Арзамас николаевский женский монастырь

Арзамас николаевский женский монастырь

Николаевский женский монастырь (Арзамас).

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской — Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).

Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.

С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.

С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека.

Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.

В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось.

Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников – «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.

В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей.

В монастыре находится Образ Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих»В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «Избавление от бед страждущих».

Назад к списку

Свято-Николаевский женский монастырь в Арзамасе

В самом центре древнего город Арзамаса, воздвигнутого по велению Ивана Грозного в 1552 году, стоит Свято Николаевский женский монастырь — великая святыня, трепетно почитаемая жителями города и многочисленными паломниками, которые едут сюда со всего мира, чтобы преклониться перед чудотворной иконой «Исцеление от бед страждущих». Много горя выпало на монастырь, но не смотря ни на что, он и по сей день является действующим и помогает всем нуждающимся.

Свято Николаевский женский монастырь был основан в 16 веке одним из жителей города — Феофилактом Яковлевым. В дар воздвигнутому монастырю игумен Спасо-Преображенского монастыря Сергий передал большой резной образ святителя Николы Можайского, который в дальнейшем прославился, как чудотворная святыня, исцеляющая больных и совершающая многочисленные чудотворения. Одним из покровителей обители был Царь Василий Шуйский, который за свое правление оказывал большую помощь и подарил святой общине мельницу. Также помогал монастырю и Михаил Федорович, оказывая значительную материальную поддержку.

За историю своего существования монастырь сгорал два раза. После первого пожара, который случился 1650 году, средства на восстановление святой обители были пожертвованы вдовой отца Феофилакта Пелагеей и его сыновьями Афанасием и Григорием. Второй пожар случился в 1726 году. В этот раз огонь уничтожил не только монастырь и церковь, но и большую часть города.

Но, не смотря на всеобщую беду, монастырь стараниями игумений, святых сестер, и жителей города, которые жертвовали средства на восстановление обители – Божий дом был восстановлен.

В 19 веке Арзамас славился разными женскими рукоделиями и монастырь играл немаловажную роль в развитии и жизни города. Так в 1840 году в Николаевской обители сестры овладели новым видом рукоделия – вязание сапожек и ботинок из разноцветной шерсти. Вскоре не только красавицы Арзамаса готовы были красоваться в такой обуви, и она стала продаваться во всех уголках России, таким образом, святые сестры не только обеспечивали свою обитель, но и позволяли зарабатывать женщинам Арзамаса, которые успешно переняли новое ремесло.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье обычных людей, а церковные здания понемногу разрушались.

Сегодня Свято-Николаевский женский монастырь активно восстанавливается после закрытия. В 1994 году монастырь был возвращен Церкви и монашеская жизнь стала возрождаться. В 2001 году в монастыре проживало около 25 сестер во главе с игуменьей Георгией.

Посетить святую обитель предлагает «Дивеево Тур». Посещение монастыря позволит не только преклониться перед чудотворной иконой, но и близко соприкоснуться с историей обители.

Арзамас (Нижегородская область) — Добро пожаловать!

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.

Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св.

Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.

Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.

Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. 31 января 2019 года на должность исполняющего обязанности наместника Спасо-Преображенского монастыря был назначен игумен Феодосий (Какуркин), на протяжении нескольких лет трудившийся экономом обители под руководством о.Тихона. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

Монастырь сотрудничает с Межрегиональной благотворительной общественной организацией социальной адаптации граждан «Твой дом» (www.mbootvoydom.ru), которая присылает людей потрудиться и пожить в монастыре, поучаствовать в богослужении, помолиться вместе с братией, тем самым способствуя их социальной адаптации.

Чудесный Арзамас

Как и все в жизни, святые места открываются нам по воле Божьей. И вряд ли бы мы попали в чудесный город Арзамас в Нижегородской области, если бы нашли свободные места для ночлега в Дивеево, куда изначально и собирались.

Поскольку обычно путешествуем мы на машине, расстояние между Арзамасом и Дивеево примерно в 60 км не испугало (к слову, до Арзамаса из Москвы можно доехать и на поезде). Решили, что жить будем в Арзамасе, посмотрим город и уже из него будем выезжать в Дивеево и близлежащие места.

Остановились мы в гостинице в самом центре небольшого города (население Арзамаса сейчас составляет чуть более 100 000 человек). Буквально в нескольких минутах ходьбы располагается городская Соборная площадь и стоящие на ней Николаевский Арзамасский женский монастырь, Воскресенский собор и другие храмы.

Вид с Соборной площади

Обилие церквей, какое мы увидели в Арзамасе, поразило. Некоторые из них стоят не восстановленные, но маковки и кресты напоминают о том, какой прочный фундамент духовной жизни был заложен. К началу XX века здесь было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря.

Сейчас на благочиннический округ города приходится 12 действующих храмов и 2 монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Николаевский женский, а также Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Слава Богу, что монастыри и храмы продолжают восстанавливать.

Однако православие на этом месте было не всегда. Арзамас был основан в середине XVI века на месте древнейшего мордовского поселения как крепость, которую приказал заложить царь Иван Грозный, когда шел третьим походом на Казань. Название города связывают с именами двух братьев Арзая и Маcая, которые, по одной из легенд, первыми приняли православную веру. Официально датой основания Арзамаса считается 1578 год. Крепости «велено быти на государевой службе», и она сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства.

В XVII веке Арзамас прославился своими арзамасскими гусями и репчатым луком, за что арзамасцев называли «гусятниками» и «луковниками». Известен был Арзамас ещё выделкой кож и кожевенных изделий, а знаменитая арзамасская юфть вывозилась даже в Европу.

С 1719 года Арзамас – главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию, с населением почти в 7000 человек, что было немногим меньше, чем в Нижнем Новгороде. С 1779 года Арзамас становится уездным городом.

В XVIII веке через него проходили многочисленные торговые трактаты, что привело к расширению торговли и увеличению оборонной промышленности в городе. Расцвет Арзамаса пришелся на почти столетний период с середины XVIII века.

Строительство церковной архитектуры в Арзамасе длилось около трехсот лет, и за это время храмы не раз перестраивались, деревянные заменялись на каменные.

В 1842 году был построен упомянутый ранее величественный Воскресенский собор в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Строился он 28 лет, проект был выполнен М. П. Коринфским (1788-1851), уроженцем Арзамаса, учеником известного русского архитектора А.Н. Воронихина. Особо почитаемая святыня Воскресенского собора – Животворящий Крест Господень.

Воскресенский собор

Фреска «Воскресение Христа»

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», – писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник»

Рядом с Воскресенским собором стоят приписанная к нему зимняя церковь в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», построенная в конце XVIII века, и Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. В нем, кстати, более 30 лет служил протоиерей Авраамий Некрасов, ученик преподобного Серафима Саровского.

Николаевский Арзамасский женский монастырь

Жизнь обители была неразрывно связана с историческими событиями. Не избежала она и суровой участи, постигшей государство в начале XX века, – с приходом богоборческой власти монастырь была разрушен и закрыт. Возрождаться он начал только с 1994 года.

В нем есть несколько чудотворных икон: две иконы Богородицы и две иконы Николая Чудотворца, к которым с молитвой обращаются многочисленные паломники.

В 1997 году две жительницы Арзамаса принесли в монастырь темную доску. Понять, икона ли это и что изображено на доске, не представлялось возможным. Однажды игуменья повелела поместить эту доску в рамку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Вскоре после этого на доске появилось светлое пятнышко, и сестры обители увидели шею Богородицы с ручкой Спасителя. Икона продолжила сама очищаться, и стало возможным прочитать ее название: «Избавление от бед страждующих». Образ продолжает обновляться и поныне.

«Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий» (из канона ко Пресвятой Богородице)

Другая чудотворная икона Божьей Матери – «Достойно есть» (Рубленая). Ее написали в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в середине XIX века для сестер Алексеевской Арзамасской обители. С приходом богоборческой власти монастырь закрыли, осквернили храмы. В частности, сняли богатую драгоценную ризу с иконы Богородицы, а саму икону разрубили топором, изувечив лик Богоматери.

Икона Божьей Матери «Достойно есть» (Рубленая)

Уже в наше время в Николаевском монастыре после того, как сестры взяли икону на крестный ход, она обновилась и замироточила.

Позже, после обновления красок образа, над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые.

К особо почитаемым образам Николая Чудотворца в обители также притекают верующие. Икону святителя Николая принесли в монастырь в 1997 году. Сначала это была черная доска, предположительно икона святителя Димитрия Ростовского. Позже икона стала обновляться, и сестры смогли прочитать, что это икона Николая Чудотворца. Из-за недостатка средств сестры не могли поддерживать перед образом неугасимую лампаду, и образ снова потемнел. Сестры покаялись и отслужили молебен перед иконой. На Пасху 2009 облачение на образе проявилось ярким цветом, и так и осталось ярким.

Чудотворный образ святителя Николая

Второй чудотворный образ святителя Николая – резная икона «Николы Можайского» – был подарен обители около 1580 года игуменом Спасо-Преображенского монастыря Сергием. После закрытия Николаевского монастыря в богоборческое время эта святыня, как и многие другие, были переданы на хранение в музей атеизма, открытом новыми властями в Воскресенском соборе. В декабре 2015 года чудотворный образ был возвращен в возрождающуюся обитель.

Никола Можайский

Большое впечатление произвело на нас и подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: нигде прежде не видели мы такой красоты фарфоровый иконостас в несколько ярусов.

Запали в душу и другие намоленные церкви Арзамаса с их старинными иконами, великолепным золотым шитьем и удивительными по своей работе окладами.

Находясь в центре города, можно увидеть и собор Смоленской иконы Божьей Матери, возведенный в начале XIX века в селе Выездном, что рядом с Арзамасом. Собор состоит из зимней и летней церквей. Внутри его украшали живописцы из Москвы и ученики ступинской школы. В алтаре находится изображение «Распятия», по мнению искусствоведов, принадлежащее кисти знаменитого испанского художника XVII века Б. Э. Мурильо. Возводился собор на пожертвования жителей Выездного.

Собор Смоленской иконы Божьей Матери

Находясь в глубинке Нижегородской области и видя шедевры архитектуры, иконописи, золотошвейного мастерства, работы по металлу и камню, понимаешь, что православный люд действительно все самое лучшее нес в храм, Богу. Хочется вновь вернуться в чудесный Арзамас, помолиться перед сохранившимися святынями и неспешно пройтись по тихому городу, любуясь, как солнце отражается в крестах и маковках церквей, некоторым из которых еще только предстоит вновь засиять во всей красе.

Церковь иконы Божьей Матери «Знамение»

Елена Кисель

*В тексте использованы материалы с официального сайта Благочиние г. Арзамаса http://arzblag.ortox.ru/; городских сайтов: http://arzgo.ru и http://arzamas-gorod.ru; сайта Николаевского Арзамасского женского монастыря http://nicola-arzamas.ru/, а также материалы, предоставленные обителью в печатном виде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *