Аскеза

Аскеза

Что такое аскеза

Аскеза это, прежде всего, добровольное ограничение. Когда человек принимает на себя определенные ограничения, называется аскетический образ жизни, аскетичный человек. Он не притязателен, не расширяет своих каких-то материальных потребностей, не увеличивает материальные желания. Он живет просто. Это аскеза.

Тенденция такова, что мы хотим как бы жить без ограничений. Мы не любим ограничения. Например, если мы хотим выздороветь, то врач, он скажет, нужна аскеза, нужно ограничение какое-то. И нам не нравится эта диета, хотя необходимо это принять для выздоровления. Мы ждем, когда же мы поправимся, чтобы отбросить эту диету.

Но, если мы живем без ограничений, болезнь снова возвращает, и снова нужна аскеза, ограничение. Поэтому мы говорим об аскезе, как о чем то полезном. Т.е. если мы посмотрим внимательно, в любой сфере деятельности, в духовной или материальной необходима аскеза, чтобы достичь какого-то результата. Даже студент чтобы получить образование должен столько терпеть. Жить в общежитие, жить на небольшую стипендию, т.е. аскеза на лицо. Ради какого-то высшего результата, он это принимает добровольно, т.е. человек способен вот на такую добровольную аскезу.

Живые существа ниже человека, животные, они подвергаются вынужденной аскезе. Там тоже есть аскеза, но она вынужденная. Никто не хочет какие-то ограничения в животном мире, но природа сама создает такие условия. Т.е. на открытом воздухе, зимой и летом, под стихиями дождя и прочее. Аскеза на лицо опять же. Иногда они убивают пищу, иногда они сражаются, едят друг друга. Т.е. много аскезы, терпения, когда нужно терпеть, преодолевать какие-то трудности.

Но, человек создан для добровольной аскезы. Если он не принимает добровольную аскезу, как это предписано священными писаниями, тогда конечно он будет терпеть вынужденную аскезу. Он создаст такие условия, такой мир, где все-таки страдания придут какие-то. Ему придется все равно совершать какую-то аскезу, чтобы преодолевать эти уже обстоятельства. Все равно вынужден он много будет работать чрезмерно, немножко наслаждаться. Ради наслаждения он будет много трудиться, много терпеть, преодолевать какие-то трудности. Это тоже аскеза. Потому что любой плод в человеческой форме жизни через усилия добывается.

Как говориться в библии, — хлеб с потом и кровью добывается, т.е. зарабатывается. Нужны какие-то усилия, это называется аскеза. Аскеза дает хорошие результаты плоды. Через совершения аскез можно достичь любого материального результата, если мы знаем, какая аскеза приносит какой результат. Некоторые аскезы приносят человеку мистические силы. Например человек обливается холодной водой, или он становится вегетарианцем, тоже приобретает какие-то мистические способности, ментальную силу. Аскеза в питании, поведении, в речи, ума, поступков. Она дает дополнительные внутренние силы человеку. Поэтому отшельники прошлого, они совершали добровольную аскезу ради вот этих результатов, чтобы обрести более тонкие совершенства.

Все синонимы к слову «аскетизм»

Синонимы к слову «аскетизм» — 11 букв.

# Синоним Количество букв Тип синонима
5 воздержание 11 букв. Слово

Синонимы к слову «аскетизм» — 14 букв.

Синонимы к слову «аскетизм» — 17 букв.

Синонимы к слову аскетизм — это слова близкие по значению к слову аскетизм, которые с легкостью заменяют его в текстах и в разговоре. Всего найдено синонимов к слову аскетизм — 9 шт. Среди них могут всречаться как слова, так и словосочетания. Из найденных синонимов, слов — 6 шт, а синонимичных словосочетаний — 2 шт.Очень часто, особенно при разгадывании кроссвордов встречается вопрос : «Синоним к слову аскетизм», поэтому в нашем словаре также представлено количество букв из которых состоит тот или иной синоним. Самый маленький синоним к слову аскетизм состоит из 11 букв, а самое длинное состоит из 17 букв. Найти нужное слово-синоним по количеству букв вы можете воспользовавшись таблицей сверху, а конкретно графой количество букв.

Популярные слова

Возврат к списку

Если вы не нашли синоним в списке выше, но знаете его, то вы можете помочь нам сделать наш сайт лучше, введите слово в соответствующее поле и нажмите добавить, после модерации Ваш синоним обязательно будет добавлен.

АСКЕТИЗМ (от греческого ασκητ?ς — упражняющийся, тренирующийся, практикующийся), установка на добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Практика аскетизма (аскеза) в самых различных культурах включает одни и те же моменты: ограничение себя в еде (пост), воздержание от сексуальных отношений (безбрачие, или целибат), уединение, молчание, в более крайних формах — нищета, бездомность (странничество), причинение себе боли (например, самобичевание) и тому подобное. При этом мотивы аскетизма могут быть различными: некоторые из них дополняют, некоторые исключают друг друга.

Аскетизм как источник сверхъестественных сил — представление, которое восходит к первобытной практике подготовки к шаманскому общению с духами при помощи голода, бессонницы и т.п. Этот мотив особенно характерен для индийской традиции тантризма (легенды об отшельниках, чрезвычайно изобретательных в самоистязаниях, посредством которых разжигается внутренний жар — тапас). Однако в теистических религиях мотив аскетизма как пути к чудотворству выступает либо в преобразованном виде (христианские легенды часто говорят об аскетах, получающих дар чудотворства, но это именно дар, а не выслуженная награда и тем более не механическое следствие аскезы), либо на бытовой периферии религиозногор сознания.

Реклама

Древняя мотивация аскетизма — идея удовлетворения, приносимого за свои или чужие грехи. Самые архаические культуры знают концепцию жертвы как наиболее сильнодействующего средства обеспечить благо общине, связать силы зла и восстановить порядок мироздания, поколебленный случаями нарушения религиозно-моральных запретов. По мере того, как практика человеческих жертвоприношений исчезала в процессе культурного развития, возникала потребность в некоем эквиваленте жертвоприношения: например, в Древней Спарте юноши уже не умерщвлялись, но проливали свою кровь на алтарь Артемиды Ортии под бичами, и в назначении этого обряда ритуально-магический момент (перенесение боли как выкуп за общину) неотделим от морального (испытание стойкости юношей). В спиритуализированном осмыслении этот мотив мог быть без существенных изменений воспринят христианством; он особенно характерен для католической традиции (например, Санта-Роса из Лимы в начале 17 века подвергала себя бичеванию три раза в день — за свои грехи, за грехи живых и умерших).

Мотив соблюдения ритуальной чистоты как условия выполнения сакральных функций, часто обосновывающий практику безбрачия, также является древним и повсеместно распространённым. Даже те религиозные традиции, для которых аскетизм не был характерен (например, греко-римское язычество или религия Ветхого Завета), требовали воздержания от брачных отношений перед совершением религиозных актов, когда человек «предстаёт» перед божеством; из этого легко было вывести, что люди, вся жизнь которых проходит в непрерывном контакте со святыней, должны оставаться безбрачными, как весталки в языческом Риме. По-видимому, таково же происхождение безбрачия ессеев: древнееврейский военный лагерь был местом, особо посвящённым Яхве и требовавшим ритуальной чистоты, и ессеи, ожидавшие эсхатологической священной войны, распространили на всю свою жизнь обязательства, связанные с сакральным положением призванного воина. Целибат обязателен для католического священника как для постоянного совершителя таинств, прежде всего мессы.

С этим мотивом тесно переплетаются некоторые другие, один из них — отрешение индивида от своих земных интересов ради дела, понимаемого как святое (например, проповеди веры): «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32- 33). Другой мотив — подготовка к мистическому переживанию, создание условий для медитации и экстаза. В теистических религиях и везде, где цель мистического пути — это личная встреча с Богом в любви, практика аскетизма — способ доказать свою любовь к Богу и предъявить в самой действенной форме просьбу об ответной любви. В католической мистике позднего Средневековья пафос аскетизма приобретает черты морали рыцаря, намеренно берущего на себя трудные подвиги во славу своего короля (Христа) и своей дамы (обычно Девы Марии, у Г. Сузо — Божественной Премудрости, Софии). С этим мотивом, как и с мотивом удовлетворения за свои и чужие грехи, связан мотив, специфический для христианства: стремление соучаствовать в искупительных страданиях Христа. Принимая на себя добровольные тяготы и терпеливо перенося невольные, верующий, по мистическому учению Нового Завета, во плоти своей «восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24). Это представление оттеснено в протестантизме тезисом об абсолютной исключительности единократной жертвы Христа на Голгофе (в связи с чем практика аскетизма закономерно уходит из жизни). Сострадание Христу как бы овеществляется в стигматах Франциска Ассизского и других католических аскетов; вся жизнь христианина мыслится проходящей как бы в Гефсиманском саду, где забыться в беспечности — значит предать Христа, который просит бодрствовать с Ним. Если подражание Христу в его бедности, характерное для русских странников и юродивых, как и для Франциска, не могло быть обязательным для всех, то Новый Завет требует от каждого христианина подражания Христу в его отказе от своей воли — послушании «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.

2:7).

Общим для разных мировоззрений, как религиозных, так и философско-моралистических, является мотив аскетизма как освобождения, господствующий, например, в песнях буддийских монахов и монахинь («Тхерагатха» и «Тхеригатха»), известный греческой философии, особенно Антисфену и киникам, и находящий многочисленные отголоски в христианской традиции, позднее — переосмысленный в некоторых идеологических движениях Нового времени. Мотив этот получает различные акценты в зависимости от вопроса: свобода от чего и для чего имеется в виду? Это может быть свобода от собственного тела, а через это — от материального мира вообще; по буддийскому изречению, «нет несчастья большего, чем тело» («Дхаммапада» XV, 202, перевод В. Н. Топорова). Для манихейства, видящего источник зла в соединении духовного света с пленившей его «тьмой» материи, аскетизм есть путь к желаемой диссоциации этих начал. Подобный негативизм в отношении к космосу вообще и к телу, в частности, мог иногда стимулировать наряду с аскетизмом допущение вольности нравов, как это было, например, в некоторых направлениях гностицизма: если тело — «тьма», которую нельзя ни просветить, ни очистить, то безразлично, что с ним происходит, между тем как нарушение табу морали, приличий и общественного порядка — своего рода аскетизм навыворот — желательно, поскольку обособляет «посвящённого» от мира и приближает цель — конечное разрушение основ космического бытия. Поздний вариант такой установки встречается в культуре декаданса (программа систематической денормализации воображения у А. Рембо и сюрреалистов), в практике некоторых направлений оккультизма, в жизни «коммун» хиппи, соединивших элементы аскетизма с вседозволенностью «сексуальной революции». Напротив, в христианстве уже не душа (как в платонизме или манихействе) должна быть освобождена от тела, но тело должно быть освобождено от гнездящегося в нём принципа своеволия — «плоти», чтобы стать «храмом Святого Духа» (1 Кор.

6:19).

С. С. Аверинцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *