Антоний вадковский митрополит

Антоний вадковский митрополит

Антоний (Вадковский)

Антоний (Вадковский), (3.8.1846-2.11.1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода, — сын сельского священника Тамбовской губернии. После окончания Казанской духов­ной академии (1870) — профессор, магистр богословия, с 1874 г. — редактор «Православного собеседника». В 1883 г. пострижен в монахи, возведен в сан архимандрита, в 1885 г. — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, в 1887 г. — ректор, хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1892 г. получил самостоятельную Финляндскую кафедру. В 1895 г. утвержден в степени доктора церковной истории, избран почетным членом Казанской, Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий. В 1898 г. возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Автор множества духовных сочинений. Один из организаторов Религиозно-философского общества.

+ + +

Антоний (Александр Васильевич Вадковский) (1846-1912) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский с 1898 г. С 1900 г. первенствующий член Св. Синода. Поставил свою подпись, как первенствующий член, под определением Святейшего Синода об отлучении от церкви графа Л. Н. Толстого, после чего написал два письма графине С. А. Толстой, в которых пытался объяснить ей смысл данного деяния Синода. Член Госсовета (1906). Был принципиальным противником вмешательства духовенства в политическую деятельность: так, он был против избрания архиереев в Государственную Думу.

Настаивал на исключении из законодательства формулировки «господствующая Церковь», ибо полагал, что господство — нехристианская идея. Пользовался благоволением и покровительством императрицы Марии Федоровны. Среди крайне правых имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах Союза русского народа. Поводом для нападок послужил отказ освятить знамя Союза, а также покровительство Антония оппозиционным клирикам и студентам духовных школ, замешанным в революционном движении. Доктор церковной истории.

+ + +

О докладе Антония Николаю II в начале 1911 г. рассказал в своих мемуарах М. В. Родзянко. Митрополит изложил царю свое критическое мнение о Распутине как личности, недостойной находиться столь близко к царской семье. «Государь с неудовольствием возразил ему, что эти дела его, митрополита, не касаются, так как эти дела его семейные. Митрополит имел твердость ответить: «Нет, государь, это не семейное дело только, но дело всей России. Наследник цесаревич не только Ваш сын, но наш будущий повелитель и принадлежит всей России». Когда же царь вновь остановил владыку, сказав, что он не позволит, чтобы кто-либо касался того, что происходит в его дворце, митрополит, волнуясь, ответил: «Слушаю, государь, но да позволено будет мне думать, что русский царь должен жить в хрустальном дворце, доступном взорам его подданных». Государь сухо отпустил митрополита, с которым вскоре после этого сделался нервный удар, от которого он уже не оправился» (Родзянко М. В. Крушение империи // Архив русской революции. T.XVII. Берлин, 1926. С.35-36).

Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО «Олма Медиа Групп». 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги — канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Высокопреосвященный Антоний, в миру Александр Васильевич Вадковский, принадлежит к священнической семье Тамбовской епархии. Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника о. Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши Спасского уезда Тамбовской губернии, где и прошло отрочество будущего митрополита.

В 1866 году, двадцати лет, по окончании курса учения в Тамбовской семинарии, он поступил в Казанскую Духовную академию, в которой сразу сделался заметен и как лучший студент, и как лучший участник в чтении и пении за церковным

богослужением. Прекрасно окончив академический курс, в 1870 году Александр Васильевич остался в академии доцентом кафедры пастырского богословия и гомилетики. Через год был утверждён в степени магистра. Через два года женился. С 1879 года — он редактор журнала «Православный собеседник». Свои науч-ные занятия он посвятил древнеславянской письменности.

В 1879 году чахотка унесла в могилу жену Александра Васильевича — Елизавету Дмитриевну, а в ноябре 1882 года он схоронил обоих своих детей, Бори-са и Лидию, умерших от дифтерита. Впереди в жизни все казалось грустно и темно. Невольно стучала в голову мысль об отречении от мира и о служении Господу в чине иноческом. В то время в Казани святительствовал архиепископ Палладий, впоследствии митрополит Петербургский. Он с любовью принял намерение Александра Васильевича, его самого взял под свое непосредственное покровительство и руководство, переселил его в свой архиерейский дом и 4 марта 1883 года, при многочисленном стечении народа, постриг в монашество с именем Антония. На следующий день после пострижения монах Антоний был посвящен в иеродиакона, а на следующий день, в Неделю Православия, в иеромонаха.

Архиепископ Палладий вскоре дал ему в управление заштатный Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, который в короткое время из запустения был приведен в такое благоустройство, что заслужил своему новому настоятелю искреннюю архипастырскую благодарность.

14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был посвящен в архимандрита, в декабре следующего года назначен инспектором Академии, а в августе 1885 года переведен на ту же должность и на кафедру Священного писания Ветхого Завета в Петербургскую Духовную Академию.

15 апреля 1887 года архимандрит Антоний был назначен ректором Академии, а 1 мая состоялось в Святейшем Синоде наречение его в епископа Выборского, второго викария Петербургской митрополии.

Преосвященный Антоний управлял Академией с 1887 года до 1892 год. При деятельном участии епископа Антония установилось тесное единение Академии с Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, под председательством протоирея Философа Николаевича Орнатского. Совместными силами были устраиваемы публичные чтения для интеллигентных слушателей с целью выяснения православного взгляда на богословские вопросы, волновавшие общество под влиянием распространяющихся идей Владимира Соловьева и Льва Толстого.

По кончине митрополита Петербурского Исидора, при котором в состав Петербургской епархии входили епархия Новгородская и Финляндия, преосвященный Антоний Высочайшим указом 24 октября 1892 года был назначен архиепископом в тем же указом учрежденную Финляндскую епархию. Через три дня Высочайшим указом он был назначен присутствующим в Святейшем Синоде. В 1892 году высокопреосвященный Антоний избран был почетным членом Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий, в 1893 году — Женского Патриотического, Императорского Православного Палестинского общества. С 1887 года он состоял с соизволения Государыни императрицы почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских приютов. В 1893 году Казанская Академия удостоила высокопреосвященного Ан-тония за его ученые труды высшей ученой степени — доктора церковной истории, в которой он утвержден Святейшим Синодом в 1895 году.

Служение высокопреосвященного Антония на Финляндской архиерейской кафедре также оставило заметный в истории след. С особенной явностью здесь сказались присущие владыке высокий административный такт, организаторский талант и мудрая осмотрительность. С годами служения владыки на Финляндской кафедре совпало стремление петербуржцев в летнее время заселять бли-жайшую к Петербургу приморскую полосу Финляндии. Здесь образовывались дачные поселки, появлялись православные церкви, русские школы. В Линтуле при архиепископе Антонии был основан женский монастырь. Владыка объезжал свою епархию, посещал церкви, школы, любил проводить летние месяцы на Валааме, всюду вносил начала благожелательности, терпимости, ласки и приобрел любовь и уважение даже со стороны угрюмых финнов.

В это время на архиепископа Антония возложено было председательствование в образованной при Святейшем Синоде Комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью. Комиссия при помощи лучших профессорских сил всесторонне разработала необходимый для решения этого вопроса церковно-научный материал. Одновременно с этим вопросом возникло стремление к сближению с православной церковью и англикан. В связи с этим вопросом высокопреосвященный Антоний получил поручение в 1897 году присутствовать в составе особого Российского посольства на 60-летнем юбилее царствования близкородственной Дому Романовых английской королевы Виктории. В Англии два старейших университета — Оксфордский и Кембриджский — поднесли владыке Антонию дипломы доктора богословия и права.

Когда скончался владыка Палладий, в преемники ему общий голос назвал только одно имя — архиепископа Финляндского Антония. И тогда 25 декабря 1898 года появился высочайший рескрипт о призвании высокопреосвященного Антония на пост митрополита Санкт-Петербургского, рескрипт был встречен всеобщим удовлетворением. 29 января 1903 года Святейший Синод поручил преосвященному Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, совместно с преосвященным Тамбовским Дмитрием и Нижегородским Назарием совершить в 19 день июля 1903 года торжественное открытие мощей преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца.

«17 июля в 6 часов вечера в Саров прибыли государь Император и государыня Императрица Мария Федоровна. У ворот святой обители митрополит Санкт-Петербургский Антоний встретил их Величества крестным ходом и приветствовал государя императора следующей речью: «Святая обитель Саровская приветствует Тебя, Благочестивейший Государь, прибывший ныне сюда принять молитвенное участие в торжестве прославления великого его подвижника приснопамятного старца иеромонаха Серафима. И все великое множество собравшегося здесь народа православного радуется встретить Царя, вместе с ним молящегося. Гряди же с миром, Государь, в святую обитель сию и молитвами православляемого угодника Божия да будет благословенно от Господа вхождение твое».

Антоний Вадковский, более месяца находившийся в Нижегородской губернии в непосредственной близости от своей малой родины соседней Тамбовской губернии, воспользовался случаем и навестил своих близких родственников в селе Ширингуши Спасского уезда. Побывал он и на могиле отца Василия Фёдоровича на церковном погосте, поклонился его праху. Это был его последний приезд. По мнению автора книги «Ширингуши : взлеты и падения», о пребывании Антония Вадковского в Ширингушах свидетельствует копия фотографии из семейного архива внучки Суворова — Натальи Вадковской. На ней якобы митрополит запечатлен вместе с семьей Сергея Петровича Суворова (копия фотографии есть в книге).

Административная деятельность владыки может быть охарактеризована чертами благожелательности всякому доброму начинанию и снисходительности к личным ошибкам и заблуждениям других. Святительствование митрополита Антония вызвало Лавру, после долгого перерыва, на путь научно-просветительского служения церкви. Близкий науке по своему профессорству в Академии, нашедший себе преосвященного помощника в лице наместника, архимандрита Феофана, владыка Антоний оставил после себя в Лавре образцово устроенные учреждения по охранению старины : богатое Древлехранилище и научно оборудованный архив.

Последние годы тяжкий недуг крушил надорванные силы владыки. Совершенно исключительные испытания последних лет надорвали силы митрополита и обострили его болезнь. Он надолго уезжал из Петербурга в Кисловодск, да и будучи в Петербурге, не мог часто посещать заседания Святейшего Синода.

2 ноября 1912 года владыка почил о Господе.

Антоний Вадковский был похоронен на монашеском братском кладбище в очередной братской могиле Александро-Невской Лавры под простым деревянным крестом. На кресте была надпись: «Митрополит Антоний».

Г. Петелин

Районная газета «Время и жизнь», 20 декабря, 2003 г.

Перепечатывается с сайта http://zubova-poliana.narod.ru/ant-vadkovsky.htm
Фото Антония с этого же сайта.

Далее читайте:

Н. С. Майорова. Идея соборности в революционную эпоху.

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |

Патриархи Русской православной церкви

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ

Православные монастыри

Православные иконы

Католические монашеские ордена

Латинские религиозные термины

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

В 1803 г. на средства уроженца села митрополита Новгородского и Петербургского Амвросия (Подобедова, 1742-1818) и местного помещика князя Щербатова и построена каменная церковь Святителя Николая с приделом святителя Амвросия Медиоланского.

Высочайшим Указом Святейшему Синоду 16 (29) октября 1799 года было повелено: «Казанскому и Симбирскому Архиепископу Амвросию быть Архиепископом Санкт-Петербургским».

Митрополит Амвросий, в миру Андрей Подобедов, родился 30 ноября (13 декабря) 1742 года в селе Стогово Переяславского уезда Владимирской епархии. Отец его был священником. С 1757 года будущий владыка поступил в Свято-Троицкую семинарию, где и получил образование. По окончании курса в 1764 году остался он в семинарии учителем.

12 (25) февраля 1768 года Андрей Подобедов принял постриг с именем Амвросий, и в августе того же года переведен был в Славяно-греко-латинскую Академию. Здесь стал известен в широких кругах просвещенного общества своим словом — «о пагубных действиях суеверия» — при погребении убитого московской чернью Московского Архиепископа Амвросия. Это слово было напечатано и переведено на немецкий и французский языки.

В Академии иеромонах Амвросий был последовательно префектом, а с 1774 года ректором и преподавал одновременно философию и богословие. Деятельностью на последней кафедре он оставил о себе память составлением учебного «Руководства к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Этот учебник в 1779 году издан был Святейшим Синодом и долгое время был единственным руководством в семинариях.

За проповедь 14 (27) июня 1775 года, в день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, Августейшей супруги наследника и Цесаревича Павла I Петровича, сказанную в присутствии Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, Архимандрит Амвросий пожалован был Государыней бриллиантовым крестом, причем Государыня поручила представить владыку на Архиерейский чин. Так, 5 (18) июля 1778 года, в престольный праздник Сергиевой пустыни, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, он посвящен был во Епископа Севского, викария Московской Митрополии и получил от Государыни бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3 000 рублей.

В новой должности Преосвященный Амвросий проявил особенно энергичную просветительскую деятельность, открыв два духовных училища и семинарию. 14 (27) февраля 1781 года он назначен был членом Московской Синодальной конторы, а 15 (28) апреля переведен на Крутицкую кафедру. Это была большая епархия, составленная из территории нынешних епархий — Московской, Калужской и Тульской. В новой епархии Преосвященный Амвросий тоже послужил духовному просвещению, открыв два новых духовных училища и улучшив положение семинарии.

27 марта (9 апреля) 1785 года Преосвященный Амвросий назначен был Архиепископом Казанским. В Казанской семинарии Архиепископ Амвросий расширил и улучшил преподавание, значительно пополнил семинарскую библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московский университет и Академию.

22 февраля (7 марта) 1799 года Высочайшим рескриптом Государя Императора Павла I Петровича Архиепископ Амвросий пожалован Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

С увольнением, 16 (29) октября 1799 года, Митрополита Гавриила (Петрова) от управления Петербургской епархией Архиепископ Амвросий занял Петербургскую кафедру в звании Архиепископа Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского. В следующем же году, 19 декабря (1 января), после оставления Митрополита Гавриила на покой, в его управление передана и Новгородская епархия.

10 (23) марта 1801 года одним из последних Высочайших Указов Государя Императора Мученика Павла I Петровича он возведен был в чин Митрополита.

Новый Санкт-Петербургский Митрополит проявлял деятельную заботу об улучшении церковного пения и водворении благочиния в храмах. 16 лет он правил столичной епархией без викария. Особенно близки его сердцу были дела духовного образования, в то время переживавшего годы возрождения. По его указаниям, в 1805 году Епископом Старорусским Евгением (Болховитиновым), впоследствии Митрополитом Киевским и кавалером, составлен был проект преобразования духовных училищ и представлен Государю Александру I Благословенному, много потрудившемуся о Православии.

Преосвященный Амвросий был членом Комитета об усовершенствовании духовных училищ, учрежденного в 1807 году и преобразованного затем в Комиссию духовных училищ, и от новоучрежденной Санкт-Петербургской духовной Академии получил honoris causa — почетную ученую степень доктора богословия.

В Новгородской епархии он устроил Тихвинское духовное училище и Александро-Свирское, возобновил Кирилловское и Новгородское, завел новые училища при Старорусском и Каргопольском монастырях, также Устюжское. Содействовал много заведению духовенством сельских училищ.

При этом владыка Амвросий отличался и щедрой благотворительностью.

С 4 (17) декабря 1803 года Высочайше был изменен титул Санкт-Петербургского владыки, и ему усвоено именование Митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского.

Дипломатичный и талантливый администратор, Митрополит Амвросий умел отстаивать интересы Русской Церкви и ограждать иерархию от давления всесильного обер-прокурора Святейшего Синода и кавалера, Князя Александра Николаевича Голицына (1773 – 1844 гг.), который был личным другом Государя Императора Александра I Благословенного.

Митрополит Амвросий не мог примириться с его политикой покровительства сектантству и мистическим течениям западного происхождения, не считал возможным разделять получившую в высших слоях общества концепцию внеконфессиального христианства и адогматической религиозности.

Митрополит Амвросий выступил с осуждением враждебной Православию деятельности обер-прокурора. Вскоре после столкновения с Князем А. Н. Голицыным в начале 1818 года владыка Амвросий переведен был в Великий Новгород.

Высочайший Указ об увольнении из Санкт-Петербурга подписан был Государем в Варшаве 26 марта (8 апреля) 1818 года.

6 (19) мая владыка выехал в Великий Новгород, где вскоре и скончался, 21 мая (3 июня) 1818 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, в 7-м часу пополудни.

Отпевал владыку Преосвященный Амвросий (Орнатский) в Софийском соборе в приделе Святого Иоанна Предтечи. А погребли владыку рядом с другим славным Архиереем и кавалером — Митрополитом Гавриилом (Петровым).

По завещанию свою обширную библиотеку латинских и греческих книг владыка Амвросий передал Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Митрополит Амвросий вошел в историю Русской Православной Церкви как ревнитель духовного образования и просвещения.

В своих епархиях он возобновлял и основывал духовные учебные заведения, обеспечивая им приличное содержание. В бытность свою Епископом Севским Преосвященный Амвросий учредил семинарию в Севске и Брянске и духовное училище в Орле.

Занимая Крутицкую кафедру, он позаботился об обеспечении Крутицкой семинарии, находившейся в Московском Покровском монастыре, и основал училища в Боровске и Белеве.

Особой его заботой в Казанской епархии были окружены, так называемые, «новокрещенские» школы, в которых обучались вместе русские, татары, мордва, черемисы и чуваши.

В обширной Новгородской епархии владыкой Амвросием учреждены были училища в Каргополе, Боровичах, Устюге, Белозерске, Петрозаводске, Вытегре, Валдае, возобновлены училища в Кирилло-Белоезерском монастыре и при Новгородском Архиерейском доме.

Владыка занимался составлением плана реформ и изысканием средств для лучшего материального обеспечения приходского духовенства в составе особого Комитета из духовных и светских лиц. В Комиссии духовных училищ, в результате проведенной реформы, высшее духовное образование отделено было от среднего и начального. Под непосредственным наблюдением владыки Амвросия осуществлялась успешно реорганизация Санкт-Петербургской духовной Академии, ректором которой в то время был Архимандрит Филарет (Дроздов), будущий великий Архиерей и кавалер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *