Бахчисарай свято успенский монастырь

Бахчисарай свято успенский монастырь

Свято-Успенский пещерный монастырь – это действующий мужской монастырь с историей, похожей на легенду. Столетиями христианские монахи Украины соседствовали бок о бок с готскими язычниками и турецкими мусульманами, даже советским атеистам не удалось уничтожить святую обитель. Сегодня Успенский монастырь предлагают включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Когда был основан Успенский монастырь доподлинно не известно. Согласно преданию, первыми поселившимися в пещерах были греческие монахи. В 754 году византийские императоры огласили иконоборчество — запрет на почитание икон, чтобы ограничить растущее влияние церкви. Тысячи икон и статуй святых горели на кострах, а монахи жестоко преследовались.

Бежавшие греки обосновались в пещерах живописного ущелья Марьям-дере, напоминавшего им родные горы Афона.

Совсем рядом проживали готские языческие племена. Помимо ежедневных молитв, греческие монахи занялись миссионерством, ставшим одной из основных деятельностей в последующие века.

Христианский монастырь не прекратил своего существования даже когда в XV веке Крым захватили турки. Из столицы Крымского ханства Бахчисарая, основанного всего в нескольких километрах, приезжали послы православных государств помолиться среди единоверцев. Говорят, сам хан не раз наведывался к иконе Пресвятой Богородицы, прося защиты перед длительным походом, а вернувшись с победой, воздавал ей почести.

До XVIII века Успенский монастырь являлся главным православным оплотом крымских христиан. Но с началом войны с Турцией местное население покинуло родные края. Те немногие, кто отказался уезжать, молились в Успенском храме — единственной в то время действующей церкви в Крыму.

Следующим испытанием стал приход Советской власти. Монахов обвинили в заговоре и расстреляли, монастырь закрыли, а имущество разграбили. В кельях и храмах разместили колонию инвалидов. Но разразившееся землетрясение 1927 года разрушило постройки на крутом утесе и монастырь был заброшен.

В 1993 году Свято-Успенский пещерный монастырь был возвращен церкви, и началось его возрождение. Сегодня это действующий мужской монастырь, закрытый для свободного посещения туристов.

Что посмотреть

К самым древним сохранившимся постройкам монастыря относятся дом настоятеля и пещерный храм Успения. Недавно был восстановлен пещерный храм святого Марка. Продолжается реконструкция разрушенных храмов св. Константина и Елены. В долине находится ряд хозяйственных сооружений и монастырская гостиница.

К сожалению, большая часть убранства монастыря была безвозвратно утеряна, а уцелевшие иконы хранятся в музее Мариуполя. Но можно увидеть их копии, включая списанную с главной монастырской святыни — иконы Богородицы, перед которой молился даже крымский хан.

Уникальные примеры пещерных храмов сохранились в Индии — знаменитые храмы Эллоры и Аджанты. В Крыму, в живописном ущелье Крымского заповедника, находится Космо-Дамиановский монастырь с чудодейственным источником. А вдоль Черноморского побережья разместились красивые дворцы Карасан, Дюльбер, Воронцовский, Массандровский и дворец-замок княгини Гагариной.

Свято-Успенский пещерный монастырь открыт ежедневно с 09.00 до 19.00.
Посещение доступно только в составе экскурсии, организованной паломническим центром Крымской епархии.
* Расположен в урочище Мариам-Дере в 3 км от Бахчисарая, в 30 км к юго-западу от Симферополя.
** Возможно проживание в монастырской гостинице с благословения отца Силуана сроком до 3 суток. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещен, одежда должна быть закрытой, женщины – в юбках и с покрытой головой, мужчины — без головных уборов.
*** Фото- и видеосъемка возможна с разрешения наместника монастыря, снимать монахов запрещено.
Официальный сайт: www.lavra.crimea.ua

Церковь Воскресения Господня в Форосе – поистине святое место в Крыму. Расположенный на отвесной Красной скале высотой 427 метров, храм словно парит в облаках. Окружающий пейзаж удивительной красоты размягчает самые суровые сердца и заставляет задуматься о вечном. Со смотровой площадки церкви открывается захватывающая панорама: бескрайняя синева моря, сливающаяся у горизонта с небом. Внизу – знаменитый крымский курорт Форос, раскинувшийся между мысами Чехова и Николая у бухты с умиротворяющим названием Тихая.

В честь спасения императора

Храм Вознесения Господня в Форосе часто называют одним из чудес Крыма. История создания этого архитектурного шедевра связана с именем известного в свое время чаепромышленника, московского купца первой гильдии Александра Григорьевича Кузнецова. Он унаследовал огромное состояние и прибыльный бизнес от своего деда по материнской линии Алексея Семеновича Губкина, которого по праву можно назвать праотцом чайных промыслов в России. «Наилучший продукт, по низкой цене в любое время, в любом месте». Эти слова стали девизом фирмы Губкина, а потом и его потомков, которые успешно продолжали и совершенствовали начатое дедом дело. Между прочим, именно Алексей Григорьевич Кузнецов придумал способ употребления чая в пакетиках. Предприимчивый промышленник запатентовал это изобретение и первым наладил его массовое производство. Кроме чайного дела, Кузнецов занимался молочными фермами, имелся у него и собственный конный завод, известный далеко за пределами России.

После открытия дороги, связавшей Ялту и Севастополь, дело было в 1887 году, Кузнецов покупает прибрежный участок земли в размере 259 десятин и строит особняк. Приобретение стоит немалых денег, но купец не жалеет средств, поскольку болеет туберкулезом и надеется поправить здоровье в Крыму. Имение «Форос» становится любимым местом отдыха чайного магната. Его присутствие в бухте ознаменовало появление одной из самых красивых и больших частных яхт того времени.

Будучи рачительным хозяином, купец вкладывает в обустройство имения душу. Вокруг особняка разбивают великолепный парк. Основные посадки — южнобережные леса из можжевельника, дуба, ясеня и клена. Есть здесь и экзотические виды: пихты, кедры, кипарисы, пальмы, магнолии и другие вечнозеленые растения. Сегодня Форосский парк – признан уникальным памятником садово-парковой архитектуры XIX века, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная при входе в него.

К сожалению, целебный южнобережный воздух не помог Александру Григорьевичу. Он умер в возрасте 40 лет и был похоронен в Москве в фамильном склепе на кладбище Алексеевского монастыря. За два года до смерти, в 1892 году в самом живописном уголке имения он успевает построить необыкновенной красоты храм. Что подвигло Кузнецова построить церковь на Красной скале? Возможно предчувствие смерти…

По этому поводу существует несколько легенд. По одной версии юная дочь купца, а может быть его возлюбленная, каталась в горах на лошадях. Вдруг испугавшись чего-то, кони понесли экипаж прямо в пропасть. Казалось, гибель неминуема. Но чудесным образом лошади остановились на самом краю обрыва, как будто ангел установил перед ними невидимую преграду. В честь этого мистического события купец велел построить храм Воскресения.

Альтернативой романтической легенде служит другая – более драматическая, но не менее чудесная. Эту версию, кстати, подтверждают архивные документы. В октябре 1888 года недалеко от Харькова у станции Борки произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Санкт-Петербург. По свидетельствам современников – в аварии погибло множество людей. Семь вагонов сошли с рельсов и полностью разбились, однако Александр III и его родные остались живы. При крушении в царском вагоне обвалилась крыша. К счастью, император был физически сильным человеком, он поднял блокирующий выход обломок и держал его на своих плечах до тех пор, пока жена и дети не выбрались наружу. Весть о чудесном спасении царской семьи облетела всю России. В связи с этим событием по стране прошли благодарственные молебны. Не остался равнодушным и Александр Григорьевич Кузнецов.

Есть и прозаическая версия. Постройка храма была вызвана меркантильным интересом делового человека. Этот жест был ни чем иным как откупными, поскольку продажа чая считалась монополией царской семьи. Впоследствии чайный магнат использовал изображение храма на скале в качестве логотипа. Эффектная картинка красовалась на жестяных коробочках с чаем, а под ней все тот же неизменный девиз: «Наилучший продукт, по низкой цене…».

Однако коммерческая хватка вполне гармонично может сочетаться с духовностью. По примеру своего легендарного деда Кузнецов много внимания уделял благотворительности. На его средства построены биологическая станция в Севастополе, сельские школы, народные училища. Неоценимую помощь он оказывал больницам и ялтинской прогимназии.

Как бы там ни было, решение о строительстве было принято. Прежде чем начать возведение церкви Воскресения Господня в честь спасения императора, Кузнецов, как это полагалось, испросил высочайшей милости. Получив благословение, сразу принялся за дело.

Нужно отдать должное, у большинства русских купцов и промышленников XIX века был отменный вкус. Эти люди в отличие от современных бизнесменов разбирались в искусстве. Неслучайно в то время было так популярно меценатство. К работе по созданию храма предприниматель привлекает талантливых специалистов. В 1888 году проект здания разрабатывает русский архитектор академик Н. Чагин. Он решает строить храм в византийском стиле, однако его отличительной особенностью будет наличие многочисленных куполов по типу русских деревянных церквей. Впоследствии двухъярусное здание увенчают девять куполов. Стены сложат из чередующихся рядов красного кирпича и желтого камня, а их поверхность облицуют белым инкерманским камнем.

Для росписи стен были приглашены известные художники К. Е. Маковский и А. И. Корзухин. Мозаичные работы выполнил итальянский мастер Антонио Сальвиатти из Винченсы. Сооружение храма обходится заказчику в 150 тысяч рублей. По тем временам деньги немалые… Кроме того, в собственность церкви Кузнецов передает 2,5 десятин земли, на которых строятся дома для настоятеля и причта. Спустя 4 года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева храм был освящен.

Щедрый подарок Кузнецова оценил сам император Александр III. Царская семья неоднократно посещала имение и церковь в Форосе. Однако избавление от смерти оказалось лишь временным. Из-за болезни почек, развившейся после ушиба полученного во время аварии, император, не дожил до 50 лет. Тем не менее, дата его спасения еще долго отмечалась. В десятую годовщину чудесного спасения церковь в Форосе посетили Николай II с императрицей Александрой Федоровной.

Смутные времена

Долгое время церковь Вознесения в Форосе оставалась тихим уголком христианского мира. Однако пришли времена безбожия, когда даже ангелы были бессильны. В 1924 году храм закрыли, кресты и колокола были варварски сорваны, а церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы, иконы работы известных мастеров, разграблены. Уникальные фрески, написанные русскими художниками, замазали известкой, и на место икон повесили агитплакаты.

Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь становится оборонительным пунктом для отряда погранзаставы. Храм принимает на себя удары врага, защищая солдат, укрывшихся в нем.

В последнем решающем бою никто не уцелел, мученическую смерть принял и командир А. Терлецкий. Фашисты распяли его на дереве, растущем рядом с церковью.

После окончания безумной войны, испытания для храма не закончились. Живописный Форос облюбовала партийная элита, возглавляющая новую атеистическую страну. В самых красивых поселках Южного берега разворачивается строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Особенно известной стала форосская дача «Заря», на которой так бесславно закончилась карьера Михаила Горбачева. Изящная церковь, расположенная на скале, привлекла внимание партийных боссов. Но вместо того, чтобы восстановить храм, они решили открыть в нем ресторан. В притворе, где прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.

В 60-е годы было построено новое шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь оказалась на обочине. Храм ветшал и становился бесхозным. Какое-то время помещение используют как склад, а затем и вовсе бросают на произвол судьбы. Так называемые туристы-дикари начинают использовать его для ночлега. Ну а какая ночевка без костра! В результате варварского отношения от огня погибает чудом сохранившаяся часть мозаики. Дошло до того, что в какой-тот момент церковь собирались снести. Уж слишком она отвлекала проезжавших мимо шоферов. К счастью этого не случилось.

Чудесное воскресение

В 1980 году жители Фороса встали на защиту божьего дома. Верующие люди добились объявления Форосского храма памятником архитектуры XIX века, этим самым спасли церковь от полного разрушения. В 1981 году Киевским управлением реставрации впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, остатков внутреннего убранства и живописи. В 1987 году были выделены деньги на реставрацию памятника. В 1990 году церковь Воскресения Христова воскресла, была заново освящена и передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Возглавил ее молодой иеромонах отец Петр, с именем которого связана трагическая история. Священник был убит двумя грабителями, которые позарились на деньги, собранные на иконостас.

Как это ни парадоксально, но именно в 90-е годы, во времена очередной разрухи и духовного кризиса в обществе церковь на Красной скале получает новую жизнь. В 1992 году православный люд вновь услышал церковный благовест, исполненный в честь столетия Форосской церкви. Колокол 1862 года весом в 200 пудов был подарен храму Черноморским флотом. Оказывается, все эти годы он хранился на маяке мыса Сарыч, ждал своего часа. Благодаря стараниям реставраторов храм засиял новыми медными куполами, засверкали золоченые кресты, в алтаре появились росписи и иконы, а окна заиграли разноцветными витражами.

Преображению церкви способствовала установка специальной подсветки. В вечернее время, освещенный мощными прожекторами, ее белоснежный силуэт эффектно выделяется на фоне гор, леса и бездонного звездного неба. Сегодня церковь Вознесения в Форосе – не только мека для православных христиан, но и одна из главных достопримечательностей Крыма!

■ О начале обители сохранилось два предания. Одно записал польский историк Мацей Меховский («Трактат о двух Сарматиях», 1517): «Рассказывают, что в этой скале жил дракон, убивавший людей и скот, так что жители соседних мест бежали, бросив дома пустыми. Греки и итальянцы, жившие на острове, молились Преславной Марии, Матери Божьей, чтобы Она избавила их от дракона. И вот, по прошествии времени, они увидели, что внутри скалы горит свеча. Они вырезали и высекли в скале ступени для подъема, добрались до горящей свечи и увидели образ Пресвятой Богородицы, перед ним горящий свет, а внизу дракона, разорванного пополам. Они вознесли благодарность за это чудесное избавление, а дракона, разрубив на куски, сбросили со скалы. Так как жители, славя Святую Деву, стали ходить к Ее образу на поклонение, то, по их примеру, и государь Перекопский Ацигери, воевавший со своими братьями, стал просить Святую Деву Марию помочь ему и дал обет отблагодарить Благословенную Деву. Надо сказать, что магометане чтут Святую Марию и признают, что Она – Дева, без брака зачала и родила Великого и Благословенного Пророка Иисуса. Когда, с Ее помощью, Ацигери победил соперников, то, продав двух лучших, какие у него были, коней и купив воску, он сделал две громадных свечи и приказал, чтобы они из года в год горели перед образом, что и до сего дня соблюдается всеми последующими». По мнению многих, Ацигери в этом предании – это Хаджи-Гирей, основатель Крымского ханства, который в 1440-х гг. перенес свою резиденцию из Солхата (ныне Старый Крым) в Чуфут-Кале. По крайней мере, примечательно, что мавзолей Хаджи-Гиреярасположен в непосредственной близости от монастыря – там, где ущелье Мариам-Дере ответвляется от долины ручья Чурук-Су. Другое предание зафиксировано в литературе 2-й пол. XIX в.: «В давно минувшее время пастух какого-то князька Михаил загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в саженях 10 от земли, икону Божией Матери и горевшую пред нею свечу. Князек велел взять икону и принесть ее в свой дом. Воля его была исполнена. Но на другой день икона опять оказалась на прежнем месте… То же повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли икону туда, а снаружи построили лестницу к ней. Явление иконы последовало 15 августа, и потому храм освящен был в честь Успения Божией Матери» (Гермоген, епископ. Таврическая епархия. Псков, 1887, с. 480-481). В описании монастыря М.Протопопова (1901) князь назван Мангупским, т.е. правителем княжества Феодоро, существовавшего на юго-западе Крыма в XIV-XV вв.

■ В 1914 г. историк Юлиан Кулаковский высказал предположение о создании скальных монастырей Крыма в VIII-IX вв. – когда многие монахи покидали Византию из-за репрессий со стороны иконоборческого правительства. Данную гипотезу иногда прилагают и к Успенскому монастырю. В 1-й пол. ХХ в. в науке оформилась и иная точка зрения, согласно которой скальные монастыри появились на полуострове не ранее XI-XII вв. – времени становления феодальных отношений у жителей Юго-Западного Крыма. В 1993 г.

была выдвинута гипотеза (Александр Герцен, Юрий Могаричев) о том, что Успенский монастырь возник в результате переселения монахов из обители, признаки существования которой (в XIII-XIV вв.) выявлены на территории Чуфут-Кале (у ворот Кичик-Капу) и упразднение которой могло быть вызвано переносом в город резиденции хана.

■ Актовые документы Московского царства за 1596, 1598, 1628 и 1681 гг. сообщают о регулярной милостыне от государей России в пользу Успенской обители. В путевых записях русского посольства в Крым 1625 г. упоминается о том, что послы, окончив дела у хана, перед обратной дорогой слушали в этом монастыре благодарственный молебен.

■ В 1771 г. в Крым прибыл назначенный архиерейскую Готфо-Кафскую кафедру (к тому времени единственную на полуострове) митрополит свт. Игнатий (Газадини), который эпизодически проживал в Успенском монастыре. В том же году на полуостров вошли русские войска, и свт. Игнатий обратился к правительству Российской империи с просьбой о предоставлении крымским христианам российского подданства. В связи с заключением между Россией и Турцией мира, войска ушли, но правительство рассмотрело просьбу свт. Игнатия и предложило свой вариант ее исполнения – переселение христиан из Крыма в Приазовье (эти земли были только что отвоеваны у Крымского ханства и Турции и нуждались в новых колонистах, а уход из Крыма основного трудового населения лишал ханство, объявленное независимым от Турции, экономической самостоятельности и ставил в зависимость от российской субсидии). Переселенцам были обещаны льготы и компенсация за потерю имущества в Крыму. Находясь в Бахчисарайской обители, в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г. свт. Игнатий призвал свою паству к переселению. В июне-сентябре того же года значительная ее часть отправилась в Приазовье. Явленную икону Божией Матери переселенцы унесли с собой. При этом монастырь был покинут.

■ С 1781 г. в пещерном храме служил греческий священник Константин Спиранди, приехавший из Малой Азии и оставленный последним крымским ханом Шагин-Гиреем в Бахчисарае по требованию не ушедших с полуострова христиан для их духовного окормления (бахчисарайская же церковь св. прор. Илии незадолго до вышеописанного переселения, словно предвещая его, рухнула). Так бывший монастырь снова стал светочем Православия в Крыму. С присоединением полуострова в 1783 г. к Российской империи Успенский храм расширили. С 1800 г. церковь являлась кладбищенской (в Бахчисарае появился новый приходской храм).

■ Управлявший с 1848 г. Херсоно-Таврической епархией свт. Иннокентий (Борисов, †1857) обратил внимание на неухоженные святые места Крыма и задумал открыть в наиболее значимых из них монастыри, начиная с Успенского, которому подчинялись бы остальные. Воплощение этого замысла началось в праздник Успения Божией Матери в 1850 г. Совершенное тогда перед пещерным храмом, на дне ущелья, всенощное бдение окончилось после захода солнца, при одних свечах, и напоминало первохристианские времена. В годы Крымской войны (1853-1856), в обители размещался госпиталь. К нач. ХХ в. монастырь неузнаваемо преобразился и представлял собой целый град Божий. На его благоустроенной территории с садом и фонтанами, кроме множества келейных помещений, ризницы, библиотеки, трапезной и служб, было пять однопрестольных храмов, часовня, по две колокольни и гостиницы. В 1920-х гг. обитель упразднили, почти все ее церкви – кроме Успенской – разобрали на строительные материалы (после землетрясения 1927 г.). В 1993 г. началось возрождение монастыря.

Бахчисарай всегда привлекал туристов уникальным святым местом – Успенским монастырем, расположенном в пещерах. Этот монастырь существует уже более 12 веков, и за это время в его стенах случались разные вещи, необъяснимые современной наукой. Про Бахчисарайский Успенский монастырь рассказывают множество легенд, современных и древних, на территории комплекса случались чудеса. Вот почему это место так привлекает людей, отправившихся в православное паломничество.

Бахчисарайский Успенский монастырь находится на самой высокой точке города. Этот комплекс с двух сторон окружен крутыми скалами, самая высокая из которых достигает 140 метров. Выше монастыря расположена древняя крепость Чуфут-Кале.

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Ученые полагают, что монастырь выстроили в 8-9 веке нашей эры, когда на крымской территории еще был феодализм. В это же время в Византии, основоположнице православной веры, протекала иконоборческая эпоха, монастыри уничтожали. Монахи мигрировали в Крым, и уже здесь строили монастыри и храмы, писали иконы. Успенский монастырь был заложен византийскими беженцами.

С 15 века Бахчисарай стал столицей Крыма. Тогда же Успенский собор и был признан центром крымского православия, а также одним из самых значимых православных монастырей на Руси. Этому монастырю покровительствовали Борис Годунов и Феодор Блаженный (Федор Иоаннович) в период ханства на территории Крыма. Успенский монастырь часто защищал верующих в то время, когда Крым был во власти мусульман. Монахи всегда давали приют людям, оставшимся без дома, ищущих крышу над головой.

В 18 веке Бахчисарайский Успенский монастырь был покинут его обитателями, но лишь на время. Переселение было вызвано протестом законам Крымского ханства. Однако вскоре в обитель прибыл священник Константин Спиранди, родом из Греции. Случилось это событие в 1781 году. Так как в самом комплексе еще проживали отдельные православные послушники, греческий священник решил возобновить службы в Успенской церкви. В то время территория монастыря была единственной православной точкой на карте Крыма, потому местные жители и оставшиеся после войны с турками русские солдаты стали посещать службы, в монастыре начали появляться и паломники. В это же время в комплексе появилась икона Успения Богоматери.

В начале 20 века Бахчисарайский Успенский монастырь разросся в огромный пещерный комплекс. Здесь было отстроено множество келий, несколько церквей, а также помещения для приема гостей и паломников. К сожалению, после прихода советской власти комплекс был разорен и перестроен в колонию. Постройки монахов постепенно разрушались, особенно это затронуло церкви святых Константина и Елены. Но Успенский храм чудом сохранился.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря был приют для раненых и оставшихся без крова. Несмотря на запрет религии, в этом месте молилось каждый день огромное количество людей.

Монастырь начали восстанавливать в 1993 году, инициативу тогда взял на себя отец Силуан. На сегодняшний день восстановлены храмы, иконы и большинство росписей со внешней стороны скал. Отреставрированы фрески и выбитые в камне религиозные картины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *