Антониево сийский монастырь

Антониево сийский монастырь

По благословению Его Преосвященства епископа Архангельского и Холмогорского ТИХОНА в феврале 2005 года при Антониево-Сийском монастыре создана Паломническая служба, действующая как подразделение Монастыря. Руководителем службы назначена Абакумова Марина Викторовна.

Цели Паломнической службы Монастыря:

  • содействие знакомству населения Архангельской области, России с одной из главных святынь Архангельской епархии — Свято-Троицким Антониево-Сийским монастырем, его историей, святыми угодниками, архитектурой и современной жизнью обители;
  • содействие духовному просвещению людей и приобщение их к Православной вере и культуре;
  • сохранение монастырской укладности в условиях постоянно увеличивающегося потока паломников и туристов.

Важной задачей Паломнической службы является взаимодействие с туристическими фирмами и другими паломническими службами.

Одежда паломников, посещающих монастырь, должна быть соответствующего вида. Курение в пределах монастыря не благословляется.

Паломничество подразумевает участие в богослужениях по монастырскому уставу. Говеющие имеют возможность исповедаться и причаститься. Посещение главной святыни обители – мощей преподобного Антония Сийского. Кроме этого предусмотрены: экскурсии по истории и архитектуре монастыря, пешие и водные путешествия по Сийским озерам, возможность семейного отдыха, монастырский хлеб и молочные продукты с фермы обители.

Посещение обители экскурсионными группами проходит организованно.

Определено время посещения и пребывания групп на территории монастыря (не более 2 — 2,5 часов), определен маршрут экскурсий, разработаны рекомендации, касающиеся поведения, внешнего облика туристов. Кроме того, в определенные периоды года доступ в монастырь туристическим группам может быть прекращен (например, первая и Страстная седмицы Великого поста, седмица перед Рождеством Христовым). Последнее касается именно экскурсионных групп, а не отдельных лиц, то есть богомольцев.

Монастырь имеет и готовит своих экскурсоводов, которые способны наиболее полно и наиболее точно представить разностороннюю жизнь монастыря, ответить на интересующие гостей вопросы, рассказать о сегодняшнем дне обители.

Для групп с однодневной поездкой предлагается следующая программа:

  • посещение Троицкого собора, где покоятся мощи основателя обители преп. Антония;
  • посещение монастырской усыпальницы, в которой погребены преподобные отцы Феодосий, Паисий, Никанор, Исаия;
  • осмотр экспозиции по истории обители, расположенной в надвратной церкви Сергия Радонежского;
  • посещение храма Благовещения Пресвятой Богородицы и храма Трех святителей Московских Петра, Алексия и Ионы;
  • посещение смотровой площадки монастырской колокольни.

Гостям обители предлагается монастырская трапеза и чай с выпечкой, приготовленные братией. Оплата услуг паломнической службы — ваша лепта на благоустройство храмов и жизни обители в целом. Братия монастыря сердечно благодарит за помощь и молитвенно поминает всех своих благотворителей.

Туристическим фирмам и паломническим службам, желающим сотрудничать с Монастырем, предлагается заключить с Паломнической службой обители соответствующий договор о сотрудничестве. Для этого необходимо обратиться к руководителю Службы и получить подробную информацию об условиях заключения договора.

Руководитель паломнической службы: Абакумова Марина Викторовна, тел. +7 911 554 87 77

Сотрудник паломнической службы, координирующий паломнические поездки с ночлегом на воскресные дни: Крылова Наталья Серафимовна, тел. +7 911 593 33 63 ; +7 902 196 98 08

Сотрудник паломнической службы, координирующий экскурсионное обслуживание отдельных групп с однодневными поездками: отец Лука, тел. +7 911 597 78 87

Адрес монастыря: 164531, Архангельская область, Холмогорский район, Сийский монастырь.

Проезд автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки на 152-м км, далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 152 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЮГ
04.07, суббота. День 14. Голубино — Вельск, 540 км. 05.07, воскресенье. День 15. Вельск — (Москва), 800 км.

Вот и исчерпана в общих чертах дорожная карта нашего путешествия. Пора домой, тем более, что кое-кого там очень-очень ждут. При подготовке маршрута кое-что было оставлено и на обратный путь: Холмогоры, родина Ломоносова, Антониево-Сийский монастырь. Потому и планировали добираться до дома за три дня. Но по просьбе товарищей пришлось кое-что подредактировать.

Надо ли говорить, что собирались в путь мы под моросящим дождём. Я не помню случая, чтобы мы без таких вот небесных слёз расставались с местами, которые запали в душу и остались в сердце.

Но так или иначе — едем, а поскольку дорога тут одна, то едем назад. Прощаемся с Пинегой.

Проехав Белогорский, поворачиваем налево на Усть-Пинегу. Туда ведёт ровный, но малость грязноватый грейдер. Село Усть-Пинега — большой населённый пункт на берегу Северной Двины. Пинега впадает в неё где-то неподалёку, но мы её уже больше не увидим. К этому берегу подходит паром «Двиносплав-230», переправляющий машины и людей на левый берег Северной Двины.

По случаю выходного дня желающих переправиться, кроме нас, не оказалось. Плату за перевоз берут от веса машины, для чего просят свидетельство о регистрации.

На левом берегу Двины цивилизация: асфальтовое шоссе и много деревень, лишённых какого бы то ни было северного колорита. Идёт дождь. И вот пересечение с магистралью М8. Прямо — Холмогоры, Архангельск. Резко налево — на Москву. Но мы уже решили, что родные края Михайлы Ломоносова посетим, если сложится, в другой раз. И включаем указатель поворота.

Автотрасса «Холмогоры» неумолимо ведёт нас на юг, а мы пока не знаем, сколько сегодня проедем и где заночуем. Пока километры проглатываются легко и даже с удовольствием — на территории Архангельской области дорога приведена в порядок. Но как бы то ни было, проехать мимо Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря мы не можем. Ведь это одна из крупнейших православных святынь Русского Севера, расположенная на берегу живописного Михайловского озера.

В этом монастыре останавливался по пути в Москву с рыбным обозом Ломоносов. А ещё раньше именно здесь был совершён насильственный постриг в монахи боярина Фёдора Никитича Романова — будущего патриарха Филарета, управлявшего страной вместе со своим сыном царём Михаилом.

В советское время монастырь был закрыт и разграблен, его строения использовались как угодно — от психиатрической лечебницы до пионерского лагеря и обкомовской дачи. Сейчас он восстановлен: возрождение Антониево-Сийского монастыря — прекрасный пример того, что могут человеческие руки, одушевлённые искренней верой. Монахи и трудники не только подняли обитель из руин, но и наладили монастырское хозяйство. Сийская сметана — нечто необыкновенное. Никогда не ел ничего подобного.

Но давайте всё-таки пройдёмся по монастырю. Его главный храм — Троицкий собор (1589 — 1606) —

монументальное сооружение, для осмотра оказавшееся недоступным. Однако стоящая рядом церковь-колокольня Трёх святителей Московских

открыта, а за небольшую плату (по-моему, 100 рублей) можно подняться на звонницу.

В надвратной церкви Сергия Радонежского

расположен монастырский музей. Рекомендуем: экспозиция маленькая, но любопытная. Особый интерес у меня лично вызвал раздел, посвящённый восстановлению монастыря.

За территорией есть кафе-трапезная, где мы восстановили силы монастырской выпечкой с уже упоминавшейся сметаной. Кстати — мы рассматривали вариант остановиться здесь на ночлег в гостинице «Сийский паломник». Её здание мы обнаружили, но вид у него был не используемый — недаром телефоны не отвечали…

И мы поехали дальше.

Проглатывая километр за километром, мы миновали без остановки все представляющие хоть какой-то интерес места:

  • Звоз — самый красивый вид с берега Северной Двины, но нас после Пинеги уже не удивила бы пятидесятиметровая стена с выходами розового и белого гипса;
  • Никольская церковь-«путешественница» в Зачачье немного видна с шоссе, и она вся в лесах.
  • Памятник первому российскому лётчику-истребителю Александру Казакову в Двинском Березнике видели, но не смогли остановиться около него.

В общем, архангельская трасса ждёт, чтобы мы проехали по ней ещё раз и неторопливо. А в итоге к вечеру мы оказались снова в Вельске, в знакомой гостинице «Сияние Севера», где и устроили праздничный ужин с предварительным подведением итогов. Подведём их здесь и мы в качестве резюме данного отчета, тем более что о последнем 15-м дне путешествия — скоростном пробеге от Вельска до дачи рассказывать большого интереса нет.

1. Программа путешествия может считаться выполненной. Хотя некоторые позиции из списка выпали. В основном это то, что было оставлено на конец путешествия и на что не хватило моральных и физических сил. Что жалко по-настоящему, так это Холмогоры и Ломоносово. Но повторюсь — базовая версия программы выполнена.

2. Дороги. Это первая за много лет поездка, в которой грейдера было больше, чем асфальта. И наши машины справились на отлично, даже «пузотёрка» Сид, не говоря уж о полноприводном Пассате (как мне представляется, полный привод ему и не потребовался). Трасса М8 в пределах Архангельской области практически полностью реконструирована, в Вологодской этот процесс ещё идёт, но, как мне кажется, уж очень надолго не затянется.

3. Бензин везде наличествует и кое-где, скажем, в Ярославской области, радует своей ценой. Качество топлива нареканий не вызывало, хотя, конечно, мы заправлялись в основном на брендовых АЗС.

4. Жильё было во всех пунктах маршрута, кроме последней ночёвки, забронировано заблаговременно, что избавило от ненужных приключений. Уровень сервиса в гостиницах Вельска, Плесецка, Архангельска вполне нас удовлетворил. Туристические комплексы «Алёнушка» (Онега) и «Голубино» хочется вспоминать самыми добрыми словами. А работникам нищей профсоюзной здравницы на Кий-острове так просто низкий поклон. Не надо этот дом отдыха ни расширять, ни обустраивать, потому что наплыва «туристов» в современном понятии этого слова заповедный остров не выдержит.

5. Достопримечательности. Деревянные храмы Прионежья оставить равнодушными не могут. Единственно, не могу избавиться от чувства скорой и неизбежной их потери. Дай Бог, чтобы это чувство было бы просто бесовским наваждением.
Столица Поморья, Архангельск, был нам представлен для осмотра в быстром темпе и произвёл впечатление достаточно ухоженного и динамично развивающегося города.

Однако же речь идёт только о его центральной части. Каков этот город для жизни, понять мы не успели. Паломнический компонент был на этот раз представлен двумя недействующими, к великому сожалению, монастырями — Крестным и Красногорским, а также восстановленным и даже развивающимся Антониево-Сийским.

6. Природа. Мы были морально готовы, что Архангельская область после Кольского полуострова и Карелии не потрясёт пейзажами. И, к счастью, ошиблись. Побережье Онеги и Пинеги, Кий-остров, Пинежский карст — это незабываемо и ни с чем не сравнимо. Вот только живых зверюшек снова не встретили. Может, и к лучшему.

За много лет странствий мы убедились: неудачных путешествий по Северу не бывает. Вот и эта поездка останется в памяти её участников как успешный проект, запишется в анналы как пример правильного целеполагания и достойной реализации поставленных задач. Думаю, потому, что участники путешествия — старые добрые друзья, которым было эти две недели хорошо друг с другом.

Всем прочитавшим этот отчёт до конца большое спасибо и до встречи на дорогах!

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и понимаешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.

Сийский монастырь — один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя — преподобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди заросших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.

Основатель Сийской обители — преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к родственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвящение он получил в Спасо — Преображенской обители у реки Кены на Каргопольской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Михайлова озера.

Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число братии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь святого Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть изнурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на длительное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.

Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому стилю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Троицком соборе близ алтаря.

А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподобных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ручьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке преподобного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.

В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боярин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Филарет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков посылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.

Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским государям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.

Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы… Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.

Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.

Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийского, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.

Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм — Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.

В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных произведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранившихся в ризнице обители — вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торговых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку преподобного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоценное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриарший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные рукописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положенные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мастерством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.

XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.

В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.

Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Царствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Государя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.

В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в ветхость.

В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.

Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению монастыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.

В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево — Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.

Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..

Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона постепенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников.

Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года — церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные работы и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Троицы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святителей Московских — Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского.

Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Московских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского

У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.

10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать — Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.

С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.

В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.

А.Карушев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *