Аще обрящеши кротость одолееши мудрость перевод

Аще обрящеши кротость одолееши мудрость перевод

I. Нормы русского литературного языка.
1.Внимательно прочитайте фрагменты текстов. Расставьте ударения в выделенных словах. Назовите, в каком из приведенных примеров произношение выделенных слов соответствует современным орфоэпическим нормам.
Как вы думаете, почему поэты в стихотворениях иногда нарушают нормы произношения слов? Ответ аргументируйте.
А) И белый конь, душа погонь, Ворвался в стынущую сонь.
(Н.С. Гумилев «Охота»)
Б)…И ворвались в объятия друг друга.
(А.С. Пушкин «Гаврилиада»)
В) Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался.
(А.Н. Майков «Весна»)
2. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.
А) Беспреце…дентный инци…дент.
Б) В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшегося себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».
3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.
4. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
II. История русского языка
1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.
«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).
А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?
Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?
2. Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.
Б) Уничижение паче гордости.
3. Внимательно прочитайте фрагменты текстов:
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.)
Б) Тогда Влуръ влъком потече» («Слово о полку Игореве», XII в.)
В) Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек …
(«Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.)
Г) Ну что же! Вставай, Сергуша!
Ёще и заря не текла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла.
(«Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.)
Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов.
Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента.
Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке.
III. Язык художественных произведений
1. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.
А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)
Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
2. Прочитайте фрагмент стихотворения П.А. Вяземского:
Бог ухабов, бог метелей,
Бог проселочных дорог,
Бог ночлегов без постелей,
Вот он, вот он, русский бог.
1854
Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?
3. Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.
А) Оторвался твой добрый конь
От того столба малинова.
Б) На берегу лес
Все малинов.
Что обозначают подчеркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?
IV. Современный русский язык
1. Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.
с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.
2. Первое известное нам стихотворение четырнадцатилетнего Лермонтова «Осень» (1828 г.) начинается следующим четверостишием:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Правильно ли, что в третьей строке отсутствуют запятые? Это опечатка? Или М.Ю. Лермонтов не знал, что препозитивное деепричастие всегда обособляется? Свой ответ аргументируйте.
3. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Ниже приведены и те, и другие. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте эти группы.
Дать стрекоча Набрать в рот воды
Бить баклуши Бросать тень
Очертя голову Первая ласточка
С какой стати Делать из мухи слона
4. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт.
5. Существительное муж в разных значениях имеет разные формы множественного числа именительного падежа: мужья – от «муж», супруг, мужи – от «муж», мужчина (устарелое и в высоком стиле). Однако форма родительного падежа в этих значениях совпадает: мужей. Одинаково ли образована эта форма? Ответ объясните.
6. Дайте толкование лингвистическому термину ортология.
V.Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре эссе на тему «Книга».

Ответы.

I. Нормы русского литературного языка
1.
Современная литературная норма произношения: ворвАться, ворвАлся, ворвАлись. Допускается ворвалАсь, ворвалИсь. Делая ударения на последнем слоге «ворвалсЯ», мы следуем старой норме произношения.
Поэты часто нарушают нормы произношения слов в угоду рифме (звучанию). Эта поэтическая вольность традиционна для поэзии XVIII – XIX в.в.
2.
Беспрецедентный, инцидент, идентифицировали, скомпрометировавшегося, конъюнктура, констатировали.
3.
Валюта – денежная единица. Волюта – орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на архитектурных сооружениях.
Компания – пришло из франц. через латинский: СОМ(«вместе»)+ РАNIS (хлеб); дословно СОМ РАNIS – «сохлебник, соучастник в еде, тот, кто ест хлеб вместе с кем-либо». 1.Торговое объединение, фирма, предприятие: кондитерская компания. 2.Небольшая группа лиц, приятелей, проводящих время вместе: компания сверстников.
Кампания — фр.CAMPAGNE, лат. CAMP- поле. 1.Совокупность военных действий: летняя кампания войны 1812 года. 2.Политические мероприятия: избирательная кампания.
4.
Правильный вариант:
А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение синтаксической нормы — неверный порядок слов.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.
Ошибка в управлении.
В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее.
Нарушен порядок слов.
II.История русского языка
1.
1. Погода названа дивной, т.к. она необычна, чудесна, удивительна. Дивная –связанная с дивом, чудом. Див – бог славян-язычников. Современное значение «дивная» — прекрасная.
2. Дождь идет – современная «стершаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именно летит.
2.
А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. — Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость.
аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»;
формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.
Б) Уничижение паче гордости. — Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости.
Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».
3.
1. В первом примере глагол течь употреблен в значении «идти».
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие») – Петр встал и пошел к могиле. Словесные связи глагола течь («идти, проходить»), с обозначением человека восходят к старославянскому – еще церковнославянскому – источнику.
Б) Из второго примера мы понимаем, что течь в значении бежать, нестись могли и животные: Тогда Влуръ влъком потече («Слово о полку Игореве», XII в.). – Тогда Влур волком побежал.
В) В третьем примере во времена А.С. Пушкина мы видим, что глагол течь, сцепляясь с существительным, обозначающим человека, имел временное значение «идти, проходить; быстро идти; бежать, нестись»:
Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек … (А.С.Пушкин «Анчар», 1828 г.)
Г) Есенинское слово «течь» употребляется со словом «заря» и имеет общеязыковое значение «идти, проходить» (о времени), потому что слово «заря» означает по словарю В.Даля «время восхода ли захода солнца».
2. Смысл строчки «Еще заря не текла» можно перевести — «еще на рассвете» или «еще до восхода солнца».
Глагол течь вводится поэтом для воссоздания народного говора.
3. В современном литературном языке слово течь употребляется в значении: «течь, литься» (о жидкости), «идти, проходить» (о времени),
«протекать, пропускать жидкость» (о прохудившемся предмете).
Перед нами речь мельника, носителя соответствующего народного говора. Так можно объяснить употребление С. Есениным слова оладьев в тексте поэмы.
III. Язык художественный произведений
1.
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание;
3) разговорное «страх», 4) просторечное – » очень».
2.
Русский бог – авось, небось да как-нибудь.
3.

Малиновый столб и малиновый лес – слова употреблены в переносном значении и, на первый взгляд, являются алогизмами. Но в данном случае в произведениях УНТ эти мнимые алогизмы проявляют оценочность, скрытую в существительном МАЛИНА. Малиновый служит показателем высоких качеств предмета (например, в литературном языке часто встречается словосочетание малиновый звон – очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов).
IV. Современный русский язык
1.
Слова с окончанием –ом обозначают в данном случае населенный пункт, а с окончанием -ым обозначают фамилию.
2.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Ни то, ни другое.
Это не опечатка и не ошибка М.Ю. Лермонтова, поэт хорошо знал русскую грамматику. Просто поникши не деепричастие, а прилагательное, выступающее в качестве определения к существительному – подлежащему ели. Перед нами усеченное прилагательное. Поэты XVIII и начала XIX в.в. очень активно употребляли такую форму прилагательных как одну из поэтических вольностей.
3.
1. Фразеологизмы разграничиваются на фразеологические сращения
(сочетания, смысл которых нам понятен, но объяснить их этимологию без специальных знаний нельзя): бить баклуши, очертя голову…
Первый столбик — фразеологические сращения.
2. Второй столбик — фразеологические единства (сочетания, семантика которых объясняется достаточно легко и без специальных знаний): набрать в рот воды, бросать тень, первая ласточка.
4.
А). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)
Б). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)
В). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)
Г). Несколько человек шли по улице. (При наличии в составе подлежащего слова несколько сказуемое ставится в как в ед.ч., так и во мн. ч. Можно сказать Несколько столов стояло в комнате.)
Д). Сколько книг стоит на полке. 6). Много людей пришло на концерт.
(Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед. числа.)
5.
6.Две формы родительного падежа образованы по-разному. В первом случае все формы мн. числа образованы с наращением в основе «йота» : мужа, мужам, мужах. Следовательно, в родительном пад. в основе перед появляется беглая гласная Е, а окончание – нулевое: муже. Также образованы слова: друзей, князей
Во втором случае родительный падеж мн. числа образован с помощью окончания -ЕЙ, закономерного у сущ. мужского рода 2-го склонения: царей, сторожей, товарищей.
6.
Ортология – от греч. orthos– прямой, правильный; logos — наука, учение, слово.
Ортология — раздел языкознания, объектом которого является теория правильной литературной речи.
Современная ортология является частью учения о правильности речи.
V. Творческая работа
Оценивается
· качество связного текста: глубина, оригинальность суждений;
· языковое и речевое оформление работы: ясность выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

  • КРОТОСТЬ — качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св…. Русская энциклопедия
  • Данная кротость — или просто «данная», есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • кротость и хитрость — Ср. Кротость и хитрость… «Лисичками» это слово понимается не так: они пускают в ход — лакейство и лукавство. *** Афоризмы. Лисичка. Ср. Molle atque facetum. Мягко и шутливо. Hor. Sat. 1, 10, 44 … Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • кротость — голубиная ; лучистая … Словарь эпитетов
  • кротость — Р., Д., Пр…. Орфографический словарь русского языка
  • кротость — КРО́ТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка́, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер… Толковый словарь Ожегова
  • КРОТОСТЬ — КРО́ТОСТЬ, кротости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность. Кротость нрава. Сказать что-нибудь с кротостью в голосе… Толковый словарь Ушакова
  • Кротость — кро́тость ж. отвлеч… Толковый словарь Ефремовой
  • кротость — кр’… Русский орфографический словарь
  • мудрость змеина, незлобивость(кротость) голубина — Ср. Мечтайте про себя, если вам это нравится, о чем угодно, но только будьте мудры, как змий, и чисты, как голубь. Станюкович. Первые шаги. 7… Толково-фразеологический словарь Михельсона
  • Кротость и хитрость — Ср. … «Лисичками» это слово понимается не такъ: они пускаютъ въ ходъ — лакейство и лукавство. *** Афоризмы. Лисичка. Ср. Molle atque facetum. Пер. Мягко и шутливо. Hor. Sat. 1, 10, 44 … Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  • Мудрость змеина, незлобивость(кротость) голубина — Мудрость змѣина, незлобивость голубина. Ср. Мечтайте про себя, если вамъ это нравится, о чемъ угодно, но только будьте мудры, какъ змій, и чисты, какъ голубь. Станюковичъ. Первые шаги. 7… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  • Голубиная кротость — Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318… Большой словарь русских поговорок
  • КРОТОСТЬ — Голубиная кротость. Книжн. О кротком, тихом, терпеливом человеке. БМС 1998, 318… Большой словарь русских поговорок
  • кротость — … Формы слова
  • ангельская кротость — … Словарь синонимов

«Юности честное зерцало…»

В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но, немного уступя позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери; от челядинцев просительным образом требовать.

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, оное они должны учинить вежливо и учтиво.

У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.

Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси. Первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства; пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ (рта) рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь: хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над ествою не чавкай, как свиния, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда ясти яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб притом не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не разбивай, и пока ясти яйцо, не пий, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и протчего. Когда престанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокой род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и щастие благополучное, и красота в старости, того ради оный имеет по правде тому подражать. То бо есть истинное избавление от убожества и прямая подпора и постоянный столп богатству.

С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.

Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.

Младой шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякаго добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидаться, пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в дом прибегали. А наипаче платить возмездие служащим, ибо в том есть великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженную и трудом выработанную мзду наемничу держит.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.

Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

Младой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть.

Придворный человек имеет быть смел, отважен и неробок. Возможет о своем деле сам предъявлять, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надежная награда.

Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять.

Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснется, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается.

Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других, незнающих болванов распознать.

Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякого научиться.

Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.

Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются.

Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.

В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.

Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.

Когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.

И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.

Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.

Буде что найдешь, хотя б что ни было, отдай оное назад.

Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Об одном деле дважды себе приказывать не давай.

Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Классный час в 3 классе на тему: Этика и этикет

Классный час – 3 класс

Классный час на тему «Этика и Этикет», 3 класс

Задачи:

1. Создать первоначальное представление об этике и значении ее в жизни человека.

2. Способствовать развитию интереса к проблеме «Что значит быть человеком?».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Наш первый урок я хочу начать со сказки, которую написал известный педагог В.А. Сухомлинский. Он очень любил детей и сочинил для них много сказок, историй. В них говорится о дружбе, красоте, о добрых людях.

Сказка о человеке и стрекозе

Человек пошел на кладбище к могиле отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

— Человек, — не утерпела стрекоза, — что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, зачем выщипываешь сорняки и поливаешь траву?

— Под этим холмиком мой отец, — ответил человек. — Это его могила.

— А что такое отец? — опять спрашивает стрекоза. — Что такое могила?

Человек объяснил, но стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

— Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?

— Для этого надо быть человеком, — ответил человек.

Учитель. Давайте проанализируем сказку.

Быть человеком — что это значит? Что такое человек? Кто такой человек?

Возможно, на этот вопрос мы ответим не сразу. Любой вопрос требует специальных знаний. Но попробуем ответить на вопрос: кто мы? Ведь каждый из нас — человек.

(Дети рассуждают на темы, поставленные в вопросах.)

Игра «Интервью»

Учитель задает вопросы. В дальнейшем вопросы могут задавать сами дети. Вопросы должны быть направлены только на положительную информацию о ребенке. Дети отвечают, причем с любой степенью откровенности.

— Под каким знаком ты родился?

— Твое любимое время года?

— Твое любимое время суток?

— Твое любимое блюдо?

— Где ты отдыхал летом?

— На каком этаже ты живешь?

— Какая твоя любимая игрушка?

— Какая твоя лучшая черта характера?

— У тебя есть лучший друг?

— У тебя много друзей?

— Твоя любимая игра?

— В каких случаях ты очень рассердишься?

— Твой любимый сказочный герой?

— От какой вредной привычки ты хотел бы избавиться?

— Твой любимый цвет?

— Кем ты хочешь стать?

— Чего ты больше всего боишься?

— У тебя есть хобби?

— Твой любимый урок?

— Твой нелюбимый урок?

— У тебя есть домашнее животное?

— Твой любимый фрукт?

— Кого ты любишь больше всего на свете?

Учитель. В ходе игры мы многое узнали друг о друге. Все мы очень разные. Но если вы были внимательны, то определите, что общего между нами, что нас объединяет. (Примерный ответ. У нас есть любимые занятия, игры, мы любим кошек, собак, птичек. Мы любим фрукты: бананы, апельсины, виноград… Мы любим цветы: ромашки, гвоздики, розы… Мы любим свой двор, город, у нас есть друзья. И конечно, мы любим маму, папу и всех близких.)

Знакомство с наукой этикой

Учитель. Верно, ребята, всех нас объединяет любовь. Ее можно сравнить с маленьким солнышком, которое делает нас добрыми, отзывчивыми, красивыми, интересными и любимыми. Представьте: пропала любовь в человеке. Закрыла грозовая туча наше солнышко. Пришел злой волшебник и заколдовал нас — все разучились любить.

— Вспомните сказку «Марья-искусница». Какой стала Марья, заколдованная водяным царем? (Равнодушной.)

Значит, самое главное — не потерять свое солнышко — любовь. А порой в сложных ситуациях это бывает очень непросто. Для того чтобы жила любовь в человеке и на земле, необходимо знать что-то очень важное, помнить о ней всегда, чтобы никто не мог ее разрушить. И в этом нам поможет наука этика. Она знакомит с законами жизни, рассказывает о нормах нашего общения, поведения, о правилах хорошего тона.

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение: этика — философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Рассуждение

Учитель. Закончите фразу: «Быть человеком — значит…»

(Дети по очереди заканчивают предложение.)

Знакомство с этикетом

Учитель. Что же такое этикет? (Дети отвечают.)

В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: этикет — это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные в общении людей правила, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила стали доброй традицией, и воспитанный человек их соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы, поговорки, изречения отражают эти правила. Какие поговорки и изречения вы можете вспомнить?

(Дети вспоминают пословицы, поговорки и изречения на заданную тему.)

Задумайтесь над такими изречениями.

• Слушай больше, говори меньше.

• Пообещал что-то сделать — сделай.

• Не можешь сделать-не обещай.

• Хотя не богат, а гостю рад.

• Уважая человека, уважаешь себя. (Дети объясняют смысл изречений.)

Обсуждение ситуаций

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций.

— Когда уже начался школьный утренник, в класс вбежал Коля, запыхавшийся, взъерошенный, в помятом костюме. Наступила тишина, и всем стало неловко. Почему?

(Дети отвечают.)

— Утром Витя, когда выходил из своей комнаты, всегда здоровался со всеми членами семьи. А уходя в школу, он обязательно благодарил маму или бабушку за завтрак и целовал их, прощаясь. Что бы вы сказали о Вите?

(Дети отвечают.)

— А каким простым правилам привыкли следовать вы дома, в школе, на улице?

(Дети отвечают.)

Повторим еще раз: правила, определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми, назвали этикетом.

Подведение итогов

Учитель. Что такое этика и что такое этикет? (Дети отвечают.)

Дополнительный материал

Само слово «этикет» французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XIV, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т. е. порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт царей, устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.

Первый сборник правил поведения появился еще в Древнем Египте. Большой вклад в развитие этических норм и правил внесли китайские философы. В Средние века церемониальный этикет занимал особое место при дворе правителей разных стран, в том числе европейских. Изысканные манеры нужны были королям и царям, прежде всего, для демонстрации своего превосходства над необразованными слоями населения. Из столиц модные веяния быстро проникали во дворцы провинциальных аристократов.

Некоторые из этих манер покажутся нам сегодня забавными. Например, в рыцарские времена кавалеры с дамами садились за стол попарно, ели из одной миски и пили из одного кубка. Поскольку вилок еще не было, мясные кушанья брали руками, а жирные пальцы вытирали о шерсть лохматых собак, которых хозяева именно для этой цели держали в банкетных залах.

В Средние века особой популярностью пользовался трактат о поведении «Дисциплина клерикилис» испанского священника Пуро Альдиенса. На основании этого сборника были созданы пособия по этикету почти во всех западноевропейских странах. Их содержание ограничивалось правилами приема гостей, поведения за столом.

Время требовало перемен. Это хорошо понимал великий чешский педагог Ян Амос Коменский, написавший для учеников своей школы небольшую книгу «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году», которая на целые столетия стала пособием для учителей многих стран.

В нашей стране первые правила поведения были сформулированы в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха своим детям.

В середине XVI века появился другой памятник поучительной литературы — «Домострой». Это был сборник не только практических советов, как наказывать детей, солить рыжики, ставить на стол чистую посуду, но и других рекомендаций: как украсить свой дом, чтобы в него «как в рай войти».

Во времена Петра I была широко известна книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По мнению автора, воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость. В книге содержались все необходимые наставления для молодого человека и девицы из благородной семьи: как вести себя в светском обществе, сидеть за столом, пользоваться вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу, здороваясь со знакомым, и какую позу принимать при поклоне. Например:

• Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

• Не сопи, егда яси (когда ешь).

• Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

• Над ествою (едой) не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

• Не проглотив куска, не говори.

• Около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего.

Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник —

книга русского педагога «Гражданство обычаев детских». Она включала 164 вопроса о правилах поведения, ответы на которые школьники заучи

вали наизусть. Книга была очень хорошая, но тяжелая в прямом смысле слова — скорее всего, написанная от руки на пергаменте. Вместо переплета — доски. (Вот откуда пошло выражение «прочесть от доски до доски».) Книга была тяжелой и для восприятия, потому что написана была языком торжественным и трудным. А учить приходилось наизусть, «долбить», как тогда говорили. Не выдолбишь — тебя розгами высекут, да еще и стихи велят рассказать о пользе этой процедуры.

Правила поведения за столом

1. Сидя за столом, следует только запястьем опираться на край стола. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.

2. Не следует играть приборами, хлебом, салфетками, свертывать край скатерти трубочкой, вытягивать во всю длину ноги под столом.

3. Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку и ложку.

4. Не дуйте на горячую еду и напитки.

5. Не следует причмокивать и прихлебывать.

6. После еды нож и вилку принято складывать в тарелки параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут еще использоваться, их кладут на стол.

7. Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож — в правой, не перекладывая их из руки в руку.

8. Когда запиваете еду каким-либо напитком, следует сначала проглотить то, что находится во рту, а потом только пить.

9. Жевать нужно спокойно, с закрытым ртом.

10. Доедая суп, тарелку не следует наклонять, лучше оставить на дне немного супа. В исключительных случаях, если очень хочется доесть, тарелку наклоняют от себя.

11. Если блюдо приправлено соусом, салфетку кладут на колени.

12. Не макайте хлеб в соус, даже если вы держите хлеб на вилке.

13. Салат берут не ножом, а вилкой.

14. Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.

15. Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по экологии, 3 класс

Классный час по теме Здоровье в 3 классе

Классный час во 2 классе. Этикет

Классный час в 3 классе. Взаимопонимание в классе

Классный час в 3 классе. Опасные и безопасные ситуации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *