Бен ГУР

Бен ГУР

Бен-Гур: история Христа

У этого термина существуют и другие значения, см. Бен-Гур.

Бен-Гур: история Христа

Ben-Hur: A Tale of the Christ


Первое издание 1880 года

Автор

Лью Уоллас

Жанр

исторический роман

Язык оригинала

английский

Оригинал издан

12 ноября 1880

Издатель

Harper & Brothers

Выпуск

12 ноября 1880

ISBN

«Бен-Гур: история Христа» (англ. Ben-Hur: A Tale of the Christ) — исторический роман американского писателя Лью Уоллеса, впервые опубликованный 12 ноября 1880 года издательством Harper & Brothers (англ.).

«Один из шедевров мировой христианской классики», «книга на все времена», «наиболее влиятельная христианская книга XIX века», «феноменальный бестселлер» — вот несколько отзывов на роман «Бен-Гур. История Христа» Уоллеса. В широкой исторической панораме Римской империи I века показывается полная перипетий жизнь иудея Бен-Гура. Тайный центр книги — жизнь и казнь Иисуса Христа.

Сюжет

Эпоха Римской империи, эпоха Пришествия Спасителя. Знатного гражданина Иуду Бен-Гура предал его лучший друг — римский трибун Мессала. Бен-Гур был осуждён и долгие годы провёл в рабстве, мечтая о возвращении домой. Он преодолел немало испытаний — и наконец судьба ему улыбнулась… Но ни долгожданное возвращение на родину, ни месть бывшему другу не подарили Бен-Гуру счастья. Ведь для обретения настоящей свободы всегда нужно нечто большее, чем возмездие…

Театральные постановки и экранизации

  • Бен-Гур (постановка) (англ.) — бродвейская постановка Уильяма Янга 1899 года
  • Бен-Гур (фильм, 1907) (англ.) — короткометражный немой фильм 1907 года, первая из экранизаций книги
  • Бен-Гур: история Христа (фильм, 1925) — художественный фильм 1925 года режиссёра Фреда Нибло, самое дорогое немое кино в истории
  • Бен-Гур (фильм, 1959) — художественный фильм 1959 года режиссёра Уильяма Уайлера, обладатель 11 премий Оскар
  • Бен-Гур (мультфильм, 2003) (англ.) — мультфильм 2003 года
  • Ben Hur Live (англ.) — шоу Франца Абрахама, поставленное в 2009 году
  • Бен-Гур (фильм, 2010) — канадский телесериал 2010 года, постановка Стива Шилла.
  • Бен-Гур (фильм, 2016) — американский фильм режиссёра Тимура Бекмамбетова.

Ссылки

  • Ben-Hur: A Tale of the Christ — отсканированная книга 1887 года издания на Internet Archive

Тексты произведений

Тематические сайты

Персонажи

Фильмы

  • Бен-Гур (США, 1907)
  • Бен-Гур: история Христа (США, 1925)
  • Бен-Гур (США, 1959)
  • Бен-Гур (США, 2003)
  • Бен-Гур (США, 2016)

Прочее

  • Бен-Гур (пьеса, 1899)
  • Бен-Гур (мини-сериал, Великобритания—Германия, 2010)

Это заготовка статьи о книге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

>
Бен-Гур: история Христа

Часть первая

В Аравийской пустыне встречаются египтянин Валтасар, индус Мельхиор и афинянин Гаспар. Каждый из них идёт в Иерусалим, чтобы стать свидетелем пришествия Бога, который принесёт в мир добро и справед­ливость. В ночном небе ярко вспыхивает звезда, как предзна­ме­нование, что Бог с ними.

— Вера моя не была бесплодна: Бог ответил мне!
— Как Он отвечает всем, кто с верой приходит к Нему, — сказал индус.
— Но, увы, — прибавил египтянин, — как мало тех, кто в состоянии понять, когда Он им отвечает!

Из Назарета в Вифлеем идут мужчина с беременной женщиной, Иосиф и Мария. По дороге они заезжают в Иерусалим, чтобы участвовать в переписи населения страны, из-за чего с трудом находят в Вифлееме ночлег. Ночью собравшиеся видят на небе яркую звезду — лестницу Якова.

Продолжение после рекламы:

В долине недалеко от Вифлеема пастухи пасут овец. Ночью сторож видит, как из разверзшихся небес льётся свет. Проснувшимся от его крика пастухам является божественной красоты человек с крыльями за спиной, возвещающий великую радость — в Вифлееме родился Бог Христос.

Люди посещают пещеру, где лежит младенец. По всей стране передаётся новость о рождении нового царя иудеев. Нынешний царь Иудеи Ирод созывает собрание, на котором один из учёных подтверждает рождение нового царя. Ирод вызывает к себе волхвов и спрашивает, где находится новорождённый, но волхвы только утверждают, что рождение нового царя спасёт людей от несчастий. Они приходят в Вифлеем поклониться младенцу.

Часть вторая

Проходит двадцать один год. Царь Ирод умирает в мучениях, император Август делает Иудею римской провинцией, назначает ей прокуратора (правителя) и отправляет его из Иерусалима в Кейсарию. Униженное население ждёт того, кто будет править Израилем.

Брифли существует благодаря рекламе:

В Иерусалиме встречаются друзья детства — девятна­дца­тилетний римлянин Мессала, представитель одной из самых благородных семей Рима, оказавшей услугу самому императору, и семнадца­тилетний иудей Иуда Бен-Гур.

Проживший долгое время в Риме Мессала мечтает о карьере военного. Большее, на что может рассчитывать Иуда, — стать первосвя­щенником. Мессала предлагает другу перейти на сторону римлян, тогда он добьётся всего, но Иуда не хочет становиться предателем. Мать Иуды поддерживает сына: род Гуров — один из старейших и благороднейших еврейских родов, Иуда не может предать свой народ. Настанет день, когда евреи снова будут царствовать на своей земле.

Отец Иуды, князь Итамар Гур, пользовался наибольшим почётом среди знатных лиц в Иудее. Он умер десять лет назад, оставив жену с двумя детьми: сыном Иудой и дочерью Тирсой. Иуда хочет стать солдатом. Ненавидя римлян, он научится у них воевать, чтоб потом бороться против них.

Тирса с Иудой поднимаются на крышу дома посмотреть на шествие солдат. Неожиданно черепица, на которую опёрся юноша, падает с крыши и попадает в прокуратора, что вызывает восторг у народа. Люди срывают черепицу с крыш и бросают в солдат. Прокуратор остаётся жив.

Иуда надеется, что прокуратор вспомнит о заслугах его отца и поверит, что это случайность.

Если мы ждём справед­ливости для себя, то не можем быть несправедливы к другим.

Но в дом врываются солдаты, избивают слуг и арестовывают мать и сестру. Напрасно Иуда просит Мессалу заступиться за них. Один из офицеров приказывает отвести женщин в башню и не причинять им вреда. Дом Гуров теперь переходит в собственность императора.

Возле колодца в Назарете останав­ливается конвой с измождённым арестантом, Иудой Бен-Гуром. Народ сочувственно смотрит на юношу, но никто не осмеливается подойти к нему. Появившийся плотник Иосиф со своим сыном узнаёт у конвоира, что арестант осуждён пожизненно за покушение на прокуратора. Сын Иосифа подносит Иуде кувшин с водой.

Часть третья

Проходит три года. Римский трибун Квинт Аррий на корабле отправляется в Рим. Он обращает внимание на одного из галерных рабов — Иуду Бен-Гура. Трибуна поражает спокойствие раба, его благородное красивое лицо.

Гордость никогда так не сильна, как в цепях.

Трибун вызывает раба к себе и узнаёт его историю. Аррий знал и очень уважал отца Иуды Бен-Гура.

Иуду тревожит, что он ничего не знает о матери и сестре. Если сестра была вместе с ним на крыше в тот роковой момент, то мать находилась в доме, она ни в чём не виновата. Иуда просит трибуна узнать что-то об их судьбе.

На корабль нападают пираты. Иуда спасает жизнь Аррию. В благодарность одинокий Аррий делает юношу своим сыном и наследником.

Часть четвёртая

После пятилетнего отсутствия Иуда возвращается домой. Случайно он слышит, что имущество его семьи досталось прокуратору, а где деньги, никто не знает. Симонид, бывший представитель Гура в Антиохии, открыл своё дело и нажил огромное состояние. Считают, что исходный капитал — это деньги Гуров. Его арестовали, пытали, но он ничего не сказал. Теперь Симонид калека, который не может ходить.

Иуда приезжает к Симониду в Антиохию, чтобы узнать о своих родных, но купец требует доказать, что перед ним представитель семьи Гуров. Юноша понравился дочери Симонида, Эсфирь, и она верит ему. Симонид рассказывает Эсфири, что был рабом у отца Иуды, потом получил свободу и стал его правой рукой, но вскоре женился на рабыне и снова стал рабом. Князь Гур полностью доверял Симониду, и законный владелец его богатства — Иуда. Но за то ли он вытерпел пытки, чтобы отдать своё состояние? Симонид поручает торговцу Маллуху выяснить личность Иуды.

В Антиохии проходят состязания колесниц, на которых Иуда знакомится с Маллухом. В одном из возничих он узнаёт Мессалу. Маллух и Иуда посещают священный Кастальский ключ. Вдруг посетители источника с криком разбегаются: кони Мессала понесли, и его колесница мчится прямо на них. Иуда останавливает коней и спасает посетителей, одним из которых оказывается египтянин Валтасар с дочерью Ирой.

Египтянин приглашает Иуду посетить палатки шейха Ильдерима, в которых он остановился. Маллух, как старый знакомый шейха, идёт вместе с юношей. Ильдерим ненавидит римлян, когда-то отнявших у него имущество. Иуда просит у шейха лошадей, чтоб выступить на состязании колесниц. Победив Мессалу, он узнаёт у римлянина, что стало с матерью и сестрой.

Приз получает не сильный, но искусный, и тот, кто только быстр, не может сравняться с тем, кто вместе с тем и мудр.

Маллух рассказывает Симониду о встрече с Иудой. Эсфирь боится за юношу и не хочет, чтоб он участвовал в состязаниях. Они надеются, что новорождённый, которого видел Валтасар, уже вырос. Скоро он станет царём иудеев и освободит евреев.

Мессала весело проводит время с друзьями. Его не пугает таинственный соперник, еврейский юноша, усыновлённый римским консулом.

Ильдерим доверяет Иуде своих чистопородных лошадей. От Валтасара Иуда узнаёт о новорождённом младенце. Он надеется, что младенец уже вырос и спасёт людей. Валтасар собирается отыскать его. Ильдерим советует юноше поговорить с Симонидом, более здравомыслящим, чем мечтатель Валтасар.

Мысли Иуды теперь заняты двумя женщинами: Эсфирь и Ирой.

Часть пятая

Мессала, узнавший, что юноша, усыновлённый консулом, — это Иуда Бен Гур, сообщает об этом прокуратору в письме. Нужно быть настороже, он может вернуть своё имущество. Симонид просит Ильдерима взять юношу под своё покрови­тельство. Прибывает консул Максентий, который занял место умершего Аррия. Всем не римлянам нужно быть осторожными, чтоб не конфисковали их имущество.

Ира приглашает Иуду прокатиться с ней по озеру на лодке. Прекрасная египтянка рассказывает юноше о своей стране и обещает прийти на состязание.

Ильдерим и Иуда встречаются в доме Симонида. Купец хочет отдать юноше состояние, но Бен-Гур возвращает всё Симониду. Он надеется, что купец поможет ему узнать судьбу матери и сестры. Также юноша даёт свободу Симониду и Эсфирь — отныне они больше не рабы.

Имея достаточно средств, Иуда может собрать войско на борьбу с римлянами. Для этого он решает продать имущество, доставшееся ему в наследство от Аррия. Помогающую ему Эсфирь он теперь считает своей сестрой вместо Тирсы.

Наступает день скачек. Мессала уверен в своей победе, весь зал носит его цвета, и все зрители поставили на него. Присутствие в состязаниях Бен-Гура вызывает у него смех.

Человеку, над которым смеются, нечего бояться.

Приятель Иуды ставит на друга крупную сумму и вынуждает Месаллу поставить всё состояние.

Во время состязаний Бен-Гур и Мессала сначала идут вровень, потом Мессала немного обгоняет соперника, напряжение среди зрителей нарастает, они делают ставки. На последнем круге Мессала ошибается, его колесница разбивается, а он падает под ноги бегущих лошадей. Бен-Гур выигрывает состязание. Мессала остаётся калекой, он теперь не сможет ходить.

Ира приглашает победителя посетить резиденцию её отца. Юноша ждёт встречи с прекрасной египтянкой, но дом оказывается пустым, а он попадает в западню. Вскоре туда приходит посланный Мессалой римлянин, чтобы убить его. Бен-Гур покупает убийцу и договаривается с ним обмануть своего врага.

Бен-Гур посвящает Симонида в свой план. Он тайно уедет в Иерусалим, чтоб найти там мать и сестру, а Симонид сообщит о его исчезновении. С Эсфирь он нежно прощается, но уже не как с сестрой.

Часть шестая

Новый прокуратор, Понтий Пилат, проводит ревизию в тюрьмах и обнаруживает там мать и сестру Бен-Гура, хитростью спрятанных в камере для прокажённых. Больных проказой женщин выпускают, и они, прежде чем присоединиться к другим прокажённым, приходят в свой дом. Туда же приходит добравшийся до Иерусалима Иуда. Увидев дома спящего сына, мать не решается ему показаться — пусть лучше он считает её и Тирсу мёртвыми.

Ни за возвращение здоровья и богатства, ни за всевозможные радости жизни, ни даже за самую жизнь она не решилась бы коснуться своими прокажёнными устами его щеки!

Дома Иуда застаёт свою старую служанку Амру, которая ничего не знает о его родных. Услышав, что они живут в долине прокажённых, Амра встречается с ними. Мать просит её приносить им пищу, но ничего не говорить сыну.

Иуда также узнаёт страшную правду о своих родных. Он пытается найти семью, но женщин выгнали из долины, и никто не знает, где их искать.

Иуда примыкает к восставшим против правителя, взявшего деньги из храма на строительство нового водопровода. Под его предводи­тельством народ добивается своей цели. Бен-Гур исчезает, оставаясь неизвестным героем и разбудив у людей надежду на нового царя.

Часть седьмая

Иуда обучает несколько легионов воинов пользоваться оружием. Он узнаёт о прибытии в Иерусалим пророка. По дороге в Иерусалим он встречает Валтасара с Ирой. Египтянка восхищается смелостью Иуды. Валтасару не терпится увидеть Спасителя. Ночью Иуда и Ира признаются друг другу в любви.

Спасён может быть утопающий, но не влюблённый.

В долине реки Иордан проповедует новое учение некий Иоанн из Назарета. Когда Иуда с Валтасаром туда приходят, проповедь уже закончена, но появляется другой человек, которого Иоанн называет «агнецом божьим» и говорит, что тот возьмёт на себя скорбь всего мира. В нём Иуда узнаёт юношу, напоившего его водой, когда он был рабом.

Часть восьмая

Проходит три года. Поселившись недалеко от Иерусалима, Иуда выкупает свой дом, в котором селятся Валтасар и Ира. Симонид с Эсфирь прибывают в Иерусалим и останав­ливаются в доме Гуров. Симонид догадывается о любви дочери к своему хозяину и предупреждает, что его сердце отдано египтянке. Хитрая и честолюбивая Ира, мечтающая попасть в Рим, смеётся над Эсфирь, которую Рим не интересует, и рассказывает несчастной девушке об их с Иудой любви.

Иуда ждёт прибытия в Иерусалим Спасителя в сопровождении двенадцати людей самого низшего класса. Иуда сам видел, как он творил чудеса, исцелял парализованных и прокажённых, превращал воду в вино и накормил двумя рыбами и семью хлебами пять тысяч человек.

Амра приносит еду двум изуродованным проказой женщинам, живущим в пещере возле Иерусалима. Она сообщает им, что есть возможность исцелить их. Мать с Тирсой решают встретить человека, который поможет им, на дороге в Иерусалим. По дороге Тирса падает, у неё нет больше сил идти. Весть, что Спаситель уже идёт по этой дороге, помогает ей встать.

Женщины встречают процессию из нескольких тысяч человек, которые приветствуют царя Израиля. Они хотят закидать камнями прокажённых, но Спаситель говорит женщинам, что сбудется то, о чём они просят. Недуг начинает отступать.

Идущий в процессии Иуда встречает исцелённых мать и сестру.

В Иерусалим на празднование Пасхи приходят люди. Среди них те, кто состоит в легионах Иуды. От них он узнаёт, что Спасителя хотят убить.

Ира говорит Иуде, что знает все его тайны. Она будет молчать, если он спасёт от нищеты Мессалу, которого египтянка любила всё это время.

Каждый поцелуй моего пальчика, который ты отнимал у него, ‹…› должен быть оплачен, заплати и за то, что я преследовала тебя притворной любовью и терпела тебя так долго, хотя и делала это для него.

Иуда прогоняет Иру. Теперь Эсфирь — его любовь.

На улицах Иерусалима народ празднует Пасху. Неожиданно появляется процессия римских легионеров. Впереди первосвященник и начальник полиции ведут одного из учеников Спасителя — Иуду Искариота. Процессия приходит в сад, где стоит Спаситель с учениками. Воины связывают его. Удивляясь покорности Спасителя, Иуда предлагает помощь, но тот отказывается.

Ночью Иисуса судят, и уже готово дерево для креста. Иуда хочет собрать легионеров, чтоб освободить Спасителя, но они присоединились к первосвя­щенникам.

В ужаснейший для мира день народ приходит на Голгофу, куда привели Иисуса. Чернь бьёт его палками, плюёт в него, толпа призывает к распятию. Иуда пытается собрать своих воинов, чтоб освободить Иисуса, но они отказываются: это не царь, при входе в Иерусалим он отказался от Бога. Но за свободу они будут сражаться.

Реклама:

Казнь свершилась. Молчавший всё это время Иисус произносит: «Отче, прости им, они не ведают что творят!». Тьма заволакивает небо, и Иуда понимает, что Спаситель — это Сын Божий. Когда солдаты приносят сосуд с вином, Иуда хватает губку и подбегает к Иисусу, но уже поздно. Земля трясётся, и толпа в ужасе разбегается. Остаются только преданные Спасителю люди.

Валтасару не удаётся пережить смерть Спасителя, Ира исчезает.

Проходит пять лет. За эти годы умирает мать Иуды. В дом, где Иуда живёт вместе с сестрой, женой Эсфирь и детьми, приходит неряшливо одетая Ира, которая убила Мессалу. Она поняла, что быть римлянином — значит, быть зверем. Эсфирь, ставшая христианкой, как и вся семья Иуды, предлагает Ире дружбу, но та уходит. Иуда тщетно пытается её найти.

Шейх Ильдерим оставляет Иуде всё своё имущество. Узнав, что Нерон преследует христиан, Иуда решает ехать в Рим и погребать с почестями погибших за веру, так как для римлян прах умерших и места их погребения священны. Эсфирь следует за мужем.

В римских катакомбах св. Калиста можно увидеть, на что употреблено богатство Иуды Бен-Гура.

Фильм Бен-Гур

Иерусалим, 33 год н.э. Толпа собралась на гонки колесниц. Среди гонщиков-возничих Джуда Бен-Гур и его сводный брат Мессала Северус. Перед стартом они бросают вызов друг другу.

Восемь лет назад Джуда и Мессала были очень близки. Джуда – иудей из знатного рода, Мессала был рожден римлянином. Несколько лет назад ныне покойный отец Джуды взял сироту Мессалу к себе в дом, мальчики вместе выросли. Однажды, уже став юношами, они устраивают гонки верхом на лошадях. Коня Джуды несет, он сбрасывает наездника. Джуда получает травму головы, ударившись о камень. Мессала на руках несет раненого брата домой. Их мать Наоми недовольна безрассудством юношей. За раненым Джудой ухаживает Эсфирь, когда тот приходит в себя, служанка кажется ему ангелом. Сестра Джуды Тирза влюблена в Мессалу, он питает к ней ответные чувства, однако Наоми не одобряет их отношений.

Джуда излечивается, он влюблен в Эсфирь. Мессала решает покинуть Иерусалим: для подавления восстания в Германии римская армия набирает людей, наемникам хорошо платят. Мессала уезжает, даже не попрощавшись с Тирзой. В течение следующих трех лет, Джуда пишет брату письма, рассказывает, что отец Эсфирь хотел выдать ее замуж за римлянина, сначала Джуда благословил ее на брак, но потом одумался и сумел вернуть любимую. С тех пор они женаты.

Зелоты готовят заговор против римлян. А сын плотника Иисус из Назарета проповедует идею сострадания и прощения. Он говорит, что бог есть любовь. Эсфирь с этим согласна. Ночью в доме Бен-Гуров ищут убежище зелоты. Брат Эсфирь Иаков принес раненого юношу Дисмаса. Тот одержим жаждой мести римлянам, которые убили всю его семью. Дисмас пострадал во время стычки на кладбище, где римские легионеры снимали надгробные камни с могил иудеев, чтобы пустить их на строительство арены. Джуда против насилия, он прогоняет заговорщиков, но раненому Дисмасу позволяет остаться.

Джуда и Мессала вновь встречаются после долгой разлуки. Мессала теперь римский трибун, он рассказывает о скором приезде в Иерусалим прокуратора Понтия Пилата, под влиянием идей и идеалов которого он находится. Джуда во много не согласен со сводным братом, однако он дает Мессале обещание, что Пилат со своим легионом пройдет по городу без инцидентов со стороны противников римской власти. Но когда римляне проходят мимо дома Бен-Гуров, фанатик Дисмас запускает стрелу в процессию, а сам убегает. Римляне штурмом берут дворец, заключают под стражу Джуду, Наоми и Тирзу. Эсфирь удается бежать. Пилат желает знать, кто пустил стрелу, он угрожает убить всю семью, Джуда берет на себя вину за преступление. Его разлучают с матерью и сестрой, которым грозит казнь через распятие. Мессала, доказывая свою верность прокуратору, отрекается от некогда бывшей ему родной семьи, он не препятствует расправе. Мессала винит в случившемся Джуду, тот не сдержал обещания, укрывал в своем доме мятежников. Джуда попадает в рабство, подвергается жестокому обращению со стороны римлян. Иисус, увидев страдания раба, подносит ему чашу с водой. После того, как тот утоляет жажду, проповедник помогает ему встать. Иисус уверен, что когда-нибудь Джуда поступит так же.

Проходит пять лет. Джуду отправляют гребцом на галеры. Вместе с десятками других рабов, прикованных к своим скамьям в трюме судна, под монотонный бой барабана он выполняет тяжелую, изнурительную работу. Во время битвы в Ионическом море судно подвергается нападению врагов, они таранят корабль римлян. Римляне пытаются отбиваться, но силы не равны, корабль тонет. Все, кто был на борту погибают, спастись удается только Джуде. Он плавает в открытом море на обломке судна, пока его не выносит волнами на берег.

Джуду находит шейх Ильдерим и приносит его в свой лагерь. Ильдерим узнает, что Джуда раб, он был обвинен в мятеже, а значит, может иметь определенную ценность, если его выдать римским властям. Шейх направляется в Иерусалим, принадлежащая ему колесница с четырьмя великолепными белыми лошадями будет участвовать в гонках. На этом сейчас можно хорошо заработать. Одна из лошадей больна, Джуда дает совет, как вылечить несчастное животное. Лошадь идет на поправку, но, когда возничий запрягает ее в колесницу, чтобы потренироваться перед гонками, он не учитывает, что такая нагрузка ей пока не под силу. Остальных лошадей несет, возничий падает с колесницы, он серьезно ранен, остановить четверку скакунов удается только Джуде. Ильдерим убеждается, что беглый раб мог бы стать фаворитом на предстоящих гонках. Соперничать ему придется с лучшим римским гонщиком – Мессалой.

В Иерусалиме Джуда тайно приходит в свой опустевший, заброшенный дворец. Он находит Эсфирь, та вместе с другими приверженцами учения Иисуса помогает страждущим. Эсфирь сообщает Джуде, что его мать и сестра мертвы. Джуда ищет встречи с Мессалой. Разговор бывших названных братьев, а ныне заклятых врагов, заканчивается схваткой. Джуда спасается бегством, когда появляются римские стражники. За нападение на Мессалу, Пилат приказывает казнить двадцать иудеев, в их число чуть было не попадает Эсфирь. Жена умоляет Джуду отказаться от мести. Он смог вернуться только благодаря ее вере. Джуда считает, что им движет ненависть. Эсфирь не может быть вместе с мужем, если его сердце столь жестоко.

На предстоящих гонках африканец Ильдерим делает такую высокую ставку на собственную колесницу, что римляне закрывают глаза на то, что его возницей будет беглый раб-иудей. Шейх ставит условие: если Джуда одержит победу, с него будут сняты все обвинения. Мессала уверен в своем превосходстве. Эсфирь пытается убедить и его отказаться от смертельно опасного поединка на арене. Непомерная гордыня Мессалы не позволяет ему это сделать. Один из братьев должен умереть.

В разбитом за пределами городских стен лагере Ильдерима Джуда встречает бывшего римского легионера по имени Друз, который теперь вынужден промышлять воровством. Джуда приставил нож к его горлу в день своего ареста. Друз за это поплатился своей должностью в армии, где трибуном служит Мессала. Друз сообщает Джуде, что ему все же удалось спасти Наоми и Тирзу от распятия, подменив их другими осужденными на казнь женщинами. Мать и сестра Джуды живы, но их держат в заточении. Друз приводит Джуду в тюрьму, где есть камеры для прокаженных. Наоми и Тирза прячутся, закрывая тряпками изуродованные проказой лица. Мать винит Джуду в том, что он обрек их на жизнь хуже смерти. Джуда уходит с позором.

На арене собираются толпы народа на гонки колесниц. Джуда и Мессала готовятся к старту наряду с другими гонщиками. Гонка начинается, и сразу несколько людей и лошадей выбывают из состязаний, колесницы сталкиваются, происходят аварии, падающие гонщики гибнут под копытами несущихся следом лошадей. Другие врезаются в ограждение, когда пытаются вырулить из этой кровавой мясорубки. В конце концов, на дистанции остаются только Джуда и Мессала. Джуда падает с колесницы, некоторое время его тащит по земле, но ему удается подтянуть поводья и снова забраться на свое место. Мессала подбирается достаточно близко, чтобы попытаться убить Джуду, но колесо его гоночной повозки попадает на неровный участок дорожки, он переворачивается и падает. Джуда выигрывает гонку, иудеи на трибунах ликуют. Они несут победителя на руках. А безжизненное тело его поверженного соперника Мессалы служит предметом глумления обезумевшей толпы. Отдавая баснословный выигрыш Ильдериму, прокуратор Понтий Пилат, замечает, что праздновать победу над римлянами преждевременно. Иудеи теперь жаждут крови, а значит, они сами стали римлянами.

Пилат давно усматривает угрозу римской власти в учении Иисуса. Он приговаривает проповедника к распятию. Джуда видит, как Иисуса ведут на казнь, на голове терновый венец, лицо заливает кровь, на плечах тяжелый крест. Джуда пытается поднести мученику воды, но римские стражники выбивают из его рук чашу. Иисус ценит жест милосердия иудея, но убеждает Джуду, что он добровольно пошел на эту жертву. На Голгофе крест Иисуса установлен между двумя другими. Один из осужденных преступников – Дисмас. Юноша просит прощения. Иисус говорит, что раскаянье приведет его в царство Божье. Обращаясь к небесам, он произносит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Иисус умирает, земля дрожит. Джуда плачет и скорбит о его смерти, он устал от ненависти, из его разжатых пальцев падает на землю камень. Небо темнеет, начинается дождь. Происходит чудо исцеления: проказа отступает от Наоми и Тирзы, язвы на их лицах начинают затягиваться. Ильдерим отдает все свои деньги, чтобы выкупить несчастных из заточения.

Джуда находит Мессалу. Тот лежит на носилках, он потерял нижнюю половину правой ноги. Мессала клянется отомстить Джуде за это увечье, он выхватывает кинжал. Но Джуда простит у брата прощения, заключает его в объятия. Он говорит, что может теперь нести его, как нес когда-то его самого Мессала. Римлянин роняет свое оружие и со слезами на глазах обнимает брата-иудея. Любовь вновь объединяет всю семью: Наоми и Тирза прощают Мессалу, Эсфирь возвращается к мужу, все вместе они живут в восстановленном дворце. В финальной сцене Джуда и Мессала скачут бок о бок верхом на лошадях.

Кинофильм «Бен-Гур» вышел в прокат в 2016-м году. Возможно, этот фильм Вас заинтересует. Прочтите краткое описание сюжета:

Иерусалим в самом начале нашей эры. Тогда город был частью Римской империи. Римлянина Мессалу вырастила знатная иудейская семья. Родной сын — Джуда Бен-Гур, и приемный — Мессала, стали братьями и лучшими друзьями. Но римлянин все же чувствует себя недооцененным и лишним. Он записывается в ряды римской армии и покидает Иерусалим.

Спустя три года Мессала возвращается вместе с римскими легионами, брошенными на подавление бунта. Прокуратором этих земель Рим назначает Понтия Пилата. Мессала обращается к названному брату Джуде с просьбой помочь ему повлиять на повстанцев, ведь семья Бен-Гура — одна из самых почитаемых в Иерусалиме. Джуда насилие не приемлет и соглашается поспособствовать Мессале, но не признается в том, что еврейские мятежники ему в чем-то понятны.

Бен-Гур даже прячет одного из раненых повстанцев у себя дома. Такой опрометчивый поступок обернется для Джуды трагедией. Преданный Мессалой, он будет сослан на галеры. Но долгие годы рабства не сломят Бен-Гура и не погасят его жажду мести…

Наш кинопортал рекомендует посмотреть данный фильм, а также все дополнительные материалы.

История еврейского аристократа Иуды Бен-Гура, современника Христа. Когда-то он дружил с влиятельным римлянином Мессалой, но случайно прогневал римского наместника, и Мессала превратил жизнь бывшего товарища в ад. Семья Бен-Гура сгинула в застенках, а сам он оказался рабом на галере. Теперь им движет желание отомстить Мессале, а сделать это можно только на гонках колесниц. Жанр: пеплум
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман
Премьера в России: 8 сентября 2016 года
Возрастной 16+
Похоже на:
«Исход: Цари и боги» (2014)
«Гладиатор» (2000)

Тимур Бекмамбетов наконец-то снял полнометражную версию своего лучшего и самого культового творения: рекламных роликов банка «Империал». Увы, исторический эпос «Бен-Гур» почти сразу провалился в прокате. И это не должно никого удивлять. Бывают фильмы вроде «Джона Картера», которые проваливаются неожиданно, из-за неграмотного продвижения. А на «Бен-Гуре» с момента, как возникла сама идея его создания, крупными буквами было написано: «Кассовый провал». И вот почему.

Даже божественный Морган Фриман не спас этот фильм

Причина 1. Это ремейк классики

Кому вообще пришло в голову снимать ремейк голливудской киноклассики 60-летней давности? «Бен-Гур» 1959 года, снятый Уильямом Уайлером, получил 11 «Оскаров», и этот рекорд до сих пор не побит — его смогли только повторить «Титаник» и «Возвращение короля». Переснимать такое — идея не лучше, чем ремейк «Кавказской пленницы». Фильм Бекмамбетова был обречён на невыгодное сравнение — и, разумеется, критики его разгромили.

Конечно, в основе обоих фильмов лежит книга, которую экранизировали и до 1959 года. Но фильм Бекмамбетова от книги уходит даже дальше, чем фильм Уайлера. Бен-Гура и Мессалу почему-то сделали не просто друзьями, а братьями (как им это удалось?). Роль Иисуса резко увеличили. Многие важные сцены из оригинала, наоборот, выкинули, из-за чего пострадала логика сюжета.

Фильм пытается оправдать Мессалу и сделать его конфликт с Бен-Гуром не таким однозначным, и это, пожалуй, самое удачное изменение. Но ради этого Римскую империю на контрасте изображают как злобный Рейх, а всех римлян, кроме Мессалы, — как оголтелых фашистов.

— Твоё имя?
— Мессала Северус.
— КАПИТАН Мессала Северус!

Пилат и Мессала, лучший диалог фильма

Причина 2. Библейский пеплум не нужен

Жанр пеплума, то есть историко-приключенческого эпоса о древнем мире, — реликт прошлого века, теряющий популярность в наши дни. Это лишний раз доказал «год пеплумов» — 2014-й, когда фильмов в этом жанре вышло необычайно много, но ни один не завоевал массовой любви. Ближайший сосед «Бен-Гура» по жанру, библейский пеплум Ридли Скотта «Исход», тогда с треском провалился в прокате. Странно, что создатели ремейка не увидели в этом дурного предзнаменования.

«Исход» и «Бен-Гура» подвела ещё и религиозная подоплёка. Угодить аудитории фильмами про религию тяжело: либо верующие недовольны неточностями, либо неверующие — «пропагандой». А чаще всего недовольны и те, и другие. Забавный факт в тему: российские прокатчики испугались имени «Иуда», и героя называют на английский манер «Джуда».

Хорошо хоть Иисуса не превратили в «Джизаса»

Причина 3. Тимур Бекмамбетов

Поставить во главе этого проекта Бекмамбетова — особенно рисковый шаг. Тимур успешен в России, но не вполне прижился в Голливуде, большинство его западных проектов провалились в прокате. Бекмамбетов хорошо умеет снимать зрелища, но на Западе на это способны многие — для успеха здесь требуется нечто большее.

Как зрелище «Бен-Гур» действительно хорош, этого не отнять. Сцена битвы римского флота с македонским полна запоминающихся деталей: барабанщик, которые не перестаёт бить, даже горя заживо, римский солдат, привязанный к носу вражеской галеры, несущейся на таран… Удалась и обязательная сцена гонки на колесницах. Бекмамбетов сумел показать её не только как кровавое безумие, но и как тщательно спланированное спортивное состязание.

Гонка на колесницах, разумеется, совершенно нереалистична. Да и зачем тут реализм?

Но отдельные яркие моменты не делают фильм удачным. Его портят сценарий и рваная композиция. Длинный пролог, обрывочные сцены, разделённые большими периодами времени, постоянные флэшбеки — всё это мешает воспринимать «Бен-Гура» как грандиозный эпос о библейских временах. А изменение классического сюжета, особенно концовки, лишает его и драматизма, и убедительности. У Уайлера Бен-Гур спешил к распинаемому Христу за чудом, боясь опоздать, а у Бекмамбетова всё как-то образуется само собой.

Ремейк «Бен-Гура» — не плохое кино. Это обычный, ничем не выдающийся историко-приключенческий фильм, который хорошо смотрится как зрелище и совершенно не убеждает как история. Но ремейк классики и фильм в умирающем жанре недостаточно снять «нормально». Нужно что-то большее, чем несколько отрывков с неплохими спецэффектами. УДАЧНО Битва на галерах Гонка на колесницах Мессала не такой уж злодей НЕУДАЧНО Нелогичные изменения сюжета Рваное повествование Зачем вообще «Бен-Гуру» ремейк? 5 СРЕДНЕ

Житие Иуды по «Монти Пайтону»

«Бен-Гур» Бекмамбетова — далеко не первая попытка перенести эту книгу на экран. Самыми известными из предшествующих были фильмы 1925 и 1959 годов. Один из них стал классикой немого кино, другой — обладателем 11 «Оскаров». Режиссер явно хотел сделать все, чтобы его вариант был не ремейком какого-то из них, а новым прочтением оригинального текста. И, видимо, понимая, что это — примерно как экранизировать «Властелин колец» с видом, будто мир никогда не знал трилогии Джексона, перестарался.

Стремясь сделать героев глубже и интереснее, авторы новой картины нагрузили их лишними конфликтами, в связи с чем их мотивация постоянно хромает на обе ноги (даже когда они ее озвучивают), а повествование превращается в неудобоваримую кашу.

Например, главные герои — еврей Иуда (в русском дубляже — «Джуда»; видимо, чтобы не отвлекать и не смущать простодушного зрителя ненужными ассоциациями) и римлянин Мессала — из друзей детства стали почти родственниками. Что — как и некоторые другие детали сюжета — должно добавить драматичности. Но вместо этого одержимый местью Иуда (Джек Хьюстон, запомнившийся блестящей ролью Ричарда Хэрроу в «Подпольной империи») и вероломный предатель Мессала (Тоби Кеббел, «Рок-н-ролльщик») просто предстают импульсивными идиотами. И «заражают» остальных персонажей. Которые в мгновение ока непонятно почему превращаются из благородных мужей в форменных скотов. Или наоборот — из циничных меркантильных злыдней — в мудрых и щедрых наставников.

При этом если Иуда и Мессала хотя бы не страдают от недостатка таланта своих исполнителей — действительно хороших актеров, то на второстепенных героев (за некоторыми исключениями, в частности — Моргана Фримена) смотреть без уныния просто нельзя — особенно это касается героинь, большинству из которых можно смело выдавать премию Кристен Стюарт или орден Паулины Андреевой.

Но все вышеперечисленные недостатки, барахтающиеся в безбрежном хромакее, еще оставляли «Бен-Гуру» шанс стать просто паршивеньким «историческим фильмом» ниже среднего уровня. В категорию «стыдно смотреть» всего за несколько минут его переводит феерическая по своей смехотворности концовка.

Фильм Уильяма Уайлдера, несмотря на свой антигуманный хронометраж — почти четыре часа! — смотрится куда интереснее, чем двухчасовая поделка Бекмамбетова и его американских друзей. Даже знаменитая сцена гонки на колесницах образца 1959 года не уступает в зрелищности современной версии, а уж по части реалистичности — и вовсе выигрывает. И несколько наивный в своей экстатичной религиозности финал старой картины выглядит более чем достойно на фоне слезливо-умильного и фантастически нелепого хэппи-энда нового «Бен-Гура», который с успехом мог бы венчать самые презренные латиноамериканские мыльные оперы.

Так что на вопрос: «Зачем я это посмотрел?», которым задаются большинство посмотревших новый фильм Бекмамбетова, можно ответить: «Теперь вы видели, пожалуй, самый смешной финал в истории пеплумов (если таковым не считать «Житие Брайана по «Монти Пайтону»)». А вот на вопрос: «Зачем они это сняли?» нам, наверное, не ответит никто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *