Анна и вронский

Анна и вронский

«Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина»»

Сочинение

Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Ф. И. Тютчев
Две силы есть — две роковые силы…
Ф. И. Тютчев
Судьба Анны Карениной связана с двумя мужчинами, не случайно названными одним именем. Алексей Александрович Каренин, представитель высшей петербург­ской бюрократии, был задуман Толстым как лицо положительное. Именно он выс­казывает заветные мысли автора о значении семейных уз и святости материнского долга. И хотя в окончательной редакции перед нами бездушный чиновник, некото­рые читатели переходят на его сторону. Ведь Каренин страдает не меньше Анны.
Однако в страданиях главной героини виновата она сама. За что же поплатился ее муж? Ведь в глазах всех героев романа, кроме Анны, Алексей Александрович Каренин — умный, образованный и, вне всякого сомнения, глубоко порядочный человек. Осуждает его одна Анна. Может быть, потому, что не любит его и никогда не любила, а может, еще и потому, что знает его лучше других. «Разумеется, он всегда прав, он христианин, он великодушен!..

Они говорят: религиозный, нрав­ственный, честный, умный человек; но они не видят, что я видела. Они не знают, как он восемь лет душил мою жизнь… что он ни разу не подумал о том, что я живая женщина, которой нужна любовь», — говорит Анна. Неправда, что в их отношени­ях не было ничего хорошего. Анна просто не хочет об этом вспоминать. А вот Ка­ренин помнит. В сцене, когда Анна признается мужу во всем, видим словно окаме­невшее лицо Каренина. Все его мучения Толстой как будто запер в ящик стола и только два раза приоткрывает для читателя этот ящик. Горе обманутого мужа ге­ниально передано автором, достаточно одного слова, которого Каренин никак не может выговорить: «пеле… педе… пелестрадал». Каренин — личность трагичес­кая. Самое яркое в его биографии — вспышка чувства у постели больной Анны. Он плакал вместе с Вронским, а на следующий день сказал ему: «Молю Бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!.. Вы можете затоптать меня в грязь, сделать посмешищем света, я не покину ее и никогда слова упрека не скажу Вам».
До этой минуты Алексей Вронский легко шел по жизни. Представитель золотой молодежи, блестящий военный, он хорошо усвоил «моральный» кодекс своего ок­ружения: шулеру надо заплатить, а портной подождет; мужчинам лгать нельзя, а женщинам можно; нельзя прощать оскорблений, но можно самому оскорблять других. Товарищи по службе его любили, женщины тоже. Ни о какой женитьбе он не помышлял. В нем много блеска, который обманул вначале Кити, потом и Анну. Встреча с Анной многое изменила в жизни Вронского. Ради нее он готов на все. Такой всепоглощающей, буйной, как стихийное бедствие, страсти он еще не испы­тал. «Что из всего этого выйдет», Вронский не знал и знать не хотел. Главное — добиться своего. Но быть отцом и мужем он явно не готов. Об этом говорит его отношение к Сереже. «Присутствие этого ребенка всегда и неизменно вызывало во Вронском … странное чувство беспричинного омерзения…»
Самолюбие у Вронского огромное. У постели умирающей Анны он более всего уязвлен великодушием Каренина. В ком больше человеческого — в Каренине или во Вронском? Каренин — человек долга. При всех его минусах он все-таки муж и отец, а Вронский нет. С Карениным семья возможна, а с Вронским нет. Вся беда в том, что Анна не любила мужа, потому и не могла быть к нему справедливой. От Каренина все отвернулись, он стал всеобщим посмешищем, особенно после отъезда Анны с Вронским за границу. Ему не могли простить именно его великодушия по отноше­нию не только к Анне, но и к Вронскому. Каренину казалось, что «люди уничтожат его, как собаки задушат истерзанную, визжащую от боли собаку». Во всем мире не было человека, который смог бы понять его страдания. Положение, в котором он оказался, подводило его к пониманию никчемности прожитой жизни. Что может быть страшнее? И все это продолжалось до самой гибели Анны. Каренин приехал на похо­роны, забрал ребенка. Теперь он будет воспитывать двоих детей.
А что же Вронский? Нет сомнения в том, что он любил Анну. Но после разрыва ее с мужем для Вронского «лучшее счастье было уже позади». И все-таки в нем много привлекательного. Более всего на свете боится он потерять уважение к само­му себе. Это делает ему честь. Из-за любви к Анне он лишается повышения по служ­бе, а потом и вовсе уходит в отставку. Да что там служба — он стрелялся из-за нее. После смерти Анны Вронский едет на войну с турками. Жизнь ему уже не мила. По этому поводу его мать, вспоминая Анну, говорит: «Себя погубила и двух пре­красных людей — своего мужа и моего несчастного сына». Может быть, она и пра­ва. Но мне кажется, Анны не стоили они оба — ни Вронский, ни Каренин.

Другие сочинения по этому произведению

Мир Константина Левина (по роману «Анна Каренина»)»Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»)Константин Левин и Лев Толстой: герой как выразитель взглядов автора (роман «Анна Каренина»)Кризис семьи в романе «Анна Каренина»Личность и общество в романе «Анна Каренина»Отзыв о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н.Толстой.

«Анна Каренина»).Трагедия Анны КаренинойВ чем трагедия Анны КаренинойКритика о романе «Анна Каренина»Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Образ Алексея Александровича КаренинаСодержание романа «Анна Каренина»»Анна Каренина» в различных видах искусстваКритика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе ТолстогоОбраз и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»Можно ли помыслить о внутренних законах «Анны Карениной»Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин ЛевинКнязь Болконский и ЛевинБессмертные образы (по роману Толстого «Анна Каренина»)Характеристика образа Левина в романе «Анна Каренина»Основные идейные линии романа «Анна Каренина»Образ и характеристика главной героини романа «Анна Каренина»Трагедия между личностью и обществом в романе «Анна Каренина»»Проблемы семьи» и образ Анны КаренинойСвязь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев ТолстойСмысл эпиграфа романа «Анна Каренина»Образ Левина в романе Толстого «Анна Каренина»Противоречивый образ Анны Карениной в одноименном романе Льва ТолстогоДва АлексеяЖизненные искания Константина Левина(по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)Идейное содержание романа «Анна Каренина»Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»Образы, заключающие в себе сатирические чертыАнна Каренина – героиня одноименного романа Льва ТолстогоПроблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина»Жизненные искания Константина ЛевинаВиновна ли Анна КаренинаМир Константина ЛевинаКонстантин Левин и его раздумья о жизниНравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина»Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина»Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина»Константин Левин и Лев Толстой герой, как выразитель взглядов автораЖизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина»Искания Константина ЛевинаРоман «Анна Каренина» Л.Н.ТолстогоТрагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» РоманТема семьи в одном из произведений русской литературыРазмышления об образе Анны КаренинойРоль сна в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»Противоречивость образа Анны КаретнойРаскрытие образа Константина Левина в романе «Анна Каренина»История написания романа «Анна Каренина»

Часть 1

Не только переназвать грех каким-то высоким словом, словно отменяющим его греховность, но еще и подвести его под Божественное покровительство, — тоже прием, весьма распространенный в художественной культуре, как высокой, так и массовой. Вспоминаются строчки из какой-то современной эстрадной песенки, где речь также шла о незаконной любви: «Давай оставим все как есть: счастливых Бог не судит. Давай оставим все как есть — и будь что будет!» По поэтическому качеству с «Доктором Живаго», конечно, сравнивать рука не поднимается, а вот по попытке выстроить теологию, оправдывающую грех, два текста вполне сопоставимы — и к ним можно присоединить множество других, прежде всего поэтических, ставящих перед собой ту же задачу.
Впрочем, нельзя сказать, что он совсем не пытается поступить в соответствии с нравственными нормами. В какой-то момент он объявляет Ларе, что решил открыться Тоне и вымолить у нее прощение, а их встречам положить конец. Однако совсем скоро решимость его тает, он опять красивыми словами и благородными намерениями возвращает себе «право на грех»: «Вдруг простейшая мысль осенила Юрия Андреевича. К чему торопиться? Разоблачение будет сделано. Однако где сказано, что оно должно произойти сегодня? Еще не поздно отложить объяснение до следующего раза. Тем временем он еще раз съездит в город. Разговор с Ларой будет доведен до конца, с глубиной и задушевностью, искупающей все страдания. О как хорошо! Как чудно! Как удивительно, что это раньше не пришло ему в голову!

При допущении, что он еще увидит Антипову, Юрий Андреевич обезумел от радости». И сам не заметил, что, вопреки своему твердому решению признаться Тоне и покончить с тяжелым положением, уже вновь чает не финального объяснения, а продолжения отношений с Ларой: «Он все снова пережил в предвосхищении. Бревенчатые закоулки окраины, деревянные тротуары… Как он любит эти знакомые домики по пути к ней! Так и подхватил бы их с земли на руки и расцеловал!.. Дверь отворит в темное закутанная фигура. И обещание ее близости, сдержанной, холодной, как светлая ночь севера… подкатит навстречу, как первая волна моря, к которому подбегаешь в темноте по песку берега».

Впрочем, действительно ли не заметил? Или просто в очередной раз воспринял свое чувство как нечто прекрасное и потому дозволенное, оправданное?

Как бы то ни было, этот момент являлся очередным судьбоносным выбором — мысленно вернувшись к Ларе, Юра навсегда предал Тоню. «Ответ» последовал незамедлительно: появившиеся из леса партизаны взяли его в плен. Жену он действительно больше никогда не увидел. Тосковал он по ним обеим одинаково и одновременно — и даже не чувствовал всей неуместности этого: «О Тоня, бедная девочка моя!.. Тоня, вечный укор мой и вина моя! Лара, мне страшно назвать тебя, чтобы вместе с именем не выдохнуть души из себя».

Эта странная логика сочетания несочетаемого проявляется и в дальнейшем поведении Юры: в плену он беспокоился о своей семье, периодически пытался разузнать, что с ними, а когда обрел свободу, пошел не к ним, а к Ларе. И, найдя в заветном тайничке ключ от ее квартиры и записку, ему адресованную, отметил нечуткость любимой женщины: почему же она ничего не написала о судьбе его семьи, как будто не понимая, насколько это для него важно! И, огорчившись этим, не заметил другого, обличающего его собственную нравственную нечуткость: Лары не было дома, потому что, как объяснила она в записке, она пошла встречать его в Варыкино (место, где он жил с семьей), уверенная, что, освободившись, Живаго первым делом пойдет туда, к семье.

Встретившись, Юрий и Лара решают, что при первой возможности он поедет в Москву и разыщет там свою Тоню с детьми. Успокоившись на этом благом намерении, они начинают жить вместе. При этом — опять эта странная логика греха! — когда они едут в Варыкино, то решают не ночевать в доме, где раньше Юра жил с семьей, потому что, как отмечает Лара, это было бы неправильно, нехорошо: «Речь… не о вашем доме. Жизнь в нем была бы для тебя действительно немыслима. Вид опустелых комнат, укоры, сравнения. Разве я не понимаю? Строить счастье на чужом страдании, топтать то, что душе дорого и свято. Я никогда не приняла бы от тебя такой жертвы». Как будто подобающая обстановка способна нивелировать сам факт измены.

Та же странная подмена происходит и в сознании Живаго. Глядя на спящую Лару, он испытывает необъяснимое с этической точки зрения ощущение чистоты и богоданности всего происходящего: «Он видел головы спящих Лары и Катеньки на белоснежных подушках. Чистота белья, чистота комнат, чистота их очертаний, сливаясь с чистотою ночи, снега, звезд и месяца в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну, заставляла его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования. «Господи! Господи!» — готов был шептать он. — «И все это мне! За что мне так много? Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной?»

Не только переназвать грех каким-то высоким словом, словно отменяющим его греховность, но еще и подвести его под Божественное покровительство, — тоже прием, весьма распространенный в художественной культуре, как высокой, так и массовой. Вспоминаются строчки из какой-то современной эстрадной песенки, где речь также шла о незаконной любви: «Давай оставим все как есть: счастливых Бог не судит. Давай оставим все как есть — и будь что будет!» По поэтическому качеству с «Доктором Живаго», конечно, сравнивать рука не поднимается, а вот по попытке выстроить теологию, оправдывающую грех, два текста вполне сопоставимы — и к ним можно присоединить множество других, прежде всего поэтических, ставящих перед собой ту же задачу.

Однако встречается в русской культуре и другое. На недосягаемой высоте стоит лаконичный отказ от измены из «Евгения Онегина» («Но я другому отдана…») — на это способны немногие, подпавшие под очарование страсти (Татьяна-то действительно выстрадала свой отказ от книжных идеалов Великой Любви). Но есть планка пониже: хотя бы не романтизировать грех и называть вещи своими именами: «Не смотри на меня с печалью:/Час прощанья пробит./Мы же знали про все вначале,/Только делали вид,/Что не чувствуем чужой боли/И что Бог нас простит/За классический треугольник/И за слезы обид» (Игорь Тальков).

В «Докторе Живаго» позиция Юры — поэтизация греха, акцентирование не этической, а эстетической его стороны, — выступает на первый план. За этим легко не услышать иной оценки. А она в романе есть. Например, Миша Гордон, вместе с которым Юра подростком увлекался проповедью целомудрия, в конце романа обращается к Живаго со словами увещевания: «…согласен ли ты, что тебе надо перемениться, исправиться?.. Ты должен привести в ясность твои дела с Тонею, с Мариной. Это живые существа, женщины, способные страдать и чувствовать, а не бесплотные существа, носящиеся в твоей голове в произвольных сочетаниях». Но Юра не способен услышать этих слов, он совершенно искренне не понимает, в чем его внутренняя неправота перед первой и третьей женой: «Я рад, Гордон, что ты защищаешь Марину, как прежде был всегда Тониным защитником. Но ведь у меня нет с ними разлада, я не веду войны ни с ними, ни с кем бы то ни было».

Позиция Живаго не игра, не бегство от реальности в мир придуманных слов и чувств, а какое-то искажение нравственного чувства или, быть может, полное его отсутствие. Даже по отношению к Ларе, которую он, кажется, так любил, Живаго поступает безответственно и жестоко. Комаровский, который поломал жизнь Лары, совратив ее еще в подростковом возрасте, вновь появляется в ее жизни в тот момент, когда им обоим, Ларе и Живаго, угрожает опасность. Он предлагает им безопасное бегство из города, где, по его словам, им уже вынесен приговор. Ларе это бегство нужно, чтобы спасти жизнь ее и дочери, Живаго помимо этого еще и для того, чтобы суметь выехать за границу и соединиться с семьей. Живаго не соглашается — он не поедет с ним, с тем, кто когда-то соблазнил Лару. Казалось бы, это решение Юры продиктовано кодексом чести — но чести, понятой весьма своеобразно. Своим отказом Юра не только повторно бросает семью (возможно, в этом действительно есть какая-то нечистота — воспользоваться для соединения с Тоней услугами Лариного соблазнителя). Он бросает и Лару, уверяя, что присоединится к ним позже, и тем самым отдает ее вновь в руки того, кто уже однажды поломал ей жизнь, оставляя ее, в угоду ложно понятых «красоты» и «некрасивости» поступков, без своей защиты и опоры.

Лара не обвиняет его в этом. Не обвиняет его ни в чем и автор. Но само развитие событий, запечатленное Пастернаком, ставит Живаго перед лицом немых обвинителей, невинных жертв его поступков — брошенных им детей.

Предательство первого, Саши, Живаго еще ощущает и мучительно переживает. Ему даже снится символический сон, обличающий его неправоту: «Он находился в Москве, в комнате перед запертою на ключ стеклянною дверью, которую он еще для верности притягивал на себя… За дверью бился, плакал и просился внутрь его мальчик Шурочка… Позади ребенка, обдавая его и дверь брызгами, с грохотом и гулом обрушивался водопад испорченного ли водопроводаили канализации… Обвал и грохот низвергающейся воды пугали мальчика до смерти. Не было слышно, что кричал он… Но Юрий Андреевич видел, что губами он складывал слова: «Папочка! Папочка!» У Юрия Андреевича разрывалось сердце. Всем существом своим он хотел схватить мальчика на руки, прижать к груди и бежать с ним без оглядки куда глаза глядят. Но, обливаясь слезами, он тянул на себя ручку запертой двери и не пускал мальчика, принося его в жертву ложно понятым чувствам чести и долга перед другой женщиной, которая не была матерью мальчика и с минуты на минуту могла войти с другой стороны в комнату».

Предательство второго ребенка Живаго тоже замечает: думая об оставленной им Тоне, он все время упускает из виду о том, что она ждала ребенка и уже должна была его родить. Каждый раз ловя себя на этой забывчивости, он казнит себя за нее: «…он строил догадки о них одну другой ужаснее. Вот Тоня идет полем во вьюгу с Шурочкой на руках. Она кутает его в одеяло, ее ноги проваливаются в снег, она через силу вытаскивает их, а метель заносит ее… о, но ведь он все время забывает, забывает. У нее два ребенка, и меньшого она кормит… Обе руки ее заняты и никого кругом, кто бы мог помочь. Шурочкин папа неизвестно где. Он далеко, всегда далеко, всю жизнь в стороне от них, да и папа ли это, такими ли бывают настоящие папы?». Показательно, что он называет себя Шурочкиным папой — второго ребенка он уже не воспринимает как отец. И действительно, он его (точнее, ее) никогда не увидит.

Двоих дочерей от третьей «жены», Марины, Живаго оставляет уже без всяких мук совести, лишь обеспечив их финансово: «Он сообщал им, что в целях скорейшей и полной переделки своей судьбы хочет побыть некоторое время в одиночестве, чтобы в сосредоточенности заняться делами».

И наконец, пятого ребенка он предает, даже не узнав о его существовании, обманом заставив Лару уехать с Комаровским и даже не вспомнив о ранее высказанном ею предположении о возможной беременности. Этому посвящены самые загадочные страницы романа, где ничего не сказано впрямую, но по косвенным признакам, по отдельным репликам Лары, брата Юры Евграфа Андреевича и рассказу самой Татьяны Безочередовой, мы можем догадаться, что эта девушка — дочь Живаго и Лары, о рождении которой отец не подозревал, а мать, оставленная Юрием без защиты, не видя другого выхода, отдала ребенка на воспитание сторожихе Марфе.

«Бедные современные дети, жертвы нашей цыганщины, маленькие безропотные участники наших скитаний», — думает Живаго, глядя на несчастную Катеньку, дочь Лары от Антипова. Перед этим ребенком виноват не он — Катю бросил собственный отец, бросил также в угоду собственных романтических идеалов: «…я пошел на войну, чтобы после трех лет брака снова завоевать ее … под чужим, вымышленным именем, весь ушел в революцию, чтобы полностью отплатить за все, что она выстрадала… И они, она и дочь были рядом, были тут! Скольких сил стоило мне подавлять желание броситься к ним, их увидеть!» В итоге он так и не увидел жену и дочь, придя слишком поздно, когда они уже уехали. Нужна ли была эта жертва? Антипов в этом не сомневается. Лара же как-то с болью проговаривается Живаго: «…если бы время повернуло вспять. Если бы где-то вдали, на краю света, чудом затеплилось окно нашего дома с лампою и книгами на Пашином письменном столе, я бы, кажется, на коленях ползком приползла туда. Все бы встрепенулось во мне. Я пожертвовала бы всем. Даже самым дорогим. Тобою». Но при этом, зная, что муж жив, даже пытаясь встретиться с ним, Лара принимает правила этой сложной, без нужды запутанной игры — и вступает в связь с Живаго, пытается наладить с ним и Катенькой подобие семейного быта.

Такими несообразностями, моральными искажениями пронизан весь роман. В какой-то момент даже теряешься от их нагромождения, не можешь понять, почему герои не слышат, не видят, не понимают самых очевидных вещей, как будто они перестали быть людьми, утратили какое-то очень важное душевное качество. Но стоит вчитаться повнимательнее, и становится понятно, что причина всех этических срывов и несоответствий коренится в страшной ошибке новой теологии, звучащей со страниц романа, — в разъединении и противопоставлении этического и эстетического начал бытия: «…я думаю, что если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка… До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии — нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорил притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что общение между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому что она значительна».

Если считать, что красота может быть внеморальной, то приходишь к тому трагическому расколу в жизни человека, который и показывает нам роман Пастернака: на одной чаше весов — философские идеи, высокие слова, вдохновенные описания, апелляция к Божественному промыслу, преклонение перед красотой жизни и попытки ее религиозного осмысления. А на другой — горькие плоды философии внеморальной красоты: преданные женщины, брошенные дети, поломанные судьбы…

Некоторый недостаток «Доктора Живаго» в том, что связь между первым и вторым не так очевидна, и есть риск увлечься первым и не связать его со вторым, между тем как смысл романа не в талантливом описании красоты, как таковой, и морали, как таковой, а в указании на необходимость для человека неразрывного единства красоты его жизни и ее нравственной основы.

“Анна Каренина” – роман с современной тематикой, главная тема которого – измена Анны супружеской верности, из-за которого она отвергнута обществом и крайне трагически заканчивает жизнь. Параллельно с ее собственной судьбой мы наблюдаем за ее разрушительными отношениями с Вронским и историей любви Левина и Китти, основанной на бескорыстии.

Сюжет разворачивается в 70-х годах 19 столетия в России, и, несмотря на то, что герои романа живут в одном и том же месте, их судьбы не зависят друг от друга.

Один из основных вопросов, поднятых в романе – приемлемое и неприемлемое поведение мужчин и женщин в обществе, из-за чего роман часто сравнивают с “Мадам Бовари” Флобера. Оба романа затрагивают одни и те же темы, и одной из них является несчастная судьба женщины, нашедшей счастье, но порицаемой обществом.

Толстой, так же как и Флобер, использует в романе рассказчика, который знает все, комментирует события и является посредником между героями и читателями.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, где каждая семья играет важную роль для всего сюжета. Помимо всего прочего Толстой затрагивает темы, условно разделяемые на счастье-грусть, богатство-бедность.

Упомянутые выше темы больше всего относятся к двум персонажам, наиболее противопоставленным друг другу в романе. Анна символизирует высший свет и богатство, в то время как Левин скромен и стремится к мирной семейной жизни.

Помимо параллельности сюжетных линий, структуру романа так же можно представить в виде кольца. В первую очередь это отражается во взаимоотношениях и постоянных противоречиях персонажей (Левина, который влюблен в Китти, которая любит Вронского, которому, в свою очередь, нравится Анна).

Роман заканчивается тем же вопросом, что и в начале – темой измены супружеской верности. Несмотря на то, что в “Анне Карениной” есть сюжет, вопрос остается открытым.

В конце романа различия между Анной и Левиным становятся все меньше, а бескорыстная и чистая любовь Левина и Китти (в отличие от Анны и Вронского) сталкивается с трудностями. Конец романа касается актуальной темы существования счастливой семьи.

“Анна Каренина” – весьма противоречивый роман, так как в нем говорится о лицемерии и обществе, предвзято относящемся и осуждающем любую измену в браке, даже если брак существует только формально, а между супругами уже давно ничего нет.

Жанр: роман

Время: 70-е гг. XIX века

Место событий: Россия

Анна Каренина пересказ

Роман начинается с приезда Анны в дом своего брата, Стивы Облонского. Жена Стивы – сестра Китти, Долли, узнает об измене мужа, и семья рушится. Стива ждет приезда Анны как своего спасения. Анна убеждает Долли простить мужа.

У Анны высокий статус в обществе. Она очаровательна, общительна, всеми любима. Она очень любит своих племянников и сына и умело решает возникающие конфликты.

Левин – небогатый помещик, влюбленный в богатую княжну Китти, которая, в свою очередь, надеется на помолвку с графом Вронским. Разочарованный ее отказом, он едет в Москву, чтобы посвятить себя работе.

Вронский знакомится с Китти, но, к ее разочарованию, он совершенно не заинтересован в женитьбе. На балу он влюбился в Анну, что привело Китти в отчаяние. Врачи предложили родителям Китти увезти ее за границу, и они отправились в путешествие.

В Германии Китти выздоровела, забыла про Вронского и нашла новых друзей. По возвращению она принимает повторное предложение Левина, и они женятся. Несмотря на ревность и неуверенность Левина, они счастливы в браке. Китти весьма сострадательно заботится об умирающем брате Левина Николае.

В дальнейшем у Китти появляется сын, благодаря чему она становится еще счастливее, в то время как Левин пытается найти себя даже после свадьбы. Он находит спасение в религии, но в глубине души чувствует, что только Китти способна поддержать его.

Взаимоотношения Анны и Вронского совершенно противоположны. Анна замужем за Алексеем Александровичем Карениным, занимающим высокий пост в министерстве. Ее отношения с мужем совершенно бесчувственны, так как Анну подавляет его рациональность и холодность.

После признания Вронского в любви Анна пытается скрыться и уехать, но Вронский следует за ней, и они встречаются практически ежедневно. По распространяющимся слухам узнает об этом и муж Анны. Он просит Анну держать ее отношения в секрете в расчете избежать публичного скандала, но она совершенно его не слушает.

Вскоре Анна беременеет от Вронского и сообщает ему эту новость перед скачками. Потрясение от новости приводит к несчастному случаю. Видя это, Анна не в силах больше сдерживать свои чувства.

По пути домой Анна открыто признается мужу в измене, однако он отказывается дать ей развод. Он запрещает Вронскому и Анне встречаться в их доме. Проходят месяцы страданий, пока Вронский уговаривает Анну бросить мужа. После рождения девочки она умоляет мужа о прощении. Он снова принимает ее и новорожденную дочь. Эти новости настолько шокируют Вронского, что он пытается застрелиться.

В конце концов Анна все же решает уехать с Вронским. Она забирает дочь, но муж запрещает ей взять с собой горячо любимого сына. Вронский и Анна уезжают в Италию и какое-то время счастливы, но со временем Анна все больше скучает по сыну, что заставляет ее вернуться в Россию. В сопровождении Вронского она подъезжает к дому, где узнает, что ее сыну сообщили об ее смерти.

В высшем обществе Анна больше не пользуется успехом. Несмотря на то, что Вронский стал более влиятельным благодаря ей, они едут к нему в усадьбу в деревню.

Вронский осознает, что его дочь носит фамилию Каренина, и снова просит Анну развестись с мужем. Он все больше и больше задумывается о карьере и той жизни, которой он пожертвовал ради Анны. Она все более ревнива и жаждет вернуть обратно свою прежнюю жизнь и статус в обществе. Со временем она становится еще истеричнее и начинает принимать морфий. В глубокой депрессии она бросается под проходящий поезд. Вронский, не в силах больше оставаться в этом обществе и пережить ее смерть, добровольно уезжает на фронт в Сербию.

В романе мы видим два совершенно разных типа отношений. Любовь Китти и Левина строится на доверии, в то время как бурные отношения Анны и Вронского – на эгоизме и чувстве собственности. Анна была отвергнута обществом из-за измены (в то время измена не считалась серьезной ошибкой, но тем не менее ее предпочтительно было хранить в секрете). Но притворяться и скрывать чувства к Вронском Анна не могла и не хотела, в результате чего давление общества и заставило ее совершить самоубийство.

Главные герои: Анна Каренина, Вронский, Левин, Китти

Анализ персонажей

Анна Аркадьевна Каренина – главная героиня романа. Она интеллигентная, умная, красивая женщина, позволившая чувствам взять верх над разумом. Показывая нам ее “слабость”, Толстой задает вопрос, действительно ли она виновата и справедливо ли обвинять человека за его чувства.

В тот момент, когда Анна полюбила Вронского, она была прекрасно осведомлена о своем исключении из высшего общества и полном осуждении. Никто не принял бы в расчет, счастлива она в браке или нет. Однако, по ее мнению, ничто не могло сравниться с настоящей любовью.

Несмотря на то, что ее чувства общество принять не могло, она не собиралась скрывать их или притворяться верной своему мужу. Это показывает, что она вела себя более высокоморально, чем другие женщины, так как она несла полную ответственность за свои действия без ложного притворства в попытках сохранить свой статус.

Толстой описывает Анну как человека с сильным характером, которого весьма сложно осуждать из-за ее принципов. Она очень выделяется среди толпы лицемерных людей.

Решение оставить мужа ради Вронского выглядит вполне естественно и по-человечески. Именно поэтому Анна воспринимается как героиня, а не моральная преступница.

Со временем ситуация меняется, чувства замещаются ревностью и сомнениями. Анна становится более нервной и эгоистичной, ее мучают угрызения совести. Можно придти к выводу, что ее смерть спровоцирована ее собственными моральными мучениями, а не давлением общества.

Левин – помещик, описанный вначале как человек с сильным характером как Анна, уверенный, что смысл жизни человека – свое собственное счастье. Он считает так, пока не встречает Китти. После свадьбы он понимает, что этого не всегда достаточно, чтобы жизнь имела смысл.

Его простота и небольшой консерватизм приносят Китти безопасность и спокойствие, но в их чувствах нет романтической страсти, которую Китти когда-то испытывала к Вронскому.

Левин относится к тому типу людей, которые не могут быть счастливы, зная, как много людей вокруг несчастны, зная, что дворяне живут как паразиты, а крестьяне бедствуют. Физический труд всегда был частью его жизни; Левин прекрасно осознаёт, что живя только лишь для себя, человек не может быть счастлив.

Вронский – молодой красивый офицер, который живет беззаботной жизнью до встречи с Анной. По сюжету романа он из безответственного человека превращается в того, кто способен сделать все ради любимой и даже берет ответственность за ребенка. Но ничто не вечно, и когда он и Анна сталкиваются с трудностями, Вронский, несмотря на любовь, начинает жалеть об утраченной карьере.

Несмотря на то, что прямой связи между Вронским и самоубийством Анны нет, нельзя сказать, что он не имел отношения к этой трагедии. Он не сдержал обещание, данное Анне, и произошло это в результате желания быть обычным человеком. Пока Вронский пытался быть самим собой, Анна все больше убеждалась, что стала для него обузой.

Китти – княжна из Москвы, влюбленная во Вронского. Отец не одобряет ее чувств, считая Левина более подходящей кандидатурой. Однако сначала Китти отказывает Левину, ожидая предложения от Вронского.

Отвергнутая Вронским, Китти жалеет о своем отказе Левину. Проведя некоторое время за границей, она становится более сильной морально. Ее брак с Левиным крепок и стабилен.

Непорочность Китти не могла сравниться с Анной, очаровавшей Вронского. Китти словно предначертано стать верной женой, в то время как Анна стремится достичь чего-то большего в жизни.

Лев Толстой биография

Лев Николаевич Толстой – русский писатель, родивший в 1828 г. Он один из великих писателей в реализме своего времени. Сын помещика-землевладельца, Толстой осиротел в 9 лет и обучался в основном учителями из Франции и Германии.

В 16 лет Толстой поступил в Казанский университет, но достаточно быстро разочаровался в учебе и был отчислен. После бесплодной попытки улучшить жизнь крепостных в своем имении, он едет в Москву, где попадает в высшее общество.

В 1851 Толстой попадает в полк к своему брату на Кавказ, где впервые встречает казаков. Далее он с искренней симпатией описывает их жизнь и быт в романе “Казаки”, опубликованном в 1863. Также во время своей службы Толстой завершает два автобиографических романа, которые внезапно получают широкую огласку и одобрение.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Толстой пропагандирует образование крестьянам, открыв местную начальную школу.

В 1862 он женится на Софье Андреевне Берс из московской светской семьи. В течение следующих 15 лет у него появилась большая семья с 19 детьми. В то же время он опубликовал два наиболее известных своих романа, “Войну и мир” (1869) и “Анну Каренину” (1877).

В беспристрастном романе “Исповедь” Толстой описывает свое духовное волнение и начинает долгий путь к моральному и общественному покою. По его мнению, он заложен в двух принципах Евангелия: любовь ко всем людям и сопротивление искушению дьявола. Живя в самодержавной России, Толстой бесстрашно критикует социальное неравенство и беспрекословный авторитет государства и церкви. Его дидактические очерки, переведенные на множество языков, завоевали сердца людей во многих странах из всех сфер жизни, многие приезжали к нему в Россию, ища совета.

В возрасте 82, мучимый несоответствием между своими убеждениями и барским укладом жизни, а так же бесконечными ссорами с женой, он поздно ночью покидает усадьбу. Через 3 дня он тяжело заболевает и умирает 20 ноября 1910 г. на железнодорожной станции. После смерти его высоко ценят в мире за удивительно высокие моральные принципы. Его произведения продолжают вдохновлять и сегодня.

­Отношения с мужем Анны Карениной

Немало книг написал Лев Николаевич Толстой, некоторые из которых стали в буквальном смысле мировой классикой. Сегодня его романы экранизируют не только в нашей стране, но и за рубежом, причисляя их к лучшим творениям девятнадцатого века. Одним из таких всемирно-популярных произведений является роман «Анна Каренина», написанию которого автор посвятил около четырех лет. Роман был написан сразу после применения крестьянской реформы и потому охватывает не только семейные, но и бытовые вопросы.

Главная героиня произведения умная, одаренная, утонченная замужняя женщина, образец привлекательности среди петербуржского бомонда — светская львица Анна Каренина. Супруг Анны высокопоставленный чиновник. Пара хорошо известна в широких кругах, поэтому слухи об увлечении Анны представителем «золотой молодежи» Алексеем Вронским не могли пройти бесследно. Муж Карениной, Алексей Александрович, поначалу старается не замечать этой перемены в семейной жизни, но по воле происходящих событий, не может далее закрывать глаза на роман своей жены.

Каренин был человеком уважаемым, так как занимал одно из важнейших мест в министерстве. Женился он в период своего губернаторства после умелых интриг тетушки Анны. Та поставила его в такое положение, якобы он скомпрометировал юную девушку и теперь обязан на ней женится. Поколебавшись, Каренин все-таки сделал ей предложение. В супружестве он старался дарить как можно больше любви и внимания Анне. Она же понимала, что не любит его, и дарила единственное, что могла предложить в ответ — а именно уважение. У них подрастал сын Серёжа. Все изменилось в семье Карениных после встречи Анны с графом Вронским. Алексей в Петербурге считался завидным женихом: и красив, и богат, и образован. Поначалу его сулили в женихи к Китти Щербацкой, но с тех пор, как он познакомился с Анной, ни о какой другой женщине он и думать не мог.

Анна долго сопротивлялась этой страсти и всячески избегала Алексея, но чувства оказались сильнее и через год они уже были любовниками. Об этом судачили в высшем свете Петербурга, что конечно не укрылось от глаз Каренина. Переломным моментом стал эпизод со скачками, где граф Вронский упал со своей лошади и сильно ушибся. Анна настолько неприкрыто выразила свое отчаяние, что ее мужу ничего другого не оставалось, как немедленно увезти ее домой.

После этого события она открыто попросила у Алексея Александровича развода, в чем он ей отказал. Он предпочел наказать супругу за измену и приговорить ее к соблюдению лживой видимости семейной жизни. К этому он еще добавил угрозу разлуки с сыном, после чего Анна оказалась в двусмысленном и весьма нелегком положении.

Отношения с мужем не наладились у нее и потом после многих перемен в их жизни. Анна все же стала жить с графом Вронским, осуждаемая всеми своими знакомыми. Когда она была беременна, и чуть было не умерла в родовой горячке, Каренин искренне жалел ее и даже испытывал радость оттого, что удалось спасти ее и ребенка. Со временем он даже был готов дать развод, понимая и принимая связь Анны с Вронским. Но в дело вмешалась известная спиритка — княгиня Мягкова. Она­ убедила Алексея Александровича из религиозных соображений не давать развода распущенной жене. Возможно, именно этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу страданий Анны.

Незадолго до смерти ей удалось повидаться с сыном. В его день рождения она тайно приехала с визитом. Её удручала разлука с сыном, утрата честного имени, несчастье, которое она доставила мужу, косые взгляды знакомых. Все эти тяготы толкнули Анну под колесо поезда. Она просто не справилась с навалившимися на нее страданиями. Одной из причин такого финала стал, конечно же, отказ Алексея Александровича понять и простить ее. И в этом смысле окончательно разладившиеся отношения с мужем сыграли ключевую роль. Героиня Толстого, несомненно, была человеком нравственным. Она так и не смогла быть счастливой, сделав несчастными других.

см. также:
Другие сочинения по произведению Анна Каренина, Толстой

Характеристики главных героев произведения Анна Каренина, Толстой

Краткое содержание Анна Каренина, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Данилов А.В. 1

1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

1. Бурмистров И.А. Женщины и наркотики через призму криминологического осмысления // Nauka-Rastudent.ru. – 2015. – № 2 (14). – С. 23.

2. Лев Толстой. Анна Каренина. Текст произведения. Источник: Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5, 6. – М.: Лексика, 1996.

3. Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача // Education, forward!: международный научно-образовательный форум «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации»: материалы форума. – М., 2015. – С. 459–464.

4. Петрова С.М. Роль «знаковых» слов в художественном тексте как форма активизации познавательной деятельности обучающихся // Актуальные проблемы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». – 2014. – С. 15–16.

5. Петухов К.М. и соавт. Роль студенческого научного кружка в интегрированном подходе к формированию личности будущего врача // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации: материалы II международной научно-практической междисциплинарной интернет-конференции. северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. – 2015. – С. 42.

Написание эссе чрезвычайно важно для всестороннего развития студента и формирования клинического мышления . При анализе литературного произведения необходимо выявлять ключевые и знаковые слова, что поможет лучше понять его идею . Обращение на заседаниях СНК «Терапия» к междисциплинарным связям (медицина и литература) поможет будущему врачу в его профессиональной деятельности .

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Его литературные произведения всемирно известны, они оказали сильное влияние на общество. Роман «Анна Каренина» был написан в переломное время для России, когда жизнь в России менялась на глазах, это все очень ярко и отчетливо отразилось в его романе. «Анна Каренина» – роман о любви, семейных ценностях, материнстве и социальном строе .

Анна наделена самыми положительными человеческими чертами: она общительна, она понимает других, сочувствует, открыта для всех, но безжизненные глаза мужа показывают, каким видела героиня действительность. Каренин был всей ее жизнью, она видела жизнь его глазами, полными тоски и одиночества. Темой одиночества пропитан весь роман, любовь является причиной этого одиночества, любовь для Анны превращается в смерть. Любовь Анны и Вронского обречена с самого начала на одиночество, этому предшествует гибель человека под колесами поезда в день их знакомства – это прообраз гибели героини и гибели любви.

На меня роман «Анна Каренина» произвел большое впечатление и вызвал противоречивые чувства. С одной стороны ее можно осудить за измену своему мужу и разлуку со своим сыном, что является постыдным и неприемлемым, но с другой ее жалко, судьба Анны полна трагизма. Она, как мне показалось, стала заложницей общественных принципов и мнений светских людей, которые не хотели и не пытались ее понять. Жизнь ее в романе сталкивается с очень тяжелыми и иногда унизительными случаями, которые могли сломать любого человека. Анна была виновата только в том, что полюбила Вронского, и за это она расплатилась своим положением в обществе, где ее посчитали женщиной «павшей», потерявшей себя.

В первый раз морфин Анне дали, когда она страдала после родов. В романе пишется «Дайте морфину. Доктор! Дайте же морфину. Боже мой, Боже мой!…». В следующий раз она стала употреблять капли, важным составляющим которых был морфин «Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню…». Она принимала эти капли, когда не могла уснуть из-за мыслей о том, что будет, если Вронский разлюбит ее «И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее…». По мере развития сюжета видно, что Анна пристрастилась к морфину, она все чаще и чаще прибегала к этим каплям, которые, якобы, отвлекали ее от плохих мыслей и помогали заснуть «Вечер прошел счастливо и весело при княжне Варваре, которая жаловалась, что Анна без него принимала морфин…». Что такое морфинизм? Это пристрастие к употреблению морфия . Человек, чувствуя боль в какой-нибудь части тела или общую слабость, ищет успокоения в этом средстве. Когда действие морфина прекращается, боль возвращается, но в еще более сильной степени. Так же, и в случае Анны, появляется слабость, тоска и неспособность адекватно воспринимать действительность. Она начинает зацикливаться на своей ревности, и сама придумывает любовниц Вронскому, что в итоге сводит ее с ума. Анна ищет успокоения в морфине, она принимает его тогда когда мысли начинают ее душить. Она все чаще и чаще прибегает к морфину и тем самым начинается привыкание, которое заставляет Анну хотеть все больше и больше, но это невозможно, так как она принимает его внутрь. Вследствие этого начинается ломка, которая проявляется в ее эмоциональной стабильности, она начинает беспочвенно ревновать Вронского, постоянные перепады настроения, на фоне этого частые ссоры. У нее появляются бредовые идеи, в порыве ярости во время ссоры она говорит: «Ты скоро пожалеешь…», она решается убить себя для того, чтобы Вронский понял кого он потерял и пожалел ее. В романе очень хорошо описано с какими мыслями она едет на вокзал, какие эмоции управляют ею, такое чувство, что все что ее окружает становится ей безразличным, серым, невзрачным.

Все люди противны ей, она не может понять их. Это состояние можно объяснить депрессией, которая развилась на фоне нехватки морфина, все то, что она чувствовала после принятия морфина: умиротворение, спокойствие, легкость, сменяется тоской, гневом и чувством страха.

Я считаю, что Анна стала жертвой общественных стереотипов, принятых в те времена норм поведения. Она не смогла смириться с участью «павшей», опозоренной женщины. Любовь стала для нее величайшим счастьем, но в то же время, трагедией ее жизни. Это роман с очень глубоким смыслом, который показывает истинно любящую женщину, способную пожертвовать многим ради любви, пойти ради любви на все, против общества и даже против жизни.

Библиографическая ссылка

Данилов А.В. ТЕМА МОРФИНИЗМА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 527-528;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *