Антропология

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо… и …логия), совокупность дисциплин, изучающих человека, его физическую и психическую организацию, социальную деятельность и культуру.

Первое употребление термина принадлежит Аристотелю. В период формирования антропологии как науки (18-середина 19 века) преобладало широкое понимание антропологии как универсальной науки о человеке — его естественной истории, физической организации, психологии, культуре, языке. В это время появились первые общие концепции природы человека и человеческого общества, предвосхищающие теории географического детерминизма и эволюционизма.

А. Р. Ж. Тюрго сформулировал идею последовательной смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества; К. Линнеем определено место человека в биологической классификации. Систематизации знаний о человеке способствовали гуманитарные научные открытия 1-й половины 19 века: развитие сравнительно-исторического языкознания, периодизации в археологии и др. Большое значение для становления знаний о древнейшей человеческой истории имели открытия в археологии первобытности. К середине 19 века в антропологии возобладал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и с возникновением симиальной теории Ч. Дарвина.

Реклама

В середине 19 века возникают антропологические научные общества. В 1855 году был открыт отдел антропологии парижского Музея естественной истории. В 1859 году П. Брока на основе существовавшего ранее Этнологического общества создал первое Антропологическое общество во Франции, аналогичные общества возникли в других странах: в Великобритании (Антропологическое общество, 1863 год, в 1871 году слившееся с существовавшим ранее Этнологическим обществом в Королевский антропологический институт), России (Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1863 год), Германии (Общество антропологии, этнологии и доистории, 1869 год), Италии (Общество антропологии и этнологии во Флоренции и Риме, 1868 год и 1871 год соответственно).

В дальнейшем за термином «антропология» закрепились различные значения в разных странах: во Франции и России под антропологией стали понимать главным образом изучение биологии (физическая, или биологическая, антропология), в англоязычных странах антропология включала также изучение социальной и культурной деятельности человека (социальная, или культурная, антропология), в том числе в странах Северной Америки — археологии и исторической лингвистики.

Социальная (культурная) антропология. Термин «социальная антропология» принят в основном в Великобритании и странах Содружества, «культурная антропология» — в странах Северной Америки. Различие в именовании связано с тем, что основным объектом изучения в британской школе считалась социальная организация, в американской — культура. Этнография в обеих школах понимается как субдисциплина социальной (культурной) антропологии, включающая непосредственно полевую деятельность по исследованию и первичному описанию социальной организации и культуры того или иного народа. Социальная (культурная) антропология, таким образом, опирается на этнографические описания в построении более общей теоретической картины. В континентальной Европе и России для социальной (культурной) антропологии более распространён термин «этиология», ранее в России преобладал термин «этнография».

Первые сведения о культуре различных народов стали собирать писатели древности — авторы исторических и географических трудов (Геродот, Ксенофонт, Страбон, Г. Юлий Цезарь, Плиний Старший, Тацит, Клавдий Птолемей и др.). В средние века описания народов оставили арабские авторы (Бируни, Масуди, Ибн Фадлан и др.), европейские путешественники на Восток и в Россию (Дж. да Плано Карпини, В. Рубрук, Марко Поло, С. фон Герберштейн и др.); в колониальную эпоху — мореплаватели (Х. Колумб, Ф. Магеллан, А. д’Орбиньи, Ж. Ф. Лаперуз, Дж. Кук) и миссионеры (Д. де Ланда, Ж. Лафито и др.).

Деятели Просвещения, развивавшие идеи поступательного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе), в жизни «примитивных» народов видели первоначальную стадию развития человечества; другие идеализировали эту жизнь как «счастливое детство» человечества, не испорченное цивилизацией (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро). В эпоху романтизма в круг интересов европейских интеллектуалов была включена народная культура народов Европы. В среде немецких романтиков появился термин «народоведение» (Volks- kunde), ими была основана мифологическая школа. Изучение народной культуры было связано с образованием самостоятельных государств, ростом национализма и освободительными движениями в Европе (в славянских, скандинавских странах, Финляндии и тому подобное). В то же время потребности колониального управления стимулировали изучение неевропейских народов.

В период становления социальной антропологии главным теоретическим направлением было учение о развитии человечества в виде смены последовательных стадий (эволюционизм). С конца 19 века антропологическими исследованиями стали заниматься профессионально подготовленные специалисты. Снаряжались антропологические экспедиции: К. фон ден Штейнена, Ф. Боаса, Л. Фробениуса и др. Возникли кафедры и факультеты антропологии в университетах (в 1879 году — в Рочестере, США, в 1884 году — в Оксфорде и др.), специальные журналы и серийные издания, антропологические коллекции и музеи: этнографические музеи в Будапеште (1872 год) и Стокгольме (1880 год), Музей человека в Париже (1878 год), этнографический музей Скансен на открытом воздухе под Стокгольмом (1891 год), Чикагский музей естественной истории (1893 год), Музей антропологии при Калифорнийском университете в Беркли (1901 год), Музей индейца в Нью-Йорке (1916 год) и др.

С развитием профессионального образования и систематических исследований эволюционизм утратил монопольное положение. Ведущие направления и школы социальной антропологии конца 19-середины 20 веков вместо глобальных построений уделяли внимание региональному своеобразию культур и их взаимовлиянию (диффузионизм, культурно-историческая школа, культурных кругов теория, историческая школа, холокультурализм, культурный релятивизм и др.). Развивался взгляд на культуру как на систему взаимодействующих функций (функционализм). В антропологию внедрялись методы социологии, психологии и лингвистики (школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, 3. Фрейда; бихевиоризм, этнопсихология, структурализм, когнитивная антропология). Применение методов социальной антропологии в исторических исследованиях дало начало исторической антропологии.

В 1-й половине 20 века интересы антропологов сосредоточивались на бесписьменных, так называемых примитивных, или первобытных, культурах, распространённых на перифериях мировых цивилизаций, а также на традиционно ориентированных крестьянских обществах Старого и Нового Света. К середине 20 века был собран огромный материал по системам родства, возрастным классам, брачным и властным отношениям, бытовым традициям, ритуалам, мифологии, фольклору. Предпринимались попытки систематизировать эти данные с применением методов статистики (Дж. П. Мёрдок). С середины 20 века на первый план вышли исследования по межкультурным контактам, аккультурации и культурным инновациям, взаимодействию этнических и субкультурных сред в урбанизированных обществах, по проблемам этнических конфликтов и тому подобное; национально-освободительных движений, связи культуры с географической средой (экологическая антропология — Дж. Стюард, М. Салинз и др.). Дифференциация тематики и методов привела к выделению различных направлений социальной антропологии. Среди них: экономическая, политическая, юридическая, педагогическая, лингвистическая, психологическая, детская антропология, гендерная антропология (антропология пола), медицинская, музыкальная, городская, антропология конфликтов и насилия, визуальная антропология.

В 1950-70-е годы возобновление интереса к проблемам социальной эволюции привело к появлению неоэволюционизма. Под влиянием критики неоэволюционизма, в свою очередь, возникли новые течения и методологические подходы: символическая антропология, социальный конструктивизм (Ф. Барт) и др. В 1970-80-е годы, как следствие переосмысления идей герменевтики, понимающей социологии М. Вебера, а в дальнейшем — проникновения в антропологию идей постструктурализма и постмодернизма сформировалось направление интерпретативной антропологии (К. Гирц, Д. Маркус, М. Фишер и др.), которая понимает культуру как текст, создающийся в диалоге, а этничность — как форму социальной организации культурных различий. Анализ этнографического материала понимается как взаимодействие представителей разных культур — объекта и субъекта исследования («плотное описание»), связывающее социальную действительность с её понятийным определением и конструирующее общественно-историческую реальность через представления и действия учёных, политиков, масс-медиа и др.

Крупнейшие современные центры антропологии — Американская антропологическая ассоциация и Смитсоновский институт в Вашингтоне, Королевский антропологический институт в Лондоне, Институт социальной антропологии Общества Макса Планка в Халле (Германия), Школа высших исследований по социальным наукам и Лаборатория социальной антропологии Коллеж де Франс в Париже; крупные научные центры возникли в Китае, Японии, Индии, Мексике и др. Действует Международный союз антропологических и этнологических наук. Важнейшие периодические издания — «American Anthropologist» (с 1889 года), «Current Anthropology» (с 1960 года) — в США, «Journal of the Royal Anthropological Institute» (с 1871 года, до 1995 года — «Man») — в Великобритании, «Anthropos» (с 1968 года) — в Аргентине. Центры социальной антропологии создаются и в России (Ассоциация этнографов и антропологов России, Центр культурной антропологии в РГГУ в Москве, университетские кафедры в Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке и др.).

Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. А. Barnard, J. Spencer. L., 1996; Layton R. An introduction to theory in anthropology. Camb., 1997; Marcus G., Fischer М. Anthropology as cultural critique. 2nd ed. Chi., 1999; Hendry J. An introduction to social anthropology: other people’s worlds. Basingstoke, 1999; Рэдклифф Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001; Eriksen Th. Н. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology. 2nd ed. L., 2001; Herzfeld М. Anthropology: theoretical practice in culture and society. Malden; Oxf., 2001; Мердок Дж. Социальная структура. М., 2003; Эванс Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003; Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004; Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004; Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная антропология. Ростов н/Д., 2004.

В. А. Тишков.

Физическая (биологическая) антропология, раздел биологии, изучающий естественную историю и биологическое разнообразие человечества и индивидуальное развитие человека.

Основные направления физической антропологии: изучение антропогенеза и биологии ископаемых популяций человека (палеоантропология); популяционной и типологической изменчивости Homo sapiens (популяционная антропология и расоведение — смотри Расы человека); антропологических особенностей этнический групп (этническая антропология); динамики морфологических и физиологических процессов в онтогенезе (возрастная антропология — смотри Возраст человека); классификация индивидов по комплексу морфофункциональных признаков (конституциональная антропология — смотри Конституция человека). Общей основой антропологических исследований является изучение морфологии человека методами антропометрии, одонтологии и дерматоглифики. В современной физической антропологии широко применяются методы иммунологии (смотри Серология), физиологии, молекулярной генетики и популяционной генетики. При анализе данных широко применяются биометрические методы.

Впервые систематическим изучением строения и разнообразия форм человеческого тела занимались античные анатомы и врачи (Гиппократ, Гален и др.); отмечалось сходство человека и обезьян (Аристотель, Гален). Идея о естественном происхождении человека от животных предков высказывалась ещё Анаксимандром.

Становление физической антропологии как науки происходило в 18-19 веках в составе общего комплекса наук о человеке. Решающую роль сыграли работы К. Линнея, впервые выделившего вид Homo sapiens в составе отряда приматов; Ж. Бюффона, посвятившего два тома своей «Естественной истории» человеку и его расам; Ж. Б. Ламарка, излагавшего взгляды о происхождении человека от человекообразной обезьяны, впоследствии обоснованные симиальной теорией Ч. Дарвина; И. Ф. Блуменбаха, проведшего первое масштабное изучение различных краниологических серий; П. Брока, П. Топинара, К. М. Бэра, Т. Г. Гекели и др. Как самостоятельная наука физическая антропология оформилась в середине 19 века, когда П. Брока основал Антропологическое общество (1859 год). В ближайшие годы антропологические общества создаются в Англии, Германии, Италии, России.

Первые работы по физической антропологии в России были выполнены К. М. Бэром, разработавшим методы краниометрии и пополнившим краниологическую коллекцию анатомического кабинета Петербургской АН. В 1864 году по инициативе А. П. Богданова в составе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии возник антропологический отдел, впервые в мире в Москве была организована Антропологическая выставка 1879 года. Важное значение имели исследования папуасов Н. Н. Миклухо-Маклаем, деятельность Д. Н. Анучина. В 1879 году он основал на базе Антропологической выставки 1879 года музей, в 1919 году — кафедру и в 1922 году — Институт антропологии при Московском университете (смотри Антропологии институт и музей). Исследованиями в области физической антропологии занимаются также сотрудники Этнологии и антропологии института в Москве, Антропологии и этнографии музея в Санкт-Петербурге, кафедры антропологии биологического факультета МГУ. С 1900 года издавался «Русский антропологический журнал» (в 1932-1937-е годы — «Антропологический журнал», в 1957-59-е годы — «Советская антропология», с 1960 года — «Вопросы антропологии»).

В начале 20 века были унифицированы методы антропологических исследований на международных съездах в Монако (1906 год) и Женеве (1912 год). Антропологические знания и методы обобщены в 3-томном «Учебнике антропологии» Р. Мартина (1914 год). К середине 20 века были прояснены основные этапы антропогенеза (А. Хрдличка, Ф. Вейденрейх, Э. Дюбуа, Д. Блэк, Я. Я. Рогинский, В. В. Бунак, М. Ф. Нестурх, М. А. Гремящий, Г. Г. Р. фон Кёнигсвальд, Р. Дарт, Л. Лики, А. Кизс, П. Тейяр де Шарден, южноафриканские учёные Р. Брум и Дж. Т. Робинсон, английский исследователь У. Ле Гро Кларк, китайский антрополог Пэй Веньчжун и др.), изучен морфологический тип населения всех регионов планеты (Ж. Деникер, В. В. Бунак, А. И. Ярхо, К. Кун, американский исследователь У. Рипли, немецкий учёный Э. фон Эйкштедт, польский антрополог Я. Чекановский и др.), созданы первые информативные конституциональные схемы (российские антропологи В. В. Бунак и И. Б. Талант, французский учёный К. Сиго, итальянский антрополог Г. Виола, немецкий исследователь Э. Кречмер, американский антрополог У. Шелдон и др.) и биометрический аппарат обработки данных (английские антропологи Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер и др.). С середины 20 века теория и методика физической антропологии обогащается за счёт данных генетики, иммунологии, этологии (американские антропологи Дж. Гудолл, Дж. Б. Шаллер, С. Л. Уошберн и др.), новых общебиологических концепций (синтетическая теория эволюции, теория ароморфоза и др.). В исследовании антропогенеза наряду с классическими методами исследования (английский антрополог К. Оукли, южноафриканский исследователь Ф. Тобайас, американские учёные Д. Джохансон и Ф. Хауэлл, французские антропологи А. Валуа и И. Коппенс, российские исследователи В. П. Якимов, Е. Н. Хрисанфова, М. И. Урысон и др.) применяются молекулярные методы сравнения разных современных таксонов и определения белковых структур на древнем материале (американские антропологи М. Гудмен, А. Уилсон, В. Сарич, Э. Цукеркандл и др.), изучается палеоневрология (П. Тобайас, российский антрополог В. И. Кочеткова и др.), созданы новые теоретические обобщения (российский исследователь А. А. Зубов, немецкий антрополог Г. Бройер, венгро-французский учёный А. Тома, канадский исследователь Б. Кэмпбелл и др.). Изучено историко-эволюционное становление онтогенеза, созданы схемы возрастной периодизации и концепция «биологического возраста», исследованы процессы акселерации и секулярного тренда, биохимические и гормональные факторы, определяющие особенности телосложения, взаимосвязь морфологических особенностей с психологическими и физиологическими характеристиками личности (английский антрополог Дж. Таннер, российские учёные Е. Н. Хрисанфова, Н. Н. Миклашевская, П. Н. Башкиров, В. П. Чтецов и др.). Данные по группам крови, белкам и ферментам, структуре митохондриальной и ядерной ДНК, уровням различных физиологических показателей (смотри Физиологическая антропология) применяются в исследовании механизмов изменчивости популяций человека (немецкие антропологи К. Кун и И. Швидецки, российские учёные В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев, Т. И. Алексеева, Ю. Г. Рычков, И. И. Гохман, английские исследователи Харрисон, Н. Барникот, Х. Харрис, П. Л. Уоркман, итальянские учёные Л. Кавалли-Сфорца и Дж. Серджи, американские антропологи У. Хауэлс и П. Бейкер, бельгийский исследователь Дж. Иерно и др.). Получили развитие прикладная антропология (применение данных физической антропологии для разработки типов одежды, мебели и тому подобное), экологическая, медицинская, спортивная антропология и др.

Основные организации: Международный союз антропологических и этнологических наук, Европейская антропологическая ассоциация, Международная организация биологов человека. Во многих странах существуют антропологические ассоциации (в России — Ассоциация этнографов и антропологов России). Ведущие периодические издания: «L’Anthro- pologie» во Франции (с 1890 года), «American Journal of Physical Anthropology» (с 1918 года) и «Human Biology» (с 1928 года) — в США, «Zeitschrift fur Morphologie und Anthropologie» (с 1899 года) и «Homo» (с 1949 года) — в Германии, «Annals of Human Biology» (с 1972 года) и «Journal of Human Evolution» (с 1972 года) — в Великобритании и др.

Лит.: Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3-е изд. М., 1978; Биология человека. 2-е изд. М., 1979; Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. 3-е изд. М., 2002.

И. В. Перевозчиков.

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Антропогония Книги Бытия. Два рассказа о сотворении человека……4

3. Два Адама………………………………………………………………….6

4. Сотворение женщины……………………………………………………..8

5. Заключение…………………………………………………………………9

6. Список литературы………………………………………………………..10

1. Введение

Библейские тексты, несомненно, имеют огромнейшее влияние на жизнь человека. Они являются не только весомейшим памятником древней литературы, но и, конечно же, одним из ярчайших явлений культуры. Глубина, красота, философский смысл библейских образов во все времена вдохновляла, вдохновляет и будет вдохновлять художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание настоящих шедевров искусства.

Библейский канон открывается перед нами текстами Торы – Пятикнижия Моисеева. Дальнейшее понимание Библии не возможно без Пятикнижия, ведь в нем сформулированы основные законы и идеи, обусловившие все остальное (идея Единого Бога и идея Завета с ним, а также идеи Обетования и Исхода), этический нормы и заповеди, дарованные господом Своему народу, а через него – и всему человечеству. Д.В. Щедровицкий в своей книге «Введение в Ветхий завет» так пишет о Пятикнижие: «Пятикнижие Моисеево (Тора) – книга, в которой впервые в истории человечества выражено учение единобожия, детально представлены все стороны монотеистического мировоззрения» .

Важное место в Торе занимает Книга Бытия. «… в первых одиннадцати главах излагаются первоначальные судьбы рода человеческого до того времени, пока Бог избрал одного человека, Авраама, чтобы в его семени благословить все племена земные; в следующих тридцати девяти главах рассказывается история избранного Богом человека и его потомства до того времени, пока оно, переселившись в Египет по изволению Божьему, из семьи стало вырастать в великий народ» .

Немаловажную роль в Торе играет также и повествование о начале мира и человечества и, конечно же, о начале народа, представленное в первых главах книги Бытия. Несмотря на небольшой объем рассказа о творении первого человека, он наполнен глубоким философским, этическим смыслом; в нем много неясного и требующего особого тщательного изучения. Поэтому в своей работе я опиралась, в основном, на книги Д. В. Щедровицкого, Г. В. Синило, так считаю, что они наиболее подробно, четко и ясно излагаю суть выбранном мною темы.

В данной работе я бы хотела подробней остановиться на рассмотрении антропогоническго мифа в Торе. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека, поэтому я попытаюсь выделить основные сходства и различия этих двух рассказов. Соответственно перед нами предстают и два человека – два Адама. Целью своей работы я вижу изучение и раскрытие особенностей и отличительных черт акта творения человека, описанного в библейском тексте.

2. Антропогония Книги Бытия. Два рассказа о сотворении человека.

Как уже было отмечено ранее, Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Г. В. Синило в книге «Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета)» пишет: «… на первый взгляд они кажутся разными и даже противоречащими друг другу. С точки зрения так называемой библейской критики и «теории источников», они взяты из разных источников и механически соединены. Однако даже если согласиться с происхождением двух антропологических повествований из разных источников, вряд ли можно говорить об их механическом соединении: оба они опираются на одну и ту же концепцию Бога и человека и дополняют друг друга, высвечивая различные стороны одного и того же процесса – становления совершеннейшего творения Божьего, Человека».

Итак, обратимся к первому рассказу. На Шестой день творения были созданы все земные животные, и, наконец, человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они на рыбами морскими, над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.// И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.// И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:26 – 28)

В первом рассказе человек предстает как неотъемлемая часть созданной Богом Вселенной. И хотя Господь заповедал ему владычествовать над природой, он никогда не должен забывать о том, что он и сам является органической часть этой природы, так как именно от нее человек получил свою телесную оболочку. «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Быт. 2:7). Выражение «из праха земного» (или «из земли») подчеркивает неразрывную связь человека и природы. Отсюда следует необходимость не только владычествовать над природой, но и беречь ее, заботиться обо всем живом, помнить и осознать, что он и сам является часть всего живого.

В первом рассказе акцент делается, прежде всего, на естественное, биологической начало в человеке. Он должен осознавать свою сопричастность природе, понимать, что в этом мире все имеет право на существование и должно существовать для поддержания гармонии в природе. Первый рассказ в большей степени космоцентрический, так как в центре его внимания – создание Вселенной, ее становление, и человек осмысливается, как ее органическая часть.

Второй рассказ определяется, как антропоцентрический, так в нем человек, а именно, человек как личность, находится в центре внимая. Здесь повествование о сотворении мира занимает очень незначительную часть, все внимание уделено человеку, проблеме его одиночества и душевных противоречий. Второй рассказ повествует нам о том, что Господь выделяет для человека особое культурное пространство – Эдемский сад, где он впервые ощущает свое одиночество и тоску по другому человеку. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». (Быт. 2:8))

Таким образом, два рассказа о сотворении человека дополняют друг друга, по-новому представляют сущность и предназначение человека. Человек представлен, как особая наивысшая и осознанная цель Творца. Задумывая создание человека, Бог произносит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…»(Быт 1:26). Г. В. Синило отмечает: «По образу и подобию Божьему» — в этом суть библейской антропогонии и кардинальное ее отличие от предшествующих (и соседних) антропогонических преданий. Это выражение не может иметь в виду внешний, телесный облик человека, ибо Сам Бог – чистая духовность. Речь идет о сфере духа, которая единственно может быть сферой человеческого Богоподобия» .

Человек первого рассказа предстает перед нами как природное, биологическое существо. Человек же второго рассказа, наоборот, как существо духовное.

3. Два Адама

Творя Вселенную, бог дает всему созданную этическую оценку, произнося: «Хорошо». И только после создания человека Бог произносит: «Хорошо весьма» — как бы подчеркивая то, что без человека мир не мог бы быть совершенным и достичь гармонии. Бог искренне любил свое создание, и эта любовь награждает человека наивысшим даром – свободой. Д. В. Щедровицкий пишет: «Даруя Адаму бытие, Бог проявил наивысшую любовь к своему творению… Но ведь любовь наделяет возлюбленного наивысшим даром из всех возможных… С точки зрения достоинства человека, его личной инициативы, духовного развития несомненно, что свобода – высший дар; не будь свободы воли человек являл бы собой совокупность рефлексов или был бы управляем свыше. Он, таким образом, находился бы ниже животных. Но, даруя свободу, этот высший дар, Бог тем самым предоставил человеку возможность выбирать между добром и злом, а, следовательно, и возможность избирать зло» .

Итак, сотворение Адама, как уже было отмечено ранее, дважды описывается в Книге Бытия. Но, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. Так, для описания создания первого используется глагол <бара>, который означает «творить что-то заново», а для описания создания второго – глагол <аса>, означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует.

В первом рассказе ничего не сказано о материале, из которого создан человек, об этом человеке говорится только, что он создан по образу и подобию Божьему. Во втором же говориться, что человек создан «Из праха земного». Кроме того, «первый» человек сотворен мужчиной-женщиной (как описывает Д.В. Щедровицкий в книге «Введение в Ветхий Завет»): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) Многие комментаторы считают, что это есть указание на андрогинную природу «первого человека». «Первому» Адаму Бог завещал владычествовать над всем миром, «второму» же дан только сад, Эдем, который он должен возделывать и обрабатывать.

В первом рассказе предстает Адам Кадмон – Адам Первоначальный, Первообраз всех вещей, Праобраз человека, отражение универсума и образа Божьего. Г. В. Синило так описывает Адама Кадмона: «Он был велик, как мироздание, его телом была земля, его костями – камни, его волосами – леса, его жилами – реки, его глазами – озера. Адам Кадмон вобрал в себя все безмерно благие качества Всевышнего – мудрость. Ведение, красоту, силу. В нем уже существовали потенциально души всех людей, он был целостным и не знал внутренних диссонансов».

«Второй» Адам называется Адам Афар – «Человек Перстный», «человек из праха». О нем сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, Бог пересоздал Адама Первоначального, придав ему более сложную сущность. Адам Афар соединяет в себе биологическое, тленное, смертное начало и одновременно бессмертное – «душу животную» (нэфеш гайа) и душу вечную (нешама), которой предстоит не только земная жизнь, но и жизнь будущая, духовная и которая представляет собой частицу Духа Божьего.

Возникновение человека за пределами антропогонии в ее биологическом смысле, так как человек может стать человеком только после того, как в нем соединяться только две сферы – Природа и Дух, когда тело и разум человека придут в гармонию.

Особое отношение Бога к человеку подчеркивается тем, что специально для него Бог выделяет особое пространство – чудесный Сад, именующийся <Ган Эден> — Сад Блаженства. Г. В. Синило отмечает: «Само описание Эдема и представление о нем, возможно, восходит к шумерским сказаниям о стране Дильмун – блаженном месте, созданном для богов. Согласно библейскому тексту, из Эдема вытекают четыре реки, одна из которых вполне реальная – Перат (Прат), т.е. Евфрат. Таким образом, для древнееврейского сознания Эдем локализовался где-то в верховьях Тигра и Евфрата…» .

Но Сад – это еще и особое место испытания человека, он предстает, как своеобразная метафора блаженного неведения и неизбежного перехода от незнания к знанию.

С Адамом Афаром был заключен первый завет с Богом – Господь разрешает вкушать плоды с Дерева Жизни, тем самым даруя ему бессмертие, но запрещает вкушать плоды с Дерева Познания добра и зла, предостерегая, что нарушение воли Божьей может вести к смерти: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, // а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2:16 – 17).

4. Сотворение женщины

Именно в Эдеме, как уже отмечалось раньше, человек ощутил свое одиночество, тогда же впервые из уст Бога прозвучало: «Не хорошо». » И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». (Быт. 2:18).

Бог подводит к человеку всех сотворенных Им животных для того, чтобы тот дал им имена, и для того, чтобы он выбрал себе полноценного физического и духовного партнера. Но его не может быть среди животных, и, когда человек осознает это, Бог создает женщину, как равноправного партнера мужчины. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. // И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». (Быт 2:21 – 22).

В оригинале употреблено древнееврейское слово <цела>, которое означает не только «ребро», но и «грань», «сторона», «часть», «половина». Г.В. Синило отмечает: «… речь идет об отделении женской «половины», женского начала от мужского и о том, что они были соединены в Адаме Первоначальном… При этом, безусловно, мужское и женское начало были соединены в человеке не по принципу гермафродитизма, разрывающего человека, но по принципу абсолютной гармонии. Однако гармония неизбежно нарушилась, когда человек ощутил свое одиночество» .

Бог создает человеку партнера и помощника, и главное, человек сейчас сам одобряет это: «И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).

Рассказ о сотворении мужчины и женщины завершает заповедь, устанавливающая институт брака и семьи: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Но здесь можно усмотреть указание сразу на две важных заповеди: о необходимости брака и создания семьи, а также о рождении детей, ведь именно в ребенке супруги сливаются воедино и становятся одной плотью.

5. Заключение

Возникновение человека, с точки зрения Библии, это не просто биологическое творение, появление человека, как биологического вида, это еще и творение духовное. «Человек становится человеком только тогда, когда в нем соединятся две великие сферы – Природа и Дух. Согласно замыслу Божьему осуществить свое духовное предназначение человек может только в двойственности и одновременно единстве плоти и духа. Человеку в отличии от всех живых существ дано самосознание, дан высокий разум»

Итак, в Книге Бытия перед нами предстает два рассказа о сотворении человека. Первый является космоцентрическим и раскрывает создание человека в контексте создания всей Вселенной, т.е. человек предстает как органическая часть универсума. Второй же можно определить, как антропоцентрический, так в нем именно человек в центре Божьего замысла.

Добро пожаловать на наш веб-сайт, посвященный антропологической науке!
Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, нормальное физиологическое строение человека и организация человеческих рас. Ф. Энгельсом определил антропологию как науку и обосновал ее место среди других наук. В зарубежных странах в антропологию включают кроме натуральной истории человека, к тому же археологию и этнографию.
В антропологии различают следующие основные разделы: расоведение, морфологию человека, и теория об антропогенезе. А с середины XX века начинает развиваться учение, которое называется “биология человека”.
Человеческая морфология подразделяется на 2 направления: мерология и соматология. Последняя изучает закономерности организма человека в целом изменяться.

Это такие явления как: влияние условий на строение тела и конституцию человека, изменения размеров и пропорций тела с рождения и до старости, половой диморфизм. Соматология крайне тесно перекликается с медициной и играет большую роль для установления норм для усреднения темпов роста и физического развития.
Мерологическое направления изучает видоизменения конкретных частей организма. Сюда входят сравнительно-анатомические исследования, посвященные выделению различий и сходств человеческих органов с органами и системами других позвоночными животными, в особенности сравнения с приматами. Благодаря таким исследованиям раскрываются родственные связи животных и человека, и место человека в мире животных. Палеоантропологическая наука изучает остатки костей ископаемых людей и близких к человеку высших приматов. Мерология помогает в выяснении вопросов появления и эволюции человека, поэтому она тесно связана с изучением ископаемых, современных анатомических трудов, психологии человека и животных, и др.
Мерология в антропологии рассматривает роль человека в системе животного мира, место человека как зоологического вида, воссоздание пути эволюции высших приматов, а затем и человека, выделение эволюционных стадий в развитии человека и становление его в современном обличии.

Антропология

(греч. учение о человеке). Понятие А. в совр. значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в совр. и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной А., исходящей из систематич.

наблюдения и сравнительной анатомич. классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались А. не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологич. позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Гл. внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследств, факторах и влиянии климатич. условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удал, народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографич. картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их нац. принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда пе делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психич. особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психич. примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологич. приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Ю. сев. народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прируч. животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологич. конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологич. черты (например, что причина телесных различий между представителями сев. народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями юж. народов — астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греч. искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографич. анатомии тела. При этом типич. и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщ. благородная греч. личность. Рим. ученые не внесли в А. к.-л. кардинально новых знаний. Богатейший и единств, в своем роде материал о народах и расах, объедин. под властью Рима, не был научно осмыслен. Др.-греч. утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологич. признаку.

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *