятся в предвкушении чуда.

Многие испытывают трепет перед Благодатным Огнем, веря, что если в торжественный день он не озарит все вокруг своим светом, то все присутствующие погибнут под обломками Храма. Это является причиной причастия паломников до вступления в святой Храм. Статистика периода ожидания чуда приводит данные о его различной длительности, называя пятиминутный интервал времени в качестве нижнего, и кратный нескольким часам — верхнего предела.

Схождение Благодатного огня

За несколько мгновений до схождения, храм озаряют яркие вспышки света и видны маленькие зигзаги молний, проносящихся, не принося негативных последствий. Замедленная съемка показывает, что их источниками являются иконы, внутренняя поверхность купола, окна и другие места, и заливают все вокруг ярким светом.

Через секунду в храме, который опоясан световыми змейками и вспышками, становится светло от света свечей и лампад и постепенно начинается спуск Огня, появившегося в алтаре, к простым смертным. Сияние Кувуклии в огненных бликах, переливающихся серебром, и потоки струящихся белых молний вызваны пульсирующим и дышащим Огнем.

Наконец через купольное отверстие проникает в Храм Божественный столб огня. Принимая Огонь от Православного патриарха, прихожане ликуют и благословляют этот Божественный дар. По словам самих патриархов, огонь начинает распространяться от ложа Гроба, возжигая свечи и лампады.

Патриаршая свеча — не единственный источник Огня, особенность заключается в том, что он является самовозгорающимся и вскоре охватывает весь Храм, зажигая лампады и свечи, причем первые его всполохи не обжигают. Набирая Огонь в ладони, его подносят к лицу и рукам, делятся им друг с другом.

Интересные факты

Все свидетели этого прекрасного чуда исполнены непередаваемого, восхитительного и глубокого чувства причастности и умиротворения. Многие называют этот день днем своего второго рождения, очищения и прозрения. Равнодушие покидает даже тех, кто негативно относится к этому Божественному Знамению.

Во время схождения Священного огня в Иерусалиме на видео был снят сюжет, как в одном случае пораженный участок кожи одного из присутствующих в Храме, «смазанный» Огнем, приобрел здоровый вид, а в другом — произошло полное восстановление зрения и исчезновение бельм обоих глаз, омытых Огнем.

Священный Огонь, перенесенный в Иерусалим, становится источником света во всех храмах Вечного Города, а специальные авиарейсы доставляют его к алтарям Кипра и Греции, и далее — по всем странам мира. Паломники привозят его и в Россию.

Традиционные праздники в Израиле представляют собой выполнение особенных ритуалов и запрещают выполнять работу по дому.

В Иерусалиме Стена Плача каждый год собирает толпы туристов и паломником у своих стен, особенно в праздничные дни.

Рестораны Эйлата известны своими вкусными блюдами традиционной еврейской кухни как на весь Израиль, так и за его приделами.

Благодатный огонь.

Каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме совершается особое богослужение. Оно характеризуется выносом из Гроба Господня особого огня, который, по мнению верующих, появляется сверхъестественным образом.

Явление, безусловно, древнее. Однако божественное происхождение огня подвергается сомнению, в итоге у этого явления есть как свои сторонники, так и противники. Настало время и нам развенчать мифы о Благодатном огне.

Благодатный огонь имеет божественное происхождение. Это самый главный миф относительно такого явления. Как уже было сказано, сомнения относительно происхождения огня всегда присутствовали. Не так давно армянский священник Гевонд даже смог заснять на видео секретную лампаду, которая спрятана за выдвижной иконой в Кувуклии. О схемах получения священниками Благодатного огня писалось давно. В XII веке араб Ибн-ал-Каланиси писал, что между лампадами протягивали тонкие проволочки, натертые маслом. В нужный момент одна из нитей незаметно поджигалась, в результате чего яркий, как молния, огнь быстро зажигал все лампады. Верующим казалось, что огонь сошел с неба. Другой араб в XIII веке рассказывал, как на вершине купола помещали железную шкатулку с рассчитанным заранее временем горения в ней огня. В нужное время тот поджигает смазанную цепь, а по ней огонь сверху спускается к лампаде. В литературе описывают, что огонь может появиться и из-за соединения бальзамового масла с какими-нибудь другими добавками. О самовоспламенении веществ на воздухе хорошо известно химикам.

Благодатный огонь не обжигает. Этот факт многие приводят в качестве доказательства божественной природы огня. Однако и обычный огонь в первые минуты обжигать не будет, им можно даже умываться. Такие особенности будут присутствовать, если топливом станет низкокалорийное вещество, например, бальзамовое масло. К тому же стоит делать поправку на религиозный экстаз, который способен снижать болевую чувствительность. Да и сквозняк в храме отклоняет пламя и создает воздушную подушку. Сами же паломники говорят, что некоторых огонь очень даже ожег. На видео же можно увидеть людей, которые не столько держат руки или бороду над огнем, сколько проводят над ним.

Благодатный огонь объединяет людей. Пока тысячи паломников трепетно ожидают схождения Благодатного огня, за кулисами разворачиваются самые настоящие интриги и разборки. Греческие священники оберегают этот явление, не допуская посторонних. А вот армянских священников такой неприкрытый бизнес возмущает. Конфликту этому уже несколько сотен лет. Священники, в поисках истины порой даже занимаются рукоприкладством прямо в помещении Храма Гроба Господня. В итоге дерущихся разнимает полиция. О каком объединении людей можно говорить, когда даже сами служащие церкви дерутся за право управлять чудом? В 1834 году драка вообще превратилась в побоище, тогда жертвами стали около 300 паломников.

Благодатный огонь является чудом для всех христиан. На самом деле не все христиане имеют возможность прикоснуться к этому чуду. Благодатный огонь появляется лишь в присутствии православного Патриарха. Но чем эти верующие лучше католиков, протестантов? Почему великий Бог своим вниманием осчастливил исключительно православных? Говорят, что однажды католики не пустили в храм православных. Тогда Бог мало того, что не дал огня упрямцам, но еще и ударил сюда молнией. След от нее до сих пор остался на одной из колонн. С тех пор католики к чуду отношения не имеют. Правильно ли это? Или религия в очередной раз разделяет людей?

Благодатный огонь спускался в храм с незапамятных времен. На самом деле первые упоминания об огне относятся к IV веку. Как раз в те времена христиане упорядочили и канонизировали четыре Евангелия. Паломница Сильвия поведала, что в храме зажигаются лампады, а внутри пещеры постоянно горит неугасимая лампа, сюда огонь не приносят. Очевидно, что тогда чуда никакого не было, а просто в Кувуклии горел священный огонь. Тайну его посвященные хранили от обычных людей. Блаватская писала, что еще в древнем Египте алхимики научились создавать мелкопористые материалы. Они впитывали в себя масло, как губка, а затем медленно отдавали горению. К IX веку верующие стали воспринимать холодный огонь, как чудо. А священникам такое отношение было только на руку, так как укрепляло их религиозное влияние.

Но даже тогда появились просвещенные критики, которые критиковали «божественное проявление». Однако люди верили в чудо, а в XII-XIII веках просто священный огонь стал уже Благодатным. А зажигали его уже не в присутствии верующих, а внутри Кувуклии, демонстрируя верующим чудо.

Благодатный огонь — таинственное чудо. Именно об этом постоянно говорит Православная церковь, упирая на то, что тайна огня никем так и не разгадана. Однако еще в XVII веке Патриарх Константинополя Кирилл Лукарис говорит, что если бы это чудо действительно существовало, то все турки давно бы поверили в Иисуса Христа. Но ведь такого не происходит!

Благодатный огонь — это святое явление, которое не предусматривает корысти. На самом деле существование такого «чуда» выгодно и Израилю, и Православной церкви. Раньше же на нем зарабатывали арабы и турки. Они не могли отказать себе в возможности заработать на наивных верующих. Люди едут в Иерусалим за чудом, оставляя деньги в церкви и городе. Сегодня ежегодно из России на встречу Благодатного огня за счет государства летает около сотни деятелей, чьи фамилии не афишируются. Вся эта тусовка летит за кусочком огня, который на самолете же доставляют в Россию. У нас же путешествие святыни по стране сопровождается представлениями и банкетами. Религиозное мероприятие получает коммерческую подоплеку. Доход же от чуда действительно велик. Раньше Палестина вообще питалась за счет паломников из Европы, праздник гроба Господня являлся праздником счастья и благосостояния для всей страны. А мусульмане даже брали плату за вход в православный храм.

Огонь приходит по расписанию. Церемония получения Благодатного огня не расписана по минутам — от Бога не требуют чуда по расписанию. После того, как патриарх в одном полотняном одеянии заходит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда. Верующие могут прождать несколько минут, а могут — несколько часов. Все это время люди молятся о схождении святого огня и об отпущении грехов. Говорят, что если однажды огонь не сойдет, то это станет ужасным знаком для человечества, а все находящиеся в храме погибнут.

Церемония схода огня неизменна. Примерно в XIII столетии обретение Благодатного огня видоизменилось. Раньше он появлялся в виде вспышки сверху Кувуклия, а затем священники стали заходить за огнем внутрь. Былые разоблачения потеряли силу, но арабы тут же подсмотрели, как зажигается огонь — от спрятанной в нише лампады.

Сход огня сопровождается чудесными всполохами. Сегодня в храме присутствует множество как журналистов со специальной техникой, так и фотографов-любителей. На видео действительно видны вспышки, однако отличить их по цвету от фотовспышки невозможно. В те же времена, когда фотоаппаратов не было, о загадочных вспышках не говорили вообще, хотя это было бы еще большим чудом. Яркая вспышка присутствовала до XIII века, когда огонь ожидали еще снаружи Кувуклия. Однако это вполне вписывается в технологию создания «чуда».

Свечи паломников зажигаются сами. Это очень красивая легенда, которая на видео никак не подтверждается. Наоборот, видно, как люди берут огонь у своих соседей. Зато они же потом рассказывают, как «чудо» снизошло на них.

Сами священники веруют в чудо. Высшее духовенство, непосредственно принимающее участие в обряде, слов «чудо» или «схождение» все же избегает. Патриарх Феофил III заявил, что эта церемония показывает, как пасхальная весть от гроба осветила весь мир. В храме же проводится представление, воспроизведение того события. Неудивительно, что главный свидетель «чуда» уклончиво отвечает на вопросы о его природе. Известный диакон Андрей Кураев так отреагировал на такое заявление: «Откровеннее о зажигалке в кармане он сказать не мог».

Священный свет увидел в Гробу Господнем апостол Петр. Говорят, что придя на это место после Воскресения, Петр увидел тут свет. Однако в самом Евангелии ничего об этом не говорится.

Перед входом в Кувуклию с Патриарха снимают все облачения и обыскивают. Такая мера якобы должна убедить верующих в невозможности привнести огонь извне. Однако на прямых телетрансляциях видно, что с Патриарха снимают только верхнюю часть одежды, остальное же остается на нем. И никто не пытается обыскать священника — он входит в пещеру во время Крестного хода.

В России всегда верили в чудесную природу Благодатного огня. Даже православные деятели, а уж тем более ученые, еще в конце XIX столетия довольно скептично относились к природе Благодатного огня. В существование «чуда» сомневались такие ученые, как И.Крачковский, А.Дмитриевский, а также епископ Порфирий (Успенский). Профессор Н.Успенский в 1949 году в актовой речь довольно подробно описал историю и суть этого обряда. И только в наше время, когда религию насаждают чуть ли не силой, критиков осталось мало. Чуть ли не единственным крупным православным ученым, кто подвергает сомнению Божественное происхождение Благодатного огня, является доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. Опальный, конечно же, священник приводит свидетельства иеромонаха Гевонида Оганесяна, который лично видел, как армянские и греческие священники обманывают верующих. Но кто хочет слышать и слушать правду?

24 апреля наступит Пасха. Кульминацией главного христианского праздника будет схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. Вновь возникнут споры о том, что же из себя представляет чудесный огонь, как объяснить его возникновение? Атеисты убеждены, что это просто обман. Люди верующие, напротив — что это самое настоящее чудо. Кто же прав?

Странный разряд

Совсем недавно в прессе появилось сообщение о том, что российский физик, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков в прошлом году побывал на церемонии схождения Благодатного огня и тайно произвел некие измерения.
По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (часовня, где загорается чудесный огонь) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.
Физик приехал в Иерусалим как ассистент одной из съемочных бригад, которые получили разрешение на работу внутри храма. По его словам, по одному измерению трудно о чем-либо судить достоверно, поскольку необходима серия экспериментов. Но все же «могло получиться и так, что мы засекли причину, предшествующую появлению подлинного божественного Благодатного огня»…
Сегодня ближе к полуночи в аэропорту Внуково приземлился самолет с Благодатным огнем. Священный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме по традиции повезли в храм Христа Спасителя, а частички Огня доставили в различные храмы по всей стране.
Но что же такое Благодатный огонь – фокус для верующих или Свет Истинный – удалось выяснить российскому физику. Ученый из Института атомной энергии с помощью высокоточных приборов смог доказать, что Благодатный огонь на самом деле имеет божественное происхождение.
Руководителю лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось то, что до сих пор не удавалось ни одному ученому в мире: он провел научный эксперимент в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.


52-летнего кандидата физико-математических наук Андрея Волкова всегда интересовал феномен возникновения необычного самовоспламенения в храме Гроба Господня, которое случается накануне православной Пасхи. Этот огонь появляется сам собой, в первые секунды он не обжигает, верующие омывают им лицо и руки, словно водой. Волков предположил, что это пламя – плазменный разряд. И у ученого возникла идея смелого опыта – измерить электромагнитное излучение в самом храме во время схождения Благодатного огня.
– Я понимал, что сделать это будет непросто – в святое место с аппаратурой могли не пропустить, – рассказал «Твоему ДНЮ» Андрей Волков. – И все же решил рискнуть, благо все приборы умещались в обычном кейсе. В общем, надеялся на удачу. И мне повезло.

Излучение

Ученый настроил приборы: если во время схождения Благодатного огня случится скачок электромагнитных полей, то компьютер его зафиксирует. Если же пламя – фокус, который устраивается для верующих (такое объяснение феномена до сих пор в ходу среди атеистов), то никакого скачка не произойдет.
Волков наблюдал, как Иерусалимский патриарх, сняв облачение, в одной рубахе вошел в Кувуклию (часовню в Храме) со связкой свечей.

Люди, замерев, ждали чуда. Ведь, по преданию, если Благодатный огонь не сойдет к людям в канун Пасхи, это будет знаком приближающегося конца света. О том, что чудо случилось, Андрей Волков узнал раньше всех, кто был в храме, – его приборы уловили резкий скачок!
– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза, – свидетельствует физик. – Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить!
– По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога?
– Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного, чудо. Другого слова не подберешь. Замысел Бога нельзя втиснуть в математические формулы. Но Господь этим чудом каждый год дает нам знак, что православная вера – истинная!

«Огонь как кобра»

Аргументом в пользу того, что Благодатный огонь имеет «природное», а не божественное происхождение, служит тот факт, что похожие феномены все-таки встречаются. Конечно, их ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с огнем в Храме Господнем. Однако имеются некоторые общие черты.
Начнем с такого признака, как внезапность, отсутствие видимой причины. Это же свойство характерно для такого явления, как самовозгорание, которое встречается не так уж и редко. Например, «Буфф-сад» в прошлом месяце писал об аномальном пожаре на улице Большой Подгорной, произошедшем минувшей весной. Это далеко не единичный случай. И не только для Томска. Например, беспричинные пожары не редкость для Москвы. Самое удивительное, что особенно часто это случается на Садовом кольце. Причем горят не только квартиры и офисы, а даже салоны автомобилей.
Возьмем другой признак Благодатного огня — свойство не обжигать, хотя бы первое время. Это уже похоже на так называемую холодную плазму, низкотемпературную ионизированную субстанцию. Похоже, подобная плазма существует не только в физических лабораториях.
Приведем цитату из газеты «Шахтерский край», Новокузнецк. Описывается случай, когда пожарный выехал на вызов и увидел перед глазами совершенно необычное. «Вламываюсь как-то в комнату, посреди которой завис оранжево-голубой избирающийся столб пламени. Огонь как кобра стоял в вертикальном положении, словно готовился к прыжку. Я сделал шаг навстречу пламени, а его тут же со свистом всосало в дырку в полу… А когда мы тушили барак на улице Веры Соломиной, огонь словно прятался от нас, перекидывался с одной стены на другую…». Обратите внимание, что пламя извивалось, «пряталось», но не вызывало возгорания.

Наука и мифы

Известны случаи, когда загадочное пламя или свечение, принимаемые за чудеса, со временем находили научное объяснение. Согласно старым поверьям, огни, мерцающие на болотах, это свечи, которыми освещают себе путь заблудшие души. Теперь достоверно известно, что блуждающие огни есть не что иное, как горючий болотный газ, выделяющийся из гниющих растений. Голубоватое свечение на мачтах и шпангоутах кораблей – так называемые «огни святого Эльма», наблюдаемые еще со средних веков – вызваны грозовыми разрядами в море. А северное сияние, которое в скандинавских мифах является отблеском золотых щитов валькирий? Ученые объясняют этот феномен взаимодействием потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.
Впрочем, некоторые случаи до сих пор остаются загадкой. В 1905 году загадочные огни посетили валлийскую проповедницу Мэри Джонс. Их вид варьировался от небольших огненных шаров, столбов света шириной метр до слабого свечения, напоминающего распадающийся в небе фейерверк. Причем некоторые исследователи появление таинственных огней объясняли психическим перенапряжением, которое испытывала Джонс во время проповедей.

Надо не гадать, а исследовать

Вернемся же к тому, с чего начали, к чудесному Благодатному огню в Иерусалиме. Оказывается, московского физика Андрея Волкова чуть было не опередили томичи. В позапрошлом году в Иерусалим собралась поехать исследовательская группа, среди которых были директор центра «Биолон» Виктор Фефелов и известный фотожурналист Владимир Казанцев.
— Мы хотели изучить Благодатный огонь с помощью физических приборов,— рассказывает Виктор Фефелов. – С помощью ученых Томского научного центра собрали оборудование: автоматический спектрофотометр, другие всевозможные приборы для изучения электромагнитных волн самого широкого диапазона… Внешне бы все выглядело как съемка на обычную видеокамеру, на самом деле бы проводился тщательный анализ от рентгеновского и гамма-излучения до низкочастотного. Мы совершено непредвзято надеялись найти ответ – либо это чудо, либо природное явление, либо обман.
Увы, из-за проблем с визами поездка сорвалась. Хотя многие томичи оказали ту или иную поддержку: член-корреспондент РАН Владимир Зуев, депутат Николай Вяткин, директор телестудии Елена Ульянова и другие. Исследователи получили одобрение и в церковных кругах. Быть может, удастся в следующем году.
* * *
Быть может, отгадка кроется в геофизике? То есть все дело в выходе на поверхность сгустка тектонической, подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения, которое и сумел зафиксировать Волков?
— Земля – это очень большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект,— говорит Виктор Фефелов,— причем крайне малоизученный. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и тектонический вклад. Не надо гадать, надо исследовать.
Действительно, быть может, Благодатный огонь обусловлен множеством причин? Кувуклия находится в уникальном месте, с точки зрения динамики тектонических плит. Быть может, верующие, собравшиеся у Храма Господня, тоже генерируют энергию, которая благодаря большому количеству эмоционально возбужденных людей многократно усиливается? Вспомним упомянутый случай с проповедницей Мэри Джонс.
Возможно, существуют и другие факторы, о которых мы еще не знаем,

Благодатный огонь — один из сильнейших символов веры и подтверждение её истинности у православных христиан. В очередной раз он сошёл с небес в минувшую субботу 15 апреля в Иерусалиме в храме Гроба Господня (возведён в IV веке по указу римского императора Константина и его матери царицы Елены на том месте, где земной путь Христа был завершён) в преддверии Великого праздника Православной Пасхи Христовой. В этом году совпали Пасхалии Православной и Католической веры.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Не первое тысячелетие Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня в Иерусалиме и только в преддверии православной Пасхи при соблюдении ещё нескольких условий.

Первые упоминания этого явления датируются IV веком, их находят у церковных историков.

Яркое описание, полное глубины пережитых чувств, даёт в своей книге «Я видел Благодатный Огонь» архимандрит Савва Ахиллеоса, который более 50 лет был главным послушником при Гробе Господнем. Вот фрагмент книги о том, как снисходит Благодатный огонь:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…
… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха.

Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Церемония подготовки к схождению Огня начинается почти за сутки до начала Православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 тысяч человек, спешат посетить в эти дни не только православные верующие, но и другие христиане, мусульмане, туристы-атеисты. Здесь же присутствуют представители еврейской полиции, зорко следящие не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не внёс в храм огня или приспособлений, вызывающих его.

Затем на центр ложа Гроба Господнего устанавливается незажённая лампада с маслом, здесь же располагают пучок свечей в количестве 33-х штук — число годов жизни Иисуса Христа. По периметру ложа укладывают кусочки ваты, по краям крепится лента. Всё проделывается при строгом наблюдении еврейской полиции и представителей мусульманства.

Важно, что явление схождения Огня обеспечивается обязательным присутствием в храметрех групп участников:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Замыкает праздничную процессию Православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей, которые обходят самые святые места храма, трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, демонстрируя отсутствия спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

После чего часовню закрывают, вход опечатывает местный ключник-мусульманин.

Присутствующие с этого момента ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Интересно, что продолжительность ожидания схождения каждый год разная: от нескольких минут до несколько часов.

Момент ожидания является одним из самых сильных в вере: верующие знают, если Огонь не будет спослан свыше — храм будет разрушен. Потому прихожане причащаются и усердно молятся, прося даровать им Святой Огонь. Молитвы и обряды продолжаются до появления благодатного Огня.

Как сходит Благодатный Огонь

Примерно так описывают атмосферу ожидания Святого Огня люди, присутствующие в храме в разное время. Явление схождения сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там…

При съёмке замедленной камерой огни особенно хорошо видны у иконы, расположенной над Кувуклией, в районе купола Храма, у окон.

Мгновение спустя, уже весь храм озаряется бликами, молниями и тут же… двери часовни распахиваются, появляется Патриарх в руках с тем самым Огнём, ниспосланным с Небес. В эти моменты свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Невероятная атмосфера радости, восторга и счастья заполняет всё пространство, оно воистину становится энергетически уникальным местом!

Первое время Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, люди буквально умываются им, зачерпывают ладошками, поливая на себя. Не бывает случаев возгорания одежды, волос иных предметов. Температура огня составляет всего 40ºС. Имеются случаи и свидетели исцеления недугов и болезней.

Говорят, что капельки воска, падающие со свечей, называемые Благодатной росой, останутся на одежде людской навсегда, даже после стирки.

А в дальнейшем от благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, хотя есть случаи в районах близ храма их самовозгорания. Авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, и так по всему миру в том числе и в Россию. В близлежащих к храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.

Были опасения, что в это году Огонь не сойдёт по причине того, что учёные-археологи осенью 2016 года в научных целях вскрыли гробницу с Гробом Господнем, в котором по приданию покоилось тело Иисуса Христа после распятия. Опасения были напрасны.

Благодатный огонь — это миф

Какие доводы приводят скептики, разоблачающие чудо схождения Святого Огня, тем самым, пытаясь развеять мифы о божественной природе огня в храме Гроба Господня:

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.

Но ведь возгорались и другие свечи, которые страстные скептики приносили с собой в храм.

  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.

Божественный огонь не жжёт спустя время.

  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:

«…вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Огонь обладает ярким светом и блестящим сиянием».

  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Но почему именно здесь и в данное время? Неубедительно!

  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.

Возможно данный факт способствует явлению.

  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.

Научный эксперимент, подтверждающий божественную суть Огня

Профессор Павел Флоренский в 2008 году выполнил замеры и зафиксировал три вспышки-разряда, сродни тем, что случаются во время грозы и тем самым подтвердил особую атмосферу во время появления Огня, то есть попросту его Божественное происхождение.

Буквально год назад, в 2016 году российскому физику, сотруднику РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось пронести с собой в храм на церемонию схождения Благодатного огня аппаратуру и сделать замеры электромагнитного поля внутри помещения. Вот что говорит сам физик:

– За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза.
– Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить.
По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога?
– Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного чуда. Другого слова не подберешь.

Думаю, есть и иные попытки объяснить таинство явления схождения благодатного огня. Но удастся ли замысел Бога втиснуть в математические формулы – это вопрос.

Проанализировав выше перечисленные факты каждый для себя решит: Чудо-таинство или рукотворный процесс с участием людей есть Благодатный Огонь. Истинность веры в доказательствах не нуждается! Для других же чудес не существует и всё происходящее вокруг нас должно быть подчинено законам науки.

Благодатный огонь из Иерусалима

Накануне Пасхи, в Великую субботу, в Иерусалиме в храме Воскресения Господня сходит Благодатный огонь.
Благодатный огонь, или Святой Свет (по-гречески ???? ???) — особый огонь, сходящий на Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме при ежегодном богослужении в Великую субботу. Появление Благодатного Огня — зримое свидетельство Воскресения Иисуса Христа.

Гроб Господень
Тело Иисуса Христа было погребено в пещере, вырубленной в скале недалеко от места Распятия. В IV веке на этом месте был воздвигнут Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Внутри огромного храма Воскресения над местом погребения Спасителя построена особая часовня — Кувуклия (по-гречески — ложница, царская опочивальня). В ней два крошечных помещения: у входа — придел Ангела с частью камня, который некогда закрывал вход, и сама пещера Гроба Господня, очень тесная, с покрытым мраморной плитой ложем.

Благодатный Огонь
Свидетели схождения Благодатного Огня утверждают, что в первые минуты после появления его пламя не обжигает.
Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр: узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет. Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнём.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.
Еще в IV веке о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова писали Евсевий Памфил, Григорий Нисский, Сильвия Аквитанская.
Об этом чуде свидетельствуют латинский паломник Бернард Монах (867), митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (начало X века), клирик Никита (947), игумен Даниил Паломник (начало XII века), арабский историк Аль-Масуди (X век), Радульф (1048), Фульхерий Шартрский (1101). Для средневековых описаний характерен рассказ, как зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма. Более позднее сообщение о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо», принадлежит иеродиакону Сергиевской лавры Зосиме (1420).

Схождение Благодатного огня
Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню в Иерусалиме с вечера Великой Пятницы. Храм и прилегающая площадь заполняет 70-тысячной толпа.
К десяти часам утра Великой Субботы тушат все свечи и лампады во всем огромном комплексе Храма Гроба Господня. На ложе Спасителя ставят наполненную маслом лампаду без огня; по всему ложу раскладывают кусочки ваты, а по краю прокладывают ленту. После этого полиция убеждается в отсутствии в кувуклии источников огня, и ключник мусульманин закрывает и запечатывает особой печатью, называемой кустодия.
Пространство Храма пронизывают световые всполохи — вспышки голубоватого света.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь: молодые люди сидят на плечах друг у друга как наездники и просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал им Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — кричат они.
В половине второго звонит колокол и духовенство (иерархи празднующих Пасху конфессий) идет крестным ходом по всему храму и троекратно обходит Кувуклию. Последними идут православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) и армянский Патриарх со свитой.
После крестного хода с Патриарха Иерусалимского снимают праздничные ризы, и в одном подризнике он заходит в Кувуклию, с которой снимают печати. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, неся незажженные свечи для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.

Как только Патриарх и архиерей входят в кувуклию, двери ее закрывают; армянский архиерей остается в приделе Ангела, а патриарх проходит к ложу Спасителя и молит Господа о ниспослании Благодатного огня.
Похожий на россыпь сияющей росы огонь является каменной плите на ложе Спасителя.

При этом свечи или лампады на нём загораются сами. Это видят только Иерусалимский Патриарх и армянский священник.
Есть свидетельства очевидцев о возгорании фитилей лампад около Кувуклии, столпе света, появляющегося из купола храма, вспышках света.
Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по российскому телевидению и по интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.
Что означает Благодатный огонь?
Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца мира.
Одно из пророчеств Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

Нравится Благодатный огонь из Иерусалима?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *