Бари Николай чудотворец мощи

Бари Николай чудотворец мощи


19 декабря православные поминают Святого Николая Мирликийского – Чудотворца. Я тоже ношу имя Николай, и, видимо, не случайно. В сентябре мы совершили паломничество в базилику Николая Чудотворца в городе Бари (Италия). Приехали самостоятельно на пароме с острова Корфу (Греция). То, как это случилось, для меня до сих пор загадка. Об этом я снял фильм, который приглашаю посмотреть.
Перед поездкой в Бари я посмотрел фильм «Николай Чудотворец» по 1 каналу и фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» по каналу «Россия-1». Я узнал много нового, но, к своему удивлению, обнаружил разночтения в житии и деяниях святого Николая.
Многие изложенные факты не поддаются объяснению. Оказывается, нет вообще никаких исторических документов, бесспорно подтверждающих жизнь Николая из Мир Ликийских. Житие Николая основано на церковных преданиях, мифах и легендах. Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт: «Николай жил не поймёшь где, не поймёшь когда, вообще не понимаем, как он жил…»
В фильме Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» говорится, что будущий святой родился спустя 250 лет после рождества Христова. С детства наблюдались некоторые знаки, свидетельствующие об его избранности. Во время крещения младенец стоял целых три часа. Молоко матери вкушал только во второй половине дня ограничено. Уже с детства Николай отличался смирением, добротой и состраданием ко всем людям, независимо от того, добрые они или злые.
Николай родился в богатой аристократической семье. Они жили в приморском городе Патаре (в Ликии – Малая Азия). Позже семья переехала в портовый город Миры, где святитель провёл всю свою жизнь.

Несколько иначе рассказывает историк Александр Бугаевский. «Николай ещё не был в сане, он был юношей, жил в Патаре, у него умерли родители и оставили ему наследство существенное. И он вдруг узнаёт, что один из его соседей разорился и трёх дочерей, которые у него были, решил, чтобы не умерла семья с голода, чтобы они тоже не умерли с голода, отдать их в блудилище (публичный дом – НК).
<…>
Он был воспитан как христианин, был очень благочестивым человеком, понимал всю пагубность грехопадения, которое неизбежно происходит в блудилище. И поэтому он хотел девочек, с которыми он вырос вместе, с которыми он вместе играл в детстве, хотел спасти.
<…>
Он не отдаёт всё золото, которое у него было, а ночью тайно кидает один мешочек с золотом, и смотрит, к чему это приведёт, как отец этим воспользуется. Отец отдаёт свою старшую дочь замуж, это золото ей в приданое.
После этого юноша Николай – повторяю, не дьякон, не священник, не епископ – кидает второй мешочек ночью в окно разорившегося отца трёх девиц. И отец выдаёт вторую свою дочь замуж. … Он подкараулил ночью своего благодетеля и увидел, что это юноша, который живёт по соседству. Отец начинает его сердечно благодарить. Но юноша Николай не хочет возблагодарения за это, не хочет никакой славы. И он просит отца, чтобы это осталось в тайне.
К сожалению, рассказ искажается, будто это старец бросает мешочки с золотом. На самом деле это был мальчик», – повествует в фильме Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» историк Александр Бугаевский.

Образ Николая Чудотворца использовали для создания Санта Клауса, который под рождество приносит подарки детям.
Считается, что традиция дарить подарки на Новый год пошла от благодеяния Николая, которое он совершил, когда ему было около 18 лет.
Для 18-летнего юноши вполне естественно влюбиться в девочку, с которой он дружил всё детство, и помочь ей избавиться от блудилища.
Однако, если наследство он получил после смерти родителей и раздал его в Патаре, то почему переехал в Миры?
И когда Николай переехал в Миры: вместе с родителями или после их смерти?
В виду отсутствия достоверной информации, каждый сочиняет про жизнь Николая из Мир Ликийский, как сам того хочет.
На Пасху в храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках я взял для внучки книжку Александра Ткаченко «Житие святителя Николая Чудотворца» (допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви Москва – Никея – 2017).

Александр Ткаченко так рассказывает детям о Николае: «Он был священником и часто общался с самыми разными людьми, которые приходили к нему в храм за советом и помощью. Несмотря на молодость, Николай был очень мудрым и внимательным к чужому горю. Каждому он был готов помочь, каждого старался утешить.
И вот однажды Николай получил наследство и стал очень богатым. … И стал раздавать полученные в наследство деньги тем, кто в них нуждался. Правда, и это он тоже делал необычным способом».

Рассказав известную всем историю о подарках трём девицам, Ткаченко спрашивает: «Почему же такой странный способ помощи избрал Николай? А всё дело в том, что бедняк этот был когда-то знатным человеком, но потом потерял всё своё богатство и дошёл до крайней нищеты. Священник просто боялся, что бывшему богатому обидно будет принимать от него милостыню. Вот он и решил помогать тайком.
<…>
Не успел Николай скрыться, но что тут поделаешь. … Бедняк упал сразу в ноги и стал благодарить, но священник велел ему подняться и взял с него клятву, что тот никому не расскажет о случившемся.
<…>
Николаю очень не хотелось, чтобы кто-то узнал о его помощи. Ведь если делаешь доброе дело напоказ, то получается, что оно не такое уж и доброе.
Но, видно, не сдержал бывший богач своей клятвы и рассказал об этой истории. Иначе: откуда бы мы узнал о ней?»
Видимо, бедняка, отца трёх девиц, расспрашивали, откуда он взял золото. И он, очевидно, не мог не рассказать о том, кто ему это золото дал и каким образом.
«Узнав, что в Патаре его стали почитать как святого, Николай сел на корабль и навсегда уплыл из родного города, – пишет Александр Ткаченко. – Избегая почестей и людской славы, он покинул родной дом и после долгих путешествий стал жить в столице, где его никто не знал».
Сегодня Миры – это территория Турции. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия.
«Никто не знал, откуда он появился в Мирах, как его зовут и кто он такой. Зато все знали, что ежедневно чуть свет он приходит в главный храм города, становится в самый дальний уголок и молится почти до поздней ночи. Сердобольные женщины, работавшие в храме, иногда кормили его. …
Наверное, вы уже догадались, что необычным нищим был наш старый знакомый – священник из города Патары, – пишет Александр Ткаченко.
И всё-таки очень странный он был этот священник Николай. Когда ему предложили стать архиепископом, он взял и … отказался!
И согласился, лишь когда узнал, что Сам Бог избрал его на это место.
<…>
Вот таким странным человеком был святитель Николай Мирликийский, – пишет Александр Ткаченко. – Не боялся вступиться за слабых и обиженных там, где все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почёта и высоких званий, хотя молитвой мог усмирять бури и воскрешать мёртвых. Богатство своё раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой. Действительно – странный».
Согласно церковному преданию, Николай родился около 270 года в городе Патара (Малая Азия). Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его за чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.
В житие Святителя Николая читаем: «Когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым.
Со слезами молился святой Николай на Голгофе. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине.
<…>
В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области».
Конечно, путаница в рассказах о Николае не отрицает его праведной жизни. Если спустя 1700 лет миллионы людей почитают его как святого, значит не зря он жил!
В разных странах Николая Мирликийского называют по-разному, в России чаще всего – чудотворец. Его даже считают «русским святым»; в средние века иностранцы называли «русским богом». Многие искренно убеждены, что Николай был русским.
В детстве во время посещения Эрмитажа мне запомнилась одна картина, название и объяснение которой я не знал. И только уже в зрелом возрасте узнал, что на ней изображён Николай из Мир Ликийских, удерживающий палача от расправы над невиновными.

В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников.
В одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию Николай воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть.

Полагаю, воскресить умершего способен только Бог. А вот возвратить человека в сознание доступно и святому.
Хотя слишком частое упоминание о чудесах девальвирует их ценность.
В период гонения на христиан, святитель Николай вместе со многими христианами был заключён в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру.
Николай боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.
Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Вселенского собора (325 год) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.
У меня лично этот факт никак не увязывался с представлением о Николае Чудотворце как смиренном проповеднике любви и всепрощения, образце кротости и веры.
По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя».
Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».
Профессор церковной истории В.В.Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Профессор, протоиерей В.Цыпин считает, что так как в наиболее достоверных документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию.
Фактов удара по щеке Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, хотя отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария».
В русской агиографии описание пощёчины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер в городе Миры, Ликия примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничеств. Произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться мощам святого Николая.
Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до похищения их итальянцами из города Бари.
В 1087 году 62 моряка из Бари выкрали священные останки Николая и привезли в свой родной город. Моряки забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (примерно 4/5), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099—1101 годах, благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами и доставлены в Венецию. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету.
Считается, что в Демре сохранились ещё остатки мощей Святого Николая. Это даёт мошенникам возможность торговать подделками на чёрном рынке.
Историк Александр Бугаевский говорит: «баряне и веницианцы хотели похитить его (Николая – НК) мощи для того, чтобы он стал патроном города. Конечно, это разбойное нападение, грабёж. Стали пытать одного из монахов. Под угрозой пытки он показал, где мощи святителя Николая. Они взломали крышку гроба».

Уже 930 лет останки Святого Николая (2/3) хранятся в базилике в городе Бари. Базилика принадлежит Римско-католической церкви, управляется орденом бенедиктинцев.
В 2006 году у базилики был установлен памятник Николаю Мирликийскому – работы скульптора Зураба Церетели. За памятником есть памятная доска, на которой написано, что это дар президент В.В.Путина городу Бари.

Каждый год около 70 тысяч россиян приезжают в Бари, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца. Базилику посещают туристы из разных стран в самых разных одеждах, они фотографируют, снимают видео, громко разговаривают (что по нормам наших православных храмов запрещено).
Но более всего меня поразило, с какой верой люди в крипте базилики пытаются дотянуться рукой до престола алтаря. Это напомнило известную фреску Микеланджело «Сотворение Адама», которую мы видели в Сикстинской капелле Ватикана.
В день нашего посещения не предполагалось открытие доступа к мощам. Однако неожиданно для каких-то высоких гостей дверь на минуту приоткрыли, и туда успела войти моя спутница. Я был занят интервью с паломниками и, к сожалению, не заметил этого.
Николая Чудотворца наиболее почитают в восточном христианстве, а в Западной Европе более почитаем Спиридон Тримифунтский. На востоке Европы Николай является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.
Я, конечно, не мог не обратиться к Николаю Чудотворцу с просьбой о помощи, поскольку путь в Бари был непредсказуем. Святителя Николая считают покровителем странников и особенно путешествующих морем.
Перед поездкой я написал письмо на адрес базилики в Бари. Мне ответили: «Sig. Nikolay, ho letto la sua lettera. Il giorno 9 settembre, quando viene a Bari per venerare le Reliquie di San Nicola, possiamo incontrarci. Chieda di me alla portineria del Convento. Cordiali saluti. P. Giovanni Distante, Rettore».
Однако когда мы приехали в Бари 9 сентября, встретиться с ректором не удалось; он сообщил, что находится в отъезде.
Также я написал письмо в Патриаршее подворье. Мне не ответили. Но когда мы пришли на службу, со мной согласился поговорить русский священник. Ему я передал свой роман-исследование об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Я решился на это после того, как профессор, доктор богословия и доктор медицинских наук, настоятель храма в Юкках протоиерей отец Григорий Григорьев дал высокую оценку моему роману.
Мощи Николая Чудотворца хранятся на глубине 2-3-метров под престолом алтаря крипты. Внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, с помощью опускаемого вакуумного насоса извлекают прозрачное миро.

Некоторые считают, что миро возникает как результат конденсации, поскольку мощи находятся глубоко под землёй в склепе почти на уровне моря. В 1953 году во время реконструкции мощи достали и обернули их белым полотном, поместив в вакуумный ковчег. А когда спустя несколько лет ковчег открыли, то вся ткань была переполнена благоуханным прозрачным миро. Так было доказано, что это не физическая конденсация, а чудесное мироточение.
19 июня 2016 года извлекли кость, которая 1700 лет хранилась во влажной среде склепа. Оказалось, что эта кость так же прочна, как и у живого человека, при этом источает миро.
В церковной лавке возле базилики я купил сувениры с изображением Святого Николая и капелькой миро. На обороте напечатан тропарь.
Каково же было моё удивление, когда возвратившись домой я увидел, что и в нашем храме продаётся миро мощей святого Николая из той самой базилики в Бари. Прилагался даже удостоверяющий документ о том, что миро подлинное.
Я обратился к священнику с вопросом, насколько это реальное миро. Священник рассказал мне, что в год собирается примерно 460 мл миро, его разбавляют святой водой и продают различным церквям.
В нашем храме ампула примерно 100 мл миро в шкатулочке стоит 1450 рублей. Вчера я заходил в храм – всё миро раскуплено. Но священник пообещал, что скоро привезут ещё.
На мой вопрос о несовпадениях в житии Николая Чудотворца, священник рассказал мне, что если человек пожертвовал своё состояние церкви и отличался благонравием, его принимали в монастырь, а в дальнейшем он становился священником. Согласно церковной традиции, житие сочиняли после того, как человек был признан святым.
Существует множество икон Николая Чудотворца, и лик его не везде одинаковый. Слово «икона» с греческого переводится как «образ». При вскрытии гробницы в 1953 году археологические исследования показали, что иконографический образ святого по своим чертам полностью соответствует его портретному изображению.
В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложен, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.
Некоторые спрашивают: почему бы не провести генетический анализ мощей и спектральный анализ миро, чтобы любители древности не покупали подделок на чёрном рынке, а мошенников лишить возможности обманывать доверчивых граждан?
Дело, конечно, не в костях и не в миро, а в вере. Не иконы, не мощи святых творят чудеса, но ВЕРА людей в то, что желаемое может произойти. Вера творит чудеса! Вера – это то состояние, которое только и позволяет войти в контакт с Богом, чтобы твоя молитва была услышана.
Лично мне приятнее жить, веря в Высшую Справедливость, даже если на самом деле её нет. Так легче жить. Даже если вера в Высшую Силу есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.
В июле 2017 года в Санкт-Петербург привезли частичку мощей Николая Чудотворца. Позолоченный ковчег был выставлен в Александро-Невской лавре. Перемещение ковчега с частичкой мощей стоило больших денег.
13 июля я был среди других, чтобы прикоснуться к ковчегу. Всего в Санкт-Петербурге пришли поклониться мощам около полумиллиона верующих.
Кто-то считает, что в сказки о нетленных мощах верят только глупые необразованные люди. Однако то, что ещё недавно казалось фантастикой, сегодня стало реальностью. Учёные научились из клетки костей восстанавливать ДНК умершего человека, что позволяет многое узнать о нём, и даже даёт возможность клонировать тело (воскресить к новой жизни).
Прикосновение к мощам есть прикосновение не столько к костям, сколько к духовному образу святого. Поклонение святому есть поклонение Свету, который есть в каждом из нас.
Ни в какой другой стране мира нет такого почитания Николая Чудотворца, как на Руси. Уже в 13 веке на Руси появляются иконы Святителя Николая, строятся храмы.
На православной выставке 1-3 ноября 2018 года мне, к сожалению, не удалось купить Житие Николая Чудотворца (всё раскупили). Пришлось ехать в Александро-Невскую лавру.
По совету священника я купил журнал «Русский дом» №9 за 2018 год. В журнале прочитал о Николе Можайском в Севастополе. Изображение Святого Николая с мечом в одной руке и с храмом в другой знают только на Руси. Меч символизирует защиту христианства, а храм – его епископство.
Признаться, меня несколько удивил Николай Чудотворец с мечом в руке. Появление Святителя Николая с мечом имеет свою историю. Существует предание о защите Можайска Николой. Когда Можайск был осаждён врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, в небе над собором вдруг возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города. Деревянный образ Николы с мечом в руке был выполнен неизвестным автором в конце XIV века.
Впервые скульптура упоминается в 1495 году в наказе великого князя московского Ивана III. А образ Николая Можайского стал основой для памятника, который установлен в Патриаршем подворье в Бари. Такую же скульптуру Николая Чудотворца высотой более 3-х метров и весом в одну тонну установили в четырёх местах на границах России: в Калининграде, на Земле Франца Иосифа, на Чукотке и Курилах.
Возвращаясь на Корфу, на пароме я долго не мог заснуть после всего пережитого в Бари. Слишком сильными были впечатления от увиденного за день. В полночь я вышел на палубу, чтобы насладиться прохладой ночного моря. Неожиданно ко мне подошла девушка, которая в базилике Святого Николая отказалась дать мне интервью. Она сказала, что сама из Киева и едет на Корфу поклониться Спиридону Тримифунтскому.
Наступала полночь. Взошла луна. Наслаждаясь морским бризом и красотой гаснущего заката мы почти два часа проговорили о Николае Чудотворце, о вере и о Боге.
Я ещё раз убедился: что бы не говорили политики о вражде православных в Украине и России, истинно верующие в Христа люди не могут испытывать неприязнь друг к другу.
Политики решают свои проблемы с помощью церкви, эксплуатируя доверие простых людей и подрывая веру во всё святое.
Смотрит на всё это Святой Николай и, наверное, плачет…
В переводе с греческого имя «Николай» означает – победоносный народ.
Русские люди надеются не только на рационализм, прагматизм и здравый смысл, но и на чудо.
1-3 ноября 2018 года я побывал на Х форуме православной общественности Петербурга и организованной выставке. Там я побеседовал с людьми об их отношении к Николаю Чудотворцу.
Там же состоялось выступление протоиерея Андрея Ткачёва. Он полагает, что «святых на Руси много, даже великих, но Угодник Божий один – Николай! Это великий человек, не гнушающийся простого человека! Житие святого это не шаблон, это откровение. Народ – он же нюхом живёт, и он пронюхал, что Николай самый добрый, что он грешника не осудит. Наверное, это и есть любовь, когда нет сложных перегородок. … Наш народ сохраняет ещё черты детскости, наивности…»
Протоиерей Андрей Ткачёв полагает: «Святость Николая это святость Христова, это подарок Иисуса Христа Николаю. То есть мы должны Христа за ним видеть. Святой прозрачен как промытое стёклышко, и за святым человеком мы видим Христа, дающего тому или иному человеку святость, благодать, помощь».
Чем же отличается святой от обычного человека?
13 декабря 2018 года я был на конференции «Бог. Человек. Мир», которая проводилась в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге. Участникам конференции я задал вопрос: что отличает святого человека от обычного?
На мой взгляд, святого всегда отличали аскетическая скромность и простота, молчаливость и любовь несмотря ни на что.
Святые – такие же люди, как и мы, только канонизированы Церковью, поскольку показали пример христианской жизни для многих своих современников.
Святость достигается не трудом ради обретения богатства, а добротой души и бескорыстной любовью.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». (1-е Коринфянам 13:1).
Святость – это посмертное признание церковью человека, которое даётся за сотворённые им чудеса. Хотя, на мой взгляд, чудеса не главный показатель святости, как и нетленные мощи. Главное – подвиг любви бескорыстной и веры нелицемерной.
В католической церкви нетленность мощей не играет никакого значения для канонизации. Главное – святая жизнь и проявление чудодейственной силы. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.
В православии христианин причисляется церковью к лику святых после смерти. Важны его страдания за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать; точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

Святых людей мы можем пересчитать по пальцам рук, а миллионы людей проживают жизнь бесследно. Вполне можно допустить, что жизнь одного святого человека важнее и ценнее жизни многих миллионов людей. Жизнь одной выдающейся души иногда может служить оправданием целого поколения людей.
Может ли быть Святой идеалом для современных людей?
Вряд ли. Святой к богатству не стремится, детей не родит, карьеры не делает.
Святым поклоняются, ставят свечи, молятся, однако мало кто хочет следовать их примеру. Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом Николая Чудотворца. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
В протестантских храмах нет изображения святых, поклоняются только Господу. Протестанты считают, что человеку не нужны посредники для общения с Богом. Обращаться нужно непосредственно к Богу, а не к святому как посреднику.
В православии считают допустимым просить святого обратиться к Богу, и часто молятся в большей мере святым, нежели Господу. У наших святых можно просить «моли Бога о мне». Но о помощи, о спасении, о здоровье и других важнейших вещах нужно просить прежде всего Бога.
Католические священники дают обет безбрачия, поскольку считают, что надо либо думать о Боге, либо о жене. А вот научиться думать и о Боге и о жене, это трудно. Ещё труднее научиться любить. Супружеская жизнь является большим испытанием и большим опытом любви.
Мы приходим в эту жизнь с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что. Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»). Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.
Жизнь создана на Земле для совершенствования человеческих душ. Судьба конкретной души важнее прогресса цивилизации!
Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость.
Человек должен жить для Бога и творить добро для людей. Любить Бога и означает любить людей. Без любви к Богу не хватит сил любить ближнего. Ведь человек любит прежде всего себя самого. Но именно любовь к Богу даёт силы любить ближнего, а тем паче врага своего.
Лучше верить в Бога, жить любовью и творить добро, чтобы оказаться готовым к посмертному суду. Это лучше, чем ни во что не верить, творить зло и ненавидеть, то есть жить исключительно негативными эмоциями.
Почему же люди не следуют заветам святых старцев и не живут по заповедям Божьим? Почему крадут, прелюбодействуют, лжесвидетельствуют, убивают?
Может быть, потому, что люди не верят в посмертный суд, где каждому воздастся по делам его?
Люди отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда. Они не просто не верят, они НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ (!), что за все прегрешения придётся расплачиваться.
Дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А что для Вас значит УГОДНИК БОЖИЙ НИКОЛАЙ?
>Бари

Бари (Италия) — все о городе, главные достопримечательности Бари с фото и описанием, самые интересные туристические маршруты на карте.

Город Бари (Италия)

Бари — приморский город в Южной Италии, центр одноименной провинции. Это один из самых значимых городов региона наряду с Неаполем, крупный туристический и экономический центр, морской порт. Бари, как и многие итальянские города, имеет богатую, длинную историю, поэтому здесь много старинных достопримечательностей, памятников архитектуры. Порт города является крупнейшим пассажирским портом Адриатического моря.

Город Бари расположен на побережье Адриатического моря между городами Джовинаццо — на севере, и Мола-ди-Бари — на юге в центре большой равнины. Хотя некоторые склоны достигают 131 метров над уровнем моря.

Бари с высоты «птичьего полета»

Климат — средиземноморский, с мягкой зимой и жарким, сухим летом.

Бари очень известен в религиозной среде — здесь покоятся мощи святого Николая Чудотворца, что сделало его одним из центров православной церкви в Европе.

Набережная Бари

История

История города начинается более двух тысяч лет назад, когда римляне основали здесь рыбацкое поселение. Хотя эти места были заселены намного раньше во времена Древней Греции. Уже в то время сюда проложили Траянову дорогу, что послужило толчком к росту и развитию города. В 9 веке Бари ненадолго попал под власть сарацинов, которые основали здесь Барийский эмират и заложили здесь крепость. В дальнейшем город принадлежал Византийской империи и норманнам.

Вечер на побережье — Бари

В 12 веке Бари входил в состав Священной Римской империи, а в 14 и 15 веках городом правила герцогская династия. В это время город пришел в упадок и потерял свое былое значение. Герцогство вернулось сначала в состав Неаполитанского королевства, потом в состав Италии при ее объединении.

Улицы Бари

Кухня и питание

Кухня Бари чрезвычайно разнообразна: пицца, морепродукты, сыры, мясо и многое другое. С питанием здесь не будет проблем. В городе действует огромное количество ресторанов, тратторий, пиццерий, точек фастфудов.

Региональные блюда:

  • Patate riso e cozze — рис, картофель с морепродуктами
  • Fave e cicorie — бобы с цикорием
  • Brasciole (o braciole) — мясные рулеты из конины или говядины
  • Cozze ripiene — фаршированные мидии
  • Pasta e cavoli — паста с овощами
  • Agnello con piselli — баранина с горохом или бобами

Достопримечательности Бари

Кафедральный собор Сан-Сабино

Кафедральный собор Сан-Сабино (Cattedrale di San Sabino) — собор, построенный между XII и XIII веками в романском стиле.

Нормано-швабская крепость в Бари

Нормано-швабская крепость в Бари, построенная в первой половине 12 века. Могучий и величественный замок состоит из двух отдельных частей: первой — византийско-норманнского происхождения в форме трапеции с двумя башнями; второй — объединяющей все бастионы. В замок можно попасть с южной стороны по мосту через ров. В западной части замка есть резной готический портал. В северной части замка расположена картинная галерея.

Базилика Святого Николая

Базилика Святого Николая (Basilica di San Nicola) — католическая базилика, построенная в начале 12 века для хранения мощей св. Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых православных святых. Базилика украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) были заимствованы от более древних византийских построек. Около 1130 года были созданы престол и киворий (украшен капителями и ангелами), в середине XII века появился епископский трон, вырубленный из цельного куска мрамора.

Город Бари в Италии и Святой Николай Чудотворец

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 26 Поделились

Город Бари, второй по значимости на юге Италии после Неаполя, расположился на каблуке итальянского сапожка. Бари – столица региона Апулия, крупный морской порт и транспортный узел.

Но если бы Бари был очередным портовым городом, то не обрел бы известность далеко за пределами Италии, не стал бы местом паломничества для тысяч верующих христиан. Именно здесь находятся мощи Святого Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых как у православных, так и у католиков.

Экскурсии в Бари и окрестностях с русскоязычными гидами. Для заказа => planmytrip@wowitaly.ru, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Святой Николай Чудотворец: как его мощи попали в город Бари

Святой Николай Чудотворец – покровитель моряков, детей, торговцев, путешественников и незамужних девушек. Родился в семье состоятельных христиан, но всегда вел скромный образ жизни, раздавая унаследованное от родителей богатство всем нуждающимся.

Известна история, как Николай помог трем бедным девушкам. Впавший в нищету отец, не имея денег, чтобы собрать приданое и выдать дочерей замуж, задумал отдать их в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил бедствующей семье мешочек с золотом. Так нашлось приданое для старшей дочери, и она была спасена от греха и позора. Через некоторое время Святой Николай подбросил деньги и для второй дочери, что позволило и ей благополучно выйти замуж.

А вот третий мешочек с золотом от Святого, если верить легенде, приземлился в чулок младшей дочери, который висел на камине. Отсюда и пошла традиция вывешивать носки в ожидании подарков. Так образ Святого Николая и само его имя с течением времени трансформировались в Санта-Клауса – Деда Мороза западного мира, который в рождественскую ночь награждает детей подарками за примерное поведение.

Сразу после смерти тело Николая стало мироточить (явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой, испускающей благоухание влаги (миро) на мощах святого), и паломники потянулись в город Миры, чтобы поклониться им.

Как же мощи Святого Николая попали в Бари? Город Миры был столицей Ликии – страны на юге Малой Азии (современная Турция). Постепенно христианскую Ликию завоевали турки, исповедующие ислам, поэтому идея о переносе мощей напрашивалась сама собой.

Жители Бари страстно желали повысить религиозную значимость родного города, и мощи почитаемого святого подходили для этих целей лучше всего. Под прикрытием спасения мощей от воинственных турок они с помощью хитрости выкрали большую их часть из церкви Святого Николая в Мирах Ликийских. А то, что осталось, вывезли позже венецианцы во время Первого крестового похода (на острове Лидо была построена церковь в честь святого).

Когда барийцы вернулись домой, в городе еще не было принято решение, где захоронить мощи. Быки, перевозившие саркофаг, неожиданно остановились на том месте, на котором сейчас стоит базилика Святого Николая. Это было воспринято как знак свыше.

Зная на своем опыте, как относительно легко можно выкрасть мощи, жители Бари в первую очередь построили крипту, где под огромную плиту захоронили останки святого. И сегодня прикоснуться к святым мощам возможно только через эту плиту.

2. Базилика Святого Николая Чудотворца в Бари

Это уникальное место, которое примеряет православных и католиков благодаря Святому Николаю Чудотворцу.

В крипте находится и так называемая «чудодейственная колонна» XI-XIII в. Легенда гласит, что колонная была выловлена Св. Николаем в водах Тибра и перенесена в порт Миры. А после кражи саркофага с мощами святого последовала за своим хозяином и чудесным образом появилась в Бари в 1098 году. Была установлена в крипте на месте единственной недостающей колонны.

Существует легенда, что колонна помогает незамужним женщинам встретить свою любовь и выйти замуж. В Средние века необходимо было три раза пройти вокруг колонны и потереть ее. Сейчас «исхудавшую» колонну огородили стеклом и решеткой, поэтому обойти ее не удастся, но загадать желание и прикоснуться к колонне по-прежнему можно.

В 1969 году в знак уважения, дружбы и глубокого единения с православными верующими, русским было предоставлено право на совершение православной Литургии в крипте базилики Св. Николая.

На территории базилики можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца авторства Зураба Церетели, которая была подарена церкви во время визита российского президента В. Путина в город Бари в 2006 году.

По вторникам и четвергам (в 10:30) в крипте базилики Святого Николая проходит русская православная служба. Есть уникальный шанс прикоснуться к мощам Николая Чудотворца (в остальное время алтарь закрыт за решеткой). Не забудьте взять платок, чтобы покрыть голову.

3. Когда в Бари проходят ежегодные торжества в честь обретения мощей

Лучшее время для посещения Бари – это с 7 по 9 мая, когда проходят грандиозные торжества, посвященные прибытию мощей Святого Николая в Бари.

Программа празднований начинается вечером 7 мая, когда более 400 участников в средневековых костюмах воссоздают процессию прибытия мощей в город из бухты св. Георгия до базилики Св. Николая. Сотни свечей, огненные факелы и непрекращающийся звон колоколов – непередаваемое зрелище!

Также в течение трех дней празднований у вас будет уникальная возможность посетить торжественные богослужения, увидеть многочисленные концерты и фейерверки.

4. Русская православная церковь в Бари

Русская церковь в Бари, или Подворье Русской Православной церкви с Храмом Святого Николая находится в переулках современной и хаотичной окраины города, в районе Карасси на проспекте им. Бенедетто Кроче (corso Benedetto Croce, 12).

Она была построена специально для православных паломников. Первый камень храма был заложен в 1913 году русским царем Николаем II в годовщину перевоза мощей Святого Николая в Бари. В течение XX века храм несколько раз переходил в собственность различных организаций и только в 2012 году официально был передан России.

Обратите внимание, что православные службы проходят в крипте базилики Святого Николая по вторникам и четвергам в 10.30.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост! 😉

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 26 Поделились

Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия): история

Самой важной достопримечательностью города Бари стали мощи Николая Чудотворца, хранящиеся в храме имени святого. Христиане со всего света стремятся сюда, чтобы побывать в базилике святого Николая (Basilica di San Nicola). Ведь это – один из самых почитаемых святых в христианском мире.

О Николае Чудотворце


Почему к мощам Николая Чудотворца в Бари стремятся совершить паломничество глубоко верующие люди и обычные туристы? Этот святой стал самым почитаемым после Иисуса Христа и Богородицы. Его считают покровителем слабых и нуждающихся в защите людей. Кому и чем помогает Николай Чудотворец:

  • детям, особенно сиротам,
  • людям с тяжкими заболеваниями,
  • тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации,
  • заключенным,
  • супругам – вернуть мир в семье, а также наладить отношения между родителями и детьми,
  • путешественникам и паломникам.

И наконец, есть поверье, что Николай Чудотворец покровительствует животным, например, можно попросить его о помощи в излечении домашнего питомца.

Мы не будем рассказывать о жизни этого святого. Она была очень насыщенной: по поверью, Николай с детства обладал даром творить чудеса и помогал людям. Скажем только, что в России есть несколько церковных праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. Один из них отмечается 22 мая, так называемый праздник Николы Вешнего. Эта дата как раз связана с мощами святого. В этот день мощи были доставлены в город Бари, и с тех пор там хранятся. Правда, в Италии этот день отмечают 9 мая из-за разницы в григорианском и юлианском календаре. Если вы приурочите своей визит в Бари к этой дате, вас ждет священное таинство.

История перенесения святыни в Бари


Строго говоря, в Италию, Бари, мощи Николая Чудотворца попали в результате воровства. Но на это у верующих была веская причина. Дело в том, что мощи святого раньше находились в городе Миры. В те давние времена Миры подвергались постоянным набегам мусульман и была велика вероятность разграбления и надругательства над святыней.

В 1087 году купцы из Бари снарядили корабельную экспедицию в Миры. Благополучно добравшись до святыни, они связали монахов, стороживших мощи, разбили гробницу и вытащили останки святого Николая. Причем забрали не все мощи, так как торопились уплыть обратно. На родину купцы вернулись 8 мая, их встречал весь город! А 9 мая мощи были торжественно уложены в гробницу и хранились в одной из церквей Бари, пока не была построена базилика святого Николая.

А греки на такое несанкционированное изъятие мощей обиделись. И Греческая православная церковь праздник 9 мая (день перенесения мощей в Бари) не отмечает. Греков можно понять, ведь мощи святого Николая хранились в Мирах несколько веков, после того, как Чудотворец там скончался. Но все остальные этот день празднуют, в том числе Русская православная церковь.

О базилике Святого Николая и празднике перенесения мощей


Мощи Николая Чудотворца в Италии хранятся в церкви, специально для этого построенной. Она была возведена и освещена в 11 веке, после прибытия мощей в Бари, но потом еще достраивалась и перестраивалась. Это католическая базилика характерной постройки со строгими фасадами, остроконечными башнями и колокольней. Но во внешнем облике присутствует и византийский декор: узоры и барельефы, что, несомненно, украшает это строгое здание.

Внутри базилики можно увидеть массивные колонны, арки, а наверху расположились галереи. Храм украшают картины, фрески, иконы и скульптуры, а также здесь есть сокровищница с коллекцией церковных предметов. Но в целом внутреннее убранство нельзя назвать богатым, а сначала оно было совсем простым. Например, роспись стен была выполнена только в 17 веке. В богатом интерьере эта базилика не нуждается, ведь ее главное сокровище – святые мощи.

Этот храм имеет подземную крипту. Там установлена гробница с мощами Николая Чудотворца. Их никогда не вынимают, но 9 мая достают из гробницы миро. Считается, что чудодейственная жидкость сочится из мощей святого. Раньше ее собирали губкой, а теперь качают специальным насосом. Потом миро разводят святой водой и раздают всем паломникам. Это – заключительная часть праздника по перенесению мощей Николая Чудотворца в Бари. А вообще торжества проводятся здесь с 7 по 9 мая:

  • выступления мэра и глав церкви,
  • театрализованные представления,
  • церковные песнопения и службы.

Даже если вы не являетесь убежденным христианином, вам будет интересно увидеть этот праздник. Впрочем, в базилику святого Николая можно прийти на экскурсию в любой день года, чтобы увидеть место, где упокоился Чудотворец, и попросить его о помощи.

Обзор

Сумма всех оценок статьи:

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:

  1. ВКонтакте
  2. Инстаграм
  3. YouTube

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая — слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.
В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы — Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный.
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Отзыв: Экскурсия в церковь Святого Николая (Италия, Бари) — Место, обязательное к посещению.

Последняя моя поездка в Италию не изобиловала экскурсиями, как предыдущие мои поездки. Хотя я и провела там всю зиму. В этот раз у меня были более важные занятия. Но, две интересные экскурсии все же состоялись.
Первая поездка случилась совершенно неожиданно в город Бари в церковь Николая Чудотворца. Хотя до Бари не так далеко от Козенцы, где я жила (часа четыре на машине), раньше съездить туда как-то не получалось.
Про город Бари я часто слышала от своей сестры. Она постоянно совершает паломнические поездки, объездила практически все святые места в России и, мечтает съездить в Бари.
Когда я приехала в Италию, совершенно случайно в соцсетях прочитала объявление, что намечается поездка в Бари. Никого из группы на тот момент я не знала, но, все были русские (вернее сказать, русскоговорящие), поэтому я решила, что использую такой шанс, заодно и познакомлюсь.
Бари — красивый город, который расположен в регионе Апулия. Он достаточно крупный, это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек.
Ну и, конечно же, город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая.
Выехали мы рано утром, еще затемно. В Козенце шел дождь, но была надежда, что в Бари погода лучше.
Так и оказалось, на небе ни облачка.
Поставили машину на парковку (в выходные дни она здесь бесплатная) и отправились искать церковь Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola). Это церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Долго искать не пришлось, колокольню видно издалека. По деревьям, которые сбрасывают листья, видно, что на дворе зима — середина декабря.

Строительство храма было начато еще в 1087 году, именно в этот год сюда были перевезены мощи Святого Николая. Храм был возведен в самом центре города, но в настоящее время он уже немного смещен относительно центра, так как за это время город активно строился.

Впереди большие праздники — Рождество и Новый год, поэтому город принарядился. На деревьях гирлянды.
А в церковном дворе — большая елка.
Здание храма Святого Николая величественное и довольно простое в плане украшений.
Сначала мы пройдемся по церковному двору и вокруг здания, а потом зайдем внутрь.
Какова же история появления мощей святого в городе Бари?
Николай Угодник служил епископом в одной из церквей города Мира до самой кончины. Сейчас этот город находится на территории Турции. Раньше эта территория называлась Ликия. Еще при жизни Святой Николай считался целителем и защитником всех слабых.
После смерти его мощи были размещены в храме в Мире. Когда православные люди стали исцеляться, прикладываясь к мощам святого, в храм потянулись многочисленные паломники.
Однако, в те времена город часто подвергался набегам мусульман. И когда город Мира в Ликии перешел к мусульманам, чтобы сохранить святые мощи было принято решение перевезти останки в более безопасное место. За право обладать ценной христианской реликвией боролись два города — Бари и Венеция.
В Миру отправились и барийцы, и венецианцы. Но, барийские моряки оказались проворнее, быстрее достигли Миры и завладели мощами Святого Николая.
9 мая 1087 года их доставили в город Бари.
А мы огибаем здание храма. За базиликой есть большой внутренний двор.
Надо отметить, что храм Николая Чудотворца в Бари — один из немногих, которые посещает так много паломников.
Здесь очень много русских людей. Каждый год сюда съезжаются тысячи российских паломников.
Николай Чудотворец является покровителем детей-сирот, путешественников, заключенных в неволе, помогает от тяжелых и, даже, смертельных болезней.
Это один их немногих святых, которого почитают практически во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской.
Итак, 9 мая 1087 года останки Святого Николая были привезены в Бари. Сначала они были расположены в храме святого Стефана. Пока не был построен новый храм.
И вот с того времени в Бари ежегодно 9 мая происходит празднование Дня перенесения мощей.
Жители города даже устраивают целое представление, как это происходило.
Именно в этот день многие стараются приехать в Бари .
Часть мощей Николая Угодника также находится и в Турции. Дело в том, что барийцы не смогли собрать самые мелкие останки. Еще некоторая часть мощей есть и в Венеции, которая попала туда во время крестового похода.
На территории храма есть и церковная лавка.
Здесь можно приобрести иконы, крестики, различную литературу. А также флакончики с «миро».
Мощи Николая Чудотворца являются мироточивыми. Это обнаружили барийские моряки, которые перевозили останки. Когда они вскрыли гроб, то увидели, что скелет Николая Чудотворца был погружен в благоухающую жидкость. В православии это явление называют «миро» или «мироточение», а вот католики — «манной Святого Николая».

Помимо этого, в лавке стоит автомат по продаже воды и кофе.
Здесь же, недалеко от храма установлена статуя Святого Николая.
Подарок из России. Автор — Зураб Церетели.
А рядом на стене послание от президента России — В. В. Путина.
Прямо от церковной площади открывается вход на небольшую улочку с магазинами сувениров.
Ну, а мы теперь идем в сам храм. Храм представляет собой красивую постройку из двух помещений — верхней и нижней церкви.
Когда мы вошли, здесь, в верхней церкви, шла католическая служба.
Здесь в верхнем храме находится гроб Святителя Николая.
Также в верхнем храме установлена статуя в честь Святого Николая, которая для сохранности накрыта стеклянным куполом. Под этот купол прихожане кладут записочки с просьбами.
Каждый год 9 мая статую торжественно выносят в город.
Праздник перенесения мощей считается одним из самых главных в городе.
А мы тихонечко спускаемся в нижний храм: Крипту или подземную церквь.
Крипта имеет форму небольшого прямоугольника с настенными росписями.
Потолочный свод храма поддерживается 26 колоннами, которые выполнены из натурального мрамора. Верхи колонн — капители отличаются друг от друга, как формой, так и украшением. Здесь есть капители с головами различных животных и птиц.
В храме есть так называемая сокровищница. Здесь все желающие могут отблагодарить Святителя и оставить подарки для храма. Также в сокровищнице можно увидеть и реликвии, привезенные из крестовых походов. Здесь хранятся мощи апостолов Фомы и Якова, а также святыня — шип из венца Иисуса.
Одним из самых ценных подарков является икона самого Николая Чудотворца. Эта икона была подарена сербским царем, которому удалось вернуть свое зрение после посещения храма.
Икона расположена за кованой решеткой, за которую прихожане бросают записки с просьбами к святому и деньги.
Вот поближе — мраморная колонна, на капители которой голова льва.
Помимо иконы Николая Чудотворца, в храме есть и другие иконы, которые тоже считаются чудотворными.
Здесь можно и помолиться, и свечку поставить.
Одна колонна находится отдельно за решеткой. Она изготовлена из красного мрамора. Колонна тоже считается чудотворной, и люди стараются прикоснуться к ней и оставить возле нее свои просьбы.
Относительно этой колонны существует несколько легенд, одна из который говорит, что эту колонну в храм принес сам Святой Николай.
Ее еще называют «чудодейственным столбом».
Сама гробница Святого Николая украшена серебром и отгорожена от общего зала кованой оградой. Рака с мощами размещена ниже уровня пола и накрыта специальными плитами. Для того, чтобы удобнее было собирать миро, гробница уставлена под небольшим наклоном. Там же сделано отверстие для того, чтобы священник мог аккуратно спуститься и собрать миро.
Мощи Святого Николая мироточат все время, ее собирают раз в год.
Я уже писала, что стены нижней церкви расписаны красивыми полотнами. На самом первом полотне изображено рождение Святого Николая.
Для того, чтобы прихожане могли приложиться к святым мощам, решетку открывают, как нам сказали, по большим праздникам: 22 мая и 19 декабря. В эти дни здесь собирается очень много людей.
Так как мы были в обычное воскресенье, то осмотрев окрестности, посетив Крипту и оставив свои записочки, мы заглянули в церковную лавку и уже собирались отправляться в обратный путь. Но, тут, видимо случилось чудо. Выходящая из церкви женщина сказала, что открыли доступ к мощам.
Естественно, мы не могли не воспользоваться такой возможностью. Тем более, что людей было немного.
Вот так нам повезло, не только совершить поездку, но и приложиться к святым мощам.
Кроме этого храма, в Бари есть еще одна Русская церковь. Правда, мы до нее не добрались, но немного о ней расскажу.
Известно, что Николай Чудотворец — один из самых почитаемых на Руси.
Как утверждают историки, православные паломники в этих местах были еще в XV веке. В начале XIX века в Бари часто бывали члены царской семьи.
Чтобы мощи Николая Чудотворца стали более доступными для русских паломников, было решено построить русский двор на территории города Бари. Деньги для этого собирались всей страной. Был установлен специальный сбор, в который можно было внести свой вклад в праздник Святого Николая. Самый большой вклад был сделан царской семьей.
И уже в 1914 году открыли приют для русских паломников — Русскую православную церковь святого Николая. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломники бывают здесь каждый год.
Здание церкви несколько раз переходило из рук в руки, но сейчас это снова собственность России.
Базилика Святого Николая находится практически на берегу Адриатического моря. Поэтому несколько кадров с набережной Бари.
Хотя день был солнечный, но мы замерзли. Дул сильный зимний ветер.
И даже цвет моря не такой как летом, холодно-синий.
Всю обратную дорогу мои новые знакомые рассказывали о своих «чудесах», которые с ними происходили после посещения этих мест. А еще мы все вместе радовались как нам в этот раз повезло.
Если выпадает возможность посетить эти места, надо ею обязательно воспользоваться. И я очень рада, что использовала свою возможность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *