Астрология грех или нет?

Астрология грех или нет?

Астрология существует уже не одну тысячу лет. В мире язычества были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

  • О бытовых суевериях
  • Суеверия в церкви
  • О гадании на Рождество

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди — это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, «…», пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст, предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий, Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Что Библия говорит об астрологии

Грех ли увлекаться астрологией

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

  • Об игре в карты
  • Еврейская хамса или рука Фатимы — можно ли носить

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия. Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

Тема: Исповедь бывшего астролога

Уже три года я не «рак». Я больше не астролог «авестийской школы». Я — раба Божия. Я перестала смотреть на мир глазами астролога. Вокруг меня люди, а не знаки. Я перестала тестировать их по внешности и характерам. Дни рождения друзей — для меня лишь повод поздравить и помолиться за них, я не вижу в них ничего, что бы напомнило мне о моих прежних убеждениях. Мне стало намного легче дышать.
Восемь лет я была ученицей школы Павла Глобы. Чего меня понесло туда? Ну, невежество — это понятно, наверное с этого все начинается. Нас учили в школах и ВУЗах добывать знания и расширять кругозор. Мне было интересно все таинственное, сверхъестественное, и я полезла. Сколько раз мне говорили, что астрология — грех, а я с убеждением доказывала обратное. Я не верила истине, а за истину принимала ложь. Но теперь, когда все встало для меня на свои места, эти восемь «потерянных» лет позволяют мне понять что-то, что, возможно, ускользает от внимания людей, не переживших подобных заблуждений.
…Это было одиннадцать лет назад. Я закончила институт. На работу по специальности меня не взяли. Я перебивалась какой-то мелкой работой, никому не нужная, насквозь несчастная, бездомная, без денег, без любви, с миллионами осколков от «любвей до гроба», с подорванным на этой почве здоровьем, с безумной гордыней и злобой на весь мир пополам с надеждой на «большое, чистое, светлое».
И вот однажды зимой 1990 года, включив телевизор, я увидела П. П. Глобу. С этого момента переменилась вся моя жизнь. Уже весной я стала ученицей школы Глобы. Огромными темпами менялась моя система ценностей и мое мировоззрение. Мне казалось, что «большое, чистое, светлое» — это «великое знание, которое открывает глаза». Искусство, без которого я себя не могла представить, больше мне было не нужно. Я перестала быть «хронически несчастной», я стала счастливой от того, что обрела систему координат, что Господь — Творец, создал все прекрасное, а дьявол все портит, и мы сами в этом виноваты, так как «“по незнанию” долго ему служили и служим». Я поняла, что все мои несчастья — это бумеранг моих же преступлений, что нельзя служить злу, что зло многомерно и коварно, что можно постичь смысл жизни с помощью древних знаний. Я наглядно увидела «на бумаге» причины своих злоключений. Я поверила во всемогущество астрологии как системы божественных знаний. Мне трудно сейчас описать все перемены в своем сознании. Но для меня жизнь стала делиться на «до» и «после».
Жизнь моя стала налаживаться. У меня появилась неплохая работа, сняла недорого квартиру. Через полтора года вышла замуж — и тут же, как гром среди ясного неба — тяжелая болезнь. Два года я лечилась. Болезнь явилась для меня одним из главных доказательств того, что в гороскопе, этом нарисованном круге, можно прочесть всю человеческую жизнь со всеми возможными вариантами. «Поняла» все причины своей болезни, «осознала» свою греховность и со всем рвением бросилась изучать астрологию. К этому времени я уже разбиралась в том, что «западники» — это «плохо», ибо они изучают лишь следствия, оторвавшись от причин. А «авестийская» астрология изучает сами причины: служит ли человек Богу или дьяволу, и в чем это проявляется. Я уже имела довольно сильное, как мне казалось, «религиозное чувство», но не крестилась, так как считала, что все религии равны (корней-то не было ни в какой религии). Одна «православная ясновидящая» мне как-то сказала, что я «сгорю» без Бога, что религия — это путь вверх, прямой (она нарисовала крест — «зараевский» — его придумал астролог Зараев: там вертикальная линия, как в кроссворде, состоит из слова «религия»). Сказала, что надо выбрать «религию эгрегора страны», где живешь, тем более, что христианство — достаточно «свежая» религия, что надо в какой-то храм все-таки войти, что Господь — это как крыша над головой, защита. А раз я ничего против Христа не имею, то надо покреститься. Три дня я была как больная. У меня вырос «энергетический рог» на месте «третьего глаза» (я понимаю, какой бред пишу, но тогда мне это не казалось бредом). Этим «рогом» я стукалась о косяки, терлась о сушку с посудой. Я думала, анализировала. К вечеру третьего дня я сказала мужу: «Крещусь». Он отнесся с недоверием — дескать, быстро же ты. А я сказала, что поняла это давно, только осознала за три дня (так оно и получилось, наверное).
Итак, в октябре 1992 года я крестилась. Я честно отрекалась от сатаны, убежденно, зная «на бумаге», что нельзя ему служить, зная это по своей болезни. В школе Глобы нас учили, что ему нельзя служить никогда, ни по каким причинам, даже под пытками. Мне казалось, что я все это понимаю. Я крестилась с тем, чтобы прийти к Богу и служить ему с помощью «божественного знания» — астрологии, с большей безопасностью для себя и уже как бы «на законном основании». Я знала, что теперь я могу заходить в церковь, ставить свечки, если буду молиться, то «законно». Но я даже в голову не брала все то, что подразумевает под собой Крещение.
Тот факт, что Церковь «не принимает» астрологию, казался мне трагической церковной ошибкой, совершенной людьми, а не Богом. Отсюда вытекало многое: церковную жизнь во многом я воспринимала как формальность, опять же придуманную людьми; я не верила в то, что на исповеди происходит «отпущение грехов» (я-то знала, что карма, или «зарма» «по-зороастрийски», — это более сложный механизм). Пять с лишним лет я считала себя христианкой, как и многие мои «коллеги», каким-то солдатом «воинства Божьего» с астрологическим знанием в руках. Я ездила на лекции, изучала, думала, принимала участие в каких-то сборищах с «зороастрийскими» посвящениями, ковыряясь в собственном гороскопе и в гороскопах тех, кто ко мне обращался «за помощью» (благо, их было немного, и я хоть денег ни с кого не брала).
Через год после Крещения меня «потянуло» к Причастию. Несколько раз не получалось рано встать, но однажды встала и натощак поехала на литургию. Исповедалась в том, что считала своими грехами, причастилась и с сознанием выполненного долга и большим рвением стала изучать астрологию.
Очень скоро, подтвердив мои расчеты, наступила беременность, столь долгожданная, и Господь дал мне дочку. Пока я была беременна, ума хватило не заниматься практикой (по «технике безопасности» астролога рекомендуется не практиковать во время беременности и кормления). Но книжечки я почитывала, хотя мало. На лекции я так с тех пор и не ездила, так как маленький ребенок заставляет сидеть дома. Но все новые и новые «продвинутые» лекции уже для «узкой» аудитории мне возила домой подруга. Времени не было их раскрыть, я лишь их копила, проглядывала и поражалась их «продвинутости». Это была уже «высшая математика».
Понемногу я опять стала заниматься практикой, анализируя события собственной жизни. Я научилась мыслить этими категориями. Астрология вошла в меня прочно — это было мое мировоззрение. Мне казалось, что зороастризм намного строже христианства, намного логичнее, стройнее и прочее. Нас учили, что христианство — историческое продолжение зороастризма, только в нем многое потеряно и искажено людьми. Я-то знала, что волхвы, пришедшие к младенцу Иисусу, были зороастрийцами! И вообще, все «ритуальные» продукты и «ритуальная» пища — всё заимствовано из зороастризма (включая напиток «хаому», наподобие глинтвейна, изготавливаемый на основе «Кагора» — вот ведь бред-то!). Еще говорили, что «учение о добре и зле» было принесено на Землю пришельцами с Большой Медведицы, что если от воплощения к воплощению личность идет по высшему пути развития, то человек, в конечном итоге, перейдя в иные сферы, станет хозяином своей Вселенной, и что мы при этом будем сами примерно как боги (уже много после я поняла, как это поразительно напоминает библейский рассказ о грехопадении прародителей, только рассказанный с точки зрения искусителя). Трудно описать весь винегрет в моей голове и в головах других многочисленных учеников школы Глобы. Слово «учителя» для нас значило, возможно, больше, чем Священное Писание, оно казалось свежим, трактующим, а Писание представлялось переводом древних текстов, к тому же, как нам внушали, не очень достоверным, переделанным людьми под «церковную политику». Удивительно, что хотя Глоба из лекции в лекцию мог сам себе противоречить, это никого не смущало, а заставляло искать великий смысл в каждом его новом «откровении».
Иногда я ходила в церковь (2-3-4 раза в год, когда сильно тянуло). Я исповедовалась, причащалась, «свято верила» в Иисуса Христа, хотя очень по-своему. Если бы на исповеди меня однажды спросили, не занимаюсь ли я какой-нибудь астрологией, я бы, конечно, не стала врать, и меня бы, наверное, отлучили… Я была готова к этому, но мне было страшно подумать о таком повороте событий.
Я не читала утренних и вечерних молитв, считая это излишним, некой назойливостью, неуважением к Богу: попросил один раз, тебя услышали, чего канючить? Дали — поблагодари. Постов я не замечала. Великий пост старалась соблюдать, но по-своему. Лунный календарь считала более важным, чем церковный. Луну ведь Господь повесил, а церковный календарь люди придумали, такие же грешные. Рождество, Пасха — это понятно. А святые — не знаю… Такие же люди, тоже гороскопы имели, тоже ошибались. И вообще, жить без гороскопа — это жить вслепую, не видеть, зачем, куда, не знать причины своих грехов, не знать всего огромного количества вариантов своей судьбы, не видя множества дорог (и множества капканов). А уж по какой из них поведет Господь и как — сие только Ему ведомо, но зависит это от выбора самого человека — кому он служит: Богу или дьяволу (что также видно в гороскопе).
Читала ли я Библию? Да, я пыталась. Начала с первой страницы. Но сразу возникло множество вопросов, которые я стала записывать на листочках-закладках, но «устала» от недоумения и отложила эту работу до лучших времен. Читать же Новый Завет, не прочтя Ветхий, казалось мне чуть ли не преступлением.
Понемногу я покупала небольшие церковные книжки, чтобы знать, как Церковь относится к тем или иным вопросам. Я называла их «разъяснялки» и «ругалки». Но разъяснения не удовлетворяли мои искушенные и испорченные мозги, а «ругалки»… — ох, лучше бы их не было! Часть из них была, наверное, очень хорошая, но язык и аргументы — не для гнилого интеллигента конца ХХ века. А большинство этих книжек являли полную некомпетентность, чем вызывали абсолютно обратный эффект! Было очевидно, что церковные авторы имеют очень поверхностное представление о том, чем в действительности занимается та или иная «бяка», поэтому их резкое неприятие этих «бяк» естественно, как и примитивно. Мне казалось, что если бы они глубже знали все, о чем судят, они бы по-другому относились ко всяким «бякам» и «не мели бы всё в одну кучу».
Я считала, что священники знают лишь то, чему их учили в семинарии и как учили относиться к этому. И еще ходили слухи о том, что в монастырях будто бы изучают астрологию, что всё это в Церкви есть «для служебного пользования», просто нам не велят в это лезть. И про какого-то русского святого XVII века рассказывали, что он был астрологом. И что на Руси якобы было целое направление «русской христианской астрологии». И что в католической семинарии (где-то) ввели, наконец, курс астрологии. И что протоиерей А. Мень не возражал против астрологии как метода. И так далее.
Однажды я услышала, что в апокрифе Иоанна есть фраза: «А остальное читайте у Зороастра». Это для меня было подтверждением связи зороастризма и христианства. Нас учили, что апокрифы — это источник знаний, а введение цензуры, запрещение того, что писали сами апостолы — это как отдел по делам религии в КГБ. Я была потрясена: как поднялась рука у церковников, чтобы сжечь творения апостолов (я тогда не знала, что апокрифы не имеют к апостолам, именами которых они надписаны, никакого отношения)? Значит, с тех пор пошло лицемерие и ложь? Прямо в Церкви? Мне попался апокриф — «Евангелие от Магдалины», и к Церкви я стала относиться очень двояко: я уже не знала, ходить ли в церковь.
Вот с таким безумием я дожила до милости Господней, когда меня — заблудшую, грешную овцу — Он стал выводить из этого мрака. События разворачивались сначала медленно, постепенно убыстряясь, усиливаясь и переворачивая всю мою жизнь.
Весной 1997 года моему мужу по работе позвонил давний шапочный знакомый С. Мужа дома не было. Мы перекинулись парой фраз о делах, жизни и о знакомых сайентологах, обнаружив одинаковое отвращение к Хаббарду. Неожиданно разговор получился часа на три и явился для нас знакомством заново. С тех пор мы дружим семьями.
С того разговора начались перемены в моих мыслях. Несколько его фраз запали глубоко мне в душу. Мы заговорили о христианстве, об апокрифах, о церковных службах. Он намного больше знал о христианстве, чем я. Многое из сказанного им в этот день потом всплывало в моей памяти, и каждая фраза была источником размышлений. Даже та, которую я восприняла, как бык красную тряпку: «И астрология твоя — не от Бога».
Через несколько дней я «сорвала» спину на даче. Обратилась за помощью к знакомой — костоправу. На лечение ездила к ней домой. Лечение длилось долго и болезненно. Господь привел меня к этому человеку лечить не только позвоночник, но и «мозги вправлять». Я видела, как она верит, как без Церкви жить не может, очень много молится. Рядом с ней мне стало стыдно за мое маловерие. Я увидела, что читать утренние и вечерние молитвы — это не фанатизм, а естественная потребность христианина. И я тоже постепенно начала читать молитвы утром и вечером. Забывала, не успевала, зевала, засыпала, не понимала слов, но старалась.
Трехлетняя дочка вместе со мной молилась по-своему, по-детски, путая церковные слова с привычными. Я уже не могла лениться из-за нее. Я старалась ей объяснять, как могла, тексты молитв, она целовала все иконы, просилась в церковь. Она молилась за всех несчастных, о ком слышала в «Новостях» по телевизору, обо всех детках, кто болеет, кто плачет, у кого нет домиков, еды, у кого нет мамы и папы, за всех злых, чтобы стали добрыми, и чтобы Боженька скорее лукавого в тюрьму посадил. Если я 2-3 дня пропускала молитвы, то у меня начинались сильные боли в спине.
Приехал в гости С. Мы проговорили втроем всю ночь. «Бросай астрологию». — «Ты что? Это Божественное знание, я благодаря ему приняла христианство». — «Да не благодаря ему, а благодаря Богу. Это Он привел, а уж пути только Ему ведомы». — «Зороастризм — это не хухры-мухры, это ой-ей-ей!» — «Зачем он тебе? Ты уже христианка, ты уже пришла в Церковь. Зачем тебе дальше всем этим заниматься?» — «А знания я где возьму?» — «Всё в христианстве есть». — «Жить вслепую? Я много лет жила вслепую, натворила дел». — «Не вслепую, а по-церковному, в молитве и вере». Мы чуть не поссорились. Я защищала свою астрологию (именно «авестийскую»!). Он раньше много лет занимался всякой йогой, буддизмом, прочим оккультизмом, после этого стал христианином. Именно это «темное прошлое» давало возможность говорить с ним на одном языке и прислушиваться к его словам.
Он уехал домой, а у меня в голове взорвался вулкан мыслей, теорий, абсолютно новых для меня. Я понимала одно: С. появился в нашей жизни не просто так и всё, сказанное им, должно еще выстрелить, как ружье в третьем акте.
Вскоре у меня заболела дочка, которая до этого почти не хворала. Я понимала, что без воли Господней заболеть человек не может. А раз заболел безгрешный ребенок, значит, это я что-то делаю не так. Я побежала к исповеди, причастилась. Дочка выздоровела. Через три недели опять болезнь. Мы уже вместе с мужем пошли в церковь. Исповедались, причастились. Дочке стало лучше. Причастили ее. Она начала проситься к Причастию постоянно. Я стала с ней ходить. Очень скоро следующая болезнь: температура, резкие боли в животе, «скорая помощь» и т. д.
Я — в слезах к иконам: «Господи, вразуми! Что я делаю не так?» А в голове звенит: «Астрология» — «Не может быть!» — «Надо с ней расстаться». Боль у дочки прошла, скоро спала температура. Но у меня в голове стал закипать котел. Чтение молитв утром и вечером привело к тому, что в течение дня в моих мыслях носились отдельные фразы. Самой потрясающей из них была следующая: «Благоговею и безмолвствую пред… непостижимыми для меня Твоими судьбами». Эти фразы «сверлили» мои мозги, впивались в меня. Внутри рождалось что-то новое.
Потом ребенок опять болел, я опять молилась, чтобы Господь вразумил меня. У меня самой появились серьезные онкологические и гинекологические заболевания. Я пошла в церковь. Батюшка сказал, что надо чаще причащаться. Когда я шла к Причастию, была сильная боль в груди и в животе. Запивала теплотой — как иглой живот кололи. И — о чудо! Боль сразу стихла. Я была потрясена. Я чувствовала первый раз, что Причастие — это Великое Таинство. А это «обезболивание» — аванс. И я должна что-то понять. И первое, что поняла, — пока я не решу свой главный вопрос, я не могу больше идти к исповеди и Причастию. Я больше не могла молчать об астрологии. Я начала догадываться, что никакой церковной ошибки не было.
Я поняла, что не могу дальше жить, пока не разберусь, за что клеймят астрологию! Я стала читать Евангелие, чтобы найти хоть что-то по этому поводу и прочесть это своими глазами. Я стала искать материалы об астрологии. Астрологию везде ругали за поклонение планетам, светилам и знакам зодиака — это даже читать было дико. Ни один нормальный астролог не поклоняется небесным телам. Это все равно, что врач будет поклоняться своим медицинским приборам и медикаментам, или синоптик — ветру, циклону, осадкам. К сожалению, вся критика относится к «бульварной» астрологии, от которой любой уважающий себя астролог и так «открестится». Астрология намного сложнее и глубже: в ней есть и генетика, и география, и воспитание, и питание (в некоторых книгах пишут, что прогнозы не сбываются потому, что это все не учитывается), и нет в ней никакого сваливания вины на звезды, и уж тем более никто не может, кроме каких-нибудь сатанистов, манихеев или близких им, назвать Бога создателем зла! Эта ересь заклеймена давно самими астрологами, а до них — зороастрийцами-ортодоксами. Получается, что такая литература лишь убеждает астролога в правоте его действий! Именно из-за поверхностности!
Изучая книгу священника Родиона «Люди и демоны», я перечитала все главы в Библии, из которых брал цитаты о. Родион. И прочла слова святителя Иоанна Златоуста(См. материал «Евангельские волхвы и астрология».). И волосы у меня зашевелились. Раньше я их читала, но считала, что речь идет о «плохих» астрологах, что авестийская астрология тут не при чем. А теперь мне стало страшно. И, не прочтя до конца Ветхий завет, я стала читать Новый. И я всем сердцем ощутила себя в толпе тех, кто кидал камни, плевал и бил ЕГО! Мне было больно и страшно. Я впервые поняла, что когда мы грешим, мы оказываемся в этой толпе глумящихся над Господом. Я плакала от горечи, стыда и раскаяния. Я понимала, что грехов слишком много, я не могу выйти из этой толпы. Чтобы выйти, я должна осознать, что же праведно, а что грешно. И я читала, думала, молилась и плакала.
Мне очень помогла книга иерея Владимира Елисеева «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения». Но мне нужны были прямые ответы на мои прямые вопросы! Ведь в глобовском «зороастризме» другое понятие кармы — «зарма». Это очень отличается от теософской «кармы»: там есть и покаяние, и пророчества, и непримиримость к бесам, дьяволу, тех же Рерихов там клеймят на чем свет стоит, и масонов, и астрологов-египтян, римлян, халдеев, индусов и прочее. И даже к христианству там относятся с «благоговением». Вот и получается, что нет у нас грамотного исследования на эту тему, рассчитанного на наши извращенные мозги, и обладающего при этом определенной силой воздействия, талантливым словом.
От обилия прочитанного и продуманного я почти не спала, заставляла себя уснуть ночью, но просыпалась и думала. Я пыталась сама навести мосты от мусора в своей голове к христианству. Я поняла главное: что путь Спасения — один. И остальное, каким бы близким не казалось похожим — это мираж. И тогда я осознала, что готова отказаться от любого миража как от дьявольской картинки. Потом я также поняла, что нет никаких перевоплощений, что не «тайных знаний» надо искать, а верить и молиться. А попытки наши постичь «божественное знание» суть внушенное врагом стремление вкусить плода Запретного Древа, чтобы стать «как боги, знающие добро и зло». И какое я имела право ковыряться в судьбах людских, я, грешница, на что я посягнула? И, кстати, если волхвы принесли Младенцу в дар золото, ладан и смирну — атрибуты царской власти, то не значит ли это, что все астрологи должны признать его своим Царем, и слово Его — законом?
И дальше была большая исповедь. Я знала, что по канонам должна быть отлучена от Причастия на шесть лет, но оказалось, что сейчас Церковь не применяет каноны во всей их строгости и по величайшей милости Господней, по Его бесконечной милости, меня допустили к Причастию. Для меня началась абсолютно новая жизнь — церковная. Господь привел к такому батюшке, что большего соответствия моим внутренним требованиям я и пожелать не могла. И я могу быть с ним абсолютно откровенна и без страха обжечься полностью ему доверяю. По милости Господней я часто причащаюсь и чувствую, что заново родилась. И муж мой стал молиться и в церковь ходить и стал ревностным христианином. Мы обвенчались и вместе молимся — это такое счастье! Мы оба так благодарны Господу, и так нам горько, что столько лет мы жили без Него.
Мусор из моей головы постепенно вычищается, но боюсь, что очень много искажений и прочей дряни маскируется за привычными и обычными словами. Ведь столько лет я засоряла голову и сердце Бог знает чем! Теперь трудно читать тексты, обычно понятные тем, кто не заморочен этим «горем от ума» и выкрутасами этого как бы «ума». Я знаю, что многие понятия и мыслеблоки, которые по-прежнему лезут из прошлого и мешают понимать Слово Божие и Писания святых отцов — наследие моего «тяжелого прошлого».
Я стала звонить всем, кому морочила голову своей астрологией, и просить прощения. Но многие не понимали, за что я прошу прощения и почему я их посылаю к священнику. Мои аргументы были для них чужими. Круг моих знакомых по школе Глобы и сочувствующих был озадачен моей метаморфозой. Кто-то понял меня и очень поддержал, кто-то не понял и воспринял как предательство, как присоединение к тем, кто сжигал апокрифы, уничтожая «истинный» источник знаний. Кто-то очень хочет понять, но не может — не припекло, наверное. Очень бы хотели прочесть грамотное исследование на эту тему вроде книги о сайентологии «Капкан безграничной свободы» или «Сатанизм для интеллигенции» о Рерихах. Я лично знаю людей, которым эти книги помогли. Например, одна дама после двухтомника дьякона Андрея Кураева мгновенно отреклась от Рерихов и приготовила сумки книг для летнего костра. Хотела бы она и астрологию туда же, да не может.
Яд намного коварнее, чем думают те, кто не пробовал его, а лишь фантики видел. А противоядия этому на сегодняшний день я не вижу. Наверное, истинно верующие люди имеют от Господа это противоядие, они не попадут в эти сети, даст Бог. Но тем, кто еще только на пути или кто уже попался, да и тем, кто вышел уже, тоже надо как-то разложить эту информацию уже по другим полочкам, чтобы она не дала каких-нибудь опухолей.
Необходимо учесть одно обстоятельство — любой нормальный астролог уверен, что служит Богу. И только очень серьезный труд сможет открыть ему глаза на то, кому он служит действительно. Астрологов, которые сознательно служат дьяволу и прикрываются верой в Бога для обмана доверчивых граждан, надо еще поискать. Я, например, о таких даже не слыхала. И если в какой-нибудь статье астролог читает о себе, что он слуга дьявола, только тщательно скрывает это от всех, — он искренне возмущен, ему больно и обидно от того, что его причисляют к тем, с кем он сам, по его мнению, борется. Понимаете, нельзя же сказать человеку страшную правду о нем самом так вот «в лоб», толком не объяснив ничего! Я не знаю, какие надо найти слова, чтобы человек понял, что то, чему он посвятил годы, является не делом его жизни, а страшной ошибкой его жизни. Представьте ученика (взрослого, заметьте!), который не понимает, что вы ему объясняете, и от непонимания твердит свое. Вы же не будете его обличать — вы ему объяснять будете, причем терпеливо. И если вам это удастся, он будет благодарен вам до конца жизни, и еще других учеников к вам приведет!
Вот и все. Единственное, что могу добавить: в тот день, когда я исповедалась в своих занятиях астрологией, я спросила священника, как мне жить дальше, ибо я привыкла мыслить астрологическими категориями, мое мировоззрение построено на этом. И батюшка сказал, чтобы я читала Евангелие и жития святых, и все пройдет. В тот момент я и подумать не могла, что помощь Господня придет так быстро: я не успела оглянуться, как астрология улетучилась из моей головы; из моей речи мгновенно исчезли термины и обороты, не сходившие с моего языка до этого времени, я и думать забыла о том, что раньше наполняло мои мысли. Стало легко и свободно, много лишнего исчезло из моей жизни. И ведь как все просто: покаяние, Евангелие и жития святых…
Кстати, когда этой зимой мы всей семьей катались на горных лыжах с Эльбруса, меня впервые за два года посетила мысль о том, что «раки» не проводят свой отпуск в горах. Только ведь пока я была не рабой Божией, а «раком», это настолько связывало мою личную свободу, что об Эльбрусе даже подумать было страшно. Но когда я стояла на огромной высоте возле альпинистского приюта, и передо мной как на ладони был весь Главный Кавказский хребет, мною овладевал не страх, а восторг от ощущения величия и красоты Божьего мира. «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого» (святитель Иоанн Златоуст).
Спаси вас, Господи!
Простите, если я обидела кого-нибудь — я этого не хотела.
Раба Божия Л.
Помимо предыдущего письма, мы решили также привести ниже выдержки из полемики по поводу астрологии, которую вели участники Интернет-форума диакона Андрея Кураева.
В моем оккультном прошлом осталось множество удачных попыток «оживления символов». Речь идет о том, что произвольно сконструированный символ (слово, иероглиф, изображение…) после определенного воздействия начинали выполнять ту функцию, которую ему приписывали, при каждом к нему обращении. Механизм этого прост: образуется «условно-рефлекторная духовная связь» через символ между сознанием человека и невидимым духом, в данном случае падшим. Чем больше человек пользуется символом (например, астрологической картой), тем глубже эта связь. Отсюда «рост мастерства» с практикой и все большая трудность «выйти за рамки».
Отсюда невозможность создать хорошую компьютерную астрологическую программу, ведь «контактером» является не компьютер, а человек. По этим же причинам «работают» еще более высосанные из пальца конкретные предсказательные методики и возможно «правильное предсказание» по чужой карте… Все это не означает, что астрология «не работает», но работает она на сатанинском «топливе». Обратившийся к астрологу допускает лукавого духа вмешиваться в свою жизнь; таким образом, многие трагедии происходят не по предсказанию, а по «программе», призванной оправдать это «предсказание», иначе бы интерес к астрологии давно бы заглох.
Александр ДАНИЛОВ
Я, грешная, имела глупость заниматься 3–4 года в Академии Астрологии и могу сказать, что все это действительно работает, вне зависимости от уровня научности… (ведь диавол многое может), но куда ведет? Сказано: «По плодам их узнаете их». Плоды эти — рабская зависимость от собственной карты, возможность оправдания чего угодно, обольщение «успехами», гордыня, отрицание Божией воли, благой и совершенной, и в итоге — отрицание Бога, так как верящий в звезды верит в их силу, а для веры в Бога здесь уже нет места. Отсюда — гордыня и неверие, вплоть до отрицания всемогущества Божия; чьи это свойства, догадаться не сложно. Человек уже не думает о том, что первично — Господь или звезды, то есть творение Его, — он сверяет с картой каждый свой шаг, и здесь уже вовсю работает «тот, кто стоит за левым плечом», попирая данную Господом свободу выбора добра или зла. Примерно так. Что с этим делать дальше, как переубедить людей — это вопрос, так как по большей части это практически невозможно. Видимо — любовью, примером и молитвами.
Ольга М.

Сбываются ли астрологические прогнозы

Астрология – это не просто учение о влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов – в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно увлекшись «звездной мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению космических глыб.

Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз социалистических республик не развалится , что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем, что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра, что президентом США станет Хиллари Клинтон, а на Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда. Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологии стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения относительно зодиакальных созвездий. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста говорят, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну – см.: Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. – И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23: 44–45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством».

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению, «лампе Чижевского», в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходившим через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные процессы, начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях на организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.

Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки – порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, “смех несказанный воздвигли” (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)».

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым человек способен скатиться.

В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка – так «на роду написано» и всё. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей».

Замечена одна удивительная особенность – многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.

Блаженный Августин в толковании на книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений».

Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг».

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?

Павел Глоба. «Комсомольская правда», 27.03.91.

Павел Глоба. «АиФ» № 1-2. 01.98.

Павел Глоба. Газета «Нижегородский рабочий» за 21.03.91.

Павел Глоба. «Комсомольская Правда» за 17.01.08.

Газета «Факты» от 10. 07. 2009 г.

Иоанн Дамаскин, прп. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах / Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 7.

Татиан. Речь против эллинов / Сочинения древних христианских апологетов. – М.: «Благовест» — Спб.: «Алетейя», 1999. С. 17.

Там же. С. 18 – 19.

Августин, блж. О книге Бытия / Творения. – М.: «Паломник», 1997. С. 201.

Там же. С. 201 – 202.

Почему астрология — грех?

Я верующий человек. Однако увлекаюсь гороскопом (включая психологию) в плане понимания характера человека. Изучаю людей, пытаюсь (с помощью астрологии, в частности) понять — что за человек, каков характер, внутренние устои. Меня искренне смущает отношение Церкви к астрологии (негативное, причём без разделения её на какие-либо разделы). Разве есть что-то плохое в том, что, узнав дату рождения интересного мне человека, я уже знаю, как лучше вести себя с ним, чего лучше избегать, и наоборот, что он больше любит. Я чувствителен к людям и эти знания мне очень помогают для нахождения общего языка с ними. Но ведь это грех, получается? Но почему? Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Андрей. Негативное отношение к астрологии в Церкви основано на следующем: астрология — это никакая не наука, астрология — это далеко не безобидное (для души, для спасения) увлечение. Отсюда и восприятие астрологии как греховного занятия.

Итак, астрология ненаучна. Вот, подумайте: на огромном расстоянии от земли находятся космические тела. Только два из них могут оказывать (и оказывают) вполне определенное физическое воздействие на земные объекты. Это — солнце и луна. Солнце в большей степени, а луна — в меньшей (вызывает приливы, отливы и некоторые другие действия, в основном — на жидкости). Астрология же предполагает, что все небесные тела в равной степени влияют на человека, обуславливают множество факторов не только в жизни человека, но и в жизни общества, народов, всего человечества. Вы не задумывались, почему так? Более того, считается, что на человека оказывают огромное влияние созвездия — звездные скопления, расстояние до которых зачастую невообразимо — сотни и более световых лет. Звезды, входящие в созвездия, на самом деле друг с другом никак не связаны, расположены друг от друга на огромном расстоянии. Бывает, звезды гаснут — «умирают», и «рождаются» новые. И кто знает, может та звезда, которая якобы оказывает какое-то влияние, на самом деле уже мертва, просто свет от нее до сих пор еще летит и летит к нам… Астрология ошибочна даже по своим исходным идеям: она не учитывает реальное прохождение планет через созвездия (погрешность составляет от 5 до 37 дней) и многое другое.

Далее. Предположим, в некотором городе рождаются дети, в одном роддоме, в одно и тоже время (на самом деле это происходит даже реально, а не гипотетически). Значит, у них абсолютно идентичные натальные карты. Значит, и характер, и поведение, вообще — вся жизнь у них должна быть абсолютно схожей (вплоть до того, будут ли дети у них или нет, будут ли они сами заикаться, или нет, будут сами богатыми/бедными). Но так ли это в реальности? Реально же все различны, и по характеру, и по поведению, и по образу жизни, и по судьбе.

Вы говорите, что Церковь относится к астрологии негативно без разделения ее на разделы. Но здесь Вы ошибаетесь. Простое увлечение астрологией считается опасным суеверием, а вот серьезная практика астрологии (включающая изготовление талисманов на привлечение влияния звезд, особых камней, молитвы-мантры к звездам, вовлечение других людей) — это уже тяжкий грех идолопоклонства и идолослужения, однозначно ввергающий в вечную погибель. Пока есть время, данное нам от Господа Бога, есть возможность обратиться, вернуться ко спасению. Вера в звезды препятствует настоящей духовной жизни человека, лишает его свободной воли — дара, данного нам Творцом, она отвлекает от истинной веры, от спасительного пути следования за Христом. Во Христе есть реальная полнота реальной жизни, радость богообщения.

Как зародилась эта «наука»? Люди верили, что небесные тела — обиталища богов или даже их физические тела. По этой причине и молились на них, поклонялись им. Попытка как-то узнать волю богов, вычислить ее по звездам породила астрологию.

Не только Церковь негативно относится, но и Сам Бог-Творец. Вот, что Он говорит через Своих пророков: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 10-12). «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14). «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер. 27, 9-10).

Внимательно поразмышляйте над всем этим. Поспрашивайте у настоящих психологов и педагогов, что влияет реально на характер человека и его внутренние устои. Психология и педагогика — во многом опытные науки, их инструменты позволяют реально смоделировать, спрогнозировать результат исследований в отличие от «астрологии».

Вернуться к списку вопросов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *