Белогорье Пермский край

Белогорье Пермский край

Белогорский монастырь

Белогорский монастырь – самый популярный туристический объект, визитная карточка Пермского края.

Именно об этом месте – Белой горе – на вершине которой расположен монастырь, с особенной гордостью говорят пермяки. Именно сюда они охотно ездят сами, и с радостью показывают его гостям. Если в эти края везут гостей, то обычно посещают два места: Белогорский монастырь и Кунгурскую ледяную пещеру.

Чем же так примечательно путешествие именно на Белую гору? Белогорский мужской монастырь – главная православная достопримечательность Пермского края.

Первое, о чем хочется сказать – это огромный белоснежный Крестовоздвиженский собор монастыря – самый большой храм Пермского края, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид на окрестности.

Грандиозный, семиглавый, 7-й по величине храм в России, он стоит на вершине горы Белой (446 м) и словно парит в небе. Собор виден издалека за много километров.

Полное название монастыря – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Он находится в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура.

Сам монастырь не такой уж и древний.

История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря, и воздвиг первый небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

Через год, 29 апреля 1891 года, в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония) на Белой горе был поставлен крест. Крест был огромен, в высоту достигал 10 м 65 см. В народе этот крест прозвали Царским. Весной следующего года на Белую гору был принесен образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского, дарованный епископом Пермским и Соликамским Владимиром.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. Из Москвы были привезены колокола, и в сентябре 1893 года освящены колокола, два колодца «Святой ключ» и «Иордан» и первые ряды срубов строящейся часовни. В дар будущему монастырю были принесены святые иконы:

  • Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII век), дар архимандрита Павла от города Москвы;
  • «Живоносный источник» – дар жителей города Перми.

Первый – деревянный Свято-Николаевский храм возвели уже в феврале 1894 года. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, открыта была школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только церковному пению, грамоте, но и различным ремеслам. Школа просуществовала до 1917 года.

Здесь получили воспитание 25 сирот.

16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход.

Из Москвы и Петербурга сюда были доставлены пять святых икон:

  • Подобие Казанской иконы Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря;

  • образ преподобного Сергия Радонежского;
  • образ Божией Матери «Послушницы»;
  • образ святого благоверного князя Александра Невского.

Во время пожара 16 ноября 1897 года сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря, пожертвовал деньги на восстановления креста. В сентябре крест был восстановлен. 24 июня 1902 года состоялось торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского).

Его строили 15 лет. Проект разработал инженер Е.И. Артемов. Новое здание собора могло вместить одновременно 8 тысяч человек. В 1917 году строительство было полностью завершено. На освящении Белогорского храма присутствовало 30 тыс. человек.

Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле, был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

Уже в 1918 году настали для монастыря трагические события. Большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама, расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

На Белой горе с 1930 года открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже появился дом инвалидов. В годы Великой Отечественной войны на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов. Дом инвалидов находился на Белой горе до 1986 года. В 1980 году в монастыре был пожар, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Возрождение монастыря началось в 1988 году.

В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря.

Начиная с 1999-го, храм реставрировали, а практически заново отстраивали десять долгих лет. Потратили порядка 200 миллионов рублей, собирали по всему краю, но большую часть внесла администрация края. Собор восстановили собор, заново установили Царский крест. Ремонтируют и другие постройки: трапезные, монашеские корпуса, гостевые.

С каждым годом Белогорский монастырь становится всё наряднее и краше.

И всё же богатый и величественный храм не в силах превзойти совершенное произведение самой природы. Белая гора прекрасна сама по себе. И дело не только в высоте. Когда стоишь на горе – под ногами бездонное море, целый океан леса, простирающийся более чем на сто километров. В этом необъятном просторе растворяется без остатка всё суетное и мелочное, покидают сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Стоит сказать об особенной энергетике Белогорья, недаром гору называют местом силы.

Говорят, перед Первой и Второй мировыми войнами по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» — вертикальные зарницы, слепящие то ярко-багровоым, то розовым. Метеорологи это явление называют «солнечным гало» — свечением неба в местности с изломами земной коры.

Известны истории жителей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов горы берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. В таких объемах грунтовые воды редко поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Святой источник на склоне Белой горы, к которому ведет деревянная лестница, тоже достопримечательность этих мест. Неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке с маковкой набирают целебную воду, чуть выше можно полюбоваться великолепной панорамой с небольшой площадки.

С давних времен эти места притягивали людей. Краеведы и историки и пишут о древних языческих капищах на вершине и о потайных гротах под склонами. После раскола Белогорье облюбовали староверы, их тайные скиты находились здесь ещё в конце XIX столетия. Тут скрывались и беглые каторжане, стремящиеся найти место, где можно жить свободно и тихо. Отсюда увозят паломники заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Ещё, говорят, что гора, несмотря на видимую легкодоступность, пускает далеко не всех. Якобы, Белая гора окружена тремя поясами защиты. Нередко капризничают и ломаются машины и автобусы на пути к Белогорью, часто уже в дороге резко портится погода.

Но если вас допустили в Белогорский монастырь, впечатление будет незабываемым.

Белая гора — это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное — восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом — погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной — в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, — в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами — бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена — это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам — голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще — взять готовое, пусть и затасканное клише — «место силы». С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь — это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» — вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» — свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь — это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия — воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер — посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую — от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности.

Собор, к слову, — крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей — говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом — странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность — святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку — рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.

Духовное развитие

Вторая жизнь обители

Не только крест, а и саму обитель желал восстановить народ. Как выглядел Белогорский монастырь до пожара? Фото, увы, не сохранились. Остались только записанные воспоминания современников.

И вновь стали собираться средства. В пожертвованиях приняло участие огромное количество желающих. Вклады были от обычных прихожан – небогатых мещан и крестьянства. Именитые жители Перми и Кунгура, промышленники, купцы, разного рода меценаты, деятели культуры и искусства края, соседнее духовенство и столичные церкви – никто не остался в стороне от благого дела. А денег требовалось немало, ведь планировалось возвести основательное каменное здание, которому не страшны будут пожары, бури и иные катаклизмы.

Закладка нового собора, Крестовоздвиженского, состоялась поэтому нескоро, только в 1902 году. С Божьей помощью строился он почти полтора десятилетия, архитектура отражает строгий классический византийский стиль. Среди строителей в первую очередь были монахи: они делали кирпичи, клали кладку. Новое здание, прекрасное в своём строгом величии, вмещало 8 тысяч верующих. Среди действующих на тот момент духовных обителей местного значения крупнейшим стал Белогорский монастырь (Пермский край, фото прилагаются). На великом торжестве открытия и освящения здания было около 30 тысяч прихожан и паломников. Происходило это летом 1917-го года. Казалось, монастырь ожидают долгие годы служения светлому, доброму, божественному.

Революции, репрессии, войны

Однако история вносит свои коррективы в планы человеческие. Так и монастырю, чтобы стать действительно очагом духовности и истинной веры, пришлось немало пережить на своём веку. Во время революционных баталий и сражений гражданской войны обитель не раз подвергалась разграблению и осквернению. Были жестоко замучены, утоплены в Каме или расстреляны представители руководящего духовенства во главе с архимандритом Варлаамом, а также почти все рядовые монахи. Школу для сирот, конечно, закрыли. С 1923 года осквернённый дом божий использовали для застенков ЧК, милиции. А с 1930-го года здесь же открыли лагерь, где содержались репрессированные и спецпереселенцы. Через год здание приспособили под Дом инвалидов.

Затем тут размещались различные медицинские социальные учреждения: в годы Великой Отечественной войны – восстановительный центр для раненых и инвалидов ВОВ, труда и детства, в котором люди содержались в условиях, очень далёких от цивилизованных. Ну а в 1980-м году Белогорье вновь вспыхнуло. На соборе выгорели даже купола.

Распорядок дня и службы

Для желающих посетить Белогорский монастырь часы работы особой роли не играют. Для паломников он открыт круглосуточно: вас устроят на ночлег, накормят, постараются всё сделать удобно и очень ненавязчиво. Конечно, проводятся экскурсии. Если же вы хотите попасть на специальные богослужения в Белогорский монастырь, часы работы его такие: каждую субботу в храме с 14-00 до 15-00 часов проводятся молебны перед ковчегом, где лежат частицы мощей святого Пантелеимона — целителя. Службы идут во имя страждущих и болеющих, обремененных различными телесными недугами. Мощи эти были доставлены в монастырь из Святого Афона (Греция) ещё в 1907 году и сохранены преданными Богу людьми через все перипетии истории и личных судеб. Когда Свято-Николаевский Белогорский монастырь (фото смотрите в статье) начали восстанавливать, ковчег верующие возвратили обители. Далее, что касается специальных служб – по понедельникам с половины пятого вечера до пяти происходят водосвятные молебны, с 17.00 – всенощные бдения; по вторникам и средам – утренние божественные литургии.

Адрес и маршрут

И опять-таки информация для желающих посетить Белогорский монастырь: как проехать к нему. Точный адрес обители – край Пермский, район Кунгурский, село Калинино. Автотрасса (для добирающихся своим ходом) Екатеринбург-Пермь. Внимательно смотрите на указатели, вовремя сворачивайте на Калинино. Можно воспользоваться и автобусами.

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь расположен на вершине живописной горы в 85 км от города Кунгура и 100 км от города Перми. Сиянием своих золотых куполов он издалека указывает дорогу путникам. Красоту и величие Белой горы сравнивали с пейзажами Святого Афона, а устав жизни белогорских монахов изначально отличался строгостью и был устроен по афонскому образцу, поэтому за монастырем закрепилось почетное название «Уральский Афон».
Основанный на рубеже XIX-XX веков, Белогорский монастырь вскоре стал одним из самых крупных монастырей России. Белогорское монастырское хозяйство было, действительно, огромным – пашни, луга, пруды, мельницы, пасеки, более 14 ремесленных мастерских. Действовали собственные фотолаборатория и типография. Были открыты детский приют, церковноприходская школа и богадельня для престарелых. А главный, Крестовоздвиженский собор монастыря и сейчас поражает своими размерами, мощью и красотой.
С Белой горы открывается удивительный вид на уральские леса, холмы. Многие отмечают особую атмосферу, которая царит на вершине горы. Неслучайно, сто лет назад ежегодно сюда устремлялось до 70 тысяч паломников и это при отсутствии хороших дорог.
В истории Белогорского монастыря много необычного, загадочного. Как за короткий период в 20 лет на пустом месте удалось создать такой мощный монастырский комплекс с большим хозяйством и главным собором, который по величине и технической оснащенности превосходил столичные храмы? Что ежегодно заставляло 70 тысяч паломником преодолевать огромные расстояния и пешком по ужасным дорогам добираться до монастыря в глухих лесах Урала? Как история монастыря переплелась с историей царской семьи? Какие чудеса происходили на вершине горы? Ответы на часть этих вопросов Вы услышите в ходе экскурсии в Белогорский монастырь. Остальные ответы подскажет сама Белая гора.

Возможно проведение видеоэкскурсии, посвященной 4 Афонам: Греческому Афону, Северному Афону (на Валааме), Новому Афону (в Абхазии) и Уральскому Афону (Белогорскому монастырю).

В программе поездки:

  • экскурсия по Белогорскому монастырю,
  • посещение Крестовоздвиженского собора,
  • осмотр Царского креста,
  • посещение Никольского родника.

Продолжительность экскурсии – 7- 8 часов.

Дорога до Белой горы – 2-2, 5 часа.

На территория монастыря группа находится – 2-2,5 часа.

Стоимость экскусии для сборной группы 20.08 — 800/700 руб. с чел. (взр./льготн).

Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь — место удивительное, святое, это одна из ключевых достопримечательностей края, центр паломнического туризма.

Он расположен в 120 км к юго-востоку от Перми в Кунгурском районе, на вершине Белой горы, высота которой — 453 метра над уровнем моря. Значительная часть пути к нему проходит по Сибирскому тракту.

За десятки верст до монастыря видны золотые купола Крестовоздвиженского собора.
Датой основания Белогорского монастыря принято считать 16 июня 1891 г. В этот день состоялось освящение Царского Креста на Белой горе в память о чудесном избавлении Цесаревича Николая Александровича (будущего Императора Николая II) от смертельной опасности (в Японии на него было совершено покушение). По этой же причине Белогорский монастырь был назван в последствии Свято-Николаевским.
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был основан для ведения миссионерской деятельности в окружении сел, населенных татарами-мусульманами и старообрядцами-беглопоповцами. Первым настоятелем стал отец Варлаам (Коноплёв), перекрещенный из старообрядчества. В начале ХХ века монастырь получил высокое имя Уральского Афона за масштаб деятельности, строгость монашеской жизни, красоту ландшафта.
До революции монастырь насчитывал около 400 иноков и послушников, принимал ежегодно до 70 тыс. паломников со всей России. В 1914 г. обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Главная святыня монастыря — монументальный Крестовоздвиженский собор, строительство которого велось в 1902–1917 годах. Собор возводился по проектам архитектора Е.И. Артемова, который в свою очередь, творчески переработал типовые проекты архитектурной студии К.А. Тона.
Здание храма выполнено в эклектичном русско-византийском стиле, декор фасадов оформлен лекальным кирпичом: кокошники, бусы, венецианские окна. Крестовоздвиженский собор является самым большим храмом епархии, его вместимость свыше 5000 молящихся. Это храм, вписанный в куб, построенный в форме креста, в основание положено традиционное русское пятиглавие.
После революции монастырь был закрыт, настоятель и часть братии убиты большевиками. В советские годы в монастырских зданиях находились колония для малолетних преступников, интернат для инвалидов, психоневрологическая больница. В 1990 г. Белогорский монастырь вернули верующим.
Был восстановлен 11-метровый крест, названный «царским», с этого места в ясную погоду открываются дали на 100-150 километров. Продолжается реставрация Крестовоздвиженского собора. Открыт нижний храм, освященный во имя Иверской иконы Божией матери. В главном Крестовоздвиженском соборе установлен новый позолоченный, четырехъярусный иконостас. Святыни монастыря: Казанская икона Божией Матери, мощи святых первых веков христианства, дореволюционные иконы, писаные в белогорской мастерской, образ первого настоятеля, ныне канонизированного преподобномученика Варлаама.
Из Перми до Белогорского монастыря можно добраться:

  1. Автобусом г. Пермь — с.Калинино с автовокзала г. Перми. Подробнее — http://avperm.ru
  2. Микроавтобус с автовокзала в селе Калинино до Белогорского монастыря. (Телефон справочная служба автовокзала с.Калинино: 8 (34271) 5-71-05), либо на такси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *