Ангельский мир и его иерархия

Ангельский мир и его иерархия

Иерархия Ангелов

О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати.

***

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена:

Серафимы, Херувимы и Престолы.

Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим — значит «пламенный».

Херувимы имеют полноту видения и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.


Престолы — эти Ангелы столь возвышенны и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое правосудие.

***

Ко второму лику относятся ангелы средней иерархии.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти.

Господства — учат земных правителей уму-разуму, а так же справляться с чувствами и вождлениями.

Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека.

Силы- они могут справиться с силами дьявола.

Силы — Ангелы, исполненные Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса.

Власти — могут творить чудеса и наделять даром ясновидения. Ангелы на картинке наделяют чудесным даром праведника.

Власти — Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

***

Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина:

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начальства и начала, которые управляют силами природаи физического мира.

Начала — чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).

Архангелы — великие благовестники Таин Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) — светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, -семь. В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. Архангел Михаил — первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия — диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами — служителями Божиими и злыми духами — ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. Архангел Гавриил — провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и

слова Божия.

3. Архангел Рафаил — изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом.

Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим».

4. Архангел Уриил — Архангел света и огня Божия — изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Архангел Селафиил — Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Архангел Иегудиил — «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой.

Венец — для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Архангел Варахиил — Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы.

Ангельский мир

В начале творения, когда ещё не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых Ангелов. Слово «Ангел» означает «вестник». Основное предназначение Ангелов — возвещать людям волю Божию.

С. Г. Рункевич *

Ангелы Божии

Ангел — с греческого ἁγγελος — вестник, название бестелесных разумных духов. Некоторые из этих духов возмутились против Бога и превратились в злых ангелов. В наказание за это они низвергнуты были в ад. Это — диаволы. Другие остались верными Богу, Который утвердил их в благодати, и дал им небесное блаженство. Это — добрые ангелы, которые и называются ангелами по преимуществу. Ангелы в Библии называются различными именами. Обычное название их есть вестник (по-еврейски — малак, по-гречески — ἁγγελος). Они называются также ангелами Божиими (Иов. 1, 6; 2, 1), святыми (Дан. 8, 13), живущими на небесах (Матф. 18, 10), воинством небесным (2 Езд. 9, 6), духами (Пс.

150 6; Евр. 1, 14). Святое Писание, кроме того, говорит о различных чинах ангельских. Это херувимы (Быт. 3, 24; Исх. 25, 22; Иезек. 10, 1—20), серафимы (Ис. 6, 2), начальства, власти, господства (Еф. 1, 21; Кол. 1, 16), силы (Еф. 1, 21), престолы (Кол. 1, 16), архангелы (1 Фесс. 4, 16; И Иуд: 9). В Библии упоминаются также и три собственных имени ангелов: Гавриил, «Бог есть сила» (Дан. 8, 16; 9, 21; Лук. 1, 19, 26), Михаил, «кто как Бог»? (Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 9; Апок. 12, 7), Рафаил, «Бог исцеляет» (Тов. 3, 16). В 3 книге Ездры еще упоминаются ангелы Иеремиил (4, 36) и Уриил (5, 20), а раввины признавали имена еще и других ангелов; собственно же Святое Писание передает нам только три имени: Гавриил, Михаил и Рафаил. Существование ангелов отрицали саддукеи (Деян. 23, 8), которые вообще отвергали духовность души и воскресение тела. Христианская церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, о которых часто говорится в Новом Завете, хотя некоторые древние учители более или менее и погрешали касательно их сущности. Так, Ориген, следуя Платону и подражая Филону, утверждал, что природа ангелов не отличается от природы наших душ. Он думал, что ангелы именно и были посланы в тело в наказание за проступки. В новейшее время рационалистические экзегеты не признают существования ангелов, и поэтому различно объясняют то, что в Библии говорится о мире ангельском. Одни думают, что нашего понятия об ангелах не было у иудеев до плена вавилонского; что они заимствовали его у вавилонян, и оно вошло у них в народную веру; что сам Спаситель и евангелисты не принимали этого верования, хотя и пользовались простонародными выражениями (См. Освальд, Angelologie, 2-е изд., 1889, р. 6). Другие думают, что иудеи сначала были политеистами; по мере того, как они сделались монотеистами, они стали считать ангелов своего рода низшими богами по сравнению с Иеговой; и последние сделались, вследствие этого, Его посланниками и исполнителями Его воли среди людей, а Иисус Христос и писатели Нового Завета усвоили это понятие (Haag. Theologie biblique, Париж, 1870, §§ 96, 108, 121, 132). Эти новейшие теории не выдерживают ни малейшей критики, и свидетельство древнейших книг Библии находится в полном противоречии с ними.

Ангелы весьма часто выступают в повествованиях первых книг Библии, — Бытия, Иисуса Навина и Судей. Из приписываемых ими действий видно, что на них смотрели, как на существа личные, и что они в действительности были таковыми. Так, ангел дважды являлся Агари в пустыне, и говорил с нею (Быт. 16, 7; 21,17); ангелы предсказали Аврааму о рождении Исаака, и вывели Лота из Содома (19), ангел воспрепятствовал Аврааму заклать своего сына (22, 11, 12); Иаков, заснувши, видел ангелов, которые восходили до неба по лестнице и сходили с нее (28, 12); ангел являлся Валааму и указывал ему, что делать (Числ. 22); ангел, с мечом в руке, обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним против неприятеля (И. Нав. 5, 13—15); ангел напоминал народу о благодеяниях и желаниях Божиих (Суд. 2, 13); ангел передал Гедеону поручение освободить народ (Суд. 6, 11—23); ангел возвестил о рождении Сампсона (Суд. 13). Эти ангелы, без всякого сомнения, существа, одаренные разумом и волей, и в то же время они выступают и в других книгах Библии. В Новом Завете рассказывается о подобных же явлениях Захарии, Пресв. Деве, праведному Иосифу, пастухам вифлеемским, святым женам после воскресения. Спаситель говорит, что ангелы малых детей видят лице Божие (Матф. 18, 10); Он говорит об ангелах, которые будут присутствовать на страшном суде, и отделят добрых от злых, об ангелах, которые обитают на небесах и которым уподобятся избранные (Матф 22, 30; Марк. 12, 25). Было бы долго перечислять все эти видения и все эти свидетельства; достаточно и приведенных примеров, чтобы показать, что писатели первых книг Библии и книг Нового Завета считали ангелов вполне действительными личностями.

Что касается природы этих личностей, то она недостаточно объясняется в древних книгах Библии. В то же время Пятикнижие и последующие книги дают нам много черт, которые более или менее характеризуют их. Им отнюдь не приписывается природа человека. Без сомнения, они часто принимают человеческий вид, и по этому поводу иногда называются людьми; но как скоро в них узнают ангелов, то природа их считается совершенно особой. Кроме того, самый способ, как они являются и исчезают, показывает, что они имеют природу свыше-человеческую. Но природа ангелов чисто ли духовная? не имеют ли ангелы телесности? Теперь это истина, которая определяется с несомненностью; но, как мы сказали выше, некоторые отцы сомневались в этом. Св. Писание выражается по этому предмету довольно ясно. Хотя оно рассказывает об их явлениях людям в человеческом виде, однако не говорит, что им свойственно иметь тело. Говоря о душе или духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, оно никогда не говорит о духе ангелов; оно просто называет их духами (Евр. 1, 14; Апок. 1, 4; сн. Матф. 8, 16; Лук. 10, 20). Иов говорит, что они не имеют, подобно нам, тел, составленных из земли (Иов. 4, 18, 19). По другим текстам, они невидимы (Кол. 1, 16); только по видимости они принимают пищу, которую предлагают им люди (Тов. 12, 19); они не имеют никакого плотского сношения (Матф. 22, 30). Сыны Божии, о которых говорится в Быт. 6, 2, и которые входили в связь с дочерьми человеческими, это не ангелы, а потомки благочестивого Сифа. Библия передает о различных чинах, на которые поделяются ангелы, и на этом основана книга «Небесная иерархия», приписываемая св. Дионисию Ареопагиту. Она разделяет ангелов на три иерархии, которые сами в свою очередь разделяются на три чина. Первая иерархия состоит из серафимов, херувимов и престолов; вторая — из господств, сил и властей; наконец, третья — из начальств, архангелов и ангелов. Ангелы составляюсь безчисленное множество. Иаков (Быт. 28, 12) видел, как они во множестве восходили на небо и сходили с него и позже также встретил их целое воинство (Быт. 32, 2). Пророк Даниил (7, 10) говорит, что миллионы («тысячи тысяч») ангелов служили Ветхому деньми, и миллиарды («тьмы тем») находились в Его присутствии. Спаситель говорил Своим апостолам (Матф. 26, 53), что Он мог бы получить от Своего Отца более двенадцати легионов ангелов. В посл. к Евреям. 12, 22, и в Апокалипсисе 5, 11, даются цифры, показывающие, что число этих блаженных духов неисчислимо. Некоторые отцы и церковные писатели пытались определить эту цифру, основываясь на различных соображениях. Они, напр., прилагали к ангелам и людям притчу о пастыре, который оставляет 99 овец, чтобы поискать сотую, заблудившуюся в пустыне (Матф. 18, 12; Лук. 15, 4). Отсюда они заключают, что число ангелов в девяносто-девять раз больше, чем число людей. Что касается творения ангелов, то Библия не дает на это достаточных данных. Но в первом стихе книги Бытия: «в начале Бог сотворил небо и землю», под словом небо обыкновенно понимают и сотворение ангелов. Что касается вопроса о том, с какого собственно времени существуют ангелы, то многие отцы церкви, как Василий Великий, Григорий Назианзин, Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Иларий, бл. Иероним, думали, что ангелы сотворены задолго или, по крайне мере, раньше материального мира. При этом они ссылаются на изречение в книге Иова, 38, 4—7, где говорится, что когда сотворена была земля, то ангелы хвалили Бога. Многие отцы и учители церкви, и между ними св. Епифаний, бл. Августин, думали, что ангелы сотворены в тоже самое время, как и земля, но до сотворения человека. Приведенное изречение в книге Иова не предполагает в действительности, что ангелы сотворены были раньше земли, а только, что они присутствовали при шестидневном творении.

Ангелы являются слугами Божиими, которыми Он пользуется для осуществления Своих велений. Конечно, он не имеет нужды в них, но по Своей благости, предоставляет им часть Своих дел. Для этого Он предоставил всем существам известные естественные силы. Пользуясь служением людей для преподания нам богооткровенных истин и сообщения благодати таинств, Он пользуется также и служением ангелов для исполнения планов Своего ІІромышления, в естественном или больше в сверхъестественном порядке. Оп поручал этим блаженным духам защищать праведных (Пс. 90, 11—13; Евр. 1, 14); расстраивать козни демонов (Тов. 8, 3); возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12, 12); отводить душу в загробную жизнь (Лук. 16, 22); им же Он предоставляет дело отделения добрых от злых на последнем страшном суде (Матф. 13, 49). К каждому из людей приставлен ангел для помощи ему в добрых делах. Поэтому такой ангел обыкновенно называется ангелом хранителем. Вера в ангела хранителя была уже у первых христиан, потому что когда ап. Петр, чудесно освобожденный из темницы, явился к христианам, то они удивлены были, и говорили друг с другом, что это ангел (Деян. 12, 15). Сам Спаситель подтвердил это верование, говоря (Матф. 18, 10), что ангелы младенцев непрестанно видят лице Божие. Каждый народ также имеет своего особого ангела, который служит его хранителем. В книге Даниила (10, 13, 21), упоминается об ангеле греков и ангеле персов. Кроме того, по переводу LXX (Втор. 32, 8), Бог разделил землю на народы по числу Своих ангелов. И многие писатели заключали отсюда, что каждый народ имеет своего ангела хранителя. Ангелом народа иудейского был Михаил (Дан.10, 13, 21, 12, 1; Иуда, 9), который теперь является особым покровителем церкви вселенской (Апок. 12, 7), за которую он воинствует. Отсюда довольно естественно было думать, что и поместные церкви каждая имеет своего ангела хранителя. Это мнение весьма распространенное. Есть толкователи, которые думают, что св. Иоанн в начале Апокалипсиса обращается к ангелам семи церквей Азии; но те, кого он называет ангелами в этом месте, суть епископы этих церквей, как это доказывают делаемые им укоры. Верование в ангелов хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало у персов, греков и других народов. Стефан первомученик (Деян. 7, 53) и ап. Павел (Евр. 2, 2; Гал. 3, 19) говорят, что закон и откровение Моисеевы даны были иудеям чрез ангелов. Ап. Павел пользуется при этом случаем показать превосходство христианского откровения, которое принесено было в мир Сыном Божиим лично (Евр. 1).

Ангелы, как сказано выше, часто являлись людям. Между явлениями, о которых говорится в Ветхом Завете, много таких, где являющийся называется Ангелом Иеговы или «Ангел Господень» (Быт. 16, 7; 21, 17; 22, 11, 15; Числ. 22, 32; Суд. 2, 1, 4, и друг.). Часто та самая личность, которая называется ангелом, впоследствии называется Богом. Так напр., в Быт. 18, когда Господь явился Аврааму, последний увидел трех лиц, а в последующем рассказе эти лица выступают то как несколько, то как одно; два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются ангелами; а одно остается с Авраамом и называется Господом. Равным образом Бог, или (по еврейскому тексту) ангел Божий (Исх. 3, 2), явился Моисею в горящей купине, и св. Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то ангелом, то Богом (Деян. 7, 31— 35). Отсюда возникает вопрос, не был ли ангел этих видений сам Бог. По этому вопросу существуют различные мнения, которые можно разделить на три класса. Большинство отцов думало, что во всех этих видениях является не ангел, а сам Бог, и эти видения были предвосхищением воплощения. Другие видели в некоторых из этих видений Троицу, особенно в трех ангелах, посетивших Авраама: некоторые, наконец, видели в этом видении проявление единого Бога, который обнаруживает единство естества в трех божественных лицах, в том видении, где Бог заявил, что имя Его Иегова, что Он есть Бог Авраама, Исаака и Иакова; но обыкновенно думали, в первые четыре века церкви, что под видом ангелов появлялся Сын Божий, и таким образом предвосхищал Свое воплощение. Это мнение мы находим у свв. Иринея, Иустина, Оригена, Тертуллиана, св. Кирилла александрийского, Евсевия кесарийского, Киприана, Кирилла иерусалимского, Златоуста, Илария, Епифания, Григория Нисского, Григория Назианзина и св. Амвросия.

Вержбицкий, Невидимый духовный мир — мир ангелов («Странник» 189(5, стр. 481 — 491); Архим. Алексей, Об ангелах хранителях (Приб. к твор. св. Отец, 1849, № VIII); Матвеевский, Мнения святых отцов и учителей церкви о природе духов («Странник» 1864, № 11); ??? О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому («Странник» 1863, ноябр.); Епископа Феофана, Душа и ангел не тело, а дух, Москва, 1891 г. 210 стр. А. Глаголев, Ветхозав. Библейское учение об ангелах. Киев 1900.

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории,
секретарь Священного Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, столб. 700. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

Епископ Васильсурский Варнава (Беляев).

Основы искусства святости. Том 1

§ 2. Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов

Выводы (об ангелоявлениях)

Прежде всего сущего, то есть видимых неба и земли, прежде даже самого времени, — Бог творит ангельский мир.

«Еще ранее бытия мира, — говорит святой Василий Великий1, — было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — …разумные2 и невидимые природы…»

Также утверждает и блаж. Августин3: «Мир духовный (ангелов) превыше времени, потому что, будучи сотворен прежде всего, предваряет и сотворение самого времени… Мы не усматриваем никакого времени ни раньше их, ни в них самих, потому что они всегда наслаждаются лицезрением Бога».

Так думать заставляют: Быт. 1, 12; Иов. 38, 7 (перевод LXX: παντες αγγελοι του Θεου = Евр. 1,6; Быт. 32,1: οι αγγελοι του Θεου).

Святой Симеон Новый Богослов4 говорит, что ангелы «задолго»5 до сотворения прочих тварей были произведены Богом.

* * *

Православно верующему христианину надлежит помнить следующие главные мысли о существе ангельском6.

• «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель».

• Ангел неспособен к раскаянию, потому что бестелесен. «Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела».

• Чем для людей служит смерть, тем для ангелов служит падение. «Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти».

• «Ангелы — вторые, постигаемые только умом, светлы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения».

• «Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле и, посылаемые Богом на землю, они не остаются на небе. Но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны.

Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным — которым Бог пожелает, чтоб они являлись, — не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому как могут видеть смотрящие. Ибо по природе и в собственном смысле неограниченно только то, что несозданно. Ибо всякое создание ограничивается создавшим его Богом».

• Что касается их природы, то ангелы не принимают вида так, как тела, и не имеют троякого измерения.

• «Они трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу».

• Ангелы будущего не знают, но если пророчествуют, то при содействии благодати Божией, «когда Бог открывает им и повелевает предсказывать». Поэтому то, что они говорят, сбывается.

• В браке они не имеют нужды, так как не подвержены смерти.

• Ангелы обладают великой силой (ср.: 4 Цар. 19,35; Мк. 16, 3-5) — но, конечно, относительной (Пс. 71,18) — и имеют одно занятие: воспевать хвалу Богу и служить божественной Его воле.

Когда ангелы являются по повелению Божьему людям, то они принимают самый разнообразный вид7, смотря по надобности (Быт. 3, 24; 18, 2 след.; Нав. 5, 13; Тов. 5, 5-6; Дан. 10, 5-6; Мф. 28, 3; Откр. 4, 6-8, и др.). В это время они принимают на себя образ и все свойства изображаемых ими сущностей: ходят, летают, сидят, говорят, слышат, осязают, обоняют и проч. Но православно мыслящему нужно твердо и постоянно помнить — на основании вышеуказанных догматических положений, — что все это ими делаемое есть приспособление к нашей дебелой природе и немощному уму, не могущему мыслить иначе, как в трех измерениях, тогда как ангелы не подлежат ограничению последними8. Не принимая почему-либо в соображения это обстоятельство, человек может впасть в большие ошибки, запутаться в противоречиях и навлечь на себя тысячу зол9.

Когда являются ангелы людям, то те видят не существо ангельское, ибо естество их, как бестелесное10, видеть нельзя, а только образ, принятый ими на время и взятый в очертаниях, доступных нашему пониманию11. А когда, по особому Промыслу Божию, люди удостаиваются освободиться от тяготы наших земных понятий и измерений и видеть в раю вещи и лица так, как они есть, то тогда, возвратившись духом на землю, святые ничего не могут рассказать о том, что они видели, и ясно почему — потому что на человеческом языке нет понятий, соответствующих небесным, и самый рассудок наш (с духом не смешивать) неприспособлен к тамошним созерцаниям (2 Кор. 12, 4). Потому-то еще ученик самого апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит, настоятельно убеждал верных не принимать слов Писания о небесных вещах в буквальном смысле.

«Нужно, — говорит божественный муж, — чтобы мы не представляли грубо небесных и богоподобных сил имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов и звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов или с птичьими крыльями; равно не воображали и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Свящ. Писанием под многоразличными таинственными символами (Иез. 1, 7; Дан. 7, 9; Зах. 1, 8; 2 Макк. 3, 25; Нав. 5, 13). Богословие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа». И в другом месте говорит подобное: «Быть может, иной в самом деле подумает, что небо наполнено множеством львов и коней, что там славословия состоят в мычании, что там стада птиц и других животных, что там находятся низкие вещи, что ведет к неверному, неприличному и страстному»12.

Итак, неужели человеку нельзя видеть потусторонние вещи, как они есть, без приспособлений? Можно. Но для этого надо очиститься от страстей. Залоги, седалища их находятся в нашей плоти; уничтожь их, сделай при помощи Божией так, чтобы тело ни в чем, ни в малейшей части, и ни на одну минуту13 не влияло на дух, и тогда узришь потусторонний мир, будешь читать чужие мысли (то есть видеть души окружающих), узришь бесов и ангелов. В этом заключается свойство прозорливости. О таком уме говорится в святоотеческих книгах, что он прозорлив. Но, конечно, как теперь не самую сущность материальных вещей мы видим, а их свойства лишь воспринимаем (так называемая «вещь в себе», кантовская Ding an Sich, для нас неизвестна), так и тогда не самое естество душ мы будем постигать — это доступно только Божественному Духу, одному Богу, — а их свойства, настроения, чувствования.

«Совершенно очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, — говорит св. Иоанн Лествичник14, — хотя не самое существо ее, но в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования». Также св. Исаак Сирин: «Души же, пока осквернены и омрачены, не могут видеть ни друг друга, ни себя самих, а если очистятся (от страстей) и возвратятся в древнее состояние, в каком созданы, то ясно видят сии три чина, то есть чин низший их (бесовский), чин высший (ангелов) и друг друга»15.

Но так как вообще человеческое «душевное око проницательно и прекрасно (в переводе Афанасия Критского, λαμπρα, «светло»), так что после бесплотных существ (ангелов) оно проницательностью превосходит всякий вид тварей», то «посему часто и те, которые побеждаются страстьми, могут познавать мысли в душах других от великой любви к ним, особенно же когда они не погрязают в плотских сквернах»16 (ибо простой помысл и воспоминание о мире помрачают ум — разумеется духовный).

Хотя это прозрение не то, что бесовское «ясновидение» медиумов, но, конечно, оно и не то, что духовное зрение святых, которые видят души людей на громадное расстояние (на несколько дней пути). Так, Афанасий Великий, стоя однажды на молитве, видел душу преп. Аммуна, возносимую ангелами после смерти на небо17.

Служение горних чинов складывается из двух сторон: из послушания их Богу на небе и на земле.

Примечания:

1. Творения. Ч. 1. М., 1891. С.10. Беседы на Шестоднев. Беседа 1.

2. Разумные, или умные силы — часто встречающееся выражение у святых отцов. Употребляется оно не в противоположность «глупому», «неразумному», а в противовес «вещественному», «телесному».

3. Творения. Т. 1. Киев, 1907. Исповедь, XII, 15. Цит. по: Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Путь, 1917. С. 200, прим. 3.

4. Божественные гимны. С. 179. Гимн XL.

5. Ср.: «Нашему миру не исполнилось еще и шести тысяч лет (разумеется до того времени, когда жил блаж. Иероним). А сколько, должно полагать, и до него протекло вечностей, сколько времен, сколько неисчетных веков, в продолжение которых ангелы, престолы, власти и прочие силы служили Господу и существовали по воле Его, без всякого измерения и перемены времен» (Блаж. Иероним. Толкование па главу 1 Послания ап. Павла к Титу). Также и много других отцов говорили о домирном существовании ангелов: Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин и др. См.: Макарий, митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 385 и след.

6. Нижеследующие десять пунктов принадлежат св. Иоанну Дамаскину, подлинному выразителю православного церковного учения. См.: Точное изложение… С. 45-49, 50-51. Кн. 2. Гл. III. Об ангелах. Гл. IV.

7. Особенно много примеров (из Свящ. Писания и житий святых) собрано в книге: Игнатий (Брянчанинов), еп. Слово о смерти и прибавления к нему. СПб., 1881. С. 163 и след.; см. также: Калмет А. О явлении духов. Тайны загробного мира. Перевод с немецкого. 1877. (См.: Дьяченко Г., прот. Духовный мир. М., 1900. С. 226 и след. Отд. VIII. Гл. 1.)

8. Посему ангелов может быть в одной комнате, келье сотни, тысячи, как, например, при погребении Богоматери.

9. Это может случиться не только с мирскими людьми, которые, вообще говоря, в богословии совершенно несведущи, тем более если они неверующие (ср.: Степанов И. Благочестивые (читай наоборот. — Еп. В.) размышления об аде и рае, бесах и ангелах, грешниках и праведниках и о путях ко спасению. М., 1920. С. 55, 67, 81-82), но и с лицами, глубоко начитанными в богословских творениях, однако прельстившимися своею мыслью, ибо нет ничего легче, как любимые и горячо исповедуемые идеи незаметно для себя довести до крайности.

См. книжку еп. Игнатия (прим. 7) и необходимые поправки на нее (без них лицам, несведущим в богословии, читать ее нельзя) у еп. Феофана Затворника в книге: Душа и ангел не тело, а дух. М., 1913.

10. Можно, разве, допустить при этом еще только тонкую, так сказать эфирную, оболочку (ср.: св. Василий Великий. Творения. Ч. 2. М., 1891. С. 36, 271. Толкование на Исайю 1, 11; 10, И). При этом св. отец называет демонов «бесплотными» (буюмбфпт), но, во всяком случае, духовность существа ангельского остается непоколебимой. Ангел — дух, а не тело. Ср.: Феофан, еп. Письма. Вып. 2. М., 1898. С. 4; Вып. 7. М., 1901. С. 255.

11. Ведь и мы свой им, точнее душу или дух, не видим и формы его не знаем (так как хотя сама душа не вмещается в наших трех измерениях — потому и нельзя сказать, в какой части тела она находится и как соединена с ним, но, пока в теле, мыслит только в рамках этих трех измерений), а ведь ангел есть чистый, беспримесный к какой-либо вещественности ум (притом очищенный, просветленный, могучий ).

12. Св. Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. Гл. 2, § 1 и 2. Цит. по: Игнатий, еп. Слово о смерти… С. 241. Ср.: св. Макарий Великий. Слово «О любви». Гл. 13; св. Исаак Сирин. Слово 55.

Сведения из других святых отцов и подробное развитие этих мыслей см. в книге: Феофан, еп. Душа и ангел…С. 65-67, 87-94. Объяснение того, каким образом невещественный ангел может принимать вещественный вид, например «толкать», «касаться» человека (3 Цар. 19, 5, 7; Деян. 12, 7), «есть» (Быт. 18, 8), откуда-то брать «посохи» (Суд. 6, 21), «мечи», «одежды» и прочее, см. там же. С. 153-156.

13. «Если по нерадению нашему, — говорит великий тайнозритель св. Симеон Новый Богослов, — мы имеем хотя малый некий помысл или раздумие неверия, или двоедушия, или боязни за себя, или другую какую страсть, или имеем пристрастие к чему-либо временному, то, конечно, не удостоимся иметь в душе своей обитателем Бога и не взойдем на высоту такой славы» (Творения. Т. 2. С. 60. Слово 57). Св. отец рассуждает о вселении в человека Св. Троицы, как о факте, который для него яснее дня, — и подумать только после этого, что есть много людей, которые и в самую Св. Троицу не верят. Горе роду нашему!

14. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 192. Слово 26, 96.

15. Св. Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 69. Слово 17.

16. Лествица. С. 193. Слово 26, 100.

17. См.: св. Исаак Сирин. Творения. С. 69-70, где выяснены многие новые подробности относительно духовного зрения трех чинов (ангельского, человеческого, то есть душевного, и бесовского) и показано, как каждый из них видит друг друга, когда и при каких обстоятельствах.

Значение имени Ангел

Краткая форма имени Ангел. Анги, Ангили, Гуля, Анхелито, Хело, Анджелино, Гела, Лино, Линуччо, Лалло, Лилло, Лиллино, Джино, Желу, Же, Анелек, Андя, Аделик, Ангелко, Ачо, Анго, Анджо.
Синонимы имени Ангел. Эйнджел, Энджел, Анхель, Анжело, Ангелос, Ангелус, Анж, Анджей, Анже, Анджело, Ангель.
Происхождение имени Ангел. Имя Ангел православное, католическое, греческое.

Имя Ангел образовано от позднелатинского мужского имени Angelus, которое дословно означает «ангел» и происходит от греческого «ангелос» – «вестник, ангел». Также есть вариант перевода – «вестник радости».

В православных святцах есть только мужские формы этого имени – Ангелий и Ангелис, а в католических значится также и женская форма этого имени – Анжела. В русскоязычных странах более распространены женские имена Анджела или Анжела, заимствованные из итальянского языка. Также существует и женское имя Ангел, Ангела.

Ребёнок растёт подвижным. Ангел стремится со всеми дружить и общаться, всегда в хорошем настроении, любит знакомиться. Со взрослыми он ведёт беседы о смысле жизни, чем вызывает у них умиление. Умеет просить прощенья и признавать свои ошибки. Его главные черты – это честность и справедливость. С возрастом характер Ангела сильно не меняется. Он всегда отстаивает справедливость.

Он пользуется успехом у противоположенного пола. Этому способствует его умение красиво ухаживать за женщиной. Обладатель имени Ангел интересный человек, наполненный страстью любовник и внимательный поклонник. Его темперамент даёт ему возможность встречаться сразу с несколькими женщинами. Ангел очень осторожно относится к выбору супруги. Официально узами брака связывает себя достаточно поздно. Свою женщину Ангел всегда делает счастливой, поэтому и брак его складывается удачно.

Ангел легко делает карьеру, он специалист в своей профессиональной области. Его преданность идеям, компетентность по всем профессиональным вопросам и авторитет среди коллег помогает Ангелу достаточно быстро занять пост руководителя.

Свободное время Ангел любит проводить с семьёй на природе. Для работы в саду у него не хватает терпения, ему нравится отдыхать в лесу, собирая грибы, или рыбачить на водоёме.

Ангел не ищет мимолётных связей на стороне. Свои случайные похождения он редко обсуждает даже с близкими друзьями, не любит, когда его обсуждают.

Мужчины с этим именем, отмечающие свой день рождения весной или летом, обладают различными талантами. Не у каждого из них получается реализовать себя как личность. Но Ангелы, рождённые зимой или осенью, способны на все сто процентов реализовать свой личностный потенциал. Они обладают упрямым, сильным и настойчивым характером. Такие обладатели имени Ангел находят своё место в обществе и добиваются больших успехов. Огромная целеустремлённость помогает им достигать желаемого результата. В такие моменты он уделяет всё своё время работе и не способен уделять достаточно времени жене и детям.

>Именины Ангела

Ангел празднует именины 15 января, 6 февраля, 12 апреля, 5 мая, 13 августа, 14 сентября, 10 октября, 10 ноября, 16 декабря.


Известные люди с именем Ангел

  • Ангел Йордэнеску ((род.1950) бывший румынский футболист, нападающий, ныне работает в румынском парламенте)
  • Ангел Богданович ((1860 — 1907) русский публицист и критик)
  • Ангел Крстев (чешский хоккеист, защитник)
  • Анжело Д’Арриго ((1961 — 2006) итальянский авиа-спортсмен-новатор, пилот-дельтапланерист, обладатель нескольких мировых рекордов; орнитолог, широко известный своими совместными полетами со стаями перелетных птиц)
  • Анхель Сааведра ((1791 — 1865) испанский писатель и политический деятель, герцог)
  • Ангел Иванов Марин ((род.1942) болгарский государственный и военный деятель, генерал-майор, вице-президент Болгарии (с 2002 года))
  • Анж-Жак Габриэль ((1698 — 1782) французский архитектор, имевший чин Первого королевского архитектора)
  • Анжело Мариани, Анже-Франсуа Мариани ((1838 — 1914) французский химик, работавший в лаборатории в Нёйи-сюр-Сен. Мариани получил широкую известность в 1863 году как создатель и организатор производства кокаинового вина «Vin Mariani», которое считается предшественником современной кока-колы. Мариани, организовавший массовый импорт листьев коки, стал первым, кто сделал продукт доступным широкой публике. Основными потребителями вина Мариани были представители европейской знати, в частности, члены многих королевских фамилий. Папа Римский Лев XIII, повсюду носивший собой фляжку «Мариани», наградил Анжело Мариани золотой звездой Ватикана. Вино Мариани было запрещено в начале Первой мировой войны. Лабораторный комплекс Мариани и его Кока-салон были разрушены в 1947 году.)
  • Анджело Бендинелли ((1876 — 1942) итальянский оперный певец (тенор))
  • Анджоло дель Санто ((1882 — 1938) итальянский скульптор)
  • Анхель Сааведра, герцог Ривас ((1791 — 1865) испанский писатель, поэт и политический деятель)
  • Анжелу Монтейру ((род.1942) бразильский поэт)
  • Ангел Червенков ((род.1964) болгарский футбольный тренер)
  • Ангелус Силезиус, Силезский Ангел ((1624 – 1677) собственное имя — Иоханнес Шефлер, немецкий поэт-мистик)
  • Анж-Феликс Патассе ((1937 — 2011) центральноафриканский государственный и политический деятель, премьер-министр (1976 — 1978) и президент Центральноафриканской Республики (1993 — 2003). Был смещен в ходе гражданской войны лидером повстанцев Франсуа Бозизе.)
  • Анже Копитар ((род.1987) профессиональный словенский хоккеист. Является первым словенским хоккеистом, вышедшим на лёд в НХЛ.)
  • Анже Йереб ((род.1974) основатель и креативный директор рекламного агентства «Kaffeine Communications» на Украине, управляющий партнер группы коммуникационных компаний «Индустрия Коммуникаций». Пропагандист социально ответственной рекламы, активный борец за повышение качества украинской рекламы в целом.)
  • Анджей Вайда ((род.1926) знаменитый польский режиссёр театра и кино)
  • Анж Франсуа ((1800 — 1867) бельгийский художник, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Сын художника Пьера Жозефа Селестена Франсуа, в ателье которого и обучался до поступления в Академию изящных искусств в Брюсселе. Большая часть созданного Анжем Франсуа утрачена. Представление о некоторых из них можно получить по сохранившимся литографиям. Начиная с 1830-х в творчестве Франсуа становится заметно влияние голландской школы XVII века.)
  • Анджело Дольфини ((род.1978) итальянский фигурист, выступавший в одиночном катании)
  • Анджело Амброджини по прозвищу Полициано ((1454 — 1494) итальянский поэт, гуманист и драматург. Придворный поэт и друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Профессор греческой и латинской литературы во Флорентийском университете, автор поэмы «Стансы на турнир» (1475), пьесы «Сказание об Орфее» (1471). По заказу Лоренцо Медичи написал произведение «О заговоре Пацци» (1478).

    Своё прозвище Полициано («Пульчанский») получил исходя из наименования своего родного городка на латыни)

  • Анджело Перуцци (итальянский футболист, вратарь)
  • Анжело Рокка ((1545 — 1620) итальянский филолог)
  • Анжело Дебарр ((род.1962) французский гитарист цыганского происхождения, исполнитель в стиле джаз-мануш)
  • Анджело Ди Ливио ((род.1966) бывший итальянский футболист, полузащитник)
  • Ангелос Басинас (греческий футболист, полузащитник, экс-капитан сборной Греции)
  • Ангелос Харистеас (греческий футболист, нападающий)
  • Ангелос Сикелианос ((1884 — 1951) греческий поэт и драматург. Сикелианос – один из видных греческих поэтов XX века. Его стихи прославляют национальную историю, религиозный символизм, универсальную гармонию.)
  • Ангелос Терзакис ((1907 — 1979) греческий романист и драматург)

>Совпало ли описание имени? Оставьте комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *