Арианская ересь

Арианская ересь

Ересь Ария и I Вселенский собор.

В 313 г. заканчивается эпоха внешних гонений на Церковь. Однако, языческий мир, который не смог справиться с христианством мерами внешнего воздействия стремится теперь справиться с ним изнутри, интеллектуально, пользуясь тем, что Церковь еще не выработала ясно и четко сформулированного вероучения. Эпоха, когда Церковь в борьбе с возникавшими ересями, несущими в себе пережитки язычества, ясно и четко формулирует свое вероучение, получила название эпохи Вселенских соборов. Об этой эпохе мы и будем с вами говорить в течение ближайшего полугодия.

Первым серьезным еретиком, с которым пришлось столкнуться Церкви, был пресвитер Александрии Арий. Арий, ливиец по происхождению, был настоятелем одной из церквей в Александрии – Бокалис (в переводе с греческого – бокал, кувшин для питья с тонкой шейкой). Каждая такая церковь в Александрии была центром квартала, в котором располагалась. Сами эти кварталы назывались лаврами (в буквальном переводе с греческого «лавра» — бульвар, отделявший один квартал от другого). В то время пресвитеры в Александрии обладали большой властью. Они даже участвовали в епископских хиротониях. Арий пользовался в городе немалой популярностью. Современники описывают его, как красноречивого проповедника, высокого роста худощавого седовласого старика, в скромной простой одежде, чинного и строгого поведения. В личной жизни Арий придерживался строгого аскетизма. Он был кумиром своих прихожан. Особенно много поклонников у него было среди женщин, диаконис и девственниц, а также докеров и моряков, для которых он сочинял куплеты богословского содержания. Тем не менее, в 318 г. в епископы вместо Ария, претендовавшего на это место, был избран Александр, что, по-видимому, в немалой степени привело к последующим событиям.

В данной ситуации, Арий не обращая внимания на предостережения правящего Архиерея, стал открыто учить, что Сын Божий не одно с Отцом: «Сын, который был искушаем, страдал умер, как бы Он ни был вознесен, не может быть равным неизменному Отцу, Которого не касаются смерть и боль: если он отличен от Отца, то Он ниже Его». Когда Арий открыто заявил с церковной кафедры, что Троица есть, в сущности, Единица, Александр запретил ему публично высказывать свое учение.

Это привело к расколу в Александрии. На сторону Ария стало 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров, 2 епископа – почти треть всего церковного клира Александрии.

Партия Ария начала агитацию за пределами александрийской Церкви. Арий пишет письмо епископам Малой Азии, и на его сторону становятся ряд епископов, в том числе и весьма влиятельные Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский. Ситуация вышла за пределы Александрийской Церкви и грозила серьезной смутой.

Константин Великий сначала не хотел вникать в богословскую суть спора между Арием и Александром. Он пишет: «О благое и божественное провидение! Как жестоко поразила мой слух или, точнее, самое сердце весть, что вы, через которых я надеялся дать исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем излечении… Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу. Для умственной гимнастики специалистов может быть и неизбежны такие споры, но нельзя же смущать ими слух простого народа. Виноваты оба: и Александр, и Арий. Один задал неосторожный вопрос, другой дал неосторожный ответ… А если так, то не гораздо ли лучше вам, поставленным на служение Великому Богу, проходить это поприще с единодушием? Возвратите мне мирные дни и спокойные ночи. В противном случае мне не остается ничего другого, как стенать, обливаться слезами и жить без всякого покоя. Пока люди Божии – говорю о моих служителях – взаимно разделяются столь неоправданной и гибельной распрей, могу ли я быть покоен в душе своей?»

Это письмо повез советник Константина по церковным вопросам Осий Кордубский. Осий был епископом города Кордубы или Кордовы (Испания). Еще находясь на Западе, Константин проникся глубоким уважением к этому человеку, отличавшемуся твердостью в вере (он был исповедником в Диоклетианово гонение), глубокой духовностью и мудростью. В Александрии Осий встретился со всеми сторонами и убедился в важности спора и правоте Александра. Наверное, в этих переговорах сыграл роль племянник Александра – молодой диакон Афанасий.

Затем Осий отправился в Сирию. На соборе в Антиохии, на котором председательствовал Осий, епископ Кесарийский Евсевий и его единомышленники были запрещены в служении до рассмотрения их дела великим собором.

Возможно, идею созыва вселенского собора Константину подсказал именно Осий Кордубским. Такой собор был абсолютно новым явлением. До этого даже соседние области, такие как Египет и Антиохия не собирались вместе. Более того, никогда еще ни по одному вопросу вместе не собирались представители Римской империи. Идею вселенскости светским правителям подсказала Церковь.

Проведение собора было намечено в Никее. Запад на приглашение императора откликнулся плохо.

От римского папы в качестве его легатов прибыло два пресвитера, а общее количество делегатов вместе с Осием Кордубским составило семь человек. Из-за границы прибыли епископы из Питиунта на Кавказе (Пицунды), из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Скифии, два – из Армении, и один – из Персии. На соборе в качества делегата с острова Кипр присутствовал св. Спиридон Тримифунтский. Документальное подтверждение тому, что на соборе присутствовал св. Николай Чудотворец отсутствуют. По преданию, общее число участников собора составило 318 человек.

Особым почетом на соборе пользовались исповедники. Император лично встречал каждого из них у дверей. Председательство на соборе было получено Константином Евстафию Антиохийскому. Заседания собора шли три месяца. Собор открылся 20 мая. Главное его постановление было принято 19 июня, а 25 августа состоялось торжественное закрытие собора с банкетом по случаю 20-летнего юбилея царствования Константина. На нем Евсевий Кесарийский произносит похвальную речь Константину.

Открылся собор вступительной речью императора, произнесенной на латыни – официальном языке империи. «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и мне, вашему служителю». Затем начались жаркие прения. О позиции, занятой императором Евсевий Кесарийский пишет следующим образом: «Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был так усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещевая, иных, говорящих хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, василевс, наконец, согласил понятия и мнения всех о спорных предметах». Константин намекнул, что хотел бы увидеть оправдание своего любимца Евсевия Кесарийского, взгляды которого он полностью разделяет. Впрочем, это не означало поддержки ариан, которые, рассчитывая на поддержку императора, вели себя смело.

Наконец, Евсевий Кесарийский выступил с примирительным предложением – воспользоваться в качестве соборного вероопределения текстом знакомого всем крещального символа. Константин выслушал это предложение благосклонно и, как бы между прочим, предложил добавить к нему одно слово – «омоусиос». Видимо, это слово подсказал ему Осий Кордубский, предварительно согласовавший его с Александром и Афанасием.

Вероопределение было принято участниками собора в следующей редакции: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечшегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Заканчивалось данное вероопределение анафематизмом: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел от не-сущего, или утверждающих, что Сын Божий из одной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем, — таковых анафематствует кафолическая Церковь».

ересь

• арианство как оно есть

• в христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов

• верование, отклоняющееся от догматов христианской церкви, отвергаемое и преследуемое ею

• отклонение от официальных церковных догматов

• отклонение от религиозных догматов

• открыто высказанное несогласие с господствующими воззрениями

• отступление от общепринятых взглядов

• синоним вздор

• отклонение от господствующих религиозных догматов

• богопротивная бредятина

• вздор и чушь в свидетельских показаниях

• лжеучение

• это слово происходит от древнегреческого глагола «хайрео», т.е. «брать», и означало «личный выбор», «частное мнение», позднее оно приобрело отрицательный оттенок, который сохраняется и по сей день

• скажите по-гречески «особое вероучение»

• с чем вела борьбу инквизиция?

• что нужно было нести средневековому человеку, чтобы попасть на костер «священной инквизиции»?

• мысли, ведущие на костер

• за что казнили Джордано Бруно?

• антидогма

• отклонение от религии

• нелепость, глупость, ерунда

• критика религии

• критика устоев церкви

• религиозное инакомыслие

• сектантство

• речи безбожника

• ложное вероучение

• лжеучение по мнению инквизиции

• мысли, неугодные инквизиции

• отклонение от вероучения

• причина отправки на костер инквизицией

• за эти мысли сожгли Джордано Бруно

• с этим боролась инквизиция

• то, с чем боролась средневековая инквизиция

• неортодоксальность

• отношение инквизиции к мыслям Джордано Бруно

• за что сожгли Коперника?

• вздор, чепуха

• вероотступнические речи

• учение Коперника по мнению инквизиции

• чепуха от еретика

• чушь, ведущая на костер

• религиозный «уклонизм»

• учение вероотступников

• крамольная чушь

• чушь по-церковному

• мнение, отличное от нашего

• эпитет для чужого мнения

• мнение, не схожее с нашим

• крамола для инквизиции

• отношение инквизиции к мыслям Коперника

• учение Джордано Бруно, по мнению инквизиции

• лжеучения, с которыми боролась инквизиция

• Вздор, чепуха

• Отклонение от официальных церковных догматов

• Отклонение от религиозных догматов

• Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию

• ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх м. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся.

Ересеучитель, ересенаставник м. распространяющий ересь. Ересепоборник м. ратующий за ересь. Ересник или еретик м. ересница, еретица или еретичка ж. вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь. Еретик или еретник севр. вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу. пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры

• за что казнили Джордано Бруно

• за что сожгли Коперника

• религиозный «уклонизм»

• с чем вела борьбу инквизиция

• скажите по-гречески «особое вероучение»

• что нужно было нести средневековому человеку, чтобы попасть на костер «священной инквизиции»

• это слово происходит от древнегреческого глагола «хайрео», т.е. «брать», и означало «личный выбор», «частное мнение», позднее оно приобрело отрицательный оттенок, который сохраняется и по сей день

• за эти мысли сожгли Дж. Бруно

В Александрии пресвитер Арий стал учить о том, что Христос – творение и Отец его сделал избранным. За основу взял слова с Ветхого Завета: «Господь создам я от начала путей своих». Учение Ария разрушало догмат Церкви о Святой Троице. Арий не признавал божественность Спасителя. Епископ александрийский Александр воспротивился ереси Ария и собрал Собор, на котором было запрещено служить Арию. Арий не послушался. Ересь вышла за пределы города. Весть дошла до императора.

Мирно разрешить спор было уже невозможно. Епископу Осию Кордубскому было поручено разобраться с этим делом. Он потребовал собрать Собор всей Церкви. В мае 325 года епископы стали съезжаться вНикею. Собор заседал 2,5 месяца. Император Константин возглавлял Собор. Свидетелем Собора был Афанасий Великий, который и описал его участников. Император с уважением относился к делегатам, многие из которых были исповедниками.

На Соборе присутствовали: Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Николай Чудотворец. Были сторонники и противники Ария.

Сторонники Ария:

· 1 группа – Христос ­­­– Творение. Радикалы. Арий

· 2 группа. Христос усыновлен Богом. Умеренные – Ефсевий Никомидийский и Ефсевий Кесарийский. Св. Афанасий Великий предложил внести в Прежний символ веры слова «единосущный Отцу». Были подписаны протоколы Собора и принят Символ веры.

После разъезда многие стали отказываться от слова «единосущный», т.к. его нет в Библии, и оно было употреблено еретиком Павлом Самосатским. Многие боялись слова «единосущный»

Два лагеря после Собора:

· Первый ЗА единосущие. Возглавлял Афанасий Великий.

· Второй ПРОТИВединосущия. Ариане и полуариане. Возглавлял Ефсевий Никомидийский

Афанасий Великий.

Родился в Александрии. Получил блестящее образование. Боролся с арианством. Был епископом Александрийским. После I Вселенского Собора решал главную проблему: объяснял, что такое «единосущие». Главная его фраза: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Афанасий обвинили в колдовстве, доносили на него императору. Константин сослал Афанасия в ссылку. В 335г. Константин, празднуя 30-летие правления, объявил амнистию Арию, который по дороге скончался. При сыне Константина Великого Константине II Афанасий был возвращен из ссылки, стал епископом Александрийским. Имп. Констанций, сын Константина Великого, возвысил роль арианства.

О жизни Ария до разрыва с епископом Александром известно немного. Родился в Ливии, богословское образование получил в Антиохии, в школе мученика Лукиана. Во время Диоклетианова гонения пребывал в Александрии. Отличавшая ревность в вере побудила его принять в это время сторону Милетия, епископа Ликопольского. Милетий отделился от Александрийского епископа Петра из-за вопроса о принятия отпадших христиан в церковь.

Затем Арий покинул партию Милетия и присоединился к епископу Петру, который рукоположил его в диакона. Когда же Петр отлучил приверженцев Милетия от Церкви и не признал их крещения, Арий восстал против таких жестких мер. Он снова примкнул к Милетию, вследствие чего был отлучен епископом Петром от Церкви.

Есть сведения, что святой Петр еще тогда предузнал, кем будет Арий для Церкви. Он увидел во сне отрока Иисуса в хитоне, раздранном сверху до низу. «Господи, — спросил святой Петр, — кто дерзнул коснуться одежды Твоей?» — «Арий раздрал ее», отвечал Господь. Это видение было за долго до того времени, когда Арий начал разглашать свою ересь. Только мученическая кончина епископа Петра на некоторое время примирила Ария с Церковью. Приемник по кафедре епископа Петра стал Ахилл. Он возвел Ария в сан пресвитера и поручил ему одну из значительных церквей Александрии.

Арий отличался ученостью, красноречием, строгостью жизни, из-за чего приобрел большое значение в епархии. Он был первым претендентом на епископскую кафедру, но избрали не его, а Александра.

Арий поставил своей задачей примирить учение о троичности лиц в Боге с догматом о единстве Божием. Намереваясь достигнуть этого посредством отрицания равенства и единосущия между лицами Троицы он низвергал Сына в число тварей.

«Бог не всегда был Отцем; но было, когда один был только Бог, и не было еще Отца. В последствии же соделался Он Отцем.

Не всегда был Сын. Поелику все произошло из ничего, и все происшедшее есть тварь и произведение; и само Божие Слово произошло из не сущаго и было, когда не было Слова». Основные положения его доктрины таковы:

1. Бог един. Безначальность и нерожденность отличают Его от всех прочих существ. Все, что рождается или творится, получает начало во времени. Рождение Сына от Отца, по мнению Ария, подтверждает, что Сын не совечен Отцу. «Было некогда время, когда не было Сына Божия, — что Он прежде не существовал, а после стал существовать,- и когда бы то ни было, только Он получил Бытие так же, как и все люди».

2. Божественная природа духовна и проста, поэтому в ней нет деления. Отсюда, если Сын имеет начало Своего бытия,. То Он рожден не из существа Бога Отца, а только из Божественного хотения, рожден действием всемогущей божественной воли из не сущих, иначе – сотворен.

3. Как творение Сын не есть собственный, природный Сын Отца, а Сын только по имени, по усыновлению. Он не есть и истинный Бог, а Бог только по имени, Есть только божественное творение.

4. Между Богом и миром, существует непроходимая бездна.

Бог запределен миру. Сын есть первое высшее творение Отца.

Отец создал Его Своей волей как посредника для творения мира. Необходимость в таком посреднике Арий пояснил так: Бог абсолютно запределен миру и между Ним и миром – непроходимая бездна. Мир просто не выдержал бы прикосновения Божества. Поэтому Бог Сам не может ни творить, ни промышлять непосредственно. Восхотев сотворить мир, Он произвел сначала одно существо – Сына, чтобы с Его помощью создать все остальное.

Протоиерей Георгий Флоровский отмечает, что: «Арий был строгим монотеистом, своего рода иудаистом в богословии. Для него единый Бог – Отец, Сын и Дух высшие и первородные твари, посредники в миротворении.»

Толкуя священное Писание и поучая народ в своей церкви Арий свободно развивал свои воззрения, за которые в последствии был осужден Церковью.

Еретическое учение Ария все настойчивее начало распространяться в Церкви. Тем не менее, епископ Александр сначала мало обращал внимания на Ария. Смотрел на это как на обычный богословский спор, даже занимал центральное положение в тех дискуссиях, которые не раз велись в его пресвитерии. Но среди пресвитеров нашлись и противники Ария. Епископ Александр Александрийский сначала колебался, поддерживая то одних, то других, но когда Арий высказал, что Троица в сущности не есть Единица, епископ Александр присоединился к противникам Ария и запретил ему публично высказывать свое учение. Оскорбленный этим Александрийский пресвитер начал вести открытую агитацию. К нему присоединилось семьсот девственниц, двенадцать дьяконов, семь пресвитеров и два епископа, Феона Марморикский и Секунд Птолемоидский, то есть почти 1/3 всего клира Александрии.

Эта сильная партия с большой уверенностью начала агитацию и за пределами Александрийской церкви. Было составлено Арием письмо к епископам Малой Азии. В нем он просил епископов поддержки и, чтобы они, со своей стороны, написали епископу Александру письма о снятии запрета.

Евсевий Никомедийский, стремясь к первенству Константинополя над Александрией, поддержал сторону Ария.

Ободряя Ария, епископ Евсевий писал: «Прекрасно мудрствуя, желай, чтобы и все так мудрствовали, ибо всякому ясно, что сотворенного не было, пока оно не приведено в бытие. А приведенное в бытие имеет начало». К Александру Александрийскому посылались письма в защиту Ария. Александр увидел, что начинается большая церковная интрига.

В 323 году Епископ Александр созвал собор епископов. Собор своим большинством отлучил всех вставших за Ария клириков, в том числе и епископов. В ответ на это Евсевий в Вифинии собрал свой собор единомышленников. Этим самым он нарушил двенадцатое апостольское правило. «Аще кто из клира, или мирян отлученным от общения Церковнаго, или недостойный приятия в клир, отшед в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый». На соборе постановили, что Арий отлучен ошибочно. Собор в своем обращении ко всему епископату и к самому Александру Александрийскому просили и «много убеждали его не изгонять из Церкви еретика Ария» принять в церковное общение всех неправильно отлученных. Многие епископы подписали это обращение.

Вскоре полемика дошла до императора Константина. Он, не понимая всей глубины догматического спора, и под влиянием епископа Евсевия написал письмо епископу Александру и пресвитеру Арию. В нем он высказывал оптимистическую точку зрения, что в данном случае дело не столь серьезно. «Итак, простите друг другу взаимно и неосторожный вопрос и необдуманный ответ; потому что ваш спор начался не по главному какому нибудь учению в законе; вы не вводите какого нибудь нового догмата в богопочтении; сущность мыслей у вас одна и та же, так что вы легко можете снова войти в общение». Этим письмом широко пользовались ариане.

Ересь вызвала распри, ссоры на площадях, приводя в соблазн язычников, возникли даже мятежи. Внутреннее несогласие, распростроняясь в Церкви, делало необходимым более многочисленное собрание пастырей, чтобы решительно выразить исповедание основного догмата веры Христовой.

Великий собор планировалось провести в Анкире. Однако император Константин перенес его в Никею поближе к своей резиденции в Никомедии, чтобы иметь возможность контролировать ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *