Беседы с подростками

Беседы с подростками

Особенности общения старшеклассников.

Общение пронизывает все сферы жизнедеятельности старшеклассника. Возможность удовлетворения потребности в общении является источником уверенности в успешности деятельности, будущей семейной жизни, источником радостных эмоциональных ожиданий по отношению к личностно и социально значимым сферам будущего.

Общение способствует накоплению индивидуального и социального опыта. Именно в контактах юноши и девушки получают основную часть информации, усваивают нормы и образцы поведения, приобретают опыт реагирования в разнообразных социальных ситуациях.

Общение существенным образом влияет на основное новообразование юношеского возраста — становление самосознания. Осознание себя, своего “образа я” происходит через общение с другими людьми и проявляется в нем. У старших школьников самосознание достигает качественно нового уровня своего развития. Происходит “открытие” собственного внутреннего мира, повышается значимость системы собственных ценностей, что проявляется в перерастании самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе — самопринятие.

Многие исследователи считают, что в отличие от подростка, обладающего излишней самокритичностью, юноша более терпимо относится к себе, в том числе к своим неудачам, восприятие себя и других людей становится более дифференцированным, а не полярным, бело-черным, как у подростка. В юношеском возрасте повышается объективность и независимость самооценки, глубже и тоньше понимая свой внутренний мир, старшеклассники менее категорично судят и о других.

Юношеский возраст характеризуется возросшей способностью анализировать и объяснять поведение человека. Объектом наблюдения становятся не только другие люди, но и собственные чувства и переживания (в том числе по поводу общения с другими людьми). Старшеклассник находит все больше отличий между собой и “усредненным сверстником”. В юношеском общении отмечаются две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущая индивидуализация, с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него (от 3—4 часов в будни, до 7—9 часов в выходные дни), в расширении круга общения, которое включает не только одноклассников, но и массу других людей, в расширении географии общения и, наконец, в постоянной готовности юношей и девушек к контактам.

Тенденция к индивидуализации отношений проявляется в избирательности дружбы, возросших требований к общению в паре, а 124

также в сочетании общительности с периодами уединения. Можно допустить, что в стремлении к общению находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новых ролях, а в избирательности — потребность в понимании и “подтверждении» себя со стороны значимого другого.

От подросткового к юношескому возрасту стремительно растут потребность в понимании, эмоциональном сочувствии, сопереживании, принятии взглядов и самого’-тебя в целом. У большинства людей переход к юношескому возрасту сопровождается улучшением коммуникативности. Но она часто бывает эгоистической, что порождает своеобразную “псевдоинтимность”, когда при внешней близости собеседники фактически не слышат друг друга. Таким образом, улучшение коммуникативности в юношеском возрасте не всегда означает повышение компетентности в общении, т. е. владения техникой общения, умения понять себя и партнера, разобраться в ситуации общения. Старшеклассники сталкиваются со многими трудностями в мелшичностных контактах, причины которых коренятся как раз в невладении средствами общения, неумении установить контакт и наладить взаимодействие, слабой ориентировке в самом себе, в собеседниках, в ситуации в целом. В старшем школьном возрасте наблюдается самый высокий уровень тревожности во всех сферах общения, особенно со взрослыми и лицами противоположного пола. Многие психологи считают, что трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности, поэтому общению надо учить именно в школьные годы.

К настоящему времени разработаны некоторые программы совершенствования общения старшеклассников, которые носят сугубо психологический характер. Педагогика только подходит к этому рубежу, и поэтому можно считать, что обществоведческий курс в средней школе одной из своих задач имеет оказание помощи в развитии коммуникативных умений, углублении познания другого человека, обогащении содержания общения. Восполняется, пусть далее частично, один из существенных пробелов школьной программы, касающийся сферы общения и межличностных отношений.

В отличие от основной школы, изучение вопросов общения в 10 — 11 классах происходит на качественно ином уровне. Оно связано с вопросами самопознания, личностной рефлексии, философскими и мировоззренческими проблемами. Отметим в этой связи следующий немаловажный для учителя факт. Нельзя говорить о проблемах общения, оставляя без внимания собственно педагогическое общение на уроках по обществознанию. Оно в определенной степени задает

Второй путь — “зеркальный” первому, с низким принятием общесоциальных норм и правил — характеризуется меньшей конфликтностью процесса социализации. Условно подобная позиция может быть выражена следующим образом: “Я не считаю для себя необходимым придерживаться каких-либо общих норм, я достаточно успешен и удовлетворен, как складывается моя жизнь; этот мир представляется мне достаточно стабильным и в будущем у меня тоже все будет хорошо; если что-то изменится, я вряд ли смогу к этому приспособиться”. Таким образом, нынешнее благополучие не обеспечивает вполне благоприятных перспектив и жизненных планов.

Было бы опрометчиво давать оценки названным типам ценностно-нормативной социализации, немаловажен уже сам факт знания о них. Но, безусловно, данные тенденции следует учитывать при непосредственной работе со школьниками в обществоведческом курсе, так как потребности у них различны.

Говоря об особенностях социализации юношества, нельзя не затронуть таких частных направлений этого процесса, как политическая и экономическая социализация.

По данным, опубликованным по результатам исследований, школа занимает важнейшее место в общем процессе политической социализации, однако играет весьма скромную роль в выборе конкретной политической ориентации молодого поколения.

На этот выбор оказывает влияние прежде всего семья и позиция ближайшего социального окружения. Школа, однако, имеет важное значение в формировании общих политических представлений (в плане теоретической подготовки), играет центральную роль в становлении доверия к политическим институтам общества, в принятии такой политической модели, как демократия, и в понимании роли гражданина. В соответствии с этим и строится курс “Человек и общество”.

Актуальность проблемы экономического образования в школе определяется современным состоянием общества и его экономической сферы, в частности. Переход нашей страны к рынку требует перестройки имеющихся и формирования новых экономических представлений. Ясно, что заниматься формированием экономических представлений нужно с самого детства. Однако в нашей стране исследований в области экономического образования детей и даже старшеклассников почти не проводилось, поэтому рассмотрим западный опыт.

Речь идет об исследованиях процесса так называемой экономической социализации. Как свидетельствуют научные данные, первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег. Следовательно, чтобы ребенок, став взрослым, мог хорошо разбираться в экономике и даже имел воз- 122 можность заниматься предпринимательской деятельностью, ему обязательно нужно усвоить роль и природу денег. Многие авторы считают, что именно личный опыт обращения с деньгами, а не возраст, интеллект, социально-экономические условия жизни семьи, играет главную роль в развитии экономических представлений детей. На этой основе даются, трудно пока воспринимаемые нашим сознанием, рекомендации родителям выделять деньги на карманные расходы, причем делать это регулярно в заранее отведенный день (для младших подростков — 1 раз в неделю, для старших — 1 раз в месяц), с тем чтобы побудить их к более тщательному планированию своих трат.

Другие исследования показывают, что экономические представления находятся в тесной связи с уровнем интеллектуального (Ж. Пиаже) и морального (Л. Кольберг) развития детей и их формирование подчиняется “стадиальному” закону, т. е. происходит поэтапно в соответствии с периодами интеллектуального и морального развития. Вероятнее всего, что для успешной экономической социализации важны как достигнутый уровень развития, так и личный опыт экономических отношений. И то и другое следует учитывать в случае экономического образования, в частности, в обществоведческом курсе. Следует подчеркнуть, что он рассчитан на общеобразовательную школу, а не на специальную экономическую подготовку, и, следовательно, содержит общие сведения, экономические знания и умения, необходимые каждому человеку в его жизни.

Представляется небезынтересным кратко ознакомиться с программой исследования экономических представлений детей “Наша экономика: как она работает”, поскольку тематика этой программы отчасти задает направления экономического образования в школе. Ее назначение — измерять у старшеклассников установки и ценности ориентации, касающиеся различных вопросов экономики. В частности: общие представления об экономике, роль бизнеса в экономике, роль человека в экономике, роль правительства в обеспечении благосостояния общества, роль правительства в установлении цен, роль профсоюзов в экономике, понятие справедливости в экономике, удовлетворенность положением дел в экономике.

Целесообразно учитывать опыт зарубежных коллег при формировании содержания и определении методов экономического образования старшеклассников, хотя при этом никак нельзя забывать и о национальной специфике. Она выражается и в особенностях функционирования экономики, и в особенностях представлений о ней. Все это приходится учитывать и учителю, работающему со старшеклассниками.

вались как честолюбивые, компетентные, предприимчивые, конкурентные, независимые, самоуверенные. Нетрудно увидеть, что эти два образа совпадают с традиционными полоролевыми стереотипами: самоописания русских — со стереотипом женственности, описание ими же американцев — со стереотипом мужественности. Этот факт отражает неравноправные отношения между социальными группами (в данном случае — нациями). Российские подростки намеренно выбрали для себя перспективу подчиненной социальной группы, что позволило авторам отнести обнаруженный феномен к разряду иллюстрирующих кризис идентичности. Русские вообще и русские подростки, в частности, должны пережить тяжелый период трансформации, чтобы создать новую позитивную социальную идентичность, основанную на демократических ценностях.

В определенной мере решению этой задачи призвано способствовать и обществоведческое образование. В его содержании выделяют инвариантный и вариативный компоненты. Если первый обеспечивает единство культурного развития молодого поколения в условиях многообразия школы, включает в себя фундаментальные положения общественных наук, важнейшие понятия, идеи, законы, то второй компонент отвечает учету национальных, местных социокультурных особенностей и традиций, личных интересов и способностей детей. Представляется, что прямо или косвенно национальный компонент способствует формированию национального самосознания подрастающего поколения. Этот момент важно подчеркнуть, так как традиционно в педагогике акцент делался на интернациональное воспитание, сотрудничество и дружбу между народами. Не умаляя значимости идей сотрудничества и взаимопонимания между народами, отметим еще раз особую важность формирования адекватного национального самосознания, позитивной национальной идентичности (эта задача важна на данном этапе именно для русской нации), которые являются основой для подлинного взаимопонимания.

Особенности социализации современного юношества в условиях переходного периода.Вопрос об особенностях протекания периода отрочества в условиях динамично меняющегося общества был поставлен нами в предыдущем разделе. Современная ситуация оказывает значительное влияние на решение как возрастных, так и личностных задач юношества, социализацию молодого поколения. Данный факт, важный для построения любого педагогического воздействия, становится особенно актуальным применительно к обществоведческому образованию.

При всем многообразии трактовок социализация обычно понимается как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, социальных норм и пра- 120

вил путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, изменения собственных ценностных ориентаций и “образа я”.

Одной из основных возрастных задач отрочества, во многом определяющей ход и характер процесса социализации, является освоение подростком и юношей системы социальных норм и формирование на этой основе собственных ценностей. В условиях социальной нестабильности и кризиса общества в целом эта задача определенным образом видоизменяется. Социальные нормы и ценности не образуют четкой структуры, в итоге современные юноши и девушки оказываются не только на традиционном возрастном “перекрестке” социальных выборов, но и, образно говоря, в ситуации, когда установленные на этом перекрестке “светофоры» дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе.

Помимо выбора ценностей и формирования системы ценностных ориентаций затруднена и другая задача ранней юности — формирование жизненного плана, так как в настоящих условиях она требует учета направления изменений социальной реальности (которое бывает трудно предугадать даже сведущим людям), а также высокой личной толерантности и неопределенности.

В исследованиях, проведенных в Центре социологии образования Российской Академии образования, осуществлена попытка изучить особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте. На основании проведения исследований выделены два основных типа этой социализации.

Первый тип — молодые люди с сильной ориентацией на общие социокультурные нормы, что, как выяснилось, ведет к актуализации многих (как внешних, так и внутренних) конфликтов. Чем более ориентированы подростки на существующие нормы социального поведения, тем более они склонны к оценке этих норм как размытых и неопределенных и воспринимают социальную ситуацию как нестабильную. Последствия этой нестабильности общества они рассматривают как “плохие для себя, но хорошие для других людей”. При этом подростки, ориентированные на социальные нормы, высоко оценивают возможности своей адаптации к нестабильному миру. Таким образом, ориентируя старшеклассников на общие социокультурные нормы, мы порождаем некоторые затруднения в социальнопсихологической адаптации, а также противоречия в самооценке. Представляется, что это есть путь исканий собственного “я” и своего пути в жизни, путь ошибок, раздумий, новых поисков. Все это и придает осмысленность жизни, которую явно чувствуют старшеклассники, относящиеся к данному типу социализации. (индуктивный путь) или от общей, целостной характеристики изучаемого – к частным явлениям (дедуктивный путь). В любом варианте лекцию характеризует логическая стройность, последовательность, убедительность выводов и их оснований, четкое членение на отдельные завершительные части. Длительное время существовало мнение о том, что лекция предполагает пассивную деятельность учащихся. Практика показывает, что правильно построенная лекция всегда будит мысль ученика , учит думать. На первый взгляд, это достигается постановкой перед учащимися вопросов, познавательных заданий. И действительно, школьную лекцию, как показывает опыт, может передавать знание , организующее познавательную деятельность учащихся (например, вести запись лекции в виде развернутого плана или тезисов, сделать обобщающие выводы по определенной теме и т.п.). Но главным фактором, активизирующим познавательную деятельность является сам стиль чтения лекции: если учитель не декларирует готовые истины, а ведет к ним ученика, прибегая к рассуждению, развернутому обоснованию выводов, лекция побуждает учащихся следить за его мыслью, думать над поставленными вопросами, способствует развитию научно-теоретического мышления школьников. Эти черты наиболее присущи проблемной лекции. Главная её особенность — демонстрация учащимся процесса решения научной проблемы. Учитель создает проблемную ситуацию, выдвигает и подвергает критическому анализу различные гипотезы, показывает способы исследования, выдвигает необходимые аргументы. Учащиеся получают здесь своего рода образец решения проблемной задачи. Деятельность ученика на лекции требует устойчивого внимания, сложных умений. Поэтому лекция — это форма урока, используемая, как правило, лишь в 10-11 классах.

Рекомендуемые страницы:

Беседа о культуре поведения для начальной школы

Цель: помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

— Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее.

Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель. Как только не называют наш век — атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино…

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке… Контакт — это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно — найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

— Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри?

(Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

— Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

— Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

— вежливость;

— хорошие манеры;

— культура речи;

— гостеприимство;

— осанка;

— походка;

— умение одеваться со вкусом;

— чувство юмора;

— знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, — ответил мудрец. — Я избегал делать то, что делали они».

— Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

— Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.

Т. В. Кочетова

Ход беседы

Основная часть.
Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка — это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни — это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем — привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка”)

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

— соблюдать режим дня,

— делать зарядку по утрам,

— мыть руки перед едой,

— убирать за собой все вещи на место,

— чистить каждый день зубы

— правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

  1. Алкоголизм
  2. Наркомания
  3. Курение
  4. Игровая зависимость или лудомания
  5. Телевизионная зависимость
  6. Интернет-зависимость
  7. Привычка грызть ногти
  8. Техномания
  9. Привычка грызть карандаш или ручку
  10. Привычка сплёвывать на пол
  11. Употребление нецензурных выражений
  12. Злоупотребление “словами-паразитами”
  13. Привычка завидовать другим
  14. Недооценивать себя
  15. Привычка кому-то подражать
  16. Привычка опаздывать
  17. Крайняя болтливость
  18. Лень и неряшливость

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

— Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости.

Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками — дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

— Замотивировать себя

— Самому самоорганизовать себя

— Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

— либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,

— чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело — отучать посторонних людей, другое — близких, при этом отучать своих детей — другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

  1. Заниматься спортом
  2. Дышать свежим воздухом
  3. Спать достаточно
  4. Чаще улыбаться
  5. Любить жизнь
  6. Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
  7. Пить воду, молоко, соки, чай
  8. Как можно больше ходить
  9. Помогать окружающим
  10. Сидеть дома
  11. Играть на компьютере
  12. Употреблять алкоголь, наркотики
  13. Смотреть часами телевизор
  14. Быть раздражительным
  15. Унывать, сердиться, обижаться
  16. Переедать
  17. Курить
  18. Поздно ложиться и вставать

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие — на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

Подведение итогов.

Авторы лучших работ, рисунков, активные участники занятия отмечаются поощрительными призами.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Как избавиться от вредных привычек:

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе «пастуха»)

Отучать других

либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,

чтобы он что-то не делал рядом с вами.

3. Анализ конкретных ситуаций.

Ситуация 1

Подросток вместе с родителями в гостях у родственников. Дядя настойчиво предлагает племяннику пригубить вино.

Продемонстрируйте и обоснуйте ваши действия.

С и т у а ц и я 2

Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал и сказал…

— Что сказал Миша?

Ситуация 3

Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошел приятель и показал спрятанное под куртку горлышко бутылки. «Нет!» — сказал Андрей…

Этого ответа достаточно, чтобы к вам больше не приставали с подобными просьбами? Проиграйте, что вы еще предпримете.

4. Заключение.

Классный руководитель. Здоровье является самым ценным для каждого человека. В настоящее время существует наука о здоровье — валеология, которая не только пропагандиру­ет здоровый образ жизни, но и помогает сохранить и укрепить здоровье человека.

Скачать публикацию

Для юношей) (из книги «Беседы с подростками о них самих» А. Г. Грецова и Е. Г. Поповой)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 станицы Крыловской
муниципального образования Ленинградский район
Методические материалы для работы с учащимися
» О занятиях спортом»
(для юношей)
(из книги «Беседы с подростками о них самих» А.Г.Грецова и Е.Г. Поповой)
2009 год
«Понятие наркозависимости»
Известно, что лошади живут тридцать лет, ворон — сто лет, отдельные особи щуки и крокодилов — триста лет, а обитающая в Новой Зеландии в гнездах буревестника ящерица туатара — четыре столетия. Деревья живут еще дольше: секвойи — две тысячи лет, смоковнице, растущей в Гефсиманском саду в Иерусалиме, около трех тысяч лет, баобабу на острове Тенериф пять тысячелетий. Справедливо ли, что «царь природы» — человек — умирает так рано?
Люди могут и должны жить дольше! Как недавно сообщалось в печати, в Иране, в Келючи проживал некто Сайд — Али. Ему было 195 лет, а он еще работал без очков. В то же время в Боливии жила Макаранже, трудоспособная в свои 203 года. Известны и другие поразительные примеры. Француз Пьер де’ Фурнель женился в третий раз в 120 лет. Он имел трех сыновей, рожденных в разных — в XYII, XYIII и XIX — веках. Джон и Сара Ровель (Венгрия) скончались в 1925 году, когда ему было 172 года, а ей -164. Их сыну в то время исполнилось 116 лет. 95 — летняя турчанка Фатима Эдингер в 1964 году родила двойню от 127 — летнего мужа. Западную (боле высокую) вершину Эльбруса впервые покорил болгарский горец Ахия Соттаев, когда ему было 86 лет, а всего он прожил 130.
Говорят, что истинный возраст жизни человека определяет не метрика, не паспортный возраст, а состояние его кровеносных сосудов. Можно одряхлеть и скиснуть в тридцать и быть вполне работоспособным и в сто лет. Сосудов в организме очень много: ими можно опоясать земной шар в два с половиной раза. Эти реки жизни пронизывают все наше тело. Через тончайшие их стенки непрестанно идет обмен веществ. Если сосуды расширены, человеку «износа» нет, если сосуды сужены — шансов на долголетие мало. Какие же есть у человека враги, которые резко сужают сосуды и тем сокращают сроки жизни?
Первый враг — табак. Курение — главный этиологический фактор множества тяжелых и смертельных заболеваний, как среди мужчин, так и женщин курильщиков. Доказано, что курение играет большую роль в развитии многих заболеваний, основными из которых являются: ишемическая болезнь сердца, рак легких, хронический бронхит и т.д. Кроме этих болезней, часто вызывающих смерть, курение приводит к стойкой нетрудоспособности, в результате болезней сердца, сосудов и органов, расположенных в клетке. Последствия курения вредны, но появляются они через много лет, поэтому связь с этой вредной привычкой не является очевидной.
У курильщиков постепенно формируется так называемый никотиновый синдром. В нем много общего с алкогольным и наркоманическим опьянением. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.
Итак, если вы выкуриваете в день пачку сигарет (20 штук), то это значит, что сократила вам жизнь на 5 часов. В месяц — это сокращение доходит до 150 часов жизни вами прокурена. В год — 12 недель ушло в «небытие», т.е. отнято у вашей жизни три месяца. Курите четыре года — отняли у жизни один год, курите 20 лет — отняли 5 лет, курите 40 лет — сократили свою жизнь на 10 лет. Вот и получается в среднем: заядлый курильщик не доживает до средней продолжительности 10-15 лет. Это статистический результат. И так, пусть задумаются те, кто берет в рот сигарету в 15 лет. Он мог бы прожить до 75 лет, но с большей степенью вероятности он уйдет из жизни в 55 — 65 лет. Вот что дают 15 минут, сокращающих жизнь от одной сигареты (цифры соответствуют статистическим данным о смертности на базе курения).
Второй враг — алкоголь. Правда, его малые дозы расширяют вначале сосуды. Выпили рюмку водки — сосуды расширились, выпили вторую, сосуды еще больше расширились. Но как потянулись за третьей, наступает парадоксальная реакция: сосуды уже не расширяются, а наоборот — резко сужаются.
Вторая опасность алкоголя в том, что он выделяется из организма через легкие. А легкие под его влиянием работают хуже обычного: нарушается газообмен — в организме скапливается излишняя углекислота и ощущается нехватка кислорода. Это всё ослабляет организм и ведет к его форсированному увяданию, часто — туберкулезу.
Третья опасность — пожалуй, самая коварная — в привыкании к алкоголю. Дозы растут, жизнь — сокращается.
Алкоголь дезорганизует психический мир личности, приводит к её деградации. У злоупотребляющих алкоголем наблюдается ухудшение памяти, стремление использовать в работе лишь старый запас знаний, остановка профессионального роста, обеднение духовной жизни.

У некоторых лиц, злоупотребляющих алкоголем, нервно-психическая деятельность нарушается настолько, что может появиться алкогольный психоз, наиболее распространенной формой, которого является «белая горячка». Чтобы понять, почему так происходит, мы должны проследить действие алкоголя на организм человека. Известно, что принятая доза алкоголя поступает в кровь, исследованиями с помощью меченых атомов доказано, что алкоголь в крови сравнительно недолго. Зато он накапливается в клетках центральной нервной системы, что обуславливает поведение пьяного человека. Кроме этого, алкоголь концентрируется в клетках печени и сердца. В этих же органах на срок от 13 до 15 дней задерживаются остатки его обмена. Повторные выпивки задерживают алкоголь на еще больший срок. Следовательно, если человек позволяет себе выпить хотя бы два раза в неделю, то в его важнейших органах постоянно сохраняется некоторое количество алкоголя. Врачи считают, что при частом употреблении спиртных напитков алкоголь включается в тканевой обмен, становится его постоянным участником, особенно в мозговой ткани, поэтому, по их мнению, у человека, часто употребляющего спиртное, развивается болезненное пристрастие к выпивкам, то есть он заболевает хроническим алкоголизмом.
Алкоголизм — хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления алкогольными напитками с патологическим влечением к ним, обусловленной психической или физической зависимостью. Первыми признаками хронического алкоголизма являются сильное влечение к алкоголю, резкое увеличение выносливости к спиртным напиткам и появления синдрома похмелья. Похмельный синдром является признаком физической зависимости к алкоголю. В дальнейшем, при тяжелых степенях алкоголизма, люди начинают пьянеть уже от сравнительно небольших доз спиртного. В пьяном виде люди возбуждены, ищут повод к ссоре, цинично ругаются, склонны к агрессивным поступкам. У некоторых лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, пьянство может принимать запойный характер. Запои длятся от нескольких дней до нескольких месяцев, и даже лет.
Люди, длительное время употребляющие спиртные напитки, хронические алкоголики, — постепенно теряют интерес к труду, они быстро утомляются и не могут осваивать новое, а поэтому утрачивают способность к творческой деятельности. Кроме этого резко суживается круг их интересов. Все их помыслы устремлены только на удовлетворение своей страсти к алкоголю. Другие интересы и заботы уходят на задний план. Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции.
При химических аддикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека разрушается быстрее, и в это ураганное разрушение вовлекаются близкие ему люди.
Третий враг — наркотики. Наркотики — это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
По самым приблизительным оценкам специалистов, от 3 до 4 процентов жителей планеты употребляют наркотики. По экспертным оценкам в нашей стране насчитывается около 6 миллионов лиц, имеющих опыт употребления наркотиков. Около 1 млн. человек заражены СПИДом и более 1 млн. человек являются носителями гепатита «С».
По оценкам Организации объединенных наций страна, в которой семь процентов населения употребляет наркотики — обречена. У нее нет будущего. По оценкам российских спецслужб — через пять лет, Россия станет такой страной.
Как свидетельствует практика, излечиваются от наркомании 1 – 2 человека из 100 наркозависимых. В жизни остальных 98 – 99% прошедших лечение наркоманов наркотики рано или поздно появляются вновь. Поэтому не стоит строить иллюзий о возможности эффективного лечения и реабилитации наркоманов. Неумолима статистика: из имеющихся данных можно сделать неутешительные выводы о том, что данная проблема не уменьшается и ее масштабы принимают катастрофический характер
Быть счастливым просто. Быть сильным просто. Быть — это просто. Никто не скажет вам: «В 23 года я умру от передозировки», «В 16 я заражусь СПИДом через иглу», «Мои родители сойдут с ума от горя, похоронив меня в мои 27», «У меня никогда не будет детей, семьи, будущего, потому что я наркоман и меня уже, фактически, нет». Никто вам этого не скажет, потому что никто этого не хочет и никто в это не верит. Наркомания — давно уже не болезнь. Это трагедия. Это массовое самоубийство. Наркотическая зависимость — это зависимость не от препарата. Это зависимость от самого себя, своей слабости. Борьба с наркоманией — насколько она успешна? Сколько человек смогло противостоять наркотикам благодаря профилактике? Психически сильный человек противостоит не только соблазну «попробовать и больше к этому не возвращаться», он способен стать примером для друзей, близких, родных. Имея в своём окружении такого человека, хочется равняться на силу, а не на слабость. Вопрос: «Что даёт нам силу?» Ответ: «Любовь к себе». Научите человека любить себя, и он никогда и никому не позволит завладеть собой: своей волей, телом, сознанием.
Наркомания- это отторжение личности. Это самый нелепый и ужасный путь саморазрушения. Взять наркотик — значит отказаться от себя. Отречься от всего, что было, есть и могло быть. Это одиночество, умноженное на страх и ненависть вкупе с непониманием. Наркотик — проводник смерти; смерти долгой и мучительной. В 60-е годы 20 века (движение хиппи) лёгкие наркотики являлись частью пропаганды свободного образа жизни (следует отметить лояльное отношение правительства США к данному вопросу). Через наркотики пропагандировали свободу и независимость от запретов, от чужого мнения и т.д. Как и тогда, так и сегодня не учитывается один немаловажный момент: попадая в рабство наркотическое (иллюзорную свободу своего «Я»), перестаёшь быть свободным всегда, везде и во всём. Раб своего тела. Раб чужой выгоды.
Жить — естественно для человека. Быть счастливым — естественное человеческое желание. Для счастья надо немного: уверенности в завтрашнем дне вполне достаточно. Скажи наркотикам «Нет» сегодня и обрети уверенность в завтрашнем дне.
Практические занятия.
«Спасибо, мне это не нужно!» (20 мин.)
Цель: отработка навыков уверенного и эффективного поведения, направленного на противостояние негативному влиянию социального окружения.
Участники моделируют предложенные ведущим и имеющиеся в личном опыте ситуации, в которых под различными предлогами предлагается употребление психоактивных веществ.
«Аукцион» (20 мин.)
Цель: найти как можно больше эффективных способов, помогающих справиться с плохим настроением. По типу аукциона участникам предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы записываются и обсуждаются в группе.
Обсуждение
По результатам обсуждения составляется рейтинг «эффективных способов».
«Программа защиты от стресса» (15 мин.)
Цель: познакомить участников с простыми, но эффективными способами защиты от стресса. Ведущий знакомит участников с простой, но эффективной программой защиты от стресса, состоящей из 4 шагов:
1.

Понаблюдайте за собой (изменения состояния и настроения, что происходит, вы теряете самообладание).
2. Найдите способы остановки самого себя (пауза в общении, уход и т.д.)
3 .Переведите свою энергию в иную форму деятельности:

  • переберите вещи, полейте цветы, заварите чай;
  • поговорите с симпатичными вам людьми на нейтральные темы;
  • посмотрите в окно на небо, деревья, людей (о чем они думают и др.)
  • на 2-3 минуты опустите руки под холодную воду.

4. Серьезно подумайте о том, какие моменты в жизни помогают вам снять напряжение, что вас больше всего радует, чем занимаетесь с увлечением? Постарайтесь уделять немного времени на эти занятия
«Что такое зависимость» (20 мин.)
Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие «зависимость»; дать определение зависимости.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.
Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость».
После чего участники по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись.
В результате обсуждения, ведущий подводит группу к правильному определению понятия «зависимость», разъясняет его смысл.
Мозговой штурм
«Почему люди употребляют наркотики» (20 мин.)
При обсуждении обратите внимание на альтернативные способы эффекта без психоактивных веществ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем.

Причины Последствия
За компанию
Модно
Назло родителям
Чтобы испытать новые ощущения
Смерть от передозировки
Потеря уважения окружающих
Гепатиты и СПИД
Конфликты с родителями

Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *