Апокатастасис

Апокатастасис

Святая Православная Церковь является хранительницей Истины: сохраняет Священное Писание и Предание апостолов и святых отцов. На протяжении всей истории лукавый враг рода человеческого сеял плевелы лжеучений, пытаясь совратить людей с пути спасения. Поэтому святые отцы Церкви должны были противостоять им. В результате на Семи Вселенских Соборах при содействии Святого Духа было определено истинное догматическое учение Церкви. Истина не может меняться, т.к. это – Истина. Поэтому мы должны сохранять вверенное нам Православное вероучение как величайшее сокровище. Ставить себя выше Вселенских Соборов дерзают только Папа Римский и различные протестантские секты. Это – путь погибельный, путь гордыни, превозносящейся выше всего святого. Это – состояние духовной прелести: «Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному находится в этой прелести»(свт.

Игнатий Брянчанинов Собр. соч.в 7 т. М.,1993.Т.1.С.247).

Духовная брань была во все времена и наше время не исключение. Появляются новые обновленцы, которые не колеблясь готовы пересматривать Православное вероучение в угоду своей гордыне, карьере, угождению властьимущим и т.д.

Например, вновь появилось и даже распространяется осужденное на V Вселенском Соборе учение о всеобщем спасении — апокатастасис (апокастасис). Говорит оно, что ад закончится и все спасутся, даже демоны. Высказал эту идею под влиянием творений Оригена в свое время св. Григорий Нисский. Отсюда берет начало еще одна католическая ересь о чистилище. Церковь отвергла это лжеучение: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема».Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный св. Юстинианом Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 г. и утвержденный Пятым Вселенским Собором

Вот что говорят по этому поводу святые отцы. «Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения», — писал преподобный Силуан Афонский, и тут же добавлял: «Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их» (прп. Силуан Афонский. Писания. Ивановское, 1997. — С. 88.).

Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория, восклицает(о всеобщем спасении): «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?» (св. Марк Ефесский. Второе слово против чистилища. / арх. Амвросий (Погодин). св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. N.Y., 1963. — С. 132.).

«Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огнь геенский? Христос открыл нам, что этот огнь не имеет конца: огонь неугасимый и… червь не умирает(Мк 9,45).»(Святитель Иоанн Златоуст. Алфавит духовный М., 2005.- С.102)

«Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Мф. 25,46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его(41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает(Мк. 9,47-48)…потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, одна из козней диавольских» (Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. М., 2006.-С.275-276

«Очевидно и несомненно то, что как не будет конца блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых…Нечестивые потому имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца, чтобы иметь возможность грешить без конца»(Собеседования святого отца нашего Григория Двоеслова…М., 1996.-С.286-287)

В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ-м веке Церковь отреагировала точно так же, как в IV и в VI-м: Архиерейское совещание 1935 года, проходившее под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (впоследствии — патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященное учению прот. С. Булгакова, повторило:»Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с «градом Божиим» и «вне» его (Апок 22:15) навеки останется область отвержения, «смерть вторая» (Апок 21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. «Бог будет всё» лишь в «сынах Царствия», всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией»). (Подробно об этом можно прочитать здесь: О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе) (М.П. К вопросу о так называемом «единоличном мнении» митрополита Сергия. // Символ. №39. 1998. — С. 166.) Под этим документом, помимо будущего патриарха Сергия, подписалось 10 епископов, что в то время составляло едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец.

Священник Николай Баринов

20.11.2006 г.

Храмовая икона императора Юстиниана и свт. Мины с анафемой против ереси о всеобщем спасении.

Еще об апокатастасисе можно прочитать в статьях прот.Николая Баринова:

О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе). Часть 2.

О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе.

О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апокатастасисе.

Зачем Христос сходил во ад?

Спор иерея Николая Баринова с профессором Осиповым об апокатастасисе в МДА.

О бесконечности мучений на примере Pussy Riot.

Теги: апокатастасис-ересь, апокатастасис осужден Церковью, апокатастасис-лжеучение, апокатастасис — хула на Духа Святого.апокатастасис-ересь, апокатастасис осужден Церковью, апокатастасис-лжеучение.

Друзья, на этой странице мне хотелось бы обсудить тему о нападках в адрес Алексея Ильича Осипова.

В принципе ни чего нового, так было всю историю человечества.
Не любит наш мир, таких людей.
Не терпим, мы ни каких обличений в свой адрес.

Давайте посмотрим, насколько эти обвинения обоснованы.

В лекциях Алексея Ильича Осипова можно услышать утверждение, что Христос есть спаситель всех людей. И для каждого грешника попавшего даже в ад, остается надежда на спасения.

За высказывания этой мысли Алексея Ильича обвинили в ереси апокатастасиса которая была осуждена на пятом Вселенском соборе.

Правда люди, которые его обвиняют, забывают внести одну важную деталь.

На пятом Вселенском соборе было осуждено учение апокатастасиса (о всеобщем спасении) Оригена, но не само по себе, а в связи с его протологией: идей о предсуществовании душ.

В то же время существовало и другое учение апокатастасиса, но в другом совершенно ключе, которое высказал святитель Григорий Нисский, Отец и учитель Церкви, брат Василия Великого.

На пятом Вселенском соборе, когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было никаких сомнений.

И более того, на седьмом Вселенском соборе свт. Григорий Нисский, был назван «отцом отцов», тем были подтверждены его заслуги, как учителя вселенской церкви.

Вот некоторые из его высказываний.

«Зло не настолько крепко, чтобы превозмочь силу блага, и безрассудство нашей природы не превосходнее и не постояннее Божией премудрости.
Ведь невозможно извращенному и измененному быть сильнее и постояннее Того, Кто всегда Один и Тот же и утвердился в благе.
Но божественный совет везде и всегда непреложен, а превратность нашей природы не пребывает твердой даже во зле».
Св. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 67.

«Так как добро не имеет конца, то жизнь как присноподвижное стремление, из-за самой неограниченности непрерывного движения, войдя в область добра, никогда не сможет остановиться, потому что нет конца искомому. А, уклонившись к злу, которое ограничено пределом, пройдет его и, дойдя до предела, вновь обратится к добру».
Св. Григорий Нисский. Указ. соч. С. 68.

«Итак, для того чтобы естеству оставалась и власть свободы воли и вместе с тем отстранить зло, Премудрость Божия нашла такой план:
допустить человеку быть в том, что он для себя избрал, дабы вкусив от зла, которого возжелал, и на опыте познав, что на что он променял, он невольно востек бы назад по причине желания первого блаженства, сбросив всякую страстность и бессловесность, как некий груз естества, и очистив себя — или в настоящей жизни: чрез трезвение и любомудрие, или после преставления туда: чрез плавильную пещь очистительного огня».
( Слово об усопших. Григорий Нисский.)

Подобные высказывания можно встретить и у других святых отцов.

«Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна… Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
Преп. Исаак Сирин.

«Грех, геенна и смерть вообще не существуют у Бога, так как они являются действиями, но не сущностями.
Грех есть плод свободной воли. Было время, когда грех не существовал, и настанет время, когда он перестанет существовать. Геенна есть плод греха.
В какой-то момент она начала существовать, но конец ее неизвестен… Смерть будет царствовать только короткое время над природой; потом она будет полностью упразднена».
Преп. Исаак Сирин.

«Остережемся в душах наших… и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».
Преп. Исаак Сирин.

«Может быть, они будут там крещены огнем — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха».
Святитель Григорий Богослов.

«Будет же Бог все во всем во время восстановления .., когда мы, которые сейчас, по причине движений и страстей, или вовсе не носим в себе Бога, или носим лишь в малой степени, сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его. Вот совершенство, к которому мы спешим. О нем и сам Павел говорит нам… В каких же словах? — Где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Григорий Богослов.

«Грешник по смерти “пройдет через страдание огня, дабы, быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестанно”.
Святитель Амвросий Медиоланский.

«Как тогда, так и ныне Он властен и силён изводить грешников из ада, разумеется достойных сего. Была бы только причина, а Бог хочет спасти грешника, как Сам Он о Себе свидетельствует: не хочу смерти грешника…».
Преподобный Иоанн Дамаскин.

«Тогда же поврежденные силы души с течением времени сбросят память о зле, укорененном в душе, и, приближаясь к пределу всех веков и не находя места покоя, душа прийдет к Богу, у которого нет предела; и таким образом, благодаря знанию, а не соделанному добру, душа воспримет свои силы обратно и будет восстановлена (apokatastasis) в своем изначальном состоянии, и тогда станет ясно, что Создатель никогда не был причастен ко греху».
Апокатастасис и Благое молчание Преподобный Максима Исповедника.

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе… смерти ключи разверзл еси и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное быв, Спасе, мертвым первенец».
Канон Великой субботы.

Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошедши во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул:

«Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих».

Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!

Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Священное Писание.

«…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня»(1 Кор. 3; 13-15).

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15, 22).

«Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

«Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим 5, 18).

«Бог всех соединил в противление, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы его и неисследимы пути его!» (Рим. 11, 32-33).

Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4).

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).

У Большинства людей, склонных к примитивному и грубому пониманию основ православной веры, услышав о возможности спасения из ада, может сложиться мнение, что значит можно грешить, Бог все ровно простит.

Но, пусть ни кто, читающий эти строки не обольщается мыслью, что раз сохраняется возможность спасения из ада, то значит и жить можно, вопреки воли Божьей.

Это роковая ошибка. Человек, отчуждавший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, естественно, отходит по кончине своей в ад.

Весьма страшен вкус пребывания там, и за пределами нашего познания — степень страдания которое испытает грешник.

Об этом нам не двусмысленно свидетельствует Священное Писание и все без исключения святые отцы.

Будет ли, ад вечен?

Да.
Там, за гробам, будет вечность, а не время; стало быть, и все там будет вечно, а не временно.

Так как же можно от туда спастись?

Мы не знаем, Бог знает.

Есть богословские предположения, но все это гадание.

Тайна Божия суда и участи человека в вечной жизни нам не открыта в полной мере. Это оставляет надежду, а знать большее, видно, нам или не полезно, или мы не сможем этого понять.
Не может человеческий разум осмыслить всю премудрость Божьего домостроения.

Апокатастасис, не утверждение и не догмат, а скорей робкая надежда и вера.

Апокатастасис — это не учение, а молитва о спасении всех кроме меня, единственно для которого существует ад.

святой Антоний.

Читать и слушать лекции Алексея Ильича можно и полезно. Особенно для тех, кто еще в начале пути ко Христу.
Просто нужно не ограничиваться одними лекциями Алексея Ильича, а также читать Евангелия и Святых Отцов.
И самое главное понуждать себя жить по заповедям Божьим, сохранять непорочную совесть и нелицемерную веру.

Но, а защитникам «православия», кто льет грязь на Алексея Ильича Осипова хочется сказать.

Не туда вы направляете свои силы, куда бы следовало.

Обвиняя Алексея Ильича в ереси апокатастасиста , вам также придется признать еретиками:

Св. Григория Нисского, св. Максима Исповедника, св. Григория Богослова и всех других святых отцов которые высказали надежду на возможность спасения грешников из ада.
Да и канон Великой субботы и огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста придется убрать.

Но, самое главное не в этом.

Увлекаться идеями Апокатастасиста не полезно, т.к. это расслабляет душу.

Иоанн Златоуст сказал:
«Итак, не будем отвергать геенны, чтобы нам не попасть в нее, ибо неверующий делается беспечным, а беспечный непременно попадет в нее, но будем несомненно верить и часто говорить о ней, и тогда мы нескоро станем грешить. Ибо память об этом, как некоторое горькое лекарство может истребить всякий порок, если она будет постоянно жить в нашей душе».

Но нельзя лишать людей веры и надежды. Нужно все предоставлять на милость и человеколюбие Божье.

Отвергая возможность спасения из ада:

Во первых.
Мы присваиваем себе суд Божий.

Во вторых.
Скажите, как жить тем людям, у которых разрывается сердце при одной лишь мысль об вечных, нескончаемых муках в аду их близких, которые по какой-то причине оказались при земной жизни не в лоне Божьей Церкви!

Что вы им скажете? О каком Боге Любви вы будете им проповедовать?

Богословско-философское воззрение, связываемое обыкновенно с именем позднеантичного христианского египетского мыслителя Оригена.

Оно весьма характерно для позднеантичной космолого-эсхатологической модели платонической традиции.

Основные положения:

1) творение Богом мира — непрерывный процесс, поэтому невозможно «вечное осуждение» грешников в рамках одного мира, имеющего продолжение в мире следующем («конец света» — явление локальное);

2) Бог абсолютно благ, поэтому и милосердие его безгранично, поэтому невозможно допустить факта вечного наказания грешников;

3) прегрешение первотворенных людей (Адама и Евы) связано с бывшим еще раньше прегрешением (преступлением заповеди послушания Богу) ангелов во главе с Сатаной. Эти ангелы были первоначально «чистыми духами», так что Бог восстановит всех ниспавших из этого состояния в первоначальное духовное качество и достоинство.

Ориген высказывал учение об А. с оговорками и не категорически.

Высказывается мнение (А. Серегин), что концепции эсхатологического разделения праведников и грешников и всеобщего спасения соотносятся Оригеном с разными этапами космического процесса, а следовательно, совершенно не противоречат друг другу.

Ключевым местом трактата РА, в котором Ориген подробно излагает свою гипотезу множественности миров в соотношении с гипотезой А., является «О началах» 2, 3, 4–5.

Космическую историю по Оригену следует представлять себе как последовательность многочисленных эонов или миров, после которой будет иметь место А.

В конце каждого конкретного эона не происходит всеобщего А., но только индивидуальное перераспределение разумных существ по рангам духовной иерархии, для описания которого используются традиционные картины Страшного Суда и наказания грешников. Отголоски космологической теории Оригена находятся в трудах его последователя Евагрия Понтийского (IV в.), а также у палестинских оригенистов VI в. Распространение учения об А. в среде последних вызвало к жизни посмертное осуждение Оригена и его учения об А. на VI Вселенском Соборе (553).

Черты учения об А. наблюдаются в сочинениях сироязычных персидских мистиков Исхака Нинивийского и др.

В целом А.

надо считать чертой александрийского богословия и видеть в его распространении влияние богословского и философского александринизма.

Автор статьи: Муравьев А.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *