Благочинный

Благочинный

Благочинный

— административно-судебное должностное лицо православного духовенства. По примеру периодевтов (см. это сл.) древней вселенской церкви, в первой половине прошлого столетия у нас учреждена была при епархиальном управлении должность благочинного, заменившая собою прежних десятинников и поповских старост. Уже в Духовном Регламенте (1719) вменялось в обязанность епископу в видах тщательного и усиленного надзора учинить заказ по всем городам, чтобы «протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, то есть относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, то есть противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел». Именным же высочайшим указом дек. 1797 г., изъясненным в указе Святейшего cинода от 24 марта1799 г., повелено: для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, преосвященным определять из настоятелей же над монастырями Б.

Таким образом благочинные бывают двух родов: Б. над монастырями и Б. над епархиальными церквами и их причтами. И те и другие назначаются по усмотрению епархиального архиерея из кандидатов, представляемых консисториею: — первые из монастырских настоятелей, причем надзор за женскими монастырями может быть поручен Б. мужских монастырей, а если есть удобство, может быть избрана и поставлена «смотрительница благочиния» из игумений или из старших сестер монастыря, где он один; над ставропигиальными же монастырями в Москве, а также над Воскресенским, Новый Иерусалим именуемым, и ростовским Яковлевым монастырями смотрение благочиния должно б. поручаемо тому настоятелю, который бывает членом Московской конторы Святейшего cинода; вторые же из священников и протоиереев местных церквей, причем Б. первого округа обыкновенно назначается настоятель уездного собора. Смотрению благочинного над причтами поручается от 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ, и если в округе находится более 15 приходов, то Б. может быть придан помощник; над монастырями же определяется в епархии один или несколько Б., смотря по числу и расстоянию монастырей в епархии. Права и обязанности благочинного того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом.

Обязанности Б. над церквами весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:

1) Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквами и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию».

2) Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.

3) Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа; так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и пр.

4) Б. принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

Б-ым над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора Б. над монастырями суть: Богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя — благочинного и двух его помощников. Последние избираются по баллотировке всем духовенством округа — окружным съездом и утверждаются епархиальным начальством. Этому совету предоставляется: разбирать такого же рода спорные дела и жалобы между духовенством, которые, как выше указано, предоставлены ведению Б., налагать на виновных штраф, аттестовать служащих духовных лиц в послужных списках, ходатайствовать о представлении их к наградам и давать отзывы о делах, рассмотрение которых епархиальное начальство найдет нужным поручить совету. Постановлениям своим благочинный совет ведет особый журнал.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Благочинный, в православной церкви, священник, имеющий надзор над группой церквей.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Благочи́ние (или благочи́ннический округ) — административное подразделение епархии, объединяющая группу приходов

История в Русской Церкви c XVIII века

В Духовном Регламенте1719 года архиереям Русской Церкви вменялось для более тщательного и усиленного наздора распорядиться чтобы:

«протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел.»

Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъясненным в указе Святейшего Синода от 24 марта 1799 года было повелено для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, владыкам определять из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии.

Таким образом с начала XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний: 1) по территориальному признаку, объединяя приходы в непосредственной близости друг от друга; и 2) монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии. К началу XX века в Русской Церкви приходское благочиние включало 10-30 окресных церквей, в зависимости от количества монастырей монастырских благочиний могло быть несколько. Если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. В случае надзора за женскими обителями могла быть назначаема «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестер монастыря если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В XX веке в Русской Церкви появились также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния в зарубежье. Попечение о них может вверяться какому-либо архиерею, но эти благочиния находятся в непосредственном ведении патриарха, без включения в состав епархии. Таковыми были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.

Ныне в Русской Церкви благочинного назначает правящий архиерей из настоятелей.

Благочинный является всесторонним наблюдателем за жизнью ввереного ему округа; связующим звеном между епархиальным правлением и клиром благочиния; советником, а в делах не требующих обращения к архииерею, — также и судьей для ввереного ему духовенства. По указанию архиерея может проводить приходские и окружные собрания. В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя — благочинного и двух его помощников.

>Слово благочинный

Слово благочинный английскими буквами(транслитом) — blagochinnyi

Слово благочинный состоит из 11 букв: а б г и й л н н о ч ы

Значения слова благочинный. Что такое благочинный?

Благочинный

Благочинный — в православной церкви специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии.

ru.wikipedia.org

Благочинный – должностное лицо из православного духовенства, призванное наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря (благочинный в монастыре) или церквами и их причтами (благочинии). «БЛАГОЧИННЫЙ.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

БЛАГОЧИННЫЙ — адм. должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на к-рые разделены епархии; существуют также Б. мон-рей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии.

Православная энциклопедия

Благочиние

БЛАГОЧИННИЧЕСКИЙ ОКРУГ — часть территории епархии во главе с благочинным. В России до сер. XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники, заказчики, десятильники…

Православная энциклопедия

Благочиние – церковный округ, представляющий собой часть епархии и состоящий из нескольких приходов. Возглавляется благочинным. Устав Русской Православной Церкви Благочиния. Церковное право прот. В.А.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

БЛАГОЧИНИЕ (Благочиннический округ) — в Русской православной церкви — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.

Энциклопедия «История отечества».

— 1997

Русский язык

Благочи́н/н/ый.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Благочи́нный ², -ого (церк.).

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова благочинный

Приветственное слово сказал благочинный Череповецкого округа иерей Александр Краев.

Благословил юношей на хорошую службу и благополучное возвращение домой и благочинный Читинского округа отец Димитрий.

22 мая в Богоявленском соборе на Божественной литургии, которую возглавил настоятель собора, благочинный Орловского округа, протоиерей Александр Прищепа, чтили память святителя Николая.

Благочинный церквей Мурманского округа, протоиерей Андрей Амелин сказал: «Мне хотелось бы пожелать нашим горожанам духовного осмысления этого праздника и, конечно, здравия, благополучия во всем, счастья».

В торжественной церемонии открытия турнира приняли участие глава администрации Балахнинского муниципального района Дмитрий Скоробогатов, благочинный Балахнинского округа священник Михаил Минюхин, и.о.

Её в местном храме Введения Пресвятой Богородицы отслужил в память о святых братьях благочинный Первого Елецкого благочиния, настоятель Вознесенского храма города Ельца, протоиерей Василий Романов.

Благочи́ние (или благочи́ннический округ) — административное подразделение епархии, объединяющая группу приходов

История

Учреждение округов в составе епархии, вверенных особым надзирателям, которые подчинены епископам, известно с древности. Такие надзиратели в древности были известны как хорепископы и периодевты, позднее на Руси десятинники и поповские старосты, а с первой половины XVIII века — благочинные.

Ранее благочиннические округа именовались также сорока́ми — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков».

Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъяснённым в указе Святейшего Синода от 24 марта 1799 года, для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, епископам определено назначать из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии. Таким образом, к началу XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний:

  • объединяющие приходы, расположенные в непосредственной близости друг от друга, по территориальному признаку
  • монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии.

К началу XX века приходское благочиние обычно включало 10-30 окрестных церквей, причём, если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. Монастырских благочиний в епархии могло быть несколько, в зависимости от количества монастырей. В случае надзора за женскими обителями могла назначаться «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестёр монастыря, если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В XX веке в Русской Церкви существовали также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния за рубежом. Попечение о них вверялось какому-либо архиерею, но эти благочиния находились в непосредственном ведении Патриарха, без включения в состав епархии. В частности, это были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.

С распространением Русской церкви в XX веке в другие страны Европы, православные благочиния стали там называться деканатами, а их надзиратели — деканами (дословно с латинского — «десятниками», как и в России ранее).

В монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря.

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь {отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам.

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини).

В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре.

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («Отец наместник, благословите») или с употреблением имени («Отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил». К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)». К духовнику обращаются с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят, «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре.

Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому если говорят. «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т. п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

О монастырских правилах.

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.

Поскольку этот материал предназначен для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.

• Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

• Из монастыря без благословения выходить нельзя.

• Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).

• Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови».

• Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

• Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».

• Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

• При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

• Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.

• К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

• Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Как вести себя на приеме у епископа

Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.

Обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благосяовите»). «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже – Владыка; например: «Владыка Варфоломей благословил вам…».

Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.

В официальном обращении употребляются иные выражения.

Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: «Его Преосвященство рукоположил во диакона…».

Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. Если вы захотите вступить в разговор с незнакомым вам архиереем и вам неизвестно, на какой иерархической ступени он находится, – обратите внимание на головной убор архиерея: в современной Русской Право-славной Церкви архиепископ, в отличие от епископа, носит на клобуке или скуфие небольшой четырехконечный крестик из прозрачных ограненных камней; кроме того, у митрополита, в отличие от епископа и архиепископа, клобук белого цвета. Вообще же отличительная особенность архиерея – ношение им поверх священных одежд круглой панагии с изображением Спасителя или Божией Матери. В третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…».

Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: «Его Святейшество посетил… епархию».

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письмо можно начать словами: «Владыко благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите».

При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству

Преосвященнейшему (имя),

Епископу (название епархии),

Прошение.

***

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвященнейшему (имя),

архиепископу (митрополиту),

(название епархии),

Прошение.

***

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству

Святейшему Патриарху Московскому и всея

Руси Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства…».

Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут: «Смиренный послушник Вашего Преосвященства…».

Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля 1999 г. по Р. X. (Рождестве Христове). Прп. Сергия Радонежского.

Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме.

Входя в кабинет епископа, творят молитву. «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от, чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).

В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.

Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).

Разговор епископа скем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики.

В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

В дни скорби.

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему.

Различают глубокий траур и обыкновенный траур.

Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.

Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: «Мамочка, я ложусь спать, благослови меня». И мать, перекрестив дитя, говорит: «Ангела хранителя тебе на сон». Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) – на всех путях его хранит родительское благословение.

Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи, Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.

* * *

Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.

Игумен Аристарх (Лохапов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *