Августовская икона божией матери

Августовская икона божией матери

Августовская икона Божией Матери

Августовская икона Божией Матери

Празднование 1 сентября

Написана после явления Божией Матери в 1914 на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше.

…7–8 сентября, накануне огромного и весьма кровопролитного сражения нашего с немцами, окончившегося разгромом нами германской армии, мы удостоились особого небесного видения. Наш отряд только что расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи; прибегает к поручику Р. рядовой солдат и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик пошёл и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие ещё долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».

На другой день эти именно войска и одержали главным образом блестящую победу…

Августовская икона Божией Матери. Список из храма вмч. Георгия Победоносца, с. Селище Барышевского р-на Киевской обл.

Это чудесное событие получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства из них относится к 1915-1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они широко распространялись по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение:

«Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признаёт необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».

В мае 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

Использованные материалы

  • «Установлено празднование в честь Августовской иконы Божией Матери», страница Информационно-аналитического портала Саратовской и Вольской Епархии «Православие и современность»:
  • Новостное сообщение Патриархия.Ru/Седмица.Ru

Подробности о материалах этого дела Синода приведены в книге «Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери» (М., 2007).

12 июня 2011 года я поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование Святой Троицы. В сельском храме Святой Троицы я увидел на стене старую икону: на ней написан образ стоящей в рост на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов васильковые погоны и через плечо – казачьи шашки.

Будучи потомственным казаком, я всегда интересовался историей казачества. Меня заинтересовала и эта икона. Но никто не мог мне ничего рассказать о ней. Фотографию иконы, снятую мною в селе Черное, я разместил на форуме в интернете для обсуждения, надеясь, что кто-нибудь что-нибудь знает о ней.

С установлением названия иконы помог мне семиреченский казак Дмитрий Матвиенко, житель города Алматы (Казахстан). Он написал мне, что у них в Семиречье эта икона есть, и она очень известна. Я начал интересоваться, есть ли эта икона у нас в Тюмени, но, к сожалению, поиски мои ни к чему не привели: в церковных лавках о ней ничего не известно, купить иконку тоже не представлялось возможным. Тогда в интернете я нашел интересующий меня материал и захотел об этом рассказать близким и друзьям.

История иконы уникальна. 25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне на территории Восточной Польши) театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым.

Приводим из него выдержку буквально: «… П осле нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…». После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».

Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками и вновь радуют сердца прихожан и паломников. Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения (рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском): «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми».

Сергей Самойленко, 52 года, из г. Котельниково, Волгоградской области, в письме передает рассказ бабушки:

«Моя бабушка Феоктиста Тимофеевна рассказывала, что еще в 1870-е годы ее брат Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич.

Пришел в сознание в позднее время суток и увидел, как немцы, двигаясь цепью, прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы, и якобы Она сказала: «Ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, был даже награжден лично Николаем II».

В церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. И вот «30 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…». Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинствующего атеизма. О массовости почитания данного образа Божией Матери в то время свидетельствуют сохранившиеся и достаточно многочисленные иконы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября – в день церковного новолетия. Хочется написать о нескольких случаях, произошедших уже в наше время. В газете «Благовест» была напечатана статья Нины Михайловны Бирюковой из города Урай, Тюменской области, в которой она изложила рассказ Владимира Черешнева:

«Я по роду своей деятельности много езжу в командировки. Часто бываю на севере, в г. Урай Тюменской области. Это богатый нефтяной край, и потому у города хватило средств на то, чтобы построить красивый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни. Однажды к настоятелю храма, священнику Иоанну, пришел незнакомый мужчина с мешком за плечами. Когда он открыл этот мешок, то оказалось, что в нем лежит несколько старинных икон.

Батюшка сначала опасался взять из чужих рук святыни – вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции его успокоили и предложили заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий случай записав паспортные данные посетителя.

Так в новом храме появилось сразу несколько старинных икон, и среди них – редкая икона Божией Матери «Августовская Победа». Всем сразу стало ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда много молящихся.

Я заметил, что перед этим образом в основном молятся женщины, проводившие своих сыновей в армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма, Лидия Александровна, рассказала мне удивительную историю. Сын одной прихожанки служил в армии на Северном Кавказе, и его мать очень усердно молилась о нем перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Наконец, ее сын вернулся из армии. Пришел он с войны без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне – ты помнишь? – в этот день всех моих товарищей убили». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в воинскую часть никогда не приезжала.

Сын испытал шок и долго не верил ей. А когда понял, что она говорит правду, воскликнул, что его по молитвам матери спасла Сама Богородица!

Сейчас дивный образ начал являть себя верующим. А ведь еще недавно об иконе «Августовская Победа» почти ничего не было известно. Но сегодня, видимо, сами обстоятельства наши – тревожные, военные – заставляют нас вспомнить о том чудесном явлении Божией Матери русским воинам во время Первой германской войны в Августовском лесу. Мой дед, Иван Макарович Черешнев, прошел всю Вторую мировую войну и погиб за полгода до Победы в том же Августовском лесу, на территории Польши. Он писал своей семье с фронта, что враг в Августовском лесу отчаянно сопротивлялся, но нашим воинам все равно удавалось брать такие укрепрайоны фашистов, которые, казалось, взять было невозможно. Видно, и им помогала в брани Царица Небесная!».

Собрав и подготовив материал об иконе Божией Матери Августовская Победа, я выступил на совете при фонде им. Ермака Тимофеевича с докладом. Советом было принято решение обратиться к Архиепискому Тобольскому и Тюменскому Димитрию с письменным прошением (в письме исх. №29-6-2П от 29 августа 2011 г.): «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства на написание и размещение в одном из храмов г. Тюмени иконы Божией Матери «Августовская Победа», а также, начиная с сего года, на проведение 1/14 сентября в честь этой иконы праздничного молебна в благословленном Вашим Высокопреосвященством храме. Цель празднования – укрепление православного духа воинства и казачества. Председатель фонда им. Ермака Тимофеевича Н.К. Фролов».

Зайдя 29 августа 2011 года в церковную лавку (ул. Республики, 58), увидел на последней странице в новом православном календаре фотографию иконы Божией Матери «Августовская Победа». В радости я купил календарь и заказал большую фотографию с этого рисунка, сделав с него икону.

1 сентября сего года, в день празднования иконы Донской Божией Матери (этот день благословлен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом как «День православного казачества»), провели молебен, читали акафист перед иконой Донской Божией Матери в часовне благоверного князя Димитрия Донского. В этот же день в Тюмени, в ризной Знаменского кафедрального собора чудесным образом была обнаружена старинная икона Божией Матери «Августовская Победа» размером 700 на 890 мм.

Сама Богородица явила нам Свою икону и место ее пребывания в Тюмени, где молились наши прадеды.

Иван Статьев, казак,
представитель фонда
им. Ермака Тимофеевича

ЗНАМЕНИЕ АВГУСТОВСКОЙ ПОБЕДЫ

Церковь установила день празднования Августовской иконе Божией Матери

17 апреля 2008 года постановлением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха принято решение внести в официальный месяцеслов 28 февраля празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на Северо-Западном фронте незадолго до победы в Августовском сражении в Холмской Руси под городом Августов (ныне это территория Восточной Польши, Белостокское воеводство).

Это чудесное событие, произошедшее во второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.

В то время Августов, расположенный в болотистой местности на северо-востоке Польши, вблизи границы с Германией, был уездным городком Царства Польского. В 1914-1915 гг. здесь происходили ожесточённые бои между русскими и германскими войсками. Район Августовского канала был ареной крупных военных операций. С осени 1914 г. здесь занимала позиции 10-я Русская армия под командованием генерала Ф.В.Сиверса. Район канала периодически переходил из рук в руки. В одну из тёмных осенних ночей, накануне опасного сражения, русским воинам было чудесное видение в небе благословляющей Пресвятой Богородицы, в результате чего Русская армия одержала крупную победу.

В этот день, 14 сентября, Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк двигался к русско-германской границе. За час до полуночи Божия Матерь явилась воинам кирасирского полка, и видение длилось 30-40 минут. «Биржевые ведомости» от 25 сентября 1914 года приводили письмо генерала с фронта, написанное 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: “Ваше Благородие, идите”. Поручик Р. пошёл и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой. Поэтому это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы», или «Августово явление».

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии. Для увековечивания памяти о Её чудесном явлении по благословению митрополита Московского Макария (Невского), который, как и император, причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году, были написаны иконы Божией Матери.

В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признаёт необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…» Но вскоре революционные события надолго помрачили народную память об Августовских иконах. После революции они уничтожались с особой озлоблённостью, как и списки Державной иконы Божией Матери и иконы явления Божией Матери, скажем, в Архангельске царской армии – при уходе белых войск с севера России. Тех, кто свидетельствовал об этих явлениях, очень жестоко преследовали – высылали духовенство, арестовывали даже детей.

Есть предание о том, что под Августовом Богородица являлась и казакам, о чём пока нет документальных свидетельств. Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божью Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом чуде. В годы государственного богоборчества образ Августовской Божией Матери, написанный в 1915 г. тщанием жителей одного из казацких хуторов, был спрятан, а в начале 1980-х возвращён Церкви теми, кто её хранил более 60 лет. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.

Икона «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» имеется в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном историческом музее. В селе Волотово в Белоруссии церковь давно разрушена, но местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская» и где собираются для общих молитв перед ней. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом.

Ольге Николаевне Куликовской-Романовой, вдове внука императора Александра III, в юности – в феврале 1940 года (в Сербии) – в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери. При поддержке О.Н.Куликовской-Романовой десять лет назад настоятелю церкви Александра Невского в Нижнем Тагиле прот. Геннадию Ведерникову была возвращена громадная, горячо чтимая местными богомольцами Августовская икона Богородицы из местного краеведческого музея.

В последние пятнадцать лет широкое почитание Августовской иконы стало возрождаться в нашей Церкви. Различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины (молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа» помещена на стр. 32).

МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АВГУСТОВСКАЯ ПОБЕДА»

О Пресвятая Владычице Богородице!

Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты, некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая, даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты, дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.

назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *